7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы СУ-122 (У-35) — 122-мм штурмовая гаубица

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Су-122 – это одна из первых советских САУ класса штурмовых орудий, которая была принята в крупносерийное производство. Ее также можно было использовать как штурмовую гаубицу.

История создания СУ-122

Еще до Второй мировой войны в СССР активно работали над созданием самоходной артиллерии для оснащения Красной Армии. Однажды было предложено создать полностью бронированную боевую машину, которая поддерживала бы пехоту и танки непосредственно на поле боя. В 1930-е годы проект подобной машины заказали немецкой фирме, но фирма ни в сроки, ни в цену не уложилась, так что советская сторона отклонила проект. Итогом этих разработок стали StuG III – штурмовые САУ на базе PzKpfw III. В ответ на это в СССР в 1940-1941 году было решено создать аналогичную машину.

Из-за активного наступления вермахта и потери производственных мощностей требовалось максимально удешевить и упростить конструкцию выпускаемых танков. По этой причине штурмовой танк У-33 стали разрабатывать на ходовой части Т-34, вооруженный его 76-мм пушкой ЗИС-22. Чтобы снизить трудоемкость машины конструкторы отказались от башни. Это также позволило усилить бронирование за счет резерва примерно в две тонны. К сожалению, проект так и не реализовали в металле – заводы были заняты выпуском Т-34.

В октябре 1942 года поступил приказ – как можно быстрее разработать 122-мм бронированную самоходную гаубицу для борьбы с танками врага. Т-34 как раз покинули сборочные линии завода, и конструкторы и инженеры полностью сконцентрировались на поступившем приказе. В итоге 29 октября, всего за десять дней, был разработан проект У-35, совместивший в себе лучшие черты У-33 и У-34, другой опытной машины под те же требования.

30 ноября протопит У-35 поступил на серийные испытания. Было выявлено множество недостатков, некоторые из которых устранили сразу же. Однако в целом машина требовала серьезной доработки.

В декабре У-35 проходил государственные испытания вместе с СУ-122/Т-3 – машине на базе трофейного PzKpfw III. По результатам испытаний У-35 приняли на вооружение под названием СУ-122. Машина требовала около полусотни доработок, но она была очень нужна на фронте, поэтому первую серию было разрешено выпустить «как есть». Большинство недостатков устранили прямо на стадии выпуска, и только первые 10 предсерийных машин были существенно хуже остальных из-за «ломаной» лобовой части, малых размеров маски орудия и ряда других недостатков. После этого СУ-122 несколько раз совершенствовали и дорабатывали.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-122

Общая информация

  • Боевая масса – 29,6 т;
  • Компоновочная схема — моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Количество выпущенных – 638 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6950 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2235 мм;
  • Клиренс – 400 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса (верх) — 45/50° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/45° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45/40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) – 45 мм;
  • Корма корпуса (верх) — 40/48° мм/град;
  • Корма корпуса (низ)- 40/45° мм/град;
  • Днище – 15 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб рубки — 45/50° мм/град;
  • Маска орудия – 45 мм;
  • Борт рубки — 45/20° мм/град;
  • Корма рубки — 45/10° мм/град.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С;
  • Длина ствола – 22,7 калибра;
  • Боекомплект пушки – 40;
  • Углы ВН: −3…+25°;
  • Углы ГН: 20°
  • Прицел — панорама Герца.

Подвижность

  • Тип двигателя – дизель;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 600 км;
  • Удельная мощность — 16,8 л.с./т;
  • Тип подвески — пружинная «свечная» (Кристи);
  • Удельное давление на грунт — 0,68 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 33°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,73 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Модификации

Официально у СУ-122 не было модификаций, но в процессе серийного производства она много раз видоизменялась. В итоге САУ различных серий серьезно отличались друг от друга, причем часто изменения предыдущей серии не наследовались машинами следующей.

Читать еще:  Видео Кортик морской офицерский обр. 1945 г.

На базе СУ-122 было построено несколько опытных машин:

  • СУ-122М. Попытка установить в машину гаубицу У-11 для увеличения пространства боевого отделения. Также это позволило сократить экипаж до пяти человек. К сожалению, в результате масса машины сильно возросла вместе со стоимостью производства, и СУ-122М была выпущена только в единственном экземпляре. Некоторые наработки от этой машины применили в СУ-85;
  • СУ-122-III – попытка создать орудие со 122-мм гаубицей рамного типа. Эта машина считается предсерийным образцом СУ-85 со 122-мм орудием. В ходе испытаний орудие СУ-122-III несколько раз отказывало, так что работа над этой САУ была прекращена, и все силы бросили на СУ-85.

Применение в бою

Первые самоходно-артиллерийские полки были сформированы в конце 1942 года, а 1 января в них поступили первые СУ-122. В целом машины показывали себя достаточно хорошо, однако у экипажей пока не было опыта управления САУ. Кое-где экипажи СУ-122 стали комплектовать не танкистами, а артиллеристами, что повысило их эффективность.

СУ-122 активно участвовали в Курской битве, в контрударе под Прохоровкой и в других боях, постепенно становясь поддерживающим штурмовым оружием для огня прямой наводкой. Постепенно количество машин уменьшалось из-за огромных потерь. Также СУ-122 стали выводить из составов САП, заменяя их на СУ-85, а отремонтированные СУ-122 передавая по несколько штук в другие подразделения.

В начале 1944 года СУ-122 активно применяли на Белорусском и Калининском фронтах, но уже к апрелю их практически не осталось, а в Берлинской битве участвовало меньше десятка машин.

Несколько СУ-122 захватили немецкие войска. Они использовали их как трофейные, присвоим им название StuG SU122(r).

Память о танке

Единственная сохранившаяся СУ-122 сегодня выставлена в Бронетанковом музее Кубинки. В киевском музее ВОВ выставлена грубая имитация СУ-122, сделанная из СУ-100 с обрезанным стволом.

СУ-122, Самоходная артиллерийская установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Самоходная установка СУ-122

Успех немецких штурмовых орудий Sturmgeschuetz вызвал интерес в Красной Армии. Штурмовые орудия оказались дешевле танков, ведь у них не было башни, кроме того, на них можно было установить более мощные артсистемы. В апреле 1942 года ГАУ выдало техническое задание нескольким конструкторским бюро на разработку штурмового орудия. Координацию действий КБ осуществлял Народный Комиссариат Танковой Промышленности (НКТП). КБ предложили несколько вариантов шасси и пушек, включая зенитное орудие калибра 37 мм, дивизионную пушку калибра 76,2-мм и 122-мм гаубицу.

Конструкторское бюро под руководством Г.И.Каштанова разработало прототип штурмового орудия, установив гаубицу М-30 калибра 122 мм на шасси трофейного танка PzKpfw III. Получившаяся самоходка, которую назвали СУ-122и (иностранная), была принята на вооружение в июле 1942 года, но оказалась неудачной.

В октябре 1942 года ГКО приказал использовать для создания новой САУ шасси среднего танка Т-34. Работу поручили провести КБ завода Уралмаш в Свердловске, руководили проектом конструкторы Л.Горлицкий и Е.Сильнищиков. Новую самоходку, которая получила обозначение СУ-35, создали, расположив гаубицу М-30 образца 1939 года калибра 122 мм в полностью закрытой броневой рубке.

СУ-35 была создана на базе танка Т-34 образца 1943 года и защищалась броней 75…45 мм. Угол возвышения гаубицы от -3° до +26°, угол горизонтальной наводки – 10° влево и вправо. Моторно-трансмиссионное отделение, находящееся в кормовой части машины, осталось таким же, как и в танке Т-34, не изменилась и ходовая часть.

Экипаж самоходки, состоявший из пяти человек, размещался следующим образом: слева от гаубицы в носовой части- механик-водитель, в боевой рубке справа от гаубицы- командир машины, слева- наводчик, в кормовой части рубки- два заряжающих. На СУ-35 установили внешние топливные баки, что несколько увеличило запас хода.

Полевые испытания прототипа прошли успешно и в декабре 1942 года ГКО постановил выпустить ограниченное количество СУ-35, которую вскоре переименовали в СУ-122. До конца 1942 года было изготовлено 25 самоходных установок. Первый полк самоходных орудии был сформирован в декабре 1942 года. В новый полк входили 4 батареи легких самоходок СУ-76 (17 машин) и две батареи СУ-122 (8 машин). В конце января 1943 года первые два полка самоходных орудий прибыли на фронт под Ленинградом. В марте 1943 года были сформированы и укомплектованы еще два полка самоходной артиллерии. Эти полки поступали в распоряжение командующих армиями и фронтами и использовались во время наступательных операций. Впечатление от новых частей было смешанное. Хотя появление САУ в частях было встречено с восторгом, использовать СУ-76 вместе с СУ-122 оказалось довольно сложно, из-за множества технических недостатков у первых.

Читать еще:  Видео БТР-90 «Росток» - бронетранспортёр

После их устранения, самоходки СУ-76М были выделены в полки легкой самоходной артиллерии, а СУ-122 стали входить в состав полков средней самоходной артиллерии. По штату такой полк состоял из 16 СУ-122 (4 батареи) и одного Т-34 командира полка.

СУ-122 вскоре стали более популярны в частях, чем СУ-76, в основном благодаря их хорошему бронированию и мощному орудию. В 1943 году на вооружение советских войск поступил новый бронебойно-подкалиберный снаряд БП-460А, который позволил СУ-122 эффективно поражать вражеские танки на дальних дистанциях.

После унификации танковых узлов, проведенной в августе 1944 года, гаубицу М-ЗОС стали устанавливать на шасси истребителя танков СУ-85, используя ту же маску пушки.

В 1944 году небольшое количество СУ-122 было выпущено на шасси СУ-100, однако в серию такой вариант самоходной установки не был запущен. Выпуск СУ-122 продолжался до лета 1944 года. Всего с конца 1942 по лето 1944 года было изготовлено 1100 машин.

Экипаж, чел 5
Масса, кг 30900
Длина, м 6,95
Ширина, м 3,0
Высота, м 2,24
Вооружение: 1×122мм M-30
Боезапас 40 выстрелов
Двигатель В-2, 12-цилиндровый дизель, 500 л.с.
Запас хода, км 150
Макс. скорость, км/ч 55

Штурмовое орудие для локальных конфликтов

Об авторе: Владимир Алексеевич Одинцов — кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РФ.

Ярким событием прошедшей в Нижнем Тагиле выставки REA-2004 стало представление 122-мм штурмового орудия М-392, разработанного Екатеринбургским ОКБ-9 (главный конструктор Валерий Наседкин). Оно вызвало огромный интерес специалистов и публики. Нельзя не отдать дань уважения самоотверженной деятельности коллектива конструкторов, которые при нищенском финансировании в основном за счет энтузиазма сумели разработать, изготовить и довести орудие до выставки.

Проблема штурмового орудия хорошо известна и неоднократно освещалась в «НВО» (# 12, 30, 32 за 2003 г.). Потребность в орудиях этого типа резко увеличилась в связи с усилением региональных конфликтов на окраинах страны.

Штурмовые орудия должны иметь малую массу и относительно невысокую (до 6 км) дальность стрельбы, использоваться в составе низших звеньев (рота, батальон), буксироваться любым видом армейского транспорта и на подвеске вертолетов, быть простыми в эксплуатации.

Существуют два подхода к решению проблемы штурмовых орудий. Первый — использование орудий классической схемы с максимальным облегчением конструкции в первую очередь за счет снижения дульной скорости. Наиболее экономичным и быстрореализуемым вариантом является глубокая модификация штатных полевых орудий. Уменьшение массы орудия при использовании штатных снарядов составит 30-40%, а при использовании вновь спроектированных легких снарядов — более 50%. В целом этот метод не может дать кардинального решения проблемы штурмовых орудий.

Второй подход — принципиальное изменение конструкции орудия, предусмотренное патентом # 2213315 РФ на орудия семейства «Тверь» (НИИ СМ МГТУ им. Баумана) со снижением массы орудий в 2,5-4 раза, например, с использованием так называемой «схемы Грабина».

ОКБ-9 пошло по первому пути. Гаубица М-392 представляет максимально облегченный вариант 122-мм известной советской гаубицы М-30. Орудие М-392 имеет нарезку ствола постоянной крутизны, гидравлический веретенный тормоз отката, пневматический накатник, броневой щит, традиционную транспортную компоновку (станины и ствол направлены в разные стороны). Возможность стрельбы с колес не предусматривается. Материалы ствола — стали ОХН1М, О-120, материалы лафета — высоколегированные стали с категорией прочности 600-800 МПа. Прорабатываются конструкции деталей лафета из алюминиевых и титановых сплавов.

Максимальная дульная скорость снаряда — 270 м/сек (М-30 — 515 м/сек). Максимальная дальность стрельбы — 6000 м (М-30 — 11 700 м).

Сразу скажу, масса гаубицы 1400 кг (М-30 — 2500 кг) великовата для штурмового орудия. Согласно требованиям системы «Тверь» в этом калибре она не должна превышать 600 кг. Номинально М-392 может буксироваться «УАЗ-469» (это было продемонстрировано на выставке), но вряд ли эта буксировка может быть реализована в условиях распутицы, крутых подъемов и выработанного моторесурса двигателей. Исключена возможность перекатывания орудия на небольшие расстояния силами расчета. Не устану повторять, что для штурмовых орудий, действующих в боевых порядках пехоты, вопрос массы является вопросом жизни и смерти.

Читать еще:  Исторические сведения Шашка казачья офицерская обр. 1881/1910 гг.

Германская 75-мм противотанковая пушка Рак40, являвшаяся по оценкам западных специалистов лучшей противотанковой пушкой Второй мировой войны, имела единственный недостаток — большую массу: 1425 кг (почти в точности равную массе М-392). В результате множество этих пушек было оставлено немцами на поле боя, особенно в период русской весны и осени, когда расчет из восьми солдат оказывался не в состоянии вытащить ее из глубокой грязи.

Сравнение нового орудия с известной 120-мм буксируемой системой 2Б16 «НОНА-К» на первый взгляд оставляет невыгодное впечатление. «НОНА» имеет массу меньшую на 200 кг при значительно большей дальности стрельбы (до 868 км). Однако не следует забывать, что высокие характеристики «НОНЫ» достигнуты, с одной стороны, за счет усложнения системы, а именно использования готовых выступов на снаряде, а с другой — за счет использования мощного дульного тормоза, неприемлемого для штурмового орудия, как ухудшающего условия работы расчета и создающего сильный форс пламени, демаскирующий орудие при выстреле. Орудие М-392 использует штатные снаряды, запасы которых достаточно велики, и не имеет дульного тормоза.

Заметным недостатком нового орудия является малая площадь броневого щита. Общими недостатками М-392 и «НОНЫ» являются невозможность стрельбы с колес и, пожалуй, главным — относительная слабость действия снарядов калибра 122 (120) мм.

Наиболее перспективным для штурмовых орудий является калибр 152 мм. Масса заряда ВВ в снаряде этого калибра может быть доведена до 12 кг, что обеспечит поражение одиночных (снайпер, гранатометчик) и небольших мобильных групп одним-двумя выстрелами. Применение новых конструктивных схем орудий, в частности схемы Грабина, позволило бы создать 152-мм орудие массой 1000 кг, а 120-мм орудие — массой 600 кг), то есть уложиться в пропорции системы «Тверь». С использованием именно этой схемы создано новейшее 155-мм орудие М777 США.

600-килограммовое 120-мм орудие «Тверь», буксируемое легким одноместным вездеходом, вполне могло бы стать штатным оружием взвода. Примером такого вездехода является машина «Праулер» американской компании ATV (масса 360 кг, длина 2,1 м, буксируемая платформа с грузом до 500 кг). Не теряю надежды, что на выставке REA-2006 в Нижнем Тагиле мы увидим оба этих орудия. Уже сейчас можно предсказать, что гаубицы М-392 и «Тверь» займут разные ниши в системе вооружения мобильных сил и будут взаимно дополнять друг друга.

Но вернемся к действительности. Орудия «Тверь» пока еще находятся в виртуальной дали, а гаубица М-392 уже прошуршала колесами на Нижнетагильской выставке. Казалось бы, дальше не видно никаких проблем. Необходим срочный заказ опытной серии, в сжатые сроки должны быть проведены полигонные испытания и гаубица должна пойти в горячие точки, в батальоны, роты и пограничные заставы, где, я уверен, она будет встречена на ура.

Однако не надо быть пророком, чтобы предсказать совсем другой ход событий. ГРАУ эту гаубицу не примет и не даст ей хода из-за сложившихся многолетних стереотипов. За все время, прошедшее после разгрома артиллерии Хрущевым в 60-е годы, оно ничего не сделало для восстановления пехотной и горной артиллерии. Нет сомнений в том, что МВД и ФПС охотно бы приняли новую гаубицу на вооружение. Но в этом вопросе они целиком зависят от ГРАУ, определяющего политику в области артиллерии. Кроме того, принятие на вооружение ВВ и ФПС тяжелой техники потребует длительного пересмотра законодательных норм РФ.

Летом этого года в Нижнем Тагиле сделан очень важный шаг. Началось возрождение легкой российской артиллерии. Оружейники России показали, что их творческий дух не сломлен. Дело за военными. Смогут ли они осознать, что произошла смена эпох, старые каноны рухнули безвозвратно, и достойно ответить на вызовы времени — в этом весь вопрос.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: