0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии БТ-5 — лёгкий колёсно-гусеничный танк

БТ-5, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Легкий танк БТ-5

Во второй половине 1933 года ХПЗ перешел с выпуска БТ-2 на выпуск БТ-5. БТ-5 первых серий был по сути тем же БТ-2, но с новой башней, в которой установили 45-мм танковую пушку обр. 1932 и спаренный с нею пулемет ДТ. Башня стала двухместной, а экипаж увеличился до 3 чел.

Сама конструкция танка существенных изменений не претерпела. Масса БТ-5 возросла до 11,5 тон. Боекомплект пушки состоял из 115 выстрелов на танках без радиостанции, и 72 выстрелов – с радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 имела поручневую антенну вокруг башни. В 1933-34 годах было выпущено 1884 танка БТ-5.

В ходе выпуска на танке немного изменили форму башни, поставили более легкие катки и сетку ограждения над воздуховодом. Впрочем и сетку и катки стали устанавливать на ранее выпущенные БТ-2, проходившие модернизацию.

Боевое крещение БТ-5 получили в Испании, куда они были поставлены в 1937 году (от 50 до 100 машин). Также танки БТ-5 применялись в мае-августе 1939 года в ходе конфликта у реки Халхин-Гол в составе 6-й и 11-й танковых бригад, в освободительном походе на Западную Украину и Белоруссию, в Зимней войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны.

На базе танка БТ-5 строилось большое количество эксперементальных машин. Мостоукладчики, танки подводного хода, плавающие танки, телетанки (радиоуправляемые танки), химические танки, танки с дизельным двигателем и т.д. Танк БТ-5 послужил основой для создания танков БТ-7.

ТТХ Легкого танка БТ-5
Год 1933-1934
Экипаж, чел 3
Масса, кг 11 500
Длина, м 5,50
Ширина, м 2,23
Высота, м 2,25
Броня, мм 6-13
Вооружение 1 x 45 мм пушка, 1 x 7,62 мм ДТ
Боезапас – 45 мм: 72/115 выстрелов, 7,62 мм: 2709 патронов
Двигатель: М-5, 12-цилиндровый дизель, 400 л.с.
Макс. скорость, км/ч 72 (на колесах) 52 (на гусеницах)
Запас хода, км 120/300

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Читать еще:  Характеристики РГ-41 - ручная наступательная граната

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Советские легкие танки БТ-5 и БТ-7

Легкий танк БТ-5 является усовершенствованным вариантом легкого танка БТ-2. В танке БТ-5 усилено пушечное вооружение и усовершенствован двигатель советского производства, а также незначительно увеличена высота и масса. Танк БТ-5 предназначен для оснащения механизированных и танковых корпусов РККА. Серийный выпуск был организован на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) в 1933 году.

Легкий танк БТ-5 представлял собой модель, призванную заменить в войсках танк БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от предшественника, основное отличие было в новой эллиптической башне на расширенном погоне с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ (Дегтярева-танковый), на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых был еще и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 человека. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом.

Танк БТ-5 сохранил компоновку танка БТ-2 — переднее расположение отделения управления, среднее расположение боевого отделения и кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня танка каркасные, бронирование противопульное. Башня цилиндрической формы с нишей в кормовой части устанавливалась на шариковой опоре крыши корпуса. Броневые катаные листы, толщиной от 6 до13 мм соединялись заклепками. Лобовые листы корпуса наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, а передние листы бортов к продольной оси машины, что дополнительно повышало их защитные свойства. В передней части надгусеничных полок имелись козырьки, защищавшие смотровые приборы от попадания грязи и снега. Буксирные крюки расположены в лобовой и кормовой частях корпуса.

Вооружение танка БТ-5 включает 45-мм полуавтоматическую пушку, установленную в маске башни и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Длина ствола 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой 3600 метров, наибольшая дальность стрельбы 4800 метров. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применены смотровые щели с бронестеклами, расположенные в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни.

Двигатель марки М-5 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 400 л.с. Механическая трансмиссия состояла из многодискового фрикциона сухого трения, четырех ступенчатой коробки передач, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и редукторов для привода к задним опорным каткам, становившихся ведущими при движении машины на колесном ходу.

Гусеничный движитель каждого борта состоял из гусеничной цепи с открытым шарниром, четырех опорных катков диаметром 815 мм, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи, ведущего колеса заднего расположения с четырьмя ведущими роликами. Опорные катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска индивидуальная независимая. В качестве упругих элементов использованы спиральные цилиндрические пружины, соединяющие балансиры опорных катков с корпусом. Пружины расположены внутри корпуса вертикально.

Читать еще:  Характеристики 9К113 «Конкурс» - самоходный и переносной противотанковые ракетные комплексы

При переходе с гусеничного хода на колесный, гусеничные цепи снимали, укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями

Экипаж три человека — командир, наводчик и механик-водитель. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении по обеим сторонам от пушки, а механик-водитель в отделении управления. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего и радиста. Первые экземпляры БТ-5 имели поручневую антенну, которая располагалась вокруг башни. Однако в бою подобная антенна представляла собой главный ориентир для огня противника, поэтому вскоре от нее отказались. При изготовлении БТ-5 использовалось две разновидности башен — клепаные или сварные. И те, и другие состояли из двух изогнутых бронелистов. В передней части башни имелись две смотровые щели и два отверстия, которые предназначались для стрельбы из револьвера. У БТ-5 были прицелы двух типов — телескопический и панорамный перископический. Вес танка БТ-5 11,5 тонн. Максимальная скорость на гусеницах 52 км/час, на колесах 72 км/час. Бронирование противопульное — лоб, борт, корма, башня 13 мм, крыша 10 мм, днище 6 мм. Запас хода по топливу — по шоссе на колесах 200 км, на гусеницах 160 км. Преодолеваемые препятствия — угол подъема 42 градуса, угол крена 35 градусов, ширина рва 1,8 метра, глубина брода 1,0 метр, толщина сваливаемого дерева 0,35 метра. Габаритные размеры танка длина 5,35 метра, ширина 2,23 метра, высота 2,20 метра.

Выпуск танков БТ-5 на ХПЗ начался в марте 1933 года. Выпускался БТ-5 до конца 1934 года. Всего произведено 1 884 машины. Официально легкие танки БТ-5 поставлялись Испанской Республике в период Гражданской войны, и там они очень хорошо показали себя, превосходя в боях немецкие и итальянские легкие танки. Танки БТ-5 широко применялись в боях на Халхин-Голе и по своим техническим данным значительно превосходили японские легкие танки, однако несли значительные потери от японской противотанковой артиллерии. 11-я легкая танковая бригада в боях на Халхин-Голе безвозвратно потеряла 84 БТ-5. За время боев текущий ремонт сделали 82-м танкам БТ-5, 14-ти танкам средний и 12-ти танкам капитальный. Танки ремонтировали полевыми ремонтными бригадами. В 1941 году легкие танки БТ-5 принимали участие в боях с силами вермахта, и хотя большинство этих боевых машин выбыло из строя в начале Великой Отечественной войны, под Ленинградом и в Карелии танки БТ-5 действовали до середины 1944 года.

Читать еще:  Характеристики АЕК-919К "Каштан" - пистолет-пулемет

Мой дед Дорошенко Андрей Никитич после окончания академии служил в танковых войсках на Дальнем Востоке.

Дед служил в 11-й легкой танковой бригаде, которую в самый ответственный момент сражения на Халхин-Голе Командующий советской войсковой группой Георгий Константинович Жуков бросил в бой с ходу без прикрытия пехотой и авиацией, и без разведки. Бригада понесла ощутимые потери, однако переломила ход событий. Сражение было выиграно, японцы отброшены и понесли весьма значительные потери. (Тем, кого интересуют подробности, советую прочесть повесть Константина Симонова «Товарищи по оружию». Там очень точно и подробно описана легендарная атака 11-й танковой бригады. Когда дед прочитал в книге этот эпизод, он сказал про автора только одну фразу:»Он там был.») Судя по медали «За отвагу»номер 1800 и Монгольскому ордену, которыми дед был награжден за Халхин-Гол, он тоже там был. Дед воевал на танке БТ-5. Еще одно воспоминание. Как то мы с дедом разговорились о боях с японцами, дед вспоминал различные подробности, мелочи, рассказывал, как пришлось обучать водителей автомобилей — солдат монгольской армии. Обратили внимание на высокую аварийность, начали разбираться — оказалось, что, тронувшись с места и разогнавшись, монголы — водители усаживались так, как им было удобно, то есть подсунув ноги под себя. Сидеть — то им было удобно, только до педалей трудно дотянуться, отсюда высокая аварийность. Потом, гуляя, шли мимо стройки, там рабочие разогревали на костре битум, что — то у них не получилось, и повалил густой черный дым. Дед долго смотрел молча на этот дым, а потом сказал :»Танки наши на Халхин-Голе также горели. «

На дворе 1985 год. Уже не помню, куда и зачем, ехали мы с дедом вдвоем на моей машине «Жигули». Уходя с перекрестка, я резко рванул вперед. Дед сердито хмыкнул: «Сцепление не бережешь! Ты еще прыгать начни, как наши танки прыгали!» Я не все понял, и попросил деда объяснить. Он рассказал. На танках БТ-5 был установлен достаточно мощный двигатель, не то чтобы очень надежный, но для легкого танка имеющий значительный запас мощности. Опытные водители на танке БТ-5 могли с ходу перепрыгивать ямы и рвы более 2-х метров. В бою это использовалось не часто, но вот на всех учениях и проверках это показывали обязательно, очень эффектно смотрелось.

Дед служил на Дальнем Востоке до 1947 года, затем был переведен в Сызрань. В 1956 году вышел в отставку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector