0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Проект 58 типа «Грозный» — ракетные крейсера

Проект 58, тип Грозный

К началу 50-х годов ХХ века в нашей стране развитие управляемого ракетного оружия встало на достаточно прочную научно-промышленную основу. Появились образцы ракетных комплексов, в принципе позволявших реализовать упомянутую концепцию. В тот же период на судостроительных заводах осуществлялось строительство эскадренных миноносцев проекта 56, последних «чисто» торпедно-артиллерийских эсминцев нашего флота, признанных впоследствии за рубежом одними из удачных кораблей этого класса. За основу проекта специального ракетного корабля был принят эсминец проекта 56 с сохранением корпуса и энергетической установки. Новый проект, по которому достраивались уже заложенные эсминцы, получил номер 56ЭМ и заложенные по откорректированному проекту 56М. В это же время завершилось проектирование кораблей уже полностью специального проекта 57бис. Корабли указанных проектов имели на вооружение ПКР типа КСЩ при традиционном остальном вооружении.

Новый проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так раньше назывались управляемые ракеты) нового поколения начался разработкой в 1956 году. 6 декабря того же года Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше — 16 и 24 октября того же года заместитель Главкома ВМФ соответственно утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Миноборонпромом и Минобщемашем ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии ЗРК М-1 «Волна») и ударного реактивного оружия (впоследствии ПКР П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения. Это обстоятельство предопределило относительно целенаправленную и почти «безпоисковую» разработку проекта, который изменялся от этапа к этапу в основном лишь в той степени, которая обуславливалась особенностями проектирования основных комплексов оружия.

Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53, которое к тому времени окончательно специализировалось в качестве основного проектного бюро по крупным боевым надводным кораблям основных классов. Главным конструктором после долгого перерыва (с проекта 41) был вновь назначен В.А.Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П.М.Хохлов. Эскизный проект 58 был разработан в 1957 году. Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта, завершенного уже в марте 1958 года.

Головной эскадренный миноносец (получивший впоследствии название «Грозный») был заложен в Ленинграде 23 марта 1960 года, а в июне 1962 года корабль был предъявлен на государственные испытания. В ходе постройки была произведена окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах неопределённо именовался как «корабль с реактивным вооружением». Видимо сказывались оригинальные взгляды тогдашнего руководства страны на роль надводных кораблей с одной стороны, с другой — боязнь «дразнить гусей» применением традиционных терминов — крейсер, эсминец и т.п. Ситуация прояснилась к началу 1960-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу «ракетный крейсер» — корабль 1 ранга. О предыдущем напоминало оставшееся миноносное название головного корабля и невиданная доселе смешанная крейсерско-миноносная организация и штатное расписание.

Являясь логическим продолжением сформировавшегося класса больших ракетных кораблей, предшественниками которых были эскадренные миноносцы, в качественном отношении проект 58 во многом был принципиально новым кораблём. На нём полностью отсутствовала конструктивная защита, поскольку считалось, что она всё равно не защищает от ПКР. В техническом проекте прорабатывалась противоосколочная защита погребов ЗУР, но была отвергнута по соображениям экономии весов. При заданном составе вооружения наилучшей формой корпуса была признана форма с длинным полубаком и небольшим подъёмом к форштевню. Корпус разделялся на 17 водонепроницаемых отсеков. Общее расположение корабля по сравнению с ранее построенными отличалось размещением комплекса ГКП в корпусе, отсутствием открытых боевых постов, сравнительно небольшим количеством надстроек. Надстройки изготовлялись из алюминиево-магниевых сплавов и частично из стали.

Основным оружием ракетного крейсера стал новый противокорабельный ракетный комплекс большой дальности с ПКР П-35. Комплекс включал собственно крылатые ракеты с дальностью стрельбы свыше 250 км, наводящуюся в вертикальной и горизонтальной плоскостях четырехконтейнерную пусковую установку, погреб запасных ракет и систему управления ракетами в полете «Бином». На самом крейсере было размещено два комплекса в носовой и кормовой части, что в принципе могло бы сформировать восьмиракетный залп. Однако система управления в основном режиме позволяла формировать только 4-х ракетный залп. Для стрельбы на максимальную дальность корабль должен был принимать целеуказание от внешних источников, в частности, от самолетов разведки и целеуказания типа Ту-95РЦ, для чего предполагалось установить специальную аппаратуру.

Читать еще:  Схемы Штык к винтовке Мосина образца 1891/30 года

Определенным новшеством явилось размещение в носовой части зенитного ракетного комплекса М-1 «Волна» с двухбалочной наводящейся пусковой установкой, 16 зенитными ракетами и радиокомандной системой управления «Ятаган». Для борьбы с лёгкими надводными кораблями и для усиления средств ПВО на корме по линейно-возвышенной схеме были установлены две башенные двухорудийные автоматические 76-мм артустановки АК-726 с общей радиолокационной системой управления «Турель». Противолодочное вооружение крейсера включало два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата с двухцелевыми (по подводным и надводным целям) торпедами и ставшие традиционными две 12-ствольные реактивные бомбомётные установки РБУ-6000. Система управления противолодочными торпедами «Зуммер» сопрягалась с СУ оружием ПЛО «Буря», управлявшей стрельбой реактивных бомбомётов.

Радиотехническое вооружение общего назначения составили две РЛС общего обнаружения «Ангара», навигационная РЛС «Дон», средства РЭБ «Краб-11» и «Краб-12», а также гидроакустическая станция «Геркулес-2М» с подкильной антенной. Изначально предполагалось разместить на кораблях пусковые устройства выстреливаемых помех Ф-82-Т в составе двух спаренных ПУ и общим боекомплектом 792 снаряда, но их так и не установили (а возможно и не создали). К моменту завершения постройки головного крейсера некоторые системы вооружения ещё не были разработаны. Самым неприятным было отсутствие системы «Успех-У», предназначенной для выдачи целеуказания комплексу П-35 от внешних источников, что позволило реализовать боевые возможности лишь частично, так как уверенно стрелять ракетами можно было лишь в пределах радиогоризонта.

В кормовой части корабля была оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта разведки и целеуказания с системами его обеспечения и с подпалубным погребом вертолётного боезапаса. Вертолёт первоначально не предусматривался, поэтому уже в техническом проекте пришлось удлинить кормовую оконечность и фактически он принимался вперегруз и его базирование можно было считать чисто символическим.

Главная энергетическая установка крейсера оставалась традиционной котлотурбинной по проекту 56/57бис с эшелонированным размещением в двух машинно-котельных отделениях. Однако сами котлы были уже другие. Впервые на отечественных кораблях были установлены автоматизированные высоконапорные паровые котлы, что позволило повысить мощность полного хода на 25% по сравнению с силовой установкой кораблей проекта 57бис и обеспечить максимальную скорость хода более 34 узлов. Кроме этого, особые требования выдвигались по защите от оружия массового поражения и по снижению ФПК, в частности, теплового поля (температуру отходящих газов удалось снизить на 60%). В качестве ГТЗА на кораблях проекта 58 устанавливались турбины типа ТВ-12, отличавшиеся от предыдущих ТВ-8 большей агрегатной мощностью, меньшим на 35% удельным весом и большим на 2-4% КПД.

Необычное впечатление производила архитектура нового крейсера, доминирующее положение в которой занимали пирамидообразные четырехгранные мощные мачты-надстройки, унизанные большим количеством антенных постов весьма оригинальной конфигурации. Такое решение диктовалось потребностью выделения больших площадей и объемов для размещения аппаратуры радиоэлектронных средств, требованиями противоатомной защиты и, наконец, требованиями прочности подкреплений тяжелых антенн. Вместе с тем корабль сохранял изящный и стремительный силуэт, сочетавшийся с вполне оправданным названием «Грозный».

Создание подобного корабля, обладавшего при весьма скромном стандартном водоизмещении (4 330 тонн) очень развитой номенклатурой боевых средств и большой огневой мощью, явилось, без преувеличения, крупной победой отечественной конструкторской школы и всех создателей нового крейсера. Необходимо с гордостью подчеркнуть, что подобными кораблями в то время не располагал ни один флот в мире. Зарубежные специалисты с тех пор и по настоящее время не перестают отмечать, что характерным почерком в проектировании русских кораблей является их исключительно высокое насыщение огневыми комплексами и боевыми средствами в сочетании с великолепным дизайном.

За разработку и создание крейсера проекта 58 Правительство присудило Ленинскую премию но, как это нередко случалось, в списке удостоенных ею не оказалось ни Главного конструктора, ни фактического Главного наблюдающего ВМФ. В.А.Никитин после завершения основной творческой работы отправили на «заслуженный отдых», а П.М.Хохлов почти синхронно с ним был уволен в запас. Последние чертежи по кораблю в качестве Главного конструктора подписывали и А.Л.Фишер и В.Г.Королевич. Как бы там ни было ракетный крейсер проекта 58 стал «лебединой песней» выдающегося русского советского военного кораблестроителя Владимира Александровича Никитина, плодами труда которого воспользовались профессиональные «додельщики».

Читать еще:  Боевое применение Проект 940 ("Ленок") - спасательные подводные лодки

Эпоха научно-технической революции на флоте, которая знаменовала появление на свет новых ракетных крейсеров, сопровождалась не только качественными скачками и новыми достижениями, но и вполне понятными сегодня заблуждениями и ошибками. «Ракетная эйфория» 1950-х — начала 1960-х годов, то есть уверование чуть ли не в абсолютные и универсальные возможности ракетного оружия, охватила не только политиков, конструкторов и военное руководство, но и военных теоретиков. Ракетные крейсеры проекта 58 рассматривались крейсерами не только по названию, но и по сути боевого применения. Всерьёз предполагалось, что такие корабли способны самостоятельно, в одиночку, выходить на АУС противника и громить их авианосцы с недосягаемых ответным ударам дистанций неоднократными ракетными залпами. Зенитное ракетное оружие считалось чуть ли не гарантом боевой устойчивости от любых средств воздушного нападения.

В начале 60-х годов произошло смещение приоритетов в отечественном кораблестроении. В то время строительство надводных кораблей для нашего флота велось как бы по двум генеральным направлениям: «ударному» и «противолодочному». Развёртывание в США в 1960-х годах системы «Polaris», естественно, выдвигало задачу борьбы с ПЛАРБ вероятного противника на передний край. В этой связи даже далекие от военно-морского дела политические и государственные руководители термин «противолодочный» воспринимали с положительным пониманием, что почти заранее гарантировало «зеленую улицу» любой программе под девизом «противолодочная». Кроме того, сам проект 58 при бесспорных достоинствах имел и определенные недостатки: при слишком «зажатом» водоизмещении и размерениях не могли быть реализованы требования улучшения обитаемости личного состава (флот начинал «боевую службу»), усиления ПВО, повышения дальности плавания и автономности. Совершенствование ракетного оружия делало ненужным сложные и громоздкие поворотные пусковые установки. Практика показала, что их перезарядка — дело довольно трудоёмкое, длительное и непригодное для боевых условий. Временное базирование вертолёта на ВПП в жёстких морских условиях быстро выводило его из строя.
Таким образом, несмотря на первоначальные планы построить не менее 16 крейсеров данного проекта, фактически были построены только 4 корабля.

Wundefwaffe

История мировых войн

Ракетные крейсера типа “Грозный” (проект 58) — 4 единицы

Первые ракетные крейсера советского ВМФ отличались огромной ударной мощью при малом водоизмещении и полном отсутствии броневой защиты. До 29.9.1962 г. числились эсминцами. На “Грозном”, “Варяге” и “Адмирале Головко” в ходе ремонта дополнительно установили 4×6 30-мм автомата АК-630.

ГРОЗНЫЙ (заводской № 780). 23.2.1960 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 1 7.9.1960 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 26.3.1961 г., вступил в строй 30.12.1962 г. и вошел в состав СФ. 5.10.1966 г. перечислен в состав КЧФ и 6.1,1984 г.- в состав ДКБФ. 12 — 15.8.1967 г. нанес визит в Варну и Бургас (Болгария), 29.1 — 4.2.1968т.— в Но-тор и Зеленину (Югославия), 20 —27.7.1969 г.—в Гавану (Куба), 6 — 8.8.1969 г.- в Фор-де-Франс (Мартиника), 20 — 25.4.1972 г.- в Касабланку (Марокко), 2 — 7.7.1973 г.— в Марсель (Франция), 20 — 25.11.1974 г.- в Латанию (Сирия), 19 — 23.7.1984 г., 26 -30.5.1985 г. и 18 — 23.7.1987 г.— в Гдыню (Польша), 5 — 8.10.1984 г., 7 — 11.10.1985 г. и 23 — 28.10.1987 г.-в Росток (ГДР) и 19-24.7.1988 г.- в Щецин (Польша). В период с 19.7.1976 г. по январь 1984 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, 1.4.1989г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт/но 24.6.1991 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.1 2.1992 г. расформирован и в 1993 г. на базе “Главвтор-чермета” в Лиепае разделан на металл. !

Читать еще:  Характеристики РПГ-40 - ручная противотанковая граната

СТЕРЕГУЩИЙ, с 31.10.1962 г.- ВЛАДИВОСТОК, с 11.5.1964 г.- АДМИРАЛ ФОМИН (заводской № 781). 17.9.1960г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.10.1960г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 19.11.1961 г., вступил встрой 28.1 2.1964г. и летом 1965 г. после перехода по Севморпути из Североморсна во Владивосток вошел в состав ТОФ. 26.11—2.1 2.1968 г. нанес визит в Момбасу (Кения), 2 — 7.1.1969 г.—в Аден (Южный Йемен), 9- 12.1.1969 г.-в Ходейду (Северный Йемен), 5-9.4.1969 г.-в Найроби, 19 — 23.4.1970 г. и 10- 14.3.1977 г.- в Порт-Луи (Маврикий). 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1993 г. расформирован.

ДОБЛЕСТНЫЙ, с 18.12.1962 г.-АДМИРАЛ ГОЛОВКО (заводской № 782). 27.12.1960 г.зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.4.1961 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 18.7.1962 г„ вступил в строй 30.12.1964 г. и 22.1.1965 г. включен в состав СФ. С 1.6 по 31.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 22.3.1968г. перечислен в состав КЧФ. 8 — 13.5.1970г. нанес визит в Алжир, 3 — 7.8.1972 г.—в Констанцу (Румыния), 21 — 26.8.1975 г.- в Тунис и 22 — 27.6.1978 г.- в Латакию (Сирия). В период с 4.6.1982 г. по 1.3.1989 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, с 31.10.1962 г.- ВАРЯГ (заводской № 783). 5.8.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 13.10.1961 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 7.4.1963 г., вступил в строй 20.8.1965 г. и 23.9.1965г. включен в состав КТОФ. 10 — 14.10.1981 г. нанес визит в Дананг (Вьетнам). 19.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 21.5.1991 г. расформирован. В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ “Сообразительный” проекта 7-У ЧФ.

Водоизмещение: полное 5330, стандартное 4300 т; длина 142,3 м, ширина 4,3 м. Мощность ПТУ 2х46 000 л.с.; скорость хода: максимальная 36, экономическая 14,5 уз; дальность плавания экономическим ходом 6000 миль. Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК П-35 (16 ракет), 1х2 ПУ ЗРК “Волна” (16 ракет), 2х2 76,2 мм АК-726 орудия, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 2х3 533-мм ТА. Экипаж 304 человека, в том числе 25 офицеров.

Файлы Проект 58 типа «Грозный» — ракетные крейсера

Ракетные крейсера
Проект 58 , тип «Грозный»

Ленинград, ССЗ №190 им.А.А. Жданова (с 1962 ССЗ им.А.А. Жданова)

До 29.09.1962 классифицировались как эскадренные миноносцы


Общий вид ракетного крейсера пр.58

ПКРК «Прогресс» (16 ПКР 4М44) вместо П-35
ЗРК М-1 «Волна» модернизируется в «Волна-П» в 1974-75
ЗРК «Волна-П» модернизируется в «Волна-Н» (ЗУР В-601М)
Установлены 4х6 30 мм АК-630 (3000 выстрелов) — 2 СУ МР-123 «Вымпел-A»
РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» вместо МР-300 «Ангара»: Грозный, Стерегущий в 1975
Установлена РЛС РЭБ МР-262 «Ограда-1»
Установлены 2 РЛС ЦУ «Успех-У»: Грозный в 1975, Адмирал Фокин в 1980
Аппаратура госопознавания «Пароль» вместо 2 запросчика «Никель-КМ», 2 ответчика «Хром-КМ»
Добавлена 2-я НРЛС «Дон»

Распределение по флотам

СФ: Грозный (с 5.10.1966 ЧФ, с 6.01.1984 БФ), Адмирал Головко (с 22.03.1968 ЧФ)
ТОФ: Сообразительный, Адмирал Фокин

Грозный: 898(1962), 239(1965), 261, 843, 846, 841(1967), 854(1969), 943(1969), 859(1969), 841(1971), 851(1973), 847(1973), 855(1975), 856(1975), 179(1978), 147(1981), 107(1982), 121(1983), 155(1984), 179(1984), 145(1988), 152(1991), 810, 858, 860, 170
Адмирал Головко: 810(1967), 853(1968), 852(1969), 857, 851(1975), 019(1978), 845(1978), 847(1979), 121(1979), 118(1981), 844(1982), 110(1984), 105(1990), 118(1994), 849, 854, 859, 130, 170, 485
Варяг: 343(1965), 280(1965), 621(1966), 822(1967), 835(1968), 830(1970), 835(1972), 836(1974), 015(1976), 049(1981), 047(1981), 043(1985), 012(1987), 032(1990), 641, 821, 079
Адмирал Фокин: 336(1964), 176(1966), 641(1968), 823(1968), 831(1969), 835(1971), 822(1976), 019(1977), 845(1980), 120(1981), 022(05.1987), 017(05.1990)

1990 — Варяг (19.04)
1991 — Грозный (24.06)
1993 — Адмирал Фокин (30.06)
2002 — Адмирал Головко (13.11)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector