0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы МТ-13 — 160-мм дивизионный миномёт обр. 1943 г.

160-мм миномет МТ-13/М-43 (СССР)

Характеристики 160-мм миномета МТ-13/М-43

История создания миномета МТ-13/М-43

В 1942 году, в НИИ Наркомата вооружений под руководством Георгия Дмитриевича Ширенина началась разработка 160-мм казнозарядного миномёта МТ-13, а с 31 декабря 1942 года работы над минометом возглавил Исаак Г. Теверовский. Только в 1943 году будущий МТ-13 был изготовлен в опытном экземпляре, а на вооружение СССР, поступил лишь 17 января 1944 года, по личному одобрению Сталина.

МТ-13, или, более официально «160-мм миномет образца 1943 г.» стал самым мощным советским (и не только советской — аналогов МТ-13 не было ни у кого в мире) минометом периода Великой Отечественной войны. Его серийное производство началось спустя 5 дней после принятия на вооружение, и продолжалось вплоть до августа 1947 года.

Всего за это время было произведено 1557 миномётов.

160-мм миномет М-13 образца 1943 г.

Конструкция и модификации миномета МТ-13/М-43

Миномет МТ-13/М-43 конструктивно представляет собой гладкоствольную жесткую казнозарядную артсистему на жестком лафете, имеющем колесный ход. Ствол — качающийся, по причине того, что для заряжания миномета, ствол (высота в боевом положении 3 метра) необходимо было опустить в горизонтальное положение.

После опускания ствола, открывался затвор, на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который силами расчета укладывалась мина. Далее мина досылалась в канал ствола вручную, а ствол автоматически возвращался в боевое положение под весом мины.

Транспортировка миномета МТ-13/М-43 осуществлялась только тягачами.

Существовали следующие модификации:

  • МТ-13/М-43, 160-мм миномет образца 1943 г.
  • М-13Д, модернизация осуществленная летом 1945 года. Длина ствола была увеличена на 50 мм, а дальность стрельбы до 7400 м. Были изготовлены опытные образцы, серийное производство не велось.

Дальнейшим развитием (глубокой модернизацией) миномета МТ-13/М-43 стал 160-мм дивизионный миномёт образца 1949 года СКБ-21, более известный, как М-160. От прародителя отличался простотой эксплуатации и большей дальнобойностью.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

160-мм дивизионный миномет М-160. СССР

Разработка 160-мм миномета в Советском Союзе была начата еще до начала Великой Отечественной войны. 160-мм миномет рассматривался в качестве дивизионной артиллерийской системы, предназначенной для частичной замены гаубиц 122-мм и 152-мм калибра при выполнении задач по разрушению объектов противника на небольших дальностях стрельбы. Однако сложность создания такого миномета состояла в том, что при использовании хорошо зарекомендовавшей себя в минометах калибра 82 — 120 мм схемы «мнимого треугольника» с заряжанием с дульной части, необходимо было разработать устройство для подачи мины массой более 40 кг на высоту до 3 м для заряжания миномета. Из-за слишком тяжелой минометной мины подобная система неизбежно все теряла свои преимущества перед обычными артиллерийскими орудиями. В 1939 — 1941 годах над проектированием 160-мм и 240-мм минометов параллельно работали КБ четырех предприятий: завод № 7 (г. Ленинград); № 13 (Брянск); № 92 (Горький) и № 393 (Киев).

С начала Великой Отечественной войны работы по созданию нового дивизионного миномета продолжались. В ЦАКБ под руководством Грабина в 1943 – 1944 годах были спроектированы два 160-мм миномета ИС-3 и С-43. В начале 1942 года конструкторы НИИ Наркомата Вооружений СССР под руководством Г.Д. Ширенина разработали 160-мм миномет с казнозарядным заряжанием по схеме реального треугольника. Они удачно совместили в своем образце достоинства мортиры и миномета, сохранив главную конструктивную особенность миномета — опорную плиту, делающую ненужными противооткатные устройства и передающую огромную силу отдачи на грунт и использовав мортирный метод заряжания с казенной части, с отделяющимся казенником и качающимся стволом. С 31 декабря 1942 года работы по созданию этого миномета возглавил И.Г. Теверовский. Он отказался от идеи переносного орудия и впервые в мировой практике поставил миномет на неотделяющийся в боевом положении колесный ход. В начале 1943 года на Урале был изготовлен опытный образец 160-мм миномета, получившего индекс МТ-13, и вскоре он наряду с другим опытным образцом конструкции Б.И. Шавырина (КБ завода № 7) поступил на испытания. По результатам испытаний предпочтение было отдано системе Теверовского, как более простому, легкому и удобному в эксплуатации, и в январе 1944 года, после соответствующих доработок, его принимают на вооружение Красной армии под обозначением «160-мм дивизионный миномет образца 1943 года».

Читать еще:  Видео Шпага пехотная гвардейская офицерская середины XVIII в.

В этом миномете были сохранены все основные элементы обычного миномета: гладкостенный ствол, опорная плита и лафет, однако их конструктивное решение отличалось оригинальностью. Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную систему на жестком (без противооткатных устройств) лафете с колесным ходом. В связи с тем, что большая высота ствола не позволяла заряжать миномет с дула, миномет выполнен казнозарядным. Для открывания ствола при заряжании и запирания его в момент выстрела ствол был разделен на качающуюся часть и казенник. Заряжание производилось с казенной части, для чего использовался качающийся ствол, который после поворота рукоятки в момент заряжания занимал горизонтальное положение, удерживаясь механизмом стопорения. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал мину и вручную досылал ее в канал ствола. После того, как мина попадала в ствол, эта часть ствола под действием собственной массы возвращалась в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание — одна из основных проблем для классических минометов. Казенник в закрытом положении надежно запирал ствол при выстреле и передавал силу отдачи на плиту. Кроме того, казенник служил основанием, на котором осуществлялось качание трубы ствола и стопорение ее при углах заряжания, а также соединение ствола с лафетом посредством пружинных амортизаторов.

Для ускорения освоения миномета в производстве его опорная плита создана на базе опорной плиты штатного 120-мм полкового миномета образца 1938 года. По периметру плиты приваривался стальной цилиндрический обод, упрочненный дополнительными ребрами жесткости. Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13 от всех других отечественных минометов была короткая гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины. Гильза служила для предотвращения прорыва пороховых газов при выстреле (обтюрации). Лафет миномета, являющийся основанием миномета в боевом и походных положения, также имел оригинальную конструкцию. Он имел колесный подрессоренный ход, не отделяющийся при стрельбе. На лафете были собраны поворотный, подъемный и уравновешивающий механизмы, ходовая часть с механизмом подрессоривания, а также прицельные приспособления.

Механизмы наведения позволяли вести стрельбу с углами возвышения от +45° до +80°. Угол горизонтального обстрела составлял 12°. Стрельба из миномета велась двенадцатиперыми фугасными минами весом 48,865 кг на дальность до 5100 м . Взрыватель мины мог быть установлен на осколочное или фугасное действие. Тяжелые мины разрушали прочные дерево-земляные и казенно-кирпичные сооружения полевого типа, деревянные и кирпичные здания и сооружения, приспособленные противником для обороны в населенных пунктах.

Буксировка миномета МТ-13 производилась механической тягой. При этом, впервые ствол стал служить прицепным устройством, поскольку проблему буксировки миномета удалось решить по новому: теперь он прицеплялся к тягачу стволом, на котором крепилась специальная шкворневая лапа. Подрессоренный колесный ход миномета позволял транспортировать его с высокой скоростью до 50 км/ч . Ствол одновременно служил и рычагом, позволявшим вывернуть опорную плиту из грунта, если при стрельбе она зарывалась в землю. Весь боевой расчет повисал на стволе, а если и это не помогало, то на него надевалась шворневую лапу, миномет цеплялся к тягачу, который выдергивал его плиту.

Во время второй мировой войны ни одна армия мира не имела столь мощного миномета, как МТ-13. 160-мм миномет МТ-13 предназначался для подавления и уничтожения навесным огнем живой силы и огневых средств противника.

С 1943 года минометами МТ-13 оснащались тяжелые минометные бригады, входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва РВГК. В каждой бригаде имелось три дивизиона (по 12 минометов в каждом). Уже первое же боевое использование 160-мм минометов произвело на противника огромное психологическое воздействие. Выстрелы у МТ-13 были глухими, минометные мины летели по крутой траектории и падали почти отвесно, поэтому при первых же разрывах мин немцы начали подавать сигналы воздушной тревоги. В отзывах, поступавших с фронта, отмечалось, что 160-мм миномет является эффективным средством разрушения всех видов полевых укреплений и надежным средством подавления и уничтожения артиллерийских и минометных батарей противника. Эти минометы с успехом использовались в наступательных операциях Красной армии до самого конца войны, широко применялись в уличных боях в крупных населенных пунктах. Так, вооруженная 160-мм дивизионными минометами МТ-13
8-я отдельная тяжелая минометная Кенигсбергская орденов Кутузова и Александра Невского бригада под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Л.А. Колотилова, с 16 ноября 1944 года по 17 апреля 1945 года, уничтожила 14 танков и САУ, 408 станковых, ручных и зенитных пулеметов, 22 артиллерийских орудия, 4 автомашины с военными грузами, 17 минометных батарей и более 3000 германских солдат и офицеров. Крупнокалиберными минами было разрушено 20 ДЗОТов и 254 каменных дома, оборудованных огневыми точками.

Читать еще:  Боевое применение "Окно" - оптико-электронный комплекс

В январе 1944 года производство миномета МТ-13 было освоено Тульским машиностроительным заводом № 535 и до конца 1944 года было изготовлено 350 минометов. Всего же с 1944 года по август 1947 года было выпущено 1557 минометов МТ-13. Этот миномет успешно использовался в Советской армии и в послевоенное время.

Еще летом 1945 года И.Г. Теверовский, который в это время был главным конструктором Тульского завода № 535, начал работы по модернизации своего миномета. Их целью являлось увеличение дальности стрельбы. В новой модели миномета МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм , а дальность стрельбы до 7400 м .

На испытания был представлен еще один 160-мм миномет СКБ-21, созданный в Специальном конструкторском бюро гладкоствольной артиллерии (г. Коломна) под руководством Б.И. Шавырина, который и выиграл конкурс как более дальнобойный и простой в эксплуатации. Его приняли на вооружение под наименованием «160-мм дивизионный миномет М-160 образца 1949 года».

М-160 представлял глубокую модернизацию казнозарядного гладкоствольного миномета МТ-13 на колесном ходу, и также был выполнен по жесткой схеме (без противооткатных устройств). Миномет состоял из: ствола, казенника, станка, стрелы, опорной плиты и шворневой лапы. Для уменьшения действия отдачи при выстреле миномет имел пружинный амортизатор. Ствол также представлял собой гладкостенную трубу, закрепленную в цапфенной обойме и шарнирно соединенную с амортизатором. Закрывание ствола с казенной части осуществлялось затвором, имеющим пластический обтюратор. Станок представляет собой две рамы (верхнюю и нижнюю) штампованной конструкции, шарнирно соединенных между собой. Нижняя рама станка была собрана на боевой оси. Для вертикального наведения миномета служил собранный между кронштейнами боевой оси и верхней рамой станка подъемно-уравновешивающий механизм. Поворотный механизм был собран на рейке, надетой на ось в верхней раме станка. Стрела представляла трубчатую конструкцию П-образной формы, соединенную с боевой осью при помощи кривошипов. На стреле монтировалась лебедка. Миномет имел оптический минометный прицел МП-46 панорамного типа, крепившийся в кронштейне механизма горизонтального прицела. Позже в комплект миномета М-160 был введен механизм досылания мин (для полного досылания мин). Колесный ход от автомобиля ЗИС-151. Подрессоривание — пружинного типа, при стрельбе не выключалось.

При транспортировке М-160 буксировался легким грузовиком или гусеничным тягачом за буксировочное приспособление на дуле со скоростью до 50 км/час. Дальность стрельбы из миномета составляла теперь — от 750 до 8040 м . Углы возвышения ствола при стрельбе: от 50° до 80°, угол горизонтального обстрела без перемещения стрелы и колес при угле возвышения ствола 50° равен + 12°. Скорострельность — 3 выстрела в минуту.

Время, необходимое для перевода миномета из походного положения в боевое (на заранее подготовленной огневой позиции) – составляло не более 6 минут. В боекомплект миномета М-160 входили только фугасные десятиперые чугунные (массой 41,2 кг ) и шестиперые стальные мины (массой 40 кг ). Обе мины оснащались головным взрывателем, имеющим две установки: на фугасное действие и на осколочное действие. Для стрельбы из миномета М-160 использовались два типа зарядов: полный переменный и дальнобойный.

В 1949 году миномет М-160 был запущен в серийное производство на заводе
№ 535. В 1952 году его производство было перенесено на завод № 172, где продолжалось до 1957 года. Всего с 1949 года по 1957 год было изготовлено 2353 миномета М-160. Дивизионные минометы М-160 использовались в Советской армии вплоть до 1980-х годов.

Годы выпуска – 1943 – 1947 (МТ-13); 1949 – 1957 (М-160)

Всего выпущено – 1557 ед. (МТ-13); 2353 ед. (М-160)

Масса в боевом положении – 1170 кг (МТ-13); 1470 кг (М-160)

Длина ствола – 3030 мм (МТ-13); 4550 мм (М-160)

МТ-13 — миномет образца 1943 года

Разработка 160-мм миномета началась в начале 1942 года в НИИ Наркомата вооружений под руководством Г.Д. Ширенина. С 31 декабря 1942 года работы возглавил И.Г. Теверовский. В 1943 году на Урале был изготовлен опытный образец 160-мм миномета, получивший индекс МТ-13, в его изготовлении также участвовал главный инженер Л.Г. Шершень.

Читать еще:  Фотографии П-800 (3М55) «Оникс» - противокорабельная крылатая ракета

Разработка получила одобрение и была принята на вооружение 17 января 1944 года под названием «160-мм миномет обр. 1943 г.». 22 января 1944 года приказом Наркомата вооружений производство миномета началось на Тульском машиностроительном заводе (завод № 535).

Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную жесткую систему на жестком (без противооткатных устройств) лафете с колесным ходом, построенную по схеме мнимого треугольника. Большой калибр миномета обуславливал главную проблему — заряжание. Классическое заряжание со ствола не могло осуществляться по причине его высоты — 3 метра. Заряжание производилось с казенной части, для чего был применен качающийся ствол, который в момент заряжания приводился в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал мину и вручную досылал ее в канал ствола. После того как мина была дослана в ствол, он под действием ее веса возвращался в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание — извечный недостаток классических минометов.

Устройство мины было подобно обычным 82-мм и 120-мм советским минам. Двенадцатиперная 160-мм фугасная мина Ф-852 весила 40,865 кг и содержала 7,78 кг разрывного заряда. Взрыватель головной ГВМЗ-7. Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13 от всех других отечественных минометов служила короткая гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины. Гильза была введена для обтюрации пороховых газов при выстреле. Таких крупных минометов как этот не было ни в одной армии мира.

160-мм миномет рассматривался в качестве дивизионной артиллерийской системы, предназначенной для частичной замены гаубиц 122-мм и 152-мм калибра при выполнении задач по разрушению объектов противника на небольших дальностях стрельбы.

Буксировка миномета МТ-13 производилась механической тягой. При этом, впервые ствол стал служить прицепным устройством, поскольку проблему буксировки миномета удалось решить по новому: теперь он прицеплялся к тягачу стволом, на котором крепилась специальная шкворневая лапа. Подрессоренный колесный ход миномета позволял транспортировать его с высокой скоростью до 50 км/ч. Ствол одновременно служил и рычагом, позволявшим вывернуть опорную плиту из грунта, если при стрельбе она зарывалась в землю. Весь боевой расчет повисал на стволе, а если и это не помогало, то на него надевалась шворневую лапу, миномет цеплялся к тягачу, который выдергивал его плиту.

С 1943 года минометами МТ-13 оснащались тяжелые минометные бригады, входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва РВГК. В каждой бригаде имелось три дивизиона (по 12 минометов в каждом). Уже первое же боевое использование 160-мм минометов произвело на противника огромное психологическое воздействие. Выстрелы у МТ-13 были глухими, минометные мины летели по крутой траектории и падали почти отвесно, поэтому при первых же разрывах мин немцы начали подавать сигналы воздушной тревоги. В отзывах, поступавших с фронта, отмечалось, что 160-мм миномет является эффективным средством разрушения всех видов полевых укреплений и надежным средством подавления и уничтожения артиллерийских и минометных батарей противника. Эти минометы с успехом использовались в наступательных операциях Красной армии до самого конца войны, широко применялись в уличных боях в крупных населенных пунктах.

Так, вооруженная 160-мм дивизионными минометами МТ-13 8-я отдельная тяжелая минометная Кенигсбергская орденов Кутузова и Александра Невского бригада под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Л.А. Колотилова, с 16 ноября 1944 года по 17 апреля 1945 года, уничтожила 14 танков и САУ, 408 станковых, ручных и зенитных пулеметов, 22 артиллерийских орудия, 4 автомашины с военными грузами, 17 минометных батарей и более 3000 германских солдат и офицеров. Крупнокалиберными минами было разрушено 20 ДЗОТов и 254 каменных дома, оборудованных огневыми точками.

В январе 1944 года производство миномета МТ-13 было освоено Тульским машиностроительным заводом № 535 и до конца 1944 года было изготовлено 350 минометов. Всего же с 1944 года по август 1947 года было выпущено 1557 минометов МТ-13. Этот миномет успешно использовался в Советской армии и в послевоенное время.

Еще летом 1945 года И.Г. Теверовский, который в это время был главным конструктором Тульского завода № 535, начал работы по модернизации своего миномета. Их целью являлось увеличение дальности стрельбы. В новой модели миномета МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм, а дальность стрельбы до 7400 м.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector