1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Проект 627 «Кит» — атомные подводные лодки

Подводные лодки проекта 627(А) «Кит»

Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» — первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А.

В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627—627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах.

Всего, с 1957 по 1963 годы, в строй вступили 13 субмарин, проходившие службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 — погибла, остальные были списаны в начале 1990 годов.

Содержание

История создания

12 сентября 1952 года председатель Совета министров СССР И. В. Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» — о начале работ по созданию подводного корабля с атомным двигателем, который должен был стать ответом на строительство в США атомной подводной лодки USS Nautilus. Научным руководителем создания первой атомной подводной лодки был назначен А. П. Александров, а главным конструктором атомной паропроизводительной установки — Н. А. Доллежаль. Задание на проектирование корабля было выдано ленинградскому СКБ-143 (позже известному как ПКБ «Малахит»), занимавшемуся до этого проектированием скоростных подводных лодок. Главным конструктором проекта стал В. Н. Перегудов, занимавшийся до этого со своей группой созданием предэскизной стадии проекта.

В качестве заказчика первой атомной подводной лодки выступало Первое Главное управление Совета министров СССР которое рассматривало данный проект, как средство доставки ядерного оружия к берегам США. Военно-Морской Флот СССР к разработке подводной лодки проекта 627 привлечён не был. Первоначально лодка рассматривалась заказчиком в качестве носителя стратегической суперторпеды Т-15. Калибр торпеды составлял 1550 мм, длина более 23 метров, вес 40 тонн. Торпеду предполагалось оснастить термоядерным зарядом около 100 мегатонн.

В июле 1954 года к ознакомлению с техническим проектом ПЛА была привлечена группа специалистов-экспертов ВМФ под руководством контр-адмирала А. Е. Орла. По результатам экспертизы экспертной группы ВМФ и при непосредственном личном участии Главнокомандующего ВМФ Н. Г. Кузнецова проект первой атомной подводной лодки был направлен на корректировку, как бесперспективный.

В результате проведённой СКБ-143 корректировки торпеду Т-15 заменили на восемь носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с общим боекомплектом 20 торпед. К торпедам калибра 533 мм на момент пересмотра проекта уже были созданы ядерные заряды. К июню 1955 года проект был завершён и было начато строительство головного корабля, однако уже в 1956 году в проект были внесены изменения в части повышения живучести корабля, надёжности оборудования, было изменено расположения гидроакустической станции, которую расположили в нижней части носового отсека в специальном выступе.

Читать еще:  Новости ИСУ-130 - 130-мм самоходная артиллерийская установка

История строительства

Первая подводная лодка проекта 627 вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля. Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А. В процессе строительства внедрялись значительные усовершенствования, в основном в направлении повышения надёжности главной энергетической установки.

Конструкция

Корпус

В отличие от «Наутилуса», имевшего традиционную штевневую форму носа, проект 627 получил более оптимизированную для подводного хода скруглённую элипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения ГАС в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.

Силовая установка

С целью повышения надёжности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Основой энергетической системы стали два водо-водяных атомных реактора ВМ-А, показавших себя весьма ненадёжными, особенно в части трубопроводов первого контура, имевших значительную протяжённость. Возросшая скорость подводного хода обусловила применение систем автоматизации: для стабилизации курса по направлению использовалась система «Курс», а для стабилизации по глубине — система «Стрела».

Размещение экипажа

Обеспечение нормальной работы экипажа в условиях длительного пребывания под водой без контакта с атмосферой и в соседстве с работающими атомными реакторами стало важной проблемой. Для её решения была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции, однако используемый в ней пожароопасный способ рециркуляции кислорода и поглощения углекислого газа стал источником частых проблем и нескольких катастрофических пожаров [1] , в частности К-8 погибла именно в результате возгорания патронов системы регенерации воздуха.

Вооружение

Первоначально главным калибром проекта 627 должна была быть термоядерная «Царь-торпеда» Т-15, дополненная двумя кормовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм без запасных торпед для самозащиты. Основным вооружением АПЛ проекта 627А стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед, лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями. В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами. В этом проекте впервые в СССР была реализована возможность осуществления стрельб с глубин до 100 метров, управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Торий». Головной корабль кроме носовых ТА имел два кормовых торпедных аппарата калибра 406 мм. На серийных кораблях кормовые аппараты не устанавливались.

История службы

АПЛ проекта 627(А) состояли на службе в течение около 30 лет — с 1960 по 1990-е годы. Они входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов и активно участвовали в несении боевой службы, отправляясь в дальние боевые походы в любых широтах, в том числе производили всплытия близ Северного полюса, ходили в тропические широты, совершали кругосветные походы.

Атомные подводные лодки проекта 627 «Кит»

Подводные лодки проекта 627 — 627А «Кит» — первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по измененному проекту 627А. Проектировало и строило эти корабли конструкторское бюро «Малахит». Всего было построено 13 субмарин, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 — погибла, остальные были списаны.

Лодки проекта получили оптимизированную для подводного хода скругленную эллипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения главного артиллерийского склада в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости. Для повышения надежности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Основой энергетической системы стали два водо-водяных ядерных реактора и два турбогенератора.

Читать еще:  Ту-22М (Ту-26) - сверхзвуковой бомбардировщик

Обеспечение нормальной работы экипажа в условиях длительного пребывания под водой без контакта с атмосферой и с работающими ядерными реакторами стало важной проблемой. Для ее решения была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции. АПЛ проекта состояли на службе в течение около 30 лет. Подлодки участвовали в несении боевой службы, отправляясь в дальние боевые походы в любых широтах, в том числе производили всплытия близ Северного полюса, ходили в тропические широты, совершали кругосветные походы.

Кодификация НАТО: «November»

Водоизмещение:
— надводное: 3065 т
— подводное: 4750 т

Бронирование: Нет, материал внешнего корпуса: маломагнитная сталь.

Экипаж: 104 человека, из низ 30 офицеров

Силовая установка: Атомная установка типа ВМА с двумя водо-водяными реакторами, суммарной мощностью 2 х 17500 л.с.

Дальность хода: Не ограничена

Автономность: 50 суток

Глубина погружения: 300 м

Максимальная скорость:
— надводная: 15,2 узла
— подводная: до 30 узлов

Вооружение: 8 х 533 мм торпедных аппаратов, боезапас — 20 торпед

12 апреля 1971 года в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка К-8 затонула на глубине 4 680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Причиной гибели советской атомной подводной лодки стал пожар, возникший четырьмя днями ранее в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту. Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Гибель «К-8» стала первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. Субмарина покоится в 490 километрах северо-западнее Испании.

8 апреля 1971 года подводная лодка К-8 находилась в районе Азорских островов, на борту судна возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту. Советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» входила в состав Северного флота. Субмарина была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР.

26 марта 1966 года у причалов бухты Крашенинникова, Камчатский край завершилось кругосветное плавание советских атомных подводных лодок проекта 627А с оперативно-тактическим номером К-133 и проекта 675 с номером К-116. Поход показал, что Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для отечественных атомных подводных лодок. Также он открывал и новые возможности для маневра между Северным и Тихоокеанским флотами. Подобным маршрутом перебазировались впоследствии отечественные атомные ракетоносцы.

8 февраля 1966 года с пункта базирования Западная Лица на Кольском полуострове началось беспрецедентное кругосветное плавание группы советских атомных подводных лодок. Подвиг российских моряков до сих пор никто не смог повторить. Этот рекорд был своеобразным ответом на полет американцев на Луну. Только вот о советской кругосветке никто ничего не знал. Отряд подлодок ни разу не был обнаружен противолодочными системами НАТО.

Погибший «Кит»: советская атомная подлодка К-8 затонула 49 лет назад

В этот же день в Николо-Богоявленский морской собор Санкт-Петербурга, где открыта мемориальная доска в память о погибших моряках, придут оставшиеся в живых члены экипажа, вдовы и родственники погибших, чтобы также вспомнить подводников, исполнивших свой долг перед Родиной.

Читать еще:  Файлы Кортик морской офицерский обр. 1940 г.

Советская атомная подводная лодка К-8 проекта «Кит» стояла на вооружении Северного флота с 31 августа 1960 года. В апреле 1970-го она несла боевое дежурство в Средиземном море и готовилась участвовать в самых масштабных советских учениях «Океан-70». Экипаж должен был выполнять роль подводной лодки условного неприятеля, которая пробивалась к берегам Советского Союза. Учения планировали начать 14 апреля, они были посвящены 100-летнему юбилею Владимира Ленина.

Но вечером 8 апреля при всплытии К-8 с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков. Случилось это в районе Азорских островов. Раздался звук тревоги. Все командование сразу же прибыло на центральный пост. Началась борьба за живучесть субмарины.

Лодка всплыла через пять минут. Но пожар по воздухоотводам распространялся дальше. Состав первой смены главной энергетической установки успел заглушить ядерные реакторы и предотвратил возможность теплового взрыва. Но ценой собственных жизней. Все офицеры погибли. Это инженер-капитан 3-го ранга Валентин Хаславский, инженер-капитан-лейтенант Александр Чудинов и старшие инженер-лейтенанты Георгий Шостаковский и Геннадий Чугунов.

Многие выжившие подводники собрались в восьмом отсеке. Их начали эвакуировать через верхний люк. Но концентрация окиси углерода превышала все допустимые нормы. Самостоятельно смогли выбраться только четверо, еще 30 моряков-североморцев погибли. В ночь на 11 апреля к лодке подошли советские торговые суда, которые и забрали живых военнослужащих.

Командир К-8 капитан 2 ранга Всеволод Бессонов и боевая смена продолжали борьбу за живучесть подлодки. Как потом стало известно, в эту команду отбирали только неженатых и из многодетных семей, потому что знали, что в любой момент К-8 может затонуть Работе мешал 8-балльный шторм. И в какой-то момент подводная лодка потеряла устойчивость и пошла ко дну. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе погибла вся боевая смена — 22 моряка.

Всего погибли 52 подводника. К-8 затонула на глубине 4680 метров в 490 километрах к северо-западу от Испании. Это была первая потеря советского атомного флота.

Уже в Североморске, на борту похожей субмарины выжившие члены экипажа воспроизвели всю ситуацию, которая произошла на К-8. Так смогли понять причины аварии и действия моряков-подводников. Члены правительственной комиссии по расследованию катастрофы пришли к выводу, что действия команды были верными. Командиру К-8 капитану второго ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову 26 июня 1970 года присвоили звание Героя Советского Союза. Всю команду представили к наградам: погибших — к ордену Красной Звезды, выживших — к медали Ушакова. Именем командира В. Б. Бессонова назвали улицу в городе Островном. Его имя носит и средняя школа № 1 в городе Льгов Курской области.

В Островном есть и улица имени корабельного врача А. М. Соловья, который отдал свой дыхательный аппарат прооперированному им до пожара главному старшине Юрию Ильченко. Также в Островном создан монумент в память о подвиге моряков затонувшей подводной лодки К-8. Каждый год нынешние моряки-подводники вспоминают погибших североморцев К-8.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector