1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии 9К331 «Тор-М1» — зенитный ракетный комплекс ближнего действия

Фотографии 9К331 «Тор-М1» — зенитный ракетный комплекс ближнего действия

ЗРК 9К331 Тор-М1. Дальность поражения. Ракета. Принцип работы

Работы по созданию нового ЗРК малой дальности 9К331 «Тор-М1» в СССР были завершены в 1983 году, испытания комплекса проходили в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на вооружение Советской Армии. В состав ЗРК входят: боевая машина (БМ) 9АЗЗО, зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9МЗЗО, транспортно-заряжающая машина, транспортная машина и ремонтные средства. БМ 9АЗЗО представляет собой гусеничную легко бронированную машину ГМ-355 Минского транспортного завода с вращающейся башней большого размера, в которой размещено радиоэлектронное оборудование и 8 ЗУР.

ЗРК Тор-М1 — видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства — до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

— Разработчик: Алмаз-Антей
— Годы разработки: с 1972 по 1983
— Годы производства: с 1983
— Годы эксплуатации: с 1986

— Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

— Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

— База, мм: 5055
— Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)
— Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)
— Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700
— Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)

Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— а) истребителя — до 0,8;
— б) вертолета-0,5-0,88;
— в) беспилотного аппарата — 0,89-0,9

Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1

— Мощность двигателя, л. с.: 840

Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1

— Скорость по шоссе, км/ч: 65
— Запас хода по шоссе, км: 500

— Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8
— Преодолеваемый подъём, град.: 35
— Преодолеваемый ров, м: 2,0
— Преодолеваемый брод, м: 1,0

Фотографии 9К331 «Тор-М1» — зенитный ракетный комплекс ближнего действия

«Тор-М1» — первая войсковая система, в радиолокационной станции которой была использована малоэлементная фазированная антенная решетка с электронным управлением сканирования луча. Это позволяет резко снизить время реакции и осуществлять автоматическое сопровождение и поражение с высокой точностью одновременно двух целей (в том числе и ВТО) в секторе 15°х15 . Использование технических решений на уровне «ноу-хау» позволило достичь автоматизации всего процесса боевой работы от анализа воздушной обстановки до поражения цели ЗУР.

Читать еще:  Рисунки К300 «Бастион» - береговой ракетный комплекс


© ОАО «ИЭМЗ «Купол»

Возможности боевой машины по обнаружению и поражению ВТО


а) армейская авиация, тактическая авиация, вертолеты огневой поддержки
b) высокоточное оружие (ВТО)
с) зона обнаружения ЗРС «Тор-М1»
© ОАО «ИЭМЗ «Купол»

Зенитная ракетная батарея

Минимальной единицей, способной самостоятельно вести боевые действия -от обнаружения целей до их уничтожения, — является боевая машина. Боевая машина способна выполнять боевую задачу автономно или в составе огневого подразделения — зенитной ракетной батареи (зрбатр), управляемого из батарейного командного пункта (БКП).

Организационно четыре боевых машины ЗРС «Тор-М1» составляют зрбатр, которая является тактическим подразделением, способным самостоятельно решать сложные боевые задачи. При ведении боевой работы в составе батареи управление боевыми машинами осуществляется из БКП 9С737М «Ранжир-М». Обмен командами и информацией между БКП и подчиненными боевыми машинами осуществляется по каналам телекодовой и речевой связи. БКП производит распределение целей между боевыми машинами, что исключает несанкционированное сосредоточение огня на одной цели.

Типовой вариант состава зенитной ракетной батареи включает:

Транспортно-заряжающая машина 9Т244

Машина перевозит один боекомплект ракет (два ракетных модуля 9М334). Она оснащена гидрокраном с манипулятором и обеспечивает перезаряжание (извлечение использованного
контейнера и установку нового с ракетами) в течение не более 18 минут. Боевой расчет ТЗМ — 3 человека.

Ходовая база — автомобиль «Урал-4320». Масса ТЗМ с ЗУР — 15055 кг. Запас хода по топливу — 600 км. Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое — до 10 минут.

Транспортная машина 9Т246

Транспортная машина (ТМ) 9Т245 предназначена для перевозки и длительного хранения четырех модулей 9М334 с ракетами и заряжания с нее боевой машины с помощью ТЗМ 9Т244. Ходовая база — автомобиль «Урал-4320». Масса загруженного автомобиля — не более 14000 кг. Запас хода по топливу — 600 км.

Машины технического обслуживания (МТО)

МТО 9В887М предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2А) четырех машин, для контроля функционирования стартовой автоматики боевой машины.

МТО 9В887-1М предназначена для ремонта шестнадцати боевых машин средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2Б) и анализа процесса боевой работы с помощью аппаратуры расшифровки записи аппаратуры документирования.

Машины технического обслуживания оборудованы на базе шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом фургоном К2.4320. Электропитание МТО осуществляется от прицепного агрегата питания. Масса полностью снаряженных МТО с прицепом не более 13450 + 3400 кг. Запас хода по топливу — 600 км.

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1 предназначена для транспортирования, хранения группового комплекта ЗИП для ремонта боевых машин 9А331-1 в составе зрбатр. Машина ЗИП оборудована на базе шасси автомобиля «Урал-4320» с бортовым кузовом и брезентовым тентом и на базе прицепа 2-ПН-4М (СМЗ-7826). Групповой комплект ЗИП к БМ укладывается в деревянные ящики и размещается в металлических контейнерах, расположенных в кузове автомобиля и в кузове прицепа. Масса машины ЗИП с прицепом 13240 кг + 6320 кг. Запас хода по топливу — 600 км.

Комплект такелажного оборудования (КТО)

КТО предназначен для:

  • проведения погрузочно-разгрузочных работ и пакетирования ракетных модулей;
  • проведения погрузочно-разгрузочных работ с пакетом до четырех модулей и пакетирования от двух до четырех модулей;
  • транспортирования пакета модулей в пределах баз и погрузки их в самолет;
  • хранения и транспортирования оборудования, входящего в комплект.

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678 предназначен для тренировки боевых расчетов БМ с целью получения ими навыков управления системой в условиях, максимально приближенных к боевой работе, а также поддержания их функциональной готовности. Тренажер позволяет имитировать групповые налеты, парные цели, налеты одиночных целей, пуски с носителей противорадиолокационных ракет, постановку активных и пассивных шумовых помех, отражение от местных предметов. Тренажер состоит из имитатора аппаратуры БМ и имитатора воздушной обстановки. Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет вести дуэльный режим имитации боя. Имитируется совместная работа с батарейным командным пунктом. Предусмотрена автоматизированная оценка работы операторов боевой машины 9А331-1. Тренажер имеет автономный источник электропитания, расположенный на прицепе.

Рекламный буклет ОАО «ИЭМЗ «Купол» ЗРК «Тор-М1»

Завод, где делают Зенитно-ракетные комплексы «Тор».

У проходной завода установлена боевая машина ЗРК малой дальности «Оса» (индекс ГРАУ — 9К33, по классификации МО США и НАТО: SA-8 Gecko («Геккон»)). ЗРК «Оса» является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначался для борьбы с пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Короче говоря, они прикрывали наши войска от низколетящих целей. Их разработка (на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид») началась 27 октября 1960 года. Параллельно разрабатывался и аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М» для защиты кораблей военно-морского флота. ЗРК «Оса» был принят на вооружение 4 октября 1971 года. Широкой общественности эти машины впервые показали на военном параде на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года. Их серийное производство было развёрнуто на 2-х предприятиях. Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе, а зенитные управляемые ракеты делали на Кировском машиностроительном заводе. Всего же с момента начала серийного производства было выпущено около 1,2 тыс. единиц данной техники. Кстати, ЗРК «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении ряда стран.

Читать еще:  Статьи ПАК ФА - перспективный многоцелевой истребитель

Помимо того, что данный комплекс может передвигаться своим ходом, он готов летать на грузовых самолётах ИЛ-76 или перемещаться на железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам едет со скоростью до 55 км/ч. В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен даже сам плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Их шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг. Сам комплекс был оснащён четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9M33, модификация «Оса-АК» имеет 6 ракет 9М33М2, а «Оса-АКМ» — 6 ракет 9М33М3. Такие машины способны обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановкой, способны обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут. Разработкой подобного зенитного комплекса занимались и в других странах. Первыми были англичане. Им удалось создать наземные ЗРК «Тайгер Кэт» и «Рапира», но по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) они значительно уступали нашей «Осе».

3. Модель БМ ЗРК «Оса-АКМ» в музее.

4. Мемориал «Честь и слава участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году, но и то после ряда испытаний, его пришлось дорабатывать. Комплекс был окончательно принят на вооружение 19 марта 1986 года. Серийный выпуск «Торов» был налажен опять-таки на Ижевском электромеханическом заводе, но некоторые узлы поставлялись с других предприятий. Так, Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу, Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет, ещё несколько предприятий отвечали за другие более мелкие узлы.

5. Ещё одна серьёзная машина, которая установлена, но уже на территории завода, это ЗРК «Тор-М1» (индекс ГРАУ — 9К331, по классификации МО США и NATO — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)).

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны. Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе — 65 километров.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 — при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины — 9Т231. Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Поражение цели производилось многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77 (где под единицей понимается 100 процентов), для вертолетов этот параметр составлял 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов — 0,85-0,955.

Сразу после принятия на вооружение комплекса 9К330 «Тор» началась разработка его модернизированного варианта под обозначением 9К331 «Тор-М1». Данный Комплекс был принят на вооружение в 1991 году. Он быстрее реагировал на цель (всего на 1-2 секунды) и появилась возможность обстрела сразу двух целей.

Читать еще:  Схемы РПГ-29 «Вампир» - ручной противотанковый гранатомёт

7. Модель боевой единицы ЗРС «Тор-М1Т» буксируемый вариант

Музей был открыт в 2007 году, повод был серьёзней некуда, заводу исполнилось 50 лет. Сегодня на площади 470 кв. метров разместились более 100 тематических стендов, около 500 различных экспонатов, много альбомов, фотографий, наград, продукции. Всё это по полной погружает в историю и настоящую жизнь завода. Особенно впечатляют модели военной техники, которые завод производил и делает сейчас. Они не только копируют оригиналы, пусть и в меньших масштабах, так они могут ездить и даже стрелять. Очень круто!

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М330. Её стартовая масса составляла 165 кг (в том числе БЧ -14,8 кг), длина ракеты — 2898 мм, диаметр корпуса -235 мм, размах крыла — 650 мм. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Ракеты находились в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускались вертикально с помощью пороховых катапульт. Дальность поражения цели ракетой 12 км. Время готовности ракеты к пуску составляло 5 сек. Максимальная скорость ракеты – 850 м/с

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М33 для зенитного комплекса «Оса». Масса ракеты составляла 128 кг, в том числе 15 кг — боевая часть, Средняя скорость ЗУР равнялась 500 м/с. Длина ракеты составляла 3158 мм, диаметр — 206 мм, размах крыла — 650 мм. Дальность поражения цели 10 км.

С 2012 года вместо 9К331 «Тор-М1» наша армия начинает закупать зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У» и далее «Тор-М2Э». В их системе обнаружения целей уже используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры комплекса способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет.

«Тор-М2К» (9К332МК) — это зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с восемью зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по четырем каналам.

12. Модель БМ ЗРК «Тор-М2К».

13. Модель Артиллерийский радиолокационный комплекс разведки и обслуживания стрельбы наземной артиллерии, АРК-1М «Рысь».

14. Модель Автономного боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» и Боевая машина Зенитно-ракетной системы «Тор-М1».

«Тор-М2ДТ» (9K331МДТ) — это арктический вариант зенитного ракетного комплекса с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30. Впервые представлен был широкой публике на военном параде Победы на Красной площади 9 мая 2017 года.

15. Макет боевой единицы ЗРК «Тор-М2ДТ»

16. В истории завода были разные времена. Например, в непростые 90-е приходилось выпускать даже игрушки. Завод свою историю хорошо помнит и совсем не стесняется. Отдельные стенды посвящены и этой теме.

«Хочешь жить, умей вертеться! И предприятие начинает производить в широком ассортименте товары народного потребления: большим спросом у населения стали пользоваться их светильники, электронные игрушки, детский настольный теннис, пьезозажигалки Искра , отопительные системы обогрева садовых домиков, коттеджей, теплиц и и т.д.

Кроме изделий стратегического назначения, завод активно работает и сейчас по направлению гражданской продукции. Сегодня «Купол» — это одно из самых диверсифицированных предприятий Удмуртии. Они с головой ушли в нишу тепло- и климатотехники, систем кондиционирования и вентиляции, оборудования для пищевой промышленности и нефтянки, изделий из пластмассы для косметики и медицины, производство нанокомпозитов и инфузионных растворов и т.д.

19. Вот, например, Карусельный разливной автомат ижевского завода «Купол», который успешно работает на Сарапульском ЛВЗ, на котором я также побывал: https://zavodfoto.livejournal.com/6147645.html

23. Большое спасибо всей пресс-службе АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» за отличную экскурсию по предприятию и музею! А в следующий раз я покажу сам завод.

Вся моя история под флагом «Сделано в Удмуртии»:

Ещё из моей поездки в Республику Удмуртия:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже около 400 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: