0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы СУ-85 — 85-мм самоходная артиллерийская установка

Советские САУ времен войны (часть 4) – Су-85

Опыт применения самоходок СУ-122 показал, что для выполнения задач поддержки и сопровождения огнем танков и пехоты они обладают слишком малой скорострельностью. Войска нуждались в САУ, которая имела бы куда большую скорострельность. Такой установкой стала СУ-85, вооруженная 85-мм пушкой Д5-С85. САУ была принята на вооружение Красной Армии в 1943 году и выпускалась до 1944 года, до того момента, как на конвейере ее не сменила более мощная установка СУ-100. По своей компоновке СУ-85 повторяла СУ-122, но обладала большей эффективностью при борьбе с бронетехникой противника. По сути, это был первый советский истребитель танков.

До весны 1943 года у советских танков Т-34 и КВ, не было серьезных противников среди бронетехники вермахта. Наши танки превосходили противника по броневой защите и обладали достаточной бронепробиваемостью, однако с появлением новых немецких танков «Тигр» и «Пантер» все преимущества советских танков были потеряны. Хотя немецкой бронетехники были присущи существенные недостатки: низкая подвижность, большая масса и как следствие низкая проходимость, сложность в производстве, их появление на поле боя стало серьезной проблемой для советских войск.

Учитывая сложившиеся обстоятельства ГКО СССР уже 15 апреля 1943 года наметил ряд мероприятий по увеличению огневой мощи и броневой защиты вновь создаваемых образцов бронетехники. Тогда же в апреле 1943 года артиллерийский комитета ГАУ РККА направил на «Уралмаш» тактико-тактические требования по созданию новой САУ, вооруженной 85-мм пушкой. В кратчайшие сроки на заводе создали новую САУ СУ-85, базирующуюся на базе машины СУ-122. Новая самоходка встала на конвейер уже в августе 1943 года и производилась по июнь 1944 года. Всего за это время было собрано 2329 самоходок СУ-85. После окончания производства она была заменена на новую САУ СУ-100, но из-за задержки с выпуском 100-мм бронебойных снарядов и прекращением выпуска бронекорпусов для СУ-85 до декабря 1944 года на Уралмаше выпускали переходный вариант СУ-85М. Фактически это была СУ-100, только с установленной пушкой Д5-С85. От СУ-85 такая модель отличалась большим бронированием лба корпуса и увеличенным боезапаса. Всего на заводе было собрано 315 таких САУ.

САУ СУ-85 обладала следующими особенностями:

1. САУ была создана на базе агрегатов и узлов танка Т-34 и имела с ним высокую совместимость.

2. Ходовой части машины, двигатель, агрегаты и узлы трансмиссии были полностью заимствованы у среднего танка Т-34. Так как боевая масса самоходки не превышала боевой массы среднего танка Т-34, надежность работы данных узлов сомнений не вызывала.

3. В бронерубке САУ было смонтировано новое 85-мм орудие, которое использовало выстрелы от 85-мм зенитной пушки. Орудие было установлено в корпусе САУ с использованием рамочной конструкции, которая крепилась к верхнему лобовому листу. Условия работы орудия не стесняли рабочих мест экипажа.

4. Бронепробиваемость бронебойного снаряда 85-мм пушки Д-5С-85 была на 75% выше бронепробиваемости аналогичного снаряда 76-мм орудия, устанавливаемого на танки Т-34 и на 45% выше, чем у бронебойного снаряда 122-мм орудия САУ СУ-122. Все это позволяло увеличить дальность эффективного огня по бронетехнике противника в 1,5 раза. Обладая лучшими показателями подвижности, чем тяжелые танки и штурмовые орудия противника, СУ-85 даже при меньшем уровне бронезащиты могла успешно им противостоять.

5. 73% деталей САУ были заимствованы у среднего танка Т-34, 7% у САУ СУ-122 и лишь 20% деталей были изготовлены заново.

САУ СУ-85 представляла собой безбашенную полностью бронированную машину, с более мощным вооружением, чем у среднего танка Т-34-76, на базе которого она и была спроектирована. При этом носовая часть корпуса была улучшена, а высота САУ относительно танка уменьшена. Боевая рубка располагалась впереди корпуса и была выполнена в виде рубки опытной САУ СУ-122М. СУ-85 имела противоснарядное бронирование, толщина лобовой брони достигала 45 мм, угол наклона составлял 50 градусов. Толщина брони маски орудия составляла 60 мм. В состав экипажа САУ входило 4 человека. При этом отделение управления и боевое отделение были совмещены. Механик-водитель и наводчик располагались слева от орудия, сзади находился заряжающий, командир машины располагался справа от орудия. Справа на крыше рубки находилась командирская башенка с панорамным обзором без входного люка. Командирская башенка использовалась командиром САУ для наблюдения за местностью и корректирования огня.

Для наблюдения за полем боя в крыше рубки с обоих бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, которые защищались специальными бронеколпаками. Посадка/высадка экипажа в самоходку осуществлялась через люк механика-водителя и двустворчатый люк, расположенный в задней части крыши и кормовом листе корпуса рубки. Крышка люка механика-водителя и установленные в ней смотровые приборы были идентичный крышке люка тридцатьчетверки.

В качестве основного оружия САУ выступала 85-мм нарезная пушка Д-5С-85, или Д-5С-85А установленная в лобовом листе бронерубки. Длина ствола орудия составляла 48,8 калибра. Масса орудия без бронирования составляла 1230 кг. (Д-5С-85А – 1370 кг). Предельная длина отката равнялась 320 мм. Пушка оснащалась клиновым затвором с полуавтоматикой копонирного типа. Противооткатные устройства, состоящие из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, находились над стволом орудия – слева тормоз отката, справа – накатник. Скорострельность орудия составляла 6-8 выстрелов в минуту. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25 градусов, углы горизонтальной наводки 20 градусов (по 10 в каждую сторону).

Боекомплект орудия состоял из 48 снарядов. 17 выстрелов были расположены в боеукладке в нише левого борта (помимо этого сюда можно было дополнительно уложить два бронебойных снаряда). 10 выстрелов размещались в вертикальном стеллаже у моторной перегородки, 1 выстрел в вертикальном стеллаже у левого борта. 14 выстрелов находились в ящике под орудием (помимо этого в гнезда ящика можно было дополнительно уложить еще 4 бронебойных снаряда). Для самообороны экипаж САУ использовал пистолеты-пулеметы ППШ и ручные гранаты Ф-1.

Для ведения огня прямой наводкой применялся телескопический прицел 10Т-15 (на небольшой части машин ТШ-1). Дальность прямого выстрела составляла 3800 метров, наибольшая дальность ведения огня 13 600 метров. Для стрельбы использовались штатные боеприпасы 85-мм зенитного орудия образцы 1939 года. В 1944 году в боекомплект САУ СУ-85 включили новый подкалиберный снаряд БР-365П.

В моторном отделении самоходки на подмоторной раме вдоль продольной оси корпуса находился дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с. На двигателе были размещены: топливный фильтр, топливоподкачивающий насос, топливный насос НК-1, топливопроводы высокого давления, масляный фильтр, водный насос и генератор. Как и на базовом среднем танке, на САУ устанавливались 2 центробежных воздухоочистителя типа «Циклон», размещенных в трансмиссионном отделении. Топливная система танка включала в себя 8 баков общей емкостью 465 литров. Помимо внутренних баков на корпусе САУ можно было разместить еще 3 наружных топливных бака емкостью 90 литров каждый.

Для своего времени САУ СУ-85, вооруженная мощной 85-мм пушкой, была грозной боевой машиной, такой же пушкой в то время вооружался танк КВ-85, выпушенный очень ограниченной серией. Орудие самоходки позволяло ей бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанциях в 600-800 метров.

С увеличением объемов производства количество САУ в войсках возрастало и с октября 1943 года по февраль 1944 года все полки были переведены на новый штат. Согласно новым штатом самоходно-артиллерийский полк состоял из 21 машины – 4 батареи по 5 установок и 1 машина командира полка. Дополнительно полк получал роту автоматчиков и взвод саперов. Помимо отдельных самоходно-артиллерийских полков, новые САУ стояли на вооружении полков, которые входили в состав специально созданных истребительно-противотанковых бригад.

Читать еще:  Схемы Ан-38 - многоцелевой транспортный самолет

С недостатками и ошибками в боевом использовании самоходок велась нешуточная борьба во всех инстанциях. В приказах командующих фронтами танковым и общевойсковым командирам давались указания, что ни в коем случае нельзя допускать использование САУ в роли танков. Помимо этого запрещалось применять самоходно-артиллерийские полки, которые выходили в состав истребительно-противотанковых бригад, для сопровождения танков и пехоты в отрыве от остальных подразделений бригады. Данные полки чаще других должны были служить артиллерийско-противотанковым резервом.

Новая САУ СУ-85 в войсках была встречена хорошо и применялась достаточно эффективно. Хотя мощности фугасного 85-мм снаряда иногда было явно недостаточно для уничтожения полевых укреплений противника, с танками немцев САУ боролась достаточно уверено. При этом наряду с положительными отзывами шли из частей и предложения по внесению в конструкцию САУ улучшений. К примеру, командир 7-го мехкорпуса генерал-майор Катков, оценивая машину, отмечал: «Самоходка СУ-85 в настоящее время является достаточно эффективным средством борьбы с тяжелыми танками вермахта. По проходимости и маневренности она не уступает танку Т-34, и с новой 85-мм пушкой показывает себя в боевых действиях достаточно хорошо. Однако, используя огонь и броню своих танков «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд», немцы стараются навязывать бой на больших дистанциях – 1500-2000 метров. В таких условиях мощь 85-мм орудия и лобовая броня САУ СУ-85 недостаточны. Необходимо усилить бронирование и самое главное вооружить самоходку новым орудием с увеличенной бронепробиваемостью, для того чтобы она могла уверенно бороться с «Тиграми» на дистанции в 1500 метров». Пожелания военных об увеличении огневой мощи САУ были учтены, и на свет появилась новая самоходка, вооруженная 100-мм орудием – СУ-100.

Тактико-технические характеристики: СУ-85

Масса: 29,2 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,13 м., ширина 3,0 м., высота 2,33 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 20 до 45 мм.
Вооружение: 85-мм орудие Д-5С-85
Боекомплект: 48 снарядов
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 47 км/час
Запас хода: по шоссе – 400 км.

Использованы источники:

Файлы СУ-85 — 85-мм самоходная артиллерийская установка

САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

В 1943 г. группой конструкторов под руководством П. И. Горлицкого создавалась самоходная артиллерийская установка СУ-85. САУ была вооружена 85-мм пушкой Д-5С и располагалась на базе шасси танка Т-34. Именно такая установка была основным боевым средством, использующимся для уничтожения вражеских танков. На шасси танка находилась полностью бронированная боевая рубка. Толщина лобового бронелиста равнялась 45 мм. Орудие было размещено в рубке на специальном лафете. У пушки был полуавтоматический затвор.

Самоходная установка СУ-85 на улице Львова. 1-й Украинский фронт, 1944 год

СУ-85 имела более высокую скорострельность по сравнению с СУ-122. Предполагалось, что на СУ-85 будет меньшее количество экипажа, и создатели установки отказались от места второго заряжающего. То есть на самоходке должны были находиться 4 человека — для экипажа это было более удобно. Из-за отказа от одного члена экипажа появилось больше места для боезапаса. Вес установки был уменьшен на тонну. Это не могло не повлиять на маневренность. Маневренность и проходимость установки существенно улучшились. СУ-85 была предназначена для стрельбы прямой наводкой. Для этой цели на самоходке находился телескопический прицел ТШ-15. Присутствовал и панорамный прицел, для того чтобы можно было вести огонь с закрытых позиций. Боекомплект включал в себя 48 выстрелов.

Колонна СУ-85 на площади Ленина в освобожденном Минске. На фото слева — 37-мм зенитная пушка 61-К. Крайнее справа здание, с остроконечной «башней», это костёл святых Сымона и Алены.Построен был в 1905—1910 годах. В народе его называют Чырвоны/Красный/ костёл. В советский период там располагался «Беларусьфильм». Слева виден пьедестал, с которого немцами после захвата города была сброшена статуя В.И. Ленина, впоследствии восстановленная.

В конце лета 1943 г. САУ СУ-85 участвовали в боях при форсировании Днепра. Осенью 1943 г. новые самоходные артиллерийские установки приняли участие в боях при освобождении Левобережной Украины. Показатели уничтожения фашистских танков были весьма высокими. САУ СУ-85 практически до конца войны были в составе отдельных самоходно-артиллерийских полков. Но в конце 1944 г., после появления новой САУ СУ-100, СУ-85 отошла на задний план. За период с конца лета 1943 г. по декабрь 1944 г. на Уралмашзаводе было выпущено 2050 САУ СУ-85.

Вооружение

Основным вооружением СУ-85 являлась нарезная 85-мм пушка Д-5, выпускавшаяся в двух модификациях — Д-5С-85 и Д-5-С-85А. Эти варианты различались методом изготовления ствола и конструкцией затвора, а также массой своих качающихся частей — 1230 кг для Д-5С-85 и 1370 кг для Д-5С-85А. Взаимозаменяемыми были только рама, тормоз отката, накатник, откидная часть ограждения, механизмы наводки и спуска. Орудие монтировалось в рамной установке, которая по своей сути являлась реализацией карданного подвешивания. Горизонтальными цапфами пушка соединялась с прямоугольной по форме рамой, которая, в свою очередь, могла поворачиваться вдоль вертикальной оси, проходящую сквозь верхнюю и нижнюю части неподвижной части броневого кожуха орудийной установки, крепившегося болтами к лобовой броневой плите САУ. Пушка Д-5С имела ствол длиной 48,8 калибра, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км, максимально возможная — 13,6 км. Диапазон углов возвышения составлял от −5° до +25°, сектор горизонтального обстрела был ограничен значениями ±10° от продольной оси машины. Поворотный механизм пушки винтового типа, а подъёмный — секторного, обслуживаются наводчиком. Спуск орудия механический ручной.

Боекомплект орудия составлял 48 выстрелов унитарного заряжания. Артиллерийские выстрелы укладывались в стеллажи вдоль левого борта и моторной перегородки, а также в надгусеничную нишу левого борта и ящик под орудием. Скорострельность орудия составляла 6—7 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта могли входить практически все 85-мм снаряды от зенитной пушки обр. 1939 г., но на практике в подавляющем большинстве случаев использовались только осколочные и бронебойные.

Колонна советских САУ на марше в Восточной Пруссии. На переднем плане СУ-85, на заднем — СУ-85М (отличима по деталям маски орудия). Не всем из десанта досталось теплое место над двигателем.

Боеприпасы

По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 85-мм зенитного орудия 52-К — родоначальника пушки Д-5, боекомплект СУ-85 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:

— бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с тупоголовым бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником 53-БР-365 массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил — 164 г) и зарядом 54-Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
— бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с остроголовым бронебойно-трассирующим снарядом 53-БР-365К массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или А-IX-2 — 48 г) и зарядом Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
— бронебойный унитарный выстрел массой 11,42 кг с подкалиберным снарядом катушечного типа 53-БР-365П массой 5,0 кг и сердечником 54-Г-365 массой 2,5—2,85 кг; начальная скорость 1050 м/с;
— осколочный унитарный выстрел массой 14,95 кг со снарядом 53-О-365 общей массой 9,54 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 741 г) и зарядом 54-Г-365 массой 2,6 кг; начальная скорость 785 м/с.

Осколочные снаряды О-365 имели большое число вариантов и при оснащении некоторыми типами взрывателей могли с успехом использоваться в качестве фугасных.

По советским данным, бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях — 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм. При угле встречи относительно нормали 30° при стрельбе в упор снаряд БР-365 пробивал 98 мм, а на 600—1000 м — 88—83 мм брони.

Читать еще:  Файлы 2С25 «Спрут-СД» - 125-мм самоходная противотанковая пушка

Выстрелы и снаряды к 85-мм танковой пушке Д-5С.

1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа).
2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий).
3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (остроголовый с локализаторами трассирующий).
4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (стальная осколочная цельнокорпусная граната с взрывателем КТМ).

Тактико-технические характеристики САУ СУ-85

— Годы разработки: 1943
— Годы производства: 1943—1944
— Годы эксплуатации: c 1943
— Количество выпущенных, шт.: 2050

— Экипаж: 4 человек

Вес СУ-85

— Боевая масса, т: 29,6

Габаритные размеры СУ-85

— Длина корпуса, мм: 6100
— Ширина, мм: 3000
— Высота, мм: 2300
— Клиренс, мм: 400

Бронирование СУ-85

— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 45 / 50°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 45 / 45°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 45
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 45
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 45
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 45
— Днище, мм: 20
— Крыша корпуса, мм: 20
— Маска орудия, мм/град.: 60

Вооружение СУ-85

— Калибр и марка пушки: 85 мм Д-5СВ5
— Длина ствола, калибров: 52
— Боекомплект пушки: 48

Двигатель СУ-85

— Тип двигателя: дизель
— Модель двигателя: В-2-34, 12 цил.
— Мощность двигателя, л. с.: 500
— Мощность двигателя, кВт: 375

Скорость СУ-85

— Скорость по шоссе, км/ч: 55
— Запас хода по шоссе, км: 150

— Преодолеваемый подъём, град.: 35
— Преодолеваемый ров, м: 2,5
— Преодолеваемый брод, м: 1,3

Фото САУ СУ-85

Жители освобожденного Бухареста встречают советских солдат, едущих на САУ СУ-85

Колонна советских самоходных артиллерийских установок СУ-85М с солдатами на броне проезжает по улице Берлина. Немного забавно, что ближайший к фотографу автоматчик направил свой автомат на дом, по-видимому, специально для фотографии, хотя я думаю, этот автоматчик после войны ещё лет пять при движении по городу верхние этажи фиксировал. Вряд ли это показуха — просто ставший рефлексом за месяцы (годы) боевой приём.

Колонна советских самоходно-артиллерийских установок СУ-85М из 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии с пехотой на броне в ожидании марша. На втором плане тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122С. Открыто стоят. Интервал и дистанция маленькие между машинами. Авиацию и артиллерию не боятся. Экипажи на броне значит остановка кратковременная и приказ таков, а то пошли бы ноги разминать.

Советские и сербские военнослужещие в Белграде. Позади них советская САУ СУ-85. На грузовике присутствует эмблема 36-й гвардейской танковой бригады — медведь на задних лапах. Необычно, что она нанесена не на дверь, а на борт кузова. Справа за кустиками похоже ЗИС-2.

Немецкий танк Pz.Kpfw V «Пантера», подбитый САУ СУ-85 под командованием лейтенанта Кравцева. Украина, 1944 год. Фотография сделана из люка механика-водителя. Эффектная фотография. Есть чем гордиться экипажу. Дистанция выстрела была явно большей. А ближе продвинулись чтобы запечатлеть результат «ратного труда». Пантера стоит так, что получается не самый лучший ракурс для стрельбы, поэтому дистанция была скорее всего средней

500 м. Либо вмазали четко борт-корма и потом для фото зашли с более удачного ракурса. Кстати в пользу этой версии говорит провисшая гусеница в районе четвертого опорного катка левого борта. И потемневший снег, перед провисшей гусеницей.

Похожее

You have no rights to post comments

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Самоходки Великой Победы. СУ-85. Часть 2-ая.

Продолжение. Предыдущую часть статьи смотри ЗДЕСЬ.

Первые серийные СУ-85 попали на фронт в сентябре 1943 года. Первоначально самоходные артиллерийские полки (САП), полностью укомплектованные СУ-85, формировались согласно штатного расписания №010/483. На основании этого документа САП состоял из 4 батарей по 4 СУ-85 в каждой. Кроме того, каждому полку полагалась командирская машина, первоначально командиру полка предоставлялась не самоходка, а средний танк Т-34-76.

Одним из первых подразделений, полностью оснащенных СУ-85, стал 1435-ый самоходно-артиллерийский полк (на тот момент командиром являлся подполковник Игнатов П. Ф.), входивший в состав 68-ой армии Западного фронта. 3 октября состоялось боевое крещение 1-ой батареи 1435 САП в время форсирования реки Мерея совместно с пехотными частями. В ходе отражения контратаки противника самоходчики открыли свой личный счёт, подбив «Тигр».

СУ-85 поступили также в 1440-ой самоходно-артиллерийский полк (командир – подполковник И. Д. Шапшинский). Воюя в составе 7-го механизированного корпуса 2-го Украинского фронта, в ходе ноябрьских и декабрьских боёв на территории Правобережной Украины СУ-85 уничтожили и сожгли 15 немецких танков и 3 САУ. Кроме того, на свой счёт 1440-ый САП записал ещё 19 повреждённых и выведенных из строя вражеских танков (из них 6 опознаны как «Тигры»). При этом собственные безвозвратные потери полка составили 6 СУ-85.

20 ноября 1943 года 1454-ый самоходно-артиллерийский полк (3-ья гвардейская танковая армия 1-го Украинского фронта) оборонял город Брусилов (Житомирская область). Две СУ-85 под общей командой 21-летнего лейтенанта Крысова Василия Семёновича находились в засаде, устроенной на опушке леса близ села Морозовка. Неожиданно раним утром на участке шириной около 500 метров, где находились позиции стрелкового батальона, миномётная рота и два 45-миллиметровых орудия, появилась ударная вражеская колонна.

На острие атаки действовали две роты тяжёлых танков «Тигр» и три цепи немецкой пехоты. Не открывая огня и не обнаружив свою самоходку лейтенант Крысов, на максимальной скорости зашёл во фланг немецких атакующих порядков. В течение всего четверти часа СУ-85 благодаря чётким командам Василия Семёновича, слаженности экипажа и меткости наводчика – сержанта Валерия Королёва вывела из строя и сожгла 8 «Тигров»! Противнику пришлось спешно отступить. Поразительно, но геройский экипаж СУ-85 не получил никаких наград, кроме причитавшейся денежной премии – по 500 рублей за каждый подбитый танк.

Спустя три дня – 23 ноября в районе деревни Ястребня экипажи СУ-85, возглавляемые лейтенантом Крысовым и младшим лейтенантом Макаровым, уничтожили ещё четыре немецких танка из состава 1-ой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Причём три сожженных Pz.Kpfw. IV были на счету экипажа Василия Семёновича. Обе СУ-85 были сильно повреждены ответным огнём. 24 декабря доблестный экипаж Крысова записал на свой боевой счёт ещё один фашистский танк.

Великую Отечественную войну Василий Семёнович завершил в поверженном Кёнигсберге. С августа 1942 по апрель 1945 гг. экипажи, которыми командовал старший лейтенант Крысов, уничтожили 19 вражеских танков, в том числе 8 «Тигров» и одну «Пантеру». Отважный ас-самоходчик трижды горел в боевых машинах, получил несколько ранений. Василий Семёнович был награждён двумя орденами Отечественной войны, тремя орденами Красной Звезды, медалями за «Оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги».

29 декабря 1943 года, штурмуя населенный пункт Антополь-Боярку, экипаж СУ-85, возглавляемый лейтенантом В. А. Курочкиным, вступил в неравный бой с двумя «Тиграми» из состава 1-ой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». В ходе поединка, СУ-85, получив незначительные повреждения, своими выстрелами подбила один из «Тигров», а второму пришлось отступить.

Гвардии лейтенант Виктор Александрович Курочкин закончит войну в составе 1-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка, приняв участие в Берлинской операции. Он получит ранение при форсировании Одера, став кавалером двух орденов Отечественной войны, ордена Красной Звезды, а также медалей за «Взятие Берлина» и «Освобождение Праги».

В 1965 году была опубликована повесть В. А. Курочкина «На войне как на войне», в которой имеется описание той самой дуэли СУ-85 с «Тиграми». В 1968 году повесть была экранизирована. Художественный фильм «На войне как на войне» по-праву считается одной из самых лучших, правдивых и пронзительных картин не только о самоходчиках и танкистах, но и ВОВ в целом.

В связи с постоянно возрастающим числом серийно выпускаемых СУ-85, очень скоро потребовались специальные учебные центры и специальные части для подготовки экипажей. К концу 1943 года обучение членов экипажа и освоение ими новой самоходки осуществлялось в Учебном центре самоходной артиллерии, а также на базе 1-го, 5-го, 15-го и 19-го учебных самоходно-артиллерийских полков (УСАП). В дальнейшем в Челябинске на базе 21-го УСАП была сформирована 7-ая учебная самоходно-артиллерийская бригада. Срок обучения составлял 6 месяцев, а на формирование и боевое слаживание маршевых батарей отводилось 10-15 дней.

Для подробного изучения боевой эффективности и эксплуатационных качеств СУ-85 в конце 1943 года на 2-ой Украинский фронт была направлена специальная рабочая бригада представителей Управления Самоходной артиллерии Красной Армии. Рабочая группа наиболее подробно изучала результаты боевого применения СУ-85 из состава 1440-го САП.

Сам командир этого полка – подполковник Шапшинский И. Д. дал СУ-85 следующую характеристику: «Машина отличная. Оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять её. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял безвозвратно 5 самоходов. В дальнейших боевых операциях полк действовал, поддерживая атаки своих танков, следуя за ними на удалении 200-300 метров и отражая контратаки танков противника, и потому безвозвратных потерь не имел. Экипажи действуют, подставляя противнику наиболее трудно уязвимое место – лоб. Самоход пробивает самую толстую броню танка «Тигр» с дистанции 600-800 метров, а борт – с дистанции до 1300 метров». К большому сожалению, Иван Дмитриевич Шапшинский вскоре после завершения работы комиссии – 21 декабря 1943 года был смертельно ранен при бомбежке, скончавшись на следующий день от полученных травм.

Специалисты-инженеры 1440-го САП также дали высокую оценку техническим качествам самоходки. «Машина СУ-85 в целом отвечает требованиям, предъявляемым современным самоходам. Материальная часть за весь период боевых действий и маршей по тяжелым дорогам в условиях осенней распутицы проработала 150-170 мото-часов и действовала безотказно. Аварий и поломок отмечено не было. У механиков-водителей и командиров СУ-85 пользуется большой популярностью; машину полюбили», – такое заключение дал помощник командира полка по инженерной части майор Волгушев.

Разумеется, были у СУ-85 и недостатки. Наиболее существенным из них оказалось недостаточное бронирование (особенно лобовой проекции). Лобовая и бортовая 45-мм броня с трудом выдерживала обстрел со средних дистанций немецкими 50-мм противотанковыми пушками. Орудия танков и САУ калибром 75-мм и 88-мм без труда пробивали «сушку» в любую точку, частенько раскалывая броню самоходки.

Впрочем, эпизодическим опровержением утверждения относительно слабого бронирования «сушки» служит яркий пример, произошедший в июне 1944 года. СУ-85, которой командовал уже упоминавшийся отважный ас – лейтенант Крысов, в бою у Малой Медыни получила 5 артиллерийских и танковых попаданий в рубку самоходки без сквозного пробития брони.

Частой критике подвергались ограниченный возимый боезапас СУ-85, отсутствие курсового и зенитного пулемётов, недостаточно эффективные приборы наблюдения и прицеливания, плохая вентиляция боевого отделения, недостаточно надежная и перегруженная подвеска ходовой части.

Свою оценку трофейным СУ-85 дали после проведения серии всесторонних испытаний на Куммерсдорфском полигоне и немецкие специалисты танкостроения. По итоговому заключению германских экспертов новая советская САУ обладала посредственным бронированием, не представляющим никаких затруднений для немецких танков и артиллерии. Помимо слабой защищенности, среди недостатков значились теснота боевого отделения, грубое качество сварных швов, недостаточно эффективные приборы наблюдения, прицеливания и связи.

Однако пробивная способность длинноствольной пушки Д-5С-85 окончательно убедила немецких танкостроителей, что даже самые надёжно бронированные модификации Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV более не могли чувствовать себя защищенными при встрече с СУ-85 на дистанции ближе 1500 метров. Около полутора десятка исправных СУ-85, захваченных в боях, немецкое командование ограниченно использовало в боях на советско-германском фронте под обозначением Jagd.Pz.85(r).

А вот, какую оценку СУ-85 дал длительное время воевавший на ней лейтенант В. С. Крысов: «Мне долгое время довелось воевать на самоходках СУ-122, а потом СУ-85, и могу сказать, что самоходка была для меня предпочтительнее танка Т-34-85, так как была на 30 см ниже и на тонну легче. Некоторые говорили: зато у танка есть пулеметы. На это отвечу: для борьбы с вражеской пехотой и истребителями танков экипаж самоходки имел 2 пистолета-пулемета (ППШ) и 25 гранат Ф1; кроме того, в нашем экипаже всегда был трофейный пулемет МГ-42 ленточного питания, в каждой металлической коробке которого укладывалась лента на 250 патронов. В общем, самоходка была для меня дороже, чем танк».

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

Полностью все статьи о САУ СУ-85 можно прочесть ЗДЕСЬ:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector