1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Универсальные десантные корабли типа «Mistral» («Мистраль»)

УДК «Мистраль»: без гнева и пристрастия

Военно-морской флот России реально в сжатые сроки получает два больших и во многом уникальных по своим возможностям боевых корабля, которые станут крупнейшим пополнением надводных сил почти за четверть века.

15 октября на крупнейшем французском судостроительном предприятии STX France в Сен-Назере состоялась церемония официального спуска на воду (фактически всплытия в сухом строительном доке) построенного для ВМФ России десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) «Владивосток». Тем самым в рекордные по сравнению со стандартами и практикой отечественного судостроения сроки был пройден важнейший этап в реализации беспрецедентного контракта от 17 июня 2011 года на строительство для России двух кораблей типа «Мистраль».

Контракт на постройку для российского флота этих кораблей продолжает вызывать оживленные дискуссии и споры, что неудивительно. Начав осторожные разговоры о возможности импорта военной техники (это уже само по себе было сенсацией), Министерство обороны затем стремительно заключило весьма масштабный и политически резонансный контракт стоимостью 1,12 млрд. евро на два крупных боевых корабля иностранной постройки, причем в государстве – члене НАТО.

Последний раз большой боевой корабль заказывался для отечественного флота за границей в 1939 году, когда у Германии купили недостроенный тяжелый крейсер Lutzow. До этого в 1934-м был заказ в Италии лидера эсминцев «Ташкента». По стоимости, политической и военной значимости контракт на корабли типа «Мистраль» можно сравнить только с заказами на иностранных верфях боевых кораблей императорской Россией.

«Мистраль»: история проекта

Неожиданный интерес российского военного ведомства к иностранным универсальным десантным кораблям на тот момент тем более заинтриговал общественность, что до 2008 года Минобороны ничем не выдавало «экспедиционность» и потенциал проекции силы как один из приоритетов ВМФ. При этом переговоры по данному вопросу изначально велись с 2008-го именно с Францией и контролируемым французским государством судостроительным объединением DCNS. Так что, похоже, российские военные изначально ориентировались на закупку кораблей типа «Мистраль», а другие варианты всерьез не рассматривались.

В октябре 2010 года Минобороны России объявило формальный тендер на закупку универсальных десантных кораблей, победителем в котором предсказуемо стало DCNS. 17 июня 2011-го в Санкт-Петербурге состоялось подписание контракта между ФГУП (ныне ОАО) «Рособоронэкспорт» и французами на поставку двух кораблей типа Mistral. Таким образом, между первым публичным проявлением заинтересованности в покупке ДВКД и подписанием контракта прошло всего около трех лет – более чем скромный срок для подготовки сделки такого масштаба и сложности.

Стоимость контракта – 1,12 млрд. евро, при этом постройка собственно двух кораблей обойдется в 980 миллионов евро, а остальные затраты предполагают передачу технической документации и лицензий, обучение и т. д. Параметры соглашения предполагали приобретение Россией двух кораблей, которые строятся во Франции при головной роли DCNS верфью STX Marine France в Сен-Назере, и опцион еще на два корабля уже отечественного производства.

Первый УДК «Мистраль» должен быть поставлен в течение трех лет после подписания, то есть в 2014 году, второй – в 2015-м. Законтрактованные корабли зачислены в списки ВМФ России в январе 2012 года как ДВКД «Владивосток» и «Севастополь».

Строительство «Владивостока» фактически начато в Сен-Назере в декабре 2011-го, первая секция корпуса выставлена в строительном доке верфи в сентябре 2012-го, а формальная закладка корабля произведена 1 февраля 2013 года. Корабли строятся во втором по величине в мире сухом доке длиной885 метровчастной верфи STX Marine France (бывшей Chantiers de l’Atlantique), с 2008-го контролируемой южнокорейской группой STX Shipbuilding.

Часть работ по изготовлению корпусных секций выполняет ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), стоимость ее доли – около 80 миллионов евро. Первоначально планировалось осуществлять российскую часть работ на входящем в состав ОСК ОАО «Адмиралтейские верфи», однако в итоге в декабре 2011 года контракт был передан на перешедшее под контроль ОСК ООО «Балтийский завод – Судостроение». Здесь из 24 ненасыщенных корпусных блоков строятся кормовые части обоих кораблей с доковой камерой, что составляет порядка 40% от общей длины корпусов. Затем секции буксируют на верфь STX Marine France в Сен-Назер, где в сухом доке состыковывают со строящимися там частями корпусов обоих кораблей. Насыщение корпусов, достройка и испытания обоих кораблей производятся во Франции.

На Балтзаводе кормовая часть «Владивостока» заложена 1 сентября 2012 года, спущена 26 июня 2013-го и 23 июля прибуксирована в Сен-Назер. Там обе части корпуса состыковали. 15 октября корабль формально спущен на воду и через неделю поставлен к достроечной стенке. «Севастополь» заложен на STX Marine France 18 июня 2013 года, и сегодня его носовая часть находится в высокой степени готовности.

Ожидается, что в следующем году «Владивосток» переведут в Северную верфь в Санкт-Петербурге для дооснащения и вооружения. Его ввод в строй запланирован на 1 ноября 2014-го, а «Севастополя» – на год позднее. Предполагается, что оба корабля войдут в состав Тихоокеанского флота, и во Владивостоке для них готовится соответствующая базовая и ремонтная инфраструктура.

Темпы постройки французами обоих заказанных Россией кораблей выглядят фантастическими на фоне ставших привычными российских кораблестроительных долгостроев. Достаточно сказать, что впятеро меньший головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» строится на той же Северной верфи восьмой год и до сих пор не передан на испытания. Конечно, в случае с ДВКД нужно делать поправку на уже отработанную серийность строительства. Тем не менее, речь ведь идет о крупных авианесущих единицах водоизмещением более 21 тысячи тонн.

Быстрота постройки «Владивостока» произвела впечатление даже на закоренелых скептиков и противников приобретения кораблей типа «Мистраль» в России. Можно сколько угодно критиковать идею проекта, но ВМФ реально в сжатые сроки получает два больших и во многом уникальных по своим возможностям боевых корабля, которые станут крупнейшим пополнением надводных сил почти за четверть века.

Роль «Мистраля» в составе российского флота

С самого начала назначение кораблей типа «Мистраль» и их место в системе задач ВМФ России вызывали горячие дискуссии в СМИ и экспертном сообществе, тем более что командование не спешило делиться своим мнением. Главной особенностью ДВКД (или универсальный десантный корабль – УДК) типа «Мистраль» является их оптимизация для решения в значительной степени задач мирного времени и квазибоевых операций.

Изначально они предназначались для обеспечения французского военного присутствия в удаленных районах мира. Во Франции их классифицируют как корабли проекции силы и управления (Ввtiments de Projection et de Commandement – BPC). «Мистрали» могут выполнять функции корабля управления, десантного, вертолетоносца, военного транспорта и госпитального судна. В последние годы опыт применения стоящих на вооружении Mistral, Tonnerre и Dixmude продемонстрировал их эффективность для решения таких задач, как управление экспедиционными силами, нанесение ударов вертолетами в ходе военной кампании в Ливии, оперативная переброска войск и техники в Сенегал для операции в Мали, гуманитарная эвакуация французских граждан из Ливана.

В то же время данные корабли, построенные во многом по коммерческим нормативам (и имеющие вследствие этого пониженную живучесть), могут столкнуться с проблемами в крупномасштабной войне на море. Особенно с учетом того, что ВМФ России имеет сейчас очевидно низкий потенциал, что, следовательно, делает невозможным использование кораблей типа «Мистраль» в условиях господства противника на море. Поэтому по сути «Владивосток» и «Севастополь» неприменимы в конфронтации с США, НАТО и их союзниками (например, Японией).

Таким образом, приобретение Россией ДКВД стало характерным свидетельством переориентации на решение преимущественно проблем мирного времени: поддержание нашего военного присутствия в различных районах Мирового океана, обеспечение безопасности сограждан и объектов за рубежом, борьба с пиратством, решение интервенционных, миротворческих и представительских задач.

Судя по всему, особая роль отводится «Владивостоку» и «Севастополю» в качестве штабных кораблей управления военно-морскими группировками, которые во все возрастающих масштабах развертываются в Средиземном море и Индийском океане. Видимо, именно как корабли управления российские «Мистрали» будут использоваться наиболее интенсивно.

Читать еще:  Новости Тесак пехотный гвардейский солдатский второй половины 1750-х гг.

Безусловно, ввод в состав ВМФ двух таких кораблей резко увеличит возможности по развертыванию в удаленных водах, впервые придаст ему реальные экспедиционные возможности. Ведь таких крупных специализированных единиц не имел даже ВМФ СССР периода расцвета.

Однако наибольшую ценность для отечественного флота будет представлять приобретение опыта эксплуатации современного крупного западного военного корабля, требующего внедрения новейших методов поддержания технической готовности, обслуживания, норм снабжения, обеспечения и ремонта, корабельной организации. В какой-то степени ДВКД могут стать революционными кораблями в техническом и эксплуатационном отношении. Возможно, уже одно это оправдает потраченные 1,12 миллиарда евро.

УДК «Мистраль»: проблемы с вертолетами

Тем не менее, остается открытым вопрос, насколько российский флот готов к эксплуатации данных кораблей. Особо стоит отметить проблему комплектации вертолетами – главным их оружием.

Положение с вертолетной авиацией в ВМФ России складывается сложное, если не сказать критическое. Количество эксплуатируемых противолодочных Ка-27 и поисково-спасательных Ка-27ПС исчисляется буквально единицами, существует очевидный недостаток подготовленных летчиков. Пилотов не хватает даже для небольшого количества кораблей с вертолетами постоянного базирования, которое имеется в ВМФ сейчас. Между тем каждый корабль типа «Мистраль» способен нести до 16 винтокрылых машин, комплект авиагрупп должен быть двойной, что потребует не менее 64 единиц на два ДВКД. Значит, их ввод в строй вызовет необходимость в разы увеличить летный состав корабельной вертолетной авиации России.

В диссонансе с темпами строительства кораблей находятся также разработка и производство самих вертолетов. Специально для ДВКД создается корабельная модификация нового боевого вертолёта Ка-52, получившая обозначение Ка-52К «Касатка». Планируется закупка 32 «Касаток». Скорейшая реализация этой программы тем более важна, что сейчас морская авиация после передачи почти всех боевых частей берегового базирования в состав ВВС практически лишена ударных возможностей.

Вертолёт Ка-52К в известной степени восстановит потенциал, но уже ясно, что серийные вертолеты поступят на «Владивосток» и «Севастополь» с опозданием и первые годы кораблям придется плавать без них. Поэтому актуальным представляется активизация усилий ВМФ по финансированию программы Ка-52К «Касатка». Отметим также, что «Касатки» способны придать отечественным ДВКД такие возможности, каких нет даже у французских систершипов. В перспективе Ка-52К имеют и большой экспортный потенциал, тем более что в мире наблюдается спрос на вертолетонесущие корабли.

Еще сложнее ситуация с транспортными корабельными вертолетами. Фактически оба корабля на годы обречены быть без средств «вертикального охвата». В морской авиации ВМФ осталось лишь несколько транспортно-боевых Ка-29, причем эти машины не слишком удачны из-за небольшого объема транспортной кабины. Малый объем всегда был ахиллесовой пятой серии Ка-27/28/29/31/32. Для их замены в советское время разрабатывался новый корабельный многоцелевой Ка-40 с увеличенным фюзеляжем, а в 2000-х годах предлагался проект коммерческо-транспортного Ка-32-10 с похожими характеристиками.

Возможно, после вступления кораблей типа «Мистраль» в строй имеет смысл реанимировать оба проекта. Еще один кандидат среди перспективных машин – Ми-38 представляется великоватым для базирования на ДВКД, но также может быть рассмотрен.

Очевидно, что ситуация с вертолетами требует принятия комплекса мер. В любом случае в результате приобретения французских кораблей внимание руководства ВМФ к состоянию морской вертолетной авиации возросло. Крупные вертолетонесущие корабли в составе флота станут хорошим «ферментом» для резкой активизации разработок и закупок корабельных машин и неизбежно поспособствуют значительному (возможно, многократному) росту численности вертолетного парка морской авиации ВМФ России.

Десантные корабли типа Mistral

  • 3 дизель-генератора Wärtsilä 16 V32 (3х6.2 МВт).
  • 1 дизель-генератор Wärtsilä Vaasa 18V200 (3 МВт).
  • 2 винто-рулевые колонки Mermaid производства Rolls-Royce (2 × 7 МВт).
  • 2 × ПУ ЗРК Simbad класса земля-воздух.
  • 2 х 30мм спаренных автоматических Breda-Mauser.
  • 16 тяжелых или 35 легких вертолётов.
  • 4 катера CTM (chaland de transport de matériel) или, 2 судна на воздушной подушке LCAC.
  • 450 (долговременно) 900 (кратковременно).

Наземный транспорт на борту

  • до 70 единиц (включая 13 танков AMX-56 Leclerc).

Mistral,Tonnerre, Dixmude, Владивосток, Севастополь

Содержание

История создания

Предшественники

Предпосылки появления

В 1997 году DCNS начала исследование для создания многоцелевого десантного корабля (на французском языке: bâtiment d’intervention polyvalent или BIP). В это же время, французская доктрина десантных операций развивается и определяется как CNOA (на французском языке: Concept national des opérations amphibies, «Национальный дизайн для десантных операций») BIP должен был обновить и увеличить десантную флотилию ВМС Франции, которая в то время состояла из двух кораблей типа Foudre и двух типа Ouragan.

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры — 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 километров от французской метрополии.

Развитие концепции

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей, и нетривиально подходили к решению задач которые перед ними ставили военные. Работы над многоцелевым кораблём вмешательства (BIP) начались в то время, когда военно-промышленный комплекс готовился к реструктуризации и интеграции. BIP должен был стать модульным масштабируемым кораблем, который мог строиться в кооперации с различными странами Евросоюза. Однако различные политические события, в частности связанные с рынком труда в ЕС вернули проект в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием nouveau transport de chalands de débarquement (NTCD), созданных по мотивам неудавшегося ядерного вертолётоносца PH 75.Крупнейшим из них был BIP-19, который позже стал основой кораблей типа Mistral. Размеры BIP-19 190 метров в длину, 26,5-метров в ширину, осадка 6,5 метров, и водоизмещение 19 000 тонн, что превышало по всем показателям требования концепции NTCD. Было спроектировано еще три меньших корабля, на основе версии BIP-19 с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 тонн, 151 метров), BIP- 10 (10000 тонн, 125 метров), и BIP-8 (8000 тонн, 102 метров). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio, но включал ангар для вертолётов.

На стадии проектирования, концепция NTCD предусматривала 4 подъемника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре, и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух, а расположение изменилось. Концептуальные рисунки и описания сделанные Direction des Constructions Navales (DCN), одним из вовлеченных в проектирование кораблестроителей, демонстрировали различное оборудование используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR (Sort Takeoff But Arrested Recovery)( «короткий взлет» с трамплина и посадка, с помощью аэрофинишера (системы тросов натянутых поперек угловой палубы авианосца)), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B, 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion, а также мокрый док для судов на воздушной подушке или десантных катеров типа Sabre.

После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

Строительство

На выставке Euronaval 1998 французы подтвердили, что они планируют построить серию судов, основанных на концепции BIP-19. Тем не менее, разрешение на строительство двух кораблей, Mistral и Tonnerre, не было получен до 8 декабря 2000 года. Контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и и, после получения одобрения от комиссии по государственным закупкам (Union des groupements d’achats publics, UGAP) 13 июля 2001 года, был отдан Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l’Atlantique в конце июля.

Команда дизайнеров и инженеров собралась в Сен-Назере (Saint-Nazaire) в сентябре 2001, и приступила к изучению и адаптации концепции BIP-19. В процессе проектирования, была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе модель в масштабе 1:120. Испытания показали, что при сильных встречных ветрах, из-за высоты корабля и удлиненной надстройки создается турбулентность вдоль взлетной палубы. Дизайн был изменен, чтобы минимизировать эти эффекты и обеспечить лучшие условия для эксплуатации вертолётов.

Корабли должны были строиться по частям на разных верфях и предприятиях. Распределённое строительство подразумевало создание двух основных модулей и нескольких второстепенных, которые впоследствии должны были быть собраны воедино в завершении строительства. DCNS назначенная главой строительства и отвечающая за 60% бюджета и 55% рабочего времени собирала двигатели в Лорьяне (Lorient), боевые системы в Тулоне (Toulon), а корму судна, в том числе надстройку в Бресте (Brest). STX Europe, дочерняя компания STX Shipbuilding Южной Кореи, отвечала за постройку носовых частей каждого корабля в Сен-Назер (Saint-Nazaire), и за их транспортировки на завод DCNS в Бресте для окончательной сборки. Еще несколько компаний принимали участие в постройке двух первых судов серии: Некоторые сборочные работы осуществлялись польской компанией Stocznia Remontowa в Гданьске (Gdańsk), А компания Thales собирала радары и системы связи. Предполагалось что строительство каждого корабля займет 34 месяца и обойдется в 685 миллионов евро за оба судна, приблизительно как стоимость постройки одного корабля типа HMS Ocean или USS San Antonio, и приблизительно та же стоимость как и у предшествующих кораблей типа Foudre, которые были в состоянии перевозить вдвое меньший груз и постройка которых занимала 46,5 месяцев.

Читать еще:  Статьи СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924) - специальная полицейская машина

Начиная с Dixmude, остальные французские Мистрали и первые два российских Мистраля, все построены или будут строиться в Сен-Назер (Saint-Nazaire) на верфях компании STX France, которая находится в совместной собственности STX Europe, Alstom и французского правительства, с контрольным пакетом акций у STX Europe. DCNS будет обеспечивать лишь боевые системы кораблей.

DCNS заложил киль для кормовой части обоих кораблей в 2002 году; Mistral 9 июля, и Tonnerre 13 декабря. Chantiers de l’Atlantique заложил киль передней части Mistral 28 января 2003 года. Первый блок кормовой части Tonnerre был поставлен в сухой док 26 августа 2003 года, а Mistral 23 октября 2003 г. Обе кормовые секции были собраны бок о бок в одном сухом доке. Носовая часть Mistral покинула Сен-Назер на буксире 16 июля 2004 года и прибыла в Брест 19 июля 2004 года. 30 июля начался процесс сборки корабля из двух половин. Носовая часть Tonnerre прибыла в Брест 2 мая 2005 года и прошла ту же процедуру.

Mistral был спущен на воду по графику 6 октября 2004 года, а Tonnerre 26 июля 2005 года. Поставка судов была запланирована на конец 2005 и начало 2006 года соответственно, но была вынужденно отложена более чем на год из-за технических проблем. Они были введены в эксплуатацию в ВМС Франции 15 декабря 2006 года и 1 августа 2007 года соответственно.

Третий корабль типа Mistral был заказан в 2009 году и его постройка началась 18 апреля 2009 в Сан-Назаре (Saint-Nazaire). В связи с экономическими реалиями весь корабль был построен там же. 17 декабря 2009 года, было объявлено, что третий корабль этого класса будет называться Dixmude. Было высказано предположение, что третьему кораблю типа может быть дано историческое название Жанны д’Арк после вывода из эксплуатации вертолётонесущего крейсера с таким именем в 2010 году, но идея встретила противодействие у некоторых высокопоставленных офицеров во французских военно-морских кругах. От строительства запланированного 4-го корабль типа Mistral официально отказались в 2013 году.

Особенности и возможности

Авиация

Взлётно-посадочная палуба корабля имеет площадь около 6400 квадратных метров. На ней расположены 6 посадочных мест для одновременного взлёта/посадки 6 вертолётов одно из которых в состоянии выдержать 33-х тонную машину. Ангар площадью 1800 квадратных метров вмещает 16 вертолётов и включает зону обслуживания с кран-балкой.

Для облегчения взлёта и посадки используются посадочный радар DRBN-38A Decca Bridgemaster E250 и оптическая посадочная система.

Взлётно-посадочная палуба соединена с ангаром двумя лифтами, каждый из которых способен поднять 13 тонн. Кормовой подъемник площадью 225 квадратных метров в состоянии обслуживать вертолёты с лопастями в полётной конфигурации. Вспомогательный подъемник площадью 120 квадратных метров расположен вблизи надстройки.

Любой вертолёт стоящий на вооружении французской армии в состоянии использовать корабль типа Mistral в качестве носителя. В базовом составе ударной вертолётной группы 8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre.

По словам первого капитана корабля Mistral (Capitaine de vaisseau Gilles Humeau) размеры полетной палубы и ангара таковы, что в состоянии обслуживать до 30 вертолётов.

Боевое применение Универсальные десантные корабли типа «Mistral» («Мистраль»)

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

Сами французы классифицируют корабли класса «Мистраль» (Mistral) не как традиционные в нашем понимании десантные вертолётоносцы-доки, а как десантно-командные корабли. Примерно так и можно перевести оригинальное французское обозначение подкласса «Мистраля» – Batiment de Projection et de Commandement. Отсюда и его две главные задачи – производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.

Вертолетоносцы Мистраль — видео

По большому счету, французские специалисты достаточно удачно предприняли попытку сделать некий «гибрид» универсального десантного корабля, способного обеспечивать проведение морских десантных операций, и командно-штабного корабля. Изначально история проекта, на основе которого позднее создали «Мистраль», была намного прозаичнее. В начале 90-х гг., когда распался Советский Союз, военные ведущих стран НАТО столкнулись с нежеланием своих правительств и дальше выделять огромные средства на оборону от внешнего врага, коего тогда – в лице Советского Союза – более не стало. Руководство французского кораблестроительного гиганта DCN, также оказавшегося перед лицом сократившегося национального бюджета на оборону, не без оснований пришло к выводу о том, что в ближнесрочной перспективе у ВМС разных стран мира могут быть востребованы десантные вертолётоносцы-доки и корабли, совмещающие в себе достоинства легкого авианосца с носовым трамплином и универсального десантного корабля, имеющего достаточно большую вместимость и оснащенного доковой камерой – тем более, что наработки в данном направлении у французов уже были.

В соответствии с достаточно широким кругом задач, решение которых предполагалось возложить на перспективный корабль, он должен был иметь большую вместимость по личному составу десанта и ВВСТ, обладать способностью принимать на борт и выпускать десантные катера на воздушной подушке (ДКАВП), обеспечивать постоянное базирование на борту боевых и транспортных вертолетов (в т.ч. располагать крытым ангаром для их размещения), а также иметь стационарный госпиталь, хорошо оснащенный пункт управления (флагманский командный пункт командира отряда или соединения кораблей) и т.д.
В итоге, в 1992 г. на очередной выставке «Евронаваль», которая проходит в Ле-Бурже в том же выставочном центре, что и международный аэрокосмический салон, но по четным годам, компания DCN представила проект перспективного десантного корабля водоизмещением около 15 000 т, названного BIP-15 (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») и представлявшего собой некий симбиоз легкого авианосца и десантного вертолётоносца-дока. Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь СВВП, которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два ДКАВП размерности LCAC или на четыре обычных водоизмещающих ДКА размерности LCM (последние еще часто называют «десантная баржа»).

Наконец, в середине 2000 г. было официально объявлено решение командования ВМС Франции – создавать новый корабль на базе проекта BIP-19, а в июне был объявлен тендер, участвовать в котором пригласили две крупнейшие французские судостроительные компании: DCN и «Шантье де Атлантик» (Chantier de l’Atlantique). Победитель объявился достаточно быстро – к концу года DCN получила контракт на постройку двух кораблей нового типа, второй же участник – статус субподрядчика и поставщика отдельных элементов корпусных конструкций. Однако по вопросу о разделении объемов работ между двумя компаниями возникли серьезные разногласия, и окончательный контракт между заказчиком и исполнителями был подписан только в январе 2001 г., поэтому пришлось сдвинуть вправо и сроки ввода кораблей в боевой состав национальных ВМС – на 2005 и 2006 гг. соответственно.
В результате всех этих перипетий, команда на закладку головного корабля поступила лишь в июле, а «резать металл» начали в ноябре 2001 г. Головному кораблю было присвоено имя «Мистраль» (Mistral) – по названию сильного ветра, дующего в районе долины Роны с севера и севера-запада по направлению к морю (некий аналог черноморской боры). Это провансальское слово стало употребляться с 1519 г., в более широком понимании сейчас оно означает и просто сильный ветер.

В отличие от базового проекта – BIP-19 – на кораблях типа «Мистраль» уже нет носового трамплина и не предусмотрено базирование СВВП, хотя теоретически такой вариант не исключен – полетная палуба корабля позволяет взлетать и садиться на нее подобным ЛА. Имея полное водоизмещение около 21 300 т, корабль в длину достигает 210 м (при длине полетной палубы 199 м), а в ширину – почти 32 м. Общая грузовместимость бронетехники достигает 1000 т, например, французские военные считают типовым вариантом 60 легких боевых бронированных машин и 13 основных боевых танков «Леклерк» (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре). Вместимость для десанта – 450 военнослужащих в полном снаряжении и с личным оружием, либо 700–900 человек «налегке», на короткий период времени.
На протяжении практически всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 5200 м2 (по другим данным – 6400 м2), на которой расположены шесть взлетно-посадочных площадок для одновременного выпуска и приема вертолетов (их легко узнать по соответствующей маркировке). Под полетной палубой, в кормовой части корабля расположен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 м2. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно в кормовой части имеются два подъемника. Высадка личного состава и бронетехники десанта может производиться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 м2, в котором могут размещаться два 95-тонных ДКАВП типа LCAC или четыре ДКА типа LCM меньшего водоизмещения.

Читать еще:  Исторические сведения Ту-142 - дальний противолодочный самолет

Mistral и Tonnerre BPC (bâtiment de projection et de commandment) новые французские 21300-тонные десантные корабли управления и проецирования силы. Корабли были построены DCN в партнерстве с компанией Thales и Chantiers de l’Atlantique. Каждый корабль имеет грузоподъемность и универсальность, достаточную для перевозки до 16 тяжелых вертолетов и одной трети механизированного полка, а также двух катеров на воздушной подушке LCAC или до четырех десантных катеров. В апреле 2007 года DCN стало DCNS. Это стало возможным после соглашения, в котором Thales стал владельцем 25% акций новой компании, а DCN приобрела военно-морской бизнес компании Thales во Франции (за исключением военно-морского оборудования). Mistral оснащен высокопроизводительным центром связи, что позволяет использовать его в качестве корабля управления. Корабль также способен вместить комбинированные (многонациональные) многоцелевые силы.
Контракт на два корабля был размещен в январе 2001 года. Киль FS Mistral (L9013) был заложен в июле 2003 года, он был спущен на воду на Брестской верфи в октябре 2004 года. Mistral был введен в состав ВМС Франции в феврале 2006 года. Tonnerre (L 9014) был заложен в августе 2003 года и спущен в июле 2005 года, был включён в состав ВМС в феврале 2007 года. ВМС Франции разместили заказ на третий корабль, Dixmude, в апреле 2009 года. Киль корабля был заложен в январе 2010 года. Он был спущен в конце 2010 года, должен войти в эксплуатацию в 2012 году.

В июне 2011 года российское агентство по экспорту вооружений Рособоронэкспорт подписало контракт с DCNS на поставку двух кораблей класса Mistral/BPC и связанных с ними услуг. Сделка является частью межправительственного соглашения между Францией и Россией на поставку четырех кораблей класса Mistral. Поставка первого и второго корабля планировались на 2014 и 2015 годы соответственно. В июле 2006 года Mistral принимал участие у берегов Ливана в операции французского флота по эвакуации французских граждан во время конфликта с участием Израиля и Ливана. Mistral и Tonnerre заменили корабли L9021 Ouragan и L9022 Orage, которые были построены на судоверфи Brest Naval Dockyard и поступили на вооружение в 1965 и 1968 гг.

Управление и контроль

Класс Mistral оснащен боевой системой обработки данных DCN Senit 8 и будет совместим с командной системой французского флота для проведения совместных операций SIC 21, которая была разработана компанией Thales. Высокопроизводительный центр связи включает в себя систему спутниковой связи Thales Syracuse III.

Авиавозможности и ангары

Корабль имеет возможность перевозить до 16 средних или тяжелых вертолетов под палубой, например NH90, SA 330 Puma, AS 532 U2 Cougar AS 665 или вертолеты AS 665 Tiger. Полетная палуба имеет шесть мест посадки и 1800-метровый² ангар. 5000-метровая² полетная палуба может принимать до шести вертолетов одновременно.

Амфибийные возможности кораблей класса Mistral

Мистраль будет нести либо четыре десантных катера (LCU), либо два десантных катера на воздушной подушке (LCACs). ВМС Франции заказали новые высокоскоростные десантные катера, engins de débarquement amphibie rapide (EDA-R), которые могут быть размещены на Мистрале.

Экипаж корабля состоит из 160 моряков, включая 20 офицеров. Оперативный поход, связанный с перевозкой войск и техники, как правило занимает от двух до трех недель. Mistral и Tonnerre несут достаточно запасов для обеспечения экипажа и 450 военнослужащих в течение 45 дней. Максимальная скорость составляет 19 узлов, дальность при скорости в 14 узлов составляет 11000 миль. 750-метровый² госпиталь на 69 коек оснащен двумя операционными. Если же потребуется дополнительный госпиталь или дополнительные санитарные места, то ангар может быть преобразован в модульный полевой госпиталь.

Вооружение : вооружен двумя пусковыми установками французских ракет ПВО MBDA Simbad с инфракрасным наведением и дальностью до 6 км. Корабль также имеет две морских 30-мм пушки Breda Mauser и четыре 12,7-мм пулемета. Средства электронной поддержки корабля включают РЛС приемник Thales ARBR 21, многоцелевой обзорный радиолокатор MMR-3D NG G-диапазона от Thales Naval France. МРТ-3D имеет антенну с легкой фазированной решеткой и работает как радар радиолокационного наблюдения и как датчик системы самообороны с автоматическим переключением режима. В поверхностном режиме наблюдения МРТ-3D NG может обнаружить цели на малых и средних высотах на дальности до 140 км и в дальнем 3D-режиме наблюдения воздушные цели до 180 км. В режиме самообороны он может обнаруживать и отслеживать любые угрозы в радиусе 60 км. Навигационный радар Sperry Marine Bridgemaster работает в I-диапазоне.

Мистраль — это первый французский корабль, оснащенный двумя 7 МВт электрическими поворотными приводами. Электрогенерирующая система состоит из трех 16V32 и одного 18V200 дизель-генераторов Wartsila, обеспечивающих 20.8 MВт. По праву гордясь своим «произведением», французская компания DCNS называет «Мистраль» в рекламных материалах не иначе как «Хамелеон» Мирового океана». В настоящее время корабли типа «Мистраль» находятся на вооружении только ВМС Франции, в боевом составе флота имеется два таких корабля, «Мистраль» и «Тоннер» (Tonnerre – «гром»). Попытки осуществить их поставки за рубеж успехом не увенчались, хотя практически одновременно с получением подряда от французских ВМС, международное отделение компании-разработчика, DCN International, стало активно продвигать на мировой рынок военно-морской техники целое семейство таких кораблей: BPC 140 (водоизмещение 13 500 т), BPC 160 (16 700 т) и BPC 250 (24 500 т). Вначале к кораблю был проявлен высокий интерес со стороны многих стран мира, в частности – проект BPC 250 попал в «шорт-лист» тендера, объявленного Минобороны Австралии на закупку перспективных универсальных десантных кораблей. Однако австралийцы отдали предпочтение другому претенденту – испанской компании «Навантия» (бывшая «Изар»), предложившей на тендер проект корабля типа BPE (Buque de Proyeccion Estrategica). Фактически это универсальный десантный корабль, отличительной особенностью которого является наличие носового трамплина для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тактико-технические характеристики вертолетоносцев Мистраль

— Изготовители: DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест; Alstom (носовая часть), Сен-Назер; Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)

Водоизмещение вертолетоносца Мистраль

— 21300 т (полное); 32300 т (предельное)

Размеры вертолетоносца Мистраль

— Длина: 199 м (наибольшая)
— Ширина: 32 м (по ватерлинии)
— Высота: 64,3 м
— Осадка: 6,3 м (с ГАС)

Двигатели вертолетоносца Мистраль

— 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
— 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
— 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)

— Мощность: 20400 л. с. (15 MВт)
— Движитель: два пятилопастных гребных винта
— Скорость хода: 19 узлов (максимальная); 18 узлов (крейсерская)
— Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч); 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
— Автономность плавания: 30 суток

Экипаж вертолетоносца Мистраль

— 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)

Вооружение вертолетоносца Мистраль

— Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
— Артиллерия: АК-630
— Зенитная артиллерия: 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
— Ракетное вооружение: 2 × 2 — ПУ ЗРК Simbad

Авиационная группа

— 16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта;
— Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector