0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Су-24 — фронтовой бомбардировщик

История создания фронтового бомбардировщика Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24, работы над созданием которого стартовали еще в 1960-е годы, до сих пор остается одним из символов отечественной авиации. Самолет, принятый на вооружение в феврале 1975 года, неоднократно модернизировался и по-прежнему состоит на вооружении ВВС Российской Федерации. Данный бомбардировщик был выпущен серией около 1400 экземпляров и активно поставлялся не только на вооружение ВВС Советской Армии, но и на экспорт. Самолет принял участие в большом количестве локальных войн и конфликтов, а совсем недавно именно на бомбардировщики Су-24М выпал огромный объем боевой работы в рамках военной операции ВКС России в Сирии.

История создания фронтового бомбардировщика Су-24

В ПАО «Компания «Сухой» сегодня справедливо считают, что история фронтового бомбардировщика Су-24 начинается еще в 1961 году, когда после принятия на вооружение ВВС страны истребителя-бомбардировщика Су-7Б, по настоянию военных ОКБ Сухого было дано задание по разработке новой модификации боевого самолета, который в полном объеме отвечал бы задачам всепогодного применения в любое время дня и ночи и был бы в состоянии бороться с малоразмерными и подвижными целями. Пункт о создании новой модификации самолета содержался непосредственно в постановлении о принятии на вооружение самолета Су-7Б. Всем было очевидно, что Су-7Б – временное решение, этот самолет был на скорую руку перепрофилирован из фронтового истребителя в ударную машину.

Определенные сложности для разработки новых авиационных комплексов в то время представляли «хрущевские гонения на авиацию», которые объяснялись ракетной эйфорией и затронули многие виды традиционных вооружений и военной техники. А также противоречивые требования со стороны военных, которые, в том числе, ориентировались на поступающую по линии разведывательных ведомств информации из-за рубежа. В частности, о работах в области создания новых самолетов укороченного взлета и посадки, а также самолетов вертикального взлета.

Несмотря на все трудности, в ОКБ Сухого приступили к работам по созданию новой боевой машины уже в 1961-62 годах, первоначально она имела шифр С-28, в ходе работ стало понятно, что решить поставленные военными задачи в рамках создания новой модификации самолета Су-7Б не получится. Новый ударный самолет требовал размещения нового оборудования, тех же прицельных комплексов, места для которых на борту Су-7 просто не было, разместить все требуемое не позволяла его компоновка. Параллельно в ОКБ велись работы по созданию самолета с тем же функционалом, но большей размерности, шифр работ – С-32.

В 1962 году работы по проектированию нового боевого самолета возглавил известный авиационный конструктор Олег Сергеевич Самойлович (1926-1999). Он пришел в ОКБ Сухого после успешного завершения учебы в Московском авиационном институте в 1957 году и уже в 1961 году был ведущим конструктором в КБ, а с 1981 года занимал высокую должность заместителя генерального конструктора предприятия. Олег Самойлович принимал участие в разработке наиболее известных самолетов конструкторского бюро второй половины XX века, в том числе Т-4 «Сотка», Су-24, Су-25, Су-27.

Олег Самойлович начал работу в рамках другой темы, которая получила шифр С-6, к принятому ранее на вооружение самолету Су-7Б новый проект ОКБ Сухого не имел уже никакого отношения. За основу брался двухдвигательный самолет, построенный по нормальной аэродинамической схеме, обладающий трапециевидным крылом умеренной стреловидности. Первоначально речь шла об одноместном варианте, но в дальнейшем конструкторы решили делать самолет двухместным, разделив функции летчика и штурмана-оператора. В кабине они должны были располагаться тандемно, один за другим.

В 1963 году новый самолет вышел на этап эскизного проектирования и постройки макета. Работы по созданию фронтового бомбардировщика тормозила политическая ситуация, когда приоритет отдавался ракетной технике, а в создании новых самолетов упор делался на модернизацию существующих образцов, об этом в частности в рамках лекции о самолете Су-24 и его истории в музее техники Вадима Задорожного рассказывали представители КБ Сухого. Также работы замедляло отсутствие прогресса в создании прицельно-навигационного комплекса (ПНС) «Пума» для нового самолета (к слову данная тенденция сохранялась на протяжении многих лет, первый нормальный опытный образец «Пумы» был готов только ближе к концу 1969 года). За разработку комплекса отвечал конструктор Евгений Александрович Зазорин. Основная проблема на этапе разработки заключалась в том, что подобная система в Советском Союзе создавалась впервые. Комплексная система должна была обеспечить автоматизацию всех режимов полета, разгрузив при этом экипаж бомбардировщика, естественно, большое значение уделялось процессу и возможностям обнаружения и поражения целей. Всю первую половину 60-х годов прошлого века формировался состав ПНС, утверждалось техническое задание, разрабатывались макетные образцы для испытаний. При этом в итоге сам проект самолета С-6 закончился ничем.

Уже в 1964 году работы получили новый шифр Т-58М, что было связано с корректировкой технического задания на новый самолет, который военные начали рассматривать как низковысотный штурмовик, который должен был отвечать требованиям о возможности укороченного взлета и посадки. Еще одним требованием со стороны военных было обеспечение низковыстного полета на сверхзвуковой скорости, это было необходимо для преодоления зоны ПВО вероятного противника. На самолете в этом варианте предлагалось установить в средней части фюзеляжа сразу четыре подъемных двигателя РД-36-35 (режим укороченного взлета и посадки). А полный состав силовой установки предполагал также наличие двух маршевых ТРДФ Р-27Ф-300. Полетный вес нового самолета оценивался в 22-23 тонны.

С весны 1965 года в КБ Сухого развернулись полномасштабные работы по проектированию самолета Т-58М, который на тот момент проходил как низковысотный штурмовик, способный также мог выполнять роль истребителя. Любопытно, что в том же 1965 году было принято решение об изменении компоновки будущего самолета, при котором летчики размещались в кабине рядом плечом к плечу, а не тандемно друг за другом. Позднее именно такое размещение экипажа будет реализовано на серийном фронтовом бомбардировщике Су-24, а затем и на современном истребителе-бомбардировщике Су-34, который пришел ему на замену. При этом на Т-58М к подобной компоновке перешли из-за того, что увеличились поперечные размеры антенны прицельной станции «Орион», находившейся в носовой части проектируемого самолета.

Официально правительственное задание на создание нового боевого самолета было выдано лишь 24 августа 1965 года. Проект в очередной раз видоизменился, и тема получила новый шифр Т-6. Эскизный проект самолета был готов к марту 1966 года, тогда же состоялась его защита. При этом при постройке Т-6 использовались новые технологии сборки и производства. Так в конструкции экспериментального бомбардировщика использовались длинномерные детали из легких алюминиевых сплавов вафельной конструкции (с продольными и поперечными ребрами жесткости). Рабочее проектирование экспериментального бомбардировщика Т-6 было закончено к концу 1966 года, параллельно с этим КБ Сухого занималось строительством двух экземпляров будущей машины, один предназначался для проведения летных испытаний, а второй собирались отправить на прочностные испытания. Первая машина была готова уже в мае 1967 года, 29 июня того же года самолет был доставлен на аэродром Летно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ). 30 июня 1967 года известный летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин (сын прославленного советского авиаконструктора), являющийся на тот момент времени шеф-пилотом ОКБ Сухого, выполнил первую пробежку на новом самолете по взлетно-посадочной полосе ЛИИ.

Читать еще:  Статьи Шпага пехотная офицерская обр. 1786 г.

2 июля 1967 года экспериментальная машина впервые отрывается от земли, в первом полете самолет пилотировал также Ильюшин. Заметная спешка с поднятием нового самолета в небо объяснялась тем, что бомбардировщик планировали заявить для участия в масштабном воздушном параде. Он проводился в Домодедово и традиционно собирал, в том числе, многочисленные образцы и новинки советских конструкторских бюро, авиационный парад должен был пройти уже 9 июля. Однако 4 июля во время выполнения второго испытательного полета произошло чрезвычайное происшествие, у самолета Т6-1 оторвало левую откидную стойку фонаря кабины. При этом полет завершился благополучно, в срочном порядке были проведены работы по доработке фонаря кабины, но от участия в параде было решено отказаться. В результате западные военные-наблюдатели, которые присутствовали на воздушных парадах, новый советский самолет в 1967 году так и не увидели.

Первоначально все испытания нового самолета проходили без размещения на нем подъемных двигателей, они появились на Т6 только в октябре 1967 года, одновременно с этим маршевые двигатели Р-27 были заменены на новые, штатные для самолета ТРД АЛ-21Ф, которые были разработаны в ОКБ А. М. Люльки. В варианте самолета с укороченным взлетом и посадкой бомбардировщик проходил испытания с ноября 1967 года по январь 1968 года. Испытания подтвердили ожидания конструкторов о том, что данная схема себя не оправдывает. Достижение повышения взлетно-посадочных характеристик не могло компенсировать значительного уменьшения дальности полета бомбардировщика (уменьшение объема топлива на борту, невозможность использования подфюзеляжного пространства для подвески вооружения и оборудования). Подобная схема признавалась тупиковой.

В середине 1967 года было принято решение, которое приблизило экспериментальный Т-6 к будущему серийному фронтовому бомбардировщику Су-24, это было решение о разработке варианта бомбардировщика Т-6И с новым крылом изменяемой стреловидности. Официально работы по этому направлению были заданы постановлением правительства Советского Союза 7 августа 1968 года. В новом варианте самолет проектировался в 1968-1969 годах, а строительство двух опытных экземпляров машины было закончено осенью 1969 года. Первый летный экземпляр нового самолета, имеющий индекс Т6-2И, впервые поднялся в небо 17 января 1970 года, на борту самолета уже была установлена наконец-то доведенная до приемлемого состояния ПНС «Пума». Машину в небо вновь поднимал Владимир Ильюшин.

Государственные испытания нового самолета продолжались на протяжении четырех лет с января 1970 по июль 1974 года. Длительность испытаний, к которым привлекалась и десятка серийных самолетов, собранных на Новосибирском авиационном заводе, объяснялась сложностью проекта. Для советских ВВС и авиационной промышленности – это был прорывной самолет. Фронтовой бомбардировщик Т-6И стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, который можно было использовать в любое время дня и ночи и во всех погодных условиях. Обеспечивалось это именно за счет наличия на борту бомбардировщика прорывной для советской промышленности прицельно-навигационной системы «Пума». В состав ПНС «Пума» был включен специальный радиолокатор «Рельеф», который отвечал за автоматизацию полета на сверхмалых и малых высотах с реализованной возможностью огибания рельефа местности, и двухпозиционная прицельная РЛС, получившая обозначение «Орион-А». В состав «Пумы» входили также бортовая цифровая вычислительная машина «Орбита-10-58», а состав вооружения первых серийных фронтовых бомбардировщиков Су-24 был представлен управляемыми ракетами следующих классов: «воздух-воздух» Р-55 и «воздух-поверхность» Х-23 и Х-28.

К отличительным особенностям самолета, как уже отмечалось выше, относили широкое применение длинномерных фрезерованных панелей (в конструктивно-технологическом плане это было очень важно), а также новое крыло изменяемой стреловидности, применение которого на самолете Т-6И обеспечивало машине достаточно высокий уровень летно-технических характеристик при разных режимах полета самолета, а также необходимые по техническому заданию взлетно-посадочные характеристики. Также важно отметить, что впервые в отечественном авиастроении для подобных тактических самолетов была реализована схема с расположением летчиков рядом друг с другом (плечо к плечу). Помимо этого на самолете появились унифицированные катапультные кресла К-36Д, которые позволяли экипажу бомбардировщика спастись даже во взлетно-посадочных режимах полета (весь диапазон скоростей и высот).

На основании постановления правительства 4 февраля 1975 года бомбардировщик Т-6 принимается на вооружение, получая знакомое нам всем обозначение Су-24. Серийное производство новой ударной машины началось еще в 1971 году, в производстве фронтового бомбардировщика принимали участие два наших известных авиационных завода – в Комсомольске-на-Амуре (завод имени Гагарина) и Новосибирске (завод имени Чкалова). В Новосибирске осуществлялся процесс сборки средней и головной частей фюзеляжа, а также центроплана, здесь же проводился процесс окончательной сборки бомбардировщика. На заводе в Комсомольске-на-Амуре рабочие занимались изготовлением консолей крыла, оперения и хвостовой часть фюзеляжа бомбардировщика.

Прямыми аналогами и конкурентами советского фронтового бомбардировщика Су-24 были тактический двухместный бомбардировщик General Dynamics F-111 американского производства, на котором впервые было установлено крыло изменяемой стреловидности, и истребитель-бомбардировщик Panavia Tornado, над созданием которого работало сразу несколько европейских стран. Tornado также получил крыло изменяемой стреловидности. Тактический бомбардировщик F-111 впервые поднялся в небо 21 декабря 1964 года, а в июле 1967 года самолет был принят на вооружение, в настоящее время эксплуатация данных бомбардировщиков полностью прекращена. Европейский истребитель-бомбардировщик Tornado, в разработке которого участвовали авиационные компании из ФРГ, Великобритании и Италии, совершил первый полет 14 августа 1974 года и был принят на вооружение только через 6 лет в 1980 году. В настоящее время истребители-бомбардировщики Tornado последних модификаций, как и модели Су-24М/МР и Су-24М2, по-прежнему остаются на вооружении.

ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК

ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК

Су-24 (код НАТО – «Fencer») предназначен для поражения наземных целей, в том числе малоразмерных, в режиме ручного и автоматического управления, действуя на малых высотах, в дневное и ночное время суток, независимо от метеоусловий. Основными объектами поражения для Су-24 являются радиолокаци- онно-контрастные цели: боевая техника, средства ПВО, дороги, мосты, самолеты на стоянках, артиллерийские позиции, площадные цели, а также транспортные, связные и вспомогательные самолеты и вертолеты противника.

К работам по созданию ударного самолета, способного действовать на малых высотах, ОКБ им. П.О. Сухого приступило в начале 60-х годов. В мае 1970 г. совершил первый полет прототип Су-24, оснащенный крылом с изменяемой геометрией, а в 1972 г. началось серийное производство этой машины, официально принятой на вооружение в 1974 г.

Су-24 – исходный серийный бомбардировщик. В состав радиоэлектронного оборудования Су-24 входит прицельно-навигационная система «Пума» (включает РЛС, ТВ- и ИК-аппаратуру, бортовое вычислительное устройство, систему радиосвязи и радионавигации), аппаратура опознавания государственной принадлежности, электронного противодействия и разведки, система контроля и регистрации параметров полета.

Читать еще:  Новости Палаш драгунский солдатский второй половины 1750-х

Прицельно-навигационная система совместно с радионавигационным оборудованием в любое время суток и в любых метеоусловиях обеспечивает выполнение следующих задач: выход в заданный район; предупреждение столкновения с наземными препятствиями; обнаружение наземных, заранее выбранных ориентиров и коррекцию местоположения самолета; поиск целей и поражение их бомбами с горизонтального полета и кабрирования; выдача целеуказания ракетам; обнаружение работающих РЛС и пуск по ним ракет; автоматическое или полуавтоматическое управление самолетом при заходе на посадку до высоты 40-50 м.

Су-24 способен брать на борт до 38 бомб массой от 100 до 1500 кг, контейнеры малогабаритных грузов, разовые бомбовые кассеты, УР «воздух-поверхность» Х-25, Х-29, Х-59 и Х-59М с лазерной и телевизионной системами наведения, противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-28, Х-58 и Х-31, ракеты класса «воздух-воздух» Р-13М и Р-60М с тепловыми ГСН, НУР калибра от 57 до 370 мм, до трех контейнеров с подвижными пушечными установками.

Максимальная масса боевой нагрузки, размещенной на восьми узлах внешней подвески (в том числе двух поворотных), достигает 7500 кг Имеется встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23 (калибр 23 мм, боезапас 500 снарядов, скорострельность до 10000 выстр./мин).

Самолет разработан в следующих модификациях.

Су-24М – модернизированный вариант, является модификацией самолета Су-24. Работы по его созданию начались в 1975 г. На самолете была изменена аэродинамическая компоновка, установлено новое оборудование и вооружение, в частности система дозаправки топливом в полете. Первый полет на Су-24М выполнен в 1978 г. Серийный выпуск этой машины продолжался до 1992 г.

На самолете установлены 2 турбореактивных двигателя АЛ-21ФЗ-ЗА с тягой 11200 кгс на форсаже.

Су-24М оборудован прицельно-навигационной системой ПНС-24М «Тигр», объединяющей 13 подсистем. В нее входит импульсно-доплеровская поисковая РЛС « Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная система «Кайра-24» с лазерным целеуказателем и телевизионным обзорным блоком, а также контейнерная система обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмагория».

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выход в район цели в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту и автоматического следования рельефу местности на высоте 200 м со скоростью 1320 км/ч, что значительно повысило выживаемость самолета в бою. Оно включает бортовую цифровую вычислительную машину ЦВУ-10-058К, инерциальную систему МиС-П, автоматическую систему управления полетом САУ-6М1 ППВ Имеется система управления вооружением СУО-1-6М.

Бортовой комплекс обороны «Карпаты», обеспечивающий защиту самолета от средств ПВО, включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатор ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станцию активных помех СПС-161, устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 и блок управления.

Су-24М оборудован системой дозаправки в воздухе с выдвижной штангой-топливоприемником и может оснащаться подвесным агрегатом УПАЗ-А, позволяющим передавать в полете (в том числе ночью) заправляемому самолету до 9000 кг топлива.

В состав управляемого вооружения Су-24М, которое он может нести на восьми точках наружной подвески, входит широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29Л(Т), Х-58 и Х-59. Нормальная нагрузка состоит из четырех УР Х-25 на подкрыльевых пилонах или трех ракет Х-29 на двух внутренних подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах. На внешних подкрыльевых пилонах размещаются УР класса «воздух-воздух» Р-60 (для самообороны).

Возможна также подвеска свободнопадающих бомб массой от 100 до 10ОО кг, двух корректируемых бомб КАБ-1500Л или четырех КАБ-500, блоков НУР калибра от 57 до 370 мм, контейнеров малогабаритных грузов, до трех подвижных установок СППУ-6 с шестиствольными пушками ГШ-6-23М (400 патронов угол отклонения по возвышению до 45°, по азимуту до 120°) Имеется встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-28М (калибр 23 мм, скорострельность 9000- 10000 выстр./мин, боекомплект 505 патронов).

Су-24М превосходит по боевой эффективности Су- 24 на 40%. Самолет находится на вооружении ВВС и ВМС стран СНГ, ВВС Алжира, Ирака, Ливии, Сирии и Ирана

Су-24МК – экспортный вариант самолета Су-24М.

Су-24МР – разведывательный вариант самолета Су-24М. Предназначен для ведения всепогодной комплексной воздушной разведки днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения войск.

Он разработан на основе фронтового бомбардировщика Су-24М, обладающего крылом изменяемой стреловидности, и не имеет среди зарубежных фронтовых разведчиков аналогов по комплексности получаемой разведывательной информации. Переоборудование и летные испытания самолета были проведены в 1980-1983 гг.

Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту, вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа местности.

Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной («Штык»), телевизионной, лазерной («Шпиль-М»), общей радиотехнической и радиационной («Эфир-1M») разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки – АП-402М (разрешение на местности 0,3 м с расстояния 0,4 км), А-100. Управление средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически.

РЛС «Штык» обеспечивает просмотр зоны шириной 24 км с каждой стороны от линии курса при ширине непросматриваемого участка (непосредственно под самолетом) 8 км. Высота полета при радиолокационной разведке 100-3000 м, разрешение – 5-7,5 м.

Собранная фотоинформация обрабатывается прямо на борту самолета и может сбрасываться на землю при помощи специальных устройств Остальная разведывательная информация оперативно передается по радиоканалам.

Для самообороны под крылом самолета подвешиваются две УР Р-60 ближнего воздушного боя с тепловой головкой самонаведения.

Самолет Су-24МР состоит на вооружении ВВС России.

Су-24МП – самолет РЭБ. Предназначен для постановки помех. Станция, создающая активные помехи радиолокационным средствам противника, располагается в подвесном контейнере под фюзеляжем. Самолет не предназначен для действий по наземным целям. Вооружение состоит из шестиствольной встроенной пушки и двух-четырех УР Р-60 или Р-60М.

Су-24МТ – воздушный танкер

Базовый самолет имеет совершенную аэродинамическую компоновку, выполненную по нормальной схеме, с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности. Фюзеляж типа полумонокок, прямоугольного поперечного сечения, конструктивно разделен на головную, среднюю и хвостовую части. В головной части располагается кабина экипажа, ниша передней опоры шасси, отсеки радиоэлектронного и общесамолетного оборудования.

Кабина двухместная, герметичная, оснащена двойным управлением. Слева – рабочее место летчика, справа – штурмана-оператора. Для спасения экипажа в аварийных ситуациях в кабине установлены 2 катапультных кресла К-36ДМ. Средняя часть фюзеляжа включает 3 топливных отсека и ниши основных опор шасси. В хвостовой части находятся двигатели.

Крыло состоит из неподвижного центроплана и двух поворотных консолей. Стреловидность по передней кромке меняется от 16 до 69° при четырех фиксированных положениях консоли: 16; 35; 45; 69°. Механизация каждой поворотной консоли включает трехсекци- онные двухщелевые закрылки и четырехсекционные предкрылки. На верхней плоскости консолей установлены по две секции интерцепторов, предназначенных для поперечного управления самолетом.

Хвостовое оперение состоит из цельноповоротного горизонтального оперения и однокилевого вертикального оперения с рулем направления. Горизонтальное оперение выполняет функции руля высоты при симметричном отклонении правой и левой частей и функции элеронов при дифференциальном отклонении. Шасси, выполненное по трехопорной схеме, позволяет эксплуатацию с бетонированных и грунтовых ВПП.

Читать еще:  Статьи Шашка драгунская солдатская обр. 1881 г.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-21ФЗ-ЗА с тягой на форсаже 11200 кгс. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Топливо размещается в фюзеляжных баках-отсеках. При необходимости под центропланом могут устанавливаться два подвесных топливных бака емкостью по 3000 л и один – под фюзеляжем (2000 л). Предусмотрен аварийный слив топлива в полете. Система нейтрального газа обеспечивает пожарную безопасность

Фронтовой бомбардировщик Су-24/Су-24М: летно-технические характеристики

Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности был создан в 1960-е годы в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) Павла Сухого. Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета. Постановлением правительства от 4 февраля 1975 года самолет был принят на вооружение. Одновременно шли работы по дальнейшей модернизации самолета для расширения его боевых возможностей.

Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им. Ю.А. Гагарина (город Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода им. В.П. Чкалова. Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в Военно-воздушные силы (ВВС). Войсковые испытания Су-24 проводились в два этапа: первый этап — с мая 1975 года по август 1976 года, а второй этап — с января 1981 года по март 1982 года. Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего завод полностью перешел на выпуск новой модификации Су-24, которая постановлением правительства от 22 июня 1983 года была принята на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5-2 раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года.

В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК. От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года. Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя. В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.

С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций — разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года. Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 года по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.

Суммарный серийный выпуск самолетов типа Су-24 составил около 1400 самолетов. К настоящему моменту времени самолеты Су-24/Су-24М, являясь единственным современным отечественным типом фронтового бомбардировщика, составляют основу ударной составляющей фронтовой авиации ВВС РФ. С 1999 года в ОКБ совместно с ВВС осуществляется программа модернизации строевых самолетов.

Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы.

Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину. На Су-24 установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н».

На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят также 13 подсистем, в том числе импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Орион-А», радиолокационная станция следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения управляемых ракет контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория». Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолет также оснащен бортовым комплексом обороны «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Су-24 несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Он имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.

Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров. Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с телевизионной головкой самонаведения или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (Х-23М, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31А, Х-31П, Х-58Э, Х- Х-59, Х-59МЭ, С-25ЛД) и ракеты класса «воздух-воздух» (Р-60МК (Р-60), Р-73Э).

На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой калибра 23 мм с боекомплектом 500 снарядов в каждой.

Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М — Fencer-D.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24М:

Размах крыла (макс/мин) — 17,63 / 10,36 м;

Длина самолета — 24,53 м;

Высота самолета — 6,19 м;

Масса:

пустого самолета — 19 000 кг,

нормальная — 36 000 кг,

максимальная — 39 700 кг;

Масса боевой нагрузки — 8000 кг;

Тип двигателя ТРД АЛ‑21 Ф‑3 — 2 штуки;

Максимальная скорость:

на высоте — 2240 км/ч,

у земли без подвесок — 1400 км/ч;

Практический потолок — 11 000 м;

Практическая дальность — 3800 км;

Практический радиус действия — 410-560 км;

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7 единиц;

Экипаж — 2 человека.

Материал подготовлен на основе информацииоткрытых источников

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector