1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Тип «С» серии X и X-бис — дизель-электрические подводные лодки

Боевое применение Тип «С» серии X и X-бис — дизель-электрические подводные лодки

Тип «Щука» (Тип «Щ») Х-бис cерии.

Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.

1. Количество подводных лодок проекта: 11+2

2. Изображение проекта:

ПЛ типа «Щ» X-бис серии. Рисунок Шалаева В.В.

3. Состав проекта:

вступления в строй

ВЛАДИВОСТОК: Завод №202 (4)

Заложена на Заводе № 194
10.06.1949 — пер. в С-135

Заложена на Заводе № 194
10.06.1949 — пер. в С-136

Заложена на Заводе № 194
10.06.1949 — пер. в С-137

Заложена на Заводе № 194
18.07.1942 – затонула, поднята
29.06.1943 – затонула, поднята

ЛЕНИНГРАД: Завод №194 (8)

13.06.1942 — погибла, обнаружена

05-06.1943 — погибла, обнаружена

09.06.1949 — пер. в С-407

2?.05.1943 — погибла, обнаружена

Заложена на Заводе № 112
24.04.1942 – затонула, поднята
09.06.1949 — пер. в С-411
17.04.1957 — пер. в ЗАС-11

Заложена на Заводе № 112
09.06.1949 — пер. в С-412
17.04.1957 — пер. в ЗАС-12

Заложена на Заводе № 112(?)
16.05.1941 — пер. в Щ-413
23.07.1946 — снята с производства

Заложена на Заводе № 112(?)
16.05.1941 — пер. в Щ-414
23.07.1946 — снята с производства

НИКОЛАЕВ: Завод №200 (1)

16.02.1944 — погибла, обнаружена

4. История проекта:

Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа «Щ» имели семь отсеков: первый и седьмой — торпедные; второй и третий — жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек — центральный пост; пятый — дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно — два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

«Щуки» последней модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в частности, от гидромуфт (были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг»); ограждение рубки сде­лали обычного типа, но более высокое (которое уменьшало заливание мостика при плавании в позиционном положении), первое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха вы­сокого давления и водяная;были улучшены средства связи и наблюдения, снят подвод­ный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять «Щук» завершающей серии Х-бис достроили в годы войны: на Балтике — четыре, на Черном море — одну, на Тихом океане – четыре. Две лодки были достроены после войны.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.

5. Схема проекта:

1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — уравнительная цестерна; 4 — цистерна быстрого погружения;
5 — прочная рубка; 6 — торпедный аппарат; 7 — запасная торпеда; 8 — перископ; 9 — дизель; 10 — главный гребной электродвигатель;
11 — гребной электродвигатель экономического хода; 12 — аккумуляторная батарея.

Подробная схема подводной лодки типа Щ X-бис серии: *
1 — форштевень; 2 — гюйсшток; 3 — буксирный гак; 4 — волнорезные щиты; 5 — якорь «Холла»; 6 — торпедные аппараты; 7 — носовая цистерна главного балласта; 8 — кингстон носовой цистерны главного балласта; 9 — носовая дифферентная цистерна; 10 — носовые горизонтальные рули; 11 — ограждение носовых горизонтальных рулей; 12 — баллер носовых горизонтальных рулей; 13 — привод носовых горизонтальных рулей; 14 — торпедозаместительная цистерна; 15 — провизионная цистерна; 16 — нижний «меч» обтекателя гидроакустики; 17 — стрельбовые баллоны; 18 — аварийный телефонный буй; 19 — входной люк; 20 — гальюнная выгородка; 21 — трюмный поршневой насос ТП-18; 22 — цепной ящик; 23 — брашпиль с электроприводом; 24 — запасные торпеды; 25 — койки; 26 — компрессор воздуха высокого давления; 27 — аккумуляторная яма; 28 — аккумуляторная батарея; 29 — топливные цистерны; 30 — торпедопогрузочный люк; 31 — клапан вентиляции цистерны гпавного балласта; 32 — 45-мм орудие; 33 — привод открывания кингстонов; 34 — каюта офицеров; 35 — диваны; 36 — кают-компания; 37 — обеденные столы; 38 — радиопеленгатор; 39 — зенитный перископ; 40 — стойка леерной антенны; 41 — командирский перископ; 42 — магнитный компас; 43 — тумба вертикального руля; 44 — шахта вдувной вентиляции; 45 — вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 46 — осушителыный центробежный насос Р-150; 47 — цистерна лага; 48 — входной люк с тубусом; 49 — боевая рубка; 50 — трап; 51 — штурвалы ручного управления горизонтальными рулями; 52 — лебедка перископа; 53 — гирокомпас; 54 — шахта зенитного перископа; 55 — уравнительная цистерна; 56 — шахта командирского перископа; 57 — цистерна быстрого погружения; 58 — шахта вытяжной вентиляции; 59 — радиорубка; 60 — распределительный щит сети освещения; 61 — штурманский стол; 62 — кингстон цистерны быстрого погружения; 63 — масляный насос; 64 — холодильник масла; 65 — топливный расходный бак; 66 — кингстон цистерны быстрого погружения; 67 — топливные фильтры; 68 — дизель 58К8; 69 — газоотвод дизеля; 70 — глушитель газоотвода дизеля; 71 — муфта «Бамаг»; 72 — главный гребной электродвигатель; 73 — электродвигатель экономического хода; 74 — упорный подшипник «Митчеля»; 75 — валопровод; 76 — мортира гребного вала и дейдвудный сальник; 77 — щит управления главными гребными электродвигателями; 78 — шлюпка; 79 — электровентилятор охлаждения главных гребных электродвигателей; 80 — щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 81 — баллоны воздуха высокого давления; 82 — преобразователь постоянно-переменного тока; 83 — кормовая дифферентная цистерна; 84 — кормовая цистерна главного балласта; 85 — кингстон кормовой цистерны балласта; 86 — привод вертикального руля; 87 — баллер вертикального руля; 88 — вертикальный руль; 89 — ограждение вертикального руля; 90 — кормовые горизонтальные рули; 91 — ограждение кормовых горизонтальных рулей; 92 — баллер и привод кормовых горизонтальных рулей; 93 — гребные винты. * На основе подлинных чертежей ЦКБ МТ «Рубин».

Читать еще:  Шпага кавалерийская офицерская последней трети XVIII в.

6. Тактико-технические данные проекта:

Подводные лодки типа «Щ» (III, V, V-бис, V-бис-2, X и Х-бис серии)

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Средние подводные лодки типа “Щ” (III, V, V-бис, V-бис-2, X и Х-бис серии) – 82+2 единицы

V серия:
Щ-101 (б.”Лосось”, б.№11, 20.3.1932/25.12.1932/26.11.1933 – искл. 2.6.1952)
Щ-102 (б.”Лещ”, б.№12, 20.3.1932/19.4.1933/26.11.1933 – искл. 17.8.1953)
Щ-104 (б.”Налим”, б.№14, 20.3.1932/05.1933/6.11.1933 – искл. 17.8.1953)
Щ-105 (б.”Кета”, б.№21, 1.4.1932/05.1933/6.11.1933 – искл. 17.8.1953)
Щ-106 (б.”Судак”, б.№22, 20.3.1932/05.1933/23.12.1933 – искл. 27.12.1956)
Щ-107 (б.”Сиг”, б.№23, 20.3.1932/07.1933/23.12.1933 – искл. 26.6.1954)
Щ-108 (б.”Форель”, б.№24, 20.3.1932/08.1933/5.4.1934 – искл. 10.9.1952)
Щ-109 (б.”Сом”, б.№31, 20.3.1932/08.1933/19.4.1934 – искл. 17.8.1953)
Щ-110 (б.”Язь”, б.№32, 20.3.1932/10.1933/7.6.1934 – искл. 11.9.1954)
Щ-111 (б.”Карась”, 20.3.1932/07.1933/6.11.1933 – искл. 26.7.1966)
Щ-112 (б.”Пескарь”, 20.3.1932/04.1934/13.10.1934 – искл. 17.8.1953)

V-бис серия:
Щ-113 (б. “Стерлядь”, 10.10.1932/12.12.1933/28.1.1935 – искл. 11.9.1954)
Щ-114 (б. “Севрюга”, 10.10.1932/1934/28.1.1935 – искл. 29.12.1955)
Щ-115 (б. “Скат”, 19.10.1932/4.4.1934/28.1.1935 – исключена 11.9.1954)
Щ-116 (б. “Осетр”, 12.5.1933/1934/4.3.1935 – исключена 11.9.1954)
Щ-117 (б. “Макрель”, 10.10.1932/15.4.1934/28.1.1935 – погибла 16.12.1952)
Щ-118 (б. “Кефаль”, 10.10.1932/1934/4.3.1935 – исключена 17.2.1956)
Щ-119 (б. “Белуга”, 12.5.1933/7.5.1934/4.3.1935 – исключена 17.2.1956)
Щ-120 (б. “Навага”, 2.4.1933/06.1934/4.3.1935 – исключена 17.2.1956)
Щ-201 (б. “Сазан”, 14.8.1933/3.4.1934/3.9.1935 – исключена 29.12.1955)
Щ-202 (б. “Сельдь”, 3.11.1933/25.5.1934/3.9.1935 – исключена 16.7.1957)
Щ-203 (б. “Камбала”, 10.3.1933/29.5.1934/3.9.1935 – погибла 26.8.1943)
Щ-305 (б. “Линь”, 11.1932/31.12.1933/19.7.1935 – погибла 5.11.1942)
Щ-308 (б.”Сёмга”, 10.11.1932/28.4.1933/20.11.1935 – погибла в октябре 1942)

V-бис-2 серия:
Щ-121 (б. “Зубатка”, 20.12.1933/26.8.1934/30.4.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-122 (б. “Сайда”, 22.12.1933/29.8.1934/30.4.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-123 (б. “Угорь”, 20.12.1933/26.8.1934/30.4.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-124 (б. “Палтус”, 22.12.1933/29.12.1934/23.11.1935 – исключена 26.6.1954)
Щ-125 (б. “Максун”, 20.12.1933/26.8.1934/23.5.1936 – исключена 17.9.1971)
Щ-204 (б. “Минога”, 15.6.1934/31.12.1934/9.1.1936 – погибла 6.12.1941)
Щ-205 (б. “Нерпа”, 5.1.1934/6.11.1934/24.12.1936 – исключена 11.9.1954)
Щ-206 (б. “Нельма”, 5.1.1934/1.2.1935/1.10.1936 – погибла в июле 1941)
Щ-207 (б. “Касатка”, 5.1.1934/25.3.1935/18.12.1936 – исключена 16.7.1957)
Щ-306 (б. “Пикша”, 6.11.1933/1.8.1934/17.8.1935 – погибла в ноябре 1942)
Щ-307 (б. “Треска”, 6.11.1933/1.8.1934/17.8.1935 – исключена 8.4.1957)
Щ-309 (б. “Дельфин”, 6.11.1933/10.4.1935/20.11.1935 – исключена 3.3.1949)
Щ-310 (б. “Белуха”, 6.11.1933/10.4.1935/21.8.1936 – исключена 17.8.1953)
Щ-311 (б. “Кумжа”; 6.11.1933/10.4.1935/ 21.8.1936 – погибла в октябре 1942)

X серия:
Щ-126 (23.7.1934/20.4.1935/3.10.1936 – исключена 17.2.1956)
Щ-127 (23.7.1934/13.6.1935/3.10.1936 – исключена 29.3.1957)
Щ-128 (7.8.1934/9.6.1935/3.10.1936 – исключена 29.3.1957)
Щ-129 (31.12.1934/10.10.1935/3.10.1936 – исключена 12.3.1974)
Щ-130 (7.8.1934/8.8.1935/11.12.1936 – исключена 5.10.1958)
Щ-131 (23.7.1934/4.7.1935/11.12.1936 – исключена 5.10.1958)
Щ-132 (31.12.1934/4.7.1935/11.12.1936 -исключена 23.7.1958)
Щ-133 (7.8.1934/4.7.1935/11.12.1934 – исключена 29.3.1957)
Щ-134 (23.7.1934/4.9.1935/27.12.1936 – исключена 28.1.1958)
Щ-208 (18.5.1934/7.10.1935/9.3.1937 – погибла в августе 1942)
Щ-209 (25.5.1934/2.3.1936/9.3.1937 – исключена 17.12.1992)
Щ-210 (3.6.1934/13.3.1936/9.3.1937 – погибла в марте 1942)
Щ-211 (3.9.1934/3.9.1936/5.5.1938 – погибла в ноябре 1941)
Щ-212 (18.11.1934/29.12.1936/15.12.1938 – погибла в декабре 1942)
Щ-213 (4.12.1934/13.4.1937/15.12.1938 – погибла в октябре 1942)
Щ-214 (13.7.1935/23.4.1937/10.4.1939 – погибла 19.6.1942)
Щ-215 (27.3.1935/11.1.1937/10.4.1939 – исключена 29.12.1955)
Щ-317 (23.7.1934/24.9.1935/ 1.11.1936 – погибла в июле 1942)
Щ-318 (23.7.1934/11.8.1935/30.8.1936 – исключена 9.8.1955)
Щ-319 (31.12.1934/15.2.1935/11.12.1936 – погибла в сентябре 1941)
Щ-320 (31.12.1934/12.2.1935/11.12.1936 – погибла в октябре 1942)
Щ-322 (31.12.1934/10.4.1935/4.11.1936 – погибла 12.10.1941)
Щ-323 (31.12.1934/10.4.1935/ 3.11.1936 – погибла 1.5.1943)
Щ-324 (31.12.1934/10.4.1935/31.10.1936 – погибла в ноябре 1941)
Щ-401 (б. Щ-313, 4.12.1934/28.6.1935/23.7.1936 – погибла в апреле 1942)
Щ-402 (б. Щ-314, 4.12.1934/28.6.1935/29.9.1936 – погибла в сентябре 1944)
Щ-403 (б. Щ-315, 25.12.1934/31.12.1935/26.9.1936 – погибла в октябре 1943)
Щ-404 (б. Щ-316, 25.12.1934/27.12.1935/26.9.1936 – исключена 20.6.1956)
Щ-421 (20.11.1934/12.5.1935/5.12.1937 – погибла 9.4.1942)
Щ-422 (15.12.1934/12.4.1935/6.12.1937 – погибла в июле 1943)
Щ-423 (с 1942 – Щ-139, 8.1.1935/27.4.1935/6.12.1937 – исключена 29.3.1957)

Х-бис серия:
Щ-135 (26.8.1938/21.4.1940/13.9.1941 – исключена 28.1.1958)
Щ-136 (26.8.1938/27.4.1940/7.9.1941 – исключена 28.1.1958)
Щ-137 (31.8.1938/1.7.1940/1.12.1941 – исключена 28.1.1958)
Щ-138 (28.10.1938/22.7.1940/8.1.1942 – погибла 18.7.1942)
Щ-216 (23.7.1939/30.5.1940/30.5.1940 – погибла 17.2.1944)
Щ-405 (31.12.1938/16.12.1939/7.6.1941 – погибла 13.6.1942)
Щ-406 (31.12.1938/17.12.1939/7.6.1941 – погибла в мае-июне 1943)
Щ-407 (23.4.1939/4.6.1940/10.9.1941 – исключена 19.1.1959)
Щ-408 (23.4.1939/4.6.1940/10.9.1941 – погибла 22.5.1943)

Читать еще:  Исторические сведения Шашка казачья нижних чинов обр. 1838 г.

III серия:
надводное – 572 т; подводное – 672 т; 57×6,2×3,8 м; 2 диз./2 ЭД, 1000/800 л.с; 11,6/8,5 уз.; 26 т соляра (норм.); 3130 (8,5)/112 (2,8) миль. Эк. 41 чел. 1 – 45-ММ/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)

V и V-бис серии:
надводное – 592 т; подводное – 715 т; 58,5×6,2×3,9 м; 2 диз./2 ЭД, 1370/800 л.с; 12/8 уз.; 55 т соляра; 4200 (8,8)/100 (2) миль. Эк. 37 чел. 2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)

V-бис-2 серия:
надводное – 593 т; подводное – 705,7 т; 58,8×6,2×3,9 м; 2 диз./2 ЭД, 1370/800 л.с; 13,5/8,5 уз.; 55 т соляра; 5350 (7)/100 (2) миль. Эк. 37 чел.
2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)

X серия:
надводное – 584 т; подводное – 707,8 т; 58,8×6,2×4 м; 2 диз./2 ЭД, 1600/800 л.с; 14/8,3 уз.; 55 т соляра; 4850 (7,9)/105 (2,6) миль. Эк. 37 чел. 2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)

Х-бис серия:
надводное – 590 т; подводное – 705 т; 58,8×6,2×4 м; 2 диз./2 ЭД, 1600/800 л.с; 13,6/7,9 уз.; 56 т соляра; 5100 (8)/100 (2,5) миль. Эк. 37 чел. 2×1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (4 НТА, 2 КТА, 10 торпед)

III серия:
Щ-301 (б. “Щука”, 5.2.1930/1.12.1930/14.10.1933 – погибла 28.8.1941)
Щ-302 (б. “Окунь”, 5.2.1930/6.11.1931/14.10.1933 – погибла в октябре 1942)
Щ-303 (б. “Ёрш”, 5.2.1930/6.11.1931/5.11.1933 – исключена 11.9.1954)
Щ-304 “Комсомолец” (б. “Язь”, 23.2.1930/2.5.1931/15.8.1934 – погибла в конце 1942)

Знаменитые “щуки” – самая массовая серия ПЛ совет. флота периода Великой Отечественной войны. Разрабатывались с 1928 г. как малые, затем средние, позиционные ПЛ для Балтики. Большое влияние на проект оказала поднятая брит. ПЛ L-55, с которой был заимствовал архитектурный тип –
полуторакорпусный с булевыми цистернами – и обводы корпуса. ПЛ III серии отличались наличием только одной 45-мм пушки, на всех последующих их стало две, тем не менее, слабость артиллерийского вооружения в течение всей войны оставалась одним из главных недостатков проекта. Строились шестью сериями, но внутрисерийные различия были незначительными. Предназначенная для ТОФ V серия (первоначально III-бис) строилась с учетом требований к перевозке по железной дороге и последующей сборки; имела иное деление на отсеки, форму рубки и строилась с широким применением сварки. На сериях V-бис (первоначально VII) и V-бис-2 была изменена форма легкого корпуса и рубки.

На X серии ввели новую обтекаемую рубку типа “лимузин”, но оно привело лишь к сильному заливанию мостика, поэтому на серии Х-бис рубку заменили обычной, но носовое орудие опустили на палубу. Также две последние серии получили новые более мощные дизели. Рабочая глубина погружения для всех серий составляла 75 м, предельная – 90 м. Лодки серий V-бис-2 и Х-бис отличались лучшей среди всех советских ПЛ мореходностью.

Первоначально ПЛ имели названия, а на ТОФ до этого – номера, замененные в 1934 г. литерно-цифровыми обозначениями. При этом лодкам ТОФ присвоены номера, начинавшиеся с “1”, ЧФ – с “2”, КБФ – с “3”, СФ – с “4”. При переводе с флот на флот номера, как правило, менялись, но из-за начала войны Щ-405 – Щ-408 остались на Балтике и входили в состав КБФ. Щ-423 летом 1940 г. перешла по Севморпути с СФ на ТОФ, но переименована в Щ-139 только 17.4.1942. Всего было построено 88 ед. данного типа. Две ПЛ потеряно до войны.
Щ-103 (б. “Карп”, б. №13; V серии) 4.11.1935 выброшена штормом на берег в Уссурийском зал. и не восстанавливалась.
Щ-424 (б. Щ-321, б. Щ-312; X серии) погибла 20.10.1939 в результате столкновения с траулером РТ-43 в Кольском зал.
Щ-411 и Щ-412 (X серии), заложенные в 1941 г. на з-де №194, вошли в строй после войны, а Щ-413 и Щ-414 достроены не были.

В конце 1930-х гг. на нескольких “щуках” устанавливались сетепрорезатели “Сом” и “Краб”, но ввиду сомнительной эффективности их демонтировали или закрывали металлическими листами. После 1941 г. они сохранились лишь на Щ-212, Щ-214 и, возможно, Щ-209 и Щ-311. На Щ-204 в начале 1941 г. обе 45-мм пушки заменили на одну 76-мм/51. В 1940-1943 гг. на некоторых ПЛ (в частности, Щ-403) кормовую 45-мм пушку заменяли на 12,7-мм пул., а на Щ-215 вместо нее имелись 25-мм/76 автомат и 12,7-мм пул. На Щ-101, Щ-108, Щ-115, Щ-116, Щ-122, Щ-123, Щ-125, Щ-128, Щ-131 и Щ-133 в 1942-1945 гг. были смонтированы бортовые минные устройства для приема 20 мин.

В годы Великой Отечественной войны было потеряно 32 ПЛ типа “Щ” (из 44, участвовавших в боевых действиях).

Щ-138 погибла 18.7.1942 в Николаевске-на-Амуре от взрыва торпед (возможно, в результате диверсии); при этом Щ-118 также затонула, но впоследствии была поднята и введена в строй.
Щ-130 31.8.1943 в ходе ночных торпедных стрельб протаранена Щ-128 и затонула; 2.9.1943 поднята спасательным судном “Находка”, впоследствии введена в строй.
Щ-139 повреждена 26.4.1945 в результате диверсии в бух. Ракушка, легла на грунт кормой, 7.5.1945 поднята и впоследствии введена в строй.
Щ-203 потоплена 26.8.1943 итал. СМПЛ СВ-4 у Севастополя.
Щ-204 погибла 6.12.1941 на мине у Варны.
Щ-206, предположительно, потоплена 9.7.1941 румынскими MM “Naluca” и ТКА южнее Констанцы.
Щ-208 пропала без вести после 23.8.1942; предположительно, погибла на мине у устья Дуная.
Щ-210 после 12.3.1942 погибла на мине у м. Шаблер.
Щ-211 погибла после 14.11.1941 у Варны на мине или в результате атаки сил ПЛО.
Щ-212 погибла после 11.12.1942 на мине у о. Змеиный.
Щ-213 пропала без вести после 28.9.1942; возможно, погибла на минах в устье Дуная или потоплена 14.10.1942 герм. охотником “Xanten”.
Щ-214 потоплена 19.6.1942 итал. ТКА MAS-571 у м. Ай-Тодор.
Щ-216 потоплена 17.2.1944 герм. охотниками Uj-106 и Uj-103 зап. м. Тарханкут.
Щ-301 погибла 28.8.1941 на мине во время Таллинского перехода.
Щ-302 погибла, предположительно, 11-12.10.1942 на минах в Финском заливе или потоплена 14.10.1942 фин. самолетом СБ у Порккала-Удд.
Щ-304 пропала без вести после 29.10.1942.
Щ-305 потоплена 5.11.1942 фин. ПЛ “Vetehinen” в р-не Аландских о-вов.
Щ-306 погибла между 13 и 16.11.1942 в р-не Нарген-Порккала, вероятно, на мине.
Щ-308 погибла между 20 и 23.10.42 в Финском зал., вероятно, на мине.
Щ-311 погибла, предположительно, 12.10.1942 на мине у о. Бол. Тютерс.
Щ-317, предположительно, потоплена 15.7.1942 финскими МЗ “Ruotsinsalmi”, СКА VMV-16 и самолетами в р-не о. Родшер.
Щ-319 пропала без вести в сентябре – начале октября 1941 г.
Щ-320 пропала без вести после 2.10.1942 – предположительно, погибла на мине в Финском зал.
Щ-322 погибла 12.10.1941 на мине у о. Гогланд.
Щ-323 погибла 1.5.1943 на мине в Ленинградском морском канале.
Щ-324 погибла после 5.11.1941, предположительно, на мине в устье Финского зал.
Щ-401 погибла между 23 и 26.4.1942, предположительно, на мине у м. Нордкин.
Щ-402 погибла после 17.9.1944, предположительно, на минах в Конгсфьорде.
Щ-403 пропала без вести после 2.10.1943; предположительно, погибла на минах в р-не Конгс-фьорда.
Щ-405 погибла 13.6.1942 между о-вами Сескар и Лавенсаари, вероятно, на мине.
Щ-406 погибла между 29.5. и 1.6.1943 в Финском заливе на мине или в результате атаки кораблей ПЛО.
Щ-408 потоплена 22.5.1943 у о. Вайндло, фин. МЗ “Ruotsinsalmi” и СКА VMV-6.
Щ-421 тяжело повреждена 8.4.1942 при подрыве на мине у м. Нордкап, 9.4.1942 потоплена торпедой совет. ПЛ К-22.
Щ-422 пропала без вести после 30.6.1943; возможно, потоплена 8.7.1943 герм. летающей лодкой BV-138.
Щ-117 пропала без вести 15-16.12.1952 в Японском море при отработке задач боевой подготовки.

Читать еще:  Характеристики 3М-14Э - крылатая ракета

Дизель-электрические подводные лодки типа S

Проектирование подводных лодок типа S было начато в соответствии с программой развития подводных сил британских ВМС, осуществлявшейся в начале 1930-х годов. Первоначально подводные лодки небольшого водоизмещения должны были строиться в весьма ограниченном количестве и предназначались для применения в акваториях Северного и Средиземного морей.

Однако Вторая мировая война кардинально изменила первоначальные планы: в итоге постройка подлодок семейства S в виде нескольких подтипов продолжалась полтора десятилетия, за которые промышленность сдала заказчику 62 субмарины. В годы войны подлодки типа S воевали на Европейском и Дальневосточном театрах военных действий. Последняя субмарина данного типа была списана в середине 1960-х годов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Подводные лодки типа S строились по трем основным модификациям (сериям). Третья модификация имела две подгруппы. В целом общими были конструктивное решение и расположение различных систем, оборудования и вооружения. Прочный корпус субмарины делился поперечными переборками на шесть отсеков (в трех из них находились спасательные аппараты Дэвиса), а в верхней его части имелась достаточно развитая надстройка с рубкой, перед которой располагалось артиллерийское орудие. Кроме того, все модификации были двухвальными и имели в целом схожую конструкцию главной энергетической установки (ГЭУ).

По ходу своей постройки и службы подлодки типа S постоянно подвергались различным усовершенствованиям. Так, на последних субмаринах применили не клепанный, а сварной прочный корпус, плюс к тому выросла емкость топливных цистерн. Начиная с 1940 года подлодки были приспособлены к постановке мин через носовые торпедные аппараты (12 мин взамен торпед).

МОДИФИКАЦИИ

В первую группу входили всего четыре субмарины, которые строились в период 1930-1933 годов. Они отличались от последующих вариантов меньшими водоизмещением, главными размерениями и экипажем. Фактически речь шла о подводных лодках, призванных действовать в ближней морской зоне. Следующая модификация подводных лодок типа S была представлена в два раза большим количеством кораблей. Они существенно отличались от предшествующего варианта рядом конструктивных особенностей. Например, отсутствовала кормовая цистерна плавучести, переборки были усилены, имелись два аварийных люка. Эти подлодки имели несколько большее водоизмещение и более низкий силуэт в надводном положении. Состав вооружения и емкость топливных цистерн были такими же, как у подлодок 1 -й серии. Постройка велась в период 1934-1937 годов на трех верфях.

В годы Второй мировой войны данные подлодки действовали преимущественно в водах, прилегающих к Британским островам, а одна субмарина, «Санфиш», была направлена на советско-германский фронт и до своей гибели воевала на Балтике. Всего войну пережили только две подлодки данной модификации: Силайон и Сивулф.

Самой многочисленной была третья модификация подлодок типа S. которая насчитывала 50 кораблей (постройка еще четырех субмарин была прекращена в связи с окончанием войны). Данные субмарины были самыми крупными и обладали более мощными дизелями, обеспечивавшими им более высокую скорость надводного хода (скорость подводного хода была несколько меньше), а больший запас топлива (58 т, на последних подлодках до 93 т) обеспечивал большую дальность плавания. Строительство подводных лодок данной модификации продолжалось в период 1941-1946 годов одновременно на четырех судоверфях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector