1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение В-12 — эксперементальный транспортно-десантный вертолет

Вертолёт В-12 (Ми-12). Непревзойдённый шедевр

Даже в наше время он не то чтобы впечатляет, он ошеломляет. Особенно если попасть внутрь. Эмоции от ощущения себя внутри этого громадного аппарата захлестывают просто потому, что понимаешь, что ЭТО могло не просто летать, а еще и с пользой. В общем, восторг.

Да, в наше время огромные самолеты не новинка. Привыкли уже. Но вертолет… Даже так: Вертолет. Но — по порядку.

Все началось в далеком 1959 году, когда воедино сошлись интересы народного хозяйства и вооруженных сил, которые нуждались в перевозке неразъемных грузов массой свыше 20 т с помощью летательных аппаратов вертикального взлета и посадки и ОКБ Миля, в котором не считали тогдашний тяжеловоз Ми-6 вершиной прогресса.

В те же годы проектирование подобных вертолетов велось и на крупнейших американских фирмах, но там дальше этапа эскизного проекта дело не пошло.

В ОКБ Миля наоборот, сумели представить убедительные доводы в реальности постройки сверхтяжелого вертолета, и 3 мая 1962 г. последовало постановление Совета Министров СССР о разработке В-12 с грузовой кабиной, аналогичной грузовой кабине гигантского самолета Ан-22, проектируемого ОКБ О. К. Антонова.

Вертолет должен был перевозить различные виды боевой техники массой до 25 т, в том числе новейшие баллистические ракеты стратегического назначения 8К67, 8К75 и 8К82 в любые, самые недоступные части нашей страны.

Во главе проекта была поставлена группа во главе с заместителем главного конструктора Н. Т. Русановича, в 1968 г. его сменил М. Н. Тищенко. Ведущим конструктором стал Г. В. Ремезов. Ведущими инженерами по летным испытаниям были Д. Т. Мацицкий и В. А. Изаксон-Елизаров.

Большинство отечественных и зарубежных авторитетных специалистов считали, что наиболее рационально для вертолета большой грузоподъемности использовать продольную схему. Для изучения особенностей этой схемы Летная станция завода № 329 получила армейский Як-24 и приобретенный в США вертолет Боинг-Вертол V-44. На них исследовались проблемы взаимовлияния винтов и распределения между ними мощности, определения потребной мощности двигателей на режимах полета, оценивались возможности полета со скольжением и т.п. Параллельно конструкторы ОКБ М. Л. Миля создавали первый проект В-12, в котором расположены продольно винтомоторные группы Ми-6 были соединены синхронизирующим валом с перекрытием несущих винтов. Из-за опасности схлестывания пятилопастных несущих винтов их расположили с минимальным перекрытием.

В связи с этим фюзеляж получился довольно громоздкий и более длинный, чем требовалось по тактико-техническим требованиям. Анализ особенностей продольной схемы показал, что она приводит к низким значениям динамического потолка, скорости и скороподъемности, невозможности продолжать полет при отказе двух двигателей и резкому ухудшению летных характеристик на динамическом потолке и при повышении температуры наружного воздуха, а также к ряду других нежелательных последствий. Поэтому от продольной схемы пришлось отказаться.

По решению М. Л. Миля началось исследование других схем. И в 1962 г. специалисты ОКБ решили вернуться к идее «удвоения» винтомоторных групп Ми-6, но уже не по продольной, а по поперечной схеме.

В апреле 1965 г. последовало постановление Совета Министров о строительстве первого опытного вертолета. На фирме М. Л. Миля значительно усилили производственную и экспериментальную базы, пополнили штат новыми сотрудниками, а на саратовском авиационном заводе была начата подготовка к выпуску первой войсковой серии из пяти вертолетов В-12. В конце того же года на натурном макете В-12 военный заказчик исследовал возможность размещения 36 видов тяжелой боевой техники. В апреле 1966 г. государственная комиссия окончательно одобрила натурный макет, и началась сборка первого опытного образца.

Читать еще:  Видео Штык к пехотному ружью обр. 1808 г.

В начале лета 1967 г. первый летный образец был признан готовым к летным испытаниям.

В-12 представлял собой четырехдвигательный транспортно-десантный вертолет двухвинтовой поперечной схемы. Винтомоторные группы от Ми-6 крепились на концах ферменных консолей. Диаметр готовых несущих винтов оказался недостаточным для этого вертолета, что потребовало форсирования исходных силовых установок.

В ОКБ П. А. Соловьева для В-12 создали специальную модификацию серийного двигателя Д-25Ф мощностью 6500 л.с. Крылья с сужением меньше единицы имели небольшой угол поперечного V для улучшения пилотажных характеристик вертолета. В центроплане был установлен промежуточный редуктор, обеспечивавший излом трансмиссионного вала. Трансмиссионный вал синхронизировал вращение имевших трехметровое перекрытие несущих винтов и передавал мощность с одного редуктора на другой при управлении по крену и в случае отказа одного или даже двух двигателей с одной стороны. Горючее размещалось в крыльевых и наружных подвесных топливных баках.

Фюзеляж В-12 был выполнен в виде полумонокока и походил внутри, по образному выражению одного из иностранных специалистов, на гигантский готический собор. Его переднюю часть занимала двухэтажная кабина экипажа. На нижнем этаже располагались два летчика, бортинженер и бортэлектрик, на верхнем — штурман и бортрадист.

Боевое применение В-12 — эксперементальный транспортно-десантный вертолет

Вертолёты наиболее широко представлены в составе армейской авиации. По своему назначению вертолёты подразделяются:

Þ огневой поддержки (АН-1 «Кобра-Тоу», АН-64 «Апач», ВО-105);

Þ многоцелевые (А-319 «Аллуэт», UН-1В «Ирокез»);

Þ разведывательные (GH-CA «Кайова», GH-58 «Нейюс»);

Þ транспортно-десантные (СН-16 «Си Найт»,СН-47 «Чинук”).

Основной ударной силой являются вертолёты огневой поддержки (ВОП), на вооружении которых в различном сочетании могут быть: ПТУР, НУР, пушки и многоствольные пулемёты.

Основными способами боевых действий вертолётов считаются:

Þ действия по заранее намеченному плану;

Þ действия по вызову;

Þ действия из засад;

Þ самостоятельный поиск;

Боевые действия по заранее намеченному плану применяются при наличии данных о противнике и организуются в период подготовки к боевым действиям. Этот вид боевых действий характеризуется тщательным планированием, всесторонним обеспечением, организацией устойчивой системы управления.

Действия вертолетов по вызову используются в случае изменения тактической обстановки и организуется по данным получаемым от подразделений и частей СВ. Они характеризуются ограниченным временем на подготовку и необходимостью проведения доразведки целей. Время вызова вертолётов на поле боя составляет до 15 минут. Мобильность действий вертолётов по вызову значительно возрастает когда они используются в сочетании с действиями из засад.

Действия из засад — используются при наличии достоверных данных о противнике, в ходе боевых действий, когда известны наиболее вероятные направления и рубежи действия бронеобъектов противника.

Самостоятельный поиск целей может применяться в тех случаях, когда нет достоверных данных о расположении объектов удара, в районах местности, обеспечивающих скрытность полётов и внезапность атак.

Способами атаки целей вертолетами являются:

Атаки с горизонтального полета заключаются в том, что выход вертолета в заданный район выполняется на минимально возможной высоте и на максимальной скорости. На удалении от цели, несколько превышающем дальность применения бортового оружия, производится набор высоты для поиска цели. Обнаружив цель, экипаж производит пуск ПТУРС (НУРС) или открывает огонь из пушек (пулеметов).

Атака из состояния зависания более предпочтительна, так как позволяет наносить удары с максимально возможной дальности. Этот способ характерен еще и тем, что наведение ПТУРС осуществляется при отсутствии движения вертолета и при минимальном его нахождении в поле зрения противника.

Читать еще:  Боевое применение Ил-14 - военно-транспортный самолет

Время атаки распределяется следующим образом:

Þ набор высоты — 5 сек.;

Þ поиск и опознавание цели — 10-20 сек.;

Þ прицеливание и пуск ПТУРС — 10-15 сек.;

Þ снижение — 5 сек.

Таким образом, общее время применения ПТУРС составляет 35-45 сек. При использовании вертолетов огневой поддержки для борьбы с танками следует ожидать действий из засад. В этом случае вертолеты находятся в укрытиях, на позициях, а в нужный момент поднимаются в воздух и атакуют цели с высот
30-50 метров. После атаки скрытно удаляются от атакованного объекта.

Для увеличения точности наведения вертолетов на цель, а также для уменьшения времени атаки может использоваться передача данных о местоположении наземных объектов с разведываемого вертолета на борт вертолета огневой поддержки. Боевую задачу вертолеты как правило выполняют огневыми группами в составе 3-5 машин. Вертолеты базируются на удалении 20-25 км от переднего края, площадки подскока — 10-15 км, площадки засад 3-6 км.

Каждая воздушная цель характеризуется следующими летно-техническими характеристиками:

Þ скоростью полета;

Þ диапазоном используемых высот полета;

Þ боевым радиусом действия;

Þ эффективной отражающей поверхностью (ЭОП).

Вертолеты АА как воздушная цель характеризуются:

Þ скорость полета до 500 км/час, возможность действий из состояния зависания;

Þ диапазон используемых высот:
вертолетов огневой поддержки — 10 м,
разведывательных вертолетов — до 200 м,
транспортно-десантных вертолетов — 500-600 м,
вертолетов РЭБ — 3000 м,

Þ боевой радиус действия — 180-200 км;

Þ эффективная отражающая поверхность — 1-2 м 2 .

Обладая такими лётно-техническими характеристиками вертолёты имеют широкие возможности скрытого подхода к боевым порядкам с использованием минимальных высот, рельефа местности, вне зон радиолокационной видимости с внезапным применением бортового оружия с дальностью — 4-6 км для существующих и до 8 км для перспективных ПТУРС.

Большой эффект ожидается от действия смешанных самолётно-вертолётных групп, в состав которых могут входить 2-4 штурмовика (А-7, А-10), 3-5 вертолётов огневой поддержки (АН-64, ВО-105), 2-4 (БЛА), 1-2 разведывательных вертолетов (GH-6А, GH-58). При нанесении ударов смешанными вертолётно-са­молётными группами следует ожидать следующую тактику действий СВН:

Þ первым в район нанесения удара входят разведывательные вертолёты и БЛА. Их задача уточнить состав и размещение целей.

Þ за ними скрытно выводятся вертолёты огневой поддержки. Они уничтожают артиллерийские системы, средства ПВО и пункты управления на позициях.

Þ затем, в район выдвигаются самолёты штурмовики, их удары чередуются с ударами вертолётов огневой поддержки.

Самолёты штурмовики действуют, как правило, парами с высот 100-150 м, атакуя со стороны флангов. Длительность нанесения ударов составляет от 30 до 45 мин. Количество атак: 3-4 штурмовики, 6-8 — ВОП.

Мощное бортовое вооружение армейской авиации создаёт с их стороны серьёзную угрозу для мотострелковых, танковых подразделений, а так же для артиллерии и ПВО.

На основе опыта ведения боевых действий в локальных войнах на Ближнем Востоке можно сделать следующий вывод о возможностях ВОП: (см. рис.)

В последние годы, в связи с широким развитием систем высокоточного оружия (ВТО), в составе армейской авиации более активно используются БЛА. Они могут использоваться для разведки в реальном масштабе времени, РЭ борьбы, подавления и уничтожения систем ПВО, ударов по бронированным объектам.

Старт БЛА осуществляется с подвижных пусковых установок, что позволяет пускать их из зон наименьшей РЛ видимости. После осуществления полёта возможна посадка БЛА при помощи парашюта. Управление полётом БЛА осуществляется по программе или по радиокомандам с наземных пунктов управления. БЛА могут действовать на глубину до 600 км от переднего края. Для более широкого подавления систем ПВО ударные БЛА могут использоваться в сочетании с БЛА РЭП.

Читать еще:  Боевое применение Проект 940 ("Ленок") - спасательные подводные лодки

Кроме самостоятельного использования возможно использование БЛА совместно с самолётами тактической авиации, несущие управляемые авиационные бомбы (УАБ) и кассеты. При этом лазерное полуактивное наведение УАБ осуществляется с помощью размещённых на БЛА лазерных целеуказателей. Это позволяет самолётам тактической авиации производить сброс УАБ на максимальной дальности, не заходя в зону поражения средств ПВО.

Тактика применения боевых вертолетов.

Первое массовое применение вертолетов имело место во время Корейской войны. Сегодня не один военный конфликт не обходится без участия винтокрылых машин. Если первоначально они выполняли функции воздушной разведки, корректировки артиллерии и транспортировки, то опыт Вьетнамской войны показал, что вертолеты отлично подходят для проведения десантных операций и осуществления непосредственной огневой поддержки с воздуха. Это в свою очередь привело к появлению особого класса боевых вертолетов, которые разрабатывались и использовались как войсками НАТО, так и Советской армией.

Тактика против боевых вертолетов.

Во время арабо-израильского конфликта вертолеты с ПТУРами показали высокую эффективность против бронетехники. Для теории и практики применения боевых вертолетов очень важен опыт, полученный во время военных действий в Афганистане. Объем работ, выполненный винтокрылыми машинами в этой войне, огромен. При помощи вертолетов было проведено множество крупных десантных операций. Появились войска аэромобильного типа, на плечи которых легла основная тяжесть боевых действий.

ПТУР

Использование душманами ПЗРК «Стингер» привело к увеличению потерь советских вертолетов. В тоже время изменилась и тактика их боевого применения. Боевые вертолеты стали выполнять свои задачи на предельно малых высотах, что делало их неуязвимыми для вражеских ракет. Зависание на месте старались избегать, так как при этом машина становилась слишком удобной целью для стрелкового вооружения. Советские летчики применяли тактику наведения, при которой первая группа только фиксировала цель, а вторая группа вертолетов атаковала ее. В горных ущельях применялась тактика атаки один за другим, а выход из атаки машины осуществляли или резким уходом на высоту или, наоборот, на малых высотах. Атака группы вертолетов происходила в замкнутом круге, когда машины поочередно пикировали на цель и открывали огонь. Для защиты от средств ПВО использовались различные элементы рельефа местности, за которые винтокрылый штурмовик мог спрятаться после того как он отработал по цели.

«Стингер»

Первоначально считалось, что боевой вертолет должен самостоятельно осуществлять поиск и уничтожение противника, но практика показала, что подобная тактика возможна только при слабой ПВО. Чем сильнее средства ПВО противника, тем короче время жизни вертолета на поле боя. В результате у него может не хватить времени на атаку. Американцы рано это поняли. Они разработали систему, в которой в паре с боевым вертолетом работает малозаметный вертолет-разведчик (это может быть беспилотник). Используя укрытия и средства радиоэлектронной разведки, последний обнаруживает и подсвечивает цели для боевого вертолета, который может использовать управляемые ракеты, находясь вне зоны поражения вражеских ПВО.

В СССР также понимали, что в случае столкновения с современной хорошо вооруженной армией потребуется вертолет иного характера, нежели Ми-24. В результате появились чисто боевые вертолеты Ми-28 и Ка-50. Их модернизация продолжается и в наше время, улучшаются средства радиоэлектронного обнаружения целей, усиливается вооружение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector