0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Проект 1234 «Овод» — малые ракетные корабли типа «Буря»

Малые ракетные корабли проектов 1234, 1234.1, 1234.7 и 1234Э (МРК Овод)

Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

Характеристики даны для проекта 1234.1

История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.

Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Пе­трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капи­тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.

Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. Завод «Звезда» удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.

Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».

МРК «Буря» с кормы

И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.

«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.

Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.

Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.

МРК «Пассат» с кормы

Модификации и производство малых ракетных кораблей проекта 1234

  • По проекту 1234 «Овод» было построено 17 кораблей (Ленинград) + 3 (Владивосток). 3 последних «ленинградских» МРК были переоборудованы в проект 1234Э.
  • По проекту 1234Э («Овод-Э») — экспортный вариант, отличавшийся установкой 2-х 2-х контейнерных установок противокорабельных ракет (ПКР) П-15 «Термит», вместо 2х 3х ПКР «Малахит». Всего было построено 7 МРК для Алжира и Ливии (3 переоборудованных в 1234Э «Овода» были поставлены Индии, они упомянуты выше).
  • В 1974 году был разработан проект 1234.1 (улучшенный) с усиленным артиллерийским вооружением в виде 76-мм установки АК-176 и 30-мм зенитного автомата АК-630, и более современным радиоэлектронным вооружением, улучшенными условиями обитаемости экипажа, пожаростойкости корпуса. Было построено 15 кораблей для ВМФ СССР и 1 недостроенный, разобран на стапеле.
  • В 1982 году был разработан проект 1234.7 (экспериментальный). Создавался для испытаний более совершенных ПКР «Оникс», которые и составляли его главное вооружение. Построен 1 корабль.
  • В 1999 году был разработан проект 1234ЭМ (модернизация). Проект модернизации ранее проданных кораблей 1234Э. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э», также был изменен комплекс бортовой аппаратуры. Модернизирован 1 корабль для Алжира.
Читать еще:  Модификации Ручная пищаль (первая четверть XVII в.)

Всего было построено 47 кораблей всех проектов.

МРК проекта 1234.1 «Пассат» и «Зыбь», 2008 год

Описание конструкции кораблей проекта 1234

Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышен­ной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 во­донепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.

Надстройка — островная, трехъярусная.

Служебные и жи­лые помещения размещены в надстройке, на главной па­лубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой око­нечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно ис­пользовать под операционную.

На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменно­го типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размеще­ны антенны радиотехнических устройств и связи, сиг­нальные фалы и ходовые огни, антенны ра­диолокационных станций.

Экспортный МРК — проект 1234Э

Главная энергетическая уста­новка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).

МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивны­ми противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высо­тах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависи­мости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м.
Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляю­щими трубами.

МРК «Рассвет» на параде в Североморске, 2005 г.

Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обес­печивает активное и пассивное обнаружение целей, при­ем информации от авиационных систем воздушного на­блюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» со­прягается с устройством «Дунай», обеспечивающим под­готовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаруже­ния надводных целей составляет не менее 40 км, а заго­ризонтная дальность обнаружения — более 100 км.

Особенности проекта 1234.7

Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представ­лен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой на­клонную ферменную конструкцию для размещения шес­ти транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».

Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носо­вой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ра­кетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зе­нитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.

Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 сна­рядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапа­сом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки ус­тановлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вым­пел» (МР-123/176).

Стандартное радиоэлектронное вооружение представле­но комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облуче­нии «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.

МРК проекта 1234.7 «Накат» — хорошо видны установки новых ракет «Оникс»

Особенности проекта 1234ЭМ

В середине 90-х г. 20 века в ЦМКБ «Алмаз» разработан (глав­ный конструктор Ю.В. Арсеньев) проект модернизации кораблей проекта 1234Э, по заказу Алжира. Главным ударным комплексом корабля стали 4 пусковых установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, на крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э». На мачте разместили трехкоординатную РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ-1» (отсутствие характерного «колпака» «Оводов»), установили РЛС управления ору­жием «Ласка», оптико-электронную систему управле­ния артустановками «Ракурс» и радионавигацион­ную систему «Горизонт-25». В Санкт-Петербурге по этому проекту модернизировали 1 корабль для ВМФ Алжира.

Модернизированный алжирский МРК проекта 1234ЭМ. Облик корабля заметно изменился.

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет и книги В.В. Костриченко, В.Е.Кузьмичёв «Пистолет у виска империализма», Москва, 2006.

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

Главное меню

Навигация по записям

Подробности проекта модернизации малых ракетных кораблей проекта 12341 “Овод”

В последнее время появилась информация о том, что на Тихоокеанском флоте на испытания вышел «Смерч», модернизированный МРК проекта 12341 «Овод». Как правильно это расценить, куда отнести: в успех или все-таки нет? Для того чтобы правильно все понять, надо окунуться в историю, что, благо, проблем не вызывает. Середина 60-х годов прошлого века. Это да, уже история. Но именно тогда были начаты работы над кораблями проекта, предназначаемыми для ведения боевых действий в закрытых морях и ближней океанской зоне. В отведенный тоннаж для ракетных катеров уложиться не удалось, потому и родился, в общем-то, новый класс, который получил у нас название малых ракетных кораблей (МРК). Корабли проекта 12341 имели тоннаж от 640 тонн, в то время как ракетные катера укладывались в 500 тонн и меньше. Наши потенциальные, оценив вооружение МРК не мудрствуя лукаво, занесли их в класс корветов. Действительно, на момент своего вступления на боевую вахту «Овода» являлись весьма зубастыми и проблемными для противника кораблями.

Читать еще:  МиГ-3 - высотный истребитель

Они все еще оставались небольшими по размеру, довольно шустрыми (35 узлов) и обладали весьма впечатляющей дальностью: 4 000 миль на 12 узлах и 1800 на 18-ти. И с вооружением вроде бы был полный порядок. 6 противокорабельных ракет «Малахит», артиллерийские установки АК-176 и АК-630, а также зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» с боекомплектом в 20 зенитных управляемых ракет.

Почему «вроде бы» — об этом чуть ниже.

Были и существенные недостатки. Мореходные качества хромали на обе ноги, начиная со среднего волнения. А в сильную качку эксплуатация кораблей вызывала критику и злобное бурчание экипажей.

Вторым огромным недостатком было использование в конструкции кораблей лёгких алюминиево-магниевых сплавов марки АМг61 в конструкциях надстройки корпуса. Лёгкие сплавы являются менее прочными, чем стальные и при возникновении пожара легко воспламеняются, быстро горят и плавятся, затрудняя борьбу за живучесть корабля.

Примером этого является гибель «Муссона», в который попала ракета-мишень, запущенная с другого катера. Экипаж, выбитый взрывом ракеты и пожаром, начавшимся при воспламенении ракетного топлива и окислителя, не смог бороться за живучесть корабля. В итоге в результате катастрофы погибло 39 человек экипажа, ещё 37 человек удалось спасти. Но там еще и командующий Приморской флотилией контр-адмирал Головко свои разум и умения приложил.

Кстати, проданный Ливии МРК-9, он же «Tariq Ibn Ziyad», тоже сгорел. Правда, в реальном бою.

В общем, скажем так: корабль не без недостатков. Плюс откровенно слабая защита от атак с воздуха. Это показала и гибель «Муссона», и ливийских «Ean Zara» и «Ean Zaquit», которые не смогли отбиться от атак именно с воздуха.

Первая серия «Оводов», «чистые» МРК проекта 12341, уже давно списаны и разобраны. Остались на плаву корабли проекта 1234.1, самые свежие из которых «Ливень» (БФ) и «Разлив» (ТОФ) приняты в строй в 1992 году, а самый старый — «Буря» — в 1970-м.

Но нас, понятное дело, интересуют те корабли, которые еще в строю, а, следовательно, пойдут на эту самую модернизацию. То есть проект 1234.1.

«Штиль» и «Айсберг». В строю с 1979 года. Сорокалетние корабли, можно сказать, ветераны. Не могу сказать, что их наличие так меня радует, 40 лет – это срок.

Самый молодой – «Разлив». В строю с 1992 года. «Всего-то» 27 лет.

Остальные, как уже ясно, построены между 1979 и 1992 годами.

Модернизация коснется в первую очередь вооружения, потому что П-120 «Малахит» сегодня выглядит просто несерьезно.

Вместо 6 пусковых установок крылатых ракет П-120 «Малахит» с дальностью стрельбы до 150 км по примеру «Смерча» корабли получат 16 ПУ противокорабельных ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км и активными головками самонаведения.

Кроме того, будет произведена замена артиллерийских установок на более современные АК-176МА и АК-630М.

Х-35 «Уран» — это интереснее «Малахита». Ракета оснащается проникающей осколочно-фугасной БЧ, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. Плюс неплохая защита от электронного противодействия.

Но основной бонус заключается в том, что «Уран» вполне можно использовать и по наземным целям, что автоматически делает МРК теоретическим участником десантных операций, вполне способным поддержать десант.

Ну и 16 ракет вместо 6 – это весомая прибавка.

Кроме того, обновление коснется и двигательного отсека каждого корабля. Источники утверждают, что на МРК будут установлены новые двигатели, которые будут более экономичными, ну и вообще, новый двигатель на сорокалетнем корабле – это новый двигатель, даже если он и китайский.

Естественно будет добавить и современные системы управления артиллерийским огнем, поскольку у «Оводов» имеются большие проблемы со стрельбой артустановок при волнении больше 4 баллов.

Многие высказавшиеся специалисты считают, что по факту все эти новшества дадут «Оводам» вторую жизнь. И по окончании модернизации эти корабли будут отвечать самым современным требованиям морского боя.

Читать еще:  Ми-4 - многоцелевой вертолет

Понятно, что против американских АУГов эти МРК воевать не будут. Шансов как бы нет, но в акваториях балтийской и черноморской «луж» они могут оказаться очень даже полезными. Ну и в островах на Тихом океане.

Даже несколько относительно небольших кораблей, несущих по полтора десятка малозаметных и защищенных от помех ракет универсального действия – это серьезно.

Идея неплохая. Вообще, идея воссоздания «москитного» флота с современными ракетами – весьма и весьма оптимистично смотрится, а главное, в отличие от всяких там авианосцев и эсминцев жуткого тоннажа с ядерными двигательными установками, осуществима.

Но здесь, естественно, есть «но». Это количество и возраст кораблей. Все-таки 12 кораблей на три флота, это, согласитесь, не очень много. Но лучше, чем ничего.

А вот возраст… От 40 до 27. Понятно, что даже глубокая модернизация даст эффект быстрее, чем постройка новых кораблей. Но сорок лет… Есть такие вещи, как усталость металла, внутренняя коррозия и прочие «удовольствия».

Можно ли будет всерьез рассчитывать на такие «старые новые» МРК? Конечно, время покажет, но опасения все равно остаются.

Нам не хватает кораблей. Нам реально не хватает современных кораблей. Нам не хватает новых кораблей. Задуманное со старыми МРК проекта 1234.1 – это «костыли». Это, конечно, лучше, чем ничего, но это протезы вместо ног.

Если мы хотим иметь реальную защиту морских (и не только) границ, нам в первую очередь надо тратить деньги не на создание откровенно глупых и бесполезных проектов авианосцев и «эсминцев», над которыми будет ржать весь мир, а восстанавливать судостроительные предприятия и строить на них корабли, которые нам нужны были еще вчера.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Файлы Проект 1234 «Овод» — малые ракетные корабли типа «Буря»

МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТОВ 1234, 12341
SMALL MISSILE SHIPS OF THE PROJECTS 1234, 12341

Появление класса МРК определялось необходимостью создания ударных кораблей небольшого водоизмещения, отличающихся от ракетных катеров увеличенной дальностью плавания, лучшей мореходностью и обладающих более эффективным оружием. МРК проекта 1234 (шифр «Овод») стали первыми кораблями такого типа, не имевшими аналогов в зарубежных флотах.
Корабли «Овод» (проект 1234) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных районах. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано ЦКБ-5 (позже ЦМКБ «Алмаз») в 1965 г. Главным конструктором проекта стал И.П. Пегов.
Стандартное водоизмещение корабля проекта 1234 составило 580т, а полное — около 670т. Скорость полного хода — 35 узлов. «Овод» был оснащен двумя строенными пусковыми установками комплекса П-120 «Малахит» с радиолокационным комплексом выдачи целеуказания УРО «Титанит», который был принят на вооружение в 1970 г. Комплекс «Титанит» имел два способа обнаружения целей: первый с помощью РЛС на расстоянии до 40 км, второй — загоризонтный пассивный по излучению радиотехнических средств противника. Согласно проекту, пуск ракеты П-120 с МРК мог производиться при волнении моря до 5 баллов включительно и при скорости корабля до 24 узлов. Основные отличия данного проекта — это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630
В 1974 года МРК был усовершенствован, был разработан проект 12341: 57-мм АУ заменили более мощной 76-мм АК-176, а также добавили 30-мм автомат АК-630, а также произошла замена нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования. Полное водоизмещение при этом выросло до 730 т, осадка – до 3,08 м, экипаж увеличился до 65 человек.
Для зарубежных заказчиков строился экспортный вариант МРК проекта 1234Э, на которых вместо ПКР «Малахит» устанавливались 4 ПКР П-20 (экспортная модификация П-15М.
МРК «Накат» в экспериментальном порядке был оснащен двумя шестиствольными ПУ ПКР «Оникс» (проект 12347).


ХАРАКТЕРИСТИКИ МРК ПРОЕКТА 1234«ОВОД»:

Водоизмещение, тонн:
— станлартное 580;
— полное 670;
Длина — 59,3 м;
Ширина — 11,8 м;
Осадка — 3,0 м;
Главная энергетическая установка — три дизельных двигателя «112ЧСПН-16/17» мощностью по 10000 л. с.;
Скорость хода- 35 узлов;
Дальность плавания — 415 миль, при скорости 18 узлов — 1600 миль;
Автономность — 10 суток;
Экипаж — 60 человек;

Ударное ракетное вооружение крылатые противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» — 6;
Зенитно-ракетное вооружение «Оса-М» — 1;
Артиллерийское вооружение АК-725 -1 (1×1 76-мм АУ АК-176 и 1×6 30-мм ЗАК АК-630 для проекта 1234.1)
Навигационное вооружение РЛС «Дон»
Радиолокационное вооружение СУО «Барс» (проект 1234) или «Вымпел» (проект 1234.1)
Радиолокационный комплекс «Титанит» или «Монолит»,
Средства РЭБ 2-4 ПУ ПК-10 (только на кораблях пр. 1234.1), 2-4 ПУ ПК-16

МРК «Штиль» проекта 12341 вернулся с боевого дежурства в Новороссийской ВМБ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector