7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Проект 671 — многоцелевые атомные подводные лодки

Боевое применение Проект 671 — многоцелевые атомные подводные лодки

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТ. NUCLEAR SUBMARINE PROJECT 671RT

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТ

NUCLEAR SUBMARINE PROJECT 671RT

Еще в период строительства головной атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 671 был поднят вопрос об усилении боевых возможностей кораблей этого проекта за счет расширения номенклатуры применяемого на них оружия. Одним из путей решения этой проблемы являлось использование на подводной лодке торпед калибра 650 мм.
Для расширения боевых возможностей АПЛ проекта 671 в борьбе с надводными кораблями (главным образом с ударными авианосцами) в ноябре 1961-го года было принято совместное решение Министерства судостроительной промышленности и Военно-Морского Флота об усилении торпедного вооружения за счет оснащения атомных подводных лодок новыми сверхмощными дальноходными 650-мм торпедами. Одна — две такие торпеды были способны вывести из строя крупное боевое судно. Применение мощной ядерной боевой части значительно увеличивало потенциал данного оружия. Другой важнейшей особенностью данных торпед была способность преодолеть ими расстояние в 50 километров со средней скоростью около 50 узлов (по сей день ни одна торпеда зарубежного производства подобными возможностями не обладает).
Для установки на борту подводной лодки 671-го проекта крупногабаритного оружия потребовалось внести изменения в конструкцию судна, в частности, увеличить длину торпедного отсека.
В 1962 году СКБ-143 выполнило проработку АПЛ проекта 671 с двумя и четырьмя торпедными аппаратами (ТА) калибра 650 мм. По результатам рассмотрения проработки было признано целесообразным разработать технический проект АПЛ проекта 671РТ (в бюро конструкторы ее называли «Сёмгой»), вооруженной четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя ТА калибра 650 мм для стрельбы торпедами большого калибра, а также осуществления старта противолодочных ракето-торпед.
Совместным решением предписывалось предусмотреть при разработке технического проекта установку на АЛЛ дизель-генератора увеличенной мощности.
При разработке технического проекта в СКБ-143 были проработаны в инициативном порядке мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности корабля и технологичности его постройки. Среди них: изыскание возможности увеличения общего количества боезапаса. Прорабатывался вариант с 6 торпедами калибра 650 мм и 18 торпедами калибра 533 мм. Однако в этом случае не обеспечивалось условие надводной непотопляемости при затоплении первого отсека увеличенной (для запасных торпед большого калибра) длины; облицовка лёгкого корпуса новым, более толстым покрытием. Наряду с положительными качествами, новое покрытие создавало серьезные затруднения в разработке способов его крепления. Эксплуатационная надежность данного покрытия не проверялась, велись только поисковые работы по определению оптимального способа крепления пластин покрытия; установка наиболее виброактивного оборудования в блочной конструкции, отключенной от прочного корпуса.

Во время модернизации проекта 671 изменили некоторые технические элементы силовой установки атомной подводной лодки. Для дальнейшего снижения акустического поля автономные турбогенераторы и их обслуживающие механизмы а также турбозубчатый агрегат установили в едином агрегате (блоке) на общей раме с амортизирующим двухкаскадным креплением.
Решение серьезной технической задачи по формированию блока было найдено инициатором этого предложения Н.П.Быковым совместно с Г.В.Асеевым, А.П.Петровским и И.А.Лебедевым, с учетом ведущихся аналогичных работ на АПЛ пр.705. Представилась реальная возможность объединить в едином блоке ГТЗА, автономные ТГ с обслуживающими их механизмами и установить этот блок на общую промежуточную раму. Блочное исполнение ПТУ давало возможность решить еще ряд важных вопросов, связанных с повышением работоспособности и надежности работы оборудования, снижением трудоемкости его монтажа на корабле.
После принятия окончательного решения об агрегатной компоновке оборудования ПТУ, возникли другие вопросы, связанные со сложностью разработки конструкции промежуточной рамы, определением её виброакустических характеристик, взаимным влиянием одновременно работающих в агрегате механизмов. Расчетным путем решить все вопросы не представлялось возможным, поэтому окончательная отработка всего комплекса могла быть выполнена только по результатам работы на корабле в период его опытной эксплуатации.
Для сокращения стапельного периода корабля предполагалось компоновать оборудование в агрегатах вне корабля на специально оборудованных стендах.
Вместо 200-киловатного дизель — генератора постоянного тока АПЛ получила более мощный 460-киловатный дизель-генератор. При вынужденном расхолаживании паропроизводящей установки обоих бортов этим обеспечивался в подводном положении ход под гребными электродвигателями или подзарядка аккумуляторных батарей.
Изменения в составе энергоустановки, усиление ракето-торпедного и торпедного вооружения, применение более совершенных новых средств управления торпедным огнем потребовали удлинения прочного корпуса на 8800 мм и увеличения диаметра на 100-500 мм. Это обусловило увеличение водоизмещения субмарины и незначительное снижение скоростных характеристик АПЛ.
Непосредственное организационно-техническое руководство всеми проектными работами осуществлялось главным конструктором Г.Н.Чернышевым. Главным наблюдающим по АПЛ пр.671РТ от ВМФ был В.А.Отсон. Начальником представительства по наблюдению за разработкой рабочих чертежей и эксплуатационной документации был В.Н.Воронов, а с 1971 г. А.Г.Варышев.
Технический проект 671РТ АПЛ был закончен в декабре 1964 года. Водоизмещение корабля с новым торпедным и ракетным оружием возросло на 350 м3, длина корабля — на 4,8 м. Подводная скорость на полном ходу уменьшилась на один узел. Все остальные характеристики корабля, включая показатели защиты и скрытности, остались такими же, как и у прототипа — АПЛ пр.671, или претерпели незначительные изменения.

У АПЛ проекта 671РТ по сравнению с лодками проекта 671 было несколько измененное расположение отсеков:
В первом отсеке размещались торпедные аппараты, провизионные и жилые помещения;
Во втором — кают-компания, каюты и столовая личного и мичманского составов, камбуз и ДУК (спец. система, которая обеспечивает выброс мусора за борт лодки);
В третьем — провизионные камеры, вспомогательные механизмы и центральный пост;
В четвертом — реакторы;
В пятом — блок ГТЗА-АТГ, пост энергоустановки и опреснительная установка;
В шестом — пароэжекторные холодильные установки, компрессоры, преобразователи ПР-501-2;
В седьмом — дизель-генератор и жилые помещения;
В восьмом — гребные электродвигатели, камбуз, приводы рулей, химический пост.
Корабль оснастили усовершенствованным гидроакустическим комплексом МГК-300Т «Рубин». Значительно возросли боевые возможности лодки. Это было достигнуто за счет оснащения информационно-управляющей боевой системой «Ладога». За рубкой в отсеке легкого корпуса устанавливалась протяженная связная буксируемая антенна системы «Параван», которая обеспечивала на глубине до 160 метров прием сверхдлинных волн.

Вооружение АПЛ состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм и двух калибра 650 мм. В зависимости от решаемой задачи определялся боезапас.
При рассмотрении техпроекта 1 ЦНИИ ВК не поддержал предложенное СПМБМ решение по обеспечению условий надводной непотопляемости для первого отсека путем создания герметичной горизонтальной платформы и потребовала обеспечения непотопляемости в её «классическом» виде, то есть при затоплении всего первого отсека. В результате проработок, выполненных Бюро, была установлена поперечная переборка с рецессом. На корабле появился дополнительный отсек.

Читать еще:  Исторические сведения Шашка казачья офицерская обр. 1838 г.

Результаты проработок нашли своё отражение в оформленном в августе 1965 г. совместном решении выполнить корректированный технический проект корабля в I квартале 1966 г. Совместно с ЛКЗ предполагалось подробно проработать блочную ПТУ.
В декабре вышло новое решение МСП и ВМФ предусматривающее выполнение еще одной корректировки технического проекта АПЛ пр.671 РТ в связи с заменой покрытия корпуса. С учетом всех изменений по проекту, принятых совместными решениями, корректировку технического проекта Бюро завершило в марте-апреле 1966 г. Одновременно с работами по техническому проекту Бюро вело активную подготовку к выпуску рабочих чертежей.
Головная подводная лодка К-387 (зав. №801, командир А.Печенкин) построена на заводе «Красное Сормово» и передана ВМФ по приемному акту от 30 декабря 1972 г. Завод построил еще три АПЛ данного проекта (зав. № 802, 803 и 804). Строительство АПЛ пр.671РТ велось и на Адмиралтейском заводе (ЛАО). Приемный акт по головному кораблю К-495 (зав №621, командир А.В.Горбунов, ответственный сдатчик Б.А.Башарин) подписан 31 декабря 1975 г. На ЛАО было построено и передано ВМФ еще две АПЛ пр. 671РТ в 1976 и 1978 гг. (зав. № 625 и 627). Всего в 1972 — 1978-х гг. в Ленинграде и в Горьком построили семь лодок проекта 671 РТ с усиленным торпедно-ракетным вооружением «Водопад» и 650-мм торпедными аппаратами. Командирами кораблей серии «671РТ» были А.В.Горбунов, А.И.Шевченко, Р.З.Чеботаревский, А.Печенкин, Близнюк, Рыбалко и др.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ II ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТА 671РТ

ВМФ России. Состояние и перспективы. Часть 7.

Состояние и перспективы многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ России.

Многоцелевые атомные подводные лодки являются важнейшей компонентой подводных сил флота и решают задачи борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, действия на коммуникациях противника и т.д. в дальней океанской зоне.

В мирное время многоцелевые АПЛ осуществляют присутствие в мировом океане и выполняют слежение за подводными лодками и корабельными группировками вероятного противника. Соответственно обеспечение требуемого уровня боеготовности многоцелевых подводных лодок является одной из основных задач ВМФ и военно-морской промышленности.

Рассмотрим текущий состав и уровень боеготовности многоцелевых подводных лодок в составе ВМФ России и их перспективы в обозримом будущем.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671РТМК.

Подводные лодки проекта 671РТМК являются наиболее устаревшими многоцелевыми атомными подводными лодками (АПЛ) в составе ВМФ России. Изначально данные лодки строились по проекту 671РТМVictor-III» по классификации НАТО), самой массовой серией советских атомных подводных лодок, но были достроены уже по усовершенствованному проекту 671РТМК (в НАТО выделяют данные подлодки в отдельный класс «Victor-IV«). Подлодки проекта 671РТМ в 1980-х составляли фактически основу многоцелевых АПЛ советского флота. Эти подлодки занимают «промежуточное» положение между подлодками 2 и 3 поколения и именно на этих лодках удалось достигнуть минимизации значительного отставания от американских подлодок по уровню шумности, имевшего место в 1960-70 годах. Подлодки проекта 671РТМ были «главными героями» знаменитых операций подводных сил ВМФ СССР «Апорт» и «Атрина«, проведённых в 1982 и 1987 годах соответственно, в ходе которых советским субмаринам удалось успешно преодолеть противолодочные рубежи НАТО, несмотря на задействование вероятным противником огромного количества противолодочных сил.

На текущий момент в составе российского флота числятся 3 подлодки проекта 671РТМК — К-138 «Обнинск», К-414 «Даниил Московский» и К-448 «Тамбов». Указанные субмарины были сданы флоту в 1990-1992 годах.

Точный статус «Даниила Московского» не известен, но по имеющимся сведениям данная субмарина не входит в «активный» состав подводных сил и находится на приколе, а в последствии будет вероятно выведена из состава флота. К-448 «Тамбов» проходит ремонт по восстановлению технической готовности на судоремонтном заводе «Нерпа». К-138 «Обнинск» находится в «активном» составе флота и используется весьма интенсивно, регулярно совершая в последние годы походы в различные районы Мирового океана. Впрочем, столь интенсивное использование устаревшей субмарины также указывает и на весьма острую нехватку боеготовых АПЛ в составе флота.

Несмотря на далеко не старый (по меркам современных подводных лодок) возраст, подлодки проекта 671РТМК уже значительно устарели морально и вследствие достаточно высокого уровня шумности (на фоне АПЛ 3 и 4 поколений) уже не могут эффективно решать многие задачи, в частности борьбу с современными АПЛ вероятного противника. По имеющимся данным, субмарины данного проекта планируется эксплуатировать до истечения межремонтных сроков, и после 2020 года будут выведены из состава флота.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 945/945А.

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»Sierra» по классификации НАТО) стали первыми советскими подводными лодками третьего поколения и первым типом советских АПЛ, на которых удалось достичь радикального снижения уровня шумности и полностью «парировать» отставание от подводных лодок США и НАТО. В ВМС НАТО «Сиерры» считались едва ли не самым грозными советскими подлодками.

АПЛ проекта 945 строились из титана, что позволило сделать их гораздо более лёгкими, и существенно повысить боевые характеристики, в частности, глубину погружения, максимальную скорость подводного хода, а также боевую живучесть. Использование титана позволило свести к самым минимальным значениям величину магнитного поля, создаваемого подлодкой, что сделало «Барракуды» практически необнаруживаемыми посредством магнитометров противолодочной авиации.

Вместе с тем, использование титана сделало строительство данных субмарин крайне дорогим, поэтому были построены всего 2 подводные лодки проекта 945 (введены в строй в 1984 и 1987 году) и ещё 2 — по уже усовершенствованному проекту 945А «Кондор»Sierra-II» по классификации НАТО), которые были введены в строй в 1990 и 1993 году соответственно. От крупномасштабного строительства АПЛ проекта 945945А было решено отказаться в пользу строительства подводных лодок проекта 971, строившихся из стали. В 1990 году была заложена подводная лодка проекта 945Б «Марс», характеристики которой должны были вплотную приблизиться к характеристикам АПЛ 4 поколения. Однако по причине отсутствия финансирования, строительство подлодки было прекращено в 1993 году.

В настоящий момент в составе ВМФ России числятся 2 подводные лодки проекта 945 — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома», и 2 подлодки проекта 945А — К-534 «Нижний Новгород» и К-336 «Псков». Однако «Карп» и «Кострома» ещё в 1998 и 2000 году соответственно были выведены в резерв. В начале текущего десятилетия планировалось их восстановление и глубокая модернизация с установкой нового гидроакустического комплекса, боевую информационно-управляющей системы, обеспечение возможности применения новых видов вооружения, в том числе и крылатых ракет семейства «Калибр». Однако в 2017 году стало известно, что по различным причинам, в том числе и финансового характера, было решено не возвращать «Барракуды» в строй.

Читать еще:  Фотографии БТР-Т - тяжёлый бронетранспортёр

«Нижний Новгород» и «Псков» находятся в «активном» составе флота и недавно прошли плановые ремонты по восстановлению технической готовности. С учётом хорошего состояния титановых корпусов, относительно «молодого» по меркам АПЛ возраста, высоких боевых качеств и хорошего технического состояния, «Нижний Новгород» и «Псков», как предполагается, будут оставаться в строю по меньшей мере до 2025 года.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971.

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»Akula» по классификации НАТО) стали наиболее массовыми советскими субмаринами 3 поколения. «Щуки-Б» были созданы на основе подлодок проекта 945, но строились из обычной стали, а не титана. На подлодках проекта 971, как и на их «предшественницах» были реализованы все существующие на тот меры снижения уровня шумности. В частности, применена двухкаскадная система амортизации всех узлов и механизмов подлодки, оптимизированы обводы корпуса, при строительстве применены новые технологии высокоточной обработки гребных винтов и т.д. В результате, впервые в отечественном флоте по уровню акустической скрытности не только удалось сравняться с лучшими американскими субмаринами третьего поколения — класса «Los-Angeles» и «Improved Los-Angeles«, но и превзойти их. По сравнению с подлодками проекта 671РТМ, уровень шумности на «Щуках-Б» удалось снизить на 15 децибел или в 4-4.5 раза. Кроме того, на данных субмаринах был достигнут высочайший уровень автоматизации, благодаря чему удалось уменьшить численность экипажа до 73 человек, что почти в 2 раза меньше, чем на американских подлодках класса «Лос-Анджелес«. Соответственно, многократно улучшились условия обитаемости экипажа.

Всего было построено 15 подводных лодок проекта 971 различных модификаций. В настоящий момент в составе ВМФ России числится 11 субмарин данного проекта — 5 на Тихоокеанском флота и 6 — на Северном.

Несмотря на то, что в отечественных источниках все подлодки данного проекта называют одинаково — «Щука-Б», в процессе строительства сменилось 4 модификации подлодок проекта 971. Что бы в них было проще разобраться, обычно используют классификацию НАТО. Подлодки «базового» проекта 971 имеют кодовое обозначение НАТО «Akula«. В ВМФ России числиться 5 субмарин этой модификации — К-322 «Кашалот», К-391 «Братск», К-331 «Магадан» (в составе Тихоокеанского флота), К-317 «Пантера» и К-461 «Волк» (в составе Северного флота).

Ещё четыре подводные лодки построены по усовершенствованному проекту и носят кодовое обозначение НАТО «Improved Akula» — К-419 «Кузбасс», К-295 «Самара» (в составе Тихоокеанского флота), К-328 «Леопард» и К-154 «Тигр» (в составе Северного флота). В дальнейшем была разработан ещё более улучшенная модификация подлодок проекта 971. В 1995 году в состав ВМФ России вошла подводная лодка «Вепрь«, на которой была реализована часть «нововведений». Эта подлодка получила в НАТО обозначение «Akula-II«. Наконец, в 2001 году в состав российского флота вошла самая совершенная подлодка проекта 971 — «Гепард«. Её в НАТО выделяют в отдельный «подкласс» «Akula-III«. Ещё одна «Akula-III» — К-152 «Нерпа» была достроена в 2009 году, но в 2012 была передана в лизинг ВМС Индии на десятилетний срок. Подлодки модификации «Akula-II» и «Akula-III», по ряду показателей, в том числе и уровню шумностью, максимально приближаются к АПЛ четвёртого поколения.

Несмотря на то, что «Щуки-Б» составляют основу многоцелевых АПЛ российского флота, уровень их боеспособности весьма низкий, а зачастую — и вовсе удручающий. Так, из 5 подлодок данного типа Тихоокеанского флота на текущий момент боеспособна лишь одна — «Кузбасс». «Магадан» и «Кашалот» проходят вялотекущий ремонт на Дальневосточных судостроительных заводах. Ещё две «Щуки-Б» Тихоокеанского флота — «Братск» и «Самара» в 2014 году через Севморпуть были доставлены на Северодвинский завод Звёздочка для прохождения капитального ремонта и модернизации по проекту 971М.

На Северном флоте ситуация несколько более лучшая — из 6 подлодок проекта 971 боеспособны 3. «Вепрь» проходит средний ремонт и до 2020 года должен вернуться в строй, а «Волк» и «Леопард» также планируется модернизировать по проекту 971М.

Большой модернизационный потенциал субмарин проекта 971 позволил разработать проект 971М. Данный проект предполагает радикальную модернизацию подлодок до уровня, по меньшей мере сопоставимого с самой модификацией «Akula-III», а скорее всего — и превосходящей её по ряду характеристик. Модернизации «Щук-Б» насколько это возможно приблизит их по характеристикам к подлодкам 4 поколения и обеспечит возможность эффективно противостоять зарубежным субмаринам 4 поколения, таким как американские подлодки класса «Вирджиния» и британские класса «Астьют».

Изначально, предполагалось модернизировать по проекту 971М 6 подлодок, но потом их число было «урезано» до четырёх. К сожалению, желания руководства ВМФ России не совпадают с реальными возможностями судостроительных и судоремонтных заводов, что приводит к затягиванию сроков ремонта и модернизации. С другой стороны, модернизация по данному проекту предполагает колоссальный объём переделок, что естественным образом обуславливает очень большую длительность работ.

Скорее всего, модернизированные подлодки проекта 971М будут сданы флоту уже после 2020 года. До этого же периода уровень боеспособности АПЛ проекта 971 в ВМФ России будет оставаться по прежнему низким.

«Щуки-Б» будут служить в ВМФ России ещё долгое время, по меньшей мере до 2030 года. Однако, уже к 2025 году, как ожидается, их число сократится с 11 до 7, однако почти все они будут находится в «активном» составе флота, а также к тому моменту должны быть введены в строй все строящиеся АПЛ 4 поколения проекта 885 «Ясень».

Павел Румянцев
«Новый оборонный заказ. Стратегии»

Боевое применение Проект 671 — многоцелевые атомные подводные лодки

Несмотря на то, что большие АПЛ проекта 671 имели определенную «противолодочную» специализацию (до 77-го года атомные подлодки относились к крейсерским, а после 77-го года — к большим атомным подводным лодкам) все же являлись многоцелевыми кораблями, способными бороться с надводными судами противника. При этом самыми сложными и важными целями являлись ударные американские авианосцы. В 1955 году в состав военно-морских сил США вошел авианосец нового поколения «Форрестол» имеющий водоизмещение 78 тыс. тонн. В дальнейшем американские ВМС быстро пополнились кораблями, которые имели близкие характеристики. В 1961 году в строй приняли первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз» имеющий водоизмещение 89,6 тыс. тонн. Одной из важнейших особенностей авианосцев США послевоенного поколения была усовершенствованная система противоторпедной защиты, во время создания которой реализовали богатый опыт американских ВМС, накопленный во время Второй мировой. А совершенствование противолодочных средств авианосных соединений, в частности — широкое применение вертолетов противолодочной обороны, внедрение новых мощных гидроакустических корабельных комплексов, буксируемых гидроакустических станций переменной глубины и управляемых противолодочных ракет (типа «Марафон», «Икара», ASROC), потребовало увеличения дальности использования торпедного противокорабельного оружия.

Читать еще:  Исторические сведения МиГ-АТ - учебно-боевой самолёт

Для расширения боевых возможностей судов проекта 671 в борьбе с надводными судами (главным образом с ударными авианосцами) в ноябре 61-го года было принято совместное решение Министерства судостроительной промышленности и военно-морского флота об усилении торпедного вооружения за счет оснащения атомных подводных лодок новыми сверхмощными дальноходными 650-мм торпедами 65-76. Одна-две торпеды 65-76 были способны вывести из строя крупное боевое судно. Применение мощной ядерной боевой части значительно увеличивало потенциал данного оружия. Другой важнейшей особенностью данных торпед была способность преодолеть ими расстояние в 50 километров со средней скоростью около 50 узлов (по сей день ни одна торпеда зарубежного производства подобными возможностями не обладает).

Для установки на борту субмарины 671-го проекта крупногабаритного оружия потребовалось внести изменения в конструкцию судна, в частности, увеличить длину торпедного отсека.

Модернизированное судно оснащалось противолодочным ракетным комплексом «Вьюга», разработку которого начало в 1960 году свердловское ОКБ-9 Уралмашзавода (руководители проекта – главные конструкторы Ф.Ф. Петров и Н.Г. Кострулин). Ракета, которая входит в комплекс, должна выстреливаться из торпедного аппарата подлодок на глубине 50-60 метров, выходить из воды и доставлять ядерный боеприпас в район цели летя по баллистической траектории. Предусматривалось создание ракет калибров 650 мм («Вьюга-65») и 533 мм («Вьюга-53»).

Правительственным постановлением № 617-209 04.08.1969 года комплекс «Вьюга» с 533-миллиметровой ракетой 81Р приняли на вооружение военно-морского флота. Он был способен поражать подводные цели на дальности от 10 до 40 тыс. м. Необходимо отметить, что американский аналог «Вьюги», разработка ПЛРК Гудьир Эрспейс Корпорейшнл UUM-44A SUBROC, была начата в 58-м году и принята на вооружение американских ВМС в 1965 г. Он по сравнению с комплексом советской разработки имел несколько большую максимальную дальность стрельбы (около 50 тыс. м), что обуславливалось большей дальностью работы американского ГАК Рейтеон AN/BQQ-2 по сравнению с отечественным гидроакустическим комплексом «Рубин».

Во время модернизации проекта изменили некоторые технические элементы силовой установки атомной подводной лодки. Для дальнейшего снижения акустического поля автономные турбогенераторы и их обслуживающие механизмы а также турбозубчатый агрегат установили в едином агрегате на общей раме с амортизирующим двухкаскадным креплением.

Вместо 200-киловатного дизель-генератора постоянного тока субмарина получила более мощный 460-киловатный дизель-генератор. При вынужденном расхолаживании паропроизводящей установки обоих бортов этим обеспечивался в подводном положении ход под гребными электродвигателями или подзарядка аккумуляторных батарей.

Изменения в составе энергоустановки, усиление ракето-торпедного и торпедного вооружения, применение более совершенных новых средств управления торпедным огнем потребовали удлинения прочного корпуса на 8800 мм и увеличения диаметра на 100-500 мм. Это обусловило увеличение водоизмещения субмарины и незначительное снижение скоростных характеристик АПЛ.

В 63-и году начали проектирование модернизированной атомной подводной лодки (проект 671 РТ). Техдокументация на корабль была утверждена 15 июля 1967 года.

У субмарин проекта 671РТ по сравнению с лодками проекта 671 было несколько измененное расположение отсеков:
В первом отсеке размещались торпедные аппараты, провизионные и жилые помещения;
Во втором — кают-компания, каюты и столовая личного и мичманского составов, камбуз и ДУК (спец. система, которая обеспечивает выброс мусора за борт лодки);
В третьем — провизионные камеры, вспомогательные механизмы и центральный пост;
В четвертом — реакторы;
В пятом — блок ГТЗА-АТГ, пост энергоустановки и опреснительная установка;
В шестом — пароэжекторные холодильные установки, компрессоры, преобразователи ПР-501-2;
В седьмом — дизель-генератор и жилые помещения;
В восьмом — гребные электродвигатели, камбуз, приводы рулей, химический пост.

Корабль оснастили усовершенствованным гидроакустическим комплексом МГК-300Т «Рубин». Значительно возросли боевые возможности лодки. Это было достигнуто за счет оснащения информационно-управляющей боевой системой «Ладога». За рубкой в отсеке легкого корпуса устанавливалась протяженная связная буксируемая антенна системы «Параван», которая обеспечивала на глубине до 160 метров прием сверхдлинных волн.

Вооружение АПЛ состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм и двух калибра 650 мм. В зависимости от решаемой задачи определялся боезапас.

Было принято решение строить субмарины 671РТ-проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком, где после сдачи серии ПЛАРК 670-го проекта флоту образовалась «пауза». На К-387 — одной из лодок построенной в Горьком — были впервые использованы малошумные гребные винты, которые размещались по схеме «тандем».

В 71-м году строительство субмарин 671РТ-проекта началось и в Ленинграде на Адмиралтейской верфи (что объяснялось невысоким темпом строительства в Нижнем). Ленинградцами в технологию постройки субмарин внесли ряд усовершенствований: вместо блочного метода применялся передовой агрегатно-блочный метод, посредством спец. устройства рамы с уже установленными агрегатами весом до 350 тыс. кг вдвигались внутрь через торец секции.

Характеристика атомной подводной лодки проекта 671РТ:
Наибольшая длина – 101,8 м;
Наибольшая ширина – 10,8 м;
Средняя осадка – 7,3 м;
Нормальное водоизмещение – 4673 м3;
Полное водоизмещение – 7190 м3;
Запас плавучести – 29,0 %;
Предельная глубина погружения – 400 м;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Полная скорость подводного хода – 31,7 узлов;
Надводная скорость – 11,7 узлов;
Автономность – 60 суток;
Экипаж – 88 человек.

На «Красном Сормове» построили четыре лодки 671РТ-проекта. К-387, первая из них, была заложена 02.04.1971 года, за ней последовала закладка судна К-371 (12.05. 1973 года), К-467 (06.09.1975 года), К-488 (15.12.1976 года). На воду корабли были спущены, соответственно, 02.09.1971 года, 30.07.1974 года, 12.08. 1976 года, 08.10. 1977 года и были приняты в состав ВМФ СССР 30.12.1972 года, 29.12.1974 года, 29.12.1976 года и 29.10.1978 года.

Ленинградские подлодки — К-495, -513 и -517 — заложили 28.09.1974 года, 22.07.1975 года и 23.03.1977 года, на воду спущены 26.08. 1975 года, 21.08.1976 года и 24.08. 1978 года. В состав военно-морского флота они были приняты 30.12.1975 года, 27.12.1976 года и 31.12.1978 года.

Все субмарины вошли в состав тридцать третьей дивизии подводных лодок Советского флота и базировались в губе Западная Лица. К-371, -387, -467 и -495 в 1982 году передали в состав шестой дивизии подлодок. В 1985 году подводные лодки были перебазированы в губу Ягельная и вошли в состав двадцать четвертой дивизии подлодок. В период с 1989 по 1993 год атомные подводные лодки зачислили в семнадцатую дивизию подлодок и передислоцировались в г. Гремиха на Иокангский рейд.

В 93-95 годах все суда проекта 671РТ вывели из состава флота и передали для утилизации.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector