Файлы Проект 877 (636) «Палтус» — дизель-электрические подводные лодки
Все о дизельной подводной лодке “Варшавянка”
За всю историю существования человека на Земле прошли тысячи войн с применением летального оружия, которое совершенствовалось с каждым днем. Причем это касается не только наземного, но и воздушного, а также подводного оружия.
О последнем и будет рассказано в данной работе. Здесь будет собрана самая важная и интересная информация о подлодках проекта 636 и 877 «Палтус», или, более распространенное, «Варшавянка».
Немного истории
В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.
С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.
Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.
Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.
И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.
Внешний вид и устройство ПЛ «Варшавянка»
Идеально обтекаемая форма данной ДЭПЛ «Варшавянка» была спроектирована по результатам многочисленных тестов. Эксперименты с формой длились до появления подлодки такого же типа в США, названной «Алькабор», китообразный корпус которой был повторен в советской субмарине.
Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.
Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.
Подводная лодка типа «Варшавянка» имеет складные рули горизонтального управления спереди.
На носу лодки, который разделен на две палубы, расположены шахты торпедных аппаратов сверху и гидролокационная антенна, снизу, она служит для обнаружения целей. Двигаясь к корме, можно насчитать шесть отсеков.
После носовой части идут первые три отсека на три палубы.
В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.
Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.
Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.
Дизельная подводная лодка проекта «Варшавянка» оснащена двумя типами двигателей расположенных в трех последних отсеках. Так, в четвертом отсеке расположен дизельный мотор. В соседнем отделении установлен электрический агрегат, а в самом конце расположились силовые установки такого же типа, но меньшие по мощности. Их главная задача – обеспечение экономного хода.
Технические характеристики «Варшавянки»
Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.
При движении над водой субмарина может развивать скорость до 17 узлов максимально.
Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.
Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.
Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.
Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.
Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.
РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.
Вооружение ПЛ «Варшавянка»
Как упоминалось выше, данная ДЭПЛ проектировалась так, чтобы иметь перевес в дуэли. Для этого ее оснастили 6 торпедными аппаратами, запускающие 533 мм торпедоракеты.
В боезапасе имеется 18 торпед с шестью уже заряженными в ТА.
Еще можно взять на борт подводные мины в количестве 24 штуки.
Создатели учли и средства ПВО. Поэтому на ней есть выдвижной ПЗРК «Стрела-3» с восемью ракетами и четыре противокорабельные ракеты «Калибр».
Все это делает ПЛ проекта 877 и 636 особо опасными в бою.
Преимущества и недостатки перед АПЛ
Зная описание характеристик «Варшавянки», можно ее сравнить с теми же атомными подлодками.
Дизель-электрические двигатели – это не случайный выбор, т.к. эти агрегаты имеют ряд достоинств, превосходящих АПЛ. А именно:
- Тихий ход;
- Нет столь сильной нужды в охлаждении;
- Легки в обслуживании.
Скрытность – это все для подлодки, поэтому очень важно ее сохранять на должном уровне. Однако, такая задача почти невыполнима при шуме от работы атомного реактора на АПЛ, не говоря уже о высокой скорости распространения звуковых волн в воде. Так что ДЭПЛ с их малошумными силовыми установками смотрятся предпочтительней.
Атомные реакции, происходящие в реакторе АПЛ, сопровождаются сильными выбросами тепла.
При малоэффективном или недостаточном охлаждении он может повредиться, что таит угрозу не только для экипажа, но и для окружающей среды.
Поэтому для таких ПЛ жизненно важно сохранять рекомендованный температурный режим силовой установки. Для этого используется вода, которая создает характерный звуковой фон. Чего нельзя сказать о его конкурентах, ведь им достаточно хорошей вентиляции и радиаторов для работы.
Для технического обслуживания атомного реактора нужны познания в ядерной физике и многом другом. Это и осложняет, допустим, ремонт некритических повреждений. Дизельные двигатели внутреннего сгорания устроены гораздо легче, поэтому обслуживать их не составляет большого труда.
Основным недостатком ДЭПЛ является плохие, по сравнению с атомоходами, условия проживания экипажа. Речь идет не об удобстве расположения или питании людей на борту, а о развлечениях, которые отвлекают их от психологического давления долгого плавания.
Такой результат стал последствием уменьшения размеров для меньшей заметности.
Страны-покупатели ПЛ проекта 636 и 877
Основную долю производимых лодок данного типа использует Россия, что логично. В Черноморском флоте в строю стоят 6 «Варшавянок» последней модификации 636.3, а Тихоокеанские ВМС РФ готовятся получить столько же.
Среди иностранных покупателей следует отметить Китай, закупивший десяток ПЛ проектов 636 и 636М.
А еще вьетнамский флот использует 6 единиц 6363.1.
Из африканских стран особый интерес к субмаринам этой модели проявляет Алжир, имеющий две 636М и подписавший соглашение на закупку пары 636.1.
Интересные факты
Интересно, что вал семилопастного винта на хвосте вращается через деревянные втулки. В их изготовлении использовалась древесина бакаута, которая выделяла смолу по консистенции и действию похожей на смазку.
Такое решение позволяет пользоваться одними и теми же запчастями около 20 лет.
НАТО подлодки «Варшавянка» получили прозвище «Черная дыра» из-за своих тактико-технических характеристик, позволяющих бесшумно подкрадываться к цели и поражать ее наверняка.
Видео
Живучий «Палтус»: почему Россия делает ставку на дизельные субмарины?
Скрытно подойти к берегу, незаметно для противника заминировать фарватер или на несколько суток залечь на грунте — у компактных и малошумных дизельных подводных лодок хватает тактических преимуществ перед тяжелыми атомными. Костяк дизельного подводного флота ВМФ России сегодня составляют субмарины проектов 877 и 363.3 «Палтус». Даже самые возрастные из них командование не спешит пускать «на иголки», а стремится модернизировать и вернуть в боевой состав. В частности, сейчас решается судьба «Алросы» — подлодки Черноморского флота, которую после ремонта хотят отправить на Балтику. О том, в чем ее уникальность и почему дизельные подлодки в последние годы все более востребованы на флоте, — в материале РИА Новости
Вторая жизнь
«Алроса», долго остававшаяся единственной боеспособной подводной лодкой Черноморского флота, стоит теперь в Севастополе у стенки 13-го судоремонтного завода в ожидании модернизации. Как РИА Новости сообщили на днях в Оборонно-промышленном комплексе, на Балтику ее передадут не ранее 2020-го — впереди масштабный ремонт.
Окончательно вопрос выбора нового места службы все же решится после полного исследования корпуса на предмет усталости металла, состояния шумопоглощаемого покрытия и возможной коррозии. Судоремонтникам предстоит выполнить немалый объем работ, чтобы лодка соответствовала всем необходимым параметрам и требованиям современного подводного флота.
Что касается Балтийского флота, то сегодня в его составе числятся две субмарины проекта «Палтус» — «Выборг» и «Дмитров». Обе в почтенном возрасте. Первую планируется передать парку «Патриот» в Кронштадте вместе с эсминцем «Беспокойный» в качестве выставочных экспонатов. Второму кораблю уже более тридцати лет, и в настоящее время подлодка находится на ремонте на Кронштадтском морском заводе.
Тише воды
Главная особенность «Алросы» — водомет, установленный вместо лопастного гребного винта. Построенную по опытному проекту 877В субмарину спустили со стапелей завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1988-м. После испытаний лодка перешла внутренними водными путями на Черное море и в декабре 1990-го была включена в состав Черноморского флота.
Благодаря необычному движителю, «Алроса» — самая скрытная лодка из всех «Палтусов», и без того отличающихся предельно низким уровнем шумности. Водомет создает реактивную тягу за счет выталкиваемой струи воды и, в отличие от классического винта, производит существенно меньше шума. Такими устройствами оснащены, например, американские атомные субмарины Seawolf. Изначально планировалось, что ВМС США получат порядка тридцати таких лодок, но из-за дороговизны серию сократили до трех единиц.
«Лодке в 2004 году присвоили имя «Алроса», но названа она не в честь российской компании, которая взяла шефство над ней в начале нулевых, — на флоте не принято присваивать кораблям имена шефствующих организаций, — рассказал РИА Новости капитан 1-го ранга Михаил Славин, служивший на Черноморском флоте. — Ее назвали в честь небольшого поселка в Якутии. Компания действительно оказала большую помощь экипажу лодки и соединению подводных кораблей. Многие уроженцы Якутии проходили на ней службу. Но самое главное, «Алроса» в 1990-е помогла приобрести для субмарины новые дорогостоящие аккумуляторные батареи».
По его словам, судьба подлодки складывалась очень драматично, а проект водометного движителя, несмотря на все плюсы, продолжения так и не получил. Во многом потому, что подлодка вошла в состав флота в самые сложные для ВМФ России годы.
«Ее можно назвать символом тех кризисных лет — безвременья для русского флота и судостроительной отрасли. Причем «Алроса» была единственной на тот момент субмариной Черноморского флота. Ее эксплуатировали, что называется, в хвост и в гриву, в ходе многочисленных ремонтов толком не обслуживали, не проводили серьезной модернизации. Что касается возможного перебазирования, то для мелководной Балтики по характеристикам она подходит идеально. По-хорошему, ее изначально следовало туда отправить», — отмечает Славин.
В период раздела советского Черноморского флота между Россией и Украиной судьба «Алросы» решалась довольно болезненно. В 1992-м часть экипажа присягнула Украине и попыталась захватить корабль, но благодаря слаженным действиям остальных моряков уплыть «за бугор» ему не дали. В 1997-м лодка окончательно отошла Черноморскому флоту России.
Хищное семейство
Проект 877 «Палтус» зародился еще в начале 1970-х, когда конструкторам ЦКБ «Рубин» поставили задачу разработать новое семейство дизель-электрических подлодок со сниженным акустическим полем. Добиться высокого уровня скрытности кораблей удалось за счет применения малошумного оборудования, шумопоглощающего покрытия корпуса и целого комплекса технических решений для борьбы с возникновением и распространением акустических возмущений по корпусу. Андреевский флаг на борту первой лодки подняли в 1982-м.
«Палтусы» оснащены одновальной движительной установкой. Веретенообразный корпус практически идеален с точки зрения соотношения длины и диаметра. Система газоотвода при движении почти не оставляет следа за кормой. Большинство механизмов покрыты вибропоглощающими материалами и смонтированы на амортизаторах. Для снижения гидродинамического сопротивления носовые рули спрятаны внутри корпуса. Скорость — 17-19 узлов в подводном положении, запас хода — шесть тысяч миль, автономность плавания — 45 суток: для дизельных субмарин характеристики более чем достойные.
В итоге «Палтусы» получились компактными, живучими, глубоко автоматизированными и комфортными для экипажа, численность которого снизили до минимума — лодку обслуживают полсотни моряков. Всего по проекту 877 построили более четырех десятков кораблей, часть из которых пошла на экспорт.
Сегодня модернизированные «Палтусы» выпускаются под индексом 636.3. За бесшумность и скрытность в НАТО их прозвали «черными дырами». На вооружении ВМФ России стоят шесть таких лодок. Все базируются на Черном море.
Торжественная церемония спуска дизель-электрической подводной лодки проекта 636 «Варшавянка» «Колпино» на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге
Наряду с торпедами калибра 533 миллиметра главный ударный аргумент субмарин проекта 636.3 — новейшие крылатые ракеты «Калибр-ПЛ». Именно «Палтусы» стали первыми в истории современной России подводными кораблями, осуществившими боевые пуски крылатых ракет по реальным целям — в Сирии. Субмарины засекают цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник. «Палтусы» продолжают действовать в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.
Следующие шесть таких подлодок достанутся морякам Тихоокеанского флота. Первая поступит в 2019-м. При этом ранние модификации подлодок проекта 877 тоже в строю. В основном они сосредоточены на Тихоокеанском и Северном флотах.
О выдающихся характеристиках и высоком модернизационном потенциале подводных лодок проекта 877 «Палтус» говорит и то, что их охотно покупают на мировом рынке вооружений. Так, по десять подлодок приобрели Китай и Индия, шесть — Вьетнам, еще по несколько единиц — Иран и Алжир. Немало образцов осталось и в странах бывшего Варшавского блока.
Файлы Проект 877 (636) «Палтус» — дизель-электрические подводные лодки
Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).
Модернизации кораблей проекта 877 в 2012-2016гг.
1. Количество подводных лодок проекта: 24 + 19 экспорт + 1 достроена по проекту 636М
2. Изображение проекта:
вид сбоку первых ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-401 и Б-402)
вид сбоку серийных ПЛ 877 проекта
вид сбоку последних 8 ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-345)
вид сбоку ПЛ проекта 877В (ПЛ Б-871)
3. Состав проекта:
вступления в строй
ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» им. А.А. Жданова (9 + 8 экспорт + 1 достроена по проекту 636М)
18.07.1998 — пер. в Новосибирск, снято
2019 — утилизация
03.03.1997 — пер. в Вологда
2018 — утилизация
проект 877Э, в ВМФ СССР — Б-351
с 29.06.1986 ВМС Польши
27.12.1999 — пер. в Ярославль
постр. по пр. 877ЛПМБ
24.07.1990 — получила наим.
«Вологодский комсомолец», снято
31.05.2003 — пер. в Калуга
2012 — модернизирована
постр. по пр. 877В
05.01.2004 — пер. в АЛРОСА
ремонт и модернизация, план 2020?
02.08.1997 — пер. во Владикавказ
2015 — модернизирована
06.2001 — пер. в Магнитогорск
12.2000 — пер. в Липецк
в ВМФ СССР и России — Б-340
1994 снята со строительства
достроена по проекту 636М
с 10.2005 ВМС Китая
проект 877Э, в ВМФ СССР — Б-801
с 19.09.1986 ВМС Румынии
постр. по пр. 877ЭКМ
2010 — пер. в Дмитров
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-861
с 12.1986 ВМС Алжира
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-890
с 20.10.1987 ВМС Индии
2001 — модернизирована по пр. 08773
2017 — ремонт, план 2019
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-386
с 12.1987 ВМС Алжира
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-803
с 22.12.1988 ВМС Индии
2003 — модернизирована по пр. 08773
проект 877ЭКМ, в ВМФ России — Б-185
с 15.12.1994 ВМС Китая
проект 877ЭКМ, в ВМФ России — Б-188
с 05.09.1995 ВМС Китая
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (15)
19.03.2006 — пер. в Чита
14.12.2019 — затонула
07.2008 — пер. в Выборг
2019 — план в музей
2006 — получила наим.
«Святитель Николай Чудотворец»
выведена в резерв
30.12.1987 — получила наим.
«Комсомолец Таджикистана», снято
25.09.2013 — пер. в Нурлат
2015-2018 ремонт, план 2019?
19.03.2003 — пер. в Усть-Камчатск
19.03.2003 — пер. в Усть-Большерецк
15.07.2015 — получила наим.
«Комсомольск-на-Амуре»
2007 — пер. в Кранокаменск
2009 — пер. в Могоча
ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение, с 1992 — ФГУП «Адмиралтейские Верфи» (11)
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-888
с 30.04.1986 ВМС Индии
2005 — модернизирована по пр. 08773
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-898
с 12.06.1987 ВМС Индии
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-860
с 26.08.1988 ВМС Индии
1999 — модернизирована по пр. 08773
2019 — ремонт, модерн. для обучения
с 2019 ВМС Мьянмы
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-804
с 16.02.1989 ВМС Индии
2001 — модернизирована по пр. 08773
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-468
с 04.01.1990 ВМС Индии
2015 — модернизирована по пр. 08773?
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-597
с 08.03.1991 ВМС Индии
2007 — модернизирована по пр. 08773
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР — Б-175
с 22.11.1992 ВМС Ирана
проект 877ЭКМ, в ВМФ России — Б-224
с 06.06.1993 ВМС Ирана
проект 877ЭКМ, в ВМФ России — Б-220
с 25.11.1996 ВМС Ирана
проект 877ЭКМ, в ВМФ России — № 477
с 24.12.1997 ВМС Индии
2012 — модернизирована по пр. 08773
14.08.2013 — затонула, поднята
проект 08773, в ВМФ России — № 477
с 19.07.2000 ВМС Индии
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 877:
105, 132, 220, 332, 468(?), 597, экипаж ПЛ Б-340
— В зарубежных источниках упоминаются ПЛ Б-354, Б-425, Б-300 этого проекта. Очевидно это искаженные номера существующих ПЛ.
— В некоторых источниках указывается, что еще были заложены и разобраны по два корпуса ПЛ в г.Горьком (№612 и №613) и в г.Комсомольск-на-Амуре (№476 и №477)
4. История проекта:
В 70-е гг. было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения, которым предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Они должны быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, обладать совершенным радио, электронным, гидролокационным оборудованием. Поскольку такие корабли собирались поставлять нашим союзникам по Варшавскому договору, им, помимо обычного номера проекта 877, присвоили и имя собственное — «Варшавянка».
Их разработкой занимались конструкторы ЦКБ «Рубин» во главе с Ю.Н.Кормилицыным. Если лодки 641-го проекта традиционно были длинными и узкими, то наружный, легкий корпус «Варшавянки» выполнили веретенообразным, с отношением длины к ширине 7,3, с круглой, как у подводных атомоходов, конфигурацией носовой части. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным, несколько его моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне.
Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м — аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й — жилой, двухпалубный, на верхнем «этаже» размещены камбуз и каюты, а на нижнем — опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м — гребные электродвигатели, а в 6-м — электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.
Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьирует. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта, — готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3», для использования в надводном положении.
В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько – главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (130 л.с.) и пара 102-сильных резервных. Все они работают на один гребной винт, а он — 6-лопастной, со сниженными до 250 в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура — двух видов. Активная посылает импульсы и по эхо-сигналам определят, где находятся цели и каковы их характеристики. Однако при этом лодка в определенной степени демаскирует себя. Поэтому применяют и пассивный гидролокатор, который только вслушивается и фиксирует посылки чужих сонаров, ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост, изолированный от других отсеков.
Большинство механизмов снабжено вибро-поглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом, оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов.
Оценивая новую советскую лодку, британские специалисты отмечали, что многие ее особенности «свидетельствуют об обычном пристрастии к двухкорпусным конструкциям. Другим же ее характерным признаком являются длинная рубка с ограждением выдвижных устройств и расположение убираемых горизонтальных рулей перед ограждением рубки. Эти лодки стали первыми русскими одновальными, тогда как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру, класса «Танго» — даже три».
В 1979 г. на верфи в Комсомольске-на-Амуре начали строить головной корабль проекта, в сентябре 1982 г. он вступил в строй. Позже корабли этого проекта выпускали в Ленинграде, и на заводе «Красное Сормово». После того, как их в 1981 г. засекли иностранные наблюдатели, в НАТО им присвоили условное обозначение «Кило».
Строительство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался. Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ 877 проекта (далее все) оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из ЗПЛ с глубин до 250 метров. Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе. ПЛ получила низкооборотистые ГГЭД и ДЭХ (по сравнению с Б-401 и Б-402) и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее.
Восемь последних кораблей серии построили по несколько измененному проекту (в некоторых источниках 877М(?)). Благодаря увеличению корпуса на две шпации (600 мм х 2) на них смонтировали новые, более мощные (в 1,5 раза) ДГ, с усовершенствованной амортизацией платформы, низкооборотный ГЭД, якорь Холла убирающийся во внутрь (на предыдущих якорь-щит). Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное. Ресурс оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность кораблей.
ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).
Для союзников по Варшавскому договору (Польши и Румынии) построено по одной лодке по немного измененному проекту — 877Э.
На базе этого проекта были разработаны еще две модификации, на которых была обеспечена возможность эксплуатации механизмов и оборудования в тропических условиях: проект 877ЭК (экспортный капиталистический), а также проект 877ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный). Первый так и не был осуществлен, а по второму в период с 1983 по 2000 год в общей сложности было построено 18 лодок. Одна из этих ДПЛ ( Б-806) построена для ВМФ СССР в 1986 году и использовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Усть-Двинск (позже переведена в Кронштадт, прошла ремонт), была приписана к центру подготовки подводников. Последние две ПЛ этого проекта строились как «Improved Kilo», а в некоторых источниках указывается, что последняя из этих ПЛ («Sindhusharstra»), была построена для ВМС Индии по проекту 08773 (доработанный проект 877ЭКМ, имеет ракетный комплекс и ряд других усовершенствований, приближающих его к проекту 636). 7 кораблей ВМС Индии прошли средний ремонт и модернизацию на «Адмиралтейских Верфях» в Санкт-петербурге (2) и на «Звездочке» в Северодвинске (5). Оставшиеся 2 корабля первой серии будут модернизированы на верфи Хиндустан (Индия, Hindustan SY Ltd). Модернизация (очевидно, также по проекту 08773) включала в себя установку комплекса Club-S ASCM с системой управления Lama-ER, новый ГАК MГK-400ИM (MGK-EM), а также новые системы управления и обслуживания (такие как Палладий-М и т.п.). В 2006 году заключен контракт с Алжиром на модернизацию двух ДПЛ («Адмиралтейские верфи»). Так же велись (по состоянию на 2007 год) переговоры о ремонте и модернизации трех иранских подводных лодок («Звездочка») — на 2012 год, по сообщению ИА, все ПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Ирана находятся в боевом строю.
«Варшавянка» оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра»). На базе проекта 877ЭКМ для ВМС КНР был разработан проект 636, а позже и проект 636М.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛ проекта 877:
1 — основная антенна ГАК «Рубикон-М»; 2 — 533-мм ТА; 3 — первый (носовой или торпедный) отсек;
4 — якорный шпиль; 5 — носовой люк; 6 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания;
7 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 8 — жилые помещения;
9 — носовая группа АБ; 10 — репитер гирокомпаса; 11 — ходовой мостик;
12 — перископ атаки ПК-8,5; 13 — зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М;
14 — ПМУ устройства РДП; 15 — прочная рубка; 16 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»;
17 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»; 18 — ПМУ антенны СОРС МРП-25;
19 — контейнер (кранец) для хранения ЗР ПЗРК «Стрела-ЗМ»; 20 — второй отсек;
21 — центральный пост; 22 — третий (жилой) отсек; 23 — кормовая группа АБ;
24 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 25 — ДГ; 26 — баллоны системы ВВД;
27 — пятый (электромоторный) отсек; 28 — ГГЭД; 29 — аварийный буй;
30 — шестой (кормовой) отсек; 31 — кормовой люк; 32 — ГЭД экономического хода;
33 — приводы кормовых рулей; 34 — линия вала; 34 — кормовой вертикальный стабилизатор.
Схема размещения ВУ
1 — ПМУ АП СОРС МРП-25; 2 — ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 3 — ПМУ АП РЛС «Каскад»;
4 — РДП; 5 — ПМУ «Кипарис»; 6 — перископ зенитный и навигационный; 7 — перископ атаки
6. Тактико-технические данные проекта: