0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Проект 1155 «Фрегат» («Удалой») — БПК

Большие противолодочные корабли проекта 1155

  • «Удалой» (1980)
  • «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
  • «Маршал Василевский» (1981)
  • «Адмирал Захаров» (1982)
  • «Адмирал Спиридонов» (1983)
  • «Адмирал Трибуц» (1983)
  • «Маршал Шапошников» (1985)
  • «Симферополь» (1987, с 1996 — «Североморск»)
  • «Адмирал Левченко» (1985, при закладке — «Хабаровск»)
  • «Адмирал Виноградов» (1987)
  • «Адмирал Харламов» (1988)
  • «Адмирал Пантелеев» (1988)

Содержание

История создания

Предшественники

Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.

Предпосылки к созданию

Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.

Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.

Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.

Проектирование

В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.

Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.

Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.

В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.

Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».

На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.

Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».

Описание конструкции

Корпус

Особенности стального корпуса кораблей проект 1155, имеют удлиненный полубак (простирается на 2/3 длины корпуса), и большой развал шпангоутов в носовой части. Что компенсировало негативное влияние обтекателя ГАК «Полином». Двойное дно по всей длине использовано для хранения топлива. Установлена система успокоения бортовой качки (гасится в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Использовалась стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек изготовлены из легких алюминиевых и магниевых сплавов. Расположены в средней и кормовой частях. Конструкторы улучшили эксплуатационные характеристики корабля.

Обитаемость

Для использования корабля в различных климатических условиях, улучшили обитаемость БПК. Одно- и двухместные каюты для старшего офицерского состава, двух- и четырехместные каюты для мичманов, кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Также имелись помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

Энергетическая установка

Две главные энергетические установки М9 работают, каждая на свою линию вала. Управляется с помощью пневмо-электрической системы. На корабли проект 1155 устанавливали 4 газотурбинные установки общей мощностью 63000лс, 2 маршевые установки ГТД Д090 мощностью 9000лс, 2 форсажных ГТД ДТ59 мощностью 22500лс.

Такое разделение позволяло экономить топливо, так как для газовых турбин экономия достигалась на больших оборотах. Таким образом можно использовать оптимальные турбины в зависимости от условий. Для энергообеспечения корабля устанавливали 4 ГТГ по 1250кВт, 1 ДГ АДГР-200/1500 200кВт. Которые имеют утилизационные котлы, работающие на теплоотдаче. Что повышает производительность паровых котлов.

Читать еще:  Исторические сведения Автомат и автоматическая винтовка Барышева

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (типа «Удалой»)

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (типа «Удалой»)

После катастрофического сокращения финансирования российского флота в 1990-е годы были списаны многие корабли постройки 1960-1970-х годов. Из оставшихся в строю особое место занимают большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 (типа «Удалой») — самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России.

Одной из основных задач советского ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками — для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки-охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155.

Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки,чрезвычайно усложнил борьбу с ними.

В результате противолодочным кораблям потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения противолодочных кораблей.

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, которого с 1977 года сменил В. Мишин.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новые корабли на старых стапелях. Предыдущее поколение БПК (корабли проекта 1134Б) к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.

Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить на корабле, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. Гидроакустический комплекс «Полином», установленный на новых БПК, обладал значительно большими возможностями по сравнению с ГАК предыдущего поколения «Титан» и «Титан-2», но цена этих достоинств оказалась высока. Масса комплекса составила около 800 т, а размеры подводного обтекателя (30 м в длину и более пяти в диаметре) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку — в тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей — первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено. Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград). Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 кораблей, восемь из них — на «Янтаре». Последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР. Все эти корабли вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

В настоящий момент в строю осталось восемь БПК, поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

ПРОЕКТ 11551 — БОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

Вскоре после вступления в строй первых кораблей стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 — комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000. ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2».

Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10 кораблей заложили в 1990 году. Последовавшие события значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го. Он остался единственным представителем проекта 11551, хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го.

ТИП «УДАЛОЙ»: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей корабля за счет еще одного вертолета, установки второй РЛС и улучшения эксплуатационных характеристик.

Читать еще:  Статьи М-240 - 240-мм буксируемый миномёт

Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза.

Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов — двух- и четырехместные, для матросов — кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

МГЭУ та же, что и на CKP (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины — либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

По сравнению с паротурбинной (котлотурбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности — у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 — современники и близкие по размерам корабли).

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ПОЛИНОМ»

Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» — подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные — в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 — самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

МР760 «Фрегат-МА» — трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» — двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км.

МР212 «Позитив» — РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114»)

УРК-5 «Раструб-Б» — универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.

Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы — 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы — 21,5 км, скорострельность — 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями надальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр/мин.

«Кинжал» — зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы — 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет.

Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

БПК ПРОЕКТА 1155 — СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 шифр “Фрегат” являются основой противолодочных сил ВМФ России в дальней морской зоне, способной длительно вести поиск и уничтожение подводных лодок противника в удаленных районах. По состоянию на 1 февраля 2019 года в составе ВМФ несут службу 8 БПК данного проекта, по четыре единицы в составе Северного и Тихоокеанского флотов. За последние годы БПК активно и регулярно привлекаются к выполнению задач в различных точках Мирового океана, действуя одиночно или в составе разнородных групп. Общая картина по нашим противолодочникам выглядит следующим образом ( по состоянию на середину февраля текущего года):

Читать еще:  Характеристики М-46 - 130-мм буксируемая пушка

— БПК “Адмирал Харламов” проекта 1155 (14 БрПЛК СФ)31.01.2019 впервые за долгие годы поставлен в плавучий док СРЗ «Нерпа» филиала АО «Центр Судоремонта «Звездочка»( г.Снежногорск) для проведения осмотра и ремонта подводной части корпуса, а также части ходовых механизмов. Из всей серии это единственный БПК который длительное время не привлекался к решению задач, так как с середины 2000-х годов он находился в резерве. В период 2010-2012 годов появлялась информация о возможном проведение ремонта корабля на предприятиях СПБ, однако данные планы так и не были реализованы. Долгое время “Адмирал Харламов” разбирался на ЗИП для однотипных кораблей в Североморске, потому судить о его состоянии на сегодня сложно. Известно, что корабль не укомплектован полностью штатным экипажем.

— БПК “Адмирал Левченко” – проекта 1155 ( 14 БрПЛК СФ) – действующий БПК на данный момент находящийся в Североморске. В 2018 году принимал участие в параде по случаю Дня ВМФ России, был задействован в учении по противолодочной подготовке сил СФ. В День защитника Отечества ( 23.02.2019) корабль будет открыт для посещения жителям Североморска. Планируется, что в текущем 2019 году корабль приступит к выполнению задач боевой службы в дальней морской зоне.

— БПК “Вице-адмирал Кулаков” проекта 1155 ( 14 БрПЛК СФ) – на данный момент готовится к проведению плановых ремонтных работ. По праву этот БПК считается одной из наиболее активных единиц Северного флота. В 2018 году принимал участие в параде по случаю Дня ВМФ России в Североморске, осенью был задействован в СКШУ “Восток-2018” выполнив задачи в арктической зоне (уже кстати не первый раз).

— БПК “Cевероморск” проекта 1155 ( 14 БрПЛК СФ) – в конце января в рамках боевой службы прибыл в Севастополь для проведения межпоходового ремонта силами филиала ЦС “Звездочка” и 13-го СРЗ МО РФ. Ожидается, что ремонт продлится до конца марта 2019 года, затем корабль отправится к месту постоянного базирования в Североморск. Стоит отметить, что на момент нахождения на ЧФ корабль временно включен в состав 30 дивизии НК. Планируется совместное учение по противолодочной подготовке с черноморцами. Напомню что “Североморск” выполняет задачи боевой службы с июля 2018 года. Подробно о его приходе в Севастополь и решаемых задачах я сообщал в своем материале (https://balabin-1712.livejournal.com/16169.html).

-БПК “Маршал Шапошников” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – продолжает проходить средний ремонт и модернизацию на АО “ Центр судоремонта” Дальзавод” во Владивостоке. На данный момент корабль находится в доке. Модернизация началась в 2016 году, в результате чего планируется замена главного ракетного комплекса корабля, cистем связи и наведения ракетного и артиллерийского вооружения, модернизация противолодочного вооружения. По предварительным данным корабль получит на вооружение ударный ракетный комплекс “Уран”. Как сообщили в пресс-службе ТОФ, в первой декаде 2020 года корабль вернется в состав сил ПГ.

— БПК “Адмирал Пантелеев” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – действующий БПК Тихоокеанского флота. В период с 1.10.2018-24.01.2019 корабль в составе отряда ТОФ выполнил задачи боевой службы в районах Индийского и Тихого океанов, cовершив заходы в порты более чем десяти государств. По имеющимся данным именно этот БПК станет вторым после “Маршала Шапошникова” отправленным на модернизацию.

— БПК “Адмирал Виноградов” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – действующий БПК Тихоокеанского флота. В 2018 году в течении нескольких месяцев выполнял задачи боевой службы в Азаитско-Тихоокеанском регионе, cовершив заход в ряд государств. В сентябре 2018 года участник СКШУ “Восток-2018”. Он также планируется к постановке на модернизацию.

— БПК “Адмирал Трибуц” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – действующий БПК Тихоокеанского флота. В 2018 году в течении нескольких месяцев выполнял задачи боевой службы в Азаитско-Тихоокеанском регионе, cовершив заход в ряд государств действую в составе группы с БПК ”Адмирал Виноградов”. В сентябре 2018 года участник СКШУ “Восток-2018”. Он также планируется к постановке на модернизацию.

На самом деле большие противолодочные корабли проекта 1155 уже много лет являются так называемым “рабочими лошадками” ВМФ, обладая хорошей мореходностью в комплексе с мощным вооружением способны эффективно и длительно решать задачи боевой службы в назначенных районах. Не удивительно, что читая очередную сводку новостей и сообщений о выходе кораблей ВМФ на боевую службу, в них обязательно встречается БПК типа “Удалой”. На сегодня география действий этих кораблей только расширяется, а учитывая планы по их модернизации становится ясным, что эти красавцы еще длительное время будут оставаться в составе ВМФ.

А.Балабин. Февраль 2019.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector