3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Проект 12150 «Мангуст» — скоростные патрульные катера

Усиление морских черноморских рубежей: сторожевик проекта 12150 «Мангуст»

Абхазский морпорт Очамчиры принял два российских сторожевика типа «Мангуст», которые прибыли, согласно международных договоренностей, на усиление пограничной морской группы, которая осуществляет охрану черноморских рубежей республики. Встреча кораблей началась с торжественной церемонии. Два сторожевика серии «Мангуст» теперь пришвартованы в порту Очамчиры. Ожидают в скором времени прибытия корабля проекта «Соболь», который дополнит российскую пограничную группировку, насчитывающую в данное время 8 кораблей. «Соболь» станет последним судном и полностью укомплектует российских морских пограничников.
Данные сторожевики – современные корабли, способные быстро маневрировать и развивать скорость до 90 км/ч. Они имеют на борту современное скорострельное вооружение и оборудование.

Усиление корабельной группировки завершено и в городе Сочи – корабли призваны обеспечивать безопасность будущих олимпийских игр. Кроме кораблей серии «Мангуст», в мероприятиях будут задействованы корабли серий «Соболь» и «Охотник». Так, самым крупным сторожевым кораблем сочинской группировки стал корабль класса «Охотник» — сторожевой корабль с вертолетами на борту, вооруженный современным вооружением и оборудованием.

Корабль проекта 12150 «Мангуст»
Сторожевой патрульный катер класса «Мангуст» разработан санкт-петербургским ЦМКБ «Алмаз» специально для Федеральных пограничников РФ. Производством сторожевиков занимает Рыбинский завод «Вымпел», который может создавать для пограничников около 5-ти катеров данного класса в год. При острой необходимости эта цифра может быть увеличена почти вдвое. Таких катеров не производят больше нигде в мире. Эти катера, если сравнивать их с аналогичными зарубежными кораблями, не уступают им по своим характеристикам. Основной задачей сторожевиков «Мангуст» является осуществление патрулирования российских территориальных вод, охраны морской государственной границы, выполнение функций таможенной службы, охрана морских ресурсов, борьба с незаконным выловом рыбы, контрабандой и морской нелегальной транспортировкой.

Устройство катера класса «Мангуст»
Корпус пограничного катера изготовлен из алюминиевых сплавов с примесями магния. Внешние обводы корабля придают ему форму глубокого «V», которая обеспечивает катеру возможность набора большой скорости до 50 узлов. Корпус катера поделен на 6 отсеков, и при затоплении одного из них он сможет продолжить движение и выполнять поставленные задачи. Подводная часть катера получила электрохимическую протекторную защиту, поверх которой нанесен слой антикоррозийного покрытия – краска и грунт от фирмы «Хемпелс».

Силовая катера состоит из двух дизельных двигателей М470 «Звезда» общей максимальной мощностью 2.6 тысячи кВт с приводами «ACD-14». Для обеспечения подачи бортовой электроэнергии катер оснастили дизельным генератором имеющим мощность 16 кВт и аккумуляторными батареями 12-24 В. Кроме того, катер получил комплекс интерцепторов, которые будет обеспечивать сохранение им высокой скорости и ходовой при волнении моря до 4-х баллов.

Оборудование катера – современный комплекс навигации и связи, обеспечивающий современный уровень безопасного кораблевождения. Он состоит из радиолокационной станции, электронного прокладчика, гирокомпаса, магнитного компаса, системы спутниковой связи, лага, эхолота, УКВ радиостанций и аварийного радиобуя от системы «КОСПАС-САРСАТ». По требованию возможна установка на борт катера КВ радиостанции.

Вооружение
Сторожевой катер класса «Мангуст» может нести различное вооружение, в зависимости от решаемых задач или по требованию заказчика его устанавливают еще на заводе. Стандартный вариант оснащения «Мангуста» вооружением:
— 14.5 мм тумбовая стационарная пулеметная установка;
— один-два пулемета калибра 7.62 мм;
— ПЗРК «Игла»;
— гранатомет противодиверсионного типа «ДП-64»;
— гранатомет АГС-17.
Кроме пулеметов, заказчику сразу предлагают установить ракетный комплекс «Вихрь». Он обладает возможностью лазерного наведения и дальностью применения ракет до 10-ти километров. Из дополнительного оборудования, можно отметить наличие надувной лодки, имеющей жесткий корпус и собственный мотор и стрелу для принятия/отдачи грузов весом до 140 килограмм.

Основные характеристики:
— водоизмещение норма/макс -23.6/30 тонн;
— длина – 18.7 метров;
— ширина – 4.4 метра;
— осадка – 1.1 метра;
— скорость эконом/макс – 35/71 км/ч;
— автономность плавания до 2 суток;

Модификации катера
— проект 12150 – базовый вариант катера класса «Мангуст»;
— проект 12150В – катер с предустановленным ракетно-артиллерийским комплексом «Вихрь» — пусковая ракет и 30 мм скорострельное орудие. Боезапас – 4 ракетных выстрела и 500 боеприпасов для орудия;
— проект 12159М – специальная модификация катера для МЧС России. Основное предназначение – выполнение поисковых и спасательных работ. Основное оборудование аварийно-спасательного назначения. Производится серийно, первый катер уже сошел со стапелей.

Читать еще:  Файлы 2С23 «Нона-СВК» - 120-мм самоходное орудие

Патрульные катера проекта 12150

Универсальный боевой модуль с дистанционным управлением «БДМ «Управа-Корд» или 14,5 мм МТПУ.

Содержание

История создания

Проектированием катеров проекта 12150 «Мангуст» занималось центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Проект 12150 получил свой индекс в конце еще 90-х годов. С 2000 года строительство катеров начато на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».
Применяются в основном Пограничной службой ФСБ России (8 катеров: четыре из них используются в Чёрном море, два в Каспийском море, один в Азовском море и один в Балтийском море) и МЧС России (7 катеров в поисково-спасательной модификации (проект 12150М).

Имеются заказы ещё на несколько катеров этого проекта.

  • В 2009 году ОАО «Вымпел» сдало 5 катеров для ФСБ РФ (ЧФ и БФ).
  • На 2010 год — заказ 5 катеров.
  • На 2011 и 2012 годы — 8 и 12 соответственно.
  • В августе 2012 года два патрульных катера «Мангуст» были доставлены во Владивосток. Одной из первых задач для них станет обеспечение безопасности во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке.
  • 5-го сентября 2013-го спущен на воду обновлённый катер проекта 12150 «Мангуст». Как сообщает пресс-служба судостроительного завода «Вымпел», это второй катер серии, построенный для ВМФ РФ в 2013 году. Обновление проекта проводилось специалистами предприятия совместно с ЦМКБ «Алмаз». Была изменена внутренняя компоновка корабля, увеличена надстройка, установлена удалённо управляемая пулемётная установка. Результатом обновления стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также условий проживания экипажа.

В общей сложности выпущено 75 скоростных патрульных катеров «Мангуст» проекта 12150.

Описание конструкции

На этапе создания проекта использовались самые передовые на то время технологии строительства малотоннажных скоростных судов прибережной морской зоны. Так корпуса катеров проекта 12150 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, который легче обычных алюминиевых конструкций, но при этом отличается высокой прочностью. Основной конструктивной особенностью корпусов данного типа является их «V»-образная форма, характерная для глиссирующих плавсредств. За счёт использования подобной формы корпуса во время движения катера создается идеальное гидродинамическое сопротивление, способствующее резкому увеличению скоростных характеристик. Внутри корпус катера разделен на 6 отсеков, расположение и конструкция которых обеспечивают судну высокую живучесть, благодаря этому при затоплении 1-2 отсеков судно остается на плаву. Во многом благодаря именно такой конструкции патрульный катер проекта 12150 принято считать непотопляемым. Днище корпуса покрыто слоем электрохимической защиты, которая вместе с антикоррозийным покрытием гарантирует минимальный износ днища корабля во время эксплуатации.
Корпус катера оборудован дополнительными интерцепторами, механизмами, призванными снизить подъемную силу V-образного корпуса на большой волне. Такая конструкция позволяет действовать кораблю в штормовом море при волнении до 4 баллов включительно. Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М, а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 фирмы «MTU» мощностью 1120 кВт (1502 л.с.) при 2450 об/мин. В 2015 году была произведена замена главных двигателей MTU (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470МК, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезды». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы. Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Вооружение

Патрульный катер проекта 12150 типа «Мангуст» имеет уникальные эксплуатационные характеристики для кораблей своего класса. Задача конструкторов питерского КБ «Алмаз» заключалась в том, чтобы создать мощный, скоростной корабль небольших размеров. Новый катер должен был иметь большую дальность плавания, экономичность и высокий эксплуатационный ресурс. Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.

Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.

Катер может развивать максимальную скорость до 50 узлов и находиться в море до 2 суток. Рыбинские корабелы вместе с конструкторами ЦКБ «Алмаз» сумели создать три модификации патрульных катеров типа «Мангуст».

Модернизации и переоборудования

Самый основной заказ на строительство патрульных катеров в боевом варианте для нужд Пограничной службы. Далее появилась модификация судна с усиленным вооружением. На катерах проекта 12150В установили ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь», в комплект которого входят ракетная установка и автоматическое 30-мм орудие. Комплекс может осуществлять лазерное целеуказание. Дальность стрельбы ракетным оружием составляет 10 км. Следом за боевыми модификациями со стапелей Рыбинского ССЗ сошли катера проекта 12150М. Эти суда созданы для нужд спасателей службы МЧС России. Именно эти катера призваны вести спасательные и поисковые работы в зоне стихийных бедствий, при кораблекрушениях и авариях на море. Начиная с 2000 года, всего построено и введено в строй 75 судов этого проекта. Основная серия патрульных катеров – это суда, строящиеся по контракту для Федеральной Службы Безопасности России. Большая часть судов первой серии отправлена служить на Черное море. Место базирования на сегодняшний день военно-морская база Балаклава. Суда, которые стали поступать в строй, начиная с 2018 года, отправляются на Дальний Восток для несения Пограничной службы на острове Сахалин.

Читать еще:  Боевое применение Проект 1134 "Беркут" - большие противолодочные корабли

Часть судов передана Пограничной службе ФСБ России на Каспийском море для управлений ФСБ в Астраханской области и в Республике Дагестан.

  • 12150М — многоцелевой, поисково-спасательный;
  • 12150А — патрульный/противодиверсионный для ВМФ;
  • 12150В — малый ракетный катер;
  • 12151 — без вооружения.

Патрульный катер «Мангуст»

Патрульные катера предназначены для охраны прибрежной акватории. Такие корабли могут выпускаться для внутренних вод — рек и озер. В этом случае акцент делается на борьбе с браконьерами силами внутренних дел. Также такие лодки могут проводить поисково-спасательные операции.

Патрульный катер для морской акватории предназначен для охраны границ и прибрежных вод от нарушителей и контрабанды. Преимущество таких лодок — скорость и маневренность, что позволяет эффективно проводить операции по перехвату.

«Мангуст» 12150 — современный глиссирующий катер, состоящий на вооружении Пограничной службы РФ. Тактико-технические и ходовые свойства позволяют применять его как в патрулировании границ, так и в спасательных операциях.

История создания

Проект современного патрульного катера разрабатывался во второй половине 1990-х годов. Разработкой занималось конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Проект изначально ориентировался на нужды пограничной службы, а также применение в МЧС и силовых государственных структур. Основная цель заключалась в замене катера «Восток», технические характеристики которого начали устаревать.

Серийное производство нового корабля началось в 2000 году на судостроительном заводе Рыбинска «Вымпел». Первые образцы поступили на службу в Пограничные войска, после чего выпускались модификации и для других ведомств.

В 2013 году патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» были модифицированы по заказу ВМФ РФ. Лодка получила увеличенную надстройку и видоизмененную компоновку внутренних помещений. Была добавлена и пулеметная установка с возможностью дистанционного управления. В итоге новая версия улучшила все характеристики базовой модели.

С учетом разработок под различные ведомства имеется несколько модификаций данного судна:

  • 12150М — многоцелевой поисково-спасательный корабль;
  • 12150А — патрульное судно против диверсий для ВМФ России;
  • 12150В — катер с ракетным вооружением на борту;
  • 12151 — лодка без собственного вооружения, разработана для МЧС.

Катера серии «Мангуст» продолжают использоваться силовыми ведомствами и пограничными службами. Это обусловлено хорошими техническими характеристиками, улучшенными с последней доработкой проекта в 2013 году, а также универсальностью судна.

Основное предназначение кораблей

«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.

Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.

Особенности конструкции

Основа конструкции лодки «Мангуст» — V-образная форма, выполненная внешними обводами. Данный вариант считается стандартным для всех глиссирующих катеров, поскольку обеспечивает оптимальные ходовые качества и гидродинамическое сопротивление для более плавного движения.

В конструкции учитывается и безопасность корабля при волнении на море. Для этого имеются боковые интерцепторы, позволяющие сохранять устойчивость лодок с V-образной формой. Благодаря такой конструкции судно может развивать максимальную скорость при волнении в два балла. На низкой скорости оно может идти и при четырех баллах.

Корпус катера

Корпус катера выполнен из современного сплава алюминия с магнием, что делает конструкцию легче и прочнее. V-образная форма в сочетании с хорошей обтекаемостью обеспечивает оптимальное глиссирование, высокую скорость и маневренность судна. Именно данные качества делают его востребованным в патрулировании и спецоперациях.

Двигатель

Энергетическая установка «Мангуста» состоит из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА). Изначально в строительстве применялись отечественные дизельные двигатели М470М на 12 цилиндров. Позже их заменили на четырехтактные немецкие установки 10V 2000 M93 на 10 цилиндров. Однако с 2015 года в ходе программы импортозамещения вернулись отечественные двигатели М470МК.

Читать еще:  Новости Солдатская фузея обр. 1715 г.

Новая установка производится машиностроительным предприятием «Звезда», также имеет 12 цилиндров, оснащена воздушным компрессором. Суммарная мощность двух таких двигателей — 2600 л. с. Благодаря данному показателю, судно способно развивать скорость до 50 узлов, примерно 92 км/ч. Наиболее экономичный расход топлива зафиксирован на скорости в 36 узлов (67 км/ч).

Бортовая электроника

Бортовая электроника судна представлена тремя направлениями: навигационное оборудование, средства связи и наблюдения. К первому относят:

  • комплект интегрированной навигационной системы;
  • магнитный компас «Азимут» 90-1;
  • гирокомпас PGM-C-009.

Средства наблюдения и связи представлены следующим оборудованием:

  • станция спутниковой связи Inmarsat Sailor 500 Fleet Broadband;
  • ПВ/КВ радиоустановка с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ) и телексом Sailor 6300;
  • ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция с ЦИВ Sailor 6222;
  • спутниковая станция Inmarsat-С Sailor 6110 mini-C;
  • приемник NAVTEX NX-700A;
  • аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ TRON 40S;
  • два радиолокационных ответчика TRON SART;
  • три переносных УКВ-радиостанции SP3520;
  • средства внутрикорабельной связи и трансляции.

Работа электронного оборудования обеспечивается дополнительным дизельным генератором на 16 кВт. Данная установка вырабатывает переменный трехфазный ток для питания всей бортовой сети с напряжением в 220 В и частотой 50 Гц. Дополнительно имеются аккумуляторы с напряжением 12/24 В.

Днище корабля

Как и корпус, днище лодки выполнено из современных сплавов. Снаружи предусмотрена двухслойная защита из протекторного электрохимического и лакокрасочного покрытия. Использовано специальное антикоррозийное нанесение. Данная технология обеспечивает не только лучшее скольжение, но и значительно снижает износ корпуса и днища лодки в процессе эксплуатации.

6 отсеков

Внутренняя компоновка судна делит его на 6 отсеков. Их расположение позволяет комфортно размещать 6 членов экипажа — имеются две одноместные каюты, кубрик, кают-компания, совмещенная с камбузом. Машинное отделение расположено в задней части катера. Вся компоновка продумана таким образом, что при затоплении одного-двух отсеков корабль может оставаться на плаву.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики патрульного катера «Мангуст» значительно улучшили показатели кораблей «Восток» и остаются востребованными до сих пор. Судно отличается хорошими ходовыми качествами, приспособлено для работы в море при волнениях до 4 баллов. Это делает корабль универсальным для применения в любых операциях во внутренних и приграничных водах.

Водоизмещение

Полное водоизмещение катера «Мангуст» с загрузкой топливом, питьевой водой и другими материалами — 28,7 т. Стандартное водоизмещение полностью укомплектованного судна вместе с экипажем — 27,2 т.

Длина корпуса

Габариты катера имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 19,45 м;
  • ширина — 4,4 м;
  • высота на миделе — 2,2 м.

Данные ТТХ делают судно достаточно компактным и вместе с тем комфортным. Размер экипажа рассчитан на 3-6 человек.

Осадка судна

Средняя осадка катера — 0,89 м при полном водоизмещении. Максимальная по ТТХ — 1,16 м. Это делает лодку удобной и для патрулирования внутренних вод, включая небольшие речки.

Максимальная скорость

Патрульный катер Мангуст способен развивать скорость до 50 узлов при волнениях на море не больше двух баллов. Оптимальное значение для расхода топлива — 36 узлов. На данной скорости судно может покрывать дистанцию в 410 миль. Автономность плавания — до двух суток.

Штатное вооружение

Вооружение катера «Мангуст» отличается в зависимости от применения и поставленных задач. Стандарт предусматривает наличие универсального боевого модуля с дистанционным управлением «БДМ — «Управа-Корд». Также имеется морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) 14,5 мм. Она размещается на корме, может вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Дальность поражения — 2 км, высота — 1,5 км.

С учетом применения катера допускается установка сменного вооружения. К таковому относят:

  • модернизированный бронетранспортерный пулемет Калашникова (ПКМБ) с калибром в 12,7 мм;
  • автоматический гранатомет АГС калибром 30 мм;
  • ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.

Вооружение может устанавливаться в одном-двух экземплярах каждое. По необходимости судно оборудуется переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла», что делает его полноценной боевой единицей в масштабных операциях.

Достоинства и недостатки

Ключевое преимущество патрульного катера «Мангуст» — его скорость и маневренность. Даже при легком волнении на море судно способно развивать значительную скорость, что делает его незаменимым в проведении спецопераций и перехватах.

К преимуществам корабля относят и его продуманную компоновку. Лодка уже считается непотопляемой благодаря своей плавучести в случае затопления двух отсеков. Сами отделения при этом достаточно комфортабельны для размещения всего экипажа.

Из недостатков стандартной комплектации судна выделяют слабость его вооружения. На серьезные боевые операции катер не рассчитан. Для этих целей на него устанавливают дополнительное вооружение. Однако отсутствие брони ограничивает возможности его применения, хотя и позволяет судну развивать высокую скорость.

Несмотря на это лодка остается востребованной для несения патрульной службы во внутренней и приграничной акватории страны. Модифицированные версии продолжают собираться, 5-6 новых катеров поступают на вооружение различных ведомств ежегодно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector