1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Ка-32 — многоцелевой вертолёт

Вертолёт Ка-32 – на все руки мастер

Визитной карточкой ОКБ Николая Камова были (и остаются) летательные аппараты соосной схемы. Конструктивная сложность такой схемы компенсируется малыми габаритами летательных аппаратов и высокой маневренностью. Во многом именно эти качества поспособствовали тому, что вертолёты Камова прочно «осели» в морской авиации. В основном – в военной.

Одной из самых знаменитых разработок КБ стал Ка-50 »Чёрная акула». К сожалению, большого распространения он не получил. Но самой удачной разработкой того периода, позволившей заводу выжить в трудное время, стал, наверное, многоцелевой вертолет Ка-27 и его гражданский вариант – Ка-32.

История создания

В 60-е годы конструкторское бюро Николая Камова разработало и запустило в производство удачный вертолёт Ка-25. Однако область применения этой машины осталась довольно ограниченной. «Двадцать пятый» активно использовался в военном флоте, а вот модификаций для народного хозяйства практически не имел.

А вот преемник Ка-25, получивший обозначение Ка-27, изначально был задуман, как универсальный вертолёт для решения широкого спектра задач. Его базовой модификацией оставалась противолодочная версия, но был подготовлен и проект народнохозяйственного варианта.

Первый полёт опытного образца (общего для всех основных модификаций платформы) произошёл в конце 1973 года.

В 1980 году впервые полетел уже серийный образец Ка-32, а в 1981 году новую машину впервые продемонстрировали широкой публике.

Конструкция

Многоцелевой транспортный вертолёт Ка-32 – гражданская модификация противолодочного вертолёта Ка-27, и по конструкции от него почти не отличается. Фюзеляж – цельнометаллический полумонокок балочно-стрингерной конструкции, состоящий из кабины пилотов, грузового отсека, хвостовой части и мотогондолы.

Пилотская кабина 2-местная, со сдвижными дверями в бортах. Внутри грузового отсека вдоль бортов устанавливаются откидные сиденья – всего их 16. Сдвижная дверь отсека находится в левом борту, ближе к хвостовой части. Сама хвостовая часть выполняет функции отсека с оборудованием.

Силовая установка «тридцать второго» – 2 газотурбинных двигателя ТВ3-117ВМА. Это – высотная модификация известного двигателя, разработанная ещё в 80-е годы для штурмового вертолёта Ка-50. Управление двигателями – автоматическое, в случае отказа автоматики используется вспомогательное – ручное.

Крутящий момент на винты передаёт планетарный 2-ступенчатый редуктор, оснащённый собственной системой охлаждения.

В мотогондоле также находится вспомогательная силовая установка АИ-9 – небольшая газовая турбина, от которой работает запускающий двигатели воздушный стартер.

Трёхлопастные винты – складывающиеся, их лопасти – стеклопластиковые, причём пластик усилен углеродным волокном. Втулки винтов, выполненные из стали и титана, оснащены устройствами для гашения колебаний, что снижает уровень вибраций. Хвостовое оперение у Ка-32 представляет собой стабилизатор и два киля-шайбы с рулями направления и предкрылками.

Топливные баки в основном находятся под днищем, но 2 размещены в контейнерах вдоль бортов фюзеляжа. Шасси Ка-32 неубирающееся, с 4 опорами. На случай аварийного приводнения по бортам могут подвешиваться надувные баллонеты, обеспечивающие вертолёту некоторую плавучесть. Пилотажное оборудование Ка-32 обеспечивает не только автоматическую стабилизацию, но даже позволяет выполнять заход на посадку в автоматическом режиме.

Модификации

Исторически первыми модификациями вертолёта Ка-32 стали Ка-32С и Ка-32Т. Первый вариант предназначался для обслуживания судов (как правило, в арктических условиях) и нефтяных вышек. На него устанавливались навигационная РЛС «Осьминог», спасательное и санитарное оборудование. Ка-32Т – транспортный, «упрощённый» вариант, лишённый радара и спецоборудования. На его основе построили «летающий кран» Ка-32К, с дополнительной кабиной оператора и новой электродистанционной системой управления.

Дальше опытного образца, к сожалению, дело не пошло.

Модернизированный Ка-32 получил индекс «А». Чтобы летательный аппарат соответствовал международным требованиям, ему пришлось улучшить приборное оборудование. В дальнейшем Ка-32А стал базовой модификацией. На его основе создали противопожарный вертолёт Ка-32А1. Вариант Ка-32А2 должен был заинтересовать правоохранительные органы и использоваться, в том числе для высадки спецподразделений. Но был построен всего 1 экземпляр, да и тот позже переоборудовали в обычный транспорт.

Одной из последних экспортных модификаций «тридцать второго» стал Ка-32А11BC. Его отличало не только модернизированное приборное оборудование, но и увеличенным ресурсом узлов. С 2011 года этот вариант стал единственной базовой моделью. В число нереализованных проектов на базе Ка-32 вошли пассажирский вертолёт с увеличенным фюзеляжем, в котором находилась комфортабельная пассажирская кабина и машина с увеличенной до 7 т грузоподъёмностью.

Эксплуатация

Применять вертолёты Ка-32 начали задолго до их запуска в серию.

Читать еще:  Файлы Проект 1 - лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград»

В 1978 году опытный вертолёт доказал свои высокие эксплуатационные качества участием в проводке ледокола «Сибирь» по Севморпути.

Затем, в период с 1983 по 1985 год на «тридцать втором» установили несколько мировых рекордов – по скороподъёмности, высоте полёта и высоте подъёма груза. Причём все рекорды были установлены женским экипажем.

В 1986 году, вскоре после начала массового выпуска «тридцать второго» и его международного дебюта на авиасалоне в Ле-Бурже, вертолёт пригодился при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Высокая маневренность Ка-32 при полётах с грузом на подвеске позволила использовать его для опускания датчиков в вытяжную трубу энергоблока.

Впоследствии, после развала СССР, «тридцать второй» продолжили активно эксплуатировать в России и странах СНГ. И не только: в Испании и Португалии летают пожарные Ка-32, машины КБ Камова активно закупали Канада и Швейцария, а в Южной Корее «тридцать второй» даже приняли на вооружение.

Лётно-технические характеристики

Вертолётов соосной схемы в мире не так много, а сравнивать Ка-32 с одновинтовыми машинами вроде бы не очень правильно. Но можно сопоставить его параметры с ТТХ американского вертолёта S-70 – гражданской версией известного «Чёрного ястреба». Эта машина используется, в том числе, как пожарная и морская.

Вертолет Ка-32. Фото. Характеристики.

Вертолет Ка-32 применяется в гражданских целях с учетом эксплуатации с палубы корабля. Этот аппарат представляет собой следующую ветку развития вертолета Ка-27ПС. Изначально планировалось использовать его в качестве разведывательного летательного вертолета в экстремальных для человека условиях Арктики вне зависимости от времени суток. Но со временем инженеры из ОКБ решили, что Ка-32 можно эксплуатировать и для других целей. Став многопользовательской воздушной машиной, он смог:

применяться для спасательных и поисковых работ;

осуществлять транспортные перевозки;

помогать при крановых работах во время монтажа или установки оборудования;

вывозить дорогую древесину в случаях отсутствия проходимых дорог;

патрулировать границы государства или важные объекты.

В программу проекта входила установка бортового ЭВМ, обзорного РЛС, пилотажно-навигационного комплекса, оборудования спецпредназначения, противообледенительной системы. Для выполнения ледовой разведки максимальная продолжительность полета должна составлять не менее чем 4,5 часов, а во время крановых работ и транспортных перевозок необходимая грузоподъёмность составляет четыре тонны внутри кабины и снаружи пять тонн (на подвеске). Вертолет способен пролететь 300 км с крейсерской скоростью 220-230 км/ч при перевозке груза весом три тонны внутри кабины.

Благодаря тому, что вертолет невоенного предназначения, а это значит, что на борту отсутствует необходимое оборудование, внутри фюзеляжа разместили топливные баки, разную технику для гражданского применения, и увеличилась общая грузоподъёмность.

Ка-32 начали разрабатывать еще в 1969 году, и только через четыре года в конце декабря произошел первый опытный полет с летчиком-испытателем Е. Ларюшиным на борту. Спустя шесть лет после проведения всех необходимых проверок и испытаний в воздух поднялся первый серийный экземпляр.

На данный момент Ка-32 успешно используется на большей части континентов мира. В 1983 и 1985 году эта машина установила семь мировых рекордов. Во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 86 году именно этот вертолет делал дозиметрическую разведку (на высоте 250 м с вертолета опускали датчик в вентиляционную трубу непосредственно аварийного блока). Этими авиационными агрегатами успешно пользуются в Канаде, Алжире, Малайзии, Бразилии, Корее, Швейцарии и многих других странах мира. В Южной Корее в пограничных войсках в эксплуатации находится более 40 Ка-32.

Данный вертолет имеет ряд преимуществ благодаря отсутствию рулевого винта. Поскольку схема модели соосная, отсутствующий винт приводит к уменьшению габаритов, веса и упрощает путевое управление. Помимо прочего, 10-12% мощности двигателя, ранее уходившей на эксплуатацию рулевого винта, переходит на потребности подъёмной силы. Энерговооруженность повышена, а значит, что и перевозка, и грузоподъёмность стала более высокой. Управляющие силы и моменты этой схемы создаются винтами соосной системы. Именно этим определяется высокая маневренность и управляемости, а также низкие ограничения на малой скорости.

Особо ярко соосная схема зарекомендовала себя в плане использования наружной подвески (выполнение монтажно-строительных, погрузочно-разгрузочных работ, обслуживание глубоких буровых установок и поисково-спасательные операции). Конструкция вертолёта сложная, однако это приводит к отличным летно-техническим качествам. По маневренности среди рабочих многопользовательских вертолетов Ка-32 не имеет конкурентов.

Габариты составляют 16 метров. Общая конструкция позволяет использовать вертолет в разных погодных и климатических условиях, а также на любом континенте. Вертолет может работать и днем, и ночью, способен садиться на аэродромах и плохо подготовленных площадках, приспособленных кораблях и морских установках бурения скважин. Лопасти могут складываться, что в свою очередь приводит к уменьшению габаритов в пять раз.

Читать еще:  Новости Проект 877 (636) «Палтус» - дизель-электрические подводные лодки

Безопасность во время полета обеспечивается за счет дублирования основных систем, двухдвигательная силовая установка обеспечивает горизонтальный полет, безопасную посадку. Если вертолет совершил вынужденную посадку на воду, приводнение становится безопасным (медленным), что дает время покинуть вертолет. Это возможно с наличием баллонетов. Для транспортировки людей (13 мест или 9 в санитарном варианте) на вертолете не предназначено комфортных кресел и скамеек, однако Ка-32 может с легкостью перевезти пять тонн малообъёмного груза на подвеске. Помимо собственного веса в 6600 кг, вертолет может перевести до 5000 кг.

Из-за соосного расположения винтов ограничение по попутному и боковому ветру составляет 10 м/с. Также, вне зависимости от превышения этого ограничения, управление вертолетом не теряется. Данная специфика просто-таки необходима при полетах в горной местности.

Противообледенительная система гарантирует работу вертолета в условиях тумана, снега, дождя, обледенения (до -23 градусов), в условиях шторма или в местах выполнения работ с высокой точностью. Для запуска двигателей не требуется никакого стационарного оборудования. Запуск может обеспечиваться на высоте до 3000 метров и при условиях температур от минус сорока до плюс сорока по Цельсию.

Мощное САУ, установленное на Ка-32, позволяет совершать ряд различных видов полета в автономном режиме: полет по запланированному маршруту, висение над водой и сушей, заход на посадку вне зависимости от траектории полета. Отдельные модификации используются в рядах МЧС для тушения пожаров. За один раз, благодаря установленной противопожарной системе, вертолет может вылить на пылающий участок от трех до пяти тонн воды. Установленная водяная пушка способствует тушению точечных очагов. А наличие аварийной лебедки обеспечивает подъем груза до 300 кг.

Отдельно созданные модификации Ка-32 могут перевозить груз до семи тонн. На данное время созданием вертолетов по соосной схеме занимается лишь ОКБ Камова.

Конструкция Ка-32

Двухвинтовой вертолет соосной схемы с наличием двух ГТД и шасси четырехопорного типа. Полумонококовый фюзеляж создан из алюминиевых сплавов. Кабина экипажа двухместная, расположена в носовой части. Грузовой отсек отделен от кабины экипажа перегородкой, имеет в наличии 16 откидных мест вдоль бортов. Входы в кабины осуществляются таким образом: к экипажу с двух бортов, а в грузовой отсек по левому борту через дверь сдвижного типа. Для крепления разных, но малогабаритных грузов в кабине установлены швартовочные узлы. Внешняя подвеска вмонтирована в ферму в грузовом отсеке. Имеет весоизмерительное устройство.

Прямоугольной формы стабилизатор с установленными двумя килевыми шайбами представляет хвостовое оперение. На шайбы установлены большие рулевые направления – обеспечивает путевую устойчивость. Конструкция шайб и стабилизатора каркасная, сделана из композитных материалов и алюминиевого сплава.

Четырехопорное шасси не убирается. Представлено в форме пирамиды с наличием двухкамерных масляно-воздушных амортизаторов с низким и высоким давлением. Самоориентирующиеся передние опоры находятся под давлением 0,58 Мпа. Главная опора – 1,08 Мпа. Некоторые модели модифицируются установленными лыжами или аварийными надувными баллонетами.

Трехлопастные винты соосной схемы шарнирно крепят к вертолету лопасти (способны складываться). Лопасти модифицированы по профилю NACA 230, представлены в форме прямоугольника. Лонжероны изготовлены из КМ стеклопластиковой основы, которые усилены углеродными волокнами. Лопасти оборудованы регулирующими триммерами. А благодаря титановым втулкам уровень вибрации и колебания сведены к минимуму на разных скоростях.

Силовая установка представлена двумя ГТД с турбиной ТВЗ-117 и системой автоматической регулировки двигателей. Контроль режимов и общей работы двигателей осуществляется указателем режимов на доске приборов. В случае отказа запуск производится автоматически благодаря вспомогательной установке. Главный редуктор двухступенчатый, планетарного образца, с двумя муфтами свободного хода. Снабжен тормозом несущего винта и системой охлаждения.

Ка32 — транспортный средний вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными моторами и неубирающимися шасси.

Ка-32 — гражданское развитие спасательного поискового вертолёта Ка-27ПС, который разработан ОКБ им. Камова Н. И., учитывая успешную эксплуатацию семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.

Вертолет Ка-32 фото.

Вертолёты Ка32 с 1985 производятся серийно ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 произведено более 160 вертолётов Ка32 в разных модификациях.

Вертолет Ка-32 фото кабины.

В 2013 заключается соглашение с китайской корпорацией «Итун» о возможности монтажа вертолётов Ка32А11BC в Китае.

Галерея Ка-32

Ка-32 – советский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Камова в конце 1970-хх.

История Ка-32

Многоцелевой вертолет Ка-32, фактически, является глубокой модификацией базового Камовского вертолета Ка-27. Эта версия прорабатывалась в ОКБ Камова с самого начала разработки Ка-27 в 1969 году и исследовалась в рамках общей программы испытаний с 1973 года. Первый серийный вертолет взлетел в 1980 году.

Читать еще:  Фотографии Кортик морской офицерский с кривым клинком первой четверти XIX в.

Изначально, Ка-32 предполагался модификацией для эксплуатации в условиях крайнего севера, однако, со-временем было решено сделать машину более универсальной и применимой в гражданских отраслях: поиск и спасение, транспорт, крановые работы и так далее.

Это решение себя, в итоге, с лихвой оправдало – гражданский Ка-32 оказался весьма удачной машиной. Вертолёты соосной схемы имеют ряд преимуществ перед вертолётами классической схемы – главное из которых – отсутствие рулевого винта. Это позволяет отказаться от длинной хвостовой балки и значительно уменьшить габариты вертолета, что весьма полезно для условий тесных ангаров (базовый Ка-27 создавался для кораблей, где габариты вопрос критический). Так же можно отметить высокую грузоподъемность вертолетов соосной схемы: при собственной массе в 6 тонн, вертолет может поднять 5 тонн грузов.

Конструкция Ка-32

Ка-32 — вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным шасси. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов, с двухместной кабиной экипажа в носовой части.

В грузовой кабине, отделенной перегородкой от кабины экипажа, размещаются 16 откидных сидений вдоль бортов. Доступ в кабину экипажа осуществляется через сдвижные двери с обоих бортов, в грузовую кабину — через сдвижную дверь с левого борта. Для крепления грузов в кабине предусмотрены швартовочные узлы.

Хвостовое оперение состоит из стабилизатора, на концах которого установлены два киля с большими рулями направления.

Несущие винты соосные, трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей и системой их складывания. Втулки несущих винтов изготовлены из титана и стали с антикоррозионной обработкой.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117 с системой автоматического регулирования, обеспечивающей запуск двигателей и их устойчивую работу на всех режимах.

Видео полетов вертолетов Ка-32

Модификации

  • Ка-32 — общее обозначение семейства.
  • Ка-32Т/С — универсальное обозначение однотипных вертолётов Ка-32Т и Ка-32С.
  • Ка-32С — модификация вертолёта для применения на судах для ледовой разведки и поисково-спасательных работ, транспортировки грузов на внешней подвеске, перевозки пассажиров.
  • Ка-32Т — Транспортная модификация вертолета для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске, перевозки людей и грузов в транспортной кабине.
  • Ка-32СИ – модификация Ка-32С для исследования водных повехностей.
  • Ка-32К — Вертолёт представляет собой специализированный вариант Ка-32Т для выполнения сложных строительно-монтажных работ («летающий кран»).
  • Ка-32АО — модификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. На вертолёт устанавливаются сертифицированные основные двигатели ТВ3-117ВМА и внесены изменения в бортовое оборудование.
  • Ка-32А — модификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. Является более глубокой модификацией по сравнению с Ка-32АО. Вертолёт имеет сертификат типа транспортной категории и послужил основой для появления новых однотипных вертолётов.
  • Ка-32А1 — модификация вертолёта Ка-32А для противопожарной службы г. Москвы.
  • Ка-32А2 — модификация вертолёта Ка-32А для правоохранительных структур.
  • Ка-32А4 — модификация вертолёта Ка-32С для ВС Республики Корея. Корейское обозначение вертолёта HH-32A.
  • Ка-32А6 — проект пассажирского вертолёта на базе Ка-32А. Проект отличался увеличенным фюзеляжем (транспортной кабиной), приспособленным для перевозки пассажиров. Вертолёты по данному проекту не строились.
  • Ка-32АМ — обозначение проекта вертолёта Ка-32А с увеличенной до 7000 кг грузоподъёмностью.
  • Ка-32А11BC — модификация вертолёта Ка-32А по результатам сертификации в Канаде в 1998 году. Отсюда буквы «BC» в обозначении модификации — от British Columbia.
  • Ка-32А12 — исполнение вертолёта Ка-32А11BC для Швейцарии.

Эксплуатация Ка-32

Ка-32, созданный еще в 1970-хх до сих пор успешно эксплуатируется на многих континентах и во всех климатических зонах. Сам факт, того, что на нём в 1983 и 1985 году было установлено семь мировых рекордов, в том числе: по максимальной высоте полёта — 8520 м, высоте полёта с коммерческим грузом 1000 кг — 7305 м, с грузом 2000 кг — 6400 м., а так же скороподъёмности, говорит о многом.

На настоящий момент, во всём мире, при всей насыщенности авиа рынка, лишь ОКБ Камова в России создаёт вертолёты соосной схемы. Американская авиационная фирма Сикорский пыталась создать подобный вертолёт, но технические трудности не были преодолены и дальше экспериментальных образцов дело не пошло. Серийный выпуск всей гаммы вертолётов осуществляет Федеральное государственное унитарное Кумертауское авиационное производственное предприятие. (Ранее выпускающее вертолёты Ка-26, а ныне — его дальнейшую версию Ка-226).

В общей сложности на 2015 год выпущено более 160 вертолетов. Вертолеты эксплуатируются различными службами России, Республики Корея, Украины, Болгарии, Азербайджана, Канады, Испании, Португалии, Швейцарии, Японии, Казахстана, КНР и Бразилии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector