0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы СГ-122(А) — 122-мм самоходная гаубица

СГ-122(А) — 122-мм самоходная гаубица

Согласно имеющемуся описанию опытного образца, СГ-122(А) была создана из штурмового орудия StuG III Ausf C или Ausf D. Боевая рубка немецкой САУ с демонтированной крышей была обрезана по высоте. На оставшемся поясе была наварена простая призматическая коробка из 45-мм (лоб) и 35-25-мм (борта и корма) броневых листов. Для необходимой прочности горизонтального стыка он был усилен снаружи и изнутри накладками толщиной около 6-8 мм.

Внутри боевого отделения на месте станка орудия StuK 37 был смонтирован новый станок гаубицы М-30, изготовленный по типу немецкого. Основной боекомплект гаубицы размещался по бортам САУ, а несколько снарядов «оперативного использования» — на дне позади гаубичного станка.

Экипаж СГ-122(А) состоял из пяти человек: механика-водителя (который занимал место слева-впереди боевой рубки); командира САУ, он же наводчик по горизонтали (располагался позади механика-водителя левым боком вперед); позади него также боком по ходу машины располагался первый заряжающий (он же радист); напротив командира САУ правым плечом по ходу машины располагался наводчик по вертикали (помимо раздельного заряжания, гаубица М-30 имела еще и раздельную наводку); позади него также правым плечом вперед стоял второй заряжающий.

Для входа-выхода экипажа в машине имелось два люка. Один (основной) размещался в корме рубки (и частично в крыше). Второй, резервный, находился в наклонной части лобовой брони рубки перед наводчиком по вертикали. Для связи с себе подобными в машине оставили штатную немецкую радиостанцию. О средствах связи внутри СГ-122(А) сведений нет.

Гаубица была испытана пробегом по гравийному шоссе и пересеченной местности (общий пробег составил 480 км), а также стрельбой с открытых и закрытых позиций (66 выстрелов). Испытания подтвердили высокие боевые возможности СГ-122(А), однако комиссия из представителей техотдела НКВ и отдела главного конструктора НКТП отметила большое количество недостатков, главными среди которых были:

1. Недостаточная проходимость СГ-122(А) на мягком грунте и большая нагрузка на передние опорные катки.

2. Большая нагрузка на командира САУ, который должен был осуществлять наблюдение за местностью, наводить орудие, командовать расчетом и т.д.

3. Недостаточный запас хода.

4. Невозможность ведения огня из личного оружия через бортовые амбразуры из-за неудачного их расположения (мешал боекомплект).

5. Недостаточная прочность стыков бортовых и кормовых листов рубки.

6. Быстрая загазованность боевого отделения из-за отсутствия вентилятора.

Заводу было отдано распоряжение об изготовлении нового варианта самоходной гаубицы с учетом устранения отмеченных недостатков. Рекомендовалось также провести разработку варианта боевой рубки для установки ее на танк PzKpfw III, ходовых частей которого имелось больше, чем ходовых частей штурмовых орудий, а также обеспечивавших лучшие условия эвакуации благодаря наличию бортовых люков.

После рассмотрения недостатков и доработки проекта завод № 592 изготовил два улучшенных варианта СГ-122(А), отличавшихся типом примененного шасси (штурмового орудия и танка PzKpfw III), которые имели следующие отличия от прототипа:

1. Изготовлена цельная рубка из более тонких (35-мм — лоб и 25-мм — борта и корма) листов. Это позволило немного снизить массу машины и несколько поднять ее проходимость, тем более, что второй вариант испытывался с «зимней» гусеницей.

2. Изменено «штатное расписание» экипажа СГ-122(А). Теперь командиром САУ стал наводчик по вертикали, который получил собственный люк в крыше рубки (люк в лобовом листе был аннулирован для увеличения снарядостойкости). Для обзора местности командир получил артиллерийский разведывательный перископ (на манер подлодки), который мог выдвигаться в специальном стакане. Кроме того, командирский люк СГ-122 «улучшенной» оборудовался креплением для перископической панорамы.

3. Из-за того, что раздвижной люк панорамного прицела часто заедало при испытаниях от тряски, на новой машине он был заменен на распашной двустворчатый.

Читать еще:  Статьи Су-20 и Су-22 - истребители-бомбардировщики

4. Бортовые амбразуры для стрельбы из личного оружия немецкого типа были аннулированы. Вместо них приняли бортовые амбразуры ОГК НКТП, разработанные для «76-мм штурмового орудия поддержки» завода № 37, которые были к тому же более удачно размещены. Через них можно было вести огонь не только из «нагана», но даже из ТТ и ППШ, поскольку диаметр отверстия амбразуры был значительно больше прежних.

5. Орудийная установка была облегчена. Для упрощения заряжания орудие было дополнено откидным лотком. Над казенной частью орудия на крыше разместили электрический вытяжной вентилятор.

6. Для увеличения запаса хода на надгусеничных полках САУ разместили коробчатые топливные баки от танков БТ и Т-34. Переоснастили ЗИП и шанцевый инструмент, максимально использовав в нем отечественные компоненты.

7. Радиостанция была перенесена с левого борта на правый и размещена внутри рубки, а бортовую коробку ликвидировали для упрощения производства. Для лучшей стойкости бортов им рекомендовалось впоследствии придать наклон в 10-20°.
Специально по заказу завода № 592 для новой (улучшенной) СГ-122 Уралмаш разработал и отлил бронемаску орудия, которая была более приспособлена для серийного выпуска, чем прежняя, а также лучше защищала от пуль и осколков. Это позволило обойтись без громоздких боковых щитов, затруднявших обслуживание машины и перегружавших передние опорные катки.

В сентябре 1942 года завод получил заказ на 10 машин «улучшенной» конструкции, который, скорее всего, выполнен не был ввиду отсутствия необходимого количества исправных шасси и броневого проката. Интересно отметить, что сотрудники завода № 592 утверждают, что отгрузка СГ-122 началась уже в марте 1942 года, и при этом отмечают, что заводиться немецкие моторы на мартовских морозах отказывались и механикам приходилось заливать в карбюраторы горящий бензин, чтобы реанимировать их. Но я считаю, что это скорее относится к марту следующего (1943) года, когда на фронт начали отгружать СУ-С-1, более известные под обозначением СУ-76И.

Сегодня нет точных данных о количестве изготовленных СГ-122, но вместе с StuG III, перевооруженными 76-мм пушками, до конца 1942 года заводом их было сдано 8 шт., а также 2 опытные машины были изготовлены на шасси трофейных танков PzKpfw III и PzKpfw IV. К 15 ноября 1942 года на артиллерийском полигоне под Свердловском имелось три СГ-122, из них две на шасси штурмовых орудий. Одна из двух «улучшенных» СГ-122 на шасси танка PzKpfw III 5 декабря была доставлена на Гороховецкий полигон для сравнительных Государственных испытаний с У-35 (будущей СУ-122) конструкции Уралмашзавода.

По их результатам заказ на 122-мм самоходные гаубицы на 1943 год заводу № 592 был отменен, а 11 февраля 1943 года все изготовленные САУ (в том числе и опытные), хранившиеся на территории завода, приказом по НКВ были переданы в распоряжение начальника бронетанкового управления для формирования учебных танко-самоходных подразделений.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

СГ-122(А)

122-мм самоходка на безе немецкого Артштурма

StuG III Артштурм – базовое шасси для СГ-122(А)

Когда после успешного контрнаступления советских войск под Москвой по нашу сторону линии фронта скопилось довольно значительное количество немецких танков Pz.III и созданных на его базе штурмовых орудий StuG III Артштурм , возник вопрос, почему бы не использовать их в боевых действиях против бывших хозяев. Однако боевое применение трофейной машины как правило заканчивалось в тот момент, когда заканчивался захваченный вместе с танком боезапас. Противник же явно не торопился поставлять нам танковые боеприпасы.

Выход из такой ситуации напрашивался сам собой: перевооружить трофейные танки нашими пушками.

Поэтому распоряжением техсовета Наркомата Вооружения от 21 декабря 1941 года всем предприятиям Наркомата предписывалось в срок до 1 февраля 1942 года разработать свои предложения по перевооружению трофейных боевых машин с целью их дальнейшего использования на службе в Красной Армии.

Читать еще:  Исторические сведения Ми-1 - многоцелевой вертолет

А уже в апреле 1942 года в конструкторским бюро мытищинского завода № 592, до войны выпускавшего вагоны метропоездов, и в сентябре 1941 года переориентированного на ремонт танков, в инициативном порядке разработали самоходно-артиллерийскую установку со 122-миллиметровой гаубицей М-30 на базе шасси от трофейного Артштурма .

Выбор в пользу М-30 оказался далеко не случайным. Армии срочно требовалось мобильное средство поддержки пехоты, способное уничтожать полевые укрепления, работать по площадям и, в случае необходимости, бороться с бронетехникой противника, и М-30 для этих целей подходила как нельзя лучше. Кроме того, на ремонтных базах имелось значительное количество таких гаубиц, у которых, вследствие боевых повреждений, не было колёс, щитков или передков.

Проект, разработанный под руководством инженера Каштанова, отличался простотой конструкции.

Чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию, было решено создать лёгкую самоходно-артиллерийскую установку непосредственной поддержки пехоты.

Поскольку 122-мм гаубица в не помещалась в стандартную немецкую рубку, её пришлось демонтировать. Боевая рубка советского проекта была заметно выше и обладала следующим бронированием: лоб – 45 мм, борта – по 35 мм, корма – 25 мм, крыша – 20 мм. Для необходимой прочности горизонтального стыка она была усилена снаружи и изнутри накладками толщиной около 6-8 мм. Для высадки и посадки экипажа имелись два прямоугольных люка, один из которых находился в задней части рубки, а второй был сделан в лобовом бронелисте справа.

Основной боекомплект гаубицы размещался по бортам САУ, а несколько снарядов «оперативного использования» – на дне позади гаубичного станка. Как и на немецкой САУ экипаж СГ-122(А) состоял из 5 человек: механика-водителя, командира (он же наводчик по горизонтали), заряжающий (он же радист), наводчик по вертикали и заряжающий. Столь необычный состав был обусловлен особенностями использовавшейся артсистемы, которая помимо раздельного заряжания имела ещё и раздельную наводку. Оптику пришлось использовать отечественную (для стрельбы с закрытых позиций использовался панорамный прицел) а вот радиостанцию оставили немецкого типа. Скорее всего это была FuG5, обеспечивающая радиус действия телеграфом 9,4 км, а телефоном, то есть голосовую – 6 км.

В моторном отделении устанавливался карбюраторный четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель «Майбах» HL120TRM жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с. (221 кВт) с двумя карбюраторами «Солекс». Пуск двигателя производился с помощью электростартера «Бош» типа BNG мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) или вручную – с помощью инерционного стартера. В системе зажигания использовалось магнето «Бош» типа I012L14 или отечественного производства БСМ-12Ш. Для доступа в моторное отделение в его крыше были сделаны четыре люка, закрываемые броневыми крышками. Емкость основного топливного бака составляла 320 л, запасных – 120 л. Запас хода машины по шоссе с использованием только основного топливного бака достигал 180 км. В состав механической трансмиссии входили: трехдисковый главный фрикцион сухого трения, механическая шестиступенчатая коробка передач (шесть передач переднего хода и одна передача заднего хода) фирмы «Майбах», одноступенчатые планетарные механизмы поворота с опорными тормозами, поперечные карданные валы, тормоза управления и бортовые редукторы. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью вала трансмиссии, проходившего через боевое отделение. Коробка передач ZF «Афон» SSG77 (двухвальная, с шестернями постоянного зацепления); планетарные механизмы поворота с опорными тормозами; поперечные карданные валы; тормоза управления и приводы управления самоходной установкой размещались в совмещенном отделении управления и трансмиссии. Подвеска машины – индивидуальная торсионная, ограничители хода балансиров для всех опорных катков – резиновые, гидравлические амортизаторы устанавливались на крайних узлах. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами, двенадцать двухскатных опорных и шесть двухскатных поддерживающих катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и две гусеницы с шириной трака 380 мм. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. Источниками электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи емкостью 128 А•ч или 144 А•ч и генератор «Бош» типа GTW мощностью 600 Вт с реле-регулятором. Для внешней радиосвязи на самоходной установке использовалась штатная немецкая радиостанция, которая размещалась в специальной нише в боевом отделении, образованной за счет приварки броневой коробки на левой надгусеничной полке к борту корпуса машины. За броневой коробкой на борту корпуса размещался антенный ввод со специальным поворотным устройством, обеспечивавшим укладку антенны вдоль борта машины.

Читать еще:  Файлы Су-15 - истребитель-перехватчик

СГ-122

СГ-122 — средняя по массе советская самоходная артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц на базе захваченных Красной Армией немецких танков Pz Kpfw III и ПТ-САУ StuG III. Производство машин этой марки пытались развернуть Мытищинском Машиностроительном Заводе № 37 в конце 1942 — первой половине 1943 года; они вооружались 122,4-мм гаубицей М-30. Сегодня нет точных данных о количестве изготовленных СГ-122, но вместе со StuG III, перевооружёнными 76-мм пушками, до конца 1942 года заводом их было сдано 8 шт.; кроме того, две опытные машины были изготовлены на шасси трофейных танков PzKpfw III и PzKpfw IV. К 15 ноября 1942 года на артиллерийском полигоне под Свердловском имелось три СГ-122, из них две — на шасси штурмовых орудий. Одна из двух «улучшенных» СГ-122 на шасси танка PzKpfw III 5 декабря была доставлена на Гороховецкий полигон для сравнительных Государственных испытаний с У-35 (будущей СУ-122) конструкции Уралмашзавода.

Из-за запуска в серию равноценной по вооружению отечественной СУ-122 их производство было скоро прекращено. Всего было выпущено около 20 самоходок СГ-122.

Источники информации

  • Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг. — М .: ООО Издательский центр «Экспринт», 2005. — 48 с. — ISBN 5-94038-079-4

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «СГ-122» в других словарях:

122-мм гаубица образца 1910/30 годов — Калибр, мм 121,92 Экземпляры до 5900 Расчёт, чел. 7 … Википедия

122-мм гаубица образца 1909/37 годов — Калибр, мм 121,92 Экземпляры до 900 Расчёт, чел. 3 (7?) … Википедия

122-мм самоходная артиллерийская установка СУ-122 — 1942 Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия

122 mm gun M1931/37 (A-19) — 122 mm gun M1931/37 (A 19) … Wikipedia

122. Infanterie-Division (Wehrmacht) — 122. Infanterie Division Truppenkennzeichen Aktiv 7. Oktober 1940–8. Mai 1945 … Deutsch Wikipedia

122-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 — 1944 Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия

122-mm-Kanone M1931/37 (A-19) — Die 122 mm Kanone M1931/37 (A 19) (russisch 122 мм пушка обр. 1931/37 гг. (А 19)) war eine sowjetische schwere Feldkanone mit einem Kaliber von 121,92 mm, die während des … Deutsch Wikipedia

122-мм гаубица Д-30 — Тип: гаубица Страна … Википедия

122-mm-Haubitze M1909/37 — Die 122 mm Haubitze M1909/37 (russisch 122 мм гаубица обр. 1909/37 гг.) war eine sowjetische mittlere Feldhaubitze mit einem Kaliber von 121,92 mm, die während des Zweiten Weltkrieges verwendet wurde. Sie war eine Modernisierung der russischen… … Deutsch Wikipedia

122-mm-Haubitze M1910/30 — Die 122 mm Haubitze M1910/30 (russisch 122 мм гаубица обр. 1910/30 гг.) war eine sowjetische mittlere Feldhaubitze mit einem Kaliber von 121,92 mm, die während des Zweiten Weltkrieges verwendet wurde. Sie war eine Modernisierung der russischen… … Deutsch Wikipedia

122-mm-Kanone M1931 (A-19) — Die 122 mm Kanone M1931 (A 19) (russisch 122 мм пушка обр. 1931 г. (А 19)) war eine sowjetische schwere Feldkanone mit einem Kaliber von 121,92 mm, die während des Zweiten Weltkriegs verwendet wurde. Sie wur … Deutsch Wikipedia

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector