13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Су-27 — фронтовой истребитель

Фото Су-27

Су-27 — был разработан в СССР, как истребитель, перед которым ставили задачу завоевания превосходства в воздухе над аналогичными машинами блока НАТО.

На фото Су-27 в полёте.

Разработка истребителя Су-27 велась в СССР с целью получить превосходство над американским истребителем F-15. В США работы по разработке F-15 велись очень активно, первый полёт состоялся в 1972 года, а к 1974 году американцы существенно продвинулись в этом вопросе. К этому времени стало ясно, что именно на F-15, как на основного конкурента, придётся ориентироваться при разработке советского истребителя.

Первый полёт прототипа истребителя Су-27 состоялся в 1977 году, а в 1985 году началась эксплуатация самолёта в воинских частях. На данный момент Су-27 является основным боевым самолётом ВКС России, его модификации стоят на вооружении многих стран (Китай, Индия, Украина, Малайзия и др).

Су-27 — всепогодный истребитель, по своим характеристикам он соответствует истребителю четвёртого класса.

Су-27 стал базовым самолётом для целого ряда модификаций, разработанных на его основе. Так были разработаны: самолёт для частей ПВО Су-27П (перехватчик) вооружённый только оружием краса «воздух-воздух», палубный истребитель Су-33, фронтовой бомбардировщик Су-34, многоцелевые истребители Су-27М, Су-30, Су-35 (коммерческий вариант Су-27), учебно-боевые самолёты Су-27УБ, Су-33УБ.

По состоянию на 2013 год на вооружении армии России состоит 261 истребитель Су-27. Многие машины были модернизированы до уровня Су-27СМ.

Су -27 является тяжёлым истребителем, аналогом его является американский F-15. Его не стоит сравнивать с лёгкими истребителями, к которым относится, например, МиГ-29 и F-16. Тяжёлые истребители имеют мощное вооружение и совершенное бортовое оборудование, их взлётная масса от 17 до 20 тонн. Лёгкие истребители весят до 10 тонн, являются гораздо более дешёвыми, они оснащены менее сложным бортовым оборудованием, вооружены только ракетами малой дальности и пушкой. Но их преимущество заключается в высокой манёвренности.

На втором месте после России идёт Китай. Он закупил 60 самолётов Су-27СК и 16 учебно-боевых модификаций Су-27УБК. Кроме этого в Китае начато собственное производство лицензионных и не очень копий. Первоначально контракт был подписан на 200 истребителей, и после строительства этих машин планировалось заключить ещё один контракт на производство новой партии. Но по завершению сборки 100 истребителей китайцы не стали продлевать контракт, а начали самостоятельную сборку копии самолёта под индексом J-11.

После выхода из состава СССР Украина получила около 70 самолётов Су-27 и Су-27УБ. Небольшая часть из них была продана, не больше пяти самолётов, часть эксплуатируется в армии, около 20 машин, а остальные находятся на хранении. На сегодня точное число самолётов Су-27 в армии Украины неизвестно.

Также Казахстан получил 52 истребителя в наследство от СССР. Казахстан проводит модернизацию своих самолётов до модификаций Су-27БМ2 и Су-27УБМ2.

В США 2 самолёта Су-27 находятся в частном пользовании. Эти борты были куплены у Украины.

В настоящее время на смену Су-27 разрабатывается истредитель пятого поколения ПАК ФА, он же Су-57.

Самолет Су-27. Фото. История. Характеристики

Самолет Су-27 представляет собой многоцелевой всепогодный истребитель советского, а позже и российского производства. Это высокоманевренная летательная машина четвертого поколения, разработанная в ОКБ Сухого для полного превосходства в воздухе. Над проектом в разное время трудились такие конструкторы: Н.С. Черняков, М.П. Симонов, А.И. Кнышев и А.А. Колчин. Первый ОП взлетел в 1977 году, а через пять лет Су-27 поступили на вооружение страны. Это основной военный самолет ВВС РФ.

Начиная с конца 60-х, в разных передовых странах началась гонка по созданию многоцелевых истребителей. Первыми приступили США, пытаясь создать продолжение знаменитого F-4C «Фантом». Им стал созданный фирмой «Макдоннел Дуглас» F-15 «Игл». В СССР не хотели отступать и решили дать достойный ответ в виде ПФИ. К новому конкурсному проекту допустили три ОКБ, институт Сухого не принимал участия. Инженеры были заняты текущими проектами: Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Т-4 и безбилетником ЛА. Но, начиная еще с 1969 года, инженеры из ОКБ уже сталкивались с разработкой самолета типа перспективного фронтового истребителя.

В проекте учитывались многие факторы, не только завоевание воздушного преимущества, но и фактор возможного противника – F-15. Также в тактику входил признанный на тот момент ближний бой маневренного типа. В 72 году произошли две научно-технические встречи с представителями ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна. Представители КБ Микояна вынесли предложение о создании двух истребителей: легкого и тяжелого. Каждый из них должен был выполнять разные задачи.

Начались постройки первых прототипов. Т-10-1 – ОП с двигателями АЛ-21-Ф-ЗАИ совершил первый полет в мае 77 года с летчиком испытателем Владимиром Ильюшиным. Самолет проверяли на устойчивость, управляемость и общую работоспособность. Второй прототип Т-10-2, построенный через год, отлетал недолго. Попав в продольную раскачку, конструкция разрушилась из-за огромных перегрузок. К сожалению, летчик-испытатель Евгений Соловьев погиб.

Читать еще:  Як-130 - учебно-боевой самолёт

Т-10-3 разрабатывался с учетом установки двигателей АЛ-31Ф, но их неготовность привела к позднему первому вылету – 1979 год. Четвертый опытный образец обладал установленной такой же опытной РЛС «Меч». В конце 79 года к опытной эксплуатации были допущены три экземпляра. Установочная партия производилась на заводе самолетостроения в городе Комсомольск-на-Амуре. Через некоторое время были произведены пять самолетов Су-27 по типу Т-105. На них, помимо летных испытаний, начали тестировать вооружение.

Параллельно с разработкой Су-27 поступила оперативная информация о F-15 американского производства. По донесениям выяснилось, что советский истребитель значительно уступает заграничному. Проведенные опыты показали, что еще в 1976 году производители электронной аппаратуры не смогли уложиться в отчерченные им массо-габаритные рамки. РЛС не отвечала всем заданным параметрам. Было решено спроектировать самолет с самого начала, не доводя до серийного производства.

В самые короткие сроки был сконструирован новый прототип. Т-10С-1, пилотируемый В.С. Ильюшиным, взлетел в апреле 1981 года. Практически все узлы были сконструированы заново. То же самое затронуло и фюзеляж, к примеру, изначально крыло первых образцов было схоже с МиГ-29, а в новом Т-10С ему придали трапециевидную форму. Кили вмонтировали по бокам двигателей, носовую стойку шасси отодвинули назад на три метра. Тормозные щитки сначала расположили снизу фюзеляжа, в новом проектировании их расположили за кабиной летчика. Стал открываться вверх фонарь кабины. Изменили обводы носовой части. Число узлов на подвеску ракет увеличили с восьми до десяти.

Созданный новый самолет не только не уступал, но в некоторых ситуациях и превышал заокеанского конкурента. Но на этом конструкторы не остановились, поскольку истребитель продолжал подвергаться модернизации.

В серийное производство Т-10С попал в 1981 году. К нему начали также серийно выпускать двигатели АЛ-31Ф на заводах ММПП «Салют» в Москве и в МПО в Уфе. В ВВС Советского Союза самолеты начали поставлять в 1982 году. А официально постановлением правительства на вооружение Су-27 поступил 23 августа 1990 года. Во время принятия в ВВС самолет нарекли Су-27С, а в ПВО именовали перехватчиком (Су-27П). Его не использовали в качестве штурмового самолета.

Планер сконструирован по интегральной схеме аэродинамического типа. Крылья плавно сопрягаются с фюзеляжем и образуют цельный несущий корпус. Они стреловидные – 42 градуса. Аэродинамические характеристики улучшились за счет оснащенных корневых наплывов большой стреловидности и отклоняемых носков. Наплывы помогли увеличить аэродинамику на сверхскорости. На самом крыле размещены флапероны, отвечающие за одновременное выполнение функций закрылков и элеронов. Оперение горизонтального типа складывается из цельноповортного стабилизатора. Он, в свою очередь, включает в себя две отклоняемые консоли. В симметричном положении они выполняют функцию руля высоты, а управления по керну в дифференциальном.

Планер состоит из носовой, средней и хвостовой части фюзеляжа. Носовая представлена в виде полумонокока, средняя включает в себя два бака-отсека, гаррот, правый и левый отсеки центроплана. К хвостовой части относятся мотогондолы, центральный бак и хвостовые балки.

Общий вес уменьшен за счет широкого применения титана − около 30%. Практически не используются композитные материалы. В большинстве модификаций горизонтальное оперение часто устанавливают впереди. Данный самолет является первым серийным самолетом советского производства с наличием электродистанционной системы управления в продольном канале. ЭДСУ обладает максимальным быстродействием и высокой точностью, что решает проблему быстрого реагирования во время полета.

Модификации самолета Су-27

Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.

Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.

Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.

Су-35 – истребитель широкого военного применения.

Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).

Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.

Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.

Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.

Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.

Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.

Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.

Су-27УБК – экспортный вариант.

Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.

Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.

Один из основных отечественных фронтовых истребителей, полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к самолету этого класса. Первый полет на истребителе совершил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 мая 1977 г. К 2000 г. было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два турбовинтовых двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12 500 кг.

Су-27 фото

Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27

Размах крыла, м 14,7

Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консолях, м 14,95

Длина самолета (без штанги приемника

воздушного давления), м 21,94

Высота самолета, м 5,93

Высота самолета Су-27УБ, м 6,36

Читать еще:  Схемы Бр-2 - 152-мм пушка образца 1935 года

Площадь крыла, м2 62,04

Взлетная масса, кг: максимальная 28 000

Взлетная масса, кг: нормальная 23 000

Масса пустого самолета, кг 16 300

Масса топлива во внутренних баках, кг 9400

Боевая нагрузка, максимальная, кг 4000

Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 2500

Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 УБ 2125

Скорость у земли, максимальная, км/ч 1400

Практический потолок, м: 18 500

Практический потолок, м Су-27 УБ: 17 250

Динамический потолок, м 24 000

Скороподъемность, максимальная, км/ч 300 м/с

Дальность практическая, км: Су-27 3900

Дальность практическая, км: Су-27УБ 3000

Дальность практическая у земли, км 1400

Су-27 схема

Вооружение:

масса боевой нагрузки составляет, кг 6000-8000

Тип оружия: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);

десять управляемых ракет средней, увеличенной и малой дальности;

пять контейнеров малогабаритных грузов;

до шести блоков неуправляемых ракет (калибра 80, 122 мм);

Фронтовой истребитель Су-27

История создания фронтового истребителя Су-27

Истребитель Су-27 это не только выдающаяся боевая машина, но и заслуженный «отец семейства» возглавляющий длинный ряд непревзойденных по характеристиками самолетов, созданных на его базе. История этого фронтового истребителя началась 20 мая 1977 г. когда шеф-пилот ОКБ П.О. Сухого заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза В.С. Ильюшин поднял в воздух опытный самолет с индексом Т-10-1.

Т-10-1 — прототип Су-27. «совсем другой самолет»

Т-10-1 был прототипом Су-27, базовой моделью, впрочем, машина была та, да не та, как говорится. Сразу же в конструкцию истребителя было внесено такое количество изменений, что остается только удивляться, почему уже при рождении, она не обросла длинным хвостом дополнительных индексов.

Уже 20 апреля 1981 г. В.С. Ильюшин поднял в воздух доработанный образец — Т-10-17, от предыдущего его отличали:

  • Новое крыло с прямой передней кромкой, отклоняемым носком, флаперонами вместо закрылков и элеронов.
  • Дополнительная точка подвески вооружения вместо противофлаттерного груза
  • Убраны аэродинамические перегородки.
  • Законцовки стабилизатора получили новую форму, с них сняли противофлаттерные грузы.
  • Вертикальное оперение перенесли на хвостовые балки.
  • Радиусы сопряжения крыла и фюзеляжа при виде спереди были увеличены.
  • Увеличен запас топлива.
  • Изменена хвостовая часть фюзеляжа — появилась «пика», в которой разместили тормозной парашют.
  • Новые опоры шасси с косой осью вращения и боковыми замками выпущенного положения.
  • Передняя опора стала убираться вперед, а не назад по полету.
  • Двигатели АЛ-31Ф с верхней коробкой агрегатов и новыми воздухозаборниками с убирающимися защитными сетками.
  • Отделяемая часть фонаря кабины пилота стала открываться вверх — назад.
  • Появился 1 тормозной щиток на верхней поверхности фюзеляжа вместо 2 под центропланом, являвшихся одновременно створками отсеков колес основных опор шасси.

Это и был уже тот самый Су-27, запущенный в серийное производство. Производство планировали начать сразу в двух версиях — собственно фронтового истребителя Су-27 и перехватчика Су-27П. Впрочем, машины не имели каких-то различий, а то, что «фронтовик» должен был ещё и поражать наземные цели… от этой идеи пришлось отказаться, а следом за ней «отпала» и буква «П», ставшая очевидно не нужной.

Серийное производство Су-27 развернули на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре под шифром Т-10С. Поставлявшаяся за границу (Китай, Вьетнам) самолет получил индекс Су-27СК и отличался бортовым оборудованием и вооружением.

Характеристики Су-27

Су-27УБ — учебный

Первой полноценной моди фикацией Су-27 стал его учебно-боевой двухместный вариант — Су-27УБ (обозначение в ОКБ — Т-10У). Большая размерность самолета позволила разместить второго члена экипажа, подвергнув базовую машину минимальным переделкам. Кабина пилота осталась без изменений. Место инструктора пришлось приподнять, так как за кабиной пилота находится отсек передней опоры шасси. Это позволило обеспечить хороший обзор второму члену экипажа.

Су-27УБ — учебно-боевой, хорошо видна двухместная кабина

Оба места — инструктора и обучаемого — закрыты единой сбрасываемой частью фонаря, которая открывается вверх — назад, как и на боевой машине. С увеличением высоты кабины пилотов возрос объем фюзеляжа, что позволило сохранить состав оборудования, характерный для исходного истребителя. Чтобы максимально сохранить базовую конструкцию, кили были подняты на 425 мм с помощью вставок, добавлены две дополнительные точки подвески, увеличен тормозной щиток и смещена назад антенна радиокомпаса. Поставлялся в Китай и Вьетнам с теми же изменениями, что Су-27.

Неустойчивый триплан и корабельное базирование

В 1985 г. начались испытания опытного самолета Т-10-24, который оснастили передним горизонтальным оперением, для чего доработали наплывную часть центроплана. Испытания продолжались недолго, так как во время одного из полетов в Ахтюбинске произошла авария, и машина была потеряна. Результаты испытаний показали, что установка ПГО позволяет повысить несущие свойства самолета и получить схему «интегральный неустойчивый триплан». Впоследствии ПГО было применено на новых модификациях Су-27: Су-33 (Су-27К), Су-35 (Су-37) и Су-34 (Су-32ФН), а также на Су-ЗОМКИ.

Параллельно с Т-10-24 проходила испытания другая опытная машина Т-10-25 — прототип будущего корабельного самолета, оснащенная посадочным гаком для посадки с помощью аэрофинишера. Чтобы установить гак, пришлось доработать хвостовую часть фюзеляжа, усилив ее и сделав дно среднего отсека между мотогондолами плоским. На самолете усилили шасси, так как вертикальные перегрузки при посадке на палубу значительно превышают таковые при нормальной посадке. Кроме того, был изменен угол наклона спинки кресла пилота и увеличена площадь флаперонов, установлен комплект бортовой аппаратуры и приемная антенна радиотехнической системы «Резистор», обеспечивающей заход на посадку на блок аэрофинишеров по радиолучу днем и ночью в любых метеоусловиях.

Читать еще:  Боевое применение Палаш кирасирский офицерский обр. 1826 г. и 1826/1909 гг.

Прототип разбился при испытаниях, но на смену ему пришел Су-27К (ОКБ — Т-10K) (первый полет — декабрь 1987 г.), конструкция которого подверглась ещё более радикальной переработке: усиленное шасси с новой телескопической передней опорой и спаркой колес, смещение вправо оси симметрии, электродистанционная система управления самолетом по трем каналам, усиленная передняя часть фюзеляжа и даже новое (складываемое) крыло. Изменений было так много, что перед запуском в серию ей присвоили собственный индекс — Су-33

Су-33 — хорошо видно переднее горизонтальное оперение, два небольших крыла за кабиной

Су-27 и сверхманевренность

Как уже говорилось, ещё при проектировании Су-27 была сделана попытка добавить ему универсальности и позволить поражать не только воздушные, но и наземные цели. В конце 80-х к идее вернулись, вместе с проектом Су-27М (ОКБ-Т-10М). На новый самолет установили и новый комплекс БРЭО с новой РЛС большой мощности. Взлетные и посадочные массы этого варианта Су-27М выросли, благодаря чему были установлены усиленные опоры шасси. Также было усилено крыло, добавлены точки подвески и установлено переднее горизонтальное оперение. Вслед за утяжелением головной части истребителя пришлось наращивать и хвостовое оперение, а также увеличивать площадь рулей направления, длину и диаметр хвостового обтекателя, а контейнер тормозного парашюта перенесли на верхнюю поверхность хвостовой части фюзеляжа перед топливным баком.

28 июня 1988 г. летчик-испытатель О.Г.Цой поднял Су-27М в воздух, а вскоре на заводе в Комсомольске-на-Амуре было развернуто серийное производство этого самолета под индексом Су-35. Су-35 был «пределом возможностей» классического истребителя. Без кардинальных изменений выжать из машины большего было уже нельзя. Таким изменением стал двигатель с отклоняемым вектором тяги. 2 апреля 1996 г. летчик-испытатель ОКБ Е.И. Фролов поднял в небо уже совершенно новую машину, получившую индекс Су-37 — тот же Су-35, но оснащенный новым двигателем.

Двухместные модели на базе Су-27

В 1988 г. на Иркутском авиационном заводе взялись за переоборудование двух серийных учебно-боевых Су-27УБ. Задача была такой — подготовить на базе двухместного самолета машину для авиации ПВО, которая могла бы выполнять длительные полеты, вести боевые действия в одиночку и группой и который мог быть использован в качестве воздушного командного пункта. На фирме машина обозначалась Т-10ПУ, на серийном заводе — 10-4ПУ.

Су-34 — экипаж в кабине помещается не друг за другом, а рядом

Внешние отличия новой модификации состояли в появлении штанги системы дозаправки и смещении оптического блока на правый борт. При запуске в серийное производство на самолете усилили центроплан и шасси, что позволило поднять взлетную и посадочную массы, в кабине летчика-оператора установили индикатор тактической обстановки, давший возможность координировать ведение группового воздушного боя. Так как продолжительность полета выросла и стала зависеть только от физических возможностей экипажа, кабины летчиков оборудовали санустройствами.

Серийному образцу дали обозначение Су-30, а его коммерческому варианту — Су-30МК. Машина может поражать цели на поверхности земли и моря с использованием высокоточного и обычного оружия, одновременно обстреливать несколько целей и нести более 8000 кг вооружения. Двигатели Су-30 отличаются от двигателей Су-37, наклоненной осью поворота сопла, что позволило еще больше повысить маневренные характеристики.

Следом за Су-30 началась разработка ещё одной двухместной модели на базе Су-27, Су-27ИБ (ОКБ — Т-10В) — истребителя-бомбардировщика. Внешне машины отличались сильно — для размещения новых комплекса БРЭО и РЛС кабину сделали шире, что позволило усадить обоих членов экипажа не друг за другом, а рядом. Вход в самолет организовали через нишу передней опоры аналогично тяжелым бомбардировщикам, а открытие створок фонаря предусмотрели только в аварийной ситуации. Ограничение максимальной скорости полета позволило установить нерегулируемые воздухозаборники, а увеличение взлетной и посадочной масс повлекло установку нового усиленного шасси со спаркой колес на передней опоре и с тандемной тележкой на основных. О просторности кабины говорит такой факт — между креслами экипажа вполне можно встать во весь рост.

Су-27 в раскраске пилотажной группы

13 апреля 1990 г. летчик-испытатель ОКБ А.А.Иванов поднял первый опытный экземпляр Т-10В-1 в воздух. Официальное название нового фронтового бомбардировщика — Су-34, но абсолютно ту же модель называют и Су-32ФН, при этом в таком качестве она оказывается… морским истребителем (Su-32 Fighter Navy). Размерность машины и ее внутренние объемы позволяют установить большое количество аппаратуры различного назначения для решения конкретных задач, в том числе и для борьбы с кораблями и подводными лодками. Кроме этого, в печати проходила информация о создании на базе Су-34 самолета-разведчика и постановщика помех.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector