21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Проект 11437 — тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск»

Атомный тяжолый авианесущий крейсер проекта 11437 «Ульяновск»

Разработка атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» (заказ С-107), который должен был стать флагманом ВМФ, началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л. В. Белова (позже его сменил Ю. М. Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки проекта 1160. «Ульяновск» планировался как первый из четырех однотипных кораблей.

11 июня 1986 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало Черноморскому заводу заказ на постройку корабля проекта 11437, договор на строительство которого был заключен 30 декабря 1987 года. 4 октября 1988 года новый АТАВКР под названием «Ульяновск» был зачислен в списки ВМФ СССР. Его официальная закладка состоялась 25 ноября 1988 года на стапеле Черноморского судостроительного завода, сразу же после спуска на воду ТАВКР «Рига» (затем «Варяг»). При закладке стоимость строительства была определена в 800 миллионов рублей, а общая стоимость с вооружением и расходами на проектирование составляла колоссальную по тем временам сумму в два миллиарда советских рублей. Стапельный период определялся в 2,6 года, к созданию корабля было подключено около 600 заводов. В декабре 1995 года головной атомный авианосец «Ульяновск» должен был вступить в строй.

Тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» имел свободную от носа до кормы полетную палубу, трамплин для взлета самолетов, бортовые самолето подъемники и аэрофинишеры. Корпус корабля, выполненный в основном из броневой стали, на всем протяжении имел двойное дно. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее чем 20 % длины корабля. Надстройка («остров») насчитывала 13 ярусов и имела высоту 32 м. По общей архитектуре она повторяла надстройку проекта 11436 и устанавливалась на спонсоне. Четыре реактора с соответствующим оборудованием попарно размещались в одном отсеке побортно. Каждый из реакторных отсеков по диаметральной плоскости корабля делился на две части водонепроницаемой переборкой. В корму от этих отсеков находились два машинных отделения, в которых устанавливались четыре ГТЗА, из которых два носовых работали на наружные гребные валы, а два кормовых — на внутренние. Электростанции располагались в нос и в корму от отсеков главной энергетической установки. Для подачи авиационного боезапаса из погребов имелось 12 лифтов. Посадка самолетов должна была производиться на аэрофинишеры в кормовой части полетной палубы. ПКР «Гранит» размещались также как и на пр. 11346.

Всего корпус делился на 20 водонепроницаемых отсеков, переборки которых доводились до ангарной палубы, имелось также второе дно и две водонепроницаемые платформы. Шпация традиционно для Невского ПКБ была принята в 1 метр. В первом (таранном) отсеке — приборы гидроакустического комплекса (ГАК) в носовом бульбовом обтекателе, якорно — швартовное устройство, цепные ящики, балластные цистерны и мелкие кладовые. Во втором, жилом отсеке — кубрики личного состава, санитарно- бытовые помещения, цистерны. В третьем отсеке подпалубные пусковые установки (ПУ) комплекса «Гранит» и боевые посты. В четвертом и пятом жилых отсеках — каюты, кубрики, кладовые, отделения вспомогательных механизмов.

Шестой отсек — погреба авиабоезапаса, шахты подъемников, каюты. В седьмом отсеке — вспомогательные механизмы, боевые посты и каюты. Восьмой и девятый отсеки — жилые. В десятом отсеке — главный командный пост (ГКП), боевая информационно-управляющая система (БИУС), боевые посты, здесь же на шестой палубе выход на забортные трапы. Одиннадцатый отсек — вспомогательные котлы, носовая электростанция, ПЭЖ, коридор газоходов. Двенадцатый — реакторный отсек с надаппаратным помещением, затем идут носовой и кормовой турбинные отсеки (носовой эшелон на бортовые винты). Пятнадцатый отсек — кормовая электростанция, щитовые. Шестнадцатый отсек — цистерны авиатоплива, погреб авиабоезапаса, вспомогательные механизмы. Далее в двух отсеках — цистерны авиатоплива в отдельных емкостях. Далее идут кормовые — румпельный и дифферентный отсеки.

Вдоль левого борта предусмотрен сквозной проход от носа до кормы, с огнезащитными закрытиями, в боевых условиях проход рассекается, а в каждом водонепроницаемом отсеке имеется индивидуальная шахта схода.
Энергоустановка тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» была атомная, с 4 реакторами по 305 МВт и с 4 паровыми турбинами по 50000 л. с. Движители — 4 винта фиксированного шага диаметром 4,8 м при 300 оборотах. Скорость полного хода — 29,5 уз, экономического — 18 уз. На вспомогательных паровых котлах корабль мог дать ход в 10 узлов. Дальность плавания и мореходность неограниченная. Систем успокоения качки не предусматривалось (имелись лишь протяженные скуловые кили). Мощность электростанции 27000 кВт — 10 турбогенераторов по 1500 кВт, 8 дизель-генераторов по 1500 кВт. Запас авиатоплива — 5000 т.
Предполагалась отработанная на предыдущих ТАКР система организации: семь боевых частей, четыре службы и три команды: (БЧ-1 штурманская, БЧ-2 ракетно-артиллерийская, БЧ-3 минно-торпедная, БЧ-4 связи, БЧ-5 электромеханическая, БЧ-6 авиационная, БЧ-7 радиотехническая, службы — медицинская, химическая, живучести и снабжения, команды — управления, комендантская, боцманская).

Для вооружения тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» было предусмотрено 70 летательных аппаратов, в том числе самолетов Су-27К до 25 единиц, самолетов МиГ-29 до 20 единиц, самолетов ДРЛО Як-44 до 8 единиц, 15 противолодочных вертолетов КА-27ПЛО, 2 поисково- спасательных вертолета КА-27ПС. Угол трамплина — 14 градусов, его длина — 51 метр, ширина на сходе — 27 метров, посадочная полоса длиной 228 метров.
Ракетное вооружение тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» состояло из 12 ПКР оперативно-тактического назначения «Гранит» в подпалубных установках (с «мокрым» стартом), а также многоканальный ЗРК самообороны «Кинжал» (4 пакета по 6 ПУ) со 192 ЗУР вертикального пуска и 4 антенными постами К-12, сопряженными с ЗРАК «Кортик» через БИУС. Ракетно- артиллерийский комплекс самообороны «Кортик» состоял из 8 боевых модулей (256 ЗУР и 48000 патронов калибра 30 мм) и работал в режиме дострела прорвавшихся после «Кинжала» ракет или по мелким надводным целям (например, плавающие мины). Любопытно, что на «Туламашзаводе» успели изготовить 16 установок «Кортик», как раз на два авианосца, они пылились на складах фирмы и только недавно их стали устанавливать на экспортные корабли для Индии. Вместо «Кинжала» также прорабатывалась установка новейшего зенитного комплекса самообороны «Колчан» (или, иначе, «Полимент-Редут»), который, конечно же, никак не успевал ко времени сдачи корабля. Вместо «Кортика» мог быть установлен ЗРАК «Палаш» с более высокими характеристиками.

Противолодочное и противоторпедное вооружение тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» включало в себя ГАК «Звезда» с РКПТЗ «Удав» (боезапас — 60 РГБ), правда, со стапельных фотографий носовой части «Ульяновска» видно, что скорее всего, оставлен «Полином», как и на предыдущих четырех, только без буксируемой антенны.
Радиотехнические системы тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» включали в себя БИУС «Трон-Дипломант», при помощи которой системы ПРО были объединены в единый автоматизированный контур; авиационную БИУС, систему наведения истребителей «Газон», навигационный комплекс «Андромеда» (в 1,5 раза обеспечивший увеличение точности по сравнению с «Салгиром»), комплекс средств радиосвязи, систему космической связи «Центавр», комплекс обнаружения воздушных и надводных целей с системой обработки информации «Марс-Пассат», резервные РЛС общего обнаружения МР-650 «Подберезовик» и обнаружения низколетящих воздушных целей МР-350 «Подкат-М», РЛС управления полетами «Резистор К-4», навигационные РЛС «Волга», автоматизированный комплекс средств РЭБ ТК-146 «Созвездие-БР».
Разработка АППУ для тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» проводилась на базе освоенного в производстве оборудования реакторов КН-3, которые устанавливались на атомных крейсерах типа «Киров», только форсированного типа, с продленным до 12 лет ресурсом активной зоны за счет применения высокообогащенного урана. Работы выполнялись под руководством главного конструктора ОКБМ Ю. К. Панова, технический проект компоновки АППУ выполнялся под руководством А. В. Агеева, а рабочий проект (с 1987 г.) под руководством И. С. Вотинцева.

Читать еще:  Исторические сведения 2Б9 «Василёк» - 82-мм автоматический миномёт

Установка проектировалась с обеспечением новых повышенных требований по безопасности, к реализации намечались все самые современные технические решения (в том числе экранированный коллектор системы компенсации давления), полностью учитывающие опыт создания и эксплуатации установок- прототипов. АППУ типа КН-3 показала себя вполне безопасной и ремонтопригодной — так, на 800 заказе в 1985 г. вышел из строя один из насосов первого контура. Год корабль ходил с ограничением мощности, после чего на заводе насос был заменен в течение 10 суток. Отдельные ремонтные работы производились в системах компенсации давления, трубных систем парогенераторов и не приводили к отклонениям от нормы радиационной обстановки на кораблях (за пределами подблочного пространства АППУ).
Рабочий проект был согласован в 1988 г. со всеми заинтересованными предприятиями и началось изготовление необходимой оснастки и оборудования. С августа 1988 г. сотрудниками бюро компоновки было начато периодическое техническое обслуживание изготовления и монтажа реактора КН-3-43 на заводе-строителе. Корабельной АЭУ с такими характеристиками в мире до этого не было и нет до сих пор — при мощности турбоагрегатов около 300 МВт и мощности вспомогательных систем 27 МВт общая мощность составляла 810 МВт, что почти вдвое превышает таковую на американских авианосцах, паропроизводительность дошла бы в час до 900 тонн пара при его температуре в 475 градусов.

К моменту полного прекращения финансирования строительства в ноябре 1991 г. на заводе-строителе было завершено изготовление четырех баков железоводной защиты, блоков биологической защиты, секций ограждения, была начата сварка главных патрубков насосов первого контура.
Надводная бронированная защита погребов и ангара общей массой 1700 т была впервые внедрена на четвертом корабле «Баку» проекта 11434. Принятая система как бы зеркально отличалась от классического линкорного бронирования: защита имела взводную (экранную) переборку, за которой на расстоянии 3,5 м располагалась броня.
Для тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» промышленность предлагала как относительно готовые машины Су-33 (так с 1988 года стал называться Су-27К), МиГ-29К, Су-25, Ка-27, так и совершенно новый корабельный самолет радиолокационного дозора Як-44.
Боевой Единицей ПВО авианосца соединения должны были стать самолет Як-41 (после 1988 года получивший обозначение Як-141) и два самолета типа Су-33, патрулирующие на удалении 120—130 км от корабля базирования, на высотах от 4500 до 7500 метров, с общим временем патрулирования до 3 часов. При базировании самолетов Як-141 ими предполагалось управлять при помощи вертолета радиолокационного дозора и наведения Ка-252РЛД.

Для учебных целей предполагалось наличие самолетов МиГ-29Ку и Су-25УТГ. Авиагруппа «Ульяновска» должна была включать: 24 истребителя Су-27К, 24 истребителя МиГ-29К, 4 самолета РЛДН Як-44РЛД, 16 противолодочных вертолета Ка-27 и 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС.
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11437 «Ульяновск» оснащался двумя паровыми катапультами «Маяк», созданными на Пролетарском заводе, трамплином и 4 аэрофинишерами. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175х32х7,9 м. На полетную палубу ЛА поднимались при помощи 3 подъемников грузоподъемностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».
Строительство корабля шло интенсивными темпами: к средине 1991 года были установлены конструкции общей массой около 27000 т., а готовность доведена до 18,3 процентов.

1 ноября 1991 года АТАВКР «Ульяновск» был исключен из состава ВМФ, финансирование проекта прекратилось. Некоторое время завод на собственные средства вел монтаж и сборку, но в начале 1992 года, после распада СССР и Россия, и Украина окончательно отказались дальнейшего строительства авианосца. В соответствии с распоряжением № 69-Р от 4 февраля 1992 года, подписанного первым вице-премьером Украины К. Масиком, с 5 февраля 1992 года начата разделка корпусных конструкций АТАВКР «Ульяновск». Затраты на эти работы составили 80 процентов от трудоемкости уже сделанного.
К 29 октября 1992 года «нулевой» стапель был свободен — 107 заказ перестал существовать.

Основные характеристики тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск»:
Водоизмещение, т: полное — 79,758; стандартное — 62,580;
Длина, м: по ватерлинии — 302,6; наибольшая — 324,6;
Ширина, м: по ватерлинии — 39,5; наибольшая — 75,5;
Высота габаритная, м: 65,5;
Высота борта от основной плоскости до верхней палубы, м: на миделе — 27,5; в носу – 33;
Осадка, м: 10,7;
Двигатели: 4 ядерных реактора КН-3, 4 ППУ ОК-900;
Мощность, л. с.: 280000;
Движитель: 4;
Скорость хода, уз.: 30;
Дальность плавания, миль: не ограничена;
Автономность плавания, суток: 120;
Экипаж, чел.: 3800;
Ракетное вооружение: 16 х ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ЗРК «Кинжал»
Авиационная группа: 70 самолетов и вертолетов

Проект 11437 — тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск»

Проектные работы над первым полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой начались в 1973г. разработкой авианосца проекта 1153, который предполагал размещение самолетов запускаемых с помощью катапульты — истребителей Миг-23K и штурмовиков Су-25K. Водоизмещение корабля составляло 80000 тонн и размер авиагруппы — 70 самолетов.

Смерть министра обороны маршала Гречко, поддерживавшего этот проект и вступление на этот пост маршала Устинова, который не был его сторонником, повлекли за собой приостановку и отмену его реализации в 1983г.

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск» началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л.В.Белова (позже его сменил Ю.М.Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки авианосца проекта 1160. Предполагалось построить 4 корабля. 4 октября 1988 года головной «Ульяновск» (заводской №107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.

От предыдущих ТАВКР «Ульяновск» отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, трамплином (угол схода 14°) и двумя паровыми катапультами (длиной 90 м). Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Корпус разделялся на 20 водонепроницаемых отсеков. Надстройка («остров») размещалась по правому борту. Система бронирования включала коробчатую защиту погребов боезапаса и противоторпедную защиту. Энергетическая установка состояла из 4 турбин и 4 реакторов тепловой мощностью по 305 МВт. Предусматривались вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 уз. Источником электроэнергии служит генератор мощностью 27000 кВт. На борту могли базироваться до 70 самолётов и вертолётов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175x32x7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».

Вооружение корабля должно было состоять из 16 пусковых установок протикокорабельных ракет «Гранит», 4 установок ЗРК СМ-9, 8 пусковых установок «Кортик» (позже «Палаш»), 2 реактивных бомбомётов РБУ-12000, 8 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М. В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Трон-Дипломант», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Подберёзовик», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат-М», навигационный комплекс «Андромеда», система космической связи «Центавр», РЛС управления полетами «Резистор» и ситему наведения истребителей «Газон», станция РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

Читать еще:  Файлы С-25 "Беркут" - зенитно-ракетный комплекс

С появлением ТАКР «Ульяновск» отечественное кораблестроение выходило на мировой уровень. По боевой эффективности корабль мог бы быть вполне сопоставим с американскими авианосцами типа «Нимитц» и значительно превосходить французский «Шарль де Голль».

Был почти сформирован корпус корабля, но после прекращения финансирования он 1 ноября 1991 года был снят со строительства (при 20% технической готовности) и исключён из списков кораблей ВМФ. 5 февраля 1992 года по распоряжению президента Украины Кравчука началась разделка его корпуса на стапеле на металл (завершилась 29 октября). Пошёл на переплавку и металл для второго корабля.

Размерения
Водоизмещение: 85000 т
по др. данным: стандартное — 60000 т, полное — 79758 т
Длина: 323,7 м
по ватерлинии 302,6 м
Ширина: 39,5 м
Осадка: около 10,7 м
Длина лётной палубы: 323,7 м
Ширина лётной палубы: 75,5 м

Энергетическая установка
Тип: Ядерная энергетическая установка (4-е реактора, 4 паровых турбины)
Количество валов: 4
Мощность: около 240000 л.с.
Скорость, дальность плавания
Скорость: 30 узл.
Дальность плавания: н.д.
Автономность: н.д.

Вооружение
Около 80 (по др. данным 60-85) самолётов и вертолётов
(Су-27, Су-25, Ка-32, Як-44 (ДРЛО))
16 ПУ ПКРК «Гранит»
4 х 6 ПУ ЗРК СМ-9 (192 ракеты)
8 х 30-мм 6-ти ствольных зенитных установок АК-630М
8 установок комплекса «Кортик» (каждая с 2 х 30-мм орудиями и зенитными ракетами 3М-88, боекомплект 256 ракет, 48000 снарядов)
2 ПУ противолодочного и противоторпедного комплекса РПК-5/Удав-1 (60 ракет)
2 катапульты.

Прочие сведения
Команда: — Около 2300 чел. офицеров флота и матросов
— Около 1500 чел. лётно-технического состава.

Источник:
Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995. // Морская коллекция. — 1995. — №1.
Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев. / Под ред. А.Е.Тараса. — М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2002. — С. 344.
Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота. // Крылья над морем. — М.: «Мир авиации», «Техника-молодёжи», 1994. — С. 35-52.
Морин А.Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.
Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России. // Техника и вооружение. — 1998. — №5-6. — С. 10-17.
Никольский М.В. Современные авианосцы. — М.: «Астрель», АСТ, 2001. — С. 115-119.

Фильм МО СССР про ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», проект другой (11435), но посмотреть этот фильм стоит.

Боевое применение Проект 11437 — тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск»

ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «УЛЬЯНОВСК» ПРОЕКТА 11437. THE HEAVY NUCLEAR-POWERED AIRCRAFT-CARRYING CRUISER «ULYANOVSK» PROJECT 11437

ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «УЛЬЯНОВСК»
ПРОЕКТА 11437
THE HEAVY NUCLEAR-POWERED AIRCRAFT-CARRYING
CRUISER «ULYANOVSK» PROJECT 11437

Техническая документация по разработанному в СССР и не достроенному тяжелому атомному авианосцу «Ульяновск» будет использоваться при создании первого российского авианосца. Об этом сообщили ТАСС два источника в судостроительной отрасли.
«Технический проект, а также документация, по которой на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве велась в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века постройка «Ульяновска», будут использованы при создании нового авианосца», — сказал один из собеседников агентства. Он также сообщил, что будет учтен опыт практической эксплуатации авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в частности его боевого применения в Сирии.
В то же время источник отметил, что Военно-морской флот еще не выдал тактико-техническое задание (ТТЗ) на новый авианосец. «ВМФ продолжает работу над ТТЗ, она должна завершиться в 2020 году, после чего задание на проектирование поступит в Объединенную судостроительную корпорацию», — отметил собеседник.
Другой источник в отрасли подтвердил, что «при разработке нового авианосца можно использовать рабочую конструкторскую документацию по корпусу «Ульяновска», а также по его общекорабельным системам». По словам собеседника, «пока научно-исследовательские работы по кораблю не начаты, Невское ПКБ ведет отдельные работы в инициативном порядке».
В ВМФ России ранее заявляли, что планируют получить авианосец с атомной энергетической установкой к концу 2030 года. В Минобороны в свою очередь отмечали, что контракт на постройку авианосца может быть подписан к концу 2025 года.
ТАСС

ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «УЛЬЯНОВСК»
ПРОЕКТА 11437

Проектные работы над первым полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой начались в 1973 г. разработкой авианосца проекта 1153, который предполагал размещение самолетов запускаемых с помощью катапульты — истребителей Миг-23K и штурмовиков Су-25K. Водоизмещение корабля составляло 80000 тонн и размер авиагруппы — 70 самолетов.
Смерть министра обороны маршала Гречко, поддерживавшего этот проект и вступление на этот пост маршала Устинова, который не был его сторонником, повлекли за собой приостановку и отмену его реализации в 1983г.
В 1983 г. было получено разрешение Правительства на строительство второго ТАКР пр. 11435 с возможным его усовершенствованием с учетом сроков создания корабля и новых образцов вооружения по проработкам, выполненным НПКБ совместно с соисполнителями. После смерти Д. Ф. Устинова (1984 г.) НПКБ поручили начать проектирование атомного ТАКР пр. 11437 с катапультными самолетами (предусмотренного планом военного судостроения 1986-1995 гг.) с общим количеством и типами ЛАК, рекомендованными еще в 1973 г. для дальнейшего проектирования АВ пр. 1160.
Разработка тяжёлого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 11437 началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л.В.Белова (позже его сменил Ю.М.Варфоломеев).


В ноябре 1988 г. на стапельном комплексе ЧСЗ состоялись спуск на воду ТАКР «Рига» и закладка АТАКР «Ульяновск» (головного корабля пр. 11437). Со строительством кораблей пр. 11435 и пр. 11437 НПКБ и ЧСЗ выходили на мировой технический уровень в создании крупных авианесущих кораблей, достигнутый американской фирмой «Ньюпорт Ньюс», которая с 1961 г. является в США монополистом в этой области кораблестроения.


Всего планировалось построить два корабля данного проекта 11437. На втором корабле серии должны были за счет отказа от ПКР типа «Гранит» увеличить количество летательных аппаратов, принимаемых на борт, до 85. Кроме того, на втором авианосце (его условно называли «11438») предполагалось изменить состав радиоэлектронного вооружения, прежде всего заменить РЛС с ФАР типа «Марс» на комплекс из трех РЛС: одной типа трехкоординатная РЛС «Подберёзовик» и двух типа «Фрегат-М». Модель острова этого корабля представлен в музее Невского ПКБ.

Надстройка 8-го авианесущего советского крейсера (11438) в Музее Невского ПКБ

К 1991 году был создан научно — технический и производственный задел, обеспечивший строительство полноценных авианосцев с базированием истребителей Су-27К, превосходящих по своим характеристикам лучшие зарубежные образцы. Однако создать необходимые для полной реализации боевых возможностей авианосца палубные самолеты РЛДН, разведки и целеуказания, а также многоцелевой истребитель — ракетоносец промышленность не успела.


4 октября 1988 года головной «Ульяновск» (заводской №107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.
С ноября 1991 г. ВМФ СССР (теперь -России), из-за общего сокращения военных расходов, приостановил платежи ЧСЗ (который ныне принадлежит Украине), необходимые для продолжения строительства ТАКР «Варяг» и АТАКР «Ульяновск».

Читать еще:  Файлы Штык к драгунской фузее обр. 1758 г.


Результатом такого недальновидного (а может быть — и хорошо обдуманного решения) стало прекращение достройки «Варяга» (при его готовности более 65%) и строительства «Ульяновска» (1 ноября 1991 г. — строительство АТАКР «Ульяновск» прекращено при готовности 20%)., что привело к безвозвратной потере для России обоих этих кораблей, а также значительных средств и ресурсов, вложенных в их создание. Как известно, корпус «Ульяновска», на три четверти сформированный на стапеле, в 1992 г. разрезали на металл, который несколько лет валялся на территории завода до отправки на переплавку. Корпус корабля разобрали на стапеле в 2—10.1992.


От предыдущих ТАВКР «Ульяновск» отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, трамплином (угол схода 14°) и двумя паровыми катапультами (длиной 90 м). Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Корпус разделялся на 20 водонепроницаемых отсеков.
Корабль (как и пр. 11345) имел свободную от носа до кормы полетную палубу, трамплин для взлета самолетов, бортовые самолетоподъемники и аэрофинишеры. Стальной корпус корабля, выполненный в основном из броневой стали, на всем протяжении имел двойное дно. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее чем 20% длины корабля.


Надстройка («остров») размещалась по правому борту, она насчитывала 13 ярусов и имела высоту 32 м. По общей архитектуре она повторяла надстройку пр. 11435 и устанавливалась на спонсоне, что увеличивало ширину полетной палубы и повышало безопасность посадки самолетов.
Для подачи авиационного боезапаса из погребов имелось 12 лифтов. Посадка самолетов производилась на аэрофинишеры в кормовой части полетной палубы. ПКР типа «Гранит» размещались так же, как и на пр. 11345.
Энергетическая установка состояла из 4 турбин и 4 реакторов тепловой мощностью по 305 МВт. Предусматривались вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 уз. Источником электроэнергии служит генератор мощностью 27000 кВт. На борту могли базироваться до 70 самолётов и вертолётов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175x32x7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».
Вооружение корабля должно было состоять из 16 пусковых установок протикокорабельных ракет «Гранит», 4 установок ЗРК СМ-9, 8 пусковых установок «Кортик» (позже «Палаш»), 2 реактивных бомбомётов РБУ-12000, 8 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М.
В состав радиотехнического оборудования входили: многофункциональный комплекс с ФАР типа «Марс», трехкоординатная РЛС «Подберёзовик», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат-М», навигационный комплекс «Андромеда», система космической связи «Центавр», РЛС управления полетами «Резистор» и систему наведения истребителей «Газон», станция РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда».
Для тяжёлого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 11437 в НПО «Марс» были разработаны БИУС «Омметр» и КСА «Изумление» (ГК – А.Е. Якунин, затем А.С. Сенчук). До этого, для авианосца проекта 1153 НПО разрабатывался БИУС «Лесосека» (ГК – А.Е. Якунин).
Система конструктивной защиты включала коробчатую защиту погребов боезапаса и противоторпедную ПКЗ глубиной (в данном случае — шириной) 5 м. Последняя состояла из трех продольных переборок, одна из которых — средняя — представляла собой пакет многослойной брони. Правда, ПКЗ рассчитывалась на противодействие взрыву 400 кг тротила, в то время как американцы, проектируя АВ «Нимитц», исходили из величины 600 кг ТНТ.
Состав ГЭУ — 4 атомных реактора мощностью по 305 МВт и 4 паровые турбины, работающие на 4 вала. Имелись вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 уз. Мощность электростанции — 27 000 кВт.
С появлением ТАКР «Ульяновск» отечественное кораблестроение выходило на мировой уровень. По боевой эффективности корабль мог бы быть вполне сопоставим с американскими авианосцами типа «Нимитц» и значительно превосходить французский «Шарль де Голль».
На момент прекращения строительства отечественных авианосцев техническая готовность ТАВКР «Варяг» проекта 11436 составляла 67%, «Ульяновска» проекта 11437 – 17%, а по корпусу – 90-95%. По заявлению В.В.Бабича с Черноморского судостроительного завода, если бы постройка таких кораблей продолжалась намеченными темпами, то к 2003 году мы могли бы иметь в составе ВМФ ТАВКР «Варяг» и три авианосца проекта 11437.


На создание пяти авианосных кораблей (с учетом сопутствующих затрат на НИОКР, развитие производственной базы и т.п.) за 20 лет с 1971 года было израсходовано средств всего порядка 10% кораблестроительной программы СССР, в то время как на ПЛ – 55%.
Наиболее совершенный ТАВКР проекта 11435 по стоимости был соизмерим с тремя АПЛ проекта 971, а атомный авианосец проекта 11437 – четырем таким же ПЛ. Сходные соотношения имели место и в США. Для отечественных авианосных кораблей к этому необходимо прибавить еще 70% на авиагруппу.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
стандартное: 65800
полное: 75 000 – 79 758 (наибольшее — 85000 т)
Размеры, м:
длина: 321,2 — 323,7 (по КВЛ – 302,6 м)
ширина: 79,5 — 83,9 (по КВЛ – 39,5 м)
Длина лётной палубы: 323,7 — 325м
Ширина лётной палубы: 75,5 – 80 м
осадка: 10,6 — 10,7
Скорость полного хода, уз: 29,5
Дальность плавания: Неограничена
Автономность, сут: 45
Главная энергетическая установка: 4 реактора, 4 ПТ,, 4х70000 л.с. ГТЗА-653, 10 ТГ по 1500 кВт, 8 ДГ по 1500 кВт
Экипаж, чел: 3400 (офицеров и матросов)
Авиагруппа: Около 1500 чел. лётно-технического состава

АВИАЦИОННОЕ:
До 70 летательных аппаратов.
44 истребителей (18 Су-27К, 18 МиГ-29К и 8 самолетов на базе Су-27К или 26 истребителей Су-27К и 18 МиГ-29К)
6 самолетов РЛДН Як-44
16 противолодочных вертолетов Ка-27К
3 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС
Авиационно-технические средства:
– угол подъема носового трамплина, град 12,5
– количество стартовых позиций для взлета с коротким разбегом с газоотбойным щитом 4
– количество паровых катапульт 2
– количество взлетно-посадочных площадок для вертолетов 10
– количество аэрофинишеров 4
– количество аэрофинишер-барьеров 1
– оптическая система обеспечения посадки «Луна»
– система ТВ управления посадкой АА «Раскрепощение»
– количество самолетоподъемников (размеры платформ, м) 3 х (16 х 14)
– грузоподъемность самолетоподъемников, т 50
– размеры ангара, м 175 х 32 х 7,9
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЕ: 12 ПУ ПКР типа «Гранит»
ЗЕНИТНОЕ: 24х1 ПУ ЗС-95 ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР 9М330) – 4 СУ К-12-1 с РЛС 3Р-95
8 модулей ЗРАК 3М87 «Кортик» – 2х(8 ПУ ЗУР 9М311, 2х6 30 мм) – 256 ЗУР, 48000 выстрелов
ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ: РКПТЗ-1 «Удав-1М» (2х10 РБУ-12000) – 120 РГБ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ, СВЯЗЬ, РЭБ:
• РЛК типа «Марс», РЛС общего обнаружения «Подберезовик», РЛС низколетящих целей МР-350 «Подкат-М» (на 11438: РЛС ОВЦ 2 х «Форум-2М», «Подберезовик»)
• БИУС «Омметр» + КСА «Изумление», комплекс боевого управления авиацией «Тур-434», система наведения истребителей «Газон», система обработки полетной информации «Полярник»
• система управления ДА «Резистор-К4»,
• комплекс РЭБ «Созвездие-БР», пассивные системы РЭП (количество ПУ х направляющих, калибр) ПК-2 (2 х 2-140-мм) + 4- ПК-10 «Смелый-П» (12 х 10-122-мм)
• НРЛС «Волга» — 3 АП,
• комплекс средств обмена информацией «Тройник», НК «Андромеда», комплекс ЦУ «Коралл-Б2»
• система освещения надводной обстановки «Корвет-1143»,
• комплекс радиосвязи «Буран-2», комплекс космической связи «Центавр», станция спутниковой связи «Прицел-А»,
• ГАК «Звезда»,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector