0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Проект 1239 «Сивуч» — малые ракетные корабли на воздушной подушке типа «Бора»

Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч». Россия

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.

Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции – корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.

Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.

На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Читать еще:  Статьи Ми-17 - многоцелевой вертолет

Программа строительства. Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта – «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.

Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

1 – 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 – 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 – четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 – обтекатель навигационной РЛС; 5 – обтекатель антенны РЛС целеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 – носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 – обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 – антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 – станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

• «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

• «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные размерения , м

• длина наибольшая (по КВЛ) — 63,9

• ширина наибольшая (по КВЛ) — 17,2

• осадка на ходу на воздушной подушке — >1

• осадка на ходу в водоизмещающем режиме — 3,3

Главная энергетическая установка : ДГТУ

• 2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 36.000 (26.500)

• 2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

Читать еще:  Модификации Кортик морской офицерский с кривым клинком первой четверти XIX в.

• 2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

• газотурбогенераторы, мощность, кВт н/д

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

Скорость хода, уз:

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2500 (12)

Автономность, сут. 10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 68 (9)

• ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» — 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») — 8

• ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» — 1 Х 2

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») — 20

• 76,2-мм АУ АК-176 — 1 Х 1

• 30-мм ЗАК АК-630М — 2 Х 6

РЛС общего обнаружения 1 х «Позитив» (Cross Dome)

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

средства РЭБ • «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

комплексы выстреливаемых помех 2 Х 16 ПУ ПК-16

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

2 Х (Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

средства связи • «Буран-7» комплекс

РЛС госопознавания • «Нихром» (Square Head; Salt Pot)

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» проекта 1239, шифр «Сивуч»

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» проекта 1239, шифр «Сивуч» является первым в серии из двух кораблей, построенных на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького. Вторым кораблем данной серии является «Самум» (введен в состав Балтийского флота 26 февраля 2000 года, с 25 июля 2002 года в составе Черноморского флота).

Проект 1239 разработан в Центральном морском КБ «Алмаз» в Санкт-Петербурге под руководством генерального конструктора В.И. Королькова. В память о балтийской канонерской лодке, погибшей в неравном бою с германскими кораблями в августе 1915 года, данный проект получил шифр «Сивуч».

Корабли проекта 1239 являются крупнейшими в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевыми кораблями, использующими гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.

Проект создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1 с учётом опыта применения МРК на боевой службе в Средиземном море. Катамаран проекта1239 обладает высокой мореходностью, имеет большую палубу и более комфортные условия использования оружия и размещения экипажа. При создании корабля широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

Главная энергетическая установка корабля состоит из двух раздельных двигательно-движительных установок маршевого и полного хода, способных работать раздельно и совместно. Корабли проекта могут двигаться в трёх главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Проверена возможность движения кораблей с выключенными движителями, так МРК при работе только двигателей-нагнетателей способен двигаться за счёт истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Назначением малых ракетных кораблей проекта 1239 является: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море; обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника; ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил; ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.

РКВП «Бора» был заложен Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького первоначально как «МРК-27», строительный номер 208, потом строительный номер был изменен на 501. В 1987 году был спущен на воду. 30 декабря 1989 года было завершено строительство. Кораблю был присвоен бортовой номер 609. 14 февраля 1990 года был поднят военно-морской флаг, после чего на корабле начались испытания. С 01 мая 1990 года был присвоен бортовой номер 615. В апреле 1991 года корабль выполнил испытательную стрельбу четырьмя ракетами по четырем различным целям. После этого в Зеленодольске заложили второй корабль этой серии — «Самум». 18 марта 1992 года был переименован в «Бора», получив имя порывистого холодного дующего с гор ветра «Бора».

Основные характеристики: Водоизмещение полное 1050 тонн, стандартное 850 тонн. Длина 65,6 метра, ширина 17,2 метра, осадка 3,3 метра. Максимальная скорость 55 узлов. Дальность плавания 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 68 человек, в том числе 9 офицеров, 24 мичмана.

Читать еще:  Исторические сведения РШГ-1 - реактивная штурмовая граната

Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)

Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80), 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2×6 30-мм артустановки АК-630.

05 мая 2013 года, в соответствии с ранее согласованным планом, начал переход из Севастополя в турецкий порт Стамбул, где с 07 по 10 мая принял участие в 11-й международной выставке оборонной промышленности. 12 мая покинул Стамбул и взял курс на Севастополь

14 августа 2013 года впервые принял участие в августовской активации Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор». 30 августа в составе Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», завершив выполнение задач в море, прибыл в турецкий порт Синоп, где 03 сентября 2013 года завершилась летняя активация Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор».

14 октября 2014 года, завершив выполнение задач боевой подготовки в море, прибыл на рейд Международного детского центра «Артек».

В ночь с 17 на 18 марта 2015 года вышел в море для отработки задач по предназначению в рамках стратегической командно-штабной тренировки (КШТ) по управлению Вооруженными Силами РФ Черноморского флота.

Файлы Проект 1239 «Сивуч» — малые ракетные корабли на воздушной подушке типа «Бора»

Чёрное море, Севастопольская бухта, Троицкая бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта, Северная бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта, Северная бухта
Крым, Севастополь

Ракетный корабль «Бора» после выхода из завода

Чёрное море, Севастопольская бухта, Килен-бухта
Крым, Севастополь

РКВП «Бора» проходит ремонт

Чёрное море, Севастопольская бухта, Килен-бухта
Крым, Севастополь

РКВП «Бора» в процессе ремонта у заводской набережной 13-го СРЗ.

Чёрное море, Севастопольская бухта, Килен-бухта
Крым, Севастополь

РКВП «Бора» проходит ремонт у набережной 13-го СРЗ МО РФ

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Автор: Алексей Царьков

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

РКВП «Бора» в парадном строю

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Автор: Алексей Царьков

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Автор: Алексей Царьков

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

РКВП «Бора» и РКА «Шуя» в парадном строю по случаю Дня ВМФ России

Автор: Алексей Царьков. Пусковые установки ПКР «Москит» левого борта.

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

РБ-247 · Тип БК-600 (проект 737К, Л, М, П), проект 737К, ВМФ России

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Рейдовый буксир «РБ-247» заходит в Севастопольскую бухту

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море
Крым, Севастополь
Рейд

РКВП «Бора» на выходе из Севастопольской бухты

Чёрное море
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта, Килен-бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта, Килен-бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта, Килен-бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта, Инженерная бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта, Инженерная бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море
Крым, Севастополь

РКВП «Бора» уходит на учения

Чёрное море
Крым, Севастополь

РКВП «Бора» уходит на учения

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Автор: Алексей Царьков

Чёрное море, Севастопольская бухта, Южная бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

Пролив Босфор, бухта Золотой Рог
Турция, Стамбул

Пролив Босфор
Турция, Стамбул

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

МБ-304 · Проект 745, 745МБ, 745МБС, 07452 шифр «Садко», ВМФ России
Эпрон · Проект 527, 527П, ВМФ России
Москва · Проект 1164, шифр «Атлант», тип Слава, ВМФ России
Славутич · Проект 10221, 12884, ВМС Украины

Чёрное море, Севастопольская бухта
Крым, Севастополь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: