0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии МиГ-19 — фронтовой истребитель

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

Советский истребитель «второго поколения» МиГ-19 считается первым серийным сверхзвуковым боевым самолётом. В линейке машин, разработанных ОКБ Микояна и Гуревича, он стал завершением эпохи истребителей со стреловидным крылом. Но несмотря на свои отличные лётные характеристики, МиГ-19 в СССР фактически стал «переходной моделью» к более совершенному по боевым возможностям сверхзвуковому истребителю следующего поколения, которым стал МиГ-21.

В то же время именно МиГ-19 послужил основой для испыта­ний различных систем, опробования многих важных конструктивных решений: в том числе катапультируемого кресла, жидкостных ра­кетных ускорителей, дозаправки топливом в воздухе, первых управляемых ракет, включая крылатую ракету Х-20 (К-20 «Комета»). Истребители МиГ-19 широко применялись в системе ПВО СССР, поставлялись за рубеж, где приняли участие во многих локальных войнах и конфликтах.

История создания

В конце 1940-х — начале 1950-х годов ведущие конструкторы истребителей всего мира стремились освоить выход на сверх­звуковые скорости полёта. Скорость звука достигалась в пологом пики­ровании уже многими самолётами, включая советские МиГ-17, но полноценным сверхзвуковым истребителем этот рубеж должен был преодолеваться и в гори­зонтальном полёте. Прирост скорости старались достичь как за счёт совершенствования аэродинамики, так и путём установки более мощных двигателей.

Началом истории разработки МиГ-19 считается 30 июля 1950 года, когда И.В. Сталин поставил задачу создания нового типа истребителей с радиусом действия большим, чем у МиГ-15 и МиГ-17. Уже в следующем году был создан первый двухдвигательный прототип нового самолёта СМ-1, на котором начали испытывать более мощные и компактные моторы. В течение 1952 года появился лётный прототип СМ-2, который стал опытным полигоном для достижения стабильных сверхзвуковых скоростей полёта. На нём были опробованы крылья большей стреловидности, а также наиболее оптимальное расположение хвостового оперения.

В 1953 году в ОКБ А.А. Микулина удалось создать ещё более мощный двигатель АМ-9Б с тягой на форсаже 3250 кгс в тех же габаритах, что и моторы для разрабатываемых МиГов, что позволило в минимальные сроки доработать прототипы новых самолётов. Опытные образцы истребителя-перехватчика (СМ-7) и фронтового истребителя (СМ-9) с двумя двигателями успешно прошли лётные испытания, в то время как характеристики ещё одного варианта — однодвигательного истребителя И-370 — оказались неудовлетворительными.

В января 1954 года уже по итогам первых полётов на предсерийной модели СМ-9 лётчик-испытатель Г.А. Седов оценил истребитель как «лёгкий в управлении» и способный стабильно превышать скорость звука. Вскоре главнокомандующий ВВС маршал авиации П.Ф. Жигарев одобрил принятие СМ-9 на вооружение с присвоением ему наименования МиГ-19. Кроме того, советское военно-политическое руководство приняло решение о целесообразности запуска самолета МиГ-19 в серийное производство, не ожидая окончания полной программы заводских и государственных испытаний, которые продолжались в течение всего 1954 года.

Первые серийные МиГ-19 строились по чертежам ОКБ Микояна и Гуревича и начали поступать в строевые авиаполки с марта 1955 года. Уже 3 июля того же года 48 новейших истребителей были показаны публике на воздушном параде в Тушино. В их числе на МиГ-19 выступала пилотажная четвёрка, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я. Савицким. После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A. С 1958 года в воинские части стали поступать перехватчики на базе МиГ-19 с ракетным вооружением.

Серийное производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод в Горьком (ныне Нижний Новгород) перешёл на выпуск МиГ-21, а завод в Новосибирске ещё раньше, с 1959 года, стал выпускать Су-9. Всего в СССР было произведено 2069 самолётов МиГ-19 различных модификаций. Кроме того, чуть более 100 самолётов было выпущено по лицензии в Чехословакии, а в Китае их общий выпуск под названием J-6 превысил советский и составил свыше 4 тысяч единиц.

Часть МиГов-19 была экспортирована для оснащения ВВС государств-союзников СССР по Варшавскому договору, а также в Афганистан, Индонезию, Кубу, Сирию. Ряд стран (Албания, Египет, Ирак, КНДР), получив советских МиГ-19, пополнила свой парк истребителей также их китайской версией J-6.

Боевое применение

В целом истребителей МиГ-19 в СССР было выпущено существенно меньше, чем МиГ-15 и МиГ-17. Ими были обеспечены свыше 60 авиационных полков в составе ВВС (где довольно скоро в качестве фронтовых истребителей их вытеснили МиГи-21), а также авиации ПВО и ВМФ, расположенных в основном вблизи советских границ. В роли истребителей-перехватчиков МиГи-19 уже в 1960-е годы стали уступать место самолётам Як-25. В начале 1970-х годов около 350 оставшихся к тому времени в строю машин, в массовом порядке не стали заменять на более современные Су-15 и МиГ-25. Окончательно с вооружения МиГ-19 был снят только в 1989 году.

Впервые МиГ-19 применили против реального противника осенью 1957 года в ПВО СССР. Истребитель авиаполка вылетел с аэродрома Андижан на перехват разведчика U-2, но смог лишь наблюдать самолёт-нарушитель, который летел на 3 километра выше потолка советской машины. Несколько последующих попыток перехвата U-2 тоже оказались неудачными, а при широко известном сбитии этого самолёта 1 мая 1960 года из ЗРК С-75, под ракетный удар советской ПВО попал один из МиГ-19, пилот которого при этом погиб.

Чуть позже в том же 1960 году советские пилоты на МиГ-19 успешно принудили к посадке над территорией ГДР американский самолёт-разведчик RB-47, а другой такой же самолёт сбили в Заполярье. В 1963 году советские перехватчики сбили ещё один RB-47, а годом позже — RB-66, пытавшийся сфотографировать учения ГСВГ. Кроме того, в конце 1950-х — начале 1960-х годов на МиГ-19 вблизи воздушных границ СССР было сбито значительное количество аэростатов с разведывательной аппаратурой.

Читать еще:  Рисунки Шашка казачья нижних чинов обр. 1881 г.

Самолёт МиГ-19 за пределами СССР принимал участие во многих региональных конфликтах. В арабо-израильской Шестидневной войне 1967 года самолёты советского производства в составе сирийских ВВС успешно проявили себя в боях не только с «Супер Мистерами», но и с более современными «Миражами III». В то же время авиация Египта действовала заметно менее успешно и к тому же потеряла множество своих самолётов прямо на аэродромах в итоге внезапного удара израильтян.

В 1970-е годы именно активные поставки из КНР обеспечили «вторую жизнь» МиГу-19. В виде своей китайской версии J-6 (F-6) эти истребители во Вьетнаме смогли достаточно эффективно действовать против американских F-4 «Фантом». Выигрывая в манёвренности, вьетнамские пилоты смогли сбить несколько «Фантомов», а их собственные потери в воздушных боях составили лишь 5-6 самолётов.

Вторым после самого Китая обладателем авиапарка J-6 стал Пакистан, применив эти истребители в ходе нескольких военных конфликтов с Индией. Примечательно, что их противниками стали индийские Су-7Б и МиГи-21. Итоги такого противостояния в официальных данных обеих сторон расходятся кардинально, но впоследствии индийцы смогли доказать сбитие двух J-6 в воздушных боях с помощью МиГ-21 и ещё одного — Су-7, пакистанцы представили доказательства трёх воздушных побед J-6 над Су-7 и ещё трёх — над своими примерными аналогами Hawker Hunter британского производства.

В ходе войны между Ираном и Ираком стороны прибегали к боевому применению соответственно J-6 и МиГ-19, для нанесения ударов по наземным целям, но прямых воздушных боёв между ними отмечено не было. Китайские J-6, поставленные в ряд стран Африки, применялись в локальных гражданских войнах и вооружённых конфликтах, в том числе в Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

В составе ВВС самого Китая J-6 трижды сбивали тайваньские самолёты, обойдясь без потерь со своей стороны. В целом именно этот истребитель стал для ВВС НОАК по-настоящему «легендарным», прослужив в их составе почти полвека: последний из самолётов этого типа был снят с вооружения в 2010 году. На данный момент единственной страной, где он продолжает значиться в числе боевых истребителей, остаётся Северная Корея.

Конструкция

Истребитель МиГ-19 является классическим цельнометаллическим однокилевым среднепланом. Фюзеляж типа «полумонокок» состоит из легкоразъёмной носовой и хвостовой частей. В носовой части расположены воздухозаборник, отсеки с авионикой, гермокабина лётчика и носовая стойка шасси.

Пилотская кабина защищена бронёй: толщина бронестекла составляет 64 мм, передней переборки — 10 мм, бронеспинки — 16 мм. В кабине истребителя установлено кресло-катапульта.

Хвостовую часть занимают топливные баки и двигатели. Стандартный МиГ-19 оснащался двумя турбореактивными двигателями АМ-9 (РД-9) — каждый с 9-ступенчатым осевым компрессором, 2-ступенчатой турбиной и форсажной камерой. По бокам корпуса и под ним установлены тормозные щитки, имеется и тормозной парашют.

Цельнометаллическое крыло с углом стреловидности 55 градусов оснащено щитками-закрылками и интерцепторами. Горизонтальное оперение в серийном МиГ-19 цельноповоротное, вертикальное, состоит из киля со стабилизатором и гребня под фюзеляжем истребителя.

Система управления МиГ-19 с гидроприводами для своего времени являлась передовой и весьма эффективной. Тормозная система шасси, перезарядка оружия, аварийный сброс фонаря производились с помощью бортовой пневмосистемы.

В состав навигационного оборудования самолёта входили радиокомпас, радиовысотомер, система «свой-чужой». Дальность действия радиостанции РСИУ-4 составляла до 350 км. Кроме того, МиГ-19 оснащался сигнализацией об облучении радаром.

Встроенное вооружение истребителя первоначального МиГ-19 состояло из трёх автоматических пушек калибра 23 мм (позднее в основном заменённых на пушки калибра 30 мм). Два орудия находились в корневой части крыла, третья – в носу фюзеляжа. Боекомплект составлял по 70 снарядов на пушку. Скорострельность каждого орудия – 900 выстрелов в минуту. При необходимости МиГ-19 первой модификации мог нести неуправляемые ракеты АСР-57 и свободнопадающие бомбы калибра до 250 кг.

Истребитель МиГ-19 обладал намного лучшими характеристиками по скороподъёмности, высоте, скорости и дальности полёта по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты.

Экипаж

Экипаж МиГ-19 — 1 пилот.

Дальность, скорость, высота полёта

Практическая дальность полёта МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивался до 2200 км.

Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 достигалась на высоте 10 км и составляла 1452 км/ч (1,6 Маха).

Практический потолок по высоте полёта для стандартного МиГ-19 установлен в 15 600 метров. С применением форсажа максимальная высота полёта могла быть увеличена до 17,5-17,9 км.

МиГ-19

МиГ-19 (по заводскому шифру «изделие СМ-9», а в НАТО его кодифицировали как «Фермер») является советским одноместным реактивным истребителем второго поколения. Его сконструировали в ОКБ Микояна и Гуревича в 50-х годах. Именно он был первым сверхзвуковым серийным истребителем с возможностью широкого применения в системе ПВО СССР и активно экспортировался в зарубежье.

История создания МиГ-19

Первым шагом в создании самолета МиГ-19 была опытная воздушная машина СМ-1. 20 апреля 51 года появилось постановление Совета Министров о переоборудовании устаревшего МиГ-15бис (благодаря ему появился МиГ-17) для установки двух двигателей АМ-5 с тягой по 2000 кгс. Их разместили в фюзеляже (мотоотсек) практически вплотную друг к другу. После проведения ряда испытаний на СМ-1 разместили обновленные двигатели АМ-5А. В результате выяснилось, что суммарная тяга обоих двигателей намного мощнее, чем у одного двигателя (изначально на МиГ-15 стоял 1 двигатель ВК-1) ВК-1Ф на форсаже.

На скорость полета и тягу абсолютно не влиял тот факт, что новые двигатели на 88 кг увеличили вес. Также интересен тот факт, что эти двигатели обладали меньшим объёмом, что позволило установить на истребителе дополнительные топливные баки. Их поместилось три с общим объёмом 770 л.

Читать еще:  Видео МиГ-29СМТ - многофункциональный истребитель

Первый ОП построили в конце 1951 года и именовали его И-340. В воздух его поднял летчик-испытатель Г. Седов. Ведущим инженером назначили А. Минаева. Самолет показал неплохие результаты, в частности смог достигнуть своего скоростного барьера в 1193 км/ч на высоте 5000 м и скорости подъёма в высоту – 41 м/с. А новые двигатели и увеличенный топливный объём позволили повысить радиус действия самолета.

Следующим шагом в создании будущего МиГ-19 был этап конструирования И-360, или СМ-2. Его сделали в 1952 году. Истребитель имел ряд отличий от первого экземпляра. Непосредственно удлинили на 1,6 м фюзеляж, а размах крыла, наоборот, уменьшился с 9,26 м до 9,04 м. В то же время вырос вес самолета почти на 1600 кг. Специально для этого самолёта создали новое крыло (стреловидность 55 градусов) с одним аэродинамическим гребнем. В главную часть крыла установили пушки Н-37Д, благодаря чему фюзеляж слегка освободился. Остальные доработки и модернизации затронули конструкцию фонаря, основные стойки шасси и их щитки. Посадочную фару перенесли с левого крыла под носовую часть и увеличили нижний киль. Основу силовой установки оставили такой же, как и на СМ-1.

В апреле его передали на аэродром ЛИИ. В мае Г. Седов совершил на нем первый полет. В результате ведущее руководство не устроила малая тяга, из-за чего самолет отправили на доработку. Двигатели АМ-5А заменили на АМ-5Ф (форсированные) с повышенной тягой до 2700 кгс. Они позволили достичь близкого показателя необходимой скорости в горизонтальном полете.

Провели еще ряд модификаций. Горизонтальное оперение увеличили в площади и перенесли на фюзеляж. Также модифицировали тормозные щитки и увеличили площадь руля направления. Новый летательный аппарат поучил обозначение СМ-2А, а проведенные углубленные доработки привели к повышению аэродинамического гребня на крыле. Его переименовали в СМ-2Б.

Прототип второй СМ-2/2 в начале конструирования планировался с горизонтальным оперением. А в вооружении основная роль отводилась пушкам с коротким стволом. ПТБ на 760 л отсутствовал.

Форсированные двигатели все равно не устраивали начальство ВВС, поэтому, недолго думая, на все прототипы установили новые мощные АМ-9Б с повышенной тягой в 3250 кгс. Когда пришло время запуска в серийное производство, данный двигатель переименовали в РД-9Б. Самолет также переименовали в СМ-9/1. Первый полет на нем совершил Г. Седов в начале января 54 года, и уже на втором полете самолет преодолел звуковой барьер. Всего на нем выполнили 132 полета.

За это время инженеры из КБ поменяли форму и вид перегородки воздухозаборника, а вместо старых пушек Н-37 установили три новых НР-23 (боекомплект − 340 патронов). Среди оборудования также появились дополнения. На СМ-9/1 установили радиостанцию РСИУ-3М «Клен», радиодальномер СРДМ-1М «Конус» и ответчик «Узел-1».

В сентябре 54 года завершились заводские испытания, а 30 сентября приступили к государственным испытаниям. На летных испытаниях самолет продемонстрировал повышенные характеристики, благодаря чему СМ-9/1 рекомендовали к взятию на вооружение Воздушных Сил СССР. 17 февраля 1954 года Совет Министров выдал постановление о начале серийной постройки на заводах самолета МиГ-19. Производство развернули на авиастроительных предприятиях, расположенных в городах Новосибирске и Горьком.

Созданные прототипы:

СМ-1 – опытный МиГ-17 с силовой установкой в два двигателя АМ-5;

СМ-2/1 – 1-й базовый прототип серии с двумя моторами АМ-5А;

СМ-2/2 – вторая воздушная машина серии;

СМ-9/1 – два мотора РД-9Б (МиГ-19);

СМ-9/2 – экземпляр МиГ-19С;

СМ-9/3 – опытный образец;

СМ-9/3Т – переделанный для испытания ракет К-13;

СМ-9В являет собой прототип МиГ-19СВ;

СМ-7/1 – ОП МиГ-19П, в наличии РЛС РП-1;

СМ-7/2 – 2 ракетных блока НУРС ОРО-57К и цельно-поворотное оперение;

СМ-7/М – в наличии РЛС РП-2У, 4 ракеты РС-2-У.

Модификации МиГ-19:

МиГ-19 – создан в 1953 году, является первым серийным вариантом.

МиГ-19С – истребитель с цельноповоротным стабилизатором, создан в 1955 году.

МиГ-19П – создан в 1955 году, является всепогодным истребителем-перехватчиком.

МиГ-19ПГ – наличие аппаратуры «Горизонт-1», создан в 1955 году.

МиГ-19Р – создан в 1956 году, относится к разведывательным самолетам.

МиГ-19СВ – перехватчик больших высот, создан в 1956 году.

МиГ-19ПМ – в наличии только управляемые ракеты РС-2У, создан в 1957 году.

МиГ-19ПМЛ – создан в 1958 году.

М-19 – радиоуправляемый самолет-мишень.

Самолет состоял на вооружении в следующих странах:

Албания – 15 МиГ-19ПМ;

Афганистан приобрел 18 МиГ-19С;

Болгария – 24 МиГ-19С;

Венгрия – 12 МиГ-19ПМ;

Вьетнам – 54 МиГ-19;

ГДР – 12 единиц МиГ-19С и 12 МиГ-19ПМ;

Египет − 160 самолетов МиГ-19С;

Замбия – 12 МиГ-19;

Индонезия – 8 МиГ-19Ф;

Ирак – 15 стандартных МиГ-19С;

Камбоджа – 16 МиГ-19;

КНДР – примерно 100 МиГ-19;

КНР – 5 МиГ-19П, а позже 5 единиц МиГ-19ПМ;

Куба – 12 МиГ-19П;

Пакистан – 20 МиГ-19С и 73 МиГ-19;

Польша – 12 МиГ-19П и 13 доукомплектованных МиГ-19ПМ;

Румыния – 10 МиГ-19П и около 45-и МиГ-19ПМ;

Сирия – около 40 МиГ-19С;

Сомали – около 50 Миг-19;

Танзания – 12 МиГ-19;

ЧССР – 27 МиГ-19П и 12 стандартных МиГ-19С.

МиГ-19 видео

Истребитель МиГ-19 – король «третьего мира», не признанный на родине

В 1955 году советские военно-воздушные силы пополнились новым самолётом. Им стал сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Даже освоенные всего 4 года назад МиГ-17 на фоне «девятнадцатого» оказались морально устаревающими. Однако самому совершенному представителю поколения тоже не посчастливилось долго оставаться основой истребительной авиации. Конечно, на вспомогательных ролях он состоял ещё долго, но с главных позиций его быстро вытеснил МиГ-21.

Но неожиданно вторую жизнь «девятнадцатому» подарил Китай. И именно в КНР были произведены многие истребители, закупавшиеся тогда, когда в СССР самолёт уже не выпускался.

История создания

В начале 50-х годов советские авиаконструкторы решительно приступили к штурму звукового барьера. Первым шагом стал СМ-1 – МиГ-15 с крылом увеличенной стреловидности, в фюзеляже которого установили два новых двигателя АМ-5. Более поздние опытные самолёты СМ-2 строили на базе МиГ-17, а их конструкция была изменена значительнее – у машин удлинили фюзеляж и применили новое крыло.

Читать еще:  Статьи Палаш кирасирский солдатский обр. 1810 г.

Прототипом непосредственно МиГ-19 стал самолёт СМ-9, оснащённый форсированными двигателями АМ-9. От СМ-2 его отличало и вертикальное оперение и хвостовая часть фюзеляжа. В первый полёт СМ-9 отправился в начале 1954 года. При этом самолёт уже успел получить серийное обозначение МиГ-19, хотя испытания только начинались.

Уже во втором полёте истребитель успешно преодолел звуковой барьер, а максимальная скорость составила 1,4 Маха.

В результате МиГ-19 постановили запустить в серию уже в феврале 1954 года, не дожидаясь конца заводских испытаний. Цикл испытаний самолёта завершили весной 1955 года, после чего истребитель, уже выпускавшийся серийно, поступил на испытания войсковые. В июле того же года «девятнадцатые» приняли участие в воздушном параде, и о существовании истребителя стало известно миру.

Конструкция

Истребитель МиГ-19С является классическим цельнометаллическим однокилевым среднепланом. Фюзеляж – полумонокок, состоящий из 2 легкоразъёмных частей – носовой и хвостовой. В носовой части находятся воздухозаборник, отсеки с авионикой, гермокабина лётчика и носовая стойка шасси.

Кабина защищена бронёй – толщина бронестекла составляет 64 мм, передней переборки – 10 мм, а бронеспинки – 16 мм. В кабине истребителя установлено кресло-катапульта. Хвостовую часть занимают топливные баки и двигатели. По бокам корпуса и под ним установлены тормозные щитки, имеется и тормозной парашют.

Цельнометаллическое крыло с углом стреловидности 55⁰ оснащено щитками-закрылками и интерцепторами.

Горизонтальное оперение – цельноповоротное, вертикальное состоит из киля со стабилизатором и гребня под фюзеляжем истребителя. На истребитель МиГ-19 устанавливали два двигателя АМ-9 (РД-9). Каждый двигатель – турбореактивный с 9-ступенчатым осевым компрессором, 2-ступенчатой турбиной и форсажной камерой.

Система управления МиГ-19 – с гидроприводами. Тормозная система шасси, перезарядка оружия, аварийный сброс фонаря – с помощью бортовой пневмосистемы. В состав навигационного оборудования самолёта входили радиокомпас, радиовысотомер, система «свой-чужой». Дальность действия радиостанции РСИУ-4 – до 350 км. Оснащался МиГ-19 и сигнализацией об облучении радаром.

Вооружение

Предыдущие реактивные истребители КБ Микояна-Гуревича, начиная с МиГ-9, вооружались батареей из 2 пушек калибра 23 мм и одной – 37 мм. На МиГ-19 от неё пришлось отказаться. Во-первых, потребовалось изменить расположение пушек. Размещение стволов около воздухозаборника при стрельбе отрицательно влияло на поток, поступающий в двигатель, и нарушало режим работы мотора.

В итоге на СМ-2 два орудия перенесли в корни крыльев.

На самолёте СМ-9 сохранялись 23 мм пушки НР-23, но вскоре после запуска МиГ-19 в серию их заменили новыми орудиями. 30 мм пушки НР-30 конструкции Нудельмана и Рихтера превосходили по темпу стрельбы и начальной скорости и НР-23 и Н-37. При этом содержание взрывчатого вещества в фугасном снаряде удалось сохранить на уровне 37 мм снаряда (более 40 г). В зависимости от модификации, истребитель МиГ-19 нёс либо три, либо две пушки (фюзеляжная в таких случаях не устанавливалась).

Ракетное вооружение самолёта МиГ-19 первоначально было представлено блоками неуправляемых ракет С-5, изначально носивших индекс АРС-57. Ракеты калибра 57 мм оснащались осколочно-фугасной боевой частью (масса заряда ВВ составлял 285 г), в блоках размещалось по 8 ракет. Предусматривались бомбодержатели для двух бомб калибра до 250 кг.

Наведение оружия на цель осуществлялось с помощью прицела АСП-5Н, оснащённого радиолокационным дальномером. Он позволял захватывать цели и вести по ним прицельный огонь на дистанции до 2 км. Перехватчики МиГ-19 вооружались управляемыми ракетами К-5М. На цель они наводились по лучу радара, установленного на самолёте, осколочно-фугасная боевая часть имела массу 13 кг.

Модификации

Базовый МиГ-19 был выпущен сравнительно небольшой серией. С того же 1955 года выпускался доработанный истребитель МиГ-19С с пушками НР-30 и цельноповоротным стабилизатором.

Параллельно с фронтовыми истребителями был освоен выпуск самолётов-перехватчиков.

Первый из них, МиГ-19П, отличался в основном тем, что вместо фюзеляжной пушки у него стоял радар «Изумруд». На следующем варианте – «ПМ» – от пушечного вооружения отказались вообще, зато он был оснащён 4 ракетами К-5. Модификации перехватчиков «ПГ» и «ПМЛ» отличались наличием аппаратуры для наведения с земли.

На разведывательной модификации МиГ-19Р вместо фюзеляжной пушки смонтировали аппаратуру для аэрофотосъёмки. Также на базе «девятнадцатого» пытались сделать высотный перехватчик и отрабатывали технику безаэродромного старта со специальных катапульт. Вскоре после начала выпуска МиГ-21 «девятнадцатый» сняли с производства.

Чуть позже – в 1962 году – МиГ-19 прекратили собирать и в Чехословакии. Зато в КНР производство и модернизация (не говоря об экспорте) «девятнадцатого» (под индексом J-6 или F-6) продолжались до 80-х годов.

Боевое применение

Советские перехватчики МиГ-19 активно применялись для борьбы с американскими разведчиками. Чаще всего, увы, попытки перехвата оставались безуспешными, но в 1960 и 1963 годах были сбиты разведчики RB-47. А в 1964 году был поражён самолёт RB-66, пытавшийся сфотографировать учения ГСВГ.

Самолёты, отправленные в Египет, активно применялись во время арабо-израильских войн, и неплохо проявили себя в боях с более современными «Миражами».

Во Вьетнам «девятнадцатые» попали в конце 60-х годов, когда уже назревал вывод американских войск. Были это самолёты китайской сборки. Несмотря на господство ВВС США в воздухе, МиГ-19 удалось записать на свой счёт минимум 3 «Фантома».

Позже китайские МиГи активно применял Пакистан – в конфликтах с Индией. При этом данные разных сторон о потерях расходятся так кардинально, что истинный боевой счёт установить крайне сложно. Впоследствии китайские J-6 составили основу авиапарка ВВС многих африканских стран и использовались в местных конфликтах.

Технические характеристики

Ровесником МиГ-19 был американский истребитель «Супер Сейбр», поднявшийся в воздух в 1953 году. Впрочем, полноценным конкурентом «девятнадцатого» этому самолёту стать не удалось.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector