0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы СУ-76 — 76-мм противотанковая самоходная установка

СУ-76 — 76-мм противотанковая самоходная установка

Бронетанковая техника Красной Армии 1939-1945

Автор: Барятинский М.Б.
Издательство: Моделист-конструктор
Год, номер: 2004/2
Страниц: 100
Качество: хорошее
Язык: русский

Справочник, содержащий подробную информацию о танках, самоходно-артиллерийских установках, бронетранспортёрах и бронеавтомобилях Красной Армии, принимавших участие во Второй мировой войне. Справочник содержит большое число схем в масштабе 1:72, чёрно-белых и цветных фотографий.

Бронетехника: МС-1, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-27, Т-28, Т-30, Т-34, Т-34-85, ТО-34-85, Т-35, Т-37А, Т-38, Т-40, Т-44, Т-50, Т-60, Т-70, КВ-1, КВ-2, КВ-14, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, СУ-5-2, ЗИС-30, СУ-12, СУ-57, СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152, ЗСУ-37,ИСУ-122, ИСУ-152, БА-3, БА-6, БА-10, БА-11, БА-64.

Приложение к журналу «Моделист-конструктор».

Размер: 200
Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941-1945

Автор: Гусев А., Егоров А.
Издательство: Экспринт
Год: 2005
Страниц: 50
Качество: хорошее
Язык: русский

Серия «Экспринт: Бронетанковый фонд».

Размер: 200
Su-76

Автор: Okonski G.
Издательство: Kagero
Год: 2007
Страниц: 42
Качество: хорошее
Язык: английский, польский

В представленых видео файлах, изложена точка зрения авторов или исполнителей файла и не имеет никакого прямого отношения к точке зрения ведущего раздела. Данные файлы представлены, как исторические материалы. Мы не несем ответсвенность за поступки посетителей сайта, после прослушивания данных файлов. Данные видео файлы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, файл будет убран, после получения соответсвующей просьбы, от авторов, правохранительных органов или издателей, в письменном виде.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Рассказы об оружии. САУ СУ-76М

Как только не обзывали эту машину, как не критиковали. Тем не менее, выпущенная в количествах, уступающим только Т-34, СУ-76 стала надежным спутником пехоты как в обороне, так и в наступлении.

СУ-76 была создана на базе легкого танка Т-70, в первую очередь, как мобильное средство сопровождения пехоты. Именно так, и никак иначе. Именно нерациональное использование САУ и повлекло за собой большие и неоправданные потери в первое время и критику в адрес самоходки.

Легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76 (СУ-76М).

Эта машина использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты (конницы), а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76М была малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной мощности орудия. С оговорками, правда.

Большую критику вызывала открытая сверху боевая рубка. Кстати, по первоначальному плану боевое отделение было полностью закрыто броней, но в ходе работ по модернизации от бронированной крыши отказались.

Несмотря на то, что противопульное бронирование являлось слабостью САУ, машины этого типа широко использовались в боевых действиях. Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, СУ-76М могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника.

Читать еще:  Фотографии Тесак пехотный солдатский обр. 1756 г.

Достаточно сказать, что подкалиберный снаряд, появившийся в 1943 году, с дистанции 500 метров пробивал броню толщиной 100-мм. Но на такую дистанцию выстрела к «Тиграм» подойти было не просто.

Легкие самоходно-артиллерийские установки в годы Великой Отечественной войны создавались на базе легких танков Т-60 и Т-70 с установкой в броневой рубке 76,2-мм орудия ЗИС-З на заводах:

завод №38 (главный конструктор М.Н. Щукин)
Завод №40 (главный конструктор Л.Ф. Попов)
Горьковский автозавод (зам. главного конструктора Н.А. Астров).

Всего было выпущено 14 280 САУ СУ-76 и СУ-76М.

Командир машины и заряжающий находились у правого борта броневой рубки, наводчик — слева от пушки.

Рабочее место механика-водителя САУ было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. У механика-водителя имелся свой входной люк, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса, в крышке которого устанавливался смотровой перископический зеркальный прибор. Посадка и выход экипажа, а также загрузка боекомплекта производилась через двухстворчатую бронедверь, располагавшуюся в верхнем кормовом листе боевой рубки.

В качестве основного оружия в боевом отделении на станке была установлена 76,2-мм пушка ЗИС-З образца 1942 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механическою (копирного) типа.

Горизонтальные цапфы орудия устанавливались в подшипниках, закрепленных на переднем листе рубки. Две боковые распорки станка пушки были связаны с бортами корпуса машины.

При стрельбе прямой наводкой использовался штатный прицел пушки ЗИС-З, при стрельбе с закрытых огневых позиций — панорамный прицел. Для наблюдения за полем боя в крыше рубки устанавливался перископ-разведчик, который имел шкалы измерения углов для корректирования стрельбы. В походном положении этот прибор укладывался внутри машины.

Кроме того, в листе боевой рубки слева от пушки был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.

Личное вооружение экипажа состояло из пистолетов-пулеметов ППШ или ППС и десятка гранат Ф-1

Силовая установка состояла из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 жидкостного охлаждения, установленных параллельно вдоль бортов корпуса. Общая мощность силовой установки составляла 140 л.с. (103 кВт). Пуск двигателей САУ производился с помощью двух электростартеров или вручную с помощью заводной рукоятки. Включение стартеров отдельное — для каждого двигателя. Емкость топливных баков составляла 320 л, запас хода машины по шоссе достигал 250 км.

Механическая трансмиссия САУ состояла из двух четырехступенчатых КПП. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления были механические. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 45 км/ч.

Для внешней радиосвязи предусматривалась установка радиостанции 9Р, для внутренней — танкового переговорного устройства ТПУ-ЗР. Для связи командира с механиком-водителем использовалась световая сигнализация (сигнальные цветные лампочки).

Как только не называли эту самоходку. «Сукой», «коломбиной» и «голо. м фердинандом», «братской могилой экипажа». СУ-76 принято ругать за слабое бронирование и открытую боевую рубку. Однако объективное сравнение с однотипными западными образцами убеждает, что СУ-76 мало в чем уступала немецким «мардерам», не говоря уж о британских «бишопах».

Тем не менее, наличие этой САУ в первых рядах при наступлении воспринималось чуть с меньшим восторгом, чем работа «Катюш», но все-таки. Легкие и верткие, и ДОТ заткнут, и пулемет на гусеницы намотают. Одним словом, лучше с «коломбинами», чем без них.

Читать еще:  Видео 53-К - 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года

А открытая рубка не позволяла отравиться пороховыми газами экипажу. Напомню, что Су-76 использовалось именно как орудие поддержки пехоты. Пушка ЗиС-5 имела скорострельность 15 выстрелов в минуту, и можно только представить, в каком аду приходилось действовать самоходчикам при ведении огня на подавление.

Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал:

«. Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников. «

При правильном использовании, а это пришло не сразу, СУ-76М хорошо показали себя как в обороне — при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении — при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками.

СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.

Низкое удельное давление на грунт позволяло самоходке нормально передвигаться в болотистой местности, где другие типы танков и САУ неминуемо бы завязли. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск.

СУ-76М могли проходить по наспех сооруженным гатям вместе с пехотой и атаковать врага там, где он меньше всего ожидал ударов советских самоходок.

Неплохо СУ-76М проявила и в городских боях — открытая ее рубка, несмотря на возможность поражения экипажа огнем стрелкового оружия, обеспечивала лучший обзор и позволяла весьма тесно взаимодействовать с бойцами пехотных штурмовых отрядов.

Наконец, СУ-76М могла поражать своим огнем все легкие и средние танки и равноценные ей самоходки вермахта.

С окончанием Второй Мировой войны служба СУ-76М не закончилась. В Советской Армии они эксплуатировались до начала 50-х годов, 130 машин, переданных в период войны Войску Польскому, так же были списаны к середине 50-х, несколько десятков доставшихся КНДР приняли довольно активное участие в Корейской войне, но в большинстве своем ее не пережили.

Каков же итог? А итог прост, как бронебойный снаряд. Созданная вокруг отличной пушки ЗИС-3 на базе неплохого легкого танка Т-70, выпускавшаяся большими сериями, СУ-76 сделала самоходную артиллерию Красной Армии действительно массовой.

СУ-76 стала надежным средством огневой поддержки пехоты и таким же символом Победы, пусть и не столь явным, как «тридцатьчетверки» и «зверобои». Но по массовости СУ-76 уступали только Т-34.

Источники:
Музей военной истории с. Падиково Московской области
Игорь Шмелев. «Самоходная артиллерия»
Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/samohodnie-ustanovki/101-su-76m

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Самоходка СУ-76М: компромисс войны

Самоходная артиллерия имеет ряд преимуществ в сравнении с буксируемой. В частности, она может непрерывно сопровождать войска, постоянно поддерживать их огнем, быстро менять позиции, сближаться с противником и уничтожать его огневые точки.

Читать еще:  Файлы Шпага пехотная гвардейская офицерская середины XVIII в.

Если говорить об обычных орудиях, то зачастую смена позиции в бою проходила за счет сил расчета, который передвигал его с места на место, и, понятное дело, скорость была не высока. Это приводило к тому, что повышался риск попасть под ответный огонь, артиллерия могла отставать от пехоты.

Особенно остро необходимость создания самоходной артиллерийской установки встала, когда Красная армия смогла переломить ход войны. Стало понятно, что в скором времени начнется полномасштабное наступление на гитлеровские войска.

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове летом 1942 года на базе легких танков Т-60, Т-70, большую роль в создании самоходки сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по ее созданию.

Интересные факты

Первые СУ-76 имели неудачную силовую установку из спаренных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. На испытаниях проблем выявлено не было, их обнаружили при первом боевом применении на Волховском фронте. Синхронизировать работу двух двигателей и коробок передач было крайне сложно, а кроме того, возникали дополнительные крутильные моменты, в сложных дорожных условиях появились серьезные проблемы с трансмиссией.

Изначально полностью закрытое боевое отделение оказалось неудобным для работы экипажа. Все это привело к тому, что после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку.

Модернизированная САУ получила индекс СУ-76М. Двигатели установили один за другим по правому боту, что позволило избежать крутильных моментов. При этом ось ствола орудия была смещена на 200 мм влево, как и рабочее место механика-водителя. Кроме того, рабочее отделение сделали открытым. Это решение до сих пор вызывает споры.

Боевое применение

С одной стороны, открытое отделение позволило снизить массу, облегчить работу расчета, улучшить обзор, в нем не скапливались пороховые газы, люди могли быстро покинуть горящую машину. С другой — любая осколочная граната, попав в него, почти гарантированно уничтожала экипаж. Особенно остро проблема защиты возникала в городских боях.

Впервые самоходки массово применили на Курской дуге летом 1943 года. Поначалу установки ошибочно пытались использовать вместо танков, пуская их в прорыв перед пехотой что привело к огромным потерям: СУ-76 имела только противопульное бронирование. Позже, признав ошибки, командование скорректировало тактику: самоходки шли за танками и пехотой, поддерживая их интенсивным огнем.

Однако слабое бронирование можно назвать компромиссом: только так можно было снизить массу конструкции. Это привело к том, что СУ-76М могла благодаря низкой нагрузке на грунт успешно передвигаться по болотистой местности, там, где более тяжелые машины вязли. Из-за небольших размеров самоходка могла маневрировать на узких улицах и среди обломков зданий, уничтожая огневые точки там, где не могли пройти танки.

Все это сделало данную машину крайне востребованной на фронте. В 1944 году выпуск СУ-76М составлял около 25% от всего производства боевых гусеничных машин СССР. До конца войны РККА получила около 12 тысяч самоходок.

Характеристики

Боевая масса — 10,5 тонн; экипаж — четыре человека; оружие — пушка ЗИС-3 калибра 76 мм; пулемет 7,62 мм; мощность двигателя — 140 л. с.; скорость — до 41 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector