1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Ту-142 — дальний противолодочный самолет

«Гефест» для Ту-142. Новые подробности модернизации самолётов ПЛО

В настоящее время реализуется программа капитального ремонта и модернизации дальних противолодочных самолетов семейства Ту-142. Имеющаяся в войсках техника обновляется до состояния Ту-142М3М и Ту-142МРМ, для чего используются различные новые системы и приборы. На днях стали известны новые подробности обновления самолетов. Так, они должны получать современные прицельно-навигационные комплексы СВП-24 «Гефест», позволяющие повысить боевые характеристики самолетов.

Новости о «Гефесте»

Тема модернизации самолетов ПЛО Ту-142 регулярно появляется в новостях на протяжении нескольких последних лет, но система СВП-24 «Гефест» в этом контексте фигурирует впервые. О таком способе обновления противолодочных самолетов 25 июля сообщило издание «Известия», получившее новые данные из неназванных источников в министерстве обороны.

Издание напоминает, что в состав «Гефеста» входят приборы навигации, управления и прицеливания для применения вооружения. Комплекс учитывает ряд факторов и на их основе рассчитывает оптимальный способ применения того или иного вооружения. В первую очередь, это необходимо при применении неуправляемого бомбового оружия, точность которого при этом резко возрастает.

Отмечается, что при помощи СВП-24 модернизированные Ту-142 смогут эффективнее применять противолодочные бомбы и торпеды, а также точнее расставлять гидроакустические буи. Кроме того, упростится связь и обмен данными с другими самолетами и вертолетами. Не исключается возможность применения противолодочного самолета в качестве дальнего бомбардировщика: в этом случае «Гефест» должен обеспечить использование авиабомб.

Прочие подробности текущей модернизации не сообщаются. Однако благодаря прошлым сообщениям СМИ и официальных лиц известно, что Ту-142М3М/МРМ получат современные средства связи и навигации, перспективную аппаратуру поиска кораблей и подлодок, а также некоторые новые вооружения. По-видимому, установка «Гефеста» входит в последний пункт.

Старые функции

Согласно известным данным, при модернизации самолет Ту-142 сохраняет планер, силовую установку и ряд общесамолетных систем. При этом осуществляется капитальный ремонт с продлением ресурса. Следствием этого является сохранение основных летно-технических характеристик. В то же время, новые проекты предусматривают замену значительной части радиоэлектронного оборудования, что позволяет повысить рабочие и боевые характеристики.

Последние новости о применении «Гефеста» представляют определенный интерес. Интеграция этого комплекса в БРЭО противолодочного самолета может быть неожиданной, но все же дает заметные преимущества. Утверждается, что Ту-142 с системой СВП-24 сможет эффективнее решать свои основные задачи, которые к тому же могут дополниться новыми.

В ходе патрулирования и поиска подлодок противника самолеты Ту-142 используют сбрасываемые гидроакустические буи и взрывные источники звука нескольких типов. Их применение похоже на бомбометание, и для выполнения этой процедуры может использоваться система «Гефест». С ее помощью можно повысить точность размещения буев на позициях. Впрочем, этот параметр не является критичным и не оказывает существенного влияния на поиск подлодок. Однако появление новой аппаратуры, упрощающей работу экипажа, точно не является минусом.

Для поражения обнаруженной субмарины Ту-142 применяет противолодочные бомбы нескольких типов, авиационные торпеды, противолодочные ракеты или морские мины. При использовании неуправляемых бомб или морских мин точность сброса и попадания имеет большое значение – от нее прямо зависит успешное решение боевой задачи.

Прицельно-навигационный комплекс СВП-24 «Гефест» изначально разрабатывался в качестве средства повышения эффективности неуправляемого бомбового вооружения. В этой роли он оказывается крайне полезным не только для бомбардировщиков, но и для самолетов ПЛО. Последние получают возможность поразить подводную цель с меньшего количества попыток и с сокращенным расходом боеприпасов и горючего.

Однако другое противолодочное вооружение, такое как торпеды и ракеты, в отличие от неуправляемых бомб, не нуждается в повышенной точности сброса. Применение такого оружия допускает использование существующих приборов управления. Недостаточная точность сброса при этом компенсируется собственными средствами наведения торпеды или ракеты.

По результатам предложенной модернизации самолеты Ту-142 по части приборов управления и навигации будут унифицированы с другой техникой российских вооруженных сил. Это дает выгоды производственного и эксплуатационного характера.

Новые возможности

«Известия» указывают, что после установки «Гефеста» самолеты Ту-142М3М/МРМ смогут работать не только в своей исходной роли. Их можно будет использовать в качестве дальнего бомбардировщика, способного нести авиабомбы для поражения наземных или надводных целей. Благодаря этому специализированный самолет может стать универсальным средством для поиска и уничтожения самых разных целей.

Идея превращения противолодочного самолета в дальний бомбардировщик смотрится интересно, но ее нельзя однозначно назвать удачной. Очевидным плюсом выглядит расширение функций существующих самолетов. Кроме того, в результате этого в составе морской авиации ВМФ России вновь могут появиться дальние бомбардировщики. Наконец, возможность применения авиабомб оказывается выгодным дополнением к прочим нововведениям.

Читать еще:  Характеристики МиГ-13 - истребитель

Однако такие функции могут быть нецелесообразными по ряду причин. В первую очередь, необходимо учитывать специализацию самолетов Ту-142. Они предназначены для поиска и уничтожения подлодок и имеют соответствующую аппаратуру. Применение их в качестве «обычных» бомбардировщиков смотрится нерационально. Ту-142 получит весьма ограниченную номенклатуру вооружений для нанесения ударов по наземным объектам, и в этом отношении проигрывает любым другим самолетам ВМФ или ВВС.

Также следует учесть, что в строю остается чуть более 20 самолетов Ту-142 – в разы меньше, чем схожих бомбардировщиков Ту-95МС. Снятие немногочисленных самолетов с противолодочного патрулирования для нанесения ударов по сухопутным объектам не выглядит хорошей идеей.

Таким образом, Ту-142М3М/МРМ в качестве универсального самолета выглядит не самым лучшим образом. Установка СВП-24 даст очевидные преимущества при решении основных задач в сфере противолодочной обороны, но попытки изменить предназначение самолета выглядят, как минимум, неоднозначно. Впрочем, если речь идет только о дополнительной функции, имеющейся у новых приборов, она не будет лишней.

Длинная рука морской авиации

Несмотря на малую численность, противолодочные самолеты Ту-142 являются важнейшей составляющей морской авиации российского флота. Они способны вести длительное патрулирование на большом удалении от аэродромов, искать подлодки противника и уничтожать их либо выдавать целеуказание другим элементам ПЛО.

Сейчас в строю имеется около двух десятков самолетов Ту-142 основных модификаций. Самые новые из них были построены в первой половине девяностых годов. В силу возраста и морального устаревания техника нуждается в капитальном ремонте и глубокой модернизации. Подобные работы уже осуществляются и позволяют продлить ресурс самолетов. Также, согласно разным сообщениям, техника получает новую аппаратуру и новые возможности.

Своевременное обновление и восстановление Ту-142 имеет большое значение. Производство таких самолетов давно остановлено, а прямая замена для них пока отсутствует. Актуальные проекты «М3М» и «МРМ» должны обеспечить соответствие техники требованиям времени и дать ей необходимые возможности. Как утверждается в последних новостях, одним из способов обновления будет прицельно-навигационные комплекс СВП-24 «Гефест». Какую пользу он принесет и какие его возможности будут использоваться на практике – станет известно позже.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Туполев Ту-142

Ту-142, который по кодификации НАТО получил название Bear-F, – советский дальний противолодочный самолет.

На начальном этапе проектирования его планировали для разрушения подводных атомных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) врага в режиме патрулирования. Эксплуатировался ВМФ для осуществления дальней радиотехнической или визуальной океанской разведки, для поисково-спасательных операций и отслеживания ПЛАРБ.

История Ту-142

В 1959 г. на вооружение в ВМС США поступила новая ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», которая спустя год приступила к выполнению заданий по патрулированию окрестных акваторий. В 60-х годах усиление противника стало еще мощнее. В ряды армии Соединенных Штатов поступили пять подводных лодок «Этен Аллен» и девять «Лафайет». Эти ПЛАРБ могли нанести прямой ядерный удар по стратегическим приграничным объектам Советского Союза. Угроза была невероятно острой, ведь на то время справиться с отражением такой атаки было невозможно, задействовав системы ПРО.

В 1962 г. Министерство Обороны СССР путем собственных расчетов выдало заключение о том, что наиболее эффективным средством против американских ПЛАРБ станут советские ДПЛС, имеющие в два раза больший радиус действия, нежели Ил-38.

Ради уменьшения сроков было принято решение о разработке нового самолета на базе Ту-95 РЦ и установке на него противолодочного комплекса с Ил-38. 28.02.1962 постановлением СМ СССР № 246-86 был дан старт разработке ДПЛС Ту-142, в состав которого входила ППС «Беркут».

Утверждение тактико-технических характеристик было согласовано главнокомандующими ВМФ и ВВС 20 апреля, а эскизный проект был готов уже 9.10.1963. К испытаниям комплекс планировалось соорудить до 1966 года. Однако выдержать такие сроки не удалось. Неоднократно приходилось вносить коррективы в состав конструкции. 17.01.1968 на заседании Совета Министров приняли решение о подготовке трех экземпляров Ту-142 для совместных заводских испытаний в 1968г., а во второй половине текущего года начать государственные испытания машины.

Первый полет на опытном Ту-142 (бортовой номер 4200) был выполнен 18.06.1968 под руководством летчика-испытателя И.К. Ведерникова. Второй экземпляр (№4201) подняли в воздух 3 сентября, а третий (№4202) – 31 октября 1968 г

Читать еще:  Исторические сведения Штык-нож к автоматам АК-74 и АН-94

Направить самолет на госиспытания удалось только в 1970 г., и длились они вплоть до 1972 г. Тогда было снято требование обеспечения аппарата возможностью базирования на грунтовых аэродромах, и машину переоснастили легким шасси и винтами АВ-60К, имеющими лучший КПД на максимальных скоростях полета. Перенести противолодочный комплекс с Ил-38 тоже не удалось, для этого пришлось изменить некоторые его элементы, в частности БЦВМ «Пламя-263».На вооружение ДПЛС Ту-142 поставили в декабре 1972 г. На постройку самолета в целом ушло почти 10 лет.

Производство Ту-142

Исходя из внешней схожести Ту-142 и Ту-95РЦ, серийное производство развернули на авиазаводе №18 в г. Куйбышеве. Мощность завода в 1972 г. позволила выпустить 12 новых противолодочных самолетов. А если взять в целом, то этот завод предоставил ВМФ 18 Ту-142, включая три первых опытных машины. В ходе производственного процесса делались доработки, и вторая партия, которая на заводе №18 была представлена тремя самолетами, существенно отличалась от первой серии.

В 1973 г. изготовление Ту-142 было перенесено в г. Таганрог на авиазавод №86. Конструкторы этого предприятия тоже модернизировали конструкцию. В частности заменили опоры шасси с 12-колесных на стандартные 4-колесные от Ту-95, усовершенствовали кабину экипажа и провели еще некоторые работы по модернизации. Название самолета осталось прежним – Ту-142, но техническая документация сопутствовалась именованием изделия «ВПМ» — модернизированный «ВП».

Как оказалось, Таганрогский завод не был приспособлен к производству самолетов такого класса. Пришлось достраивать новые цеха и новую большую ВПП. Как результат, первая постройка Ту-142 на заводе №86 завершена только в 1975 г. Последняя модель Ту142М3 выпущена в 1994 г. За период серийного производства на Куйбышевском и Таганрогском заводах было построено около сотни самолетов Ту-142 различных модификаций.

Конструкция Ту-142

Фюзеляж имеет круглое поперечное сечение, работающую обшивку, набор стрингеров и шпангоутов. С технологической точки зрения фюзеляж включал в себя носовую часть (до шпангоута №1), переднюю герметичную кабину (шп. №1-13), среднюю часть фюзеляжа (шп. №13а-49), хвостовую часть фюзеляжа (шп. №50-87), заднюю гермокабину (шп. №87-93).

Передняя герметическая кабина – двухэтажная. Верхняя часть отводилась для экипажа и значительной части оборудования, нижняя была разбита на 3 технических отсека.

Среднюю часть фюзеляжа заняли два отсека вооружения, в которых находились средства для поиска и поражения целей (радиобуи, взрывные источники воздуха, торпеды, ракеты, мины, бомбы, прочее вооружение). Топливный бак находится под вторым отсеком вооружения.

Заднюю гермокабину оснастили пушечными установками с парой пушек ГШ-23 и АМ-23. В верхней части − отсек оборудования РЛС «Криптон».

Крыло Ту-124 кессонного типа. Компоновка центроплана выполнена как единое целое с фюзеляжем. Внутренние части консолей крыла заняли герметичные топливные баки.

Средствами механизации крыла выступают двухщелевые закрылки, которые снабжены электроприводом МПЗ-12М.

Управление по крену выполняется посредством классических элеронов. К правому элерону прикрепили триммер-флеттнер.

Хвостовое оперение кессонного типа однокилевое. Переставной стабилизатор складывается из двух частей, которые состыкуются по оси самолета, и переставляется при задействовании электропривода МУС-3. Рули направления и высоты имеют частичную осевую аэродинамическую и весовую компенсацию. Части рулей высоты соединяет карданный вал. К правому рулю высоты прикреплен триммер-флеттнер, к левому – только флеттнер.

Шасси самолета – сложная конструкция из 12 колес на каждой стойке, в составе которой многодисковые гидравлические тормоза. В дальнейшем шасси было упрощено, опоры стали ставить четырехколесные, такие как на Ту-95.

Шасси Ту-142 трехопорное, имеет носовую опору. Уборка стоек выполняется в гондолы шасси, путем задействования электромеханизмов МПШ-18МТ.

Выпуск передней стойки выполняется за счет гидросистемы, а в аварийной обстановке может производиться с помощью пневмосистемы.

Дальний противолодочный самолёт Ту-142

Дальний противолодочный самолёт Ту-142 применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, дежурства в системе поисково-спасательной службы и поиска и слежения за подводными лодками. Является дальнейшим развитием и глубокой модернизацией серийного самолёта разведки и целеуказания — Ту-95РЦ, в отличие от которого, имеет новое крыло и оперение с применением суперкритических аэродинамических профилей, интегрированные в крылья топливные баки и модернизированную кабину с незначительно улучшенными условиями работы экипажа. В процессе серийного производства неоднократно модифицировался.

Технические характеристики:

Экипаж: 10 человек
— командир
— помощник командира
— штурман корабля
— штурман-навигатор
— штурман-оператор
— бортовой инженер
— оператор бортовых средств связи
— оператор РГП № 1
— оператор РГП № 2
— оператор кормовой огневой установки КОУ

Читать еще:  Характеристики Штык к фузее офицеров полевой и осадной артиллерии обр. 1743 г.

Размах крыла: 50,2 м

Площадь крыла: 289,9 м2

Масса:
— пустого самолёта: 93 891 кг
— максимальная взлётная: 185 т
— максимальная полётная (после дозаправки в воздухе): 187 т
— масса топлива: 83,9 т

Двигатель:

Тип двигателя: турбовинтовой, с соосными винтами противоположного вращения АВ-60К

Мощность: 4×11,19 МВт / 4×15 тыс. л. с.

Лётные характеристики:

Максимальная скорость на высоте: 855 км/ч

Крейсерская скорость: 720 км/ч

Взлётная скорость: 300 км/ч

Посадочная скорость: 270 км/ч

Практический потолок: 13 500 м

Боевой радиус 5200 км

Длина разбега: 2300 м

Эксплуатационная перегрузка: 2,5 G

9 марта 2020 года дальние противолодочные самолеты Ту-142 морской авиации Военно-морского флота России провели плановое патрулирование над нейтральными водами Чукотского моря и моря Бофорта. Полет продлился около двенадцати часов. В районе Аляски российские самолеты вошли в зону опознавания противовоздушной обороны США и были взяты на сопровождение истребителями F-22 и F-18 американских Военно-воздушных сил. Военные строго соблюдали международные правила полета и не входили в воздушное пространство США и Канады.

26 февраля 2020 года два самолета Ту-142 выполнили плановый полет над нейтральными водами Баренцева и Норвежского морей. Экипажами отрабатывались навыки прохождения заданного курса над безориентирной местностью, слаженность действий при пилотировании в условиях отсутствия наземных радиотехнических средств аэронавигации.Полет продолжался более 12 часов, в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

6 августа 2019 года два Ту-142 морской авиации Тихоокеанского флота, в сопровождении истребителей МиГ-31БМ провели плановый полет над Тихим океаном, вдоль северного побережья Алеутских островов и западного побережья Аляски и Канады. Полет продолжался 13 часов и прошел в соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

29 марта 2017 года на авиабазе Раджали состоялась торжественная церемония снятия с вооружения ВМС Индии Ту-142. Начальник штаба адмирал Сунил Ланба отметил большой вклад самолётов в оборону страны и их высокую надёжность на протяжении 29 лет службы. Эскадрилья Ту-142 считалась лучшей в Индийских ВМС и неоднократно отмечалась командованием. В честь самолета государственная почта Индии выпустила марку.

6 ноября 2009 года Ту-142М3 из 568-го отдельного гвардейского смешанного авиаполка ВВС и ПВО ТОФ России упал в воду при заходе на посадку после третьего разворота в акватории Татарского пролива, в 15-20 км от береговой линии. Все 11 человек, находившихся на борту, погибли. После проведенного расследования официальной версии катастрофы назван «человеческий фактор».

В 1994 году последний самолёт Ту-142М3 покинул сборочный цех.

16 апреля 1988 года самолёт принят в состав ВМС Индии.

В 1987 году на государственные испытания вышел самолёт Ту-142МЗ, вскоре началось его производство. Самолёт получил значительные изменения по оборудованию и вооружению.

В 1986 году на авиационном заводе в Таганроге было построено 8 самолётов для Индии. Эти машины мало отличались от серийных Ту-142М и имели некоторые изменения в оборудовании.

20 апреля 1984 года пара Ту-142 совершала тренировочный полёт на максимальную дальность. Через 1 час 15 минут после взлёта в центральной части Охотского моря на высоте 7200 м и скорости 730 км/ч, загорелся правый двигатель ведущего. Самолёт начал падать, столкнулся с водой и взорвался. Никого из девяти членов экипажа не нашли. Причины катастрофы не были установлены.

6 августа 1976 года на Ту-142, выполнявшем контрольный полёт на аэродром Североморск-1, через 15 минут после взлёта возникли неполадки и экипаж принял решение выполнить посадку. Приземление произошло на скорости, превышающей нормальную на 30-40 км/ч. Самолёт съехал со взлетно-посадочной полосы и попал в заполненную водой бомбовую воронку и разломился пополам. В результате крушения погибло шесть человек.

В 1974 году три самолёта переделали установкой нового поисково-прицельного комплекса «Коршун». Эти машины под обозначением Ту-142М использовались для отработок и испытаний нового оборудования, с 1975 до 1980 года.

14 декабря 1972 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 853-292 «О принятии на вооружение ДПЛС Ту-142 с ППС «Беркут-95»». На создание потребовалось 9 лет и 10 месяцев.

18 июня 1968 года состоялся первый полёт опытный Ту-142, с бортовым номером 4200, под управлением экипажа летчика-испытателя Ивана Ведерникова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: