2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Су-25 — штурмовик

Боевое применение и ТТХ советского истребителя СУ-25

Практически всю вторую половину прошлого столетия Советская армия не имела на своем вооружении специализированного самолета, который бы занимался непосредственной поддержкой своих войск на поле боя. То есть, штурмовика. Это кажется довольно странным, ведь легендарный «летающий танк» Ил-2, внес весомый вклад в победу над гитлеровской Германией. Тем не менее, в 1956 году было принято решение о расформировании штурмовой авиации. По замыслу тогдашнего военного руководства, ее функции должны были взять на себя истребители-бомбардировщики.

Данное решение было ошибкой, но чтобы понять это потребовалось несколько десятилетий. В то время военные доктрины супердержав предусматривали широкое применение ядерного оружия, в том числе и тактического. Естественно, при таком подходе заниматься тихоходными самолетами, которые бы уничтожали вражескую бронетехнику и живую силу с помощью обычных бомб и пушечно-пулеметного вооружения, было не очень интересно.

Однако, в середине 60-х концепции военных меняются. Ядерная война становится менее вероятной, войска должны воевать и уничтожать противника с помощью обычных вооружений. В 1967 году были проведены масштабные учения «Днепр», которые четко показали необходимость создания нового штурмовика. Су-7Б, МиГ-21, Миг-19 и Як-28 были не способны выполнять эту функцию: они имели высокие скорости полета и просто не могли эффективно работать по малоразмерным и маневренным наземным целям. Кроме того, эти самолеты не имели достаточной защиты и были уязвимы для зенитной артиллерии или просто огня стрелкового оружия с земли.

Советской армии нужен был аналог Ил-2, сделанный на современном технологическом уровне. Этот самолет должен был иметь невысокую дозвуковую скорость полета, быть маневренным и хорошо защищенным, уметь работать на малых высотах.

История создания и применения Су-25

В 1969 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие четыре конструкторских бюро: Яковлева, Микояна, Ильюшина и Сухого. Все конструкторские бюро, кроме КБ Сухого предложили модификации серийных самолетов. Самолет Ил-102, представленный КБ Ильюшина, соответствовал требованиям конкурса, но отличался излишней простотой и имел ряд недостатков. КБ Сухого выставило на конкурс прототип штурмовика Т-8, который по собственной инициативе уже несколько лет разрабатывали специалисты бюро.

Т-8 был объявлен победителем конкурса. История появления на свет этой машины также довольно любопытна. В 1968 году к конструкторам КБ Сухого обратилась группа преподавателей Военно-воздушной академии с предложением разработать новый штурмовик. Началась работа, первоначально о ней не знал даже генеральный конструктор КБ. Лишь только после того, как была готова концепция нового самолета, о работах сообщили Сухому. Он одобрил это начинание и внес в проект свои коррективы.

Конструкторы изначально задумывали «самолет поля боя», который должен был поддерживать сухопутные войска в условиях сильного противодействия ПВО. Особое внимание было уделено маневренности и живучести самолета. Также самолет должен быть простым в производстве, неприхотливым в обслуживании и не предъявлять высоких требований к аэродромам базирования.

Т-8 впервые поднялся в воздух в феврале 1975 года. В 1978 году доработанная машина была передана для государственных испытаний. В 1980 году началась война в Афганистане, и новый штурмовик сразу принял участие в боевых действиях, хотя на тот момент машина еще даже не прошла этап государственных испытаний. Конструкторы самолета указывали на то, что самолет еще не готов, но военные хотели испытать его в боевых условиях.

Самолет прекрасно показал себя в тяжелых условиях Афганистана и получил наивысшие оценки военных. Сразу после официального окончания испытаний была создана особая авиационная эскадрилья, вооруженная Су-25, которая была отправлена в Афганистан. Именно там этот самолет получил свое прозвище «Грач».

Самолет приспосабливался к тяжелым условиям войны. В 1984 году у моджахедов появились ПЗРК, в ответ на это, на Су-25 были установлены дополнительные кассеты с ИК-ловушками. Через два года у противника появился новейший американский ПЗРК «Стингер», который стал серьезной проблемой для советской авиации. Этот комплекс был оборудован совершенной системой наведения, поэтому разработчики штурмовика занялись увеличением живучести самолета. Была изменена система прокладки трубопроводов, усилена их защита. В хвостовой части самолета была установлена система пожаротушения.

Штурмовик Су-25 воевал в Афганистане на протяжении восьми лет, и этот период показал высокую надежность и эффективность машины. «Грачи» совершили 60 тысяч вылетов, потеряв при этом всего лишь 23 машины. Были случаи, когда Су-25 возвращался на аэродром, имея до 150 пробоин. Ни один из самолетов не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели пилота.

Кроме Афганистана штурмовик Су-25 принимали участие в гражданском конфликте в Анголе. Эти самолеты участвовали в ирано-иракской войне, правда, информации об их боевом применении нет. Они были задействованы в конфликтах, которые происходили в бывших советских республиках. Эти машины воевали в Африке, активно применялись в ходе первой и второй чеченской войны. Сегодня Су-25 применяются в Ираке против боевиков организации ИГИЛ.

Самолет Су-25 перестал серийно выпускаться в 1992 году. Он является основным штурмовиком российской армии. Летчики очень любят эту машину.

Общее описание самолета

Компоновка самолета Су-25 максимально подходит для решения задач, которые стоят перед ним, а именно: эффективное уничтожение наземных целей на дозвуковых скоростях полета. Самолет прекрасно работает на малых высотах, его практический потолок составляет 10 тысяч метров.

Самолет имеет стандартную схему, с высоко расположенными крыльями. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью. Оно оснащено мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков. Все это делает самолет очень маневренным.

Самолет имеет два двигателя, которые расположены в гондолах ниже крыльев, в месте соединения крыла и фюзеляжа.

Воздухозаборники нерегулируемые с косым входом. Хвостовое оперение – однокилевое. Самолет оборудован тормозным парашютом.

Первые машины были оборудованы двигателями Р-95Ш, затем была проведена модернизация: на самолете стали устанавливать другой двигатель – Р-195, который имел более высокие технические характеристики. Кроме того, Р-195 имеет более высокую живучесть (выдерживает попадание 12-мм снаряда) и меньшую заметность в инфракрасном диапазоне. Конструкция сделана таким образом, чтобы свести к минимуму возможность выведение из строя обоих двигателей сразу. Су-25 имеет четыре встроенных бака, большое внимание разработчики уделили повышению их безопасности. Предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков.

На концах крыльев расположены особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки.

При разработке Су-25 особое внимание было уделено защищенности самолета, системам обеспечения живучести и спасения летчиков. Все важные системы штурмовика дублированы. Особенно большое внимание было уделено защите кабины пилота. Летчика прикрывает титановая броня толщиной до 30 мм, она надежно защищает от обстрелов из оружия калибром 12 мм, а по особо опасным направлениям – до 30 мм. Сверху кабина защищена бронестеклом. Для спасения летчика в кабине установлено катапультное кресло К-36Л, которое обеспечивает спасение пилота на скоростях до 1000 км/ч, на всем диапазоне высот, включая взлет и посадку.

Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. На Су-25 установлена автоматическая авиационная 30-мм пушка, а остальные виды вооружений можно устанавливать в зависимости от боевого применения. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.

Читать еще:  Фотографии "Крона" - лазерный локационный комплекс

Самолет может использовать более десяти видов неуправляемых авиабомб, весом до 500 килограмм, неуправляемые авиационные ракеты и три вида управляемых ракет. Для использования этого вооружения самолет оснащен лазерным дальномером-целеуказателем. Пилот должен подсвечивать им цель вплоть до ее поражения.

Самолет имеет трехопорное шасси, которое позволяет штурмовику производить посадку и взлет даже на плохо оборудованных аэродромах.

Практика использования Су-25 в Афганистане показала необходимость модернизации навигационного оборудования самолета. Визуальная разведка и навигация уже недостаточны для современной войны. На последних модификациях самолета установлено современное радиоэлектронное оборудование.

Технические характеристики Су-25

Ниже указаны тактико-технические характеристики самолета Су-25.

«Успешно и с минимальными затратами»: какую роль Су-25 «Грач» сыграл в развитии российской штурмовой авиации

18 июня 1979 года в небо поднялся предсерийный прототип легендарного самолёта-штурмовика Су-25, получившего в войсках прозвище «Грач». Машина под номером Т-8-3 была собрана на Тбилисском авиационном заводе. В ходе государственных испытаний она подтвердила заявленные лётные и эксплуатационные характеристики.

В апреле 1980 года Т-8-3 прошёл боевое крещение в афганской кампании. Минобороны СССР было удовлетворено результатами, которые продемонстрировало детище ОКБ Сухого. Государственные испытания Су-25 завершились в марте 1981 года. Правда, в силу бюрократических причин «Грач» был принят на вооружение только спустя шесть лет.

Поддержка Сухопутных войск

Разработке нового советского штурмовика предшествовал анализ опыта вьетнамской кампании (1965—1973 годы), которую провёл Генштаб ВС СССР. В войне с коммунистами американская авиация испытывала трудности с поражением малоразмерных целей. Вертолёты обладали сравнительно небольшим боевым радиусом и невысокой боевой нагрузкой, а бомбардировщики и истребители с трудом выполняли задачи на малых высотах.

В связи с этим США привлекали к операциям во Вьетнаме лёгкий штурмовик Cessna A-37 Dragonfly, созданный на базе учебного самолёта, и турбовинтовой пикирующий бомбардировщик Douglas A-1 Skyraider, который применялся ещё в период Второй мировой войны. Недостатками обеих машин были слабая броня и недостаточная грузоподъёмность.

В конце 1960-х годов американская компания Fairchild Republic начала разрабатывать штурмовик нового поколения A-10 Thunderbolt II («Бородавочник»). Примерно в это же время в ОКБ Сухого был запущен проект Су-25.

«Штурмовик совмещает качества ударного вертолёта и фронтового бомбардировщика. Его главная задача — непосредственная поддержка Сухопутных войск на поле боя. Он фактически расчищает путь мотострелковым частям на линии фронта, уничтожая колонны бронетехники, танки и живую силу противника», — подчеркнул в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

На театре военных действий штурмовики, как правило, образуют звено из двух самолётов. Пока одна машина совершает пуски боеприпасов, вторая ведёт наблюдение за окружающей обстановкой. Это позволяет экипажам Су-25 отследить возможную угрозу, которая исходит от ПВО и крупнокалиберных пулемётов противника.

По словам Дрозденко, штурмовик предназначен прежде всего для работы на высотах, составляющих несколько сотен метров, на скорости 400—600 км/ч. Пилот должен иметь возможность визуально распознавать цели. Однако выполнение подобной задачи сопряжено со множеством рисков.

«В отличие от других боевых самолётов, штурмовик не нуждается в сверхзвуковой скорости. По сравнению с истребителями-бомбардировщиками он неповоротлив, хотя и гораздо манёвреннее вертолёта. Естественно, такая машина находится в зоне поражения разнообразного стрелкового вооружения, зенитных установок и ПЗРК», — пояснил Дрозденко.

Учитывая весь комплекс угроз на поле боя, инженеры ОКБ Сухого создали хорошо защищённый, надёжный и неприхотливый штурмовик. На испытательных полётах и на театре военных действий лётчики ВВС СССР и России сажали Су-25 с серьёзными повреждениями планера, крыла, топливных баков, шасси и даже одного из двух двигателей. Ещё одно преимущество «Грача» — способность приземляться на грунтовые взлётно-посадочные полосы.

В беседе с RT генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов отметил исключительную живучесть «Грача». По его словам, штурмовик изначально создавался таким образом, чтобы пилот мог управлять им в условиях интенсивного обстрела и дотянуть до аэродрома, даже получив повреждения, которые были бы смертельными для другой авиатехники.

«Конечно, далеко не всегда у лётчиков получалось посадить простреленную машину — нередко они были вынуждены катапультироваться. Но главное, что конструкция «Грача» позволяет сохранить жизнь экипажу. И Су-25 доказал, что способен успешно выполнять задачи в самой сложной обстановке. Например, в Афганистане он выручал нашу армию, уничтожая позиции моджахедов в горных ущельях. Проблема была лишь в том, что в 1980-е годы этих машин советскому контингенту явно не хватало», — подчеркнул Попов.

На вооружении Су-25 находятся 30-мм автоматическая пушка конструкции Грязева — Шипунова (ГШ-30-2), различные виды авиабомб (до 500 кг), неуправляемые ракеты и блоки с реактивными снарядами, напалмовые баки, управляемые ракеты «воздух — поверхность» Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л. Кроме того, в арсенал «Грача» входят ракеты «воздух — воздух» Р-60, Р-27Р, Р-77 и Р-73.

Максимальная боевая нагрузка Су-25 составляет 4,4 т, предельная высота боевого применения — 5 км, нормальная взлётная масса — 14,6 т, практическая дальность — 1850 км, боевой радиус на высоте — 1250 км, у земли — 750 км. Самолётом управляет один человек.

Рабочая лошадка ВКС

В 1980-е годы «Грач» постоянно совершенствовался. На основе афганского опыта штурмовик получил систему отстрела тепловых ловушек, оберегающих двигатель машины от поражения большинством ПЗРК. Они автоматически выпускались при заходе самолёта на цель.

Однако ловушки оказались неэффективными против американских комплексов Stinger, которые появились у моджахедов в 1986 году. Особенность ракеты этого ПЗРК заключалась в большой кинетической энергии удара. Чтобы защитить машину, инженеры ОКБ Сухого укрепили стальными пластинами жизненно важные агрегаты «Грача» и оснастили системой пожаротушения хвостовую часть фюзеляжа.

В Афганистане Су-25 выполнили около 60 тыс. боевых вылетов. За почти десять лет ВВС СССР потеряли 23 самолёта. При этом не произошло ни одного взрыва топливных баков. Штурмовики возвращались на аэродром, получая порой до 150 повреждений. По словам Попова, потери «Грачей» в Афганистане были относительно невелики и машина зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Су-25 серийно производились на авиазаводах в Тбилиси и Улан-Удэ. СССР экспортировал штурмовики в страны Восточной Европы (Чехословакию, Болгарию), Африки (Анголу, Судан), Ближнего Востока (Ирак, Афганистан) и Восточной Азии (КНДР). Помимо России, сейчас «Грачи» стоят на вооружении ряда бывших советских республик — Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана.

В общей сложности было выпущено около 1,3 тыс. таких самолётов. На сегодняшний день, по оценке Попова, в строю ВКС России находится свыше 250 Су-25 в различных модификациях, ещё более 300 единиц — на хранении.

После распада СССР Су-25 приняли участие в двух чеченских кампаниях и в южноосетинском конфликте 2008 года. «Грач» наряду с фронтовым бомбардировщиком Су-24М составил основу контингента группировки ВКС РФ в Сирии. Как отметил Дмитрий Дрозденко, применение штурмовиков позволило в достаточно короткие сроки уничтожить основные силы террористов на северо-востоке арабской республики.

«Су-25 — рабочая лошадка наших Воздушно-космических сил в Сирии. На «Грачей» приходится значительная часть поражённых целей в арабской республике. В начале операции за сутки один Су-25 совершал по три-четыре вылета, осуществляя удары в основном неуправляемыми боеприпасами. Во многом благодаря «Грачу» России удалось не выйти за рамки военного бюджета», — рассказал Дрозденко.

За весь период сирийской операции авиакрыло ВС РФ потеряло один Су-25. 3 февраля 2018 года в провинции Идлиб потерпел крушение самолёт, который пилотировал майор Роман Филипов.

Его штурмовик был подбит из ПЗРК исламистов. Лётчик успел катапультироваться. Приземлившись, офицер принял неравный бой с боевиками и погиб. 23 февраля президент РФ Владимир Путин вручил родителям майора Золотую Звезду Героя России.

Читать еще:  Файлы Ту-91 - пикирующий бомбардировщик-торпедоносец

«Трагедия Филипова, наверное, никого в России не оставила равнодушным. Он был опытным и мужественным лётчиком. В день гибели майор совершал полёт на малой высоте, находился в зоне видимости противника и в итоге стал жертвой ПЗРК, которые не должны были поставляться боевикам. Эта единственная потеря больше напоминает случайность и не бросает тень на боевые возможности Су-25», — подчеркнул Дрозденко.

«Без такой машины не обойтись»

В настоящее время в войска поставляется Су-25 в модификации СМ3. Эта версия штурмовика оснащена автоматизированной системой управления огнём, оптико-электронной системой СОЛТ-25, бортовым комплексом целеуказания и прицеливания с элементами искусственного интеллекта. Новейшее оборудование позволяет лётчику поражать объекты, находясь на высоте более 5 тыс. км, то есть вне зоны досягаемости ПЗРК.

Модернизацией парка штурмовой авиации ВКС РФ занимается 121-й авиаремонтный завод, расположенный в подмосковной Кубинке. По состоянию на май 2019 года в 4-й армии ВВС и ПВО сформированы две эскадрильи Су-25СМ3.

Бортовой радиоэлектронный комплекс Су-25СМ3 включает систему спутниковой навигации ГЛОНАСС и лазерный индикатор прицела. Информация о машине выводится на экран цифрового дисплея. Кроме того, на штурмовике установлен дальномер, позволяющий применять боеприпасы с лазерной головкой самонаведения. Чтобы нанести удар, пилоту Су-25СМ3 достаточно отдать команду, всё остальное сделает машина.

Отечественные специалисты улучшили защищённость «Грача». Жизненно важные агрегаты самолёта закрыты пластинами, которые могут выдерживать попадание снарядов 30-мм пушек. Кроме того, Су-25СМ3 оснащён комплексом радиоэлектронной борьбы «Витебск-25». Он защищает самолёт от ракет с тепловыми головками самонаведения ПЗРК «Стрела» и Stinger.

«России без такой машины, как Су-25, ещё очень долго не обойтись. Штурмовая авиация позволяет успешно и с минимальными финансовыми затратами вести боевые действия в локальных конфликтах вроде сирийской операции. При этом «Грач» актуален и в случае гипотетической войны с высокотехнологичным противником. Он незаменим для уничтожения малоразмерных целей на линии фронта», — пояснил Владимир Попов.

В настоящее время в России прорабатывается возможность создания штурмовика нового поколения. 1 ноября 2017 года бывший главнокомандующий российскими ВКС, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заявил, что имеет смысл разрабатывать новый самолёт на базе двухместного истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34.

«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надёжнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать ещё лет 10—15. Естественно, со временем его надо будет менять, сегодня рассматриваются разные варианты», — сообщил Бондарев.

Владимир Попов считает, что идея, высказанная бывшим главкомом ВКС, вполне реализуема. В то же время он отметил, что Су-34 — достаточно дорогая воздушная платформа. По словам эксперта, штурмовик нового поколения должен сохранить свои главные достоинства — не слишком высокую стоимость серийного производства и боевую эффективность на линии соприкосновения с противником.

«У меня нет оснований не доверять Бондареву. Су-34 — потрясающая по боевым возможностям машина, но она дорогая, а важно не допустить роста стоимости штурмовика. Бесконечно «Грач» модернизировать невозможно, но я считаю, что Су-25СМ3 будет актуален ещё как минимум 15 лет», — подытожил Попов.

Боевая мощь эскадрильи Су-25СМ

Штурмовики Су-25 способны наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям, производя полёт на малых высотах (менее 5 км) и используя различное вооружение неуправляемого и управляемого типа. Самолёты способны уничтожать наземные цели: от одиночных огневых точек до колонн бронетехники и машин. Благодаря малой высоте полёта и дозвуковой скорости летчики штурмовиков способны обнаруживать даже самые маленькие цели. Малая скорость даёт больше времени на обстрел целей за один заход Су-25 над целью. Штурмовые эскадрильи способны «расчищать дорогу» для наступающих сухопутных войск. Одна эскадрилья «Грачей» способна нанести серьезный урон вражескому батальону или даже бригаде.

Стандартно эскадрилья состоит из 12 штурмовиков. Эскадрилья способна нанести серьёзный урон наступающему мотострелковому батальону. При атаке эскадрильи штурмовиков трудно будет отразить атаку целых 12 машин, в силу слабых возможностей Войсковой ПВО батальонного звена. Так, если в составе батальона будут взводы с ПЗРК, возможно сбитие 1-3 Су-25СМ. Также пехотинцы смогут вести огонь по «Грачам» из крупнокалиберных пулеметов.

По опыту войны в Афганистане (20-30 машин у Советской Армии) и на Украине (несколько штурмовиков у Украинской армии) Су-25 несли существенные потери даже не смотря на весьма ограниченные средства противодействия им (зенитный огонь из пушек и пулеметов, запуск ракет из ПЗРК).

Если же у в пехотной части на уровне батальона будут более мощные средства, например зенитно-ракетные комплексы малой дальности, то Су-25СМ понесет тяжелейшие потери (минимум половину эскадрильи).

Су-25СМ

Если взять в пример ЗРК малой дальности «Оса-АКМ» (уже достаточно устаревший комплекс), то Су-25СМ даже не смогут подлететь до расстояния, позволяющего применить основное их вооружение против наземных целей: ракета Х-29Л (дальность 10 км), ракета Х-25МЛ (такая же дальность). Потому что максимальная дальность поражения ЗРК «Оса-АКМ» 15 км. Высота поражения ЗРК 10 км (при максимальной 5 км у Су-25СМ, нагружённого ракетами и бомбами).

Штурмовики уязвимы против крупнокалиберных пулеметов, автоматических пушек. Одиночные попадания крупнокалиберных пуль Су-25 выдержит, однако при многократных попаданиях или обстреле в уязвимые места (хвостовое оперение, крылья, кабина пилота) урон будет серьезным. Су-25/СМ уязвим от зенитного огня из ПЗРК, так как малая высота полёта штурмовика позволяет эффективно обстреливать его. Использование штурмовых эскадрильей в данной ситуации приведёт к высоким потерям.

Основное вооружение

Су-25СМ способен нести различное вооружение: управляемое и неуправляемое, ракеты и бомбы. Большая часть вооружения имеет максимальную дальность применения не более 10 км. Данный фактор делает уязвимым штурмовик перед ЗРК малой и средней дальности.

Некоторое вооружение Су-25: ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л, имеющие полуактивную лазерную ГСН 24Н1.. Максимальная дальность пуска ракеты составляет 10 км, средняя скорость полёта 300 м/с, стартовая масса 650 кг. Ракета может поражать различные цели в простых метеоусловиях: защищённые укрытия самолетов, железнодорожные мосты, промышленные сооружения, бетонные взлетно-посадочные полосы, скопления войск. Ракета имеет мощную боевую часть 9Б63МН весом 317 кг (масса взрывчатого вещества -116 кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды.

Также штурмовик Су-25СМ способен нести ракету класса «воздух-воздух» Х-25МЛ. Ракета имеет максимальную дальность 10 км, средняя скорость 400 м/с, стартовая масса ракеты 310 кг. Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть Ф-27. Система наведения идентичная Х-29Л.

Лётные характеристики

Самолет Су-25СМ является дозвуковых, максимальная скорость полета 950 км/ч, крейсерская скорость составляет 750 км/ч. Самолёт достаточно маневренный, боевой радиус действия штурмовика от 300 до 500 км в зависимости от бомбовой нагрузки и наличия или отсутствия подвесных топливных баков.

Максимальная дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой (1,5 тонны) без подвесных топливных баков 640 км, с двумя подвесными баками 950 км, с четырьмя 1250 км. С бетонной взлетно-посадочной полосы самолёт способен взлететь разогнавшись с 550 метров, с грунтовой взлетно-посадочной полосы потребуется 600 метров, чтобы взлететь. Длина пробега (при посадке): 600 и 700 метров соответственно.

Двигатели

Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс двигателей штурмовика составляет 500 часов.

Первые штурмовики оснащались двигателями Р-95Ш с тягой 4100 кгс каждый из двух двигателей. Позже на Су-25 стали устанавливать авиационный двигатель Р-195 с реактивной тягой 4300 кгс.

Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.

Читать еще:  Фотографии Проект 38 - лидеры эскадренных миноносцев типа «Минск»

Сравнение с Су-34

Неофициальное название самолета «Утенок». Су-34 способен выполнять большинство задач Су-25СМ. Так Су-34 способен наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям. В отличить от Су-25СМ, не способного подниматься с вооружением выше 5 км, Су-34 способен наносить удары со значительно больших высот. Большинство боеприпасов (Х-59М/МЕ, Х-31) возможно использовать на высотах до 10 км, некоторые ещё выше.

Су-34 имеет титановую бронекапсулу, в которой размещён экипаж, также самолет имеет бронестекло. Су-25 также имеет бронирование кабины и пуленепробиваемое стекло. По защищенности оба самолета находятся на одинаковых уровнях. Су-34 имеет более лучшую защиту кабины летчиков (в первую очередь, за счёт круговой защиты летчиков), Су-25 имеет бронелисты, прикрывающие топливные баки (бронирование Су-34 ограничивается кабиной).

Номенклатура вооружения Су-34 в разы разнообразней и мощнее чем у Су-25. Истребителю-бомбардировщику Су-34 доступны и дальнобойные ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59М/МЕ «Овод-М» с максимальной дальностью 115 и 200 км соответственно. Ракеты имеют радиолокационную ГСН. Ракеты предназначены для поражения малых наземных и надводных целей. «Утенок» способен нести сверхзвуковые ракеты семейства Х-31, предназначенные для уничтожения надводных кораблей, радиолокационных станций и узлов связи противника. Наиболее дальнобойные ракеты Х-31ПД (противорадиолокационная ракета) и Х-31АД (противокорабельная) имеют максимальную дальность 250 и 160 км соответственно.

Наиболее дальнобойной ракетой штурмовика Су-25СМ является Х-25МЛ с полуактивным лазерным наведением. Максимальная дальность ракеты составляет 10 км.

Оба самолета способны нести ракету Х-29Л (с полуактивной лазерной ГСН) с максимальной дальностью 10 км. Ракета предназначена для нанесения ударов по наземным целям.

Сравнение проведено только по некоторым параметрам, в которых Су-25 ещё хоть как-то способен тягаться с Су-34. Добавлю, что Су-34 является носителем ядерного оружия в лице стратегических крылатых ракет Х-55 (ракета имеет неядерный вариант Х-555). «Утенок» имеет ракету класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с максимальной дальностью 110 км. Системы радиоэлектронной борьбы Л-175В «Хибина» и мощная радиолокационная станция Ш-141 также являются серьёзным преимуществом Су-34 по сравнению с Су-25.

Сравнение с Су-24М

Если сравнивать возможность эскадрильи Су-24М и Су-25СМ, то получится, что и штурмовая, и бомбардировочная эскадрильи имеют почти равные возможности. В первую очередь равные возможности обеспечиваются за счёт почти одинакового вооружения.

Су-25СМ способен нести значительную часть вооружения Су-24М: управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л, различные корректируемые авиабомбы семейства КАБ. Су-24М за счёт крыльев с изменяемой стреловидностью крыла и автоматической системы огибаемая рельефа местности способен летать на малых высотах. Таким образом самолёт скрывается от вражеских радиолокационных станций с длинноволновым излучением. Методика нанесения ракетно-бомбовых ударов у двух самолетов достаточно похожа: за счёт нанесения, как уже сказано, авиаударов на малых высотах и обнаружения целей оптическим и визуальным путём. Также высока роль у двух самолетов лазерного и радиокомандного наведения для управляемого оружия.

Су-24М, в отличии от Су-25СМ, способен нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Х-59 «Овод». Ракета имеет дальность пуска 45 км и телевизионную систему наведения. Такая дальность полёта Х-59 является большим преимуществом перед Су-25СМ, так как Су-24М в таком случае недосягаем для ПВО малой дальности.

Су-25 и А-10

Сравнение с А-10

Американский тяжелый дозвуковой штурмовик. Самолёт способен нести тактические ракеты класса «воздух-земля» AGM-65 «Meiverik». Ракета имеет дальность до 30 км. Максимальная боевая нагрузка А-10 около 7 тонн, Су-25 4,5 тонн (стандартная 1,5 тонны). Практический потолок у А-10 13 км, что значительно выше практического потолка Су-25 составляющего 7 км.

Больший практический потолок позволяет А-10 наносить авиаудары вне зоны досягаемости ПЗРК (однако при стрельбе из авиационной пушки самолёт вынужден снижаться на малые высоты, лишая себя неуязвимости против ПЗРК) и мелкокалиберных автоматических зенитных пушек противника. Данный фактор очень важен, так как штурмовики подлетают достаточно близко к атакуемым целям, по данной причине важно, чтобы самолёт был не атакован пролетая над уничтоженной целью или поблизости от неё.

Роль в ВКС России

Штурмовики Су-25 (в основном в модификации «СМ») составляют основу штурмовой авиации ВКС России. Самолёты способны уничтожать широкий спектр наземных целей. Однако такие же функции выполняют ударные вертолёты, в первую очередь, Ми-28Н «Ночной Охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Современные ударные вертолёты способны ставить тепловые ловушки, сбивая наведение ракет ПЗРК. Такой возможности не имеет Су-25 и Су-25СМ. Самая последняя модернизация — Су-25СМ3 имеет станцию РЭБ «Витебск». Станция способна срывать наведение ракет ПЗРК. Однако, только около 20 штурмовиков доведены до данной модификации.

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утенок» способен выполнять большинство задач, выполняемых Су-25СМ. Так Су-34 может наносить ракетно-бомбовые удары на разных высотах, в том числе и на значительно больших чем Су-25СМ, не входя в зону поражения вражеских ПЗРК.

Если сравнить эскадрилью Су-34 с эскадрильей Су-25СМ, то последние сильно уступают в автономности выполнения боевых задач. Так штурмовики являются легкой мишенью даже для легких истребителей, таких как F-16. «Грачи» уступают по боевому радиусу и бомбовой нагрузке «Утятам». Как говорилось выше, Су-25 сильно страдает из-за уязвимости для ПЗРК (по крайней мере Су-25 и Су-25СМ). Су-25СМ (и базовая версия Су-25) не способны использовать противорадиолокационные ракеты для «ослепления» ключевых радаров противовоздушной обороны, чтобы облегчить себе задачу по уничтожению наземных целей.

Эскадрилья Су-34 способна сама выступать в роли истребительной авиации и с такой функцией способна противостоять всем летательным аппаратам, за исключением истребителей пятого поколения. Су-34 также являются отличными самолетами радиоэлектронной борьбы. В теории, эскадрилья «тридцатьчетвертых» способна наносить атаки с применением различных систем нападения: часть самолетов берут противорадиолокационные ракеты семейства Х-31 и дополнительные контейнеры РЭБ «Хибина», часть берет ракеты Х-59М «Овод-М» или Х-29, часть прикрывает остальные самолёты от атак вражеских истребителей, вооружившись ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-77 и малой дальности Р-73. Такая эскадрилья будет высокоавтономной: самолеты смогут «ослеплять» вражескую ПВО противорадиолокационными ракетами и средствами РЭБ, затем атаковать наземные объекты ракетами Х-59М и Х-29, уничтожая таким образом стратегически важные цели. Если эскадрилья будет атакована истребительной авиацией, то вооруженные ракетами «воздух-воздух» «Утята» смогут отбить атаку или снизить потери своей эскадрильи.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М имеет схожие задачи с Су-25СМ. Самолёт Су-24М имеет преимущество, заключающееся в возможности проводить бомбометание на высотах более 5 км. По этой причине Су-24М, как и Су-34 способны не входить в зону поражения ПЗРК противника. Однако Су-24М, как и Су-25СМ устарели, по причине невозможности использования дальнобойных ракет (в отличии от Су-34), отсутствии мощной радиолокационной станции (в отличии от Су-34 и большинства ударных вертолетов) и невозможности защищаться от истребительной авиации противника (даже от легких истребителей).

Перспективы штурмовой авиации

Су-25СМ будет постепенно сниматься с вооружения (по данным Минобороны планируется эксплуатировать штурмовик до 2025 года). Самолёт не имеет серьезных преимуществ, способных оправдать эксплуатацию такого крупного авиапарка (более 200 штурмовиков всех модификаций). Его функции будут выполнять ударные вертолёты Ми-28Н «Ночной Охотник» и Ка-52 «Аллигатор», а также Су-34 «Утенок» сможет выполнять задачи штурмовика с большей безопасностью для жизни летчиков и самолета.

Су-34 также вскоре окончательно сменит фронтовой бомбардировщик Су-24М. Списание авиапарка Су-25СМ и Су-24М позволит решить нехватку кадров в ВКС. Так летчиков и авиационный персонал смогут перевести на другие типы самолетов (в первую очередь Су-34). Предположу, переучивание бывших летчиков Су-25СМ в летчиков армейской авиации (ударные вертолёты) можно сделать в короткие сроки, ввиду схожих задач штурмовой авиации и армейской.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector