10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Ми-24В — многоцелевой транспортно-боевой вертолёт

Фото Ми-24

Ми-24 – ударный вертолет, созданный в 1970-х годах в СССР. Применялся во многих военных конфликтах. Занимает первое место по количеству выпущенных единиц среди ударных вертолетов. Имеет прозвище «Крокодил».

Ми-24

История создания

ОКБ Миля приступило к проектированию новой машины в 1968, через год уже имелся первый экспериментальный образец (Ми-24А). Вертолет был двухместный с грузовым отсеком на 8 десантников. Кабина и двигатель были частично бронированы. Вооружение использовалось от Ми-4, включало неуправляемые ракеты и пулемет. Пройдя предварительные испытания, серия из 10 вертолетов поступила для тестирования в войска.

Ми-24А в музее Swartkop (ЮАР).

В это время было выполнено несколько модификаций вертолета. На Ми-24Б было установлено новое вооружение (пулемет и ракетная установка), а на Ми-24В изменен рулевой винт и улучшено управление. Совместив в одной машине обе модификации, в 1973 году бюро Миля выпустило окончательный вариант вертолета Ми-24Д, который и был принят на вооружение армией СССР.

С тех пор Ми-24 много раз модернизировался, в том числе в качестве экспортных вариантов по запросу иностранных государств. Изменения в модификациях касались в основном размещенного вооружения. Всего было произведено свыше 3500 машин.

Ми-24П

Особенности конструкции

Схема вертолета стандартная двухвинтовая (несущий винт — 5 лопастей, рулевой – 3).

Экипаж размещается по схеме «тандем». В передней кабине размещается стрелок, за ним (в отдельной кабине) пилот. В отсеке оборудования предусмотрено сидение для бортмеханика, в случае введения в экипаж третьего человека. Обе кабины герметизированы и отделены бронеперегородкой. Также бронированы: лобовые стекла, кресло пилота, приводная коробка, масло- и гидробак. В средней части вертолета находится грузовой отсек, в задней помещается оборудование. Туда же убираются стойки шасси.

Техническое решение с небольшим наклоном вала несущего винта позволило сделать полет более устойчивым, уменьшить возможный крен, что служит повышению точности стрельбы из бортового оружия.

Ми-24

На заднем плане этой фотографии виден вертолет Ми-28.

Вооружение

Вооружение Ми-24 сильно зависит от конкретной модификации. На вертолет устанавливается стрелково-пушечное вооружение (встроенное и подвесное), включая 4-х ствольные пулеметы и автоматические гранатометы. Ми-24 оснащен неуправляемыми ракетами различных систем, имеет 4-6 точек подвески и может нести бомбы (в том числе кассетные) калибра 50-500 кг.

С конца 1980-х годов на Ми-24 начали устанавливать ракеты «воздух-воздух», предназначенные для уничтожения других вертолетов и защиты от авиации противника.

Эксплуатация и боевое применение

Со времени создания Ми-24 поставлялся во множество государств по всему миру. Во многих странах (включая бывшие государства Варшавского договора, ставшие членами НАТО) он продолжает оставаться на вооружении, несмотря на то, что уступает более современным российским вертолетам.

Среди главных эксплуатантов Ми-24 на сегодняшний день можно выделить Россию (178 машин), Украину (133), Индию (19), Алжир (31), Анголу (22), Польшу (28), Бразилию (12), Вьетнам (26), Судан (25), КНДР (20).

Ми-24Д Польши

Ми-24 участвовал более чем в 30 военных конфликтах. В боевых действиях вертолет применялся не только непосредственно для огневой поддержки, но и в качестве десантной, транспортной и эвакуационной машины.

Первым военным конфликтом, в котором Ми-24 прошел испытания в боевых условиях, стала Эфиопско-сомалийская война 1977-78 годов.

В Афганской войне Ми-24 стал основным вертолетом армии СССР (потеряно при этом было 127 машин, в основном от воздействия ПЗРК).

Ми-24В Чехии

В Ирано-иракской войне (1980-88) Ми-24 довольно успешно применялся для борьбы с воздушными целями.

Российская армия использовала эти вертолеты в обеих Чеченский войнах.

В войнах в Афганистане и Ираке (2001-03) Ми-24 использовался польской армией (в составе коалиции США).

Ми-24П Венгрии

Из последних конфликтов можно отметить использование Ми-24 Российской армией в операциях в Сирии и участие этой машины в войне в Ираке.

Некоторые модификации Ми-24

Ми-35М

Ми-35М, созданы на базе Ми-24, но оснащаются более современными и мощными двигателями ВК-2500. Также Ми-35М имеет лопасти несущего винта изготовленные из стеклопластика и рулевой винт Х-образной формы. Внешне Ми-35М можно распознать по укороченному крылу и неубирающемуся шасси.

Ми-35М

Ми-24ЛЛ (летающая лаборатория)

Ми-24ЛЛ – летающая лаборатория скоростного вертолета. Ми-24ЛЛ переоборудован из Ми-24К на предприятии АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля».

Ми-24ЛЛ

Ми-35МС

Ми-35МС – вертолёт специального назначения. Машина достаточно секретная, на это намекает однотонная зеленая окраска этого вертолёта, которая не используется в армии. Также странно то, что на бортах машины отсутствуют опознавательные знаки, кроме флага России на хвосте. Об специальных функциях Ми-35МС говорят подвешенные на крыльях элементы радиоэлектронного оборудования, а также многочисленные антенны, размещённые на разных частях фюзеляжа.

Ми-35МС

Три вертолёта Ми-35МС планируется выпустить для верховного военного руководства РФ. По данным различных СМИ, на специальный вертолёт Ми-35МС установлена новая модернизированная авионика, система ночного видения, набор разнообразных датчиков для систем безопасности, навигационная система ГЛОНАСС/GPS и спутниковая станция «Радуга-МБ», комплекс защиты от радиоперехвата и система активной защиты от поражения средствами ЗРК имеющих инфракрасную систему наведения, подобные системы активной защиты уже устанавливаются на вертолеты авиаотряда правительства России.

Вертолет Ми 24 фото

Вертолет Ми 24 уже более трех десятков лет основа советской, а теперь и российской армейской авиации. Такая же картина и наших бывших и нынешних друзей, в большинстве стран Восточной Европы, бывших советских республиках, плюс Африка и Азия. В месте с вооружением перенявшие и нашу концепцию ведения войны.

Вертолет Ми-24 стоящий на вооружении ВВС Венгрии

В 1968 г. вышло Постановление правительства СССР о начале работ но созданию вертолёта- штурмовика. В то время в США создавали специализированные винтокрылые машины военного назначения, ударные или десантные. В СССР новую боевую машину решили сделать универсальной. С учётом опыта проектирования вертолёта Ми-8 в июне всё того же 1968 г. КБ Миля приступило к разработке боевого вертолёта В-24 с двумя газотурбинными двигателями. Наиболее подходящим мотором для него оказался турбовальный ТВЗ-117 взлётной мощностью 2200 л.с.

А вот таким он был, знаменитый Ми 24, первый полет состоялся 19 сентября 1969, созданного в ОКБ М.Л.Миля

Машина должна была иметь экипаж, состоящий из лётчика и стрелка-оператора систем вооружения. Обязательным условием была возможность брать на борт десант в количестве восьми человек. Вместо него вертолёт в случае необходимости мог в десантной кабине перевозить раненых и различные грузы. Из двух представленных вариантов военные выбрали машину со взлётным весом 10 500 кг.

фото стрельбы вертолета Ми 24, ударный вертолётный комплекс, оснащенный современным высокоточным оружием круглосуточного применения

Вертолет Ми 24 фото, в системе НАТО имеет обозначение Hind — «Лань», на данный момент- это единственный вертолет, объединяющий транспортную и ударную машину. Примечателен тот факт, что эту схему в мире так никто и не повторил, и не потому, что не смог, а считая такую схему имеющей много недостатков. Необходимо отметить, российский вертолеты пришли к общемировой схеме создания чисто боевых и чисто транспортных вертолетов. Хотя как чисто боевая, так и транспортно боевая конструкция имеет как свои достоинства так и недостатки. К примеру Ми-24 может эвакуировать или доставить солдат туда, куда простой транспортник просто не сунется. И таких ситуаций когда вместо пары ударник, транспортник летит один универсальный множество. Но как всегда компромиссы, ведут и к появлению слабых сторон: дополнительный вес (бойцы+транспортный отсек) ухудшение взлетных характеристик и маневренности. Увеличенная задняя часть, ведет к увеличению размеров поражаемой площади.

Читать еще:  Модификации 52-К - 85-мм зенитная пушка образца 1939 года

Советский транспортно-боевой ударный вертолет Ми 24

Еще одно фото венгерского геликоптера, уж больно раскрас красивый

Невозможность бронирования транспортного отсека (большое увеличение массы), все это сказывается на живучести вертолета. В аналогичных ситуациях экипаж скажем «Тигра» или «Апача», будет чувствовать себя по уверенней. Кстати весьма примечательный факт, война во Вьетнаме, вертолет Ирокез. Открытое корыто с винтом, транспортник. Ударная огневая мощь никакая, если летит с десантом или за ним. Тем не менее. а кто знает какие потери этого вертолета? Почти половина от 7000 принявших участие, было утрачено. Казалось бы потери огромны, но при рассмотрении это не совсем так. Один потерянный вертолет на 11 000 часов налета. Другой вертолет » Черный ястреб» uh 60a black hawk блэк хок . Наиболее важные узлы имеют противопульное бронирование, потери в Ираке из 400 вертолетов, только 2 от огневого воздействия противника.

Пара Ми-24 афганских вооруженных сил взлетает для выполнения ежедневного патрулирования

Ми 24 ВЕРТОЛЕТ-ШТУРМОВИК
Для обеспечения высокой скорости полёта — более 300 км/ч — машину снабдили убираемым шасси. Несущий винт разгрузили небольшим крылом, установленным под углом 19° относительно горизонтали. Это сделали и для компенсации опускания носа вертолёта при наборе скорости. Его живучесть увеличили путём бронирования кабины и основных агрегатов, жизненно важные системы дублировали, управление сделали двойным — с места лётчика и оператора. В носу поставили авиационный пулемёт А-12,7 калибра 12,7 мм. Под крылом на четырёх пилонах и балочных держателях предполагалось подвешивать авиабомбы, зажигательные баки и блоки с неуправляемыми ракетами. На первых машинах па фюзеляжах были предусмотрены узлы для крепления четырёх направляющих противотанковых ракет «Фаланга».

Ан-124 доставил очередной новый вертолет Ми-24 для авиации Афганистана

Проектирование вертолёта велось параллельно с подготовкой к его серийному производству, что значительно сократило время его создания. Была построена опытная партия из 10 экземпляров В-24 для лётных и статических испытаний. И уже 15 сентября 1969 г. первую машину поднял в воздух лётчик-испытатель Г.А. Алфёров. Испытания выявили множество недостатков. Так, компоновка рабочих мест и конструкция фонаря кабины экипажа не обеспечивали необходимый обзор воздушного пространства. В связи с чем, была перекомпонована кабина, отдельные независимые рабочие места, летчик получил место сзади и выше оператора вооружения, примерно на 30 сантиметров. Ситуацию усугубляло то, что вертолёт, получивший наименование Ми-24, запустили в серийное производство до завершения государственных испытаний. Они закончились только в 1972 г. и выявили новые недостатки, такие как «голландский шаг» — когда машина, как маятник, начинала колебаться по курсу и крену.

Ми-24 принял участие более чем в 30 войнах, и более сорока лет находится на вооружении советской, а затем и Российской армии

Частично конструкцию доработали, но оставшиеся конструктивные недостатки решили исправить па следующих модификациях Ми-24. Вертолёт Ми-24А стал первым серийным вертолётом целого семейства. Эксплуатация машин в полигонных условиях выявила быстрый износ лопаток компрессора двигателей и передних кромок лопастей несущего винта па площадках с песчаным грунтом. С модификации Ми-24Д вертолёт стали выпускать с пылезащитными устройствами (ПЗУ), расположенными перед воздухозаборниками двигателей. Следующий модификацией стал Ми-24Б, отличавшийся вооружением. Он прошёл испытания в 1972 г.

еще немного фото стрельбы вертолета ми

У него была дистанционно управляемая стрелковая установка с четырёхствольным пулемётом, противотанковый комплекс «Фаланга-П» и полуавтоматическая радиокомандная система наведения «Радуга-Ф». Модификацию Ми-24Д оборудовали раздельными кабинами для оператора и лётчика, сохранив вооружение Ми- 24 Б. Вертолёт успешно прошёл государственные испытания в 1974 г. В следующем году на лётные испытания вышел Ми-24В, оснащённый противотанковой установкой «Штурм- В» нового поколения и автоматическим прицелом лётчика от истребителя бомбардировщика Су-17. Для улучшения управляемости вертолёта при висении и маневрировании рулевой винт переместили с правого борта на левый, изменив направление его вращения.
Па основе Ми-24 В разработали пушечный Ми-24П с неподвижной двухствольной пушкой калибром 30 мм. До 1991 г. было выпущено 620 таких вертолётов.

Кабина Ми-24ВП перед полетами вертолетной эскадрильи авиации Балтийского флота в условиях «минимума погоды», авиабаза «Чкаловск» (Калининград)

Ми-24 применялись для решения различных боевых задач: высадка десанта, огневая поддержка, уничтожение бронетехники и живой силы, эвакуация раненых и перевозка грузов.
Боевое применение вертолета Ми-24
Вертолет Ми 24 фото, использовался почти в 40 военных конфликтах в мире, сразу же как с середины 70-х начался его экспорт. Организации Варшавского договора, и страны находящиеся в зоне нашего влияния от Ливии до КНДР. Одной из первых в Африке вертолет Ми-24 заполучила Эфиопия.

Ми-24ВП из состава ЦБП АСВ (г. Торжок) в полёте над Москвой 9 мая 1992 года.

На экспорт Ми-24Д шли под обозначением Ми-25, а Ми-24В — Ми-35. После того как в 1978 году два бывших союзника СССР, Сомали и Эфиопия, поссорились между собой. СССР поддержал эфиопов и среди прочего передал 60 Ми-24А. Первое боевое крещение Ми-24 получили в ходе Гражданской войны в Анголе в 1975 г., а наибольший боевой опыт — в Афганистане. Здесь они штурмовали наземные цели, эвакуировали раненых, перевозили подкрепления и военные грузы, охраняли садящиеся и взлетающие самолёты. В боях вертолёты показали свою высокую живучесть, манёвренность и мощь вооружения. Тогда же, для снижения потерь от ракет с тепловой головкой наведения, под хвостовой балкой или на фюзеляже Ми-24 установили кассеты, из которых отстреливали тепловые ловушки. Для этой же цели там разместили импульсные инфракрасные лампы. Стали устанавливать инжекторное выхлопное устройство на сопла двигателей, которое уменьшало температуру выхлопных газов. И современная гражданская война на Украине не обходится без наших вертолетов.

Ми-24П «желтый 09». После «африканского сафари» этот борт в ходе боевых действий на Востоке был заснят в Днепропетровске в белой окраске

Самым крупным боевым конфликтом с участием вертолета Ми 24 остается война в Афганистане. Первыми «понюхали пороха» не советские машины и их экипажи, а афганские. Ми-25 армии ДРА начали воевать против непримиримой оппозиции почти на год раньше, весной 1979 года. Через год к ним присоединились и советские Ми-24. Создававшийся для борьбы с противником в гораздо более умеренном климате и преимущественно равнинном ландшафте Западной Европы, вертолет попал в совершенно иную среду. Вместо танков и БТР противника — легкие и маневренные джипы с крупнокалиберными ДШК, линия фронта отсутствовала, в любой момент из любого места могла начаться стрельба ПЗРК — сначала устаревшими «Ред Ай», а затем гораздо более опасными «Стингерами». Для компенсации действий в жарком и разреженном воздухе на вертолеты установили систему кратко-временного форсирования двигателей за счет впрыска воды. В Афганистане нередко вместо более тяжелого Ми-24 приходилось посылать вооруженный, но все равно более «летучий» Ми-8.

Читать еще:  Проект 11711 - большие десантные корабли

Афганистан, фото высадка десанта

Примерно в это же время началось боевое использование иракских Ми-24 и Ми-25 в начавшейся крупномасштабной войне с Ираном. Наши вертолеты зарекомендовали себя сильными бойцами, хотя низкая эффективность старого противотанкового комплекса «Фаланга» доставила иракским летчикам немало трудностей. Практически сразу после окончания афганской войны Ми-24, как и вся армейская авиация, оказались втянуты в многочисленные конфликты на территории СССР: Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан. В них, как и в более поздних двух чеченских войнах, Ми-24 приняли самое активное участие.

Наши вертолеты Ми-24, снова в Афгане, но под знаками Войска Польского, что интересно мы в свою войну раньше союзников по Варшавскому договору не втягивали, может зря

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИ-24В
Тип: боевой вертолет

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИ-24В

  • Экипаж, чел.: 2 (3) — летчик и штурман-оператор вооружения (иногда борттехник)
  • Двигатели: два турбовальных ТВЗ-117 мощностью 1454 кВт
  • Размеры, м: диаметр несущего винта: 17,3 длина фюзеляжа: 17,51 высота: 3,9
  • Вес, кг: пустого: 7580 взлетный: 10 500 максимальный: 11 ООО
  • максимальная скорость, км/ч: 320 потолок, м: 5000 дальность, км: 595
  • Вооружение: четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 калибра 12,7 (управляется оператором вооружения), 4хПТУР 9М114 «Штурм-В», подвесные пулеметные или пушечные контейнеры, блоки НАР (С-5 и С-8) и авиабомбы в разных комбинациях — до 2400 кг на б узлах подвески.

На базе Ми-24Д разработали разведчик химической, радиационной и бак-териологической обстановки. Для этого на крыльевых пилонах размещали специальные контейнеры. Вертолёт оснащался управляемым устройством для взятия проб грунта.

Ми-24Р — радиохимический разведчик в стандартном камуфляже, без аппаратуры наведения ПТУР, на крайних пилонах видны ковшики забора проб, ВВС Украины

Вертолёт строился и в других вариантах:

  • Ми-24К — корректировщик огня,
  • Ми-24М — противолодочный,
  • Ми-24БМТ — минный тральщик,
  • Ми- 24ПС — патрульно-спасательный. Всего построено 5200 машин различных модификаций.

Ми «Двадцать четвёртые» поставлялись па экспорт в 15 стран мира. Экспортные экземпляры получили новые обозначения:

Из-за характерного профиля в полете в войсках Ми-24 иногда называют «крокодилом»

  1. Ми-25 (Ми-24Д),
  2. Ми-35 (Ми-24В),
  3. Ми-35П (Ми-24П),
  4. Ми-35М (Ми-24Б), на них нередко устанавливалось электронное оборудование зарубежных фирм.

После распада СССР в ВВС России значилось 1500 Ми-24 разных модификаций. В настоящее время продолжается оснащение модернизированными вертолётами Ми-24 наших ВВС.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание

В 2013 году исполнилось ровно 40 лет со дня запуска в производство на Ростовском вертолётостроительном заводе (ныне – ОАО «Роствертол») ударного многоцелевого вертолёта Ми-24. Многоцелевой военно-транспортный вертолёт Ми-24 стал первым отечественным вертолётом, специально предназначенным для боевых действий. Его конструкция оказалась настолько удачной, что модификации Ми-24 эксплуатируются и поныне. В настоящее время зарегистрировано около 1500 вертолётов этого типа, которые состоят на вооружении 60 стран мира. Всего за 40 лет было построено около 3500 вертолётов Ми-24.

История создания отечественного вооружённого вертолёта, способного своими огневыми средствами поддерживать наземные войска, относится к 1950-м гг. Первой попыткой в этом направлении стало оснащение ПТУР 9М14М «Малютка» первенца М.Л. Миля вертолёта Ми-1. За ним последовал транспортно-боевой вертолёт Ми-4АВ. Почти 185 Ми-4АВ, укомплектованных крупнокалиберным пулемётом А-12,7, четырьмя ПТУР «Фаланга» и НАР С-5, эксплуатировались сначала в Военно-транспортной авиации, а затем — во фронтовой, осуществлявшей поддержку Сухопутных войск.

За рубежом идея вооружённой винтокрылой машины была реализована в вертолёте UH-1H «Ирокез», широко применявшемся в боевых действиях во Вьетнаме. Он и перевозил солдат, и поддерживал их огнём. Но постепенно западные эксперты пришли к пониманию того, что ударный вертолёт — это только платформа для различного вооружения, а переброску десанта должна осуществлять десантно-транспортная машина, но тоже вооружённая.

В нашей же стране победила концепция транспортно-боевого вертолёта, поддержанная министром обороны маршалом А.А. Гречко. Новый винтокрылый аппарат фактически должен был стать летающей боевой машиной аэромобильной пехоты. В 1967 г. на опытном заводе ОКБ М.Л. Миля построили два макета и несколько вариантов носовой части машины, названной В-24. Они отражали два основных подхода к решению проблемы: первый — вертолёт с взлётной массой 7 т и одним двигателем ТВЗ-117, второй — с массой 10,5 т и двумя ТВЗ-117. В этом же году Министерство обороны объявило конкурс, в котором приняли участие Московский и Ухтомский вертолётные заводы.

Милевцы представили проект В-24 -будущий Ми-24. Камовцы предложили Ка-25Ф — модифицированный корабельный вертолёт. Его вооружение включало подвижную установку с 23-мм пушкой ГШ-23, шесть ПТУР «Фаланга-М», или шесть блоков УБ-16 с 57-мм НАР С-5, или авиабомбы. В грузовой кабине размещалось до восьми десантников. По взлётной массе эта машина была близка к первому варианту В-24, но существенно уступала второму по максимальной скорости; эквивалентность по боевой нагрузке была достигнута экстремальным использованием модернизационного потенциала серийной машины. Эти обстоятельства, видимо, и повлияли на выбор более перспективного В-24 с двумя ТВЗ-117.

Говоря о В-24, нельзя обойти вниманием вклад в создание вертолёта ОКБ ЛМЗ им. В.Я. Климова. Под руководством главного конструктора С.П. Изотова в 1965 г. здесь начали разработку двигателя ТВЗ-117 мощностью 2200 л.с. Этот коллектив в 1960 — 1965 гг. создал первый отечественный вертолётный газотурбинный двигатель ТВ2-117 мощностью 1500 л.с. Теперь ленинградцы предлагали двигатель нового — третьего поколения: в полтора раза мощнее и короче ТВ2-117, существенно более лёгкий и экономичный.

ОКБ М.Л. Миля обратило внимание на ТВЗ-117 с начала разработки и предложило его сначала в качестве силовой установки для Ми-14. Вполне естественно, что двигатель со столь высокими техническими характеристиками милевцы применили и на В-24, где он «пришёлся ко двору». Несмотря на большое количество новых конструктивных и технологических решений, первый опытный образец ТВЗ-117 ЛМЗ изготовил в декабре 1966 г.

Макет вертолёта В-24 был вооружён авиационной пушкой ГШ-23. На боковых рамах под грузовой дверью установили по паре ПТУР 9М17М «Фаланга-МВ» с РКСН. На небольшом крыле без поперечного «V» расположили балочные держатели для четырёх бомб или блоков НАР.

Представители Министерства обороны, входившие в состав макетной комиссии, предложили заменить дозвуковые ПТУР с ручным режимом наведения сверхзвуковыми ракетами с полуавтоматической РКСН, а пушку ГШ-23 — 12,7-мм высоко-темпным крупнокалиберным пулемётом, создававшимся в тульском ЦКИБ СОО с 1967 г.

Полномасштабная разработка В-24 началась в соответствии постановлением Совмина СССР от 6 мая 1968 г. В этот же день были приняты постановления правительства о создании двигателя ТВЗ-117 и унифицированного сверхзвукового ПТ-РК 9К113 для армейского вертолёта и самоходной пусковой установки. Общее руководство созданием В-24 осуществлял генеральный конструктор М.Л. Миль, а после его смерти — главный конструктор М.Н. Тищенко; техническое руководство было возложено на заместителя главного конструктора В.А. Кузнецова, а первым ведущим конструктором стал В.М. Оль-шевиц.

Читать еще:  РПГ-27 «Таволга» - реактивная противотанковая граната

Профиль лопастей несущего винта для В-24 подбирали в ЦАГИ, но к моменту постройки первого образца машины эту работу не завершили. Тогда по предложению одного из ведущих конструкторов ОКБ новую лопасть изготовили на Казанском вертолётном заводе: к носовой части лопасти с лонжероном от Ми-8 присоединили хвостовую с сотовым заполнителем от Ми-4 — лопасти имели одинаковый профиль NACA-230. По сравнению с лопастью Ми-8 она получилась на 2 м короче и на 20 мм шире. Такое решение посчитали удачным, и позже под него подвели научное обоснование.

Но со временем выяснилось, что казанский гибрид создаёт существенно меньшую тягу, чем винт Ми-8. Статический потолок у В-24 в стандартных условиях составлял 0,8 — 1,3 км. Этого оказалось явно недостаточно в горах Афганистана, где боевой вертолёт по взлётно-посадоч-ным и тяговым характеристикам уступал Ми-8МТ с аналогичными двигателями.

Кроме того, составная лопасть создавала большой шарнирный момент. Особенно существенно он возрастал с увеличением барометрической высоты полёта и вертикальной перегрузки. Мощности гидроусилителей при выполнении горки или боевого разворота часто оказывалось недостаточно для преодоления суммарных усилий от шарнирных моментов всех лопастей. В результате происходило временное «заклинивание» управления в продольном направлении. Потребовалась разработка более мощных бустеров и постепенная замена ими первоначально разработанных силовых исполнительных механизмов.

Отличительной чертой аэродинамической компоновки В-24 являлся наклон вправо от вертикальной плоскости на 2,5° вала несущего винта вместе с силовой установкой, вызванный стремлением повысить точность стрельбы из неподвижного оружия. Это было связано с тем, что характерными режимами полёта вертолёта являются висение с небольшим креном и полёт с небольшим скольжением, вызванные необходимостью балансировки боковой составляющей тяги рулевого винта. Благодаря наклону плоскости вращения ротора крен и скольжение на всех режимах получились минимальными: крен — 0,5 — 1,5°, скольжение — 1°. Для разгрузки рулевого винта при полёте на большой скорости концевая балка имела относительно большую площадь (2,8 м2) и несимметричный несущий профиль. На максимальной скорости балка создаёт 67% боковой силы, необходимой для уравновешивания реактивного момента несущего винта.

Особое внимание при проектировании В-24 уделялось повышению боевой живучести путём резервирования основной и дублирующих гидросистем управления, противопожарной защиты, установки системы нейтрального газа, а также бронирования кабины экипажа и наиболее важных агрегатов и устройств. Предусматривались аварийные выпуск шасси и электропитание. Резервирование включало в себя двойное управление машиной с рабочих мест лётчика и оператора, а также многое другое.

Требования к В-24 были такими высокими, что реализовать их в полном объёме и в заданные сроки отечественная промышленность не смогла. Руководство МВЗ, стремясь ускорить процесс создания новой машины, запустило в производство опытный образец В-24 (изделие 240) ещё до одобрения его макета государственной комиссией.

Поэтому вместо макета комиссии предъявили в феврале 1969 г. уже первый опытный образец вертолёта. Отличительной чертой этого первого варианта машины была кабина экипажа с плоским остеклением, под которым размещались друг за другом со смещением оператор вооружения и лётчик. Представители Министерства обороны выявили массу недостатков, высказали ряд замечаний и пожеланий, но часть выявленных тогда огрехов навсегда «вписалась» в машину. Лётчики-испытатели НИИ ВВС и пилоты липецкого 4-го ЦБП и ПЛС пришли к единому мнению: компоновка кабины экипажа В-24 не обеспечивает требуемого обзора воздушного пространства.

Первый В-24 поднял в воздух 19 сентября того же года Г.В. Алфёров. В заводских испытаниях двух первых образцов В-24, кроме Алфёрова, приняли участие лётчики Г.Р. Карапетян и М.А. Материальный, бортмеханики В. Тарабухин и Ф. Новиков. Ведущим инженером по лётным испытаниям был Б.В. Смыслов.

Для госиспытаний пять опытных экземпляров В-24 построили в Москве и ещё пять — в 1970 г. на заводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край), где готовились к серийному производству нового вертолёта. Подготовка к выпуску серии, начатая до завершения госиспытаний, была вполне в традициях советской авиапромышленности: после завершения основного объёма испытаний подписывалось предварительное заключение, дававшее заводу право на развёртывание серийного производства. Из арсеньевской пятёрки первая машина предназначалась для ресурсных испытаний, а пятая -для отработки ПТРК «Штурм-В».

Препятствием для начала выпуска серии являлось отставание в разработке систем вооружения и двигателя: ТВЗ-117 только в декабре 1969 г. предъявили на 300-часовые ресурсные государственные стендовые испытания, а аппаратура ПТРК «Штурм-В» существовала лишь в виде макетов. В этой ситуации руководство ВВС и МАП пошло на компромисс: часть недостатков, выявленных макетной комиссией и в ходе госиспытаний, решили устранить позже, а первые серийные вертолёты комплектовать существующими системами.

В-24 проходил госиспытания с июня 1970 до конца 1972 г. Летали на них Ю.Н. Крылов, М.В. Разомазов и Б.А. Щербина; ведущим инженером был С.Х. Атабе-кян. В ходе испытаний выявилась масса различных «эффектов». На некоторых режимах дал о себе знать так называемый «голландский шаг», когда машина, как маятник, начинала раскачиваться по курсу и крену. Для устранения колебаний крыло установили с обратным поперечным V. Одновременно на его законцов-ки перенесли узлы подвески ПТУР, из-за расположения которых на фюзеляже впереди блоков УБ-32А-24 неуправляемые ракеты из блоков могли столкнуться с ними при пуске. Затем удлинили кабину экипажа для обеспечения нормального размещения нового пулемёта в установке УСПУ-24 и аппаратуры комплекса 9П145 «Фаланга-ПВ».

На висении перед уходом в испытательный полёт для определения точностных характеристик НАР начался помпаж двигателей. Мастерство лётчика Крылова помогло сохранить вертолёт.

Испытания на песчаных грунтах выявили быстрый износ лопаток первых ступеней компрессора двигателя и передних кромок лопастей несущего винта. Металлическая оковка последнего буквально на глазах превращалась в почти прозрачную оболочку и деформировалась, приобретая форму, далекую от расчётной. Всё это доставило много хлопот конструкторам.

Постепенно основные недостатки машины были устранены и её сочли пригодной для принятия на вооружение под обозначением Ми-24. Особая роль в реализации идеи боевого вертолёта в нашей стране принадлежала главкому ВВС П.С. Кутахову. Под его непосредственным руководством получили путёвку в жизнь все модификации Ми-24, он прекрасно знал боевые и лётные характеристики машины, считал её своим детищем и порой сам докладывал о вертолёте на показах авиационной техники руководству страны.

В 1975 г. на облегчённом варианте Ми-24 под обозначением А-10 экипаж Г.В. Расторгуевой установил ряд женских мировых рекордов скороподъёмности, а три года спустя, 21 сентября 1978 г. лёт-чик-испытатель Г.Р. Карапетян установил мировой рекорд скорости — 368,4 км/ч.

Ми-24. Винтокрылый боец. История продолжается 1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector