0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Т-64 — средний танк

Основной боевой танк Т-64

Характеристики основного боевого танка Т-64

Характеристики приведены для танка Т-64Б, в полной мере «основного» танка.

К началу 60-х годов 20-го века стало ясно, что средние танки созданные на основе концепции Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования. Хотя они и оставались вполне современными для того времени машинами, для будущих конфликтов они уже не годились, было ясно — в ближайшее время их должна заменить в войсках совершенно другая машина.

Создание танка Т-64

Разработка проекта перспективного среднего танка началась в КБ-60М (г. Харьков) под руководством известного конструктора советских танков А.А. Морозова еще в 1955 г. Новый танк разрабатывался под названием «объект 430» и должен был оснащаться 100 -мм танковой пушкой Д-54ТС спаренной с 7,62-мм курсовым пулеметом СГМТ, и 14,5 мм зенитной пулеметной установкой на основе КПВТ. Двигатель и ходовая часть машины были совершенно новыми.

Три первые экземпляра объекта 430 были изготовлены в 1957 г. на заводе № 75 и поступили на испытания на полигон в Кубинке. Испытания нового танка прошли в целом успешно, хотя были выявлены значительные недостатки в конструкции двигателя и ходовой части и итоговый вывод получился крайне не утешительным — новая машина в целом не превосходила уже имеющиеся Т-54.

Чертеж основного боевого танка Т-64 с противокумулятивной броней

В 1959 г., учитывая последние тенденции в мировом танкостроении КБ-60М в инициативном порядке возобновило работы по проекту «объект 430». В ходе проектных работ предусматривалось устранение недостатков, выявленных на испытаниях 1957 г. и оснащения танка новой 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). Новая разработка получила название «объект 435«.

Новый танк был намного лучше предшественника и в начале 1961 г. конструкторы получили тактико — техническое задание на разработку среднего танка на основе проектов 430 и 435.

Машина должна быть вооружена 115 мм пушкой Д-68, обладать броней, обеспечивающей от поражения кумулятивными снарядами и защитой от оружия массового поражения при сохранении маневренных качеств, присущих об. 430. Имея хороший задел в виде проектов танков об. 430 и об. 435, КБ представило технический проект нового танка, получившего название «объект 432» в конце 1961 г. и уже в октябре 1962 первые опытные образцы были показаны руководству страны.

Серийное производство объекта 432 было организовано на ХЗТМ им. Малышева в октябре 1963 г., ещё до официального принятия танка на вооружение. В 1966 году его наконец приняли на вооружение официально, как «средний танк Т-64«.

Т-64 — от среднего танка к основному

В конструкции танка Т-64 впервые в мире были применены разнесенное многослойное бронирование и механизм заряжания орудия. Осуществляя конструкторское сопровождение серийного производства Т-64, КБ-60М уже в 1963 г. начало работу по оснащению танка новой 125 мм пушкой Д-81Т. Одновременно предусматривалось применение улучшенных прицельных приспособлений и приборов оптической разведки, установка противокумулятивных экранов и приборов ПХРБ, повышение эргономических характеристик.

Усовершенствованная машина разрабатывалась и испытывалась под названием «объект 434» и была принята на вооружение в мае 1968 под названием Т-64А.

Танк Т-64А выпуска 1973 года

В начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством Н.А. Шомина была начата разработка проекта по глубокой модернизации танка Т-64А с новой 125-мм пушкой 2А46-2, позволяющей вести огонь как артиллерийским снарядом так и ПТУР, усовершенствованной системой управления огнем, комплексом управляемого ракетного вооружения и более мощным двигателем 6ТД.

В 1976 г. на ХЗТМ началось производство новой машины, получившей название «основной боевой танк Т-64Б«. Танк совмещал качества среднего и тяжелого танков, и фактически был первым в классе совершенно новых боевых машин — основного боевого танка.

Стоимость производства Т-64Б по сравнению с Т-64А значительно возросла. По этой причине было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Танки не оснащенные комплексом получили обозначение Т-64Б-1. В соответствии с решением военно-промышленной комиссии, в 1981 — 1983 гг. на ХЗТМ им. Малышева был подготовлен технический проект по оснащению танков Т-64Б и Т-64Б-1 комплектом динамической защиты «Контакт», состоявшего из 265 контейнеров для размещения заряда ВВ и элементов крепления. Танки оборудованные комплектом динамической защиты получили название Т-64БВ и, соответственно, Т-64БВ-1. Все танки ранних выпусков были доведены до их уровня в ходе модернизаций.

Читать еще:  Новости Кортик морской офицерский наградной обр. 1853 г.

Основной боевой танк Т-64

Модификации танков Т-64

  • объект 432 — танки серии произведенные до принятия машины на вооружение в 1963 -1966 гг., произведено 272 машины;
  • средний танк Т-64 — серийный вариант танка 1966 г., произведено около 1200 машин ;
  • средний танк Т-64А — серийный вариант танка с 125 мм пушкой 1967 г., произведено около 4600 машин ;
  • средний танк Т-64Р — танки Т-64 доведенные в ходе капитального ремонта до уровня Т-64А;
  • танк Т-64АК — командирский вариант танка Т-64А, оснащен дополнительной радиостанцией, отличался от основного образца отсутствием зенитной пулеметной установки, произведено около 780 машин ;
  • основной боевой танк Т-64Б «Сосна» — модификация Т-64А с 125 мм пушкой 2А46-2 или 2А46М1, новой СУО и КУРВ, произведено около 4200 машин ;
  • основной боевой танк Т-64Б-1 — модификация Т-64Б без КУРВ, произведено около 1200 машин ;
  • танк Т-64БК — командирский вариант танка Т-64Б, произведено 57 машины ;
  • основной боевой танк Т-64БВ — модификация Т-64Б, оснащенная комплектом динамической защиты «Контакт»;
  • танк Т-64БВК — командирский вариант танка Т-64БВ;

Также, на базе Т-64 был создан и первый в мире основной боевой танк с газотурбинной установкой в качестве двигателя — Т-80.

Спецмашины на базе танка Т-64

  • многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т
  • путепрокладчик БАТ-2
  • котлованная машина МДК-3
  • плавающий гусеничный транспортер ПТС-2
  • самоходный паром ПММ -2М.

На 115 танковом ремонтном заводе (г. Харьков) незначительное количество танков Т-64 было переоборудовано и использовались в войсках в качестве бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ-64) и тренажера вождения ХТВ-64. Одновременное производство значительного количества различных модификаций танка привело к положению, когда, зачастую, танковые батальоны одного полка были вооружены машинами разных модификаций.

Серийное производство танка и его модификаций продолжалось с 1963 по 1987 г. Производство Т-64БВМ продолжалось на Украине вплоть до 2005 г. Машина на экспорт никогда не поставлялась. В настоящее время состоит на вооружении в армиях России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана.

В среде офицеров, имеющих опыт службы на танках Т-64 существуют разные оценки этой машины. Кто-то полагает, что конструкция танка недоработана, танк капризен и требователен в обслуживании и эксплуатации. Другие, упрекая первых в недостаточной подготовленности, считают танк чуть ли не идеальной боевой машиной.

Однако как бы там не было, Т-64 это танк-первооткрыватель, машина, опередившая свое время и по сути, как и Т-34 ранее, заложившая фундамент для развития танкостроения в нашей стране на десятилетия вперед.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-64 – это советский основной боевой танк, созданный в 1960-е годы. Самый первый основной боевой танк в мире. В основном под именем Т-64 известна главная модификация этого танка – Т-64А, которая и является в полном смысле основным танком – изначальный Т-64 был только средним танком.

История создания Т-64

В 1950-е годы было решено разработать новый средний танк вместо уже устаревших Т-54 и Т-55. Работы вели во множестве конструкторских бюро, и их результатом стала принципиально новая машина – «Объект 430». Постепенно проект был доработан, и под именем «Объект 432» такой танк в 1966 году был принят на вооружение и обозначен Т-64.

Т-64 был очень хорош, однако прогресс не стоял на месте, и конструкторы нашли способ существенно его улучшить. В итоге в 1968 году появился Т-64А- серьезная модификация Т-64 с толстой броней и мощной пушкой. Т-64А стал первым основным боевым танком, и в основном именно о нем обычно говорят, когда имеют в виду Т-64.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ) Т-64А

Общая информация

  • Классификация — основной боевой танк;
  • Боевая масса — 38,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства — 1963-1987;
  • Годы эксплуатации — с 1967;
  • Количество выпущенных – более 8000 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6540 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9225 мм;
  • Ширина корпуса – 3415 мм;
  • Высота – 2170 мм;
  • База – 4242 мм;
  • Колея – 3270 мм;
  • Клиренс – 500 мм.

Бронирование

  • Тип брони — комбинированная многослойная;
  • Лоб корпуса — 80+105 (СТБ) +20/68° мм/град;
  • Борт корпуса – 80 мм;
  • Лоб башни — 90+150 (алюминиевый сплав) +90 мм/град;

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46-1;
  • Тип пушки — гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола — 51 калибр (6350 мм);
  • Боекомплект пушки – 37;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – до 10 км;
  • Прицелы — ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5;
  • Пулемёты — 1 х 7,62-мм ПКТ, 1 х 12,7-мм НСВТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя — 5ТДФ 5-цилиндровый дизельный с наддувом с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 700 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40-50 км/ч, предельная – 60,5 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе — 500-600 км (700 км с доп. баками);
  • Запас хода по пересечённой местности — 225-360 км (310-450 км с доп. баками);
  • Тип подвески- независимая торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,85 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.
Читать еще:  Характеристики Кортик почтальонский обр. 1820 г.

Модификации

  • Т-64АК – командирский вариант танка с дополнительной радиостанцией;
  • Т-64Б – танк с комплексом управляемого вооружения, системой управления огнем, усиленным бронированием и другими существенными улучшениями;
  • Т-64БМ – машина с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-64БВ – танк с навесной динамической защитой и усиленным бронированием лба корпуса;
  • Т-64БМ «Булат» — современная украинская модификация танка (2005 год);
  • Т-64Е – еще более современная украинская модификация (2010 год).

Применение в бою

Немодифицированные Т-64 в боях участия практически не применяли, зато их активно использовали в различных парадах и на учениях. А вот Т-64А/Б и их модификации с успехом применялись в боевых операциях:

  • Т-64 участвовал в Афганской войне 1979-1989 года. В начале 1980 года его приняли на вооружение 40-й армии. Однако вскоре выяснилось, что в условиях высокогорья двигатель машины работает неудовлетворительно, и танк пришлось снять с вооружения, так что активного участия в сражениях он не принимал;
  • В 1992 году Т-64 в разных модификациях участвовал в бою у моста под Бендерами. Минимум два Т-64БВ были уничтожены в боях, однако своим огнем они смогли полностью подавить артиллерию Молдовы;
  • Т-64 до сих пор используется в современном конфликте на востоке Украины, причем эти машины есть как у украинской армии, так и у вооруженных сил ДНР и ЛНР. В основном в боях участвуют современные украинские модификации.

Фотографии Т-64

Память о танке

Сегодня Т-64 еще окончательно не ушел в прошлое, так как он до сих пор участвует в боевых действиях. Увидеть его как памятник или экспонат можно в нескольких местах:

  • В Омске, на территории кадетского корпуса;
  • В Павловском Посаде, на постаменте на Площади Революции;
  • В Рыбинске, в деревне Сретенье;
  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Саратове, в Парке Победы, в Музее боевой славы.

Танк в культуре

Т-64 в различных модификациях можно увидеть во всех сериях игры STALKER. Они расположены во многих локациях игры, а также упоминаются в разговорах персонажей.

Боевое применение танков серии Т-64 украинской армией

Танки на Украине в составе вооруженных сил находились к началу конфликта в крайне неудовлетворительном состоянии. Боевая готовность стремилась к нулю во многом из-за технического состояния: капитальный ремонт большинства машин проходил еще в СССР. Ключевые моменты, которые напрямую снизили боеготовность танков: естественное старение электронных компонентов прицельного комплекса, системы стабилизации пушки, а также разрушение резиновых деталей силовой установки и трансмиссии. Последствиями стали регулярные отказы и значительное ухудшение точности стрельбы как с места, так и в движении. Бронезащита танка также поддалась тлетворному влиянию времени. Элементы ДЗ, как указывают в своей книге «Основной боевой танк Т-64. 50 лет в строю» авторы Чобиток В. В., Саенко М. В., Тарасенко А. А. и Чернышев В. Л., под индексами 4С20 и 4С22 были установлены на броню танка после двукратного превышения срока хранения.

Т-64БВ. Источник: forum.warthunder.ru

Тут чистая химия: пластичная взрывчатка ПВВ-5А и ПВВ-12М, входящая в состав ДЗ, не может 25 лет сохранять свои свойства в неизменном виде. Кто-то скажет: а как же «Булат», оснащенный (по мнению украинских инженеров) самой передовой в мире ДЗ «Нож»? Действительно, на 56 «Булатов» с 2003 по 2010 года были смонтирована ДЗ такого типа, но вот 20 машин, которые пришли в войска на два года позже, были вообще без динамической защиты! Поэтому до декабря 2014 года треть «Булатов» в боях были либо вообще лишены блоков ДЗ, либо на них ставили нештатный и устаревший «Контакт». К этому времени обстановка на фронтах достигла такого состояния, что украинцам пришлось бросить в бой даже танки, предназначенные для Республики Конго в модификации Т-64Б1М – их отдали Национальной гвардии Украины. Следующим моментом, снизившим боевую эффективность серии Т-64, стали «постаревшие» пороховые заряды, ставшие причиной резкого изменения внутренней баллистики при выстреле. В некоторых случаях порохи типа 4Ж40 приобретали бризантные свойства со всеми вытекающими – увеличение давления в канале ствола и быстрый его износ. Казалось бы, начальная скорость снаряда должна закономерно подскочить, но вот горение такого просроченного пороха происходит неравномерно, резко уменьшаясь к обрезу ствола. В итоге боеприпас летит гораздо медленнее, что негативно сказывается и на бронепробиваемости, и точности. Повышенная взрывоопасность «просроченных» зарядов, безусловно, играет одну из важнейших ролей в детонации БК во время атак с последующим разрушением корпуса танка. Вообще, украинская армия 25 последних лет не получала новых танковых боеприпасов, кроме управляемых ракет «Комбат».

Теперь о боевой подготовке танковых экипажей. Внимание, в подразделениях постоянной боевой готовности в 2013 году планы по вождению боевых машин были выполнены всего на 25%! В резерве почти не ездили на танках и не стреляли – планы выполнены менее чем на 9%. Своеобразной танковой элитой стали части береговой обороны ВМС, перевыполнившие планы по вождению, а вот учебную стрельбу осуществлявшие только с места. Были и есть проблемы с кадрами в украинской армии. Так, к примеру, на ключевые должности в Центральное бронетанковое управление пришли бывшие зампотехи уровня батальона без академического образования.

Читать еще:  Статьи РПГ-41 - ручная противотанковая граната

Яркий пример низкого уровня обученности экипажей танков в ВСУ. Источник: gurkhan.blogspot.com

На раннем этапе конфликта на Донбассе нередко наблюдалась плотная расстановка танков, БМП и БТР вперемешку со штабелями боеприпасов, что при артналете приводило к катастрофам. Чуть позже танки закапывали в качестве дотов, что исключало использование одного из главных козырей – подвижности бронемашины. Украинские эксперты утверждают, что на начальном этапе войны большая часть потерь танков была именно от гаубиц, минометов и РСЗО. При этом утверждается, что даже на Украине нет точных данных по процентному поражению машин от различных средств уничтожения. На основе фото и видеоматериалов авторский коллектив книги «Основной боевой танк Т-64. 50 лет в строю» делает вывод о том, что 70% машин уничтожила ствольная и реактивная артиллерия, а остальное идет в счет небоевых потерь. И лишь единичные Т-64 имеют лишь повреждения (!) от ПТРК, РПГ и танков противника. Впрочем, для «Булата» есть статистика — на весну 2015 года безвозвратно было потеряно 15 танков из 85. Из этих погибших машин только 3 имеют признаки поражения противотанковыми средствами. Самыми неэффективными для бронезащиты Т-64, по мнению украинских экспертов, являются подкалиберные танковые снаряды.




Уничтоженные Т-64 под Мариуполем. Источник поражения неизвестен. Источник: vif2ne.org

Вооруженные силы Украины в начале гражданской войны на Донбассе стали достаточно регулярно «поставлять» более или менее исправные Т-64 своим оппонентам. Причинами стали слабая подготовка экипажа. Машины застревали в самых безобидных ситуациях и оставлялись танкистами, а также элементарная нехватка топлива. Конечно, часть машин была не просто брошена экипажами, а подожжена и взорвана, что пополнило статистику небоевых потерь армии. Забавны оценки уровня подготовки и амбиций самых рьяных танкистов. Участие в «мероприятиях» на майдане дает право некоторым механикам посылать вышестоящих по званию, пренебрегая правилами эксплуатации боевой техники. А Т-64 беспечных очень не любит… Регистрировались случаи, тогда машины на марше вставали со сгоревшими моторами по причине отсутствия охлаждающей жидкости. Из противотанкового арсенала по Т-64 ВСУ работали РПГ-7, СПГ-9, ПТРК «Фагот» и «Конкурс», способные пробивать до 600 мм гомогенной брони. Это, собственно, и объясняет их слабую эффективность по защищенной ДЗ броне харьковских машин – надежно поразить танк таким оружием можно только при попадании в зоны ослабленного бронирования лобовой части, а также в борт и корму. На Украине утверждают, что Т-64БВ способен выдержать несколько попаданий (до шести) РПГ и ПТУР даже в ослабленные проекции. Более того, утверждают об уникальной эффективной ДЗ «Нож», неоднократно спасающей экипаж от подкалиберных (!) боеприпасов. Встречались танки и с более современными ПТРК «Корнет», способными пробивать уже 1300 мм брони на расстоянии до 8 км, что, конечно, осложняет жизнь ВСУ. Противостоять такой угрозе может только один-единственный танк — «Оплот» 2009 года выпуска, который эксклюзивно оснастили комплектом тандемной ДЗ «Дуплет». О том, вступал ли этот танк в контакт с «Корнетом», открытые источники умалчивают.

Еще примеры изувеченных танков, «неприспособленных для сдерживания внутренней детонации БК». Очень хорошо видна анатомия боевых машин. Источники: u-96.livejournal.com, sokura.livejournal.com

Небезынтересная точка зрения, касающаяся низкой живучести шестьдесят четвертой серии в случае пробития брони. Одной из причин украинские эксперты называют плачевное состояние противопожарного оборудования танка, поэтому даже локальные возгорания не ликвидируются и машины теряются безвозвратно. Многочисленные фото- и видеосвидетельства разрыва бронекорпусов по сварным швам с отделением, в частности, нижней и верхней лобовых деталей, объясняется совсем не низким качеством сборки. История звучит «так и рассчитано было – танк не должен выдерживать внутреннюю детонацию боекомплекта», забывая упомянуть сирийские Т-72, которые были замечены в метании башен, но не в фатальном разрушении на фрагменты – единичные случаи лишь подтверждают правило. Нижнетагильский сварной шов крепче харьковского?

Итогами еще незаконченного противостояние становятся следующие выводы: современные украинские танка типов «Булат» и «Оплот», не говоря уже о «классике» Т-64, разрабатывались по старым лекалам без учета опыта боевых действий в Сирии, Приднестровье, Ливии и Чечне, что выражается в уязвимости наружных топливных баков и вспомогательного оборудования стрелковым оружием, слабом бронирование бортов и кормы, а также горении противонейтронного надбоя и подбоя в случае поражения.

Урок конфликта на юго-востоке Украины достаточно банален — ни одна страна не защищена от боевых столкновений подобного формата, поэтому поддержание танкового парка в исправном состоянии и адекватного уровня боевой подготовки экипажей во многом является гарантией национальной безопасности.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector