0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Як-141 — истребитель-перехватчик ВВП

Истребитель-перехватчик ВВП Як-141

Обозначение НАТО: FREESTYLE

Як-141 — сверхзвуковой, многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки, предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В 1986 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева была завершена постройка первого экземпляра Як-141. Эта машина первая в мире среди самолетов своего класса преодолела скорость звука. На новом истребителе установили 12 мировых рекордов, в том числе по скороподъемности, достижению максимальной высоты с нагрузкой в 1 и 2 тонны с вертикальным взлетом и посадкой. По времени набора высоты 12 км Як-141 опередил английский истребитель СВВП “Харриер” почти на 10 секунд. При этом рекордное достижение установлено в теплое время года с нагрузкой 1 т, а “Харриер” взлетал без нагрузки и зимой, когда плотность воздуха наибольшая, то есть при наиболее благоприятных условиях для работы силовой установки.

Впервые Як-141 был показан мировой общественности на 38-ом Международном авиакосмическом салоне в Бурже. Як-141 — многоцелевой сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки — предназначен для перехвата воздушных целей, ведения ближнего боя, нанесения штурмовых ударов по наземным и надводным целям. Может эксплуатироваться на взлетно-посадочных площадках ограниченного размера и кораблях. Он способен взлетать без выруливания на взлетно-посадочную полосу непосредственно из укрытий по выводной рулежной дорожке, обеспечивая массовый взлет и ввод в бой подразделений Як-141 по сигналу тревоги.

Як-141 представляет собой самолёт нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и следующей схемой расположения двигателей: один подъёмно-маршевый двигатель располагается в хвостовой части фюзеляжа и два подёмных двигателя располагаются сразу за кабиной лётчика. Крыло стреловидное с изломом задней кромки и корневыми наплывами, консоли складываются примерно на полуразмахе при размещении самолёта на корабле. Планер самолёта состоит на 26% из КМ, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, носки и наплывы крыла. Остальная конструкция в основном выполнена из алюминиево-литиевого сплава.

Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает ручное, директорное и автоматическое управление самолётом от взлёта до посадки в любое время суток в различных метеоусловиях на всех географических широтах. Система управления вооружением включает многорежимную бортовую импульсно-допплеровскую РЛС “Жук” с единой индикацией и обеспечивает решение задач с применением различных видов оружия. Имеется также лазерный дальномер и ИК датчик поисково-следящей системы, Аппаратура радиоэлектронного подавления смонтирована в законцовках крыла и килей. В перегородках, простирающихся от килей вперёд, могут размещаться устройства выброса тепловых ложных целей или дипольных отражателей.

Впервые самолёт Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже 15 июня 1991 года. Существует в проекте модификация Як-141М с тягой основного двигателя 17500 кгс, сниженной радиолокационной и тепловой заметностью. В настоящее время коллектив разработчиков определил основные направления модернизации самолета Як-141: это улучшение летно-технических характеристик за счет увеличения тяги подъемно-маршевого двигателя, увеличение максимального запаса топлива и снижения радиолокационной заметности самолета.

Проект заморожен из-за отсутствия финансирования, хотя такие страны как Италия, Индия, Аргентина высказали желание приобрести этот самолет для своих ВВС. Встpоенная 30 мм. пушка, 120 снарядов, На четырёх, а позднее на шести подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” Р-27 средней и Р-73 или Р-60 малой дальности, пушечные установки или пусковые ракетные блоки, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные).

Читать еще:  Рисунки Шашка казачья нижних чинов обр. 1881 г.

Тактико-технические характеристики самолета Як-141:

— в развернутом положении — 10,1 м

— в сложенном положении — 5,9 м

Длина самолета — 18,3 м

Высота самолета — 5,0 м

Масса топлива, кг

— во внутренних баках — 4400

— в подвесных — 1750

Максимальная взлетная масса, кг

— при разбеге 120 м — 19500

— при вертикальном взлете — 15800

Тип двигателя (тяга, кгс):

подъемно-маршевый — ТРДДФ Р-79 (1х15500/1х9000)

подъемные — 2 х ТРД РД-41 (2х4260)

Максимальная скорость, км/ч

— на высоте 11 км — 1800

Практический потолок — 15000 м

Практическая дальность с нагрузкой, км

— на высоте 10-12 км — 2100

Боевой радиус действия при нагрузке — 690 км

Время барражирования — 1,5 ч

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7

Вооружение: 1 х 30-мм пушка ГШ-301 (120 патронов). На четырех, а позднее на шести подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР класса «воздух-воздух» Р-77 или Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности или Р-60 ближнего воздушного боя и » воздух-поверхность» Х-25, Х-31, пушечные установки (23 мм, 250 патронов) или пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.

Яковлев Як-141

В конце 70-х годов советскими конструкторами был создан качественно новый палубный истребитель, который имел обозначение Як-141, по кодификации НАТО − Freestyle, что в переводе означает «Вольный стиль». Данная машина являлась сверхзвуковым аппаратом, который спроектирован для базировки на авианосцах разного типа. Для более эффективного использования на авианосцах он имел систему вертикального взлета и приземления. В основе данного истребителя были использованы разработки предыдущих машин подобного класса, которыми занималось конструкторское бюро Яковлева.

Самолет Як-141 был третьим аппаратом во всем мире, который смог преодолеть скорость звука. Главной задачей нового самолета было прикрытие авианосцев от сил противника. Также он должен превосходить воздушные силы противника и вести ближний и дальний воздушный бой. Кроме того, данная машина может атаковать и наземные позиции врага. Разработкой самолета Як-144 начали заниматься только в 1970 году, и проходила она на протяжении семи лет. Впервые данная машина коснулась палубы корабля в 1991 году.

История проектирования истребителя Як-141

Первые активные проработки по данному проекту были начаты в 73 году, Конструкторы планировали данную машину как сверхзвуковой самолет и готовили его к серийному выпуску. Летом 1974 года вышло постановление Совета Министров, в котором говорилось о начале создания нового СВВП. Здесь же были прописаны и сроки сдачи готового аппарата. Первоначально машина проектировалась с одним ПМД, который должен обеспечивать тягу в 15 тысяч кгс, но в дальнейшем было принято решение установить два двигателя. Что касается схемы расположения подъемных двигателей, то конструкторы также проработали множество вариантов, среди которых была установка двигателей в носовой части. Но вскоре стало понятно, что данная схема неэффективна. Поэтому было решение, расположить данные установки так же, как это было в самолете Як-38.

На средину 80 года были решены все вопросы, которые касались компоновки аппарата, после чего конструкторское бюро Яковлева приступило к тщательной доработке всех устройств и агрегатов. В это время было начата проектировка альтернативного двигателя типа Д-30, но вскоре эти разработки были прекращены самим Яковлевым. В этом же году был создан первый полномасштабный функционирующий макет машины, который был одобрен государственной комиссией. После этого приступили к созданию первых четырех аппаратов Як-141. Каждая из четырех машин должна была проходить разные тесты и испытания как в полете, так и на земле. Также планировалось создание тандемной версии, которую планировали использовать для обучения пилотов.

Читать еще:  Боевое применение Проект 877 (636) «Палтус» - дизель-электрические подводные лодки

К летным испытаниям планировали приступить в начале 82 года, но возникли проблемы с поворотным соплом маршевого двигателя. Конструкторам пришлось проработать большое количество различных вариантов конструкции сопла. Из-за данной проблемы государственные испытания пришлось перенести на 1985 год.

Особенности конструкции истребителя Як-141

Данный самолет был построен по схеме высокоплана со свободнонесущей конструкцией корпуса, при этом машина в нормальной схеме аэродинамики. При изготовлении были использованы композиционные материалы, количество которых составляло 26% от массы всей конструкции. Остальная масса была изготовлена из алюминиевых сплавов, которые отличались высокой стойкостью к коррозии. Небольшое количество деталей было из высококачественной стали и титановых сплавов.

Корпус полумонококового вида с прямоугольным сечением. Для повышения эффективности вертикального подъема снизу корпуса машины были установлены специальные щитки. Хвостовая часть самолета имела парашютную систему, которую использовали при стандартной посадке на взлетную полосу. В основном данную систему использовали при отказе поворота сопла.

Крыло аппарата изготовлено в трапециевидной форме, оно имело малое удлинение. Корневая часть имела наплывы. Крыло было продумано очень хорошо, поскольку оно обеспечивало развитие сверхзвуковых скоростей. Оно позволяет осуществлять и длительные полеты с сохранением великолепной аэродинамики и маневренности. Крылья имели стреловидную форму, угол которой составлял 30°. Для того чтобы машина занимала меньше места на палубе, крылья имели возможность складываться.

Оперение задней части самолета имеет двухкилевый тип строения, оно крепится с помощью балок к консолям корпуса. Между балками размещено сопло маршевого двигателя. Оперение хвоста состоит из рулей направления и стабилизаторов, размах которых 5,9 метра.

Машина оснащена двумя воздухозаборниками, которые имеют прямоугольную форму и являются регулируемыми. Регулировка подачи воздуха осуществляется с помощью горизонтального клина. Воздухозаборники оснащены клапанами, которые обеспечивают лучшую подачу воздуха при взлете.

Шасси самолета Як-141 представлено тремя опорами, которые имеют рычажную схему строения. Все стойки имеют по одному колесу, но задние стойки оснащены колесами большого диаметра. Данная система шасси является мощной и надежной, она может пережить очень сильные удары о землю.

Что касается силовой установки истребителя Як-141, то тут нужно отметить, что она представлена тремя двигателями, а именно главный маршевый двигатель и два подъемных. Подъемно-маршевая установка имеет обозначение Р79В-300 и занимает центральное место в корпусе аппарата. Сам двигатель является турбореактивной установкой, которая оснащена форсажной камерой, имеет систему управления векторами.

Особенностью данного агрегата можно назвать то, что в нем роторы вращаются в противоположные стороны. В камере сгорания установлены уникальные вихревые горелки. Самым уникальным в этой машине можно назвать систему поворота вектора, которая меняет угол направления тяги в диапазоне до 95°, при этом режим работы самого двигателя может не меняться. Данная силовая установка на форсажном режиме придает самолету Як-141 тягу в 15,5 тысяч кгс.

Зачем «Яковлевцы» продали американцам чертежи Як-141?

В последнее время получила большое распространение информация, будто компоновка Американского истребителя 5-го поколения F-35 полностью совпадает с компоновкой проекта Советского многоцелевого самолета вертикального взлета и посадки Як-141 .

Читать еще:  Файлы Т-90 «Владимир» - основной боевой танк

Правда ли это? И, если да, то как же американцы получили документацию по нашему самолету? Кроме того ответим на вопрос, почему же проект Як-141 загнулся в начале 90-х?

Начнем по порядку.

Проектирование нового самолета вертикального взлетапосадки (далее СВВП) началось в конце 70-х годов прошлого века. Он был призван заменить, честно говоря, середнячка среди иностранных аналогов советский СВВП Як-38, первый полет которого состоялся в 1970 году. Первый полет нового же самолета состоялся аж в 1987 году; по конструкции он резко отличался не только от предшественника, но и от иностранных самолетов этого класса.

Его главной особенностью стали двигатели, которых в самолете аж 3 штуки: подъемно-маршевый двигатель, установленный в хвостовой части и имеющий возможность отклонения вектора тяги вниз на 95 градусов и два подъемных, расположенных за кабиной пилота, предназначение которых понятно из названия.

Всего было выпущено 4 экземпляра Як-141, три из которых летные (первый для стендовых испытаний), один из которых потерпел аварию при пробной посадке на палубу авианосца.

Следовало в начале упомянуть, что предназначался этот самолет, как и Як-38 для базирования на авианесущих крейсерах , которых на то время в СССР было аж 6 штук!

На Як-141 было установлено с десяток мировых рекордов , связанных с вертикальной скороподъемностью; он стал третьим СВВП, способным развивать скорость звука. Его по достоинству оценили не только летчики испытатели, но и иностранные эксперты. Подобная компоновка самолета по тому времени считалась чудом инженерной мысли; Як-141 опередил темпы развития СВВП всего мира на 15-20 лет вперед!

Тем не менее, проект был закрыт. Почему?

Первая и самая главная причина — развал СССР! Когда в 1991 году первый летный экземпляр Як-141 сгорел на палубе ТАКР «Адмирал Горшков» (по причине ошибки пилота, который задал слишком большую скорость снижения высоты, вследствие чего от удара о палубу сдетонировали топливные баки), испытания были временно приостановлены, так как денег на постройку еще одного летного образца просто не было.

В условиях кризиса, финансирование программы было прекращено в том же 1991 году , а сама программа закрыта в 1992 году.

Конструкторское бюро им.»Яковлева» предприняло попытку найти зарубежных покупателей на самолет, которые бы продолжили финансировать программу, но таковых не оказалось. Тогда, в условиях нехватки финансирования даже на постройку уже принятых на вооружение Як-38, в 1995 году «Яковлевцы» продали всю документацию по Як-141 знаменитой американской компании «Локхид Мартин» , которая является главным разработчиком военных самолетов для ВВС США.

И вот в 2000 году в Америке состоится первый полет многоцелевого истребителя 5-го поколения F-35 ! Даже невооруженным взглядом заметно сходство основных механизмов вертикального взлета западного самолета с советским, что не удивительно. Кроме того, копнув глубже, мы увидим, что принципы работы подъемно — маршевого и подъемных двигателей самолетов полностью идентичны , что говорит нам об использовании в полной мере советской документации по Як-141 в проектировании своего F-35.

Справедливости ради нужно сказать, что во время развала СССР огромное количество знаменитых заводов и фабрик оборонной промышленности (да и обычных) прекратили свое существование. Не нужно считать действия «Яковлевцев» предательскими или антисоветскими, так как они буквально выживали и старались спасти свое поистине легендарное предприятие. В этом прежде всего виновато руководство СССР, которое и довело страну до развала!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector