2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы С-25 «Беркут» — зенитно-ракетный комплекс

Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы

Во второй половине сороковых годов авиаконструкторы ведущих стран занялись созданием новых самолетов с реактивными двигателями. Новый тип силовой установки позволял в разы повысить характеристики летательных аппаратов. Появление и активное развитие реактивной авиации стало поводом для беспокойства конструкторов зенитных систем. Новейшие и перспективные зенитные орудия уже не могли эффективно бороться со скоростными высотными целями, что требовало применять иной подход к созданию средств противовоздушной обороны. Единственным выходом из сложившейся ситуации были управляемые ракеты.

Военное и политическое руководство СССР прекрасно понимало риски, связанные с развитием бомбардировочной авиации, результатом чего стало соответствующее постановление Совмина. Документом от 9 августа 1950 года требовалось в кратчайшие сроки создать зенитный ракетный комплекс, способный обеспечить эффективную противовоздушную оборону крупного города. Первым защищенным объектом должна была стать Москва, а в дальнейшем предполагалось развернуть систему противовоздушной обороны Ленинграда. Головным исполнителем работ было назначено Специальное бюро №1 (СБ-1), ныне ГСКБ «Алмаз-Антей». Руководителями проекта стали С.Л. Берия и П.Н. Куксенко. По первым буквам фамилий руководителей проект получил название «Беркут». Для разработки различных элементов перспективного ЗРК к проекту были привлечены несколько других организаций.

В соответствии с ранними вариантами проекта, в состав ЗРК «Беркут» должны были входить несколько основных элементов. На расстоянии около 25-30 и 200-250 км от Москвы предлагалось разместить два кольца системы радиолокационного обнаружения. Основой этой системы должны были стать станции «Кама». Для управления зенитными ракетами должны были использоваться два кольца РЛС наведения Б-200. Поражать самолеты противника предполагалось при помощи управляемых ракет В-300. Стартовые позиции ракет должны были располагаться вблизи радиолокационных станций наведения.

По имеющимся данным, в комплекс «Беркут» предполагалось включить не только ракетный, но и авиационный компонент. В течение некоторого времени велась разработка самолета-перехватчика на базе бомбардировщика Ту-4. Перехватчик должен был нести ракеты «воздух-воздух» Г-300. Разработка авиационной составляющей системы «Беркут» прекратилась на ранних стадиях проекта. По некоторым данным, на базе Ту-4 также предполагалось создать самолет дальнего радиолокационного обнаружения. По-видимому, этот проект так и остался на стадии предварительных исследований.

В соответствии с техническим заданием, ЗРК «Беркут» должен был обеспечивать оборону Москвы от массированного налета авиации противника. Максимальное количество самолетов, участвующих в налете, задавалось на уровне 1000 единиц. Ракеты комплекса должны были поражать цели, летящие со скоростью до 1200 км/ч на дальности до 35 км и высотах 3-25 км. Выполнение подобных требований позволяло гарантированно защитить столицу от любого массированного налета с использованием современных и перспективных дальних бомбардировщиков вероятного противника.

В состав ЗРК «Беркут» должна была войти управляемая ракета В-300. Разработку этого боеприпаса поручили ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Техническое задание требовало создать ракету со стартовой массой не более 1000 кг, способную поражать цели на дальности до 30 км и на высотах до 25 км. Уже первые расчеты показали, что существующий уровень развития науки и техники не позволит выполнить такие требования. При промахе около 50-75 метров (такими были возможности предлагаемой аппаратуры управления) требовалась боевая часть массой не менее 250-260 кг. Еще 170 кг весила аппаратура, из-за чего на конструктивные элементы ракеты, двигатель и топливо оставалось чуть более 500 кг. Все это не позволяло выполнить заданные требования по дальности и высоте поражения целей.

Гарантированное соответствие ракеты требованиям обеспечивалось только при стартовом весе свыше 3,5 тонны. Получив одобрение, сотрудники ОКБ-301 начали разработку двух вариантов ракеты В-300. Первый вариант предусматривал создание одноступенчатой ракеты со стартовым весом 3,4 тонны и продолжительностью полета 60 секунд. Кроме того, предлагалась двухступенчатая ракета с твердотопливным ускорителем (1,2 т) и маршевой ступенью весом около 2,2 т. По результатам сравнения был выбран вариант с одной ступенью.

Готовая ракета В-300 (заводской индекс «изделие 205») имела общую длину около 11,45 м, корпус диаметром 650 мм и стартовый вес 3,58 т. Одноступенчатое изделие выполнили по аэродинамической схеме «утка». В носовой части ракеты имелись Х-образные воздушные рули, в средней – Х-образные крылья с элеронами. В хвосте ракеты предусмотрели дополнительные газовые рули, необходимые для управления в первые секунды полета. Жидкостный двигатель для ракеты В-300 разрабатывался в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.И. Исаева. Двигатель развивал тягу до 9000 кг. Для упрощения конструкции ракеты двигатель оснастили вытеснительной системой подачи топлива с воздушным аккумулятором давления.

Ракета ЗРК «Беркут» оснащалась радиокомандной системой управления. Наземные элементы комплекса должны были следить за движением цели и ракеты, обрабатывать полученные сведения и вырабатывать команды для управляемого боеприпаса. Ракету В-300 оснастили осколочно-фугасной боевой частью Е-600, способной поражать цели на дистанции до 70-75 метров. Боевую часть оборудовали неконтактным радиовзрываетелем. Известно о разработке кумулятивной боевой части.

Ракета должна была стартовать вертикально, используя специальную пусковую установку. Стартовый стол для управляемых ракет представлял собой сравнительно простую металлическую конструкцию с набором креплений для ракеты. Наземная аппаратура и ракета соединялись кабелем через быстросбрасываемый разъем. Устанавливаться на стартовый стол ракета должна была при помощи специальной транспортной тележки с подъемным механизмом.

Для обнаружения воздушных целей могли использоваться любые имеющиеся в войсках радиолокационные станции. Сопровождение целей и наведение ракет должно было осуществляться при помощи РЛС Б-200. Характерной чертой станции Б-200 стали антенны многоугольной формы. Антенны состояли из двух трехгранных формирователей луча. РЛС Б-200 оснащалась двумя такими антеннами: азимутальной и угломестной. Первая из них имела ширину 8 м, вторая – 9 м. Постоянно вращаясь, каждая из антенн сканировала сектор шириной 60°. Ширина луча составляла 1°.

РЛС Б-200 также обозначалась аббревиатурой ЦРН – «Центральный радиолокатор наведения», поскольку предназначалась для управления зенитной ракетой. ЦРН имел 20 стрельбовых каналов, каждый из которых был выполнен в виде отдельного блока счетно-решающей аппаратуры. Стрельбовые каналы каждой РЛС Б-200 были сведены в четыре группы, каждая из которых оснащалась своей антенной передачи команд.

В конце июля 1951 года – чуть менее чем через год после начала работ – на полигоне Капустин Яр состоялся первый запуск ракеты В-300. Опытные изделия запускались в вертикальном положении со стартового стола. Первые три испытательных запуска предназначались для проверки работы систем ракеты на начальных стадиях полета. Три раза подряд опытные ракеты нормально поднимались со стартового стола, своевременно сбрасывали газовые рули, а также показывали характеристики, соответствующие расчетным. Следующие пять тестовых запусков предназначались для отработки системы склонения в вертикальной плоскости при помощи газовых рулей. В этой серии только второй пуск прошел без каких-либо проблем.

Читать еще:  Рисунки РГД-5 - ручная наступательная граната



Изучение результатов испытательных пусков позволило установить, что виновниками четырех неудач на испытаниях были аппаратура ракеты и наземные кабельные линии. В конце августа и начале сентября 51-го года системы ракеты В-300 были испытаны на стенде завода №301, что позволило вскоре возобновить летные испытания. С 19 сентября до 5 октября провели еще 10 испытательных пусков. В ноябре-декабре провели последнюю серию тестовых запусков первого этапа летных испытаний. Из 12 запущенных ракет 4 несли полный комплект аппаратуры, а 2 оснащались радиовзрывателями. Серия из 12 пусков обошлась без серьезных проблем, но доводка ракеты продолжилась.

Четвертая, пятая и шестая серии пусков, осуществленные в 1952 году, имели своей целью отработку различных элементов оборудования ракеты, в первую очередь радиоэлектронных систем. До конца 52-го года были проведены еще две серии пусков, в которых использовалась РЛС наведения Б-200. В девятой и десятой сериях тестовых запусков (1953 г.) использовались ракеты, произведенные серийными заводами. Результатом десяти серий испытательных пусков стала рекомендация к началу серийного производства новой ракеты и прочих элементов нового зенитного комплекса «Беркут».

Серийное производство ракет В-300 велось на заводах №41, №82, и №464. До конца 1953 года промышленность успела изготовить свыше 2300 ракет. Вскоре после появления приказа о начале серийного производства проект «Беркут» получил новое обозначение – С-25. Новым руководителем проекта стал А.А. Расплетин.

В конце весны 1953 года прошли новые испытания, целью которых было определение реальных характеристик зенитной ракетной системы. В качестве мишеней использовались переоборудованные самолеты Ту-4 и Ил-28. При атаке мишеней типа Ту-4 зенитчики одновременно обстреливали по две цели. Один из переоборудованных бомбардировщиков был подбит первой ракетой, а вторая подорвалась рядом с горящей мишенью. На уничтожение трех других самолетов понадобилось от одной до трех ракет. При стрельбах по мишеням Ил-28 один самолет был уничтожен одной ракетой, три других – двумя.

Развертывание противовоздушной обороны Москвы на основе ЗРК С-25 оказалось чрезвычайно сложной задачей. Для обеспечения наиболее эффективной работы системы было решено создать вокруг столицы два кольца обороны: одно в 85-90 км от центра Москвы, другое – в 45-50 км. Внешнее кольцо предназначалось для уничтожения основной массы атакующих самолетов противника, а внутреннее должно было сбивать прорвавшиеся бомбардировщики. Строительство позиций для ЗРК С-25 велось с 1953 по 1958 год. Вокруг Москвы были построены две кольцевые автодороги и разветвленная дорожная сеть, предназначавшиеся для обслуживания зенитных систем. В общей сложности вокруг Москвы было развернуто 56 зенитно-ракетных полков: 22 на внутреннем кольце и 34 на внешнем.

Позиции каждого из 56 полков позволяли развернуть 60 пусковых установок с зенитными ракетами. Таким образом, одновременно на дежурстве могли находиться 3360 ракет. При использовании трех ракет на одну цель система ПВО С-25 была способна отразить атаку тысячи вражеских самолетов. По некоторым данным, каждый полк располагал тремя ракетами В-300 со специальной боевой частью мощностью 20 килотонн. Такая ракета могла гарантированно уничтожить все самолеты противника в радиусе 1 км от точки подрыва и серьезно повредить находящиеся на большем удалении.

В середине шестидесятых годов ЗРК С-25 прошел крупную модернизацию, в результате которой к его названию добавилась литера «М». Крупнейшим доработкам подвергся центральный радиолокатор наведения Б-200. Все использованные на нем электромеханические приборы были заменены электронными. Это положительным образом сказалось на характеристиках РЛС наведения. Кроме того, ЗРК С-25М получил обновленную ракету с новым радиоэлектронным оборудованием. Новая ракета могла поражать цели на дальностях до 40 км и высоте от 1,5 до 30 км.

7 ноября 1960 года ракету В-300 впервые показали широкой общественности. Несколько изделий этого типа провезли на тягачах по Красной площади. До середины восьмидесятых годов ракеты В-300 присутствовали на каждом военном параде. За два с лишним десятилетия в полки ПВО, защищавшие Москву, было поставлено более 32 тыс ракет В-300. В течение длительного времени эти изделия оставались самым массовым типом управляемых ракет в СССР.

Создание комплекса С-25 «Беркут» и развертывание системы противовоздушной обороны Москвы на его основе стало первым успешным отечественным проектом в области зенитных ракетных систем, а ракета В-300 стала первым советским серийным изделием своего класса. Как и любая первая разработка, ЗРК С-25 имел некоторые недостатки. Прежде всего сомнения вызывала устойчивость комплекса к средствам радиоэлектронной борьбы, появившимся вскоре после его постановки на вооружение. Кроме того, неоднозначным решением было равномерное распределение ракет вокруг Москвы без учета повышенных рисков атаки с северного и западного направлений. Наконец, развертывание системы ПВО крупнейшего в стране города было чрезвычайно дорогим проектом. Изначально предполагалось построить две системы ПВО на основе комплекса С-25: вокруг Москвы и вокруг Ленинграда. Тем не менее, колоссальная стоимость проекта в итоге привела к тому, что на дежурство заступила лишь одна такая система, а строительство второй отменили.

Ракеты В-300 и их модификации защищали небо Москвы и Подмосковья до восьмидесятых годов. С появлением новых комплексов С-300П устаревшие системы начали постепенно снимать с дежурства. К середине восьмидесятых годов все полки ПВО Москвы перешли на новую технику. Большая эффективность новых радиолокационных станций и зенитных систем, а также развитие противовоздушной обороны всей страны, позволили обеспечить более эффективную защиту столицы и близлежащих районов.

Файлы С-25 «Беркут» — зенитно-ракетный комплекс

С-25 «Беркут». В конце 40-х и начале 50-х годов Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих программ на начальном этапе «холодной» войны, которая уступала только программе разработки ядерного оружия. В условиях угрозы со стороны стратегических бомбардировочных сил США и Великобритании И. В. Сталин распорядился о создании ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети, для отражения возможных массированных воздушных атак на Москву. За московской системой в 1955 г. последовала вторая программа, имевшая целью защиту Ленинграда.

ЗРК С-25 Беркут — видео

После окончания второй мировой войны Советский Союз приступил к программе использования захваченных военных немецких технологий. Особый интерес был проявлен к радиолокационной технологии и противосамолетным ракетам. После предварительного изучения многих типов германских ракет было решено остановиться на ракетах типа «Schmetterling» и «Wasserfall». На их базе специалистами НИИ-88 были разработаны ракеты Р-101 и Р-105. испытания которых начались в 1948 г. Однако оба типа ракет проявили недостаточную боевую эффективность, а советской программе были свойственны те же проблемы, что и Германии: чрезмерная концентрация внимания на конструкции ракеты и недостаточное, внимание более критическим технологическим проблемам, связанным с радиолокационной системой и системой управления (наведения). Одновременно другие советские КБ, усиленные немецкими инженерами, исследовали ключевые технологии. В частности, в НИИ-885 (г. Монино Московской области) была разработана полуактивная радиолокационная ГСН для зенитных ракет, в которой использовался для подсветки цели радар SCR-584, полученный по «лендлизу».

В августе 1950 г. задача разработки московской системы ПВО. базирующейся на зенитных ракетах, была возложена на московское СБ-1. Главными конструкторами системы были назначены С. Берия (сын J1. Берия) — известный в стране радиоспециалист и П. Куксенко, ранее репрессированный. Система получила наименование «Беркут» (по начальным буквам фамилий разработчиков).

Читать еще:  Фотографии Су-20 и Су-22 - истребители-бомбардировщики

Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут» (SA-1 «Guild» по классификации США/НАТО) предназначалась для обороны Москвы от воздушных налетов, в которых могло участвовать до 1000 бомбардировщиков. В соответствии с тактико-техническими требованиями необходимо было разработать Центр управления, который обеспечивал бы нацеливание ракет на 20 бомбардировщиков, совершающих полет на скорости до 1200 км/ч на дальностях до 35 км и на высотах от 3 до 25 км. Работы по системе «Беркут» были распределены между несколькими специальными КБ. ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка ассоциированной ракеты В-300 (заводской индекс «205»). В ней широко использовались германские технологии, но она отличалась от предыдущей системы Р-101.

Ракета В-300 была одноступенчатой, выполненной по аэродинамической схеме «утка»: воздушные рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях впереди двух крыльев, установленных в тех же плоскостях на средней части корпуса. Цилиндрический корпус диаметром 650 мм расчленялся на 7 отсеков. В хвостовом устанавливался четырехкамерный ЖРД Ш9-29 с вытеснительной системой подачи, развивавший тягу 9000 кг. На специальной ферме в хвостовой части корпуса крепились газовые рули. Стартовая масса ракеты — 3500 кг. Старт ЗУР производился вертикально со специального пускового стола.РЛС Б-200 обеспечивала сопровождение как цели, так и ракеты, и выдавала на ракету команды управления. Антенные системы РЛС Б-200 осуществляли сканирование пространства в азимутальной и угломестной плоскостях. РЛС измеряла три координаты, необходимые для формирования команд управления ракетой. Ракета была оснащена неконтактным взрывателем, который срабатывал на конечной фазе перехвата, система не имела возможности подрыва по команде. Осколочно-фугасная боевая часть Е-600 должна была поражать самолет противника с расстояния до 75м.

Испытательные пуски ракет В-300 начались в июне 1951 г., т. е. менее чем через год после начала программы. В течение года на ракетном полигоне Капустин Яр было запущено около 50 указанных ракет. Начальные пуски были связаны главным образом с аэродинамическими и компонентными испытаниями, поскольку РЛС Б-200 не была доставлена на полигон Капустин Яр до конца 1952 г. Испытания системы в полном составе начались в мае 1953 г., когда бомбардировщик Ту-4 был сбит ракетой В-300 на высоте 7 км. Выбор типа цели был не случаен, самолет Ту-4 был копией американского Б-29, сбросившего атомные «бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Уточняющие серийные образцы ракет были испытаны в 1954 г., включая одновременный перехват 20 целей. После смерти И. В. Сталина в руководстве программы «Беркут» произошли значительные изменения. СБ-1 было выведено из подчинения КГБ, Берия был арестован, С. Берия снят с работы, а СБ-1 переименовано в КБ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Главный конструктор НИ И-108 А. Расплетин был переведен в КБ-1 и возглавил программу «Беркут», которая была переименована в программу С-25.

Под названием С-25 «Беркут» система была принята на вооружение и начато ее серийное производство и развертывание. Наиболее дорогостоящим элементом системы были пусковые позиции и необходимая дорожная сеть. Было решено создать вокруг Москвы два кольца ракетных полков: одно кольцо на расстоянии 85—90 км от центра города для нанесения решающего удара против бомбардировщиков, а другое — на расстоянии 45—50 км для уничтожения бомбардировщиков, прорвавшихся через первое кольцо. С целью обеспечения доступа к пусковым позициям были построены две кольцевые дороги. По оценкам американской разведки, на строительство этих дорог и пусковых позиций в 1953—1955 гг. было израсходовано годовое производство бетона.

Строительство началось летом 1953 г. и закончилось в 1958 г. На внутреннем кольце были развернуты 22 зенитных полка, а на внешнем — 34, т. е. всего 56 полков. Каждая пусковая позиция состояла из четырех функциональных секций-зон: пусковой, радиолокационной, административно-жилищно-технической и энергетической трансформаторной подстанции. На территории пусковой зоны площадью более 140 га имелась развитая сеть подъездных путей и 60 пусковых установок. На расстоянии примерно 1,5 км в бункере размещался командный пункт, занимающий территорию примерно 20 га. На территории пункта находилась РЛС В-200, включающая азимутальную РЛС и высотомер. В бункере была развернута основная БЭСМ и 20 постов управления. Каждый полк имел в своем составе около 30 офицеров и 450 рядовых. На каждом объекте находилось по три ракеты с- ядерной боевой частью, имеющей тротиловый эквивалент около 20 кт. Такая ракета могла уничтожать все цели, находящиеся в радиусе 1 км от точки подрыва и должна была применяться в случае массированных налетов с применением носителей ядерного оружия.

Конфигурация позиции позволяла полку поражать 20 целей одновременно. По-видимому, на первом этапе каждый полк мог обстреливать 20 целей 20 ракетами В-300. После усовершенствования системы обстрел мог вестись тремя ракетами по одной цели, что значительно увеличило вероятность поражения. В дополнение к пусковым позициям 56 полков были построены шесть оборонных зон вдоль внутренней кольцевой дороги. Позиции системы С-25 поддерживались большим количеством РЛС системы ПВО страны, которые обеспечивали раннее предупреждение и первоначальную информацию по целям. Специально для этих целей НИИ-224 была разработана обзорная РЛС А-100. но могли использоваться и другие РЛС дальнего обнаружения. Развертывание системы С-25 совпало с существенным ростом радиолокационной сети ПВО, в частности, в период 1950—1955 гг. производство радиолокационных средств увеличилось в четыре раза.

Два кольца ЗРК С-25 «Беркут» вокруг Москвы радиусом 50 и 90 км

Серийное производство системы С-25 «Беркут» началось в 1954 г. К 1959 г. было произведено всего примерно 32 тысячи ракет В-300. Это в 20 раз превышало масштабы строительства баллистических ракет за тот же период. Впервые ЗУР В-300 открыто показали на параде 7 ноября 1960 г. Система С-25 по масштабам и времени строительства была примерно сравнима с американской системой Nike-Ajax. В США было произведено 16 тысяч ракет и развернуто 40 дивизионов, в СССР — 32 тысячи и развернуто 56 полков. Первый дивизион системы Nike-Ajax был развернут недалеко от Вашингтона в декабре 1953 г., несколько раньше, чем в Московском округе ПВО. Большие масштабы производства и развертывания системы С-25 в СССР частично объясняются более простой системой наведения, обеспечивающей перехват одной цели тремя ракетами для достижения приемлемого уровня поражения. Технические параметры обеих систем были примерно одинаковыми, дальность действительного поражения составляла 40—45 км. Однако ракета В-300 была в три раза тяжелее американской, частично из-за большей массы боеголовки, но главным образом — из-за использования менее эффективной одноступенчатой конструкции в отличие от двухступенчатой ракеты системы Nike-Ajax. В обоих случаях эти системы были быстро заменены более сложными: Nike-Hercules в США и С-75 «Двина» в СССР.

Как и многие первые ракетные системы оружия, система С-25, которую Н.С. Хрущев называл «московский частокол», имела очевидные недостатки еще на стадии развертывания. Средства системы были равномерно распределены по периферии Москвы без усиления наиболее вероятных направлений нападения (Северного и Западного). Недостаточная плотность огня могла не предотвратить прорыва превосходящих сил или оборона могла быть прорвана еще до подхода основных сил бомбардировочной авиации. Хотя система никогда не использовалась в боевом режиме, нет оснований считать, что С-25 была хорошо защищена от средств РЭБ. В то время как авиация США и Великобритании получила значительный боевой опыт использования средств РЭБ во время второй мировой войны и в Корее, в СССР они были в зачаточном состоянии. Это обусловливало слабую защиту системы С-25 от электронного подавления и других методов РЭБ. Выбор фиксированной конфигурации боевых позиций ограничивал развитие системы и ее усовершенствование. Огромные командные бункеры, приспособленные для размещения на них антенной системы РАС Б-200, ограничивали азимутальные возможности станции.

Читать еще:  Схемы Ил-76 - военно-транспортный самолет

Система С-25 могла поражать дозвуковые цели, летящие со скоростью до 1000 км/ч, хотя на. вооружении появились бомбардировщики со сверхзвуковой скоростью. И наконец, в середине 50-х годов в США и СССР были разработаны ракеты, запускаемые вне зоны поражения ПВО: американская AGM-28F «Hound Dog» и советская Х-20 (AS-3 «Kangaroo»). Они представляли угрозу, поскольку имели значительно меньшую отражающую РЛ-поверхность и могли запускаться за пределами зоны поражения системы С-25. Недостатки и большая стоимость системы С-25 стали причиной отказа от развертывания ее вокруг Ленинграда. Система С-25 состояла на вооружении почти 30 лет, хотя ее эффективность продолжала падать. В 80-х годах на смену ей пришла система С-300П.

Тактико-технические характеристики ЗРК С-25 Беркут

Годы эксплуатации: 1955 — 1982
— Принят на вооружение: 1955
— Конструктор: Головной разработчик — КБ-1

Характеристики системы образца 1955 года

— Скорость целей: 1500 км/ч
— Высота поражения: 5,0—15 км
— Дальность: 35 км
— Количество поражаемых целей: 20
— Количество ЗУР: 60
— Возможность поражения цели в помехах: нет
— Срок хранения ракеты: на пусковой установке — 0,5 года; на складе — 2,5 года

Характеристики после модернизации 1966 года

— Скорость целей: 4200 км/ч
— Высота поражения: 1500—30000 м
— Дальность: 43 км
— Количество поражаемых целей: 20
— Количество ЗУР: 60
— Возможность поражения цели в помехах: есть
— Срок хранения ракеты: на пусковой установке — 5 лет; на складе — 15 лет

Фото ЗРК С-25 Беркут

Вертикальная антенна станции Б-200 комплекса С-25 «Беркут» предназначена для обзора воздушного пространства в угломестной плоскости.

Зал управления комплексом С-25. В центре пульт старшего оператора, по бокам рабочие места операторов наведения и пуска, на заднем плане планшеты воздушной обстановки.

Нереализованная авиационная компонента Г-300 системы ПВО С-25 «Беркут».

Практически все знают, что первой зенитной ракетной системой, созданной в Советском союзе, была система ПВО С-25 Беркут . Однако мало кто помнит, что в рамках этого амбиционного проекта создавалась также и воздушная компонента системы перехвата. И речь в данной статье пойдет именно о ней. Авиационная компонента системы ПВО представляла собой самолет дальнего радиолокационного обнаружения и перехвата Г-310 с ракетами воздушного базирования Г-300 и радиолокационным комплексом Д-500 . Разработкой этой системы занималось КБ-1 совместно с ОКБ-301 Семена Лавочкина . По замыслу разработчиков воздушный компоненты системы С-25 должен был стать третьим эшелоном обороны Москвы, который необходимо было задействовать в случае если вражеские самолеты прорвались бы через два наземных кольца. Итоговый выбор в качестве самолета носителя воздушной компоненты пал на бомбардировщик Ту-4 . На этапе проработки проекта рассматривались и другие носители, в том числе бомбардировщик Ту-14 и один из нереализованных сверхзвуковых самолетов.

Самолет носитель Г-310.

Бомбардировщик Ту-4 оснастили четырьмя радиолокационными станциями системы » Тайфун » Д-500 с дальностью обнаружения около 40 километров, обеспечивающими обзор передней, задней, верхней и нижней полусфер. Главным конструктором РЛС стал возглавлявший НИИ-17 В.В. Тихомиров . Наведение ракет планировалось осуществлять по лучу РЛС . Помимо радиолокационных средств, самолет должен был нести 4 ракеты с расчетной дальностью в 40. 50 км. Для них изготовили специальные балочные держатели. Применение Ту-4 заодно упрощало и чисто конструкторскую задачу создания ракет «воздух-воздух» — к ним не предъявлялись жесткие массово-габаритные ограничения, свойственные вооружению истребителей. По результатам испытаний самолет достиг практического потолка в 9900 метров и максимальную скорость в 545 км/ч.

Изделие 210 и 211.

Для данной системы перехвата были разработаны два основных типа ракет. Ракета “ изделие 210 ” создавалась как уменьшенная копия ракеты В-300 системы ПВО С-25 с Х-образным расположением крыльев и с двумя РДТТ-ускорителями . Конструктивно она создавалась по аэродинамической схеме “ утка ” с размещением элеронов только на одной паре крыльев ракеты, расположенных в одной плоскости.

Состояла она из следующих отсеков: головной обтекатель с РЛ ГСН и радиовзрывателем, рулевой отсек с аэродинамическими рулям, осколочная боевая часть, баки с топливом, приборный отсек, двигатель. Для отработки систем управления ракет использовали летающие лаборатории Ту-2ЛЛ . После проведения первых испытаний в 1951 году было принято решение доработать ракету по другой схеме.

Однако и она не принесла ожидаемых результатов на новом этапе испытаний. Требовалось улучшение маневренности ракеты для быстрого и уверенного ввода в радиолуч наведения, улучшение силовой установки и применение нового боевого заряда. К 1952 году был разработан следующий вариант ракеты, получивший индекс “ Изделие 211 ”. Всего в 1952 г. заводом ОКБ-301 собрано 63 ракеты Г-300 / «изделие 211» .

Испытания комплекса перехвата.

В мае-июне 1952 г. начат первый этап летных испытаний самолета с макетами ракет » изделие 211 «. В октябре было проведено пять контрольных пусков ракет без аппаратуры радиоуправления. Параллельно с этим военное руководство страны начало прорабатывать планы развертывания частей перехватчиков Г-310 для несения ими боевого дежурства. Для эксплуатации самолета Ту-4 требовались аэродромы первого класса, поэтому в качестве таковых рассматривались аэродромы Чкаловский, Мигалово, Раменское и Дягилево. В январе 1953 года в ОКБ-301 были начаты работы по устранению недочетов, которые были выявлены в рамках первых этапов испытаний. Но из-за неготовности бортовой аппаратуры радионаведения испытания ракет » изделие 211 » в управляемом варианте так и не состоялись.

По приказу МАП СССР от 16 августа 1954 г. все работы по данному комплексу были прекращены. Несмотря на то что данная система перехвата так и не была доведена до логического завершения необходимый опыт в разработке подобных систем был получен. ОКБ-301 использовало эти наработки для создания ракет воздух-воздух К-15 , которыми планировалось вооружить перспективные реактивные истребители. С другой же стороны опытно-конструкторские работы по самолетам дальнего радиолокационного обнаружения в нашей стране прервались до конца десятилетия и были возобновлены почти с чистого листа на Ту-126 . Поэтому сложно однозначно судить о правильности принятых в то врем решений. Основы закладывались правильные, подкачала возможность технической реализации. Полноценный комплекс дальнего перехвата, который мог одновременно находить цели на большом расстоянии и поражать их был создан гораздо позднее- им стал перехватчик МиГ-31 с комплексом «Заслон» и управляемыми ракетами К-33 .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector