0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Як-28П — барражирующий истребитель-перехватчик

Истребитель-перехватчик Як-28П

История создания истребителя-перехватчика Як-28П

К концу 1950-х г.г. ОКБ-115 А.С. Яковлева имело колоссальный опыт создания фронтовых бомбардировщиков и тяжелых истребителей-перехватчиков. Устаревали самолеты в то время очень быстро, и весь потенциал самолета часто даже не успевал раскрыться к тому времени, когда его уже требовалось списывать из строевых частей по причине устаревания.

Истребитель-перехватчик Як-28П был как раз таки попыткой реализовать «недореализованные» возможности предыдущих машин в серии — перехватчика Як-27 и бомбардировщика Як-28, от которых новый самолет должен был унаследовать лучшие черты.

Двухместный сверхзвуковой перехватчик Як-28П предназначался для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах в большом диапазоне скоростей днем и ночью при любой погоде. На Як-28П была предусмотрена возможность применения стартовых пороховых ускорителей. При включенном форсаже и работающих ускорителях разбег составлял всего около 400 м, что в совокупности с высокой скороподъемностью сокращало время выхода на цель. Для сокращения пробега при посадке из подфюзеляжного хвостового гребня выпускалась штанга с датчиком, после касания которым земли сразу же срабатывала система выпуска тормозного парашюта.

Изначально не предназначен для маневренного воздушного боя, Як-28П был достаточно строг к выучке пилотов, и даже не то, чтоб «строг», а скорее даже «безжалостен». Самолет имел множество аэродинамических особенностей присущих только этому конкретному типу перехватчиков, и плохая подготовка или незнание этих особенностей управления самолетом, нередко приводили к летным происшествиям и катастрофам.

Истребитель-перехватчик Як-28П на аэродроме

Тем не менее, освоившие Як-28П летчики, отзывались о нем очень хорошо. Во-первых, перехватчик отличался довольно просторной и удобной кабиной и был комфортен для пилота, во-вторых, все-таки его оборудование поиска и захвата целей (радиолокационный прицел «Орел-Д») на момент появления, казалось настоящим чудом технике и позволяло уверенно поражать любые цели в огромном диапазоне высот, как с передней, так и с задней полусферы.

Несмотря на все «финты» Як-28П, отказов от полетов на этом самолете у летного состава авиации противовоздушной обороны зафиксировано не было вообще, в авиаполках ПВО его весьма ценили, а особенно хорошо самолет зарекомендовал себя на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и приграничных полках.

В 1961 г. самолет Як-28П впервые демонстрировался на авиационном празднике в Тушино, серийное производство перехватчика («изделие 40») было развернуто уже в следующем 1962 году, однако госиспытания Як-28П с системами вооружения К-8М-1 и К-98 продлились до 1965 г. Впрочем, не смотря на то, что до 1967 г. построили 435 самолетов этого типа (больше, чем базовых бомбардировщиков Як-28!), самолет официально на вооружение принят так и не был, хотя вовсю эксплуатировался частями ПВО и служил добрых 15 лет.

Чертеж истребителя-перехватчика Як-28П

Отличия фронтового бомбардировщика Як-28 и истребителя-перехватчика Як-28П

Хотя внешне обе модификации Як-28 были практически неотличимы друг от друга, все-таки различия между перехватчиком Як-28П и базовым бомбардировщиком Як-28 были довольно сильны, хотя и касались в основном комплекса вооружения.

Главным отличием Як-28 была модифицированная система вооружения К-8М-1, состоявшая из двух ракет Р-8М-1 с тепловой и радиолокационной полуактивной головками наведения, пускового устройства и РЛС «Орел-Д». Хвостовые пушки в варианте перехватчика на самолет не устанавливались. По сравнению с принятым в 1958 г. на вооружение авиации ПВО перехватчиком Су-9 эта система была более совершенной и позволяла производить пуск ракет на значительно большем расстоянии до цели. В перспективе планировалось установить более совершенную систему вооружения К-98, создававшуюся на базе К-8М-1.

Остальное радиотехническое оборудование не отличалось от предыдущих модификаций бомбардировщика Як-28, за исключением дополнительно установленной станции радиокомандного наведения «Лазурь».

Компоновка самолета была взята не с Як-28, а от Як-27К, с тем отличием, что пилоны для ракет располагались не с внутренней стороны мотогондол, а с внешней. Кабины летчика и летчика-оператора имели общий фонарь, управлять самолетом можно было с обоих рабочих мест. На опытной машине первоначально стояли двигатели Р-11АФ-300 в гондолах старого типа. В процессе испытаний более устойчивой работы компрессоров двигателей пытались добиться путем изменения формы центрального тела воздухозаборника.

В процессе доводки опытного истребителя двигатели Р-11АФ-300 заменили на Р-11АФ2-300, установив их в удлиненных гондолах с круглым входным отверстием. Объем четырех внутрифюзеляжных топливных баков по сравнению с бомбардировщиком возрос почти на 2000 л и составлял 6570 л (подвесные топливные баки на перехватчике не устанавливались).

Характеристики Як-28П (НАТО: Firebar)

  • 1х 23-мм двухствольная пушка 2ГШ-23Я (90 снарядов)
  • 2х управляемые ракеты «воздух-воздух» К-8М-1, К-13, Р-30 или Р-60

Характеристики приведены для перехватчика Як-28П

Модернизация истребителя-перехватчика Як-28П

С 28 марта по 6 мая 1966 г. проводились испытания доработанного серийного Як-28П № 0915310 с использованием форсажных режимов на взлете и двухкупольного парашюта на посадке (летчики В.Баранов и С.Петерин). За время испытаний выполнили 14 взлетов и посадок. Длина разбега составляла 950-1075 м, а пробега — 650-750 м. Потребная длина бетонной ВПП равнялась 1280 м. Такие взлетно-посадочные характеристики самолета позволили организовать его базирование на аэродромах с укороченными полосами в труднодоступных районах Крайнего Севера. Доработки стали внедрять на серийные машины.

После запуска перехватчика в серию в ОКБ-115 и на Новосибирском заводе продолжались работы по его улучшению. В 1962 г. была разработана новая модификация самолета Як-28ПМ с более мощными опытными двигателями Р-11АФ3-300, которые имели характеристики, близкие к разрабатываемому Р-13-300. В 1963 г. самолет прошел заводские испытания, в ходе которых летчиками В.М.Волковым и Ю.В.Петровым была достигнута скорость 2400 км/ч. Опытно-конструкторские работы по двигателям, длившиеся несколько лет, завершились внедрением в серию Р-13-300. Однако к тому времени производство Як-28 уже завершалось, и разрабатывать вариант этого двигателя для установки в гондоле под крылом не стали.

Як-28П легко отличить от бомбардировщика Як-28 по отсутствию остекления носовой части самолета

Модернизировать перехватчик пытались и путем совершенствования местной аэродинамики. Для улучшения разгонных характеристик на сверхзвуковых скоростях изменили форму носового обтекателя РЛС, сделав его более вытянутым. Это встретило некоторые возражения со стороны разработчиков локатора, которые боялись ухудшения характеристик станции и комплекса в целом. Однако компромисс все же был найден. Конструкторы боялись ухудшения обзора из-за удлинения носового обтекателя, и опытный перехватчик получил такой же козырек фонаря, как и Як-28Р. Но испытания показали, что старый фонарь можно сохранить.

Важнейшей особенностью этого перехватчика стало усиленное вооружение. На двух дополнительных крыльевых пилонах разместили ракеты ближнего боя Р-3С. Таким образом, общее число ракет достигло четырех. Первоначально дополнительные пилоны располагались между гондолами двигателей и фюзеляжем. Однако пуск Р-3С нарушал нормальную работу силовой установки, и подвеску переместили ближе к концу крыла. Самолет прошел совместные госиспытания в 1966 г., после чего строился серийно, под индексом истребитель-перехватчик Як-28ПМ.

Читать еще:  АЕК-918Г - пистолет-пулемет

В июле 1967 г. Як-28ПМ с удлиненной носовой частью и четырьмя пилонами представили на обозрение на авиационной выставке в Домодедово. На пояснительной табличке было указано, что самолет предназначен не только для перехвата, но может использоваться для нанесения ударов по наземным целям. Однако это не отвечало реальным боевым возможностям самолета. На нем отсутствовало специальное оборудование для таких действий, да и летчики ПВО практически никогда не отрабатывали бомбометание. На том же воздушном празднике впервые в полете были публично продемонстрированы и серийные Як-28П.

Советский перехватчик Як-28П

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Яковлев Як-28

Як-28 – советский реактивный многоцелевой военный самолет, кодифицированный в НАТО как «Пивовар». «Двадцать восьмой» совершил свой первый полет еще в начале марта 1958 года. Выпускался с применением многих возможных модификаций, в частности как бомбардировщик, истребитель, разведчик, учебно-тренировочный самолёт или самолет РЭБ. Его спроектировали благодаря ранее созданному Як-26, который и стал базовой моделью. Як-28 мог стать носителем ядерного оружия. Именно он является первым крупносерийным фронтовым сверхзвуковым бомбардировщиком в СССР. Его выпускали более 10 лет, и производство закончилось только в 1971 году. За всю историю построили 1180 самолетов, а самой распространённой модификацией был Як-28П.

Эксплуатационный период самолета

Впервые уже готовый серийный Як-28Б был продемонстрирован на авиашоу в Тушино в 1961 году. Данный самолет был распространен по всей территории СССР, в ГДР, Польской Народной Республике и в Западной группе войск. В частях разведывательной авиации, авиации ПВО и в эскадрах истребителей-бомбардировщиков Як-28 состоял до 1992 года. ВВС Украины пользовались им до 1994 года.

Хоть модель данного самолета и была одной из самых многочисленных, она все же не являлась официально принятым самолетом для ВВС. Дело в том, что на одном из демонстрационных полетов случился инцидент: самолет, выходя на сверхзвук, распался на части.

В апреле 66 года на самолете Як-28 капитаном Б. Капустиным и лейтенантом Ю. Яновым был совершен подвиг. При полете над Западным Берлином на самолете начались неполадки и отказали моторы. Ценой собственной жизни летчики отвели самолет в сторону, чем спасли много людей. Посмертно их наградили орденами Красного Знамени.

Девятого ноября 1975 года Як-28Б из 668-й БАП приняли участие в перехвате СРК «Сторожевой». Этот приказ поступила после того, как команда проявила вооруженное неподчинение.

В модификации разведывательного самолета Як-28 участвовал в афганской войне.

В эксплуатации воздушная машина была довольно-таки сложной. Даже в условиях отсутствия автоматики в значительной степени Як-28 считался отказным. Еще перед государственными испытаниями были четко оговорены критические способности самолета, включая и штопор, и сложный пилотаж. Несинхронный розжиг и периодическое самовыключение форсажа ставили определенные рамки, поэтому разрешалось производить взлет только на бесформенном максимальном режиме двигателя (МБФР). Во время включения форсажа на период проведения взлета начинался разнотяг, который приводил к катастрофе.

Для защиты от подобной ситуации на самолет установили АК-2А – систему автоматического курса. Она отклоняла руль направления, когда появлялся разнотяг двигателей. Таким образом она парировала разворот аппарата к направлению отказавшего двигателя. Но с практической точки зрения этот автомат был крайне ненадежен в использовании. Из-за него возникло много катастроф.

Также для самолета разработали мощный гидропривод закрылков, поскольку предыдущий был недостаточно сильным. В результате один из закрылков мог попросту на посадке выпуститься не до конца.

Но все же самолет пользовался огромным уважением среди летчиков, поскольку обладал большой тяговооруженностью. Он мог без вооружения произвести взлет практически вертикально.

Также был очень слабым фюзеляж. Конструкция была создана таким образом, что при полной загрузке начинал деформироваться фюзеляж, вследствие чего фонарь нельзя было закрыть до конца. Сначала приходилось сажать пилота со штурманом и лишь потом осуществлять заправку и вооружение.

Конструкция Як-28

Самолет спроектирован как свободнонесущий высокоплан со стреловидным оперением и крылом. Велосипедное шасси с задней и передней подфюзеляжными стойками и двумя дополнительными поддерживающими стойками на законцовках крыла.

В основу силовой установки входили два ТРДФ Р11АФ-300, которые ранее устанавливались на МиГ-21. Это модифицированные двигатели, позже их переименовали в Р11АФ2-300. Их разместили в мотогондолы под крыльями. Топливо вместили в баки (6 штук). Дополнительно подвешивались еще два.

Среди оборудования особо выделяются установленные БРЛС «Инициатива-2», автопилот АП-28К1, усовершенствованный бомбовой оптический прицел ОПБ-116. На разведывательных вариантах устанавливали БЛС «Булат» бокового обозрения. Некоторые экземпляры оборудовались радиодальномерной станцией «Лотос» (ДБС-2С) и системой радионавигации РСБН-2 «Свод». Модифицированные Як-28, которые поставляют разные помехи, оснащали станциями «Фасоль», «Сирень-ФШ» и «Букет».

Для разведывательных самолетов предлагалась система по типу АФА. При проведении ночной сьемки использовали фотоаппарат НА-Я7 и 2 фотовспышки СОУ-2.

Практически все варианты, кроме перехватчика, имели расположение штурмана впереди летчика. Его кабина была застекленной. На Як-28П штурман и летчик размещались вместе друг за другом, фонарь также был общим. Для повышения безопасности установили К-5МН и К-7МН – катапультные кресла.

Из вооружения использовали пушку НР-23 (в будущем заменили на ГШ-23), боезапас – 50 снарядов. Бомбы размещали в грузоотсеке фюзеляжа, из-за чего он мог переносить практически любые виды бомб (включая ядерное оружие) весом до 1500 кг.

Вооружение перехватчиков кардинально отличалось. Они не имели ни бомб, ни пушки, но вооружались ракетами Р-8М-1 класса «воздух-воздух», имеющими полуактивную систему наведения, и радиолокационным прицелом «Орел-Д». Потом для лучшей эффективности ракеты были заменены на Р-3С.

Модификации Як-28

Як-28 – базовый серийный вариант фронтового бомбардировщика.

Як-28Б – вариант бомбардировщика с наличием систем «Лотос» и «Инициатива».

Як-28БИ – воздушный агрегат, используемый для картографирования местности. В наличии РЛС «Булат».

Як-28Л – модифицированный бомбардировщик с дальномерной системой наведения «Лотос» ДБС-2С.

Як-28И – в наличии комплексная система управления вооружением: ОПБ-116, АП-28К и БРЛС «Инициатива-2».

Як-28Н – в наличии система вооружения К-28П (2 противорадиолокационные ракеты Х-28).

Як-28Р – разведывательный самолет без вооружения.

Як-28РР – радиационный разведчик.

Як-28ПП – использовался для РЭБ.

Як-28У – применялся как учебный.

Як-129 – первый самолет опытного плана.

Як-28 состоял на вооружении СССР, России, Украины, Белоруссии и Туркмении.

Як-28 характеристики:

Як-28 видео

La «cervecera» yak 28, un jet con unas peculiaridades. únicas tal vez por su diseño. fue bombandero, el primero supersónico. con buena autonomía, en vuelo a baja altura. muy estable, siempre que no superase machc 1, sin embargo la precisión en ataque era mediocre tal vez debido a NO contar con muchas ayudas electrolíticas y de guiado obticas, la versión de reconocimiento fotográfico (diurno y nocturno) fue un éxito, seguramente la mejor plataforma para tal fin, rusa, sirvió en dos conflictos frontera China y Afganistán, en este caso, inclusive lidio contra cazas paquistaníes f16 e iraníes F14 evadiensose siempre entre los Vallés sin sufrir NINGUNA baja o sin derribo, cartografío y actualizó mapas de. todas las carreteras y veredas de Afganistán, controlo las rutas, tanto de día como de noche de los muyadines. apuntó objetivos importantes (centros de mandó y de abastecimiento de los guerrilleros).
Otra versión importante y exitosa fue, la de guerra electrónica, tenía capacidad (demostrada, en Europa central) para nublar y anular tanto al sistema misilistico antiaéreo Hank, como al nique Hércules de los EEUU, también el sistema terrier de los buques de guerra. las fuertes contramedidas y ruido. borraban de los radares inclusive de algunos cazas, las trazas de seguimiento, está versión estuvo en servicios de primera línea. hasta la caída del muro en el 90.
La versión tal vez menos agraciada sin duda fue la de caza. su existencia fue por ser la única plataforma que podía llevar y operar un equipo de radar de onda continúa y misiles radio dirigidos, los Annan con alcances de entre 12 y 28 km. permitiendo la interceptación, en toda condición día y noche. operó en Kazajistán, Ucrania, y en las bases del norte ártico, y zona de los países bálticos, participó en varías interceptaciones. de globos sondas de la nato, y de algun que otro scrammbre, en baja altura y por debajo de mach 1, tenía buena maniobralidad, pero en altura y ha mayor velocidad era difícil de maniobrar con el, buena subida vertical y aceleración, un caza con un mantenimiento en tierra, ciertamente complicado,(todos sus controles eran hidráulicos asistidos, por dos circuitos y dos depósitos) y que no perdonaba los errores en su pilotaje, motores que en cierta altura y en ciertas maniobras no se alimentaban bien por la toma de aire y con ello llegaba la parada, de uno o de los dos motores. en aterrizaje también tenía sus peculiaridades por su tren de bicicleta y carencia de frenos aerodinámicos, asi como por la alta velocidad de toma(nunca por debajo de los 300 km/hora). querido y respetado por muchos pilotos, odiado y temido por otros. esta máquina al igual que OTRAS. las de despegues vtol o stoll, sólo pudieron ser diseñadas y puestas en operación, por esa oficina y ese gran ingeniero jefe que fue Alexander Yakolev. sobre esta oficina siempre recayo los proyectos más complicados (incluso en helicópteros de carga. de doble planta motriz y palas, yak 24) sin duda un genio. que de haber tenido su oficina en otro país( occidental). su fama hubiese sido ENORME.

Читать еще:  Схемы Су-11 - истребитель-перехватчик

ЯК 28 нельзя назвать принципиально новым самолетом. Изначально КБ Яковлева разрабатывало и проводило сборку новой машины, оснастив ее турбореактивными двигателями ВК 11, имевшими повышенную тяговую мощность, но в дальнейшем от их установки пришлось отказаться в пользу упрощенного двигателя ТРТРТ – 300.
В середине 1950 годов тактико- технические требования к самолетам изменялись практически каждые полгода, чему в значительной мере способствовали достижения в двигателестроении.. Поэтому в самый разгар испытаний ЯК 26 было принято решение начать разработку и постройку на его базе нового легкого высотного сверхзвукового бомбардировщика. Самолет должен был оснащаться двумя двигателями Р – 11 – 300 конструкции ОКБ Туманского.
Летом 1956 года Яковлеву поручили разработать вариант самолета под очень мощные двигатели ВК 11, при этом значительно повысились требования – технических характеристик нового бомбардировщика. Всего было построено 737 таких самолетов. Они выпускались в следующих модификациях: фронтовой бомбардировщик, перехватчик, разведчик, учебно – тренировочный самолет. Серийное производство ЯК 28 было завершено в 1971 году.

Я считаю, что самолет Як-28 является успешным военным самолетом за счет великолепных летных характеристик. Наибольшим достоинством этого самолета по праву можно считать скорость, тем более что эго проектировали и создавали для перехвата вражеских самолетов. Не смотря на что Як-28 на сколько я знаю официально не был на вооружении ВВС СССР, все же эго активно и большом количестве изготовляли.

Як-28 потрясающий многоцелевой самолет-универсал

Советский реактивный самолет, разрабатывающийся под кодовым именем «изделие 28», позднее получил название Як-28. Первый полет состоялся в 1958 году, после чего его отправили в серию. За время эксплуатации он получил множество различных модификаций, которые позволили эффективно использовать его для разных целей. Самолет стал первым сверхзвуковым бомбардировщиком, производившимся в Советском Союзе и выпускавшимся огромными партиями.

История создания самолета

Требования к военным самолетам в конце 50-х годов кардинально менялись каждые пару месяцев. Происходило это по причине активного развития двигателей и авиации в целом. К моменту завершения испытаний нового Як-26 конструкторам поставлена задача по разработке на его базе реактивного бомбардировщика.

Он должен был стать двухместным, иметь взлетную массу от 12 до 13 т, достигать скорости 1500 км/ч и подниматься на высоту до 16 км. Также к важным требованиям относили дальность полета, которая должна была быть не менее 2200 км, бомбовую нагрузку около 1200 кг и короткое время для подъема до 10 км, не превышающее 3,5 мин. Было предписано поставить два двигателя Р-11-300 и артиллерийскую установку с пушкой калибра 23 мм.

Испытания, созданного Як-26, провалились. Поэтому у А. С. Яковлева были большие сомнения, что на базе этого самолета получится построить продвинутый бомбардировщик.

Конструктор Е. Г. Адлер придерживался другого мнения. Он не считал выдвинутые требования завышенными и заявил, что для разработки понадобится внести минимум изменений в имеющуюся конструкцию.

Нужно было поднять крыло для установки увеличенных мощных двигателей, повысить его площадь и сделать более жестким. Элероны сместили к доработанным мотогондолам, задняя крыловая часть стала прямее, передняя – наоборот, изогнулась под большим углом. Были установлены задние закрылки «Фаулер».

Отсек для бомб получил большую вместительность, что позволило самолету нести еще больше вооружения, включая торпеды. Внутри кабины было заменено сидение на катапультируемое, а прицел разместился на отдельной регулируемой платформе.

Для повышения характеристик потребовалось использовать тормозной парашют, чтобы сократить пробег при посадке. Для увеличения угла атаки во время подъема в воздух пришлось разместить на задней стойке систему автоматической просадки. Смещение крыла вверх позволило добиться еще большей устойчивости самолета при взлете.

Первый экземпляр на основе Як-26 был создан к началу 1958 года. На фото, самолет Як-28 практически неотличим от своего прародителя. Но по летно-техническим характеристикам он имел серьезное преимущество. Поднялся в небо новый бомбардировщик уже в марте, а испытания растянулись на полгода. Тогда он и получил свое официальное имя – Як-28. По классификации НАТО его назвали «Пивовар».

На испытаниях самолет смог показать себя с положительной стороны. Летчики отмечали простоту управления с отличной устойчивостью. Но передняя часть корпуса требовала переработки, что стало новой задачей для конструкторов. Вместе с этим на втором образце установили улучшенные двигатели и мотогондолы с овальными воздухозаборниками.

К началу новых испытаний была создана уже третья опытная машина. Сразу после их завершения ее отправили в массовое производство, но сначала оно было ограниченным, так как радиолокационный прицел нужного образца еще находился в разработке. Выпускаемая поначалу модель стала отдельной модификацией.

К 1960 году на его базе был разработан первый сверхзвуковой перехватчик-разведчик. Он стал еще одной модификацией этого самолета. По характеристикам модель была более совершенной по сравнению со стоявшим на вооружении Су-9. Машину отправили в серийное производство еще до завершения испытаний.

Читать еще:  Рисунки Шпага пехотная офицерская обр. 1786 г.

Опыт эксплуатации

После показа самолета публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году и начала его активной эксплуатации стали появляться первые претензии. Они касались прочности конструкции, так как на отдельных поверхностях бомбардировщика образовывались трещины. Также отмечалось, что в некоторые приборы попадает влага. Вскоре все проблемы были устранены.

Самолет использовался как разведчик в Афганистане и Восточной Европе. Участия в полноценных боевых действиях он никогда не принимал, но был применен для подавления мятежа на корабле «Сторожевой» в Балтийском море. Один из бомбардировщиков скинул бомбы рядом с ним, что привело к незначительному повреждению и остановке судна. Другой самолет по ошибке чуть не обстрелял сухогруз, приняв его за «Сторожевой».

Широкую известность получил случай с летчиками Б. Капустиным и Ю. Яновым. Пролетая над западной частью Берлина, они обнаружили, что двигатели отказали. Ценой собственной жизни самолет отвели от жилых кварталов, избежав жертв на земле. Обоих посмертно наградили орденами Красного Знамени.

Самолет имел хорошие технические характеристики, но стал отказным, из-за чего произошло немало катастроф. Несмотря на это, он все равно пользовался уважением конструкторов и летчиков. Его эксплуатация продлилась до середины 1970-х годов. Они официально не состояли на вооружении СССР хотя активно использовались. После распада Советского Союза оставшиеся бомбардировщики и истребители этой модели были разделены между Россией, Украиной, Белоруссией и Туркменией.

Описание конструкции

Бомбардировщик был спроектирован по типу свободнонесущего высокоплана и имел стреловидное оперение. Его фюзеляж представлял собой полумонокок с круглым сечением, превращающимся в овальное к задней части. Застекленная кабина пилотов располагалась спереди, а в центре были размещены центроплан, бомбовый отсек и топливные баки. Сзади находился тормозной парашют с некоторыми элементами приборов.

Крыло самолета располагалось высоко. Оно имело три лонжерона и состояло из центроплана с двумя консолями. Также его оснащали элеронами и закрылками, компенсирующими вес и аэродинамику. Мотогондола с фюзеляжем были разделены специальными гребнями. К хвостовому оперению относились двухлонжеронный киль, руль направления и переставной стабилизатор.

Шасси самолета было велосипедного типа. Оно включало носовую и заднюю основные двухколесные стойки, а также одноколесные крыльевые опоры. Первые убирались внутрь фюзеляжа, а вторые скрывались в специальных обтекателях. Все они имели азотно-гидравлические амортизаторы.

Двигатели располагались внутри мотогондол под консолями. Оба были с устройствами автозапуска и антиобледенительной системой. Топливо находилось в шести баках внутри фюзеляжа. Емкость составляла 5275 л, но ее можно было увеличить путем установки дополнительных баков. Система управления была бустерной и отвечала за крен и тангаж.

Механическая использовалась для канала рыскания. Пневматическая система применялась для управления передней створкой шасси и торможения, а гидравлическая – для регуляции элеронов, шасси и других систем.

Летно-технические характеристики Як-28

Базовая версия Яка имела длину 20,02 м, а ее высота достигала 4,3 м. Размах и площадь крыла составляли 11,78 м и 35,25 м². Нормальной взлетной массой считалась 16,16 т, а максимальная ограничивалась 18,08 т.

Два двигателя Р11АФ2-300 имели высокие показатели тяги – по 6100 кгс каждый. Они давали ему все основные характеристики, за которые он полюбился летчиками. Максимальная скорость достигала 1850 км/ч, при этом самолет мог пролететь 2070 км, но не более чем за 2,2 ч. При подъеме вверх удавалось долетать до отметки в 14,5 км.

Основой вооружения была пушка НР-23, но позднее ее заменили на улучшенную двухствольную ГШ-23Я. Также на борту присутствовали бомбы от 0,1 до 3 т. Нормальной нагрузкой считалась отметка около 1,2 т. Общее число перевозимых бомб зависело от их типа и веса.

Модернизации

Базовая версия самолета начала получать модернизации сразу после запуска серийного производства. Всего было создано около 20 вариантов, каждый из которых имел свои особенности. Но не все из них пошли на конвейер.

  • Як-28-1 – первый опытный образец на двигателях Р-11А-300, создан в 1958 году на основе имеющегося Як-26;
  • Як-28-2 – второй опытный образец с двигателями Р-11АФ-300, также основан на созданном Як-26;
  • Як-28-80 – перехватчик на двигателях Р-21-300 с РЛС «Орел», имел на борту две ракеты типа К-80;
  • Як-28-64 – тестовый перехватчик с двигателями Р-11Ф2-300, на борту нес ракеты Х-28, которые были частью системы К-28П, также назывался Як-28Н;
  • Як-28Б – базовый бомбардировщик с установленными системами «Лотос» и «Инициатива»;
  • Як-28Л – бомбардировщик с дальномерной улучшенной системой «Лотос», пришел на замену модели 28Б;
  • Як-28БИ – небоевой самолет для картографирования местности, имел РЛС «Булат» для бокового обзора;
  • Як-28И – серийный модифицированный бомбардировщик с системой «Инициатива-2», оптическим прицелом и автопилотом;
  • Як-28Р – разведывательная версия самолета, отличалась от базовой полным отсутствием вооружения на борту;
  • Як-28РР – вторая версия разведчика, имела на борту оборудование для ведения радиационной разведки;
  • Як-28СР – разведчик на базе модели 28Р, отличался наличием станции для создания активных помех вражеским системам слежения;
  • Як-28П – истребитель-перехватчик с вооружением К-8М и К-98, производился массово с 1965 года;
  • Як-28ПД – улучшенная версия модели 28-П, имела на борту дополнительное оборудование для ведения боя;
  • Як-28ПМ – третья версия перехватчика, отличалась двигателями Р-11АФ3-300 и наличием четырех ракет, выпуск ограничился тестовым образцом;
  • Як-28ПП – самолет радиоэлектронной борьбы, имел на борту специальный комплекс для выполнения поставленных задач;
  • Як-28У – учебная модель самолета, использовалась для тренировок летчиков, пересаживающихся с бомбардировщиков МиГ;
  • Як-28ИМ – перспективная модификация модели 28-И, разрабатывавшаяся в 1973 году, отменена как неконкурентоспособная;
  • Як-28УРП – перехватчик с установленными твердотопливными ускорителями, должен был летать значительно быстрее базовой версии, разработка отменена.

Наибольшее распространение получили 28-Б, 28-Л и 28-П. Они были основой всего модельного ряда Яка 28 серии. За время эксплуатации на заводах построили 1180 единиц этой машины.

Сравнение фронтового бомбардировщика Як-28 и истребителя-перехватчика Як-28П

Внешне различий между перехватчиком и бомбардировщиком Як-28 почти не было. Основная разница заключалась в системах вооружения. Если на базовом бомбардировщике использовались бомбы, то перехватчик имел на борту К-8М-1, которая включала две ракеты с тепловым и радиолокационным наведением, специальное пусковое устройство со станцией «Лазурь» и РЛС «Орел-Д». Остальное оборудование оставалось точно таким же, как на модели для бомбардировок.

Фронтовой бомбардировщик Як-28

Компоновка перехватчика была использована от Як-27К. Она отличалась тем, что крепежи ракет устанавливались с внешней стороны мотогондол, а кабины летчика и оператора находились внутри одного фонаря. Причем управлять самолетом можно было с обоих мест.

По техническим показателям перехватчик имел преимущество над бомбардировщиком. Он мог подняться на 16 км, а дальность полета составляла 2150 км. Также самолет незначительно превосходил первую версию по максимальной взлетной массе.

Позднее была выпущена модификация перехватчика на двигателях Р-11АФ3-300. Он отличался и вооружением – на него повесили 4 ракеты. По утверждениям конструкторов самолет мог наносить удары даже по наземным целям, хотя на испытаниях такая возможность была частично опровергнута.

Як-28 – большой шаг в советском авиастроении. Несмотря на некоторые недостатки, самолет получил всеобщее признание и вошел в историю как один из лучших бомбардировщиков СССР. А отдельные модификации помогли применять этот самолет для выполнения сразу нескольких типов задач.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector