3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Х-35 (3М24) «Уран» — противокорабельная крылатая ракета

Х-35 (3М24) «Уран» — противокорабельная крылатая ракета

Про­ти­во­ко­ра­бель­ная кры­ла­тая ра­ке­та Х-35 (3М24) «Уран» пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния бы­ст­ро­ход­ных ра­кет­ных, тор­пед­ных и ар­тил­ле­рий­ских ка­те­ров и дру­гих над­вод­ных ко­раб­лей во­до­из­ме­ще­ни­ем до 5000 т, дей­ст­вую­щих са­мо­стоя­тель­но или в со­ста­ве кон­во­ев и де­сант­ных от­ря­дов днём и но­чью, в про­стых и слож­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях, в ус­ло­ви­ях ра­дио­элек­трон­но­го и ог­не­во­го про­ти­во­дей­ст­вия.

Х-35 яв­ля­ет­ся доз­ву­ко­вым ле­та­тель­ным ап­па­ра­том, вы­пол­нен­ным по нор­маль­ной аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме с рас­по­ло­жен­ным в ниж­ней час­ти кор­пу­са воз­ду­хо­за­бор­ни­ком тра­пе­цие­вид­но­го се­че­ния ти­па «по­лу­уто­п­лен­ный тон­нель», Х-об­раз­ным рас­по­ло­же­ни­ем кон­со­лей кры­ла и ста­би­ли­за­то­ров. На ра­ке­тах мор­ско­го, на­зем­но­го и вер­то­лёт­но­го ба­зи­ро­ва­ния кры­ло и ста­би­ли­за­то­ры склад­ные. Пла­нер ра­ке­ты — свар­ной, из­го­тов­лен из алю­ми­ние­вых спла­вов. ГСН за­кры­та ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем из стек­ло­тек­сто­ли­та ЭДТ-10кв.

Дви­га­тель­ная ус­та­нов­ка вклю­ча­ет ма­ло­га­ба­рит­ный мар­ше­вый двух­кон­тур­ный тур­бо­ре­ак­тив­ный дви­га­тель ТРДД-50АТ и стар­то­вый твер­до­то­п­лив­ный ра­кет­ный ус­ко­ри­тель, сбра­сы­вае­мый по­сле от­ра­бот­ки (на ра­ке­тах са­мо­лёт­но­го ба­зи­ро­ва­ния от­сут­ст­ву­ет). За­пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при по­мо­щи пи­ро­стар­те­ра. Тя­га — 450 кгс. Диа­метр — 330 мм, дли­на — 850 мм. Су­хой вес — 82 кг.

Сис­те­ма управ­ле­ния — ком­би­ни­ро­ван­ная, вклю­ча­ет инер­ци­аль­ную сис­те­му и ак­тив­ную ра­дио­ло­ка­ци­он­ную го­лов­ку са­мо­на­ве­де­ния АРГС-35 для ко­неч­но­го уча­ст­ка. АРГС-35 обес­пе­чи­ва­ет об­на­ру­же­ние над­вод­ной це­ли; вы­бор це­ли, под­ле­жа­щей по­ра­же­нию; оп­ре­де­ле­ние по­ло­же­ния це­ли по ази­му­ту и уг­лу мес­та, даль­но­сти до це­ли и ско­ро­сти сбли­же­ния с це­лью; вы­да­чу оп­ре­де­ляе­мых ко­ор­ди­нат це­ли в сис­те­му на­ве­де­ния ра­ке­ты. Мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на как при оди­ноч­ном, так и при груп­по­вом при­ме­не­нии ра­кет. Обес­пе­чи­ва­ет на­ве­де­ние ра­ке­ты на цель в сек­то­ре уг­лов по ази­му­ту ±45°, по уг­лу мес­та — от +10° до -20°. Мак­си­маль­ная даль­ность дей­ст­вия — до 20 км. Мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на в лю­бое вре­мя су­ток при тем­пе­ра­ту­ре ок­ру­жаю­ще­го воз­ду­ха ±50°С, при осад­ках с ин­тен­сив­но­стью до 8 мм/ч, вол­не­нии мо­ря до 6 бал­лов.

Для по­лё­та на сверх­ма­лых вы­со­тах (5-10 м, на ко­неч­ном уча­ст­ке — 3-5 м) над по­верх­но­стью мо­ря на ра­ке­тах Х-35 ус­та­нов­лен ра­дио­ло­ка­ци­он­ный вы­со­то­мер РВЭ, со­стоя­щий из бло­ка приё­мо­пе­ре­дат­чи­ка и двух ан­тенн. Он по­зво­ля­ет с вы­со­кой точ­но­стью (до 1 мет­ра) оп­ре­де­лять вы­со­ту по­лё­та ра­ке­ты в пре­де­лах от 1 до 5000 мет­ров, да­же при её ак­тив­ном ма­нев­ри­ро­ва­нии (±15° по кре­ну и ±20° по уг­лу тан­га­жа).

Бор­то­вой ком­плекс управ­ле­ния с ком­би­ни­ро­ван­ной сис­те­мой на­ве­де­ния и ра­дио­вы­со­то­мет­ром по­зво­ля­ют ра­ке­те со­вер­шать по­лёт к це­ли на пре­дель­но ма­лых вы­со­тах с вы­со­кой доз­ву­ко­вой ско­ро­стью. Управ­ле­ние ра­ке­той в по­ле­те, ее ста­би­ли­за­ция на за­дан­ной тра­ек­то­рии и вы­вод в рай­он пред­по­ла­гае­мо­го на­хо­ж­де­ния це­ли обес­пе­чи­ва­ет инер­ци­он­ная сис­те­ма управ­ле­ния.

При об­лу­че­нии РЛС про­тив­ни­ка ра­ке­та мо­жет вы­пол­нять про­ти­во­зе­нит­ные ма­нев­ры «гор­ка» и «змей­ка».

Бое­вая часть — про­ни­каю­щая ос­ко­лоч­но-фу­гас­ная. Мас­са — 145 кг. Под­рыв БЧ про­ис­хо­дит по сиг­на­лам кон­такт­но­го взры­ва­тель­но­го уст­рой­ст­ва при по­па­да­нии в цель или при про­лё­те над це­лью.

Хра­не­ние, транс­пор­ти­ров­ка и бое­вое при­ме­не­ние ра­кет мор­ско­го и на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в транс­порт­но-пус­ко­вом кон­тей­не­ре. В цен­траль­ной час­ти ТПК име­ют пря­мо­уголь­ные шпан­го­уты для объ­е­ди­не­ния их в па­ке­ты и кре­п­ле­ния на пус­ко­вой ус­та­нов­ке. Воз­мож­но по­втор­ное ис­поль­зо­ва­ние кон­тей­не­ра по­сле про­ве­де­ния вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот.

Для авиа­ци­он­но­го ва­ри­ан­та ра­ке­ты Х-35 ис­поль­зу­ют­ся авиа­ци­он­ные пус­ко­вые ус­та­нов­ки (АПУ), ко­то­рые пред­на­зна­че­ны для на­деж­но­го кре­п­ле­ния ПКР к но­си­те­лю и обес­пе­че­ния свя­зи бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры сис­те­мы управ­ле­ния с са­мо­лет­ны­ми или вер­то­лет­ны­ми при­бо­ра­ми сис­те­мы на­ве­де­ния и обес­пе­че­ния ра­ке­ты. В ка­че­ст­ве АПУ мо­гут ис­поль­зо­вать­ся АПУ-78 или АКУ-58.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Х-35 / 3М24 — SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ «Звезда» начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса «Уран» принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР «Экзосет» в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ «Звезда» (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор — В.Н.Бугайский (позже — В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса — Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) — Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Читать еще:  Фотографии МиГ-31Д - программа противоспутниковой ракеты воздушного базирования

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке «Мосаэрошоу-1992».

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Пусковое оборудование:
— наземная полигонная пусковая установка — обеспечивался наклонный пуск из ТПК.

— корабельная пусковая установка 3С-24 с наклонным размещением пакета из 4 ТПК.


Модуль пусковой установки 3С-24 комплекса «Уран» на одном из кораблей (http://forums.airbase.ru).


Пусковые установки 3С-24 комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» Черноморского флота ВМФ России, 24.10.2008 г. (фото — А.Бричевский, http://forums.airbase.ru).

— авиационная АПУ-58 / ПУ-58 разработки МКБ «Вымпел» (источник).
Длина АПУ — 3810 мм
Ширина АПУ — 130 мм
Высота АПУ — 220 мм
Масса АПУ — 185 кг

Ракета Х-35 / 3М24:
Конструкция — Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с двигателем расположенным в хвостовой части ракеты с подфюзеляжным воздухозаборником. Крылья выполнялись складными — с раскрывом после выхода из ТПК на морском варианте ракетного комплекса. Для авиационного применения крыло выполнялось цельным для облегчения конструкции. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.


Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и, вероятно, вертолетного вариантов компоновки (http://www.airwar.ru/).


Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены: 1 — головка самонаведения АГРС-35, 2 — проникающая боевая часть, 3 — инерциальная система управления; 4 — топливный бак, 5 — маршевый ТРДД, 6 — аэродинамические рули, 7 — стартовый РДТТ, 8 — стабилизаторы стартового РДТТ, 9 — рулевые машинки, 10 — механизм подачи топлива, 11 — воздухозаборник (источник).

Система управления и наведение: бортовая система управления — инерциальная с использованием ЭВМ, радиовысотомера и автопилота — одна из первых цифровых СУ в СССР. Отработка цифровой СУ велась на стендах ГосНИИАС (источник). Головка самонаведения — активная радиолокационная АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС». Головной обтекатель выполнен из стектотекстолита ЭДТ-10кв (источник).
Длина — 700 мм
Диаметр — 420 мм
Масса АРГС — 47.5 кг
Зона обзора АРГС:
— по азимуту — сектор 90 град.
— по углу места — от -20 град до +10 град
Дальность захвата цели — 20 км

Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) ракетного комплекса разработана ОКБ «ТемпАвиа», главный конструктор — А.Г.Чумаков (источник). Ввод полетного задания, подготовка к пуску и осуществление пуска автоматизированы.

Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр «змейка» для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели (источник).

Читать еще:  Характеристики 96К6 "Панцирь-С1" - зенитный ракетно-пушечный комплекс

Ракета Х-35У — инерциальная система управления с блоком спутниковой навигации и активно-пассивной РГСН.
Дальность захвата цели — 50 км

По данным на середину 1990-х годов разрабатывался вариант ракеты с тепловизионной ГСН (источник).

Двигательная установка:
— стартовый РДТТ — применяется на всех вариантах ракеты кроме авиационного для пуска с самолетов. На вертолетном варианта РДТТ уменьшен суммарный импульс двигателя.

— маршевый — ТРДД, запуск двигателя после старта производится с помощью пиростартера.

Российский «Гарпун»: какую роль крылатая ракета X-35 сыграла в повышении боевой мощи ВМФ

16 апреля 1984 года Совет министров СССР опубликовал постановление о создании морского комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 (3М24). Головным разработчиком боеприпаса правительство СССР выбрало подмосковное ОКБ «Звезда» (сейчас — ГНПЦ «Звезда-Стрела», входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Предназначение новой ракеты заключалось в эффективном поражении катеров, корветов, фрегатов и эсминцев противника.

Разработка этого оружия стартовала в ответ на появление американской корабельной ракеты RGM-84 Harpoon и успешное боевое применение французской Exocet. 4 мая 1982 года во время англо-аргентинского конфликта вокруг Фолклендских островов малогабаритная ракета Exocet попала в британский эсминец Sheffield.

Французская ракета была выпущена аргентинским штурмовиком Super Etendard. Боеприпас поразил борт корабля, но не взорвался. Попадание Exocet спровоцировало крупный пожар, унёсший жизни 20 моряков. Несмотря на повреждения, Sheffield несколько дней оставался на плаву, но 10 мая всё же затонул.

Данное событие вызвало огромный резонанс в мире. По словам военного эксперта Юрия Кнутова, гибель британского эсминца продемонстрировала, насколько грозным оружием могут быть малогабаритные противокорабельные ракеты.

«На тот момент у ОКБ «Звезда» уже были наработки по противокорабельной ракете нового поколения для вооружения корветов, катеров и самолётов. Однако инцидент с поражением эсминца послужил дополнительным стимулом для начала работ. Не осталось сомнений, что подобное оружие будет востребовано на флоте, особенно для обороны наших берегов и корабельных группировок», — пояснил Кнутов в беседе с RT.

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

Читать еще:  РПГ-4 - ручной противотанковый гранатомёт

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Большую часть пути Х-35 летит на высоте 4—15 м (в зависимости от волнения на море). Это затрудняет её обнаружение радиолокационными средствами и перехват противоракетами. Приближаясь к цели, Х-35 совершает подскок и атакует, выходя из пике. Скорость ракеты дозвуковая — 0,8—0,85 Маха. Х-35 может применяться практически в любых метеоусловиях и в шторм до 6 баллов.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35.

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector