0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Тип «К» серия XIV — дизель-электрические подводные лодки

Подводные лодки типа XIV

Подводные лодки типа XIV

Содержание

Предпосылки к созданию

Практически все основные воюющие страны в хо­де второй мировой войны привлекали свои подводные лодки для транспортных целей. Однако почти всегда это было связано со снабжением или эвакуацией от­дельных блокированных с суши гарнизонов, а также — с высадкой разведовательно-диверсионных групп. В отличие от других стран, Германия использовала подводные лодки для экономических связей с другими государствами, например, Японией, и для увеличения автономности боевых подлодок. Последнее было свя­зано с тем, что, израсходовав торпеды, лодки возвра­щались в базу не исчерпав всю автономность. Кроме этого, уже в 1942 году союзники сосредоточили достаточ­но мощные противолодочные силы на подходах к ба­зам германских подводных лодок, и их выход, а также возвращение стали наиболее опасной частью боевых походов.

На ранних стадиях войны немецкие подводные лодки заправлялись прямо в море, перекачивая горючее из трюмов танкеров. Но когда враг начал охотиться за ними, количество танкеров стало неуклонно сокращаться. Лишь с сентября 1940 года по апрель 1941-го были уничтожены пять таких кораблей, один из которых был водоизмещением 10 тысяч тонн. К Рождеству 1941 года потери стали настолько ощутимыми, что использование таких танкеров было прекращено, и в порядок дня стал вопрос об альтернативной системе заправки подлодок в море.

Ответом стала грузовая подводная лодка, которую на флоте окрестили «дойная корова» (Milchkuh). Водоизмещение таких подлодок класса XIV составляло 1688 тонн, дальность их плавания равнялась 12 300 милям, и, кроме собственных запасов топлива, они несли на борту до семисот двадцати тонн дизельного горючего. В 1941 году были заложены десять таких лодок, и в следующем году первая была спущена на воду. К месту обусловленной встречи с патрулями «дойная корова» доставляла топливо, торпеды, боеприпасы, свежие продукты, питьевую воду и медикаменты, а также забирала с лодки больных или раненых членов команды. Помимо всего прочего на подлодках данного типа были оборудованы собственными пекарнями, что позволяло снабдить моряков свежим хлебом, прямо в открытом море.

Среди действующих подводных лодок подавляющее большинство относилось к классу VII – водоизмещение пятьсот семнадцать тонн, дальность плавания до 7 тысяч миль. Но расстояние от Ориента до Галифакса, например, составляло 2500 миль, до Нью-Йорка – 3 тысячи миль, и едва только подлодке класса VII удавалось добраться до цели, как приходилось разворачиваться в обратный путь. «Дойные коровы» устранили этот недостаток, и, когда возникла настоятельная необходимость операций в прибрежных водах Америки, подлодки класса VII, благодаря «дойным коровам», получили возможность внести свой вклад.

Подробное описание ПЛ-танкеров, их свойств, принципов функционирования

Подводные танкеры XIV серии «Дойные коровы»(нем. Milchkuh)

Дизельное топливо, моторное масло, провиант, питьевая и дистиллированная вода, боеприпасы для палубной артиллерии и зенитных орудий, торпеды, почта, врачи для раненых, запчасти и даже некоторые ключевые узлы для поврежденных боевых ПЛ. Вот неполный список того, что доставляли во время Второй мировой войны транспортные ПЛ-танкеры для боевых ПЛ, стоявших на боевых постах в самых различных уголках Атлантики.

Читать еще:  Новости Ми-10 - транспортный вертолет-кран

ПЛ-танкеры были кораблями специальной постройки, однако строились при использовании механизмов и различного оборудования, созданного для боевых ПЛ.

Для размещения необходимого количества топлива ПЛ-танкеры имели развитое межпалубное пространство. Перевозимые на «Дойных коровах» торпеды размещались в надстроечных пеналах — прочных подъемных контейнерах, а остальные передаваемые на боевые ПЛ сухие грузы — в отсеках прочного корпуса(ПК).

Торпедное вооружение на ПЛ-танкерах отсутствовали, в пользу увеличения грузоподъемности. В целях самообороны были установлены лишь несколько зенитных орудий.

ПЛ-танкеры были оборудованы специальными системами погрузки-разгрузки, транспортировки и передачи на боевые ПЛ топлива, смазочного масла и сухих грузов.

Полное заполнение танкера топливом, необходимом для боевых ПЛ и для нужд самого танкера, требовалось около 17 часов. Заправка танкера могла осуществляться как с береговых инфраструктур, так и с использованием нефтеналивных барж, по средствам 90-мм шланга.

  • Процесс передачи грузов на боевые ПЛ

Для передачи в открытом мере топлива и масла с танкеров на боевые ПЛ, на первых были предусмотрены устройства, каждое из которых состояли из двух шлангов: первый, диаметром 90-мм, для подачи топлива, второй, диаметром 65-мм, для подачи масла, длинной по 100 метров каждый. Оба шланга крепились бандажами к 96-мм манильскому тросу, который соединялся

Другие транспортные немецкие ПЛ

Предшественники серии XIV, транспортные подводные лодки типа «Deutschland»

Опыт создания транспортных подводных лодок, использовавшихся для торговли, доставки грузов и снабжения других подлодок,был для Германии не нов. Еще в первую мировую войну в этих целях использовались транспортные ПЛ типа «Deutschland» предназначавшиеся для скрытой от Франции и Англии перевозки стратегических ресурсов из США, которые первые три года не принимали участия в войне.

ПЛ данного типа были спроектированы с развитым междубортным пространством и обводами наружного корпуса, выбранными из условий обеспечения наилучших ходовых качеств ПЛ в надводном положении. Из восьми отсеков, на которые делилась ПЛ, два были грузовыми, объемом 450 м3. По высоте грузовые отсеки разделялись на верхнее помещение и трюмы. Верхнее помещение делилось на 3 отсека, каждый из которых для проведения погрузо-разгрузочных работ был оснащен люком диаметром около 1 метра и грузовой стрелой.

После вступления в строй в середине 1916 года, ПЛ «Deutschland»совершила два рейса в США до того, как эта страна в апреле 1917 года вступила в Первую мировую войну, как противник Германии.

В первом рейсе с 23.06.1917 г. по 02.08.1916 г. транспортная ПЛ доставила из Киля(Германия) в Балтимор(США) 200 т фармацевтических товаров, красителей и пр., а обратно в Германию было привезено стратегическое сырье — каучук и цветные металлы общей массой 782 тонны.

Второй рейс ПЛ «Deutschland» в США было совершен в октябре-ноябре 1926 г.

После вступления в войну США, необходимость в транспортных ПЛ практически отпала и находившиеся в постройке ПЛ этого типа достраивались как боевые ПЛ.

В феврале 1917 ПЛ «Deutschland» была переоборудована в боевую ПЛ U-155. При этом ее оснастили двумя ТА с 12 торпедами и двумя 150-мм орудиями.

В течении своих боевых 105-суточного походов к берегам Америки, общей протяженностью 10 220 мили, Германские ПЛ U-155 своими торпедами,артиллерией и подрывными зарядами потопили 19 судов противника суммарным водоизмещением 121 000 т.

В Германию ПЛ «Deutschland» вернулась 15.11.1918 года, а 24 ноября сдалась Великобритании.

Читать еще:  Видео Шашка казачья нижних чинов обр. 1881 г.

Дальнейшая судьба ПЛ не ясна. По заявлению американского консула, датированного 27.06.1922 г., ПЛ «Deutschland» была продана с аукциона на слом.

Дизель-электрические подводные лодки типа S

Проектирование подводных лодок типа S было начато в соответствии с программой развития подводных сил британских ВМС, осуществлявшейся в начале 1930-х годов. Первоначально подводные лодки небольшого водоизмещения должны были строиться в весьма ограниченном количестве и предназначались для применения в акваториях Северного и Средиземного морей.

Однако Вторая мировая война кардинально изменила первоначальные планы: в итоге постройка подлодок семейства S в виде нескольких подтипов продолжалась полтора десятилетия, за которые промышленность сдала заказчику 62 субмарины. В годы войны подлодки типа S воевали на Европейском и Дальневосточном театрах военных действий. Последняя субмарина данного типа была списана в середине 1960-х годов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Подводные лодки типа S строились по трем основным модификациям (сериям). Третья модификация имела две подгруппы. В целом общими были конструктивное решение и расположение различных систем, оборудования и вооружения. Прочный корпус субмарины делился поперечными переборками на шесть отсеков (в трех из них находились спасательные аппараты Дэвиса), а в верхней его части имелась достаточно развитая надстройка с рубкой, перед которой располагалось артиллерийское орудие. Кроме того, все модификации были двухвальными и имели в целом схожую конструкцию главной энергетической установки (ГЭУ).

По ходу своей постройки и службы подлодки типа S постоянно подвергались различным усовершенствованиям. Так, на последних субмаринах применили не клепанный, а сварной прочный корпус, плюс к тому выросла емкость топливных цистерн. Начиная с 1940 года подлодки были приспособлены к постановке мин через носовые торпедные аппараты (12 мин взамен торпед).

МОДИФИКАЦИИ

В первую группу входили всего четыре субмарины, которые строились в период 1930-1933 годов. Они отличались от последующих вариантов меньшими водоизмещением, главными размерениями и экипажем. Фактически речь шла о подводных лодках, призванных действовать в ближней морской зоне. Следующая модификация подводных лодок типа S была представлена в два раза большим количеством кораблей. Они существенно отличались от предшествующего варианта рядом конструктивных особенностей. Например, отсутствовала кормовая цистерна плавучести, переборки были усилены, имелись два аварийных люка. Эти подлодки имели несколько большее водоизмещение и более низкий силуэт в надводном положении. Состав вооружения и емкость топливных цистерн были такими же, как у подлодок 1 -й серии. Постройка велась в период 1934-1937 годов на трех верфях.

В годы Второй мировой войны данные подлодки действовали преимущественно в водах, прилегающих к Британским островам, а одна субмарина, «Санфиш», была направлена на советско-германский фронт и до своей гибели воевала на Балтике. Всего войну пережили только две подлодки данной модификации: Силайон и Сивулф.

Самой многочисленной была третья модификация подлодок типа S. которая насчитывала 50 кораблей (постройка еще четырех субмарин была прекращена в связи с окончанием войны). Данные субмарины были самыми крупными и обладали более мощными дизелями, обеспечивавшими им более высокую скорость надводного хода (скорость подводного хода была несколько меньше), а больший запас топлива (58 т, на последних подлодках до 93 т) обеспечивал большую дальность плавания. Строительство подводных лодок данной модификации продолжалось в период 1941-1946 годов одновременно на четырех судоверфях.

Подводные лодки типа «К» (серия XIV)

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Крейсерские подводные лодки типа “К” (XIV серия) – 11 единиц

К-1 (27.12.1936/29.4.1938/16.12.1939 – погибла в сентябре 1943)
К-2 (27.12.1936/29.4.1938/16.12.1939 – погибла в сентябре 1942)
К-3 (27.12.1936/ 31.7.1938/27.11.1940 – погибла в марте 1943)
К-21 (10.12.1937/16.8.1939/ 31.11.1940 – музей с 24.7.1983)
К-22 (5.1.1938/3.11.1938/15.7.1940 – погибла 7.2.1942)
К-23 (5.2.1938/28.4.1939/29.9.1940 – погибла 12.5.1942)
К-51 (26.2.1938/30.7.1939/17.11.1943 – исключена 13.3.1975)
К-52 (26.2.1938/ 5.7.1939/11.10.1942 – исключена 20.3.1978)
К-53 (30.5.1938/2.9.1939/ 31.7.1943 – исключена 11.2.1960)
К-55 (28.2.1937/7.2.1939/25.2.1944 – исключена 31.3.1979)
К-56 (17.10.1937/29.12.1939/29.11.1942 – потоплена 24.9.1957)

Читать еще:  ВСС "Винторез" - снайперская винтовка

Надводное – 1487 т; подводное – 2100 т; 97,65×7,4×4,04 м; 2+1 ДИЗ./2 ЭД, 8400+800/2400 л.с; 22/10,5 уз.; 263 т соляра; 15000 (9)/160 (2,9) миль. Эк. 66 чел. 2×1 – 100-мм/51, 2×1 – 45-мм/46, 10 – 533-мм ТА (6 НТА, 4 КТА, 24 торпед), 20 мин

Работы над новой крейсерской ПЛ начаты в 1934 г. К прежним задачам было добавлено требование осуществлять действия на коммуникациях в отдаленных районах и наличие минного оружия. Созданная в итоге XIV серия имела двухкорпусную конструкцию (легкий корпус выполнялся полностью сварным) и отличалась мощным вооружением. Мины принимались в минно-балластную цистерну и выставлялись “под себя”. Помимо двух главных дизелей имелся еще один, обеспечивающий движение экономическим ходом и зарядку аккумуляторов. На испытаниях удалось достичь заданных параметров скорости, но опыт войны показал, что дальность плавания значительно меньше расчетной. Глубина погружения: рабочая – 80 м, предельная – 100 м. Из недостатков отмечалась слабость легкого корпуса и неудачная форма носовой оконечности, из-за чего лодка сильно зарывалась в волну. С началом боевых действий дало себя знать отсутствие системы беспузырной стрельбы (считалось, что такая крупная ПЛ после выстрела будет держаться на глубине), что вынуждало командиров стрелять с предельных дистанций. Строительство серии начато в конце 1936 г. До начала войны успели сдать только К-1 – К-3 и К-21 – К-23, вошедшие в состав СФ. К-51 – К-53 и К-56 вошли в строй в 1942-1943 тт. и успели принять участие в боевых действиях в составе КБФ. К-55 вошла в строй 25.12.1944, но в боях не участвовала, а К-54 (з-д №189, спущена 8.3.1939) не достроена и разобрана в 1949 г. Во время боевых действий потеряно 5 ПЛ данного типа (все – на Севере).

К-1 пропала без вести между 5 и 28.9.1943; предположительно, погибла на минах, выставленных герм. KPT “Admiral Hipper” у м. Желания (Новая Земля).
К-2 пропала без вести между 26.8 и 7.9.1942; предположительно, погибла на мине.
К-3 пропала без вести между 14 и 23.3.1943 в р-не Порсангер-фьорда.
К-22 погибла 7.2.1943 у м. Харбакен, вероятно, на мине.
К-23 потоплена 12.5.1942 герм. охотниками Uj-1101, Uj-1109, Uj-1110 и авиацией у м. Нордкин.

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector