Файлы СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924) — специальная полицейская машина
Специальная полицейская машина ВПК-3924 «Медведь» (СПМ-3)
Специальная полицейская машина ВПК-3924 «Медведь» предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнении задач территориальной обороны, включая транспортирование личного состава при совершении марша в интервале температур окружающего воздуха от минус 45°C до плюс 50°C.
Может передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по пересеченной местности с обеспечением:
- защиты от отравляющих и специальных веществ;
- противопульной защиты экипажа при обстреле автомобиля с дистанции от 5 м из винтовки СВД патроном 7-БЗ-3 с пулей Б-32;
- противопульной защиты систем, определяющих подвижность машины при обстреле автомобиля с дистанции от 5 м из автоматов АК-74 (5,45 мм) и АКМ (7,62 мм) патроном 7Н6 с пулей ПС и патроном 57-Н-231 с пулей ПС соответственно;
- защиты экипажа при подрыве под днищем или колесом безосколочного взрывного устройства массой 7 кг в тротиловом эквиваленте.
Особенности конструкции
Безрамная конструкция шасси, все узлы и агрегаты размещаются и крепятся на несущем корпусе;
- Инвариантность баллистической и противоминной защиты с возможностью изменения уровня защиты в эксплуатации;
- Установка мощного дизельного двигателя, обеспечивающая высокие тягово-динамические характеристики;
- Установка независимой торсионной подвески всех колес обеспечивает высокие плавность хода и скорость движения по бездорожью;
- Установка систем гидроусилителя руля, пневмогидравлического привода сцепления и рабочих тормозов с АБС, а также системы электропневматического привода управления коробкой передач, раздаточной коробкой и блокировкой дифференциалов, обеспечивающая легкость управления;
- Применение высокоэффективной климатической установки, обеспечивающей комфортный микроклимат в обитаемом отделении корпуса при эксплуатации в интервале температур окружающего воздуха от минус 45°C до плюс 50°C;
- Эргономика внутреннего объема ориентирована на максимальное удобство посадки и высадки, а также длительное нахождение личного состава внутри машины;
- Большой полезный внутренний объем машины (10,5 м 3 ) обеспечивает возможность и удобство размещения различных видов специального оборудования;
- Применение блочно-модульного принципа построения обеспечивает высокий уровень ремонтопригодности (время замены силового блока не превышает 4 часов).
Особенности конструкции корпуса
Корпус бронированный, несущий, сваренный из стальных листов. Обитаемое отделение – однообъемное. Посадка и высадка осуществляется через две боковые и одну заднюю распашную двухстворчатую двери. В крыше корпуса выполнены два люка. Все стекла – пулестойкие, вклеены в броневые рамки и представляют собой съемные оконные модули. При замене поврежденного оконного модуля в сборе вклейка стекла не требуется. Оконные модули могут быть оборудованы бойницами для стрельбы из личного оружия. По бортам корпуса размещены съемные подвесные модули.
С целью повышения баллистической защиты периметра обитаемого отделения внутри корпуса могут быть смонтированы дополнительные съемные бронеэлементы. Уровень защищенности, в этом случае, будет определяться конструкцией устанавливаемых бронеэлементов. На днище корпуса могут быть установлены элементы противоминной защиты.
За счет применения съемных внутренних бронемодулей обеспечивается возможность изменения класса защиты и, соответственно, грузоподъемности, в том числе силами экипажа.
Класс защиты по ГОСТ Р 50963
Грузоподъемность
с противоминной защитой / без противоминной защиты , кг.
6А — обеспечивается защита при круговом обстреле автомобиля по горизонту с дистанции от 5 до 10 м из винтовки СВД патроном 7-БЗ-3 с пулей Б-32
5 — обеспечивается защита при круговом обстреле автомобиля по горизонту с дистанции от 5 до 10 м из винтовки СВД патроном 57-Н-323С калибра 7,62 мм с пулей ЛПС со стальным нетермоупрочненным сердечником и из автомата АКМ патроном 57-Н-321 калибра 7,62 мм с пулей ПС со стальным термоупрочненным сердечником
3 — обеспечивается защита при круговом обстреле автомобиля по горизонту с дистанции от 5 до 10 м из автомата АК-74 патроном 7Н6 калибра 5,45 мм с пулей ПС со стальным нетермоупрочненным сердечником и из автомата АКМ патроном 57-Н-321 калибра 7,62 мм с пулей ПС со стальным нетермоупрочненным сердечником
Противоминная защита корпуса
Противоминная защита корпуса обеспечивается за счет установки энергопоглощающих экранов, а также применения специальной геометрии и конструкции днища корпуса (в 1-ом и 2-ом вариантах комплектаций энергопоглощающие экраны не устанавливаются).
Все кресла экипажа оборудованы противоперегрузочными механизмами, четырехточечными ремнями безопасности и подножками с энергопоглощающими матами. Крепление кресел экипажа осуществлено на бортах и крыше корпуса. По требованию Заказчика возможна установка сидений различных производителей.
Антиосколочная защита
Обшивка внутренней поверхности корпуса противоосколочными экранами позволяет:
- обеспечить защиту экипажа от вторичных осколков при попадании в кузов пуль, фрагментов снарядов и мин;
- исключить рикошет от противоположного борта при пробитии кузова;
- улучшить термо- шумоизоляцию кузова;
- улучшить эргономические показатели интерьера.
Проходимость и подвижность
Высокие показатели проходимости и подвижности машин обеспечиваются за счет применения:
- 6-ти цилиндрового турбонаддувного дизельного двигателя ЯМЗ-53601, обеспечивающего удельную мощность 22,3 л.с./т;
- независимой торсионной подвески на поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости;
- пневматических бескамерных радиальных шин с регулируемым давлением размерности 14.00R20 и вставками MVFI фирмы «Hutchinson»;
- двухступенчатой раздаточной коробки с понижающей передачей;
- межосевого и межколесных блокируемых дифференциалов;
- рулевого управления с гидроусилителем;
- высокого, 420 мм, дорожного просвета;
- колесных редукторов;
Ремонтопригодность
Механизм выдвижения силового моноблока обеспечивает удобный доступ к узлам систем двигателя и электропневматического привода коробки передач для проверки их функционирования, ремонта и замены. Операции технического обслуживания проводятся без выдвижения силового моноблока. Узлы и агрегаты систем питания топливом, пневмосистемы и тормозной системы расположены в съемном подвесном модуле и легкодоступны для обслуживания и ремонта.
Ведущие мосты, раздаточная коробка и карданные передачи могут обслуживаться и демонтироваться снизу автомобиля без проведения дополнительных работ.
Дополнительное оборудование
На машинах устанавливается следующее дополнительное оборудование:
- централизованная система регулирования давления воздуха в шинах, управляемая с места водителя;
- полноразмерное запасное колесо на крыше на держателе с редуктором подъема-спуска;
- электрическая лебедка WARN DC 18000 с тяговым усилием до 6800 кгс и длиной троса 27 м;
- предпусковой подогреватель-отопитель WEBASTO THERMO E 320;
- система кондиционирования с двумя независимыми испарителями.
СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924) — специальная полицейская машина
Специальная полицейская машина СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924) предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины внутренних войск МВД при проведении контртеррористических операций, мероприятий по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, для транспортирования личного состава при совершении маршей с возможностью защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.
Компоновка СПМ-3 классическая — с расположением силового агрегата спереди. Машина построена по блочно-модульному принципу. На отдельной раме установлены двигатель, коробка передач, система охлаждения (радиатор+вентилятор). Также, в единый блок объединены тормозная система, система питания, система подкачки шин и др. При этом упрощается как процесс обслуживания, так и ремонт этих систем.
Обитаемое отделение представляет собой герметичную бронекапсулу, защищенную снизу модулями противоминной защиты, а по периметру внутренними съёмными бронепанелями. Уровень баллистической и противоминной защиты определяется конструкцией устанавливаемых модулей.
Для посадки водителя и переднего пассажира имеются две боковые двери, посадка десанта осуществляется через задние распашные двери. Сидения десанта расположены вдоль бортов в задней части машины. Все сиденья экипажа оборудованы ремнями безопасности, подголовниками и противоперегрузочными механизмами.
На первом опытном образце СПМ-3 был установлен шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-7601 мощностью в 300 л.с., на второй машине — шестицилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. Максимальная скорость по шоссе — 110 км/ч, по бездорожью — до 45 км/ч.
Ёмкость двух топливных баков — 300 литров, запас хода по шоссе — до 1000 км.
Выход коробки передач с помощью карданного вала соединён с раздаточной коробкой, имеющей понижающую передачу и симметричный блокируемый дифференциал. Выходы раздаточной коробки соединены с главными передачами, которые передают крутящий момент на колёсные редуктора. Главная передача имеет конические шестерни с круговым зубом и принудительную блокировку межколёсного дифференциала. Для того, чтобы разгрузить картер главной передачи от нагрузок, действующих на него со стороны корпуса машины, применено его упругое закрепление, которое, кроме того, позволяет компенсировать геометрические неточности, допущенные при изготовлении корпуса, и сглаживать и демпфировать ударные нагрузки от колёсных карданных валов и реактивного момента в поперечной плоскости автомобиля. Для компенсации реактивного момента, действующего на главную передачу в продольной плоскости, применено закрепление с помощью резиновых подушек в районе хвостовика ведущей шестерни.
Управление агрегатами трансмиссии, включая механическую коробку передач, — электропневматическое.
Подвеска — независимая, торсионная, с гидравлическим телескопическими амортизаторами (ход колеса 300 мм).
Для обеспечения заданного класса защиты обитаемого отсека на СПМ-3 применена схема разнесённого бронирования, при которой наружный слой брони выполняется из высокопрочной, но достаточно хрупкой стали, а внутренний слой — из бронированной стали с относительно высокой пластичностью и трещиностойкостью. Сваренные листы внутреннего слоя брони образует силовую конструкцию корпуса, воспринимающую усилия от подвески и обеспечивающую его необходимую жёсткость. Для локального усиления мест крепления рычагов подвески и заделки торсионов применены поперечные балки из обычной среднеуглеродистой стали, вваренные в нижнюю часть корпуса.
Защита экипажа от действия ударной волны при срабатывании мины под колесом или днищем машины обеспечивается V-образной формой многослойного днища корпуса, которая способствует свободному выходу волны из-под машины, и достаточно высокой посадкой экипажа над уровнем земли для уменьшения воздействия ударной волны.
Баллистическая защита машины соответствует 6а классу (3 уровень по стандарту STANAG 4569), а по противоминной защите — уровень 2а по стандарту STANAG 4569.
На СПМ-3 может устанавливаться дистанционно-управляемая стабилизированная в двух плоскостях оружейная установка, на которой, в зависимости от выполняемых задач, могут монтироваться: пулемёты «КОРД», ПКТ, ПКП; автоматические гранатомёты АГ-17, АГ-30М; ПТРК. В состав системы управления огнём установки входят: обычная и низкоуровневая телевизионные камеры, лазерный дальномер, бортовой компьютер и жидкокристаллический цветной монитор.
СПМ-3 может комплектоваться следующим специальным оборудованием:
- блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств типа «Пелена»;
- прибор радиационной и химической разведки;
- комплект модулей мгновенной постановки дымовых завес БТД;
- фильтровентиляционная установка ФВУ-100;
- периметровая нелетальная защита «Рулет ВВ»;
- ксеноновый дистанционно управляемый прожектор ОУ-5М с переменны расстоянием фокусировки луча и функцией работы в режиме «стробоскоп»;
- система пожаротушения колёс «Допинг»;
- специальная громкоговорящая установка СГУ-500;
- проблесковые маячки и другие системы.
Большой внутренний объём корпуса (10,5 м 3 ) и мощная климатическая установка с двумя отопителями и двумя кондиционерами обеспечивают возможность длительного комфортного пребывания экипажа внутри машины без снижения боеготовности, а, также, использования автомобиля как базы под установку средств связи, управления, создания медицинской модификации и т.д.
Экипаж — 2 человека, десант — 7 человек.
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.
СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь», специальная полицейская машина
Специальная полицейская машина СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь» предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины подразделений МВД при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам ФСБ России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ. Машина выполнена в соответствии с требования к машинам типа MRAP.
Высокая защищенность машины, особенно противоминная, позволяет использовать машину в интересах Вооруженных сил и других силовых структур, например, в качестве машины отделения инженерной разведки, шасси для установки различных огневых средств, командно-штабных машин и т.д.
При разработке новой машины конструкторами были использованы технические решения, обеспечивающие ее высокие потребительские свойства. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения не требующим специального сопровождения дорожной полиции. В обитаемом отсеке машины, имеющим полезный объем более 10 м³, могут комфортно разместиться 8 полностью экипированных бойцов, не считая водителя. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрого спешивания перевозимого личного состава группой под прикрытием машины.
В трансмиссии машины использованы серийные узлы и агрегаты автомобиля «УРАЛ», что обеспечивает высокую надежность, большой автомобильный ресурс простоту и удешевление эксплуатации и ремонта. Благодаря использованию в СПМ-3 «Медведь» мощного (315 л.с.) серийно выпускающегося дизельного двигателя ЯМЗ-536 и независимой торсионной подвески на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости (ход колеса 300 мм) унифицированной с БТР-90, машина обладает высокой скоростью движения по бездорожью, проходимостью и плавностью хода.
На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита. Баллистическая защита корпуса и бронестекол соответствует 3 уровню по STANAG 4569. Высокий уровень противоминной защиты, соответствующий 2a/b уровню по STANAG 4569, обеспечен использованием в конструкции машины несущего корпуса капотной компоновки с большой высотой размещения обитаемого отсека, V-образным днищем и применением многослойных противоминных панелей.
Благодаря установленной на машине системе постановки дымовых завес, способной в считанные секунды скрыть машину от прицельного огня противника, она может быстро выйти из-под обстрела. При этом образующаяся завеса скрывает машину не только в поле зрения обычных оптических приборов прицеливания и наблюдения, но и оптико-электронных, в том числе и тепловизионных.
Для ведения огня из табельного оружия перевозимого в салоне личного состава, в бортовых и кормовых окнах машины оборудованы закрывающиеся броневыми заслонками амбразуры.
По требованию заказчика СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь» может оборудоваться комплексом вооружения и различными комплектами специального оборудования.
Использованы фотографии: ООО «Военно-промышленная компания»