2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы П-800 (3М55) «Оникс» — противокорабельная крылатая ракета

П-800 (3М55) «Оникс» — противокорабельная крылатая ракета

Про­ти­во­ко­ра­бель­ная кры­ла­тая ра­ке­та П-800 «Оникс» пред­на­зна­че­на для борь­бы с над­вод­ны­ми во­ен­но-мор­ски­ми груп­пи­ров­ка­ми и оди­ноч­ны­ми ко­раб­ля­ми в ус­ло­ви­ях ор­га­ни­зо­ван­но­го ог­не­во­го и ра­дио­тех­ни­че­ско­го про­ти­во­дей­ст­вия. Воз­мож­но, так­же, при­ме­не­ние по над­вод­ным и на­зем­ным ра­дио­кон­тра­ст­ным це­лям.

Ра­ке­та вы­пол­не­на по нор­маль­ной аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме с тра­пе­цие­вид­ным склад­ным кры­лом и опе­ре­ни­ем. Аэ­ро­ди­на­ми­ка пла­не­ра в со­че­та­нии с вы­со­кой тя­го­во­ору­жен­но­стью обес­пе­чи­ва­ет вы­со­кую ма­нёв­рен­ность (мак­си­маль­ный угол ата­ки — до 150 гра­ду­сов), по­зво­ляю­щую ра­ке­те вы­пол­нять эф­фек­тив­ные ма­нев­ры ук­ло­не­ния от средств ПРО про­тив­ни­ка.

Си­ло­вая ус­та­нов­ка ПКР вклю­ча­ет мар­ше­вый сверх­зву­ко­вой пря­мо­точ­ный воз­душ­но-ре­ак­тив­ный дви­га­тель (ПВРД) с ин­те­граль­ным стар­то­вым твер­до­то­п­лив­ным ус­ко­ри­те­лем, рас­по­ло­жен­ны­ми тан­дем­но. ПВРД рас­счи­тан на мар­ше­вый по­лёт со ско­ро­стью 2,0-3,5М в диа­па­зо­не вы­сот от 0 до 20 тыс. м. Тя­га дви­га­те­ля — 4 тыс. кгс, су­хая мас­са — 200 кг. То­п­ли­во — ке­ро­син Т-6. Воз­ду­хо­за­бор­ник ПВРД — но­со­вой осе­сим­мет­рич­ный с цен­траль­ным ко­ну­сом.

В цен­траль­ном те­ле воз­ду­хо­за­бор­ни­ка ПВРД рас­по­ло­же­ны: го­лов­ка са­мо­на­ве­де­ния, ос­нов­ная ап­па­ра­ту­ра сис­те­мы управ­ле­ния и бое­вая часть. То­п­лив­ные ба­ки мар­ше­во­го дви­га­те­ля и ру­ле­вые при­во­ды раз­ме­ще­ны в коль­це­вой час­ти кон­ст­рук­ции пря­мо­точ­но­го дви­га­те­ля. При экс­плуа­та­ции и на под­вод­ном уча­ст­ке тра­ек­то­рии пе­ред­няя часть ра­ке­ты с воз­ду­хо­за­бор­ни­ком при­кры­ва­ет­ся сбра­сы­вае­мым в по­ле­те об­те­ка­те­лем.

Го­лов­ка са­мо­на­ве­де­ния спо­соб­на осу­ще­ст­в­лять по­иск и об­на­ру­же­ние мор­ских и на­зем­ных це­лей в ус­ло­ви­ях ра­дио­элек­трон­но­го про­ти­во­дей­ст­вия, про­из­во­дить се­лек­цию лож­ных це­лей, осу­ще­ст­в­лять вы­бор це­ли по за­дан­ным кри­те­ри­ям, про­из­во­дить за­хват и со­про­во­ж­де­ние вы­бран­ной це­ли, про­из­во­дить вы­ра­бот­ки ко­ор­ди­нат це­ли и вы­да­чу их в сис­те­му ав­то­пи­ло­ти­ро­ва­ния бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры сис­те­мы управ­ле­ния. ГСН спо­соб­на вы­пол­нять за­да­чу в лю­бых по­год­ных ус­ло­ви­ях при вол­не­нии мо­ря до 7 бал­лов вклю­чи­тель­но. ГСН обес­пе­чи­ва­ет при­ме­не­ние ра­ке­ты по ста­цио­нар­ным на­зем­ным це­лям, об­ла­даю­щим ра­дио­кон­тра­ст­но­стью по от­но­ше­нию к фо­ну не ме­не 15 дБ.

ГСН пред­став­ля­ет со­бой бор­то­вой двух­ка­наль­ный ак­тив­но-пас­сив­ный ра­дио­ло­ка­тор со слож­ным ши­ро­ко­по­лос­ным ко­ге­рент­ным сиг­на­лом с фа­зо-ко­до­вой ма­ни­пу­ля­ци­ей по слу­чай­но­му за­ко­ну как в ре­жи­ме об­зо­ра, так и в ре­жи­ме со­про­во­ж­де­ния це­ли при ра­бо­те в ак­тив­ном ре­жи­ме. ГСН об­ла­да­ет вы­со­кой по­ме­хо­за­щи­щен­но­стью по от­но­ше­нию к раз­лич­ным ви­дам ак­тив­ных по­мех, уво­дя­щих по даль­но­сти и уг­ло­вым ко­ор­ди­на­там, и пас­сив­ных по­мех ти­па ди­поль­ных об­ла­ков и угол­ко­вых от­ра­жа­те­лей.

Даль­ность об­на­ру­же­ния це­ли в ак­тив­ном ре­жи­ме — не ме­нее 50 км, мак­си­маль­ный угол по­ис­ка це­ли — ±45°.

ГСН по­строе­на по мо­дуль­но­му прин­ци­пу, име­ет сред­ст­ва встро­ен­но­го са­мо­кон­тро­ля.

В со­став бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры вхо­дят инер­ци­аль­ная сис­те­ма управ­ле­ния, бор­то­вой циф­ро­вой вы­чис­ли­тель­ный ком­плекс, ра­дио­вы­со­то­мер.

Мак­си­маль­ная даль­ность — 300 км — обес­пе­чи­ва­ет­ся при по­лё­те по ком­би­ни­ро­ван­ной тра­ек­то­рии с мар­ше­вым уча­ст­ком на вы­со­те 14 км при ско­ро­сти, со­от­вет­ст­вую­щей М=2,5, с по­сле­дую­щим брею­щим по­ле­том на вы­со­те 10-15 м от вод­ной по­верх­но­сти при под­дер­жа­нии ско­ро­сти 600 м/с на по­след­них 40 км сбли­же­ния с це­лью. Воз­мож­но при­ме­не­ние ра­ке­ты с по­лё­том на вы­со­те 10-15 м на всей про­тя­жен­но­сти тра­ек­то­рии от за­вер­ше­ния стар­то­во-раз­гон­но­го уча­ст­ка, но при этом мак­си­маль­ная даль­ность не пре­вы­ша­ет 120 км.

По­сле вы­хо­да ра­ке­ты из пус­ко­во­го кон­тей­не­ра вклю­ча­ет­ся твер­до­то­п­лив­ный раз­гон­ный блок, ус­та­нов­лен­ный по прин­ци­пу “мат­рёш­ки” в ка­ме­ре сго­ра­ния мар­ше­во­го дви­га­те­ля. Не­сколь­ко се­кунд его ра­бо­ты раз­го­ня­ют ра­ке­ту до ско­ро­сти 2М. За­тем стар­то­вый дви­га­тель вы­клю­ча­ет­ся, его вы­бра­сы­ва­ет из мар­ше­во­го на­бе­гаю­щим по­то­ком воз­ду­ха, и ра­ке­та про­дол­жа­ет по­лет на ско­ро­сти в 2,5М, обес­пе­чи­вае­мой пря­мо­точ­ным жид­ко­ст­ным воз­душ­но-ре­ак­тив­ным дви­га­те­лем.

Вы­вод ра­ке­ты в рай­он це­ли осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью инер­ци­аль­ной на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы. Дос­тиг­нув рас­чёт­ной точ­ки, ра­ке­та вклю­ча­ет ГСН и про­из­во­дит пер­во­на­чаль­ный за­хват це­ли, по­сле че­го ра­ке­та вы­клю­ча­ет ра­дио­ло­ка­ци­он­ную стан­цию и вы­пол­ня­ет сни­же­ние на пре­дель­но ма­лые вы­со­ты (по­ряд­ка 10-15 м). В ре­зуль­та­те на сред­нем уча­ст­ке по­лёт осу­ще­ст­в­ля­ет­ся под ниж­ней гра­ни­цей зо­ны ПВО. В даль­ней­шем, по­сле вы­хо­да ПКР из-за ра­дио­го­ри­зон­та, РЛС вклю­ча­ет­ся по­втор­но, за­хва­ты­ва­ет и со­про­во­ж­да­ет цель, на ко­то­рую на­во­дит­ся ра­ке­та.

Об­зор всей зо­ны по­ло­же­ния це­лей с боль­шой вы­со­ты соз­да­ет ус­ло­вия пред­ва­ри­тель­но­го це­ле­рас­пре­де­ле­ния ра­кет по ко­раб­лям груп­пы и се­лек­ции лож­ных це­лей. Про­грам­ма на­ве­де­ния на цель по­зво­ля­ет ра­ке­те дей­ст­во­вать про­тив оди­ноч­но­го ко­раб­ля по прин­ци­пу “од­на ра­ке­та — один ко­рабль” или “ста­ей” про­тив ор­де­ра ко­раб­лей. При зал­по­вой стрель­бе ра­ке­ты са­ми рас­пре­де­ля­ют и клас­си­фи­ци­ру­ют по важ­но­сти це­ли, вы­би­ра­ют так­ти­ку ата­ки и план её про­ве­де­ния. В ав­то­ном­ную сис­те­му управ­ле­ния за­ло­же­ны дан­ные не толь­ко по про­ти­во­дей­ст­вию РЭБ про­тив­ни­ка, но и приё­мы ук­ло­не­ния от ог­ня средств ПВО. Унич­то­жив глав­ную цель в ко­ра­бель­ной груп­пе, ос­тав­шие­ся ра­ке­ты ата­ку­ют дру­гие ко­раб­ли ор­де­ра, ис­клю­чив воз­мож­ность по­ра­же­ния дву­мя ра­ке­та­ми од­ной и той же це­ли. Для ис­клю­че­ния ошиб­ки при вы­бо­ре ма­нёв­ра и по­ра­же­ния имен­но за­дан­ной це­ли, в бор­то­вую вы­чис­ли­тель­ную ма­ши­ну ра­ке­ты за­ло­же­ны элек­трон­ные порт­ре­ты всех со­вре­мен­ных клас­сов ко­раб­лей. К то­му же в БЦВМ есть и чис­то так­ти­че­ские све­де­ния, что по­зво­ля­ет оп­ре­де­лить кто пе­ред ней — кон­вой, авиа­но­сец или де­сант­ная груп­па, и ата­ко­вать глав­ные це­ли.

Ра­ке­та за­клю­че­на в гер­ме­тич­ный транс­порт­но-пус­ко­вой кон­тей­нер (ТПК). В ТПК, бу­ду­чи пол­но­стью го­то­вой к бое­во­му при­ме­не­нию, ра­ке­та по­ки­да­ет за­во­д-из­го­то­ви­тель, транс­пор­ти­ру­ет­ся, хра­нит­ся и вы­да­ёт­ся на но­си­тель. Тех­ни­че­ское состоя­ние раке­ты и её сис­тем мож­но кон­тро­ли­ро­вать без из­вле­че­ния из кон­тей­не­ра через спе­ци­аль­но предус­мот­рен­ный бортразъ­ём. ТПК с ра­ке­той край­не не­при­хот­лив в экс­плуа­та­ции, не тре­бу­ет под­во­да жид­ко­сти и га­за и не предъ­яв­ля­ет до­пол­ни­тель­ных тре­бо­ва­ний по мик­ро­кли­ма­ту в мес­тах хра­не­ния и на но­си­те­лях.

Ис­поль­зо­ва­ние ТПК, ши­ро­кий диа­па­зон воз­мож­ных уг­лов стар­та, схе­ма за­пус­ка, не тре­бую­щая ор­га­ни­за­ции от­во­да га­зов ре­ак­тив­ной струи, по­зво­ля­ют лег­ко впи­сы­вать ра­ке­ту в ар­хи­тек­ту­ру ши­ро­ко­го кру­га но­си­те­лей.

На ко­раб­лях ра­ке­ты мо­гут раз­ме­щать­ся в пус­ко­вых ус­та­нов­ках на­клон­но­го (над­вод­ные ко­раб­ли) или вер­ти­каль­но­го (над­вод­ные ко­раб­ли, под­вод­ные лод­ки) стар­та.

В ва­ри­ан­те бе­ре­го­во­го ба­зи­ро­ва­ния П-800 мо­жет вклю­чать­ся в со­став под­виж­ных и ста­цио­нар­ных ком­плек­сов.

Авиа­ци­он­ный ва­ри­ант име­ет сле­дую­щие кон­ст­рук­тив­ные от­ли­чия: стар­то­вый ус­ко­ри­тель бо­лее ко­рот­кий и лёг­кий; ТПК от­сут­ст­ву­ет, а воз­ду­хо­за­бор­ник и со­пло за­кры­ты сбра­сы­вае­мы­ми по­сле стар­та об­те­ка­те­ля­ми; у хво­сто­во­го сре­за ра­ке­ты до­бав­ле­ны до­пол­ни­тель­ные ста­би­ли­за­то­ры; ПКР под­ве­ши­ва­ет­ся под но­си­тель с рас­кры­ты­ми крыль­я­ми и ру­ля­ми по схе­ме.

Читать еще:  Статьи Ручная пищаль (середина XV в.)

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Противокорабельная крылатая ракета П-800 Оникс

Во времена холодной войны СССР и его союзники больше внимания уделяли развитию сухопутных сил и ракетному вооружению, а США и другие страны НАТО имели преимущество на море и более многочисленные военно-воздушные силы. СССР не имело ничего, что могло сравниться с американскими авианосными ударными группами (АУГ) – настоящими плавучими аэродромами, которые могли действовать в любой точке земного шара.

Советские генералы и конструкторы искали эффективное средство противодействия АУГ, противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) выглядели наиболее перспективно в этом направлении. Кроме того, при развитии конфликта на европейском театре военных действий (он считался основным в те годы) для советского командования было важно изолировать его, сорвать возможность переброски войск и военной техники из-за океана.

Разработка новых видов противокорабельных крылатых ракет началась еще в конце 50-х годов и продолжалась до самого распада СССР. Именно благодаря советским наработкам ВМФ России на сегодняшний день имеет самые мощные и совершенные противокорабельные ракеты. Они стоят на вооружении как надводных кораблей, так и подводных лодок. Это оружие по многим характеристикам не имеет аналогов в мире. Ярким примером этому служит противокорабельный комплекс П-800 «Оникс» (3М55).

История создания

Разработки крылатых ракет началась еще до Первой мировой войны, но технологический уровень того времени не позволял создать даже единичные успешно работающие образцы. Успешно решить эту задачу смогли лишь в нацистской Германии: в конце войны немцы сумели создать первую серийную крылатую ракету «Фау-1», которая использовалась для ударов против Великобритании.

Однако это оружие мало помогло гитлеровцам, они проиграли войну, а их наработки в ракетной сфере попали в руки союзников. После ознакомления с трофейными образцами в СССР решили начать работы по созданию собственных крылатых ракет, работы возглавил талантливый конструктор Владимир Челомей.

Первоначально крылатые ракеты рассматривались как межконтинентальное средство доставки ядерных зарядов, но вскоре выяснилось, что для этих целей баллистические ракеты куда более эффективны.

Гораздо более перспективно для советских генералов подобный тип оружия выглядел как средство борьбы с кораблями вероятного противника, и в многочисленных советских КБ закипела работа. В 1959 году в КБ Челомея была создана крылатая ракета П-5 для вооружения подводных лодок, внешний вид которой напоминал реактивный истребитель. П-5 имела неплохие характеристики, могла нести ядерный заряд, но запускать ее можно было только с надводного положения. Это лишало подлодку ее основного преимущества – скрытности. Необходимо было другое решение.

В 1969 году началась разработка нового противокорабельного ракетного комплекса. Челомей предложил создать ракету, которую можно было запускать как с надводных кораблей, так и с подводных лодок. Новый ракетный комплекс получил обозначение П-700 «Гранит», его разработка длилась почти пятнадцать лет.

П-700 был принят на вооружение в 1983 году, эти ракеты используются российским ВМФ и сегодня, они по праву считаются лучшими в своем классе, по своим характеристикам «Гранит» не имеет мировых аналогов. Однако, несмотря на свои прекрасные характеристики, у этой ракеты есть один недостаток, но он весьма существенный: слишком большие габариты и масса ракеты.

Пусковая установка для ракеты «Гранит» мало уступает по своим размерам шахтам баллистических межконтинентальных ракет морского базирования. Подводные крейсера и надводные корабли, которые вооружены этими ракетами, являются одними из самых крупных в своих классах. Соответственно, высока и их стоимость. Кстати, можно добавить, что американцы много лет назад отказались от создания тяжелых противокорабельных крылатых ракет.

Другие советские ракеты (П-15, «Термит», «Москит», «Малахит») можно было установить на ракетные катера и другие малые корабли, но их дальность составляла 80-120 километров, что было недостаточно для уверенного поражения АУГ или морского конвоя. Нужно было создать новую противокорабельную ракету с меньшими чем у П-700 габаритами, но с тактико-техническими характеристиками (ттх) на уровне опе­ра­тив­но-так­ти­че­ских ра­ке­т типа «Гранит». Она должна была подходить для вооружения небольших судов.

Разработка новой ракеты началась в 1981 году. Она получила обозначение «Оникс» (3М55) и должна была стать универсальной: этим оружием планировали вооружить как надводные корабли, так и подводные лодки, а также обеспечить возможность старта «Оникса» с самолетов и береговых противокорабельных комплексов. По своей универсальности он должен был превзойти своего американского конкурента – ракету «Гарпун».

Согласно техническому заданию, у новой ракеты была значительно (до 200 кг) уменьшена боевая часть, дальность полета составляла 300 км, большую часть своей траектории ракета должна была пролетать на высоте 15-20 метров. Боевая часть в 200 кг вполне достаточна для поражения кораблей среднего размера, для уничтожения же крупных судов планировалось залповое применение ракет.

При создании «Оникса» у конструкторов были трудности с универсальностью ракеты: запуск с подводных лодок и надводных кораблей требовали разных режимов на начальной стадии полета. Но в итоге универсальное решение все-таки было найдено.

Испытания новой ПКР должны были начаться в 1987 году, но процесс несколько затянулся, а потом произошел распад СССР. Это привело к тому, что более чем на десятилетие работы по «Ониксу» были практически приостановлены. Первая демонстрация ракеты «Оникс» широкой публике состоялась в 1997 году. Только в 2002 году эту ракету приняли на вооружение. В 1998 году был подписан договор с Индией на создание ракеты BrahMos – по сути, модификации ПКР «Оникс».

Эта ПКР не попадает под ограничения международных договоров относительно ракетного оружия, поэтому имеет весьма высокий экспортный потенциал. Экспортная модификация П-800 называется «Яхонт», она уже стоит на вооружении нескольких стран. У «Яхонта» масса боевой части несколько меньше и составляет 200 кг.

Описание ракеты

Противокорабельная крылатая ракета «Оникс» создана по нормальной аэродинамической схеме, она имеет складывающиеся крылья трапециевидной формы, а также складное оперение. Хорошая аэродинамическая форма ПКР и ее высокая тяговооруженность обеспечивает ракете высокую маневренность, позволяя уклоняться от средств ПВО и ПРО противника. Кроме того, форма ракеты 3М55 делает ее малозаметной для радиолокационных средств обнаружения неприятеля.

Читать еще:  Модификации Кортик морской офицерский обр. 1803 г.

Силовая установка ракеты состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), ускорение на стартовом этапе обеспечивается твердотопливными ускорителями. Силовая установка ракеты позволяет ей достигать скорости в 2-3,5 Маха на большей части траектории полета. Потолок ракеты составляет 20 тысяч метров.

Конус воздухозаборника расположен в центре передней части ракеты, для ПКР с подводным стартом он прикрыт круглым обтекателем, который сбрасывается сразу после выхода «Оникса» на поверхность воды. Топливом ракеты служит керосин.

В воздухозаборнике находится головка наведения, аппаратура управления и боевая часть. «Оникс» способен уничтожать хорошо защищенные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, эта ракета способна определять ложные цели, самостоятельно производить захват и сопровождение цели. Головка самонаведения ракеты (ГСН) способна захватывать цель в любую погоду, поражать радиоконтрастные наземные цели.

Сразу после выхода ракеты 3М55 из пускового контейнера включается разгонный блок, который разгоняет ракету за несколько секунд до двух скоростей звука. После сгорания разгонного блока включается маршевый двигатель ракеты, который обеспечивает скорость полета примерно 2,5 Маха. Система наведения 3М55 комбинированная: на большей части траектории она инерциальная, а на этапе атаки – радиолокационная. Дальность обнаружения цели составляет 50 километров.

«Оникс» имеет на борту мощный вычислительный комплекс, ра­дио­вы­со­то­мер, систему встроенного самоконтроля.

Сразу после запуска ракета поднимается на высоту 14 км, производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров). В случае такого старта обеспечивается максимальная дальность полета (300 км), а также значительно снижается уязвимость ракеты от средств противовоздушной обороны.

Есть и другая возможная траектория полета: с высотой, не превышающей 10-15 метров, на всей протяженности траектории. Однако в этом случае снижается дальность полета 3М55, она составляет не более 120 км.

Первый тип траектории позволяет ракете не только захватить цель, но и выбрать наиболее важную цель (если их несколько), а также отбраковать ложные цели.

Кроме стрельбы одной ракетой, для «Оникса» возможен и залповый пуск против группы кораблей. В этом случае ракеты способны сами распределять между собой цели, не допускать дублирования при поражении, вырабатывать тактику атаки. После поражения главной цели в группе ракеты атакуют второстепенные.

В бортовую вычислительную систему заложены данные относительно возможной тактики вражеской ПВО и РЭБ, а также электронные портреты основных классов современных кораблей и их вероятного построения. Оперируя этими данными, ракеты могут определить, что именно они атакуют: АУГ, конвой или десантную группу, после чего самостоятельно выбрать наиболее эффективную тактику, составить эффективный план атаки.

Каждая ракета находится в специальном транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает защиту изделия при его транспортировке. Угол запуска ракеты – от 15 до 90 градусов, что позволяет располагать их в пусковых установках наклонного и вертикального старта. Ракета в контейнере очень удобна для хранения (в том числе и длительного) и транспортировки. К контейнеру не нужно подводить жидкости или газ, для проведения технического осмотра ракету можно не извлекать, все действия проводятся дистанционно.

Авиационная модификация «Оникса» имеет некоторые отличия от ракет, устанавливаемых на надводные корабли и подводные лодки. У нее более короткий и облегченный стартовый ускоритель, сопло и воздухозаборник закрыт специальными обтекателями.

Достоинства ПКР «Оникс»

Данная противокорабельная крылатая ракета имеет большое количество преимуществ, которые признаются как отечественными, так и зарубежными экспертами. Существует мнение, что подобные крылатые ракеты еще много лет будут лучшими в своем классе. К их достоинствам можно отнести следующее:

  • значительная (загоризонтная) дальность стрельбы;
  • автономность боевого применения «Оникса»: ракета сама захватывает и сопровождает цель;
  • несколько различных траекторий полета ракеты (высокая+низкая, только низкая);
  • высокая скорость 3М55 и малая высота полета;
  • универсальность ракетного комплекса: он полностью подходит для надводных кораблей, подлодок, береговых комплексов и авиации;
  • низкая радиолокационная заметность;
  • возможность поражать цели при высоком уровне радиоэлектронного противодействия.

Применение

Сегодня ПКР «Оникс» стоят на вооружении сразу нескольких стран. В России этот комплекс установлен на ракетный корабль проекта 1234.7 «Накат», на корабли проекта 21631 «Буян-М», а также на МПЛАТКР «Северодвинск». В 2014 году эта ракета была установлена на 35 самолетов Су-30 СМ. Кроме того, именно «Оникс» является основой берегового комплекса «Бастион».

Кроме России ракетный комплекс «Оникс» стоит на вооружении Вьетнама (2 единицы), Сирии (количество неизвестно) и Индонезии (количество неизвестно). Модификациями ракеты «Оникс» (BrahMos) вооружены эсминцы и фрегаты ВМФ Индии, также этими ракетами вооружены индийские Су-30 МКИ.

Технические характеристики

Ниже представлены тактико-технические характеристики (ттх) противокорабельного ракетного комплекса П-800 «Оникс».

Комплекс П-800 / 3К55 Оникс / Яхонт — SS-N-26 STROBILE

Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО «Машиностроение» (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор — Г.А.Ефремов, главный конструктор — В.А.Модестов (источник). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов (источник). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым).

Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК «Накат» пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР «Оникс» на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК «Накат» пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса BrahMos.

После длительных перерывов, государственные испытания на МРК «Накат» пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 «Оникс» была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО «Стрела» (г.Оренбург). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа «выстрелил и забыл», «lo-hi-lo» профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля).

Читать еще:  Новости Т-20 «Комсомолец» - трактор-транспортёр

Ракета и комплекс «Оникс» предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант «Яхонт») и подводных (экспортный вариант «Яшма») судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100.


Пуск ПКР 3М55 «Оникс» с МРК «Накат» пр.1234.7 (http://www.npomash.ru).

ПКР 3М55Э «Яхонт» (Царев В., Мельников В., Яхонт — новое поколение противокорабельных ракет. // Военный парад., 1998 г.)


ПКР типа 3М55 на НПО «Стрела» (http://www.npomash.ru).

Испытания ПКР «Оникс» на МРК «Накат» пр.1234.7 (http://www.atrinaflot.narod.ru)


Испытания ПКР «Оникс» на МРК «Накат» пр.1234.7 (фото из буклета НПО Машиностроения, http://www.npomash.ru)


Поздний вариант ракеты «Яхонт» («Военная тайна», ТВ-передача, РенТВ, 23.10.2010 г.)

Пусковая установка — транспортно-пусковой контейнер (ТПК) — корпус транспортно-пусковой системы. ТПК / транспортно-пусковой стакан К341Н для ракет комплекса серийно производятся (на 2010 г.) ОАО «Авангард» (г.Сафроново). Корпус ТПС является основной силовой конструкцией и предназначен для защиты изделия от воздействия внешних неблагоприятных факторов (механических, метеорологических, термических, газодинамических, биологических и т.п.) и восприятия силовых воздействий при транспортировании и такелажных работах.

Для применения на подводных лодках и кораблях разработано несколько вариантов ПУ вертикального пуска. На экспортном варианте для Индонезии использована ПУ с одиночными ТПК.


Заряжание ПКР 3М55Э «Яхонт» в пусковые установки вертикального пуска на индонезийском эсминце Oswald Siahaan 354, Индонезия, апрель 2011 г. (http://alutsista.blogspot.com ).


Одиночные пусковые установки вертикального пуска на индонезийском эсминце Oswald Siahaan 354, Индонезия, апрель 2011 г. (фото — Antara-Yudhi Mahatma, http://www.militaryphotos.net).

— пусковая установка вертикального пуска корабельной стрельбовой универсальной системы (КСУС):
ТТХ установки (на примере 3С-14Э):
Длина — 3760 мм
Ширина — 1970 мм
Высота — 9580 мм
Масса — 14700 кг
Время открывания крышки ПУ — 2.5 с
— — 3Р-14В 2 ряда по 4 модуля — установлена на ПЛАРК пр.885 «Ясень»
— — 3С-14Э —
2 ряда по 4 модуля — установлена на фрегатах пр.11356, СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО «Агат» , а так же на фрегатах пр.22350.


Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).


ПУ вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 (http://alternathistory.org.ua).


Установка вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 — Mod.KRIVAK-III (фильм «Корабль нового поколения», http://www.youtube.com).


Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).


Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://militaryrussia.ru

— самоходная пусковая установка берегового ракетного комплекса К-300П «Бастион».

Ракета 3М55 «Оникс» / «Яхонт»:
Конструкция — крылатая ракета нормальной аэродинамической схемы с лобовым воздухозаборником с центральным телом. Тип старта — минометный. Крылья и стабилизаторы раскладываются после старта. Стартовый РДТТ находится в сопле маршевого ПВРД. Головной обтекатель отстреливается после старта.

Конструкция корпуса ракеты состоит из отсеков Ф1, Ф2 и Ф3 (источник).


Принципиальное устройство ракеты 3М55 «Оникс» / «Яхонт» (http://tula-mpf.narod.ru).


Элементы конструкции ПКР «Яхонт». 1 — корпус воздухозаборника, 2 — конус воздухозаборника (http://tula-mpf.narod.ru).


Отработка наземной системы охлаждения для ракеты К310 «Оникс» в отделе 08-11 «НПО машиностроения» (источник).


ГСН ПКР «Яхонт» в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


ГСН ПКР «Яхонт» (http://granit.air.spb.ru, обработано).

После обнаружения и захвата цели ГСН с большой высоты, ГСН выключается и ракета «ныряет» под нижнюю границу зоны ПВО цели и летит под управлением инерциальной системы. После выхода на линию радиогоризонта первоначально обнаруженной цели ГСН вновь включается. Распределение целей в группе ракет происходит на первом этапе работы ГСН (на большой высоте). При групповом старте ПКР на первом этапе группа ракет перераспределяет цели по определенному алгоритму, исключая возможность поражения одной цели несколькими ракетами (если это не главная цель). Ракеты запрограммированы на совершение противоракетных маневров. В память бортовой БЦВМ заложены электронные «портреты» основных кораблей потенциальных противников и логика определения построения корабельных ордеров для выбора главной цели.

Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) комплекса ракетного обружия «Яхонт» создана и производится ОАО «Концерн «Гранит-Электрон». КАСУ обеспечивает:
— прием обработку информации от корабельных систем — БИУС, гиростабилизации, целеуказания, обеспечения безопасного применения оружия и ЛАГа;
— отображение на пульте КАСУ информации о состоянии комплекса и наличии ракет;
— выработку данных стрельбы по одной или нескольким целям;
— одиночную или залповую стрельбу;
— аварийный выброс ракет;
— тренировку личного состава без фактических пусков ракет;
— эксплуатационый контроль комплекса.

Состав и основные характеристики комлекса оборудования:
1) прибор К163Ц — центральный прибор управления — предназначен для управления предстартовой подготовкой и стартом ПКР;
— габариты — 500x600x600 мм
— масса — не более 80 кг
— количество — 1 экз
2) прибор К163 — периферийный прибор управления — предназначен для выработки напряжений электропитания ПКР, контроля его параметров и кодового обмена с ПКР, обеспечивает взаимодействие с двумя ПКР.
— габариты — 1025x500x500 мм
— масса — не более 100 кг
— количество — равно количеству пар ракет
3) прибор К231 — прибор управления электропитанием — предназначен для контроля параметров трехфазной сети, сопротивления изоляции и рапределения электропитания по приборам КАСУ.
— габариты — 500x530x250 мм
— масса — не более 30 кг
— количество — 1 шт

Электропитание:
— основное — трехфазное 400 Гц 220 В
— аварийное от аккумуляторныз батарей для аварийного выброса ПРК — 27 В

Охлаждение систем КАСУ естественное.

Масса РДТТ — около 500 кг

— 2 х РДТТ отделения и увода носового обтекателя разработки НПО «Искра» (г.Пермь).

Масса сухая — 200 кг


Двигатель 3Д55 в экспозиции НПО машиностроения на авиасалоне МАКС-2003 (фото — Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


Работы с двигателем 3Д55 для ракет BrahMos / «Оникс» в отделении 08 «НПО Машиностроение» (Трибуна ВПК, №11 / 2010 г.).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector