0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Проект 12322 «Зубр» — малые десантные корабли на воздушной подушке

Содержание

Малые десантные корабли на воздушной подушке типа «Зубp»

  • 3 газотурбинных двигателя М-70 (3х10,000 л.с.).

Привод нагнетателя ВП

  • 2 газотурбинных двигателя М-70 (2х10,000 л.с.).
  • 4 газотурбинных генератора ГТГ (4х100 КВт).
  • 3 воздушных винта в кольцевых насадках.
  • 2 х 30мм автоматические установки типа АК-630.
  • 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или Stinger.
  • рлс общего обнаружения «Позитив»;
  • навигационный комплекс Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
  • комплекс средств РЭБ «Слябинг»;
  • комплекс средств связи «Буран».
  • три танка Т-80 и 100 человек десанта;
  • 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек десанта;
  • 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением.

Содержание

История создания

Предпосылки появления

Перед конструкторами стояла задача создать судно на воздушной подушке, которое будет органичным развитием проекта 12321 «Джейран».

Проект 12322 МДК «Зубp» должен был отвечать следующим требованиям: транспортировка личного состава военных подразделений, боевой техники и/или грузов, с забором и высадкой/разгрузкой на необорудованных береговых линиях в количествах, превышающих таковые у кораблей проекта 12321.

Проектирование и строительство

Проектированием занималось центральное конструкторское бюро «Алмаз» под руководством Ю.М. Мохова.

К постройке головного корабля серии «МДК-51» приступили в конце 1982 г. В октябре-ноябре 1985 г. в процессе проведения заводских ходовых испытаний на сдаточной базе в Таллине был выявлен целый ряд конструктивных недостатков. Корабль дважды шестнадцатого декабря 1985 года и семнадцатого января 1986 года безуспешно пытался совершить самостоятельный переход из Таллина в Балтийск. В результате второго февраля 1986 года на буксире его доставили на судостроительный «Янтарь» в Калининграде. После замены гибкого ограждения (новым ограждением более совершенной конструкции), усиления днища понтона и фундаментов нагнетательных двигателей, испытания корабля продолжились.

Со второй половины 1986 года они проводились в рамках так называемых «специальных всесторонних испытаний», а уже в июле 1987 г. корабль совершил первый длительный безаварийный переход из Балтийска в Таллин. В процессе специальных всесторонних испытаний удалось отработать конструкцию гибкого ограждения, схему приема воздуха к двигателям-нагнетателям, работу системы ИНТЕГРАЛ и т. д. Благодаря этому серийные корабли, в конструкцию которых были внесены соответствующие изменения, вступали в строй без каких-либо проблем.

Стапельный период постройки кораблей пр. 12322 осуществлялся в эллинге на порталах (опорных тумбах). Панели алюминиево-магниевого сплава сваривались в блоки из которых затем формировали корпус, надстройки и рубку. Когда постройка завершалась под порталы подводили специальные тележки, в которых были сгруппированы колеса авиационных шасси. МДК перемещали из эллинга на причал при помощи тросовой системы. После этого кранами его спускали на воду.

Предполагалось что МДК пр. 12322 по мере постройки будут заменять собой КВП «Джейран» проект 12321, т.е. вся серия должна была составить 17 ед.

МДК строились в Ленинграде на ПО «Алмаз» и в Феодосии на ФИО «Море». С 1989 г. и до момента распада СССР успели заказать 13 кораблей, из которых ввели в строй восемь единиц. На этот момент в различных стадиях постройки находились еще четыре МДК, по два корпуса на ПО «Алмаз» и ФПО «Море». Корабли, находившиеся в постройке на ПО «Алмаз», после распада СССР вывели из эллинга на причал и законсервировали. Какие-либо работы на них прекратили.

На базе судостроительного завода «Море» в Феодосии планируется возобновить строительство десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубp». Об этом сообщил глава Министерства промышленности Крыма Андрей Скрынник. Ожидается, что все крымские предприятия, относящиеся к сфере ОПК, будут перерегистрированы к началу 2015 года. Также министр предположил, что в строительстве военных кораблей будут задействованы до шести крымских заводов.

Конструкция

Особенности конструкции

Корпус корабля полностью сварной и изготовлен из алюминиево-магниевого сплава.

В основе корпуса «Зубра» лежит платформа прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека. В средней части находится перевозимая техника. В кормовом отсеке располагаются главные и вспомогательные силовые установки, и системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава десантных подразделений и экипажа.

Конструкция «Зубpа» позволяет преодолевать вертикальную стену высотой до 1,6 м, и выходить с полной загрузкой на необорудованный берег имеющий уклон до 5°. Мореходность корабля позволяет выход в море при волнении до 5 баллов и использовать вооружение при движении на воздушной подушке при волнении до 2 м и скорости ветра любого направления до 12 м/с.

Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, «Зубp» может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДК «Зубp» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели.

Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в не рабочем состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль имеет хорошую маневренность.

Центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа. Управляет судном один человек, официально называемый пилотом. Со своего рабочего места пилот с помощью пяти экранов контролирует состояние ходовых и подъёмных двигателей, генераторов и других систем корабля.

«Зубpу» свойственна легкая управляемость. За согласованную работу всех элементов управления отвечает АСУ «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами может быть централизованным дистанционным, дистанционным автоматизированным и автоматическим. Управление судном может осуществляться с выносных пультов управления, когда на мостике вообще никого нет.

Читать еще:  Характеристики Палаш кавалергардский солдатский обр. 1764 г.

Энергетическая установка

Двигатель судов проекта 12322 типа «Зубp» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубpа». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15 °C) или 40 уз (при 35 °C). В отличие от прототипа на «Зубpе» два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий.

Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой и третьей ступенях — через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа «Циклон», а на второй — через пористые фильтры с коагуляцией капель воды.

Максимальная скорость составляет 111 км/ч, дальность хода 555 километров.

Экипаж и обитаемость

Про обитаемость информации мало. Отсеки экипажа располагаются в носовой части судна. На корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Автономность составляет для экипажа 5 суток, для экипажа и десанта 1 сутки. Видео (смотри раздел «видео») дает представление об уровне комфорта рядового состава «Зубpа».

Малый корабль на воздушной подушке «Зубр»

ВМФ России в 2011 году решил отказаться и больше не покупать малые десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» пр. 12322. Вместо них для нужд флота планируется строить новые суда динамического и нединамического типа поддержания на плаву, которые будут применяться на различных десантных судах, в том числе и вертолетоносцах проекта «Мистраль». По информации газеты «Известия», которая ссылается на свои источники в оборонно-промышленном комплексе страны, новые десантные корабли по размерам будут меньше существующих «Зубров». Другие технические подробности перспективных средств доставки десанта на берег пока что не сообщаются. Между тем на вооружении ВМФ России по-прежнему находятся 2 корабля данного проекта – «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Они входят в состав Балтийского флота и будут поддерживаться в боевом состоянии до тех пор, пока полностью не выработают свой ресурс. Еще 4 десантных «Зубра» в настоящее время состоят на вооружении ВМС Греции.

Разработка кораблей на воздушной подушке (МДКВП) «Зубр» началась в СССР в 1978 году, а первый серийный корабль вошел в состав флота спустя 10 лет в 1988 году. Корабль мог взять на свой борт 10 бронетранспортеров общей массой до 131 тонны и 140 десантников или 8 боевых машин пехоты массой до 115 тонн или 3 основных боевых танка массой до 150 тонн. Вместо боевой техники на «Зубр» можно было уместить еще 366 десантников. За все время производства МДКВП «Зубр» было выпущено 14 таких судов. Из них на вооружении российского флота остается лишь 2 корабля. По информации судостроительного предприятия «Янтарь», оба российских «Зубра» нуждаются в капитальном ремонте.

При этом средств на модернизацию и проведение ремонта кораблей в настоящее время нет, поэтому все финансирование тратится только на поддержание десантных судов в боевом состоянии. По информации представителей завода «Янтарь», на каждом из МДКВП «Зубр» установлено по 5 газотурбинных двигателей, ресурс каждого из которых составляет 4 000 часов. Приобрести новые силовые установки можно лишь на заводе «Зоря-Машпроект» по цене примерно в 1 млн. долларов за единицу.

В середине 2011 года интерес к данным кораблям начал проявлять Китай. По информации «Рособоронэкспорта», Китай приобрел у Украины 4 корабля проекта 12322. При этом были нарушены права интеллектуальной собственности России на данный корабль. Помимо самих «Зубров» КНР стал обладателем практически всей технической документации, которая позволит Поднебесной организовать собственное производство десантных судов на воздушной подушке на своих судостроительных верфях.

В настоящее время «Зубр» – это самое большое судно на воздушной подушке во всем мире. Данный корабль способен со скоростью легкового автомобиля преодолеть 300 морских миль. Этого вполне достаточно, для того чтобы пересечь Черное море, накрыть огневым залпом береговые укрепления противника и высадить на берег морскую пехоту со всем вооружением и бронетехникой. Мало кто сегодня знает, но изначально «Зубр» разрабатывался как ударный катер, который должен был получить на вооружение мощные крылатые ракеты. Также прорабатывался и другой проект, который можно назвать фантастическим. «Зубр» мог стать основой для мобильной стратегической установки с ядерным оружием на борту. Однако в конченом итоге удивительная способность такого рода судов одинаково передвигаться и по воде, и по суше заставила военных изменить свои планы. Корабль стал десантным

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта (МДКВП) 12322 «Зубр» предназначен для приема на борт с необорудованного или оборудованного берега подразделений морской пехоты с боевой техникой, а также перевозки их морем и высадки на побережье вероятного противника. При этом корабль мог осуществлять огневую поддержку десантируемых войск, а также транспортировку противокорабельных мин и постановку минных заграждений. Корабли на воздушной подушке «Зубр» являются самыми крупными в мире. Они способны выходить на берег, преодолевать траншеи, рвы, передвигаться по болотистой местности, высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» для высадки десанта доступно около 70% всей длины береговой линии морей и океанов Земли.

Обводы малого десантного корабля «Зубр» характерны для судов, обладающих малым отношением длины к ширине. Его корпус и надстройка сварные и выполнены из легких сплавов. Грузовой трюм корабля обладает носовой и кормовой аппарелью и проходит вдоль всего корпуса корабля. Надстройка располагается в середине корпуса. Специальных помещений на судне помимо грузового трюма не предусмотрено, поэтому корабль обладает очень небольшой автономностью плавания – всего 5 часов.

Несущая часть корабельного корпуса, которая обеспечивает его непотопляемость и прочность, представляет собой понтон в форме прямоугольника. Находящаяся на нем надстройка специальными продольными переборками делится на 3 части. Средняя часть с танковыми дорожками и аппарелями служит для размещения техники десанта, а бортовые части используются для размещения главной и вспомогательных энергоустановок корабля, жилых помещений экипажа, десанта, а также систем защиты от оружия массового поражения и обеспечения жизнедеятельности. В помещениях для размещения десанта, экипажа, а также на боевых постах предусмотрены системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, используются теплозвукоизолирующие покрытия и конструкции из вибродемпфирующего материала. При этом экипаж судна обеспечен всеми необходимыми условиями для комфортного питания и отдыха.

Читать еще:  Рисунки НСВ - крупнокалиберный станковый пулемёт

Корпус десантного корабля на воздушной подушке цельносварной и выполнен из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава, стойкого к коррозии. Двухъярусное гибкое ограждение (навесные элементы и гибкий ресивер) используются для удержания воздушной подушки под корпусом десантного корабля, а также обеспечения необходимой высоты подъема «Зубра» над опорной поверхностью (клиренс).

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка состоит из 5 высокотемпературных ГТД – газотурбинных двигателей типа М-70, общей мощностью в 50 000 л.с. Из этих 5 двигателей: 2 работали на приводы вентиляторов с 4 нагнетательными агрегатами типа НО-10, а еще 3 ГТД были расположены в наружных гондолах и приводили в движение 3 четырехлопастных реверсивных винта, имеющих диаметр в 5,5 метрах и размещенных в специальных кольцевых насадках. Помимо этого «Зубр» имел 2 электростанции, каждая из которых состояла из 2-х газотурбогенераторов, имеющих мощность 100 кВт и главных распределительных щитов.

Управление кораблем было централизованным, автоматизированным, дистанционным и могло осуществляться из главного КП, а также центрального поста управления и ряда выносных пультов. Для навигации корабли проекта 12322 оснащались 2-мя радиолокационными станциями, магнитным и гироскопическим компасом, дрейфолагом, спутниковой навигационной аппаратурой, а также приемоиндикаторном системы «Декка», центральной гироскопической системой, радиопеленгатором, визирами ночного и дневного видения.

Имеющийся комплекс связных устройств позволял обеспечить надежную телеграфную и телефонную связь в УКВ, КВ, ДМВ диапазонах, а также прием, документирование и вывод на печать метеорологических, навигационных и других данных.

Вооружение и грузоподъемность

Максимальная грузоподъемность корабля достигала 150 тонн и обеспечивала транспортировку любой боевой техники и личного состава в рамках этого ограничения. Для размещения личного состава десанта на корабле было предусмотрено 4 помещения на 140 мест. В случае необходимости помещение для боевой техники можно было переоборудовать для транспортировки личного состава десанта в полном снаряжении, это позволяло разместить на корабле дополнительно еще 360 человек. Вместо десанта корабль мог взять на свой борт 78 противокорабельных мин.

Для огневой поддержки сил десанта в момент высадки, а также в целях самообороны на корабле был установлен комплекс вооружения в составе 2-х установок для ведения огня неуправляемыми реактивными снарядами калибра 140-мм МС-227 «Огонь» (боекомплект 132 снаряда), а также двух 30-мм шестиствольных артиллерийских установок АК-630 (боекомплект 3 000 снарядов) с системой управления стрельбой и 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (от 8 до 32 ЗУР). Для осуществления радиоэлектронной борьбы на «Зубре» использовался комплекс «Слябинг», а для постановки минных заграждений – переносной комплект, позволяющий установить от 20 до 78 мин, в зависимости от их типа.

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» стал одним из наиболее быстрых кораблей в мире. Настоящих пределов его скорости не знают даже сами конструкторы. Во время ходовых испытаний корабль удалось разогнать до 70 узлов и тогда считали, что это еще не предел. Но при этом на больших скоростях у корабля отмечался малоизученный эффект – подлом гибкого ограждения подушки. На случай возникновения такой ситуации конструкторы предусмотрели режим блокировки в критических режимах движения по радиусу разворота и по скорости.

Стоит отметить, что выдающимся достижением корабля на воздушной подушке типа «Зубр» называют сочетание достаточной грузоподъемности, высокой скорости движения и уникальной амфибийности. По утверждениям некоторых военных специалистов, корабли проекта 12322 «Зубр» на много лет обогнали свое время.

Технические характеристики МДКВП «Зубр»:

Водоизмещение – 555 тонн;
Длина – 57,3 м;
Ширина – 25,6 м;
Высота – 21,9 м (наибольшая по ВП)
Осадка – 1,5 м;
Силовая установка – 5 ГТД М-71, мощностью в 10 000 л.с. каждый
Скорость максимальная – 60 узлов (111,12 км/ч);
Дальность плавания на скорости 55 узлов – 300 миль, на той же скорости без груза – 1000 миль;
Экипаж: 31 человек (командный состав – 4, личный состав – 27);
Вооружение: ракетная установка 140 мм – МС-227 «Огонь» – 2 шт; артиллерийский комплекс 6х30-мм АК-630М – 2 шт., зенитно-ракетный комплекс 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М;
Десантовместимость:
1) до 3 ОБТ общей массой 150 тонн, 80 морских пехотинцев;
2)до 10 БТР массой до 131 тонны или 8 БМП и 140 морских пехотинцев;
3) Вместо боевой техники можно взять на борт дополнительно 366 человек десанта (всего около 500 десантников).

Проект 12322 «Зубр» — корабли на воздушной подушке: история создания, технические характеристики, достоинства и недостатки, боевое применение

Преимущество кораблей на воздушной подушке (КВП, СВП) — минимальная или отсутствующая осадка. Это позволяет судам перемещаться не только по мелководью, но и по грунту или льду, преодолевая небольшие участки суши. Помимо свойств амфибии малая осадка обеспечивает кораблю высокую скорость хода.

Впервые идея подобной конструкции озвучена в начале XVIII века, технологии для реализации появились в конце XIX. Опытные образцы судов на воздушной подушке появились лишь в первой половине XX века. Сегодня в военных целях такие корабли применяются для десантирования, минирования, доставки грузов и техники.

Проект 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК, МДВКП). Предназначен для доставки и эвакуации пехоты и техники с оборудованного или необорудованного берега.

История разработки и создания десантного корабля

Для работ по проектированию нового судна на воздушной подушке у советских инженеров уже был достаточный опыт. В начале 1970-х гг на вооружении имелись десантные катера «Скат», «Кальмар» и корабль на воздушной подушке «Джейран».

В 1978 в «ЦМКБ Алмаз» поступило задание на проектирование более мощного десантного корабля на воздушной подушке по сравнению с имевшимся «Джейраном». Проект под номером 12322 получил название «Зубр». Акцент разработки ставился на увеличении скорости и ходовых качеств, грузоподъемности, а также улучшении боевого и радиоэлектронного вооружения.

Строительство новых судов началось в 1983. Первый опытный образец МДК-95, ставший головным кораблем серии, собран в 1986 году. После всех испытаний в 1988 данные суда на воздушной подушке приняты на вооружение. Последующие модели собирались с некоторыми доработками, учитывающими итоги испытаний.

К началу 1990-х гг в составе ВМФ СССР числилось 8 таких судов. С распадом СССР 5 из них отошли к России, 3 — Украине, еще один она смогла собрать самостоятельно. Российское производство новых кораблей было приостановлено, акцент смещен на экспорт. В Грецию было поставлено 4 «Зубра». Столько же Украина собрала для Китая.

На текущий момент в составе ВМФ России лишь два судна на воздушной подушке проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков». В 2017 объявлено о возрождении серии, начало строительства новых кораблей ориентируют на 2020-21 гг.

Основные цели и задания

Основное назначение судов проекта 12322 — десантирование пехоты вместе с техникой. Для этого Зубр корабль способен принимать на борт подразделения с необорудованного берега, перевозить их морем, преодолевать участки суши, включая небольшие препятствия. Высадка десанта может производиться как на береговой линии, так и дальше в тыл противника.

Читать еще:  Ми-17 - многоцелевой вертолет

С учетом технических характеристик «Зубр» способен высаживать десант на 70% побережья всех морей и океанов мира. Помимо этого, судно способно устанавливать минные заграждения, а также прикрывать высадку десанта имеющейся артиллерией.

Описание конструкции

Конструкция корабля включает три основных элемента: воздушную подушку, понтон (корпус) и надстройку. Отдельно выделяют и силовую установку, обеспечивающую нагнетание воздуха и движение судна. Характерная особенность данного типа судов — кормовые винты, возвышающиеся над основной частью корабля.

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» оборудован двумя электростанциями на базе газотурбогенераторов мощностью 100 кВт. Управление судном осуществляется с командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов централизованно, удаленно, а также с применением систем автоматизации.

Корпус корабля

В основе судна на воздушной подушке находится прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость корабля. Для этого он имеет цельносварной корпус на основе высокопрочного алюминиево-магниевого сплава с повышенной стойкостью к коррозии.

Под корпусом располагается воздушная подушка, для ее удержания задействовано гибкое ограждение. Также оно обеспечивает необходимый подъем судна над опорной поверхностью. Ограждение двухъярусное, с гибким ресивером и навесами. Благодаря этому воздушная подушка крестообразно делится на секции с поперечными и продольными килями.

Внутренние помещения

Внутренние помещения ориентированы на комфортные условия для экипажа и десанта. Для этого реализована система вентиляции, кондиционирования и отопления. Имеется тепло- и звукоизоляция, последняя особо актуальна, учитывая уровень производимого шума. Внутренние конструкции выполнены из вибродемпфирующих материалов. Предусмотрены условия для комфортного питания и и отдыха экипажа.

Надстройка

Надстройка располагается на понтоне и делится двумя переборками на три отдельных отсека. Средний предназначен для перевозки техники и оборудован соответствующими аппарелями и дорожками для танков.

Боковые отделения включают жилые, служебные и технические помещения. Здесь размещаются основные и вспомогательные энергетические установки, системы обеспечения жизнедеятельности корабля и его защиты от оружия массового поражения. Также тут располагается экипаж судна и десантные группы.

Технические характеристики

Корабли проекта 12322 считаются самыми большими судами на воздушной подушке в мире. При рассмотрении его технических характеристик обращают внимание на габариты, грузоподъемность, ходовые свойства — аспекты, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

Силовая установка

В качестве двигателя используются 5 ГГТА общей мощностью в 50 тыс. л. с. Нагнетание воздушной подушки и винтов осуществляется от тягово-маршевой установки М35. Для этого процесса применяются четыре нагнетательные устройства НО-10, осевое рабочее колесо каждого достигает 2,5 метров.

Радиолокационное оснащение судов «Зубр» представлено следующими системами:

  • РЛС «Лазурь», на головном корабле вместо нее была установлена РЛС «Позитив»;
  • РЛС радиоэлектронной борьбы МП-411;
  • навигационная РЛС «Экран-1»;
  • средства связи Р-782 «Буран-6Э», ориентированная на различные диапазоны.

Также имеется комплекс управления оборудованием и движением КСУ ТСДК «Флора-32». Ожидается, что с возобновлением производства на новые суда будут установлены современные РЛС и средства радиоэлектронной борьбы.

Максимальная скорость

Скорость хода судна на воздушной подушке «Зубр» составляет 60 узлов (111 км/ч). Дальность хода — 300 миль при скорости в 55 узлов, автономность плавания — 5 суток.

Экипаж

Экипаж «Зубра» составляет 27 человек. Для десанта предусмотрено 4 помещения по 140 мест. При отсутствии техники корабль может перевозить до 500 человек.

Габариты и водоизмещение

По габаритам судно на воздушной подушке «Зубр» имеет следующие показатели:

  • длина — 57,3 м;
  • ширина — 25,6 м;
  • высота по верхней палубе — 21,9 м;
  • осадка — 1,6 м.

Вес судна соответствует его водоизмещению. У «Зубра» масса корабля составляет 555 тонн.

Движители

Обеспечивающая движение судна тяга создается за счет трех четырехлопастных реверсивных винтов с принудительным управлением шагом. Диаметр винтов — 5,5 м, установлены в кольцевых насадках из полимерных композитов.

Вооружение и транспортные характеристики

С учетом назначения судна «Зубр» обращают внимание не только на его ходовые качества, но и на десантную вместимость. Учитывается и вероятность поддержки высадки собственным вооружением, а также необходимость самообороны против возможных атак.

Десант

Количество перевозимого десанта зависит от загружаемой техники. Общая грузоподъемность корабля — 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков судно способно принимать на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от загрузки.

Танки, БТР, БМП

Десантирование техники осуществляется несколькими вариантами:

  • три основных танка суммарной массой до 150 тонн;
  • 10 БТР до 131 т весом и 140 человек десанта;
  • 8 БМП весом до 115 тонн с сопровождением;
  • 8 плавающих танков.

Загрузка и высадка производится через аппарель в носовой части судна. Для танков предусмотрены специальные дорожки.

МС-227 «Огонь»

Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Данные комплексы рассчитаны на поражение целей неуправляемыми ракетами калибра 140 мм. Имеется система управления огнем. Боекомплект на каждую установку — 66 снарядов.

Две автоматические 30-мм пушки

В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. Каждая имеет по 6 стволов калибром 30 мм. Боекомплект — 3000 снарядов. Могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МР-123-02. Дополнительно на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или Stinger.

Достоинства и недостатки

К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.

Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:

  • высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
  • уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
  • зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.

Данные факторы в определенной степени ограничивают применение судов «Зубр». Оптимальной считается быстрая переброска войск в контролируемом союзными кораблями секторе. Подходит и для локальных операций. Однако участие таких судов в масштабных действиях остается под вопросом.

Боевое применение

Несмотря на длительный период службы суда на воздушной подушке «Зубр» не имели применения в боевых условиях. С момента принятия на вооружение корабли регулярно участвуют в проводимых учениях по высадке десанта. Последние прошли на Балтийском флоте. Помимо высадки БТР-82 и подразделений штурмовой морской пехоты отрабатывались и артиллерийские стрельбы.

По результатам проведенных учений было принято решение о модернизации имеющихся в составе флота двух «Зубров» — МДКВП Мордовия и «Евгений Кочешков», а также строительстве новых судов данного типа. Планируется установить новые навигационные системы, обновить вооружение, средства связи и управления. О сроках строительства и модернизации точных сведений пока не имеется, ориентир делается на начало 2020-х гг.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector