0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Ка-29 — многоцелевой транспортно-боевой вертолет

Вертолет Ка-29. Фото. История. Характеристики.

Начиная с 70-х и 80-х годов, появилась необходимость в увеличении военного потенциала для ВМФ СССР. В 1973 году в ОКБ Камова поступил запрос на создание нового вертолета широкого применения. Заместитель конструктора С. Фомин был назначен отвечающим за новый проект. В документах этот вертолет именовался как «изделие 502», а в войсках − Ка-29. Экземпляр создавали на основе противолодочного Ка-27. В помощь Фомину назначили ведущего конструктора Г. Данилочкина и С. Михеева – конструктора ОКБ. Первый полет был осуществлен в 1976 году в июле летчиком-испытателем Е. Ларюшиным. Серийное производство началось на авиационном заводе в Кумертау.

Ка-29 рассчитан на полную поддержку десантных войск, также он способен уничтожать наземные и надводные цели. Помимо этого, важной функцией вертолета считается непосредственно возможность перевозить живую военную силу или специальные грузы с суши на корабли и наоборот. Первыми БДК, имевшими в распоряжении Ка-29 (до четырех вертолетов), были «Митрофан Москаленко», «Александр Николаев» и «Иван Рогов». На корме и на носу корабля были сконструированы вертолётные площадки.

У Ка-27 были взяты главная часть фюзеляжа, редуктор, несущая система, система управления, шасси, системы подачи топлива и энергии, а также навигационный и пилотажный комплексы. Экземпляр усовершенствовали установленными радиостанциями «Эвкалипт» и АРК-УД.

В состав экипажа вертолета входят два человека: пилот и штурман-оператор. Они размещены друг возле друга в кабине, превышающей размеры базового аппарата на 500 мм и наличием бронезащиты от калибра 7,62 мм. Также бронеплиты вмонтированы на капоты насосов-регуляторов двигателей ТВЗ-117ВМА. Вся броня тянет на 350 кг всего веса. Баки с топливом заполнены пенополиуретаном, что исключает возможность взрыва, а в стенках − специализированная самозатягивающая резина, защищающая баки от утечки (при простреле). Экранно-выхлопные механизмы двигателей способны защитить вертолет от тепловых ракет.

Вооружением вертолета управляет система СУВ-252, над приборной панелью установлен АСП-17ВК (прицел для применения НАР, контейнерное оружие и пушки). В отделе штурмана-оператора присутствует ОНП, используемый с целью обнаружения целей и применения ПТУР. Пилот отвечает за управление вертолетом и действиями неподвижных типов оружия, а штурман занимается вертолетовождением, наведением управляемых ракет и подвижного пулемета.

Среди многих способов применения Ка-29 выделяются два основных: транспортный и боевой. Транспортный вариант включает в себя четырехствольный пулемет (калибр 7,62 мм), который скрыт в специальной амбразуре. Оснащенная кабина транспортирует до 16 десантников в полном вооружении, или четверо носилок с ранеными, или семь человек сидячими. Также внутри можно перевозить малогабаритный груз весом до 2000 кг, а на внешней подвеске грузоперевозки увеличиваются в два раза (габариты груза не важны). Помимо прочего, в некоторых модификациях присутствует спасательная лебедка.

Боевой вариант Ка-29 рассчитан на проведение боевых действий, маневров и выполнение сложных задач. Поддержка пехоте и тяжелой технике осуществляется за счет управляемых и неуправляемых ракет, стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения. Контейнерный тип вооружения установлен на внешних бланочных держателях (4 штуки) ферменной конструкции. Расположение симметричное. По левому борту установлена пушка 2А42 (калибр 30 мм).

Поскольку основное место базирования вертолета на корабле, его размеры соосной схемы были минимизированы, а лопасти несущего винта сконструированы по механизму складывания. Присутствует специально разработанное шасси для посадки на качающуюся палубу корабля, сложенные лопасти НВ отвечают габаритам планера.

Именно ОКБ Камова в СССР создало первый вертолет с наличием вооружения как против морских, так и против наземных противников. По ТТЗ огневая мощь вертолета должна была отвечать боевому Ми-24В. В результате проведенной работы Ка-29 во многом опередил оппонента. К примеру, элементарная пушка 2А42, установленная на вертолет, более эффективно продемонстрировала себя против крупнокалиберного пулемета ЯКБ-12.7 на Ми-24В.

Высокая точность при выстрелах из оружия обеспечивается за счет упрощенной техники пилотирования и пониженного уровня вибрации. Именно соосная авиационная винтокрылая платформа дала возможность размещения и использования лазерного дальномера с осью визирования.

Преимущественно вертолет Ка-29 превосходит Ми-24, и это не удивительно, поскольку соосная схема всю мощность двигателя перетягивает на работу несущих винтов, что создает подъёмную силу. Одновременно с этим процессом реактивные моменты взаимно уравновешены. В результате получается, что возможные затраты мощности на компенсирование реактивного момента отсутствует полностью. А вот на одновинтовой машине доля мощности двигателя уходит на привод рулевого винта. Затраты мощности – 12%. На Ми-24 они не сопутствуют созданию силы тяги главного винта. КПД Ка-29 на 25% больше.

Читать еще:  Рисунки Кортик морской офицерский обр. 1940 г.

Также соосная схема обеспечивает малый уровень вибрации. Это происходит за счет суммирования колебаний нижнего и верхнего винтов. Максимум амплитуды вибрации одного совпадает с минимумом другого.

Повышенная точность на Ка-29 обеспечивается таким образом: передвижение рукоятки управления приводит к наклону автоматов перекоса (АП), которые связаны между собой тягой, и постоянному изменению установки углов лопастей. Результатом является общий вектор целых аэродинамических сил обоих винтов, который отклоняется в нужном направлении и на нужную величину. Реактивные моменты винтов полностью уравновешены, а проекции сил на нижнем и верхнем винтах одинаковы по величине. Аэродинамическая симметрия соосной схемы обеспечивается уравновешенностью реактивных моментов и отсутствием рулевого винта.

Во время отклонения педали происходит дифференциальное перемещение шага нижнего и верхнего винтов, что создает разные крутящие и реактивные моменты. Одновременно с этим процессом отклоняются направляющие рули вертикального оперения в хвосте. Дифференциальный механизм помогает углам установки лопастей увеличиться на одном винте, а на другом – уменьшиться. Суммарная тяга не меняется.

Симметричный Ка-29 в аэродинамическом плане во время выполнения боевого маневра в висячем или перемещенном состоянии несильно зависит от ветра или других погодных условий. Подобная способность точно так же положительно влияет на посадку или взлет с палубы движущегося корабля.

Этот агрегат является первым советским вертолетом, который способен сделать плоский (педальный) разворот по всему диапазону скоростей полета. Вертолет способен очень быстро занять нужную позицию для атаки и при этом не теряет своей точности.

Ка-29 — советский корабельный транспортно-боевой вертолёт

Попалась мне давеча статья с довольно интригующим названием:

«Советский вертолет Ка-29 достанут из «закромов Родины»: равных ему нет до сих пор»

и не менее интиргующим содержанием (начало статьи приведено дословно):

«Вертолету Ка-29 еще предстоит написать свою славную историю. Настоящая «винтокрылая лошадь», универсальная машина, боевой и транспортный вертолет, который способен значительно облегчить жизнь военных на суше и на море. Совсем скоро такие машины появятся в составе всех отечественных флотов. Самое время взглянуть на Ка-29 поближе и узнать, что может этот безотказный металлический товарищ».

Скажу сразу. найти дату статьи мне не удалось и. несмотря на то, что являюсь приверженцем милевских машин, ничего против этого вертолета, как и других камовских машин, я не имею. Просто, очень заинтересовала постановка вопроса и захотелось познакомиться с этив вертолетом поближе.

При чтении материала следует учитывать, что данная заметка является обзорной и ни в коем случае не претендует на историческую и документальную точность.

Ка-29 (изделие «502») — советский корабельный транспортно-боевой вертолёт, дальнейшее развитие вертолёта Ка-27.

Вертолёт разработан в ОКБ им. Николая Ильича Камова в начале 1980-х годов и предназначен для десантирования подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, а также транспортировки различных грузов.

Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова — авиационное предприятие, расположенное в посёлке городского типа Томилино Люберецкого района Московской области, занимается разработкой и опытной эксплуатацией вертолётов. Центр создан в декабре 2019 года путём объединения двух предприятий-разработчиков вертолётов в России: АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля» и АО «Камов».

Транспортно-боевой вертолёт Ка-29 создавался по программе перевооружения морской пехоты, в том числе современными средствами доставки.

Работы по конструированию и постройке опытного экземпляра вертолета возглавил заместитель главного конструктора С. Фомин, а его помощником был ведущий конструктор Г. Данилочкин. Общее руководство работами осуществлял главный конструктор ОКБ С. Михеев.

Первый полет на вертолете Ка-29 в июле 1976-го года выполнил шеф-пилот фирмы заслуженный летчик — испытатель Е. Ларюшин.

В 1979-м году с положительными результатами завершились госиспытания вертолета и началось его серийное производство.

За время серийного производства, в период с 1984-го по 1991-й год, на заводе в городе Кумертау было выпущено 59 вертолётов Ка-29.

Поставки Ка-29 в части авиации начались в 1985 году.

В начале августа 1987-го года вертолёт был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР.

Вертолёты Ка-29 предназначались для группового базирования на больших десантных кораблях: «Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко». На каждом корабле могло размещаться до 4 машин.

Читать еще:  Проект 58 типа "Грозный" - ракетные крейсера

Ка-29 также пытались размещать на кораблях одиночного базирования, но 19 марта 1987-го года при взлете с одного из таких кораблей произошла катастрофа вертолета и после этого происшествия был наложен запрет на полёты с кораблей одиночного базирования.

Экипажи вертолетов Ка-29 как правило летали со своих базовых аэродромов и полевых площадок.

К концу существования Советского Сосюза значительно снизилась интенсивность боевой подготовки экипажей вертолётов, а к середине 90-х годов снизилась исправность и вертолётного парка.

Транспортно-боевые вертолёты корабельного базирования Ка-29 оказались не нужны.

Некоторые летно-технические характеристики:

— Экипаж два человека: лётчик и штурман-оператор;

— Пассажировместимость : 16 десантников с личным оружием или 10 раненых, включая четырёх на носилках;

— нормальная взлётная: 11000 кг;

— максимальная взлётная: 11500 кг;

— боевой нагрузки: 1850 кг;

— груза в транспортной кабине: 2000 кг;

— груза на внешней подвеске: 3000 кг;

— Крейсерская скорость : 235 км/ч;

— Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 280 км/ч;

— практическая: 460 км;

— перегоночная: 740 км;

— статический : 3700 м;

— динамический : 4300 м;

— встроенное: пулемёт 9-A-622 калибра 7,62 мм в подвижной установке с боезапасом 1800 патронов;

— дополнительное: 2 × универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов

— Управляемые ракеты : ПТРК 9К113 «Штурм-В» с ПТУР 9М114 «Кокон» или 9М120 «Атака» (до 8 шт.)

— НАР : С-5 (до 128 шт.) в блоках УБ-32 (до 4-х) или С-8 (до 80 шт.) в блоках Б-8В20А (до 4-х)

Бомбовое вооружение : 2 × ЗБ-500

П.С. Несколько ссылок на предыдущие статьи:

Вертолёт Ка-29 – штурмовик для морской пехоты

С 50-х годов разработку и производство вертолётов в СССР поделили между собой два конструкторских бюро. Причём в КБ Михаила Миля было разработано целое семейство очень удачных вертолётов общего назначения – лёгкий Ми-2, средний Ми-8 и тяжёлый Ми-6. КБ Николая Камова, занимающееся разработкой вертолётов соосной схемы, оказалось практически из ниши универсальных машин.

Но камовские вертолёты прижились там, где соосная схема давала большие преимущества – в частности, в морской авиации. Развитие палубных машин многоцелевого семейства Ка-28 вызвало к жизни транспортно-боевой Ка-29.

История создания

Хотя советская морская пехота и не представляла собой такую крупную и мощную структуру, как американская, но всё же являлась важным родом вооружённых сил. Морпехи, в частности, должны были первыми высаживаться на побережье, удерживая плацдарм до высадки основных сил – мотострелков с транспортных и десантных кораблей.

Для быстрой и эффективной переброски десантно-штурмовых групп морской пехоты предполагалось использовать вертолёты. При этом те же машины должны были эвакуировать раненых, подвозить боеприпасы, а главное – оказывать огневую поддержку, в том числе уничтожая бронированные цели. Складывался портрет своеобразной «летающей БМП» вроде Ми-24, но с учётом флотской специфики.

КБ Камова с конца 60-х годов занималось разработкой нового корабельного вертолёта Ка-27.

Основным предназначением «двадцать седьмого» были борьба с подводными лодками противника и спасательные операции. Универсальную машину для морской пехоты решили сделать именно на его базе. Работы под руководством Сергея Фомина начались в 1973 году. Название «Ка-29» появилось не сразу, поначалу вертолёт именовали Ка-27ТБ.

Первый опытный экземпляр с бортовым номером «208» взлетел летом 1976 года. Заводские испытания первых двух Ка-29 завершили весной 1978 года, и машины немедленно передали на испытания государственные. В мае 1979 года Ка-29 (это название было утверждено окончательно) рекомендовали запустить в серию. Но серийный выпуск «двадцать девятых» начался только в 1984 году.

Конструкция

Вертолёт Ка-29 – универсальная транспортно-боевая машина, построенная по схеме с 2 соосными винтами. Цельнометаллический фюзеляж – типа «полумонокок». В носовой части «двадцать девятого», между первым и четвертым шпангоутами силового набора находится кабина пилотов. За ней скомпонована грузовая кабина, в которой могут разместиться 16 десантников, либо 6 раненых.

Если раненые транспортируются на носилках, вместимость сокращается до 4 человек. При перевозке грузов кабина может вместить до 2 т. На внешней подвеске Ка-29 может перевезти до 4 т.

Пол грузовой кабины и силовой набор образуют отсеки, в которых находятся баки с горючим.

Отсек между четвёртым и четырнадцатым шпангоутами является бомболюком, но в нём может быть установлен дополнительный бак. Внутри хвостовой балки «двадцать девятого» находится оборудование, снаружи к ней крепится оперения – 2 киля и стабилизатор. Шасси 4-колёсное, неубирающееся.

Читать еще:  Боевое применение Бе-6 - многоцелевой самолет-амфибия

На Ка-29 установлены 2 турбовальных двигателя ТВ3-117КМ. Моторы имеют 12-ступенчатый компрессор и 2-ступенчатую турбину, развивают номинальную мощность в 1700 сил. Крутящий момент на винты передаётся редуктором, от которого также приводятся гидронасосы и генераторы. Двигатели «двадцать девятого» запускаются пневматическим стартером, воздух для которого нагнетает вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-9.

Трёхлопастные винты Ка-29 – стеклопластиковые. Система управления – с гидроусилителями. Вертолёт оснащён автоматической системой пожаротушения и ручными огнетушителями для тушения возгораний в кабинах. Кабины и остекление Ка-29 обогреваются воздухом, отводимым от правого двигателя.

Пилотажный комплекс ПКВ-252, в состав которого входит автопилот, позволяет осуществлять полуавтоматическое управление вертолётом. Навигационный комплекс «двадцать девятого» – НКВ-252 включает радиокомпас, систему навигации по радиомаякам, допплеровский измеритель скорости и радиовысотомер.

Вооружение

В носовой части вертолёта смонтирована установка с пулемётом ГШГ калибра 7,62 мм. Темп стрельбы этого 4-ствольного пулемёта, выполненного по системе Гатлинга, составляет от 3500 до 6000 выстрелов в минуту, боезапас составляет 1800 патронов. Пулемёт наводит штурман через коллиматорный прицел К-10Т.

На левом борту фюзеляжа установлена 30 мм пушка 2А42, аналогичная применённой на Ка-50 и БМП-2.

Её боекомплект – 250 выстрелов. Наведение на цель пушки производит пилот при помощи прицела АСП-17ВК. В отличие от прицела К-10Т он сопряжён с лазерным дальномером, а баллистический вычислитель автоматически вырабатывал углы упреждения, в том числе и на движение цели. Кроме этого, в проёмах грузовых дверей десантники могли устанавливать пулемёты.

На внешней подвеске «двадцать девятого» могли устанавливаться до 8 противотанковых ракет «Штурм» с дальностью пуска до 5 км и наведением по радиокомандам. Также возможна подвеска блоков неуправляемых ракет С-5 калибра 57 мм (количеством до 128 ракет) либо С-8 калибра 80 мм (до 80 ракет). Предусматривалась установка пушечных контейнеров с пушками калибра 23 мм и зажигательных баков.

Эксплуатация

Ка-29 официально был принят на вооружение в 1987 году – спустя 9 лет после окончания испытаний. Им предполагалось оснащать большие десантные корабли проекта 1174, кроме того, «двадцать девятые» должны были войти в состав авиагрупп советских авианесущих крейсеров, в том числе перспективных. Однако до развала Советского Союза успели построить всего 3 корабля проекта 1174, и авианосец «Адмирал Кузнецов».

Кроме того, в 1987 и 1988 годах с «двадцать девятыми» произошли 2 катастрофы – во время тренировочного полёта над морем и при взлёте с корабля. Всё это привело к тому, что Ка-29 эксплуатировались в основном с наземных аэродромов.

В 1987 году «двадцать девятый» попытались обкатать в боевых условиях в Афганистане. На узбекском аэродроме в Чирчике Ка-29 активно отрабатывали виды боевого применения, однако в Афганистан камовские машины так и не пустили.

После 1991 года для уникальной машины настали тяжёлые времена.

«Двадцать девятых» было мало, в море они практически не выходили, да и вообще летали мало – не было средств продлять ресурс.

Попыткой спасти Ка-29 стала идея «боевой ударной группы», которую отстаивал генерал-майор Воробьёв, высоко оценивавший машины КБ Камова. В рамках этой концепции «двадцать девятые» должны были работать как разведчики-целеуказатели для «Чёрных акул» Ка-50. Вместо пулемёта ГШГ на 2 вертолёта установили навигационный комплекс «АБРИС», тепловизор, новое прицельное оборудование.

В 2001 году ударная группа всё-таки попала на войсковые испытания в Чечню, где Ка-29 налетал 27 часов и израсходовал 184 неуправляемые ракеты. Несмотря на то, что результаты применения нашли удовлетворительными, а недостатки – устранимыми, вскоре программу закрыли. Вытеснить Ми-24 и Ми-28 вертолёты «Ка» не смогли.

К 2014 году в частях морской авиации числилось не более 15 Ка-29, да и те были законсервированы. Впрочем, в 2017 году появились сведения о том, что на Тихоокеанском и Балтийском флоте «двадцать девятые» ремонтируются и возвращаются в строй.

Оставшиеся в украинском флоте вертолёты довольно активно использовались в различных учениях, а также для перевозки комсостава.

В 2012 году в строю оставалось всего 3 «двадцать девятых», с 2014 года они числятся непригодными к полётам. «На экспорт» был отправлен всего 1 вертолёт – его украинцы продали Экваториальной Гвинее.

Лётно-технические характеристики

В качестве вертолёта для высадки и огневой поддержки морского десанта, Ка-29, пожалуй, не имел аналогов. В Корпусе Морскоой Пехоты США основным средним транспортным вертолётом является UH-1Z –модернизация старого «Ирокеза».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector