4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Проект 38 — лидеры эскадренных миноносцев типа «Минск»

Боевое применение Проект 38 — лидеры эскадренных миноносцев типа «Минск»

Корпус корабля отличался от лидеров проекта 1 более полными обводами кормы, которая стала транцевой и наличием обычных кронштейнов гребных валов, что уменьшило проявление кавитации гребных винтов, а также усиленным подкреплением корпусных связей. Носовая надстройка стала чуть выше. Претерпели некоторые изменения носовой мостик, ростры вокруг второй и и первой дымовых труб, а так же кормовая надстройка. Убрали стрелу для гидросамолёта, так же была отменена и возможность его размещения на корабле. Корпуса лидеров «Киев» и «Тифлис» предварительно собирались в Николаеве с последующей разборкой на транспортные секции для перевозки по железной дороге на Дальний Восток для усиления Тихоокеанского флота новыми надводными кораблями и достраивались на новом Амурском судостроительном заводе.

Якорное устройство включало два становых якоря системы Холла, один стоп-анкер, якорные цепи и шпили. Шпили были паровыми, двухцилиндровыми, сдвоенными, горизонтального типа и обеспечивали скорость выбирания якорной цепи 12 — 15 м/мин.

Паровая рулевая машина размещалась в румпельном отделении, а три штурвала — на мостиках и в боевой рубке. Рулевой гидравлический привод системы Дэвиса управлял одним полубалансирным рулём площадью 9,6 м2, установленным позади среднего винта. Время перекладки руля от 0° до 250° на полном ходу составляло 16 секунд.

Спасательные средства включали 1 моторный катер, 1 моторный бот, 3 шестивёсельных яла, спа­са­тель­ные круг­и.

Силовая установка механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА мощностью по 22 000 л. с. каждая, расположенных две турбины побортно в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин (высокого и низкого давления) и одноступенчатой трехопорной зубчатой передачи. Носовые турбины передавали вращение через бортовые валы, а кормовая турбина через средний валопровод на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с односторонним расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Параметры пара за пароперегревателем составляли: температура 335°С, давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагрева котла равнялась 1582 м2, а паропроизводительность до 135 т/час. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас мазута нормальный составлял 210 тонн, а полный запас — 600 тонн. Полная скорость корабля составляла 40 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 26 узлов составляла 2900 миль.

Электроэнергетическая система постоянного тока 110 В, получала питание от двух турбо-генераторов мощностью по 50 кВт каждый и два резервных дизель-генератора мощностью по 30 кВт с распределительными станциями.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 5 одноствольных 130-мм артустановок Б-13 с длинной ствола 50 калибров, расположенных две на баке, одна за носовой надстройкой и две в корме. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (200 в перегруз), разме­щался в пяти артпогребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи, а заряжение орудий осуществлялось вручную. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки, в зависимости от угла возвышения, составляло 6-10 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 27,5 км. Масса орудия со станком и щитом составляла 12,8 тонны. Управление артогнём осуществлялось ПУАО «Мина», который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом и кормовом командно-дальномерных постах (КДП-4).
  2. Из 2 одноствольных 76-мм зенитных орудий 34-К с длинной ствола 55 калибров, расположенных побортно на крыше кормовой надстройки. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +85°, а углы горизонтального обстрела обоих установок — от 20° до 180° на оба борта. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте — 9 км. Боезапас по норме составлял 350 выстрелов на орудие, в перегруз брали 846 выстрелов(по вместимости погребов). Масса орудия составляла 4,872 тонны.
  3. Из 2 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длинной ствола 46 калибров, расположенных побортно на палубе нижнего яруса носовой надстройки и обеспечивали обстрел воздушных целей с носовых курсовых углов. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоял из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте — 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг.
  4. Из 4 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДК-32, расположенных два побортно на командном мостике и два на вторых (шлюпочных) рострах. Режим огня — только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3 км, а потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, амортизатор отката на станке, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки — нет данных.
  5. Из 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) Н-7, расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС «Мина». ТА палубные поворотные с углами разворота от 30° до 90° на оба борта. Торпедные аппараты комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой «Мина», который обеспечивал последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором — 6°/с, вручную — 2°/с. ПУТС «Мина» позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Установка глубины и режима хода торпеды производилась с казенной части ТА командиром отделения торпедистов. Торпеда 53-38 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,615 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 44,5 узлов (4 км), 34,5 узла (8 км) и 30,5 узла (10 км). Боезапас состоял из 16 торпед, из них 8 в погребе, а остальные в ТА.
  6. Из 84 якорных мин образца 1926 года. Мина ударно-механическая с сфероцилиндрической формой корпуса из листового оцинкованного железа имела габариты 1840х900х1000 мм. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 254 кг взрывчатого вещества, время прихода в боевое положение от 15 до 25 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 130 метров, наименьшее 18 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6,1 метра, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 41 метра при наибольшей скорости хода при постановке мин в 24 узла и наибольшей высоте борта 4,6 метра. Задержка взрыва при срабатывании мины составляла 0,05 секунды.
  7. Из 2 параван-охранителей типа К-1, установленных в носовой части. Предназначались для противоминной защиты корабля, на скоростях от 14 до 22 узлов. Охранители подсекали якорные мины в полосе 70 метров(по 35 м с каждого борта).
  8. Из 2 бомбосбрасывателей для 20 глубинных бомб ББ-1, расположенных у кормового среза вехней палубы. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
Читать еще:  Новости МиГ-15 - фронтовой истребитель

Система управления огнем главного калибра «Мина» включала:

  • Прибор управления артиллерийским огнём главного калибра (ПУАО) «Мина» состоящего:
    • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра ЦАС-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с дальномерных постов данных вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
  • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса «Курс», к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
  • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномеров двух командно-дальномерных постов КДП-4 и ночных визиров центральной наводки ВМЦ-2.

Система «Мина» позволяла вести огонь артиллерии главного калибра, а также по временно скрывающейся морской цели.

На лидерах проекта устанавливались гирокомпас «Курс», шумопеленгатор «Посейдон», 3 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2 и 12 дымовых шашек МДШ.

Гирокомпас типа «Курс» двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас «Новый Аншютц», созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

Читать еще:  Ручная пищаль (первая четверть XVII в.)

ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели «на стопе» по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество — мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 — 60 метров.

Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной — в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Морская дымовая шашка МДШ, принята на вооружение в 1935 году. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились корабли «Минск» на заводе №190 в г. Ленинграде, а «Киев»(Ордженикидзе/Баку) и «Тифлис»(Тбилиси) на заводе «Андрэ Марти» №198 в г. Николаеве с последующей сборкой секций на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре.

Головной «Минск» вступил в строй Балтийского флота 10 ноября 1938 года.

Тактико-технические данные лидеров проекта 38

Лидеры эскадренных миноносцев типа «Минск» проекта 38

  • 5 (5×1) — 130-мм/50 орудий Б-13;
  • 3 (3×1) — 76-мм/52 орудия 34К;
  • 2 (2×1) — 45-мм/43 орудия 21К;
  • 6 — 12,7-мм пулеметов.
  • 8 (2×4) — 533-мм ТА;
  • 2 бомбосбрасывателя;
  • 76 мин.

«Минск», «Серго Орджоникидзе», «Тбилиси»

Содержание

Общие сведения

Проект лидеров эсминцев №38 создавался как улучшенный вариант Проекта 1, необходимость доработки которого выявилась в ходе испытаний головного корабля серии «Ленинград». Всего по проекту 38 было построено три корабля, причем два из них, заложенные на стапелях Николаевского завода, были собраны на заводе №199 [1] . Лидеры вступили в строй в 1938 — 1940 годах и проходили службу в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. Были исключены из списков флота в период с 1958 по 1964 годы.

История создания

Проектирование

Еще в ходе разработки проекта лидера пр.1 специалисты НТКМ , опираясь на зарубежный опыт, высказали предложение переработать проект и отказаться от острых обводов кормы в пользу более традиционных полных. Чтобы не растягивать сроки строительства, было принято решение построить три корабля по проекту 1, а затем перейти на новые обводы при разработке проекта для постройки лидеров 2-й серии. Ходовые испытания построенного по первоначальному проекту лидера эсминцев «Ленинград» подтвердили необходимость внесения изменений в проект — оптимизированные для достижения высоких скоростей острые обводы кормовой части способствовали возникновению дифферента на корму в режиме полного хода.

Улучшенный проект в 1935 году получил индекс 38. Его разработкой, как и разработкой проекта 1, занималось конструкторское бюро ЦКБС-1. В проекте 38 были применены более традиционные обводы кормовой части, сама корма стала транцевой, выкружки, через которые выводились наружу гребные валы, заменили на кронштейны, несколько изменилась архитектура надстроек.

Постройка и испытания

Первоначально программа строительства лидеров 2-й серии предполагала закладку пяти кораблей, но учитывая начавшиеся переговоры о проектировании кораблей того-же класса с итальянскими судостроителями, а так же нехватку стали, от строительства двух кораблей отказались.

Головной лидер проекта 38 «Минск» был заложен 5 октября 1934 на стапели завода №190 сразу после спуска на воду «Ленинграда». Его строительство началось по проекту 1, но дальнейшая достройка велась согласно проекту 38. Корабль был спущен на воду 6 ноября 1936 года, работы по достройке лидера на плаву продолжались до весны 1938 года.

Постройка двух других лидеров 2-й серии («Киев» и «Тифлис») началась на верфи николаевского завода им. А Марти 15 января 1935 года. Так как эти два корабля предназначались для усиления Тихоокеанского флота, на заводе в Николаеве производилась сборка корпусов, после чего они разбирались на секции для перевозки на Дальний Восток. Доставленные по железной дороге до станции, расположенной недалеко от Хабаровска, 10-ти тонные секции и отдельные агрегаты перегружались на баржи и транспортировались на Амурский судостроительный завод [1] для дальнейшей сборки. Головной лидер «Киев» был перезаложен в марте, а «Тифлис» в августе 1936 года, корабли получили заводские номера С-267 и С-268 соответственно. В силу того, что доки предназначались для строительства подводных лодок, кораблестроители вынуждены были применить нестандартное решение — корма строящихся кораблей выступала за ворота дока, находясь в вывешенном положении над бетонированной частью наливного бассейна.

Читать еще:  Боевое применение СУ-122 (У-35) - 122-мм штурмовая гаубица

Не смотря на применение принципиально новой технологии сборки корпуса на горизонтальных стапелях с монтажом механизмов и валопроводов в наливных доках, призванной сократить сроки постройки лидеров, стапельный период постройки несколько увеличился.

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 1 / проекта 38

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Лидеры эскадренных миноносцев типов “Ленинград” (пр.1) и “Минск” (пр.38) – 6 единиц

проект 1:
“Ленинград” (5.11.1932/18.11.1933/5.12.1936 – затоплен в мае 1963 г.)
“Москва” (29.10.1932/30.10.1934/7.10.1938 – погиб 26.6.1941)
“Харьков” (5.11.1932/18.11.1933/5.12.1936 – погиб 6.10.1943)

проект 38:
“Минск” (5.10.1934/6.11.1935/10.11.1938 – исключен 3.4.1958)
“Баку” (б. “Орджоникидзе”, б. “Киев”; 15.1.1935/25.7.1938/27.12.1939 – исключен 30.7.1963)
“Тбилиси” (б. “Тифлис”; 15.1.1935/24.9.1939/11.12.1940 – исключен 31.1.1964)

2032/2582 (пр.1) или 1952/2597 (пр.38); 122/127,5×11,7×4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 66000 л.с; 40 уз.; 613 т нефти; 2100 (20) миль. Эк. 250 чел. 5×1 – 130-мм/50, 2×1 (3×1 на “Тбилиси”) – 76-мм/55, 2×1 – 45-мм/46, 4×1 – 12,7-мм пул., 2×4 – 533-мм ТА, 12 ГБ, 67-76 мин

Первые боевые корабли, спроектированные и построенные в СССР после длительного перерыва, вызванного революцией и гражданской войной. Задание на проектирование первого советского лидера было утверждено 1.11.1928 (предварительные работы велись с 1925 г.). Им предусматривалось создание крупного корабля, по вооружению и скорости превосходящего как имевшиеся в составе совет. флота “новики”, так и большинство зарубежных ЭМ. Эскизный проект 1 утвержден в феврале 1930 г., и в конце 1932 г. по нему начали строительство 2 ед. для ЧФ и 1 для БФ. Корпуса лидеров пр.1 отличались значительным удлинением, острыми образованиями кормы, а также отсутствием кронштейнов гребных валов – их заменяли так называемые “штаны”. Трехвальная ЭУ располагалась эшелонно в пяти отсеках. Это предопределило характерный силуэт с двумя широко разнесенными фубами и высокой носовой надстройкой. Лидеры получили на вооружение новые 130-мм/50 орудия Б-13 (вес снаряда 33,5 кг, дальность стрельбы 25 740 м), но их длительная доводка задержала ввод в строй кораблей. К тому же, среднее орудие размешалось неудачно и имело ограниченные сектора стрельбы. СУО – итальянская, системы “Галилео”. ТА калибра 533 мм применялись в отечественном флоте впервые. Первоначальным проектом предусматривалось размещение на кораблях гидросамолета, но позже от него отказались. На испытаниях все корабли существенно превысили проектную скорость. “Ленинград” показал 43 уз. при водоизмещении 2225 т и мощности 67250 л.с.; “Москва” – 43,57 уз. при 2330 т и 77 725 л.с. Однако была выявлена недостаточная прочность корпуса, валкость и плохая управляемость на малых ходах. В итоге, после формальной сдачи флоту “Ленинград” еще 2 года провел у достроечной стенки для устранения дефектов. Следующие 3 ед. (“Минск”, “Киев” и “Тифлис”) строились по улучшенному пр.38. Основные отличия заключались в более полных обводах кормы и применении обычных кронштейнов гребных валов. По скорости они уступали предшественникам, показав на испытаниях 40-40,7 уз. “Киев” при спуске на воду был переименован в “Орджоникидзе”, 27.12.1939 – в “Серго Орджоникидзе”, 25.9.1940 – в “Баку”. “Тифлис” в 1939 г. переименован в “Тбилиси” (в связи с соответствующим изменением названия города). К началу Великой Отечественной войны “Ленинград” и “Минск” входили в состав КБФ, “Москва” и “Харьков” – в состав ЧФ, “Баку” и “Тбилиси” – в состав ТОФ, но “Баку” в 1942 г. в составе “ЭОН-18″* перешел на СФ. Со всех кораблей, кроме погибшей “Москвы”, 45-мм пушки были сняты к середине 1942 г. На “Ленинград” в начале 1942 г. установили 1×2 76-мм/55 установку 81-К (снятую с ЛК “Марат”), 4×1 37-мм/67 автомата 70-К и 1×2 37-мм/83 герм, полуавтомат С/30 (по всей видимости, снятый с KPT “Петропавловск”), но в 1944 г. последний заменили на 2×1 автомата 70-К. На “Харьков” к середине 1942 г. установлено 6×1 37-мм/67 автоматов и 4×2 12,7-мм пул.; к моменту гибели на нем имелось 8×1 37-мм/67 автоматов, 4×2 12,7-мм пулемета “Браунинг” и 4×1 ДШК. По прибытии на СФ на “Баку” установлено 6×1 37-мм автоматов и 4×2 12,7-мм пул. “Кольт-Браунинг”; к 1944 г. число 37-мм довели до 11, а 12,7-мм пул. – уменьшили до 4. На “Минске” и “Тбилиси” в 1945 г. имелось по 8×1 37-мм/67 автоматов и 6 12,7-мм пул.

“Москва” погиб 26.6.1941 на румын. минах у Констанцы.
“Харьков” потоплен 6.10.1943 герм. авиацией юж. Ялты. “Минск” 23.9.1941 потоплен герм, авиацией в Кронштадте; поднят в августе 1942 г.; 5.11.1942 вновь введен в строй.

* Экспедиция особого назначения, следовавшая Северным морским путем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector