2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы АК-630 — 30-мм автоматическая артустановка

30-мм корабельная артустановка АК-630

Содержание

Предисловие

Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.

Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.

С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое — это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.

История создания

Проектирование 30-мм шестиствольной установки началось в 1963 г. Разработчиком установки и главным по системе назначили — Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор — Кнебельман М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 — КБ завода «Топаз» (главный конструктор — Егоров В. П.), гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60 о .

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность, получить высокую скорострельность установки.

При скорострельности 5000 выстр./мин. серьезной проблемой стала охлаждение артиллерийской установки. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте оставили только наружное охлаждение, осуществляющееся путем прогонки охлаждающей жидкости вокруг стволов.

Читать еще:  Характеристики Кортик генеральский обр. 1940 г.

Корабельные 30-мм автоматы (Тула, Музей оружия)

Два корабельных шестиствольных 30-мм автоматических орудия установлены на открытой площадке у Тульского музея оружия в качестве экспонатов постоянной выставки «Стальные стражи».
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, но лазить не рекомендуется. Охрана приходит и ругается.
Состояние — отличное.
Дата съёмки — 01 августа 2016 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Эти орудия — АК-630М и АК-306 очень похожи внешним видом и внутренним устройством.
Основное отличие в системе управления, скорострельности и носителях.

03. АК-630М — шестиствольная 30-мм автоматическая артиллерийская установка с радиолокационным и оптическим наведением.
Темп стрельбы — до 5000 выстрелов в минуту.
В башне находится автомат АО-18.

04. Для поражения ракет установка управлялось автоматикой — системой «Вымпел», определявшей параметры цели и рассчитывающей упреждение, момент выстрела и длину очереди.
Для уничтожения медленных целеи и плавающих мин использовался резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом.

Артиллерийская и башенная части были созданы в Туле на КБП и на ЦКИБ СОО.
Проектирование началось в 1963 году.
Первые опытные образцы под индексом А-213 были произведены в Туле на «Машзаводе» с 1964 году.
Первые серийные с 1969 года.
На вооружение установка АК-630 была принята в 1976 году.
Параллельно с 1972 года велись работы над модернизированным вариантом А-213М, с целью заменить плоский снарядный магазин на круглый — для уменьшения размеров подбашенного отделения.
Остальные элементы артсистемы остались неизменными.
На вооружение АК-630М принята в 1980 году.

Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров.
В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсера пр.68бис «Жданов» и «Сенявин», БПК пр.61М и другие.

Артиллерийская часть установки АК-630М (орудие АО-18) так же применялась в ЗРАК «Кортик».

05. Вращающийся блок стволов приводится в действие пороховыми газами выстреливаемых им снарядов.
При каждом выстреле газы поворачивают блок стволов на 60°.
При этом в каждом из стволов происходит одна операция — заряжание патрона, досылание, запирание ствола, выстрел, экстракция стрелянной гильзы.
Охлаждение блока стволов было жидким.
Вода или антифриз заливались в кожух (трубу) закрывающую блок стволов.
Кожух на стволах — основное визуальное различие АК-630М и АК-306.

06. АК-306 — упрощёный вариант АК-630М для небольших кораблей и катеров, где нет возможности разместить ПУС «Вымпел».

Боеприпасы, баллистика, внутреннее устройство ствола, система ленточного питания, шаровой погон и многое другое было взято от нее.
Принципиальное отличие в том, что АК-306 имеет шестиствольный автомат АО-18Л, у которого вращение блока стволов происходит не газовым двигателем, а внешним электроприводом, работающим от сети переменного тока.
Вращение от вала электродвигателя передается через электромагнитную муфту и шестеренчатый редуктор на блок стволов.

Читать еще:  Видео БПМ-97 «Выстрел» - бронированная пограничная машина

Наведение только оптическое, через станцию «Лазурь», без радиолокации и автоматического сопровождения цели.
Поэтому темп стрельбы снижен до 600-1000 выстрелов в минуту.

Все крупные детали АУ и приводов наведения выполнены из алюминиевых сплавов, пластмассы и маломагнитной стали, благодаря чему установка выпускалась в одном варианте — маломагнитном.

07. Первый опытный образец установки под индексом А-219 изготовлен в 1973 году.
Испытания и устранение недостатков конструкции продолжались до 1979 года.
Серийное производство началось в 1978 году.
На вооружение АК-306 принята в 1980 году.

АК-306 устанавливались на артиллерийских катерах пр.1238, 1248, 1249, транспортах пр.1595, рейдовых тральщиках пр.10750 и др.

08. Визуально отличить АК-306 от АК-630М легко — из-за значительно более низкого темпа стрельбы (в пять раз медленнее) — стволы видны целиком и не закрыты кожухом водяного охлаждения.

09. С задней стороны установки одинаковы.

Координаты:
54°12’12.97″С
37°37’0.08″В

Артиллерийские комплексы АК-630М1-2 и АК-630М2

В начале 1976 года на вооружение был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра 30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному оружию в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.

В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов. Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой». Разработку его поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки. На испытания Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов. Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

Читать еще:  Видео Бр-5 - 280-мм мортира образца 1939 года

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом. Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм. Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов – 320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу. Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальный радиус действия по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым АК-630. Это:
— ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.
— ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.
— ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления:
— РЛСУ «Вымпел-АМ2». Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
— РЛСУ «Ласка». Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла, а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию. Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector