Файлы Тип «С» серии X и X-бис — дизель-электрические подводные лодки
Файлы Тип «С» серии X и X-бис — дизель-электрические подводные лодки
Тип «Щука» (Тип «Щ») Х-бис cерии.
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
1. Количество подводных лодок проекта: 11+2
2. Изображение проекта:
ПЛ типа «Щ» X-бис серии. Рисунок Шалаева В.В.
3. Состав проекта:
вступления в строй
ВЛАДИВОСТОК: Завод №202 (4)
Заложена на Заводе № 194
10.06.1949 — пер. в С-135
Заложена на Заводе № 194
10.06.1949 — пер. в С-136
Заложена на Заводе № 194
10.06.1949 — пер. в С-137
Заложена на Заводе № 194
18.07.1942 – затонула, поднята
29.06.1943 – затонула, поднята
ЛЕНИНГРАД: Завод №194 (8)
13.06.1942 — погибла, обнаружена
05-06.1943 — погибла, обнаружена
09.06.1949 — пер. в С-407
2?.05.1943 — погибла, обнаружена
Заложена на Заводе № 112
24.04.1942 – затонула, поднята
09.06.1949 — пер. в С-411
17.04.1957 — пер. в ЗАС-11
Заложена на Заводе № 112
09.06.1949 — пер. в С-412
17.04.1957 — пер. в ЗАС-12
Заложена на Заводе № 112(?)
16.05.1941 — пер. в Щ-413
23.07.1946 — снята с производства
Заложена на Заводе № 112(?)
16.05.1941 — пер. в Щ-414
23.07.1946 — снята с производства
НИКОЛАЕВ: Завод №200 (1)
16.02.1944 — погибла, обнаружена
4. История проекта:
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа «Щ» имели семь отсеков: первый и седьмой — торпедные; второй и третий — жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек — центральный пост; пятый — дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно — два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).
«Щуки» последней модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в частности, от гидромуфт (были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг»); ограждение рубки сделали обычного типа, но более высокое (которое уменьшало заливание мостика при плавании в позиционном положении), первое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха высокого давления и водяная;были улучшены средства связи и наблюдения, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.
Девять «Щук» завершающей серии Х-бис достроили в годы войны: на Балтике — четыре, на Черном море — одну, на Тихом океане – четыре. Две лодки были достроены после войны.
В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.
5. Схема проекта:
1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — уравнительная цестерна; 4 — цистерна быстрого погружения;
5 — прочная рубка; 6 — торпедный аппарат; 7 — запасная торпеда; 8 — перископ; 9 — дизель; 10 — главный гребной электродвигатель;
11 — гребной электродвигатель экономического хода; 12 — аккумуляторная батарея.
Подробная схема подводной лодки типа Щ X-бис серии: *
1 — форштевень; 2 — гюйсшток; 3 — буксирный гак; 4 — волнорезные щиты; 5 — якорь «Холла»; 6 — торпедные аппараты; 7 — носовая цистерна главного балласта; 8 — кингстон носовой цистерны главного балласта; 9 — носовая дифферентная цистерна; 10 — носовые горизонтальные рули; 11 — ограждение носовых горизонтальных рулей; 12 — баллер носовых горизонтальных рулей; 13 — привод носовых горизонтальных рулей; 14 — торпедозаместительная цистерна; 15 — провизионная цистерна; 16 — нижний «меч» обтекателя гидроакустики; 17 — стрельбовые баллоны; 18 — аварийный телефонный буй; 19 — входной люк; 20 — гальюнная выгородка; 21 — трюмный поршневой насос ТП-18; 22 — цепной ящик; 23 — брашпиль с электроприводом; 24 — запасные торпеды; 25 — койки; 26 — компрессор воздуха высокого давления; 27 — аккумуляторная яма; 28 — аккумуляторная батарея; 29 — топливные цистерны; 30 — торпедопогрузочный люк; 31 — клапан вентиляции цистерны гпавного балласта; 32 — 45-мм орудие; 33 — привод открывания кингстонов; 34 — каюта офицеров; 35 — диваны; 36 — кают-компания; 37 — обеденные столы; 38 — радиопеленгатор; 39 — зенитный перископ; 40 — стойка леерной антенны; 41 — командирский перископ; 42 — магнитный компас; 43 — тумба вертикального руля; 44 — шахта вдувной вентиляции; 45 — вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 46 — осушителыный центробежный насос Р-150; 47 — цистерна лага; 48 — входной люк с тубусом; 49 — боевая рубка; 50 — трап; 51 — штурвалы ручного управления горизонтальными рулями; 52 — лебедка перископа; 53 — гирокомпас; 54 — шахта зенитного перископа; 55 — уравнительная цистерна; 56 — шахта командирского перископа; 57 — цистерна быстрого погружения; 58 — шахта вытяжной вентиляции; 59 — радиорубка; 60 — распределительный щит сети освещения; 61 — штурманский стол; 62 — кингстон цистерны быстрого погружения; 63 — масляный насос; 64 — холодильник масла; 65 — топливный расходный бак; 66 — кингстон цистерны быстрого погружения; 67 — топливные фильтры; 68 — дизель 58К8; 69 — газоотвод дизеля; 70 — глушитель газоотвода дизеля; 71 — муфта «Бамаг»; 72 — главный гребной электродвигатель; 73 — электродвигатель экономического хода; 74 — упорный подшипник «Митчеля»; 75 — валопровод; 76 — мортира гребного вала и дейдвудный сальник; 77 — щит управления главными гребными электродвигателями; 78 — шлюпка; 79 — электровентилятор охлаждения главных гребных электродвигателей; 80 — щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 81 — баллоны воздуха высокого давления; 82 — преобразователь постоянно-переменного тока; 83 — кормовая дифферентная цистерна; 84 — кормовая цистерна главного балласта; 85 — кингстон кормовой цистерны балласта; 86 — привод вертикального руля; 87 — баллер вертикального руля; 88 — вертикальный руль; 89 — ограждение вертикального руля; 90 — кормовые горизонтальные рули; 91 — ограждение кормовых горизонтальных рулей; 92 — баллер и привод кормовых горизонтальных рулей; 93 — гребные винты. * На основе подлинных чертежей ЦКБ МТ «Рубин».
6. Тактико-технические данные проекта:
Подводные лодки типа С («Средняя») IХ-бис серии
Подводные лодки типа С IX-бис серии
- Два дизеля 1Д по 2 000 л.с.,;
- два электродвигателя по 550 л.с,;
- две группы аккумуляторных батарей по 62 элемента.
- 6 × 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед.
Содержание
Общие сведения
Подводные лодки типа С IX-бис серии строились на базе проекта, разработаного немецко-голландским конструкторским бюро «NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw» («IvS»), которая относилась к фирме «Дешимаг». Подводные лодки должны были оснащаеться импортным оборудованием и механизмами, но в ходе строительства и испытания первых подводных лодок было выявлено много недостатков этого проекта, более того на подводные лодки дизели и другое оборудование было получены с запозданием почти в два года. Почему было принято решение силами советских специалистов переработать проект типа С IX серии, устранить недостатки, заменить импортное оборудование на советское. Так появился новый проект подводной лодки типа С IX-бис серии.
История создания
Во время активного строительства подводных лодок по всему миру значительно расширились внешнеэкономические возможности СССР, появилась возможность получения зарубежной ценной информации, в связи с чем встал вопрос о необходимости сотрудничества с заграничными организациями. Используя появившуюся возможность «Союзверфь» в 1933 году заключила договор с немецкой фирмой «Дешимаг» на разработку проекта подводной лодки среднего водоизмещения по тактико — техническому заданию, выданому советской стороной. На основании договора фирма «Дешимаг» разработала технический проект подводной лодки под шифром E-2, который был рассмотрен и одобрен ВМФ СССР. Разработка рабочей документации подводных лодок Е-2, получившего в ВМФ СССР наименование IX серии, выполнялось ЦКБС-2 под наблюдением и при участии полномочных представителей фирмы «Дешимаг». Постройка подводных лодок была поручена Балтийскому заводу, который сдал первую подводную лодку в сентябре 1936 года. После начала строительства подводных лодок IX серии было принято решение о значительном увеличении числа строящихся подводных лодок типа С IX серии. Учитывая, что поставка комплектующих изделий, предусмотренных в проекте IX серии немецкими фирмами, задерживались, ЦКБС-2 получило задание переработать проект, предусмотрев в нем установку советского оборудования вместе с вооружением. Новый проект получил наименование IX бис серии.
Предшественники
4 августа 1934 года члены Политбюро приняли решение о серийной постройке средних подводных лодок серии IX и постепенной замены ими подводных лодок типа «Щука». Субмарины серии IX строились на Балтийском заводе. Первая партия состояла из трёх лодок: H-1, H-2 и Н-3. При их постройке использовалось большое количество импортного оборудования, а по результатам их испытаний предполагалось принять решение о дальнейшем строительстве.
Предпосылки к созданию
Во время строительства первых советских подводных лодок управление военно-морскими силами РККА приступило к поиску путей ликвидации отставания в подводном кораблестроении от передовых стран. Политическая ситуация после гражданской войны не располагала к политическим связям со странами Антанты, а наиболее реальным было сотрудничество с Веймарской Германией. Откомандированые в Германию в 1930 году советские специалисты не смогли достичь значительных результатов в связи с тем, что выполняющая условия Версальского мирного договора Германия не имела права строить подводный флот. Однако, заинтересованость в совместной работе проявило входившее в компанию «Дешимаг» голландское конструкторское бюро «NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw», занимавшееся усовершенствованием проектов немецких подводных лодок времён Первой мировой войны и строительством субмарин на продажу.
Проектирование
В ноябре 1932 года группа советских морских специалистов в составе А. К. Сивкова, П. Ю. Юраса, В. Н. Перегудова и В. А. Никитина была направлена в зарубежную командировку для изучения возможностей фирмы «IvS» и ознакомления с немецкими предприятиями, выпускающими дизельные двигатели с высокой удельной мощностью. В итоге делегация рекомендовала принятие проекта подводной лодки водоизмещением 700 тонн на базе испанской E-1, переделанной под советское вооружение и механизмы. В апреле 1933 года «Союзверфь» и «Дешимаг» («IvS» примерно тогда же была расформирована и вошла в состав «Дешимаг») заключили договор на разработку проекта. Договор вступил в силу 12 августа 1933 года, после завершения серии испытаний, показавших реальность гарантий, предоставляемых немецкой стороной. Разработка чертежей проекта E-2, обозначенного теперь как тип Н (немецкая) или серия IX, была закончена специалистами СКБ к началу 1935 года. C 20 октября 1937 года тип Н переименовали в тип С — «Средняя».
Постройка
Серия IX-бис состояла из 41 субмарины. Лодки этой серии строились с 1936 по 1948 год. В строительстве серии IX-бис участвовали заводы № 189 «Балтийский завод», №194 «им. Марти», №196 «Судомех» (все — Ленинград), №112 «Красное Сормово» (Горький), №198 «им. Марти» (Николаев), №202 «Дальзавод» (Владивосток), №402 (Молотовск), №638 «им. Сталина» (Астрахань).
Описание конструкции
Все подводные лодки типа С IX-бис серии разделялись на 7 отсеков
- Первый отсек-убежище: торпедный, жилое помещение для рядового состава.
- Второй отсек: аккумуляторный, 62 элемента носовой группы аккумуляторных батарей, каюта командира, жилые помещения офицерского состава.
- Третий отсек-убежище: центральный пост, над отсеком расположена боевая рубка и ограждение выдвижных устройств.
- Четвёртый отсек: аккумуляторный, 62 элемента кормовой группы аккумуляторных батарей, жилые помещения старшин.
- Пятый отсек: дизельный.
- Шестой отсек: электромоторный.
- Седьмой отсек-убежище: торпедный, жилое помещение для рядового личного состава.
Корпус
Подводные лодки типа С IX-бис серии прнинадлежали к полуторакорпусному типу смешанной клёпано-сварной конструкции. Лёгкий корпус исполнялся сварным и простирался на всю длину лодки. Прочный корпус субмарины изготавливался на заклёпках. В носовой части устанавливались пилы сетепрорезателя, но при сравнительных испытаниях была замечена их неудовлетворительная эффективность так как пилы перерезали только горизонтальные тросы сетевого заграждения, в связи с чем подводная лодка запутывалась в вертикальных тросах. Выверенные обводы лёгкого корпуса придавали лодке хорошую мореходность, особено в крейсерском положении. Девять цистерн главного балласта, находящихся в лёгком корпусе, разделялись на три группы: кормовую (цистерны № 1, 2, 3), среднюю (№ 4, 5) и носовую (№ 6, 7, 8, 9). Нумерация цистерн лодки была введена по аналогии с немецкими правилами нумерации отсеков, шпангоутов и балластных цистерн с кормы. При эксплуатации обнаружилось, что заполнение балластной цистерны № 2 приводило к резкому ухудшению мореходности лодки. Эту цистерну старались держать свободной от топлива, а если она была полной, то не развивали полный ход в надводном положении. Система всплытия подлодки при своей простоте отличалась высокой эффективностью. Балластные цистерны осушались не насосами, а отработанными газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного продувания.Запас сжатого воздуха хранился в 14 баллонах ёмкостью по 410 литров, расположенных в проницаемой надстройке. Все цистерны главного балласта, кроме кормовой, оснащались кингстонами оригинальной схемы. Кингстоны имели пневматический привод и были выполнены в виде уравновешенных захлопок, у которых одна часть входила внутрь балластной цистерны, а другая наружу Единственный якорь размещался в носовой части по правому борту. На подводных лодках типа «Средняя» рубка и мостик различались в зависимости от завода-изготовителя и часто модернизировались в процессе службы.
Энергетическая установка и ходовые качества
Дизель-электрическая установка подводных лодок типа «Средняя» IX-бис серии состояла из:
- Двух дизельных двигателей надводного хода типа 1Д мощностью по 2000 л. с.;
- Двух электродвигателей типа ПГ-72/35 мощностью по 550 л. с. при 275 оборотах в минуту;
- Аккумуляторных батарей из 124 элементов, разделённых на две группы.
На подводные лодки серии IX устанавливались дизели немецкого производства MAN M6V 49/48 и аккумуляторные батареи из 124 элементов типа 38-МАК-760 производства немецкой компании AFA. Во время строительства подводной лодки IX-бис серии заграничные дизели были заменены советскими 1Д, созданными Коломенским заводом, импортные аккумуляторы были заменены на советские элементы типа С, которые были на 16 % менее мощными и выделяли при работе в два раза больше образующего взрывоопасный гремучий газ водорода, что потребовало оснастить аккумуляторные ямы аппаратами каталитического окисления водорода. В прошлых советских проектов подводных лодок существовали одна или несколько частот вращения гребных валов, при которых валы могли входить в резонанс, что грозило выходом их из строя. Значительным достоинством подводных лодок типа С IX-бис серии являлось отсутствие критических диапазонов частот вращения, достигнутое установкой специальных гасителей крутильных колебаний.
Экипаж и обитаемость
Стандартный состав экипажа субмарины типа С включал в себя 46 человек: 8 офицеров (командира, комиссара, старшего помощника командира, штурмана, минёра, главного механика, командира группы движения и военфельдшера), 16 старшин и 22 матросов. 1-й и 7-й торпедные отсеки были оборудованы для размещения рядового состава. Во 2-м отсеке находились каюта командира и офицерская кают-компания. В 5-м отсеке размещались камбуз и жилые помещения старшин. Система корабельной вентиляции была оборудована двумя вентиляторами, приспособленными одновременно для обслуживания аккумуляторных батарей. Численность экипажа на разных лодках была различной.
Вооружение
Субмарины типа С XI-бис серии относились к торпедно-артиллерийским подводным лодкам.
Подводные лодки типа «Щ» (III, V, V-бис, V-бис-2, X и Х-бис серии)
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Средние подводные лодки типа “Щ” (III, V, V-бис, V-бис-2, X и Х-бис серии) – 82+2 единицы
V серия:
Щ-101 (б.”Лосось”, б.№11, 20.3.1932/25.12.1932/26.11.1933 – искл. 2.6.1952)
Щ-102 (б.”Лещ”, б.№12, 20.3.1932/19.4.1933/26.11.1933 – искл. 17.8.1953)
Щ-104 (б.”Налим”, б.№14, 20.3.1932/05.1933/6.11.1933 – искл. 17.8.1953)
Щ-105 (б.”Кета”, б.№21, 1.4.1932/05.1933/6.11.1933 – искл. 17.8.1953)
Щ-106 (б.”Судак”, б.№22, 20.3.1932/05.1933/23.12.1933 – искл. 27.12.1956)
Щ-107 (б.”Сиг”, б.№23, 20.3.1932/07.1933/23.12.1933 – искл. 26.6.1954)
Щ-108 (б.”Форель”, б.№24, 20.3.1932/08.1933/5.4.1934 – искл. 10.9.1952)
Щ-109 (б.”Сом”, б.№31, 20.3.1932/08.1933/19.4.1934 – искл. 17.8.1953)
Щ-110 (б.”Язь”, б.№32, 20.3.1932/10.1933/7.6.1934 – искл. 11.9.1954)
Щ-111 (б.”Карась”, 20.3.1932/07.1933/6.11.1933 – искл. 26.7.1966)
Щ-112 (б.”Пескарь”, 20.3.1932/04.1934/13.10.1934 – искл. 17.8.1953)
V-бис серия:
Щ-113 (б. “Стерлядь”, 10.10.1932/12.12.1933/28.1.1935 – искл. 11.9.1954)
Щ-114 (б. “Севрюга”, 10.10.1932/1934/28.1.1935 – искл. 29.12.1955)
Щ-115 (б. “Скат”, 19.10.1932/4.4.1934/28.1.1935 – исключена 11.9.1954)
Щ-116 (б. “Осетр”, 12.5.1933/1934/4.3.1935 – исключена 11.9.1954)
Щ-117 (б. “Макрель”, 10.10.1932/15.4.1934/28.1.1935 – погибла 16.12.1952)
Щ-118 (б. “Кефаль”, 10.10.1932/1934/4.3.1935 – исключена 17.2.1956)
Щ-119 (б. “Белуга”, 12.5.1933/7.5.1934/4.3.1935 – исключена 17.2.1956)
Щ-120 (б. “Навага”, 2.4.1933/06.1934/4.3.1935 – исключена 17.2.1956)
Щ-201 (б. “Сазан”, 14.8.1933/3.4.1934/3.9.1935 – исключена 29.12.1955)
Щ-202 (б. “Сельдь”, 3.11.1933/25.5.1934/3.9.1935 – исключена 16.7.1957)
Щ-203 (б. “Камбала”, 10.3.1933/29.5.1934/3.9.1935 – погибла 26.8.1943)
Щ-305 (б. “Линь”, 11.1932/31.12.1933/19.7.1935 – погибла 5.11.1942)
Щ-308 (б.”Сёмга”, 10.11.1932/28.4.1933/20.11.1935 – погибла в октябре 1942)
V-бис-2 серия:
Щ-121 (б. “Зубатка”, 20.12.1933/26.8.1934/30.4.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-122 (б. “Сайда”, 22.12.1933/29.8.1934/30.4.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-123 (б. “Угорь”, 20.12.1933/26.8.1934/30.4.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-124 (б. “Палтус”, 22.12.1933/29.12.1934/23.11.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-125 (б. “Максун”, 20.12.1933/26.8.1934/23.5.1936 – исключена 17.9.1971)
Щ-204 (б. “Минога”, 15.6.1934/31.12.1934/9.1.1936 – погибла 6.12.1941)
Щ-205 (б. “Нерпа”, 5.1.1934/6.11.1934/24.12.1936 – исключена 11.9.1954)
Щ-206 (б. “Нельма”, 5.1.1934/1.2.1935/1.10.1936 – погибла в июле 1941)
Щ-207 (б. “Касатка”, 5.1.1934/25.3.1935/18.12.1936 – исключена 16.7.1957)
Щ-306 (б. “Пикша”, 6.11.1933/1.8.1934/17.8.1935 – погибла в ноябре 1942)
Щ-307 (б. “Треска”, 6.11.1933/1.8.1934/17.8.1935 – исключена 8.4.1957)
Щ-309 (б. “Дельфин”, 6.11.1933/10.4.1935/20.11.1935 – исключена 3.3.1949)
Щ-310 (б. “Белуха”, 6.11.1933/10.4.1935/21.8.1936 – исключена 17.8.1953)
Щ-311 (б. “Кумжа”; 6.11.1933/10.4.1935/ 21.8.1936 – погибла в октябре 1942)
X серия:
Щ-126 (23.7.1934/20.4.1935/3.10.1936 – исключена 17.2.1956)
Щ-127 (23.7.1934/13.6.1935/3.10.1936 – исключена 29.3.1957)
Щ-128 (7.8.1934/9.6.1935/3.10.1936 – исключена 29.3.1957)
Щ-129 (31.12.1934/10.10.1935/3.10.1936 – исключена 12.3.1974)
Щ-130 (7.8.1934/8.8.1935/11.12.1936 – исключена 5.10.1958)
Щ-131 (23.7.1934/4.7.1935/11.12.1936 – исключена 5.10.1958)
Щ-132 (31.12.1934/4.7.1935/11.12.1936 -исключена 23.7.1958)
Щ-133 (7.8.1934/4.7.1935/11.12.1934 – исключена 29.3.1957)
Щ-134 (23.7.1934/4.9.1935/27.12.1936 – исключена 28.1.1958)
Щ-208 (18.5.1934/7.10.1935/9.3.1937 – погибла в августе 1942)
Щ-209 (25.5.1934/2.3.1936/9.3.1937 – исключена 17.12.1992)
Щ-210 (3.6.1934/13.3.1936/9.3.1937 – погибла в марте 1942)
Щ-211 (3.9.1934/3.9.1936/5.5.1938 – погибла в ноябре 1941)
Щ-212 (18.11.1934/29.12.1936/15.12.1938 – погибла в декабре 1942)
Щ-213 (4.12.1934/13.4.1937/15.12.1938 – погибла в октябре 1942)
Щ-214 (13.7.1935/23.4.1937/10.4.1939 – погибла 19.6.1942)
Щ-215 (27.3.1935/11.1.1937/10.4.1939 – исключена 29.12.1955)
Щ-317 (23.7.1934/24.9.1935/ 1.11.1936 – погибла в июле 1942)
Щ-318 (23.7.1934/11.8.1935/30.8.1936 – исключена 9.8.1955)
Щ-319 (31.12.1934/15.2.1935/11.12.1936 – погибла в сентябре 1941)
Щ-320 (31.12.1934/12.2.1935/11.12.1936 – погибла в октябре 1942)
Щ-322 (31.12.1934/10.4.1935/4.11.1936 – погибла 12.10.1941)
Щ-323 (31.12.1934/10.4.1935/ 3.11.1936 – погибла 1.5.1943)
Щ-324 (31.12.1934/10.4.1935/31.10.1936 – погибла в ноябре 1941)
Щ-401 (б. Щ-313, 4.12.1934/28.6.1935/23.7.1936 – погибла в апреле 1942)
Щ-402 (б. Щ-314, 4.12.1934/28.6.1935/29.9.1936 – погибла в сентябре 1944)
Щ-403 (б. Щ-315, 25.12.1934/31.12.1935/26.9.1936 – погибла в октябре 1943)
Щ-404 (б. Щ-316, 25.12.1934/27.12.1935/26.9.1936 – исключена 20.6.1956)
Щ-421 (20.11.1934/12.5.1935/5.12.1937 – погибла 9.4.1942)
Щ-422 (15.12.1934/12.4.1935/6.12.1937 – погибла в июле 1943)
Щ-423 (с 1942 – Щ-139, 8.1.1935/27.4.1935/6.12.1937 – исключена 29.3.1957)
Х-бис серия:
Щ-135 (26.8.1938/21.4.1940/13.9.1941 – исключена 28.1.1958)
Щ-136 (26.8.1938/27.4.1940/7.9.1941 – исключена 28.1.1958)
Щ-137 (31.8.1938/1.7.1940/1.12.1941 – исключена 28.1.1958)
Щ-138 (28.10.1938/22.7.1940/8.1.1942 – погибла 18.7.1942)
Щ-216 (23.7.1939/30.5.1940/30.5.1940 – погибла 17.2.1944)
Щ-405 (31.12.1938/16.12.1939/7.6.1941 – погибла 13.6.1942)
Щ-406 (31.12.1938/17.12.1939/7.6.1941 – погибла в мае-июне 1943)
Щ-407 (23.4.1939/4.6.1940/10.9.1941 – исключена 19.1.1959)
Щ-408 (23.4.1939/4.6.1940/10.9.1941 – погибла 22.5.1943)
III серия:
надводное – 572 т; подводное – 672 т; 57×6,2×3,8 м; 2 диз./2 ЭД, 1000/800 л.с; 11,6/8,5 уз.; 26 т соляра (норм.); 3130 (8,5)/112 (2,8) миль. Эк. 41 чел. 1 – 45-ММ/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)
V и V-бис серии:
надводное – 592 т; подводное – 715 т; 58,5×6,2×3,9 м; 2 диз./2 ЭД, 1370/800 л.с; 12/8 уз.; 55 т соляра; 4200 (8,8)/100 (2) миль. Эк. 37 чел. 2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)
V-бис-2 серия:
надводное – 593 т; подводное – 705,7 т; 58,8×6,2×3,9 м; 2 диз./2 ЭД, 1370/800 л.с; 13,5/8,5 уз.; 55 т соляра; 5350 (7)/100 (2) миль. Эк. 37 чел.
2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)
X серия:
надводное – 584 т; подводное – 707,8 т; 58,8×6,2×4 м; 2 диз./2 ЭД, 1600/800 л.с; 14/8,3 уз.; 55 т соляра; 4850 (7,9)/105 (2,6) миль. Эк. 37 чел. 2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)
Х-бис серия:
надводное – 590 т; подводное – 705 т; 58,8×6,2×4 м; 2 диз./2 ЭД, 1600/800 л.с; 13,6/7,9 уз.; 56 т соляра; 5100 (8)/100 (2,5) миль. Эк. 37 чел. 2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)
III серия:
Щ-301 (б. “Щука”, 5.2.1930/1.12.1930/14.10.1933 – погибла 28.8.1941)
Щ-302 (б. “Окунь”, 5.2.1930/6.11.1931/14.10.1933 – погибла в октябре 1942)
Щ-303 (б. “Ёрш”, 5.2.1930/6.11.1931/5.11.1933 – исключена 11.9.1954)
Щ-304 “Комсомолец” (б. “Язь”, 23.2.1930/2.5.1931/15.8.1934 – погибла в конце 1942)
Знаменитые “щуки” – самая массовая серия ПЛ совет. флота периода Великой Отечественной войны. Разрабатывались с 1928 г. как малые, затем средние, позиционные ПЛ для Балтики. Большое влияние на проект оказала поднятая брит. ПЛ L-55, с которой был заимствовал архитектурный тип –
полуторакорпусный с булевыми цистернами – и обводы корпуса. ПЛ III серии отличались наличием только одной 45-мм пушки, на всех последующих их стало две, тем не менее, слабость артиллерийского вооружения в течение всей войны оставалась одним из главных недостатков проекта. Строились шестью сериями, но внутрисерийные различия были незначительными. Предназначенная для ТОФ V серия (первоначально III-бис) строилась с учетом требований к перевозке по железной дороге и последующей сборки; имела иное деление на отсеки, форму рубки и строилась с широким применением сварки. На сериях V-бис (первоначально VII) и V-бис-2 была изменена форма легкого корпуса и рубки.
На X серии ввели новую обтекаемую рубку типа “лимузин”, но оно привело лишь к сильному заливанию мостика, поэтому на серии Х-бис рубку заменили обычной, но носовое орудие опустили на палубу. Также две последние серии получили новые более мощные дизели. Рабочая глубина погружения для всех серий составляла 75 м, предельная – 90 м. Лодки серий V-бис-2 и Х-бис отличались лучшей среди всех советских ПЛ мореходностью.
Первоначально ПЛ имели названия, а на ТОФ до этого – номера, замененные в 1934 г. литерно-цифровыми обозначениями. При этом лодкам ТОФ присвоены номера, начинавшиеся с “1”, ЧФ – с “2”, КБФ – с “3”, СФ – с “4”. При переводе с флот на флот номера, как правило, менялись, но из-за начала войны Щ-405 – Щ-408 остались на Балтике и входили в состав КБФ. Щ-423 летом 1940 г. перешла по Севморпути с СФ на ТОФ, но переименована в Щ-139 только 17.4.1942. Всего было построено 88 ед. данного типа. Две ПЛ потеряно до войны.
Щ-103 (б. “Карп”, б. №13; V серии) 4.11.1935 выброшена штормом на берег в Уссурийском зал. и не восстанавливалась.
Щ-424 (б. Щ-321, б. Щ-312; X серии) погибла 20.10.1939 в результате столкновения с траулером РТ-43 в Кольском зал.
Щ-411 и Щ-412 (X серии), заложенные в 1941 г. на з-де №194, вошли в строй после войны, а Щ-413 и Щ-414 достроены не были.
В конце 1930-х гг. на нескольких “щуках” устанавливались сетепрорезатели “Сом” и “Краб”, но ввиду сомнительной эффективности их демонтировали или закрывали металлическими листами. После 1941 г. они сохранились лишь на Щ-212, Щ-214 и, возможно, Щ-209 и Щ-311. На Щ-204 в начале 1941 г. обе 45-мм пушки заменили на одну 76-мм/51. В 1940-1943 гг. на некоторых ПЛ (в частности, Щ-403) кормовую 45-мм пушку заменяли на 12,7-мм пул., а на Щ-215 вместо нее имелись 25-мм/76 автомат и 12,7-мм пул. На Щ-101, Щ-108, Щ-115, Щ-116, Щ-122, Щ-123, Щ-125, Щ-128, Щ-131 и Щ-133 в 1942-1945 гг. были смонтированы бортовые минные устройства для приема 20 мин.
В годы Великой Отечественной войны было потеряно 32 ПЛ типа “Щ” (из 44, участвовавших в боевых действиях).
Щ-138 погибла 18.7.1942 в Николаевске-на-Амуре от взрыва торпед (возможно, в результате диверсии); при этом Щ-118 также затонула, но впоследствии была поднята и введена в строй.
Щ-130 31.8.1943 в ходе ночных торпедных стрельб протаранена Щ-128 и затонула; 2.9.1943 поднята спасательным судном “Находка”, впоследствии введена в строй.
Щ-139 повреждена 26.4.1945 в результате диверсии в бух. Ракушка, легла на грунт кормой, 7.5.1945 поднята и впоследствии введена в строй.
Щ-203 потоплена 26.8.1943 итал. СМПЛ СВ-4 у Севастополя.
Щ-204 погибла 6.12.1941 на мине у Варны.
Щ-206, предположительно, потоплена 9.7.1941 румынскими MM “Naluca” и ТКА южнее Констанцы.
Щ-208 пропала без вести после 23.8.1942; предположительно, погибла на мине у устья Дуная.
Щ-210 после 12.3.1942 погибла на мине у м. Шаблер.
Щ-211 погибла после 14.11.1941 у Варны на мине или в результате атаки сил ПЛО.
Щ-212 погибла после 11.12.1942 на мине у о. Змеиный.
Щ-213 пропала без вести после 28.9.1942; возможно, погибла на минах в устье Дуная или потоплена 14.10.1942 герм. охотником “Xanten”.
Щ-214 потоплена 19.6.1942 итал. ТКА MAS-571 у м. Ай-Тодор.
Щ-216 потоплена 17.2.1944 герм. охотниками Uj-106 и Uj-103 зап. м. Тарханкут.
Щ-301 погибла 28.8.1941 на мине во время Таллинского перехода.
Щ-302 погибла, предположительно, 11-12.10.1942 на минах в Финском заливе или потоплена 14.10.1942 фин. самолетом СБ у Порккала-Удд.
Щ-304 пропала без вести после 29.10.1942.
Щ-305 потоплена 5.11.1942 фин. ПЛ “Vetehinen” в р-не Аландских о-вов.
Щ-306 погибла между 13 и 16.11.1942 в р-не Нарген-Порккала, вероятно, на мине.
Щ-308 погибла между 20 и 23.10.42 в Финском зал., вероятно, на мине.
Щ-311 погибла, предположительно, 12.10.1942 на мине у о. Бол. Тютерс.
Щ-317, предположительно, потоплена 15.7.1942 финскими МЗ “Ruotsinsalmi”, СКА VMV-16 и самолетами в р-не о. Родшер.
Щ-319 пропала без вести в сентябре – начале октября 1941 г.
Щ-320 пропала без вести после 2.10.1942 – предположительно, погибла на мине в Финском зал.
Щ-322 погибла 12.10.1941 на мине у о. Гогланд.
Щ-323 погибла 1.5.1943 на мине в Ленинградском морском канале.
Щ-324 погибла после 5.11.1941, предположительно, на мине в устье Финского зал.
Щ-401 погибла между 23 и 26.4.1942, предположительно, на мине у м. Нордкин.
Щ-402 погибла после 17.9.1944, предположительно, на минах в Конгсфьорде.
Щ-403 пропала без вести после 2.10.1943; предположительно, погибла на минах в р-не Конгс-фьорда.
Щ-405 погибла 13.6.1942 между о-вами Сескар и Лавенсаари, вероятно, на мине.
Щ-406 погибла между 29.5. и 1.6.1943 в Финском заливе на мине или в результате атаки кораблей ПЛО.
Щ-408 потоплена 22.5.1943 у о. Вайндло, фин. МЗ “Ruotsinsalmi” и СКА VMV-6.
Щ-421 тяжело повреждена 8.4.1942 при подрыве на мине у м. Нордкап, 9.4.1942 потоплена торпедой совет. ПЛ К-22.
Щ-422 пропала без вести после 30.6.1943; возможно, потоплена 8.7.1943 герм. летающей лодкой BV-138.
Щ-117 пропала без вести 15-16.12.1952 в Японском море при отработке задач боевой подготовки.