4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Проект 677 «Лада» — дизель-электрические подводные лодки типа «Санкт-Петербург»

Крадущийся охотник: почему подлодки «Лада» считают лучшими в мире

Высокая точность попаданий и разрушительная мощь этого оружия, продемонстрированная в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике, сочетается с предельно низким уровнем гидроакустического поля и высокими дальностями обнаружения бортовых сенсоров корабля-носителя. Все это позволяет образно характеризовать дизель-электрическую подводную лодку «Кронштадт» как бесшумного подводного охотника.

Лучшая подлодка современности

Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина, кто ранее вел на «Рубине» направление неатомных подводных лодок и отвечал за проекты 641Б, 877, 636 и другие. «Лада» — квинтэссенция инженерной мысли и таланта Юрия Николаевича. По совокупности характеристик она является лучшей неатомной субмариной современности, настоящей королевой морских просторов. Яркий алмаз в ее короне — мощнейший гидроакустический комплекс «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор».

Этот комплекс с квазиконформной шумопеленгаторной антенной большой площади и буксируемой гидроакустической антенной по своему техническому уровню значительно превосходит серийные ГАК семейства «Рубикон», включая вершину его развития, МГК-400ЭМ, что до сих пор устанавливается на находящиеся в стадии строительства субмарины проекта 636.

Кроме того, подлодка получила первую цифровую интегрированную систему, построенную с применением современных сетевых технологий повышенной надежности «Литий», первый отечественный инерциальный навигационный комплекс для НАПЛ «Апассионата», первый высокоавтоматизированный миниатюрный комплекс связи «Дистанция», перископный комплекс «Парус-98» непроникающего типа, дизель-генераторы постоянного тока, систему азотного пожаротушения. Уровень шумности подлодки, по разным оценкам, примерно на 50% ниже, чем у подлодок проекта 877.

Коэффициент обновления оборудования в подлодке, заложенный при ее проектировании, достигает 70%.

Вместе с тем «Лада» компактнее: при аналогичном составе вооружения (шесть торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед и ракет) стандартное водоизмещения снижено с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн. Численность экипажа за счет автоматизации сокращена с 52 до 35 человек. Более мощная и технически совершенная гидроакустика вкупе с меньшими размерами лодки предопределила результат опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга» в составе Северного флота.

При этом лодка хорошо действовала не только против условного противника. В одном из походов она, оставаясь незамеченной, обнаружила следящую за нашими кораблями субмарину типа Virginia и скрытно следовала за ней в течение нескольких часов.

Стоявший у истоков создания русского подводного флота адмирал Эдуард Николаевич Щенснович в 1914 году писал: «Я пришел к убеждению, что мы умеем владеть подводными лодками всех имеемых у нас типов, что лодки составляют могущественное оружие в руках наших офицеров и команд, но что следует значительно увеличить число имеемых лодок». Замечательные слова, которые в сегодняшней обстановке напрямую относятся к подводным лодкам типа «Лада».

Крадущийся охотник

Как показали длительные морские испытания головного корабля проекта, ДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург», продолжающиеся с момента подъема военно-морского флага в 2010 году, субмарины данного типа прекрасно подходят для действий как в условиях интенсивного судоходства в стесненных водах Балтики, так и на просторах Баренцева и Белого морей с выходом в Северную Атлантику.

Совместные походы с субмаринами предыдущих поколений проектов 877 и 636 (отнесенных классификаторами из Североатлантического блока к типу «Kilo») продемонстрировали значительное превосходство «Лады» в дальности обнаружения подводных и надводных целей. Что в дуэльной ситуации давало ей возможность скрытно занять выгодную позицию и первой произвести пуск ракет и торпед по условному противнику.

Коль скоро «Кронштадт» достраивался по скорректированному проекту, с устранением выявленных в море недостатков головного корпуса, он представляет собой еще более совершенный боевой корабль. В плане доработок базового проекта особо отметим улучшенные систему управления корабельными техническими средствами и навигационный комплекс. Внедрена современная электроника, управляющая этими и другими системами и механизмами корабля. Откорректированы жилой отсек, где располагается экипаж, кают-компания и камбуз. Доработаны выдвижные устройства, амортизаторы линии вала. Главный гребной электродвигатель СЭД-1 разработки НИИ ЭФА заменен на более совершенный от АО «Электросила». Он также выполнен на постоянных магнитах, по типу германского Siemens Permasyn.

Выступая на церемонии спуска, главный советник президента Объединенной судостроительной корпорации Виктор Чирков напомнил, что за низкий уровень шума подводную лодку предшествующего 877-го проекта западные военные прозвали «Черной дырой». Испытания же «Санкт-Петербурга» показали: его шумность в несколько (согласно расчетам конструкторов, в четыре-пять) раз меньше, чем у представителей предыдущего поколения. С учетом возросшей скрытности «Лады», «которую противник не видит и не слышит», нашу субмарину можно назвать «Невидимкой», продолжил он.

Читать еще:  Исторические сведения Су-25 - штурмовик

«Новая подводная лодка дает возможность шагнуть вперед и выполнить указы президента по строительству нового современного подводного флота России», — резюмировал Виктор Викторович.

Напомним, в период с 2012 по 2016 год Чирков занимал должность главнокомандующего ВМФ РФ. По его указанию от 2013 года строительство «Кронштадта», заложенного летом 2005-го, но «замороженного» пять лет спустя, было возобновлено.

«Задержка в строительстве позволила нам максимально учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург», — пояснил генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. — По всем показателям она превосходит своего предшественника, лодки 636-го проекта».

Вместе с разработчиком проекта, АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», завод-строитель отстаивал «Ладу» в трудные для нее годы, когда возникали проблемы с поиском и устранением недочетов на головном корпусе.

«Значимость сегодняшнего события трудно переоценить: корабль, заложенный в 2005 году, спускается в 2018-м. Он перенес и остановки в строительстве, и приостановление финансирования, но тем не менее спуск сегодня состоится», — сказал на церемонии руководитель «Адмиралтейских верфей».

Показательно, что спуск ДЭПЛ «Кронштадт» происходит в условиях масштабной реконструкции стапельно-сдаточного цеха, которая проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2011-2020 годов».

По завершении реконструкции на предприятии будет создан современный специализированный комплекс замкнутого цикла по строительству неатомных подводных лодок, который оптимизирует производственный процесс. Работы в рамках реконструкции ведутся без остановки действующего производства и не влияют на сроки исполнения контрактов.

Династия номер 677

Заводчане уверены, что «Кронштадт» подтвердит заложенные в него характеристики на морских испытаниях, которые планируется провести в следующем году. Тогда же руководство «Адмиралтейских верфей» рассчитывает подписать контракты на четвертую и пятую подлодки данного типа. А пока на заводе идет работа над завершением третьего корпуса, ДЭПЛ «Великие Луки». Ее планируется сдать в 2021 году.

«Вся истории «Адмиралтейских верфей», начиная с эпохи Петра Великого, свидетельствует о том, что предприятие умеет строить уникальные корабли. И сегодняшний спуск — наглядное тому подтверждение. Для российских моряков большая честь служить на таких современных подводных лодках», — сообщил заместитель начальника управления кораблестроения Главного командования ВМФ России капитан 1-го ранга Михаил Краснопеев.

Со своей стороны генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит пояснил: «По всем техническим параметрам «Кронштадт» превосходит предыдущие корабли. К тому же, мы учли все необходимые доработки, что надо было сделать на головном корпусе. «Кронштадт» получил большую часть серийного оборудования, которое прошло все испытания и соответствует заявленным характеристикам».

После спуска на воду, проверки всех систем и механизмов начнутся «морские испытания, сначала швартовные всех систем, устройств, затем выход в море». Если все пройдет удачно, сдача флоту нового корабля может состояться уже в следующем году.

Подводные лодки проекта 677

Содержание

История создания

Научно-исследовательские разработки больших, бесшумных и мощных дизель-электрических подводных лодок «Лада» (проект 677) ведутся Центральным конструкторским бюро морской техники ЦКБМТ«Рубин» под руководством главного конструктора Кормилицына Юрия Николаевича с 1987 года.

Проектирование

Разработка многоцелевой дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) была начата в 80-х годах. Планировалась, что новая субмарина должна была заменить устаревшие ДЭПЛ Проект 877 «Палтус» Балтийского и Черноморского флотов. Разработчики запланировали уменьшить шумность субмарины за счет использования нового противогидролокационного покрытия корпуса нового поколения «Молния» и обновленного гидроакустического комплекса.

В 1990 году технический проект «Лада» был представлен Военно-Промышленной комиссии, но получил отказ в финансировании. В 1993 году проект был вторично представлен комиссии, но отправился на корректировку. Окончательная версия новой ДЭПЛ была утверждена лишь в 1997 году. При разработке субмарины конструкторами было отработано около 200 опытно-конструкторских решений.

Тогда же конструкторы столкнулись с очередной сложностью. Гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный НИИ «Океанприбор», не мог быть размещен на субмарине из-за своих массово-габаритных характеристик. Гендиректор ЦКБМТ«Рубин» в судебном порядке настоял на передаче реализации ГАК московскому ПО «Волна». В 2005 году основным разработчиком ГАК стало НПО «Электроприбор».

Постройка и испытание

Головная субмарина серии Б-585 «Санкт-Петербург» и проект Б-677 «Амур» были заложены на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в конце 1997 года. За 3 года с момента закладки на постройку субмарины «Санкт-Петербург» было израсходовано 263 миллиона рублей бюджетных средств. Первая субмарина сошла со стапелей осенью 2004 года. Год спустя Б-585 «Санкт-Петербург» впервые вышел в море и совершил погружение. До середины 2008 года субмарина проходила ходовые испытания. После окончательных заводских доработок различных узлов и комплексов, весной 2010 года подлодка была сдана и принята в состав флота ВМФ России.

Читать еще:  Штык к пехотному гладкоствольному ружью обр. 1805 г.

Первоначально планировалось, что будет построено 8 субмарин подобного типа. Но после не слишком удачных испытаний эксплуатационных характеристик первой субмарины – и возникшими проблемами с силовыми агрегатами и акустическим комплексом по госпрограмме вооружений, утвержденной в 2006 году, это число было сокращено до 6. Однако в конце 2011 года появились сообщения о заморозке строительства. По словам гендиректора ЦКБМТ«Рубин» А. Дьячкова, было решено модернизировать субмарины по разрабатываемому проекту 677Д, который предусматривал установку анаэробной СЭУ.

В 2013 году было объявлено, что строительство 2 заложенных субмарин будет закончено, причем подлодки будут оборудоваться обычными энергетическими установками. В 2018 году была спущена на воду подлодка Б-586 «Кронштадт». Тогда же третья по счету субмарина серии получила новое название Б-587 «Великие Луки», ее принятие в строй запланировано на 2021 год. В 2019 году было заявлено о постройке еще двух субмарин серии 677.

Описание конструкции

Основное отличие от предыдущих моделей подлодок «Варшавянка» и «Палтус» – полуторакорпусная конструкция. Размеры ПЛ проекта 677 значительно меньше, что соответственно снизило их водоизмещение (надводное – 1765 т, подводное – 2650 т). Благодаря снижению шумности вероятность обнаружения субмарины противником невелика. Предельная глубина погружения – 300 м.

Корпус

Подлодка произведена по полуторакорпусной схеме. Прочный корпус произведен из высокопрочной судостроительной стали АБ-2 разработанной ЦНИ «Прометей». Нос и корма имеют сферическую форму, остальная часть корпуса имеет практически одинаковый диаметр на всем своем протяжении.

Легкий корпус субмарины обладает обтекаемыми очертаниями, придающими подлодке отличные гидродинамические характеристики. Противогидроакустическое покрытие «Молния» легкого корпуса имеет 7-8 слоев толщиной 40 мм, обеспечивая малый уровень шумности, по сравнению с зарубежными аналогами: немецким Проектом 212, и франко-испанским проектом «Скорпен».

Подводная лодка разделена на 5 отсеков:
1-й — торпедный отсек, здесь же расположена главная антенна гидроакустической системы;
2-й — командный пункт;
3-й — жилой отсек и медицинский блок;
4-й — дизель-генераторные двигатели;
5-й — главный электродвигатель.

Энергетическая установка

СЭУ субмарин серии 677 состоит из:

  • Рабочего электродвигателя СЭД-1 производительностью в 4100 л. с.;
  • Двух дизель-генераторных двигателей28ДГ мощностью по 1000 кВт;
  • Генераторного V-образного мотора Д-49;
  • Двух выносных колонок РДК-35 с электромоторами ПГ-102М производительностью в 140 л. с.

Следующие субмарины серии 677 планируется оборудовать анаэробной СЭУ, разработкой которой занимается ЦКБ «Рубин».

Дополнительное оборудование

Автоматический спасательный комплекс КСУ-600Н-4, выпускающий спасательные плоты ПСНЛ-20M, располагающиеся возле ограждения выдвижных устройств.

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа — до 35 человек. Автономность плавания — до 45 суток. Все жилые помещения размещены в 3-м отсеке. Личный состав размещается на отдельных спальных местах в двухместных каютах. У командира подлодки одноместная каюта.

Прием пищи осуществляется в кают-компании и буфетной. Запасы провизии размещаются в кладовых (обычных и охлаждаемых). Оборудование камбуза, имеющее уменьшенные габариты и низкое потребление энергии, позволяет быстро обеспечить подводников пищей.

Питьевая вода хранится в стальных цистернах. Восполнение запасов воды производится при помощи опреснительной установки, использующей вырабатываемое дизельными моторами тепло. Запаса воды хватает для потребления, приготовления еды и использования в санитарных целях.

Вооружение

Основу вооружения подлодок серии 677 составляют шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата «Мурена», которые располагаются в 1-м отсеке. Два ТА (Торпедный апарат) верхнего яруса предназначены для использования управляемых ракет. Полный боезапас — до 18 торпед или ракет. Вместо них могут быть загружены морские мины для скрытых постановок (до 44 мин ДМ-1).

Ракетное вооружение

Крылатые ракеты П-800 «Оникс» для поражения надводных целей. Дальность — до 600 км, скорость полета у поверхности — до 2 М, дальность обнаружения цели — до 50 км.

По сообщениям прессы, подлодки «Проекта 677» могут быть носителями крылатых ракет КР «Калибр», способных уничтожать надводные и наземные целей. Дальность — до 375 км по морским целям и до 2600 — по наземным. Скорость полета — до 2,5 М.

Торпедное вооружение

Торпеды УСЭТ-80К. Дальность — до 18 км, скорость полета — до 45 узлов, максимальная глубина поражения цели — до 1 км. Торпеды (скоростные подводные ракеты-торпеды) РТ «Шквал» и ПКР „Бирюза“ (Club-S). Радиус поражения цели — до 13 км, маршевая скорость — до 375 км/ч.

Зенитное вооружение

В качестве средства противоздушной обороны используются ПЗРК «Игла-1М» или ПЗРК «Верба» (6 штук).

Читать еще:  Фотографии СР-3 «Вихрь» - малогабаритный автомат

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На субмарине установлено более 130 образцов новаторского для отечественной промышленности корабельного и радиолокационного оборудования. Обработка входящих данных, целераспределение и осуществление боевых и навигационных расчетов производится БИУС «Литий», которая интегрирована с системой космической разведки «Лиана».

На субмарины устанавливается ГАК «Лира», состоящий из шумопеленгаторной антенны Л-01, вспомогательных антенн, станции с буксируемой антенной, активной станции для поиска мин, измерения дистанции и подводной связи.

В надводном положении применяется радиолокационная система КРМ-66 «Кодак» разработка — «Гранит-Электрон». РЛС полностью контролирует воздушную и надводную ситуацию. Активный канал РЛС обладает повышенной скрытностью излучения для предотвращения обнаружения. Радиосвязь обеспечивается автоматизированным корабельным комплексом «Дистанция», включающим в себя выпускную подводную антенну К-697 длиной до 20 метров.

Навигационный комплекс — «Аппассионата» инерциального типа, комплекс интегрирован с системами спутниковой связи GPS/ГЛОНАСС. Перископный комплекс — «Парус-98» (командирский и универсальный перископы).

Экспортные модификации

«Амур-950»- Согласно проекту имеет 4 торпедных аппарата, вертикальные шахты для пуска 10 ракет одним залпом. Длина — 56,8 м., ширина — 5,65 м. Состав команды — 19 чел. Предельная глубина погружения — 300 м. Развивает подводную скорость до 20 узлов.

«Амур-1650» — Отличается от «Лад», заказанных для ВМФ РФ, наличием чувствительного гидроакустического комплекса с антенной, обнаруживающего даже малошумные объекты. Субмарина способна выпускать по целям залпы из 6 ракет.

Проект 677 «Лада». Ближайшее будущее неатомного подводного флота

На форуме «Армия-2019» подписали контракт на поставку очередных дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 677 «Лада» для российского ВМФ. Чем примечательна серия данных кораблей – в рассказе ТГД.

Контракт на постройку двух подлодок проекта 677 «Лада» был заключен 27 июня между министерством обороны и «Адмиралтейскими верфями» – теперь единственным российским заводом, где строятся неатомные субмарины.

Проект 677 относится к четвёртому поколению подлодок, и именно он станет будущим российского неатомного подводного флота. По крайней мере, так считает гендиректор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков.

Предположение достаточно обоснованное, поскольку, кроме «Лады», из дизельных подлодок серийно выпускается только проект 636.3 , часто называемый «Варшавянкой», и созданный на основе советских разработок. О строительстве неатомных подлодок проекта «Калина», который относится к пятому поколению, речи пока не идёт.

Проект 677 разработан ЦКБ МТ «Рубин», которое специализируется на дизель-электрических подлодках и атомных стратегических подводных ракетоносцах. Создавался проект в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

По данным разработчиков, проект «Лада» является на данный момент самым перспективным отечественным неатомным подводным кораблём, как с точки зрения боевой эффективности, так и по тактико-техническим характеристикам.

На проекте 677 реализована схема полного электродвижения. Энергоустановка состоит из двух дизель-генераторов 28ДГ с дизельными двигателями Д-49 и электродвигателя СЭД-1. Движители – семилопастный гребной винт и две выносные рулевые колонки.

Закладка головного корабля проекта 677 «Санкт-Петербург» прошла на «Адмиралтейских верфях» в декабре 1997 года, спуск на воду – в октябре 2004 года. С апреля 2010 года подлодка находится в опытной эксплуатации на Северном флоте.

Судя по тому, что закладка первой серийной (второй по счёту) подлодки проекта 677 «Кронштадт» состоялась в июле 2005 года, а спуск на воду лишь в сентябре 2018 года, на флоте были выявлены некоторые недоработки проекта.

Как отмечают «Адмиралтейские верфи», строительство серийных «Лад» ведётся по откорректированному по результатам опытной эксплуатации головного корабля проекту. В частности, глубокая модернизация коснулась системы управления техническими средствами, системы электродвижения и навигационного комплекса.

В настоящее время на первой серийной «Ладе» проводится наладка оборудования, и проходят швартовные испытания.

В марте 2015 года состоялась закладка второй серийной (третьей по счёту) подлодки проекта 677 «Великие Луки». На данный момент, по данным завода-строителя, корабль находится на этапе формирования блоков, ведётся монтаж крупногабаритного оборудования.

Подписанный 27 июня контракт касается строительства четвёртого и пятого кораблей проекта 677. Плановых сроков сдачи не сообщается.

Также как не сообщается теперь и о том, когда на ДЭПЛ «Лада» появится воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ), кардинально повышающая возможности неатомного корабля. Ранее проходила информация, что это произойдёт с пятого корпуса. Работу над созданием ВНЭУ на основе электрохимических генераторов (ЭХГ) на водороде ведёт уже не первый год ЦКБ МТ «Рубин».

Что касается планов по продолжению серии 677, то в ноябре 2018 года тогда главком ВМФ Владимир Королёв анонсировал строительство не менее 12 кораблей проекта «Лада».

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки, делиться публикацией и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о концепте многоцелевого авианосца с газотурбинной энергоустановкой .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector