0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение ОСА-76 (ОСУ-76) — 76-мм самоходная артиллерийская установка

Самоходная артиллерийская установка ОСА-76 (СССР)

Характеристики самоходной пушки ОСА-76

Транспортировка орудий для советской армии была одной из главнейших проблем во второй мировой войне. Тяжелых тягачей, да и просто грузовиков не хватало – они становились легкой добычей противника из-за слабой защищенности, да и производство было ориентировано в первую очередь на выпуск боевых машин, и только «если останется», перепадало всем остальным.

ОСА-76. Не смотря на свои 3 тонны веса, машина имеет весьма грозный вид.

Проблема встала особенно остро в 1943 году – существовавшие самоходные артсистемы типа СУ-76 к этому времени уже перешли в подчинение к танковым войскам, и артиллеристы и так уже не успевающие за наступающими частями, и вовсе остались «безлошадными».

Чтобы ликвидировать этот недостаток, была разработана концепция ОСА, Общевойсковой Самоходной Артиллерии – полковой пушке, поставленной на самодвижущееся механическое шасси.

Изначально проект включал в себя три ветви развития ОСА:

  • ОСА-3 – частично бронированная зенитная самоходная установка со спаркой крупнокалиберных зенитных пулеметов.
  • ОСА-57 – частично бронированная самоходная артиллерийская установка с 57-мм противотанковой пушкой.
  • ОСА-76 – частично бронированная дивизионная САУ с 76-мм пушкой.

Разработку поручили КБ ГАЗ и завода №38. Уже на первом этапе ОСА-57 «вылетела с трассы», так как её вооружение было откровенно слабым. Основное внимание уделили именно «чистой САУ» с индексом 76. Она имела много общего с двоюродной сестрой – СУ-76, и по компоновке, и по внешнему виду, однако была меньше и компактнее. Вес ОСА-76 составлял всего 3,5 тонны, против 11 тонн СУ-76. За счет этого, для движения ей вполне хватало автомобильного двигателя ГАЗ-ММ, несмотря на то, что ходовая часть машины была заимствована у легких танков Т-60 и Т-70.

Близкие родственники — ОСА-76 (слева) и СУ-76 (справа).

Подвеска состояла всего из четырех опорных малых катков, двух роликов поддержки, заднего ведущего и переднего направляющего колеса, на каждый борт. Спереди корпуса находились пост управления и моторно-трансмиссионное отделение, сзади — боевое отделение с бронированной открытой рубкой. Вооружалась ОСА-76 76,2-мм пушкой ЗИС-3, экипаж машины составлял 3 человека.

В 1944 году ОСА-76 прошла испытания, которые выявили как положительные качества машины – легкость из-за которой ей заинтересовались не только артиллеристы, но и десантники, неприхотливость двигателя, способного «переварить» почти любое топливо, распространенность узлов и агрегатов, что позволяло легко осуществлять ремонт… так и отрицательные – пушка калибром 76 мм была для неё великовата, что вело к недостаточной устойчивости машины при стрельбе. В декабре 1944 года её все-таки рекомендовали к серийному производству, но только после устранения обнаруженных недоработок.

ОСА-76, вид сзади.

Если бы машина появилась на год (или, что ещё лучше, два года) раньше, её безусловно приняли бы на вооружение, и она успела бы повоевать. Но на дворе был уже 1944-й, война приближалась к логическому завершению, насыщенность войск боевой техники, была более чем достаточной, и в финале ОСА-76 оказалась никому не нужна. В апреле 1945 года все работы по ОСА-76 были прекращены.

Всего было изготовлено 3 машины-прототипа. В войска они не поступали.

Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76

Во Вторую мировую войну Красная Армия вступила, не имея в войсках ни одной серийной версии САУ, которая могла бы использоваться как для поддержки пехоты в наступлении, так и для борьбы с танками противника. Поступившие на вооружение в конце 1930-х годов САУ СУ-5, созданные на базе легкого танка Т-26, были выпущены очень незначительной серией и применялись лишь эпизодически во время похода в Польшу. Летом 1941 года вопрос о необходимости в войсках САУ встал настолько остро, что уже к концу года на свет появилась суррогатная самоходка ЗИС-30, созданная на базе артиллерийского тягача «Комсомолец». Данная машина обладала малым запасом хода, была неустойчива и перетяжеленна, хотя и могла при этом достаточно успешно поражать практически всю бронетехнику вермахта.

Попытку разработать полностью бронированную самоходку, вооруженную 76-мм пушкой, Горьковский автозавод по своей инициативе предпринял осенью 1941 года. Тогда же на предприятии осваивали выпуск легкого танка Т-60 и занимались проектированием более совершенной машины – Т-70. Используя элементы трансмиссии и ходовой части этих танков, конструкторы создали артиллерийскую самоходную установку СУ-71 с двумя параллельно расположенными автомобильными 6-цилиндровыми двигателями ГАЗ-202. Наряду с ней шли работы по унифицированной зенитной установке СУ-72 с 37-мм автоматической пушкой в поворачивающейся башне. Однако в итоге ни одна из машин в серию не пошла.

Читать еще:  Палаш кирасирский офицерский обр. 1826 г. и 1826/1909 гг.

Ситуация изменилась лишь к весне 1942 года, когда в СССР наступил перелом в увеличении производства бронетехники и задача по созданию САУ встала с новой силой. Было совершенно очевидно, что в современных условиях войны поддерживать в наступлении пехоту, конницу и танки должна была самоходная артиллерия, которая могла бы легко маневрировать на местности, сближаться с противником и быть защищенной от его пулеметного огня. САУ могли достаточно эффективно и без долгой подготовки уничтожать танки противника и его огневые точки прямой наводкой, а также с закрытых позиций.

К июлю 1942 года был построен первый образец самоходки ОСУ-76, созданный на базе танка Т-60, но оснащенный более дешевым в производстве автомобильным мотором М-1. Данная машина оказалась неустойчивой при ведении огня из-за достаточно короткой своей базы, да и броневая защита у нее была слишком слабой. В действительности создать полноценную, подвижную, достаточно защищенную самоходную дивизионную пушку ограниченной массы (до 10 тонн), которую выдержало бы шасси легкого танка, было нетривиальной задачей.

Осознавая необходимость САУ для фронта, Государственный Комитет Обороны (ГКО) к 1 декабря 1942 года поручает создать новую самоходную установку. В этот раз за основу взяли шасси танка Т-70, который был хорошо освоен промышленностью. Боевое отделение САУ располагалось сзади таким образом, что ствол орудия ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка включала в себя 2 параллельно работающих двигателя ГАЗ-202 общей мощностью в 140 л.с. Точно такой же двигатель (в одном экземпляре) использовался на танке Т-60.

В первую очередь конструкторов привлекала возможность движения САУ на одном двигателе при выходе из строя другого, а также унификация машины с освоенными агрегатами и легкость замены. При проектировании по какой-то причине не был учтен опыт неудачного использования блоков из двух параллельных моторов, которые работали бы на 1 выходной вал. Создатели проигнорировали последовательное соединение двигателей в линию, которое уже применялось на танке Т-70. Как бы то ни было, созданная самоходка прошла испытания и была принята на вооружение под обозначением СУ-76. Ее серийное производство началось в январе 1943 года, а уже в конце месяца 2 первых полка вооруженных данными САУ отбыли на Волховский фронт. Здесь то машины и «посыпались». Дал о себе знать врожденный дефект такого соединения двигателей – при работе возникали резонансные крутильные колебания, которые очень скоро приводили к выходу из строя трансмиссии.

В марте 1943 года производство САУ было остановлено (выпущено около 170 машин). Машину предстояло избавить от всех недостатков в кратчайшие сроки. В результате уже к маю 1943 года новая версия, получившая название СУ-76М встала на конвейер. Машину оперативно переработали под установку двигателя от танка Т-70, с боевого отделения убрали крышу, которая мешала наведению орудия и работе расчета, упростили трансмиссию и управление, масса машины снизилась с 11,2 до 10,5 тонн. Уже в июле 1943 года новая самоходка получила боевое крещение во время сражения на Курской дуге.

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. В передней части бронекорпуса размещалось место механика-водителя, двигательная установка и трансмиссия, бензобаки. Двигатель располагался справа от осевой линии самоходки. Орудие, боезапас и места остальных членов экипажа находились в кормовой части в открытой сверху и сзади боевой рубке.

Боевое отделение представляло из себя рубку, которая защищалась двумя боковыми и передним бронелистами. Бронирование было дифференцированным противопульным. Лобовой лист корпуса рубки толщиной в 35 мм. был расположен под углом в 60 градусов к нормали, боковые стенки рубки имели толщину в 10 мм. и располагались под углом в 25 градусов. Бронирование самоходки защищало экипаж из 4 человек от огня стрелкового оружия и крупных осколков. Задняя стенка рубки была ниже бортов и имела специальную дверцу. Для защиты от непогоды на самоходке использовался брезентовый тент, который выполнял роль крыши. Командир САУ размещался справа от орудия, наводчик слева, а заряжающий сзади. Все машины СУ-76 оборудовались приемно-передающими радиостанциями и танковым переговорным устройством.

САУ СУ-76 оснащалась силовой установкой, которая состояла из двух 4-тактных рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 общей мощностью в 140 л.с. САУ поздних серий выпуска оснащались форсированными до 85 л.с. двигателями. Подвеска самоходки была торсионной, индивидуальной для каждого из 6 опорных катков малого диаметра (на каждый борт). Ведущие колеса находились спереди, в то время как ленивцы были идентичны опорным каткам.

Читать еще:  Патроны кольцевого воспламенения - описание и характеристики

На шоссе самоходка могла разгонятся до 41-45 км/ч, скорость на грунте была ниже и составляла 25 км/ч. Запас хода по шоссе равнялся 250 км., по пересеченной местности – 190 км. СУ-76 могла преодолеть окоп шириной до 2 метров, взобраться в гору с уклоном в 30 градусов и преодолеть брод глубиной до 0,9 метра. Благодаря низкому давлению на грунт (всего 0,545 кгс/см.кв.) СУ-76 могла достаточно легко передвигаться в условиях лесисто-болотистой местности, поддерживая пехоту там, где ей на помощь не могли прийти средние танки и другие САУ. Развитая система охлаждения и наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя позволяли эксплуатировать машину в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта от северных районов Карелии до Крыма. Автомобильные 6-цилиндровые двигатели, которые были освоены в производстве незадолго до начала войны, успешно работали в напряженном танковом режиме. Необычная установка двигателей в «затылок» друг другу нигде в мире больше не применялась.

Основным вооружением самоходки являлось универсальное дивизионное орудие ЗИС-3. Подкалиберный снаряд данной пушки на дистанции в полкилометра был в состоянии пробить броню толщиной до 91 мм. То есть пушка могла поражать любое место корпуса немецких средних танков, а также борта «Тигров» и «Пантер». Дополнительно САУ имели переносной пулемет ДТ для самообороны, для этих же целей экипаж мог использовать пистолеты-пулеметы ППС и ППШ, а также несколько ручных гранат Ф-1.

Орудие ЗИС-3 имело длину ствола 40 калибров, клиновой вертикальный затвор и механизм полуавтоматики. Бронебойный снаряд данной пушки весил 6,3 кг, осколочно-фугасный – 6,2 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 662 м/с. Орудие монтировалось на станке за броневым щитком рубки. Противооткатные механизмы были заключены в броневой кожух. Прицельное оборудование состояло из штатного панорамного прицела. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +15 градусов, углы горизонтальной наводки равнялись 15 градусам (в каждую сторону). Боекомплект самоходки включал в себя 60 унитарных выстрелов, среди которых могли быть бронебойные, осколочно-фугасные и кумулятивные. Достаточно тренированный расчет мог добиться скорострельности на уровне 8-10 выстрелов в минуту.

Небольшая металлоемкость САУ СУ-76, а также использование в ее конструкции хорошо освоенных советской промышленностью автомобильных узлов и агрегатов определили ее массовый выпуск. Что в свою очередь позволило в кратчайшие сроки усилить и уплотнить артиллерийские порядки пехоты, которая достаточно быстро полюбила и оценила данные машины по достоинству. Всего с 1943 по 1945 год было произведено 14 292 подобных САУ. Именно СУ-76 стала второй по объемам выпуска после танка Т-34 бронированной машиной Красной Армии.

СУ-76 была предназначена для огневой поддержки пехоты на поле боя и использовалась в роли легкого штурмового орудия или ПТ-САУ. Она полностью заменяла легкие танки непосредственной поддержки пехоты, которые были распространены в Красной Армии. При этом оценка машины была достаточно противоречивой. Пехотинцам САУ СУ-76 нравилась, так как ее огневая мощь превосходила танк Т-70, а открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем, особенно в городских боях. При этом сами самоходчики часто отмечали слабые места машины, к которым относилось в частности слабое противопульное бронирование, повышенная пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от огня сверху. Одновременно с этим открытая рубка была удобна для работы экипажа, а также снимала проблему загазованности боевого отделения во время ведения огня, а также позволяла в случае необходимости быстро покинуть САУ. Также положительными сторонами машины были – надежность, легкость в обслуживании, малошумность, высокая проходимость.

В качестве ПТ-САУ СУ-76 могла достаточно успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта, а также с равноценными ей САУ немцев. Самоходка имела шансы на победу даже против «Пантеры», пробивая ее тонкую бортовую броню. При этом против «Тигра» и более тяжелых машин она была малоэффективна. При встрече с тяжелыми танками экипаж мог вести огонь по ходовой части или пытаться повредить ствол, а также бить в борт с близких дистанций. Введение в боекомплект подкалиберных и кумулятивных снарядов несколько упростило борьбу с хорошо бронированными целями, но проблему полностью не решило.

Читать еще:  МиГ-3 - высотный истребитель

Грамотное применение рельефа местности и маскировки при маневрировании от одного отрытого в грунте укрытия до другого позволяло опытным экипажам САУ успешно отбивать танковые атаки немцев. Иногда СУ-76 использовалась для ведения огня с закрытых позиций. Угол возвышения ее орудия был максимальным среди всех советских самоходок, а максимальная дальность стрельбы составляла 17 км. На завершающем этапе войны самоходки часто использовались в роли эрзац-БТР, машин для эвакуации раненных, а также в качестве машины передовых артиллерийских наблюдателей.

Тактико-технические характеристики: СУ-76
Масса: 10,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 5 м., ширина 2,74 м., высота 2,2 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 7 до 35 мм.
Вооружение: 76,2-мм пушка ЗИС-3
Боекомплект: 60 снарядов
Двигатель: два 6-цилиндровых бензиновых двигателя ГАЗ 202, мощностью по 70 л.с. каждый.
Максимальная скорость: по шоссе – 44 км/час, по пересеченной местности – 25 км/час
Запас хода: по шоссе – 250 км., по пересеченной местности – 190 км.

ОСА-76 Самоходная артиллерийская установка

Разработчик: КБ завода №38
Год начала работ: 1943
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не выпускалась в связи с прекращением войны.

История этой удивительной самоходки началась в середине 1943 г., в период ожесточенных битв на курском направлении и Миус-фронте. Большие потери не только в орудиях, но и в артиллерийских тягачах и автомобилях большой грузоподъемности, а также растущая потребность фронта, заставили специалистов ГАУ РККА создать новую концепцию полковой и дивизионной артиллерии на самодвижущиеся лафеты. Данный проект был скорее мерой вынужденной, поскольку чуть ранее “пушкарей” лишили самоходных орудий, которые были переданы в подчинение танковым частям. Проект получил название ОСА – общевойсковая самоходная артиллерия, и стал отдельной ветвью развития советских САУ.

В рамках технического задания предусматривалось создание сразу нескольких разнотипных самоходных орудий.

ОСА-76 – 76-мм дивизионная САУ частичного бронирования

ОСА-57 – 57-мм противотанковая САУ частичного бронирования

ОСА-З – зенитная САУ оснащенная зенитным автоматом или спаренной установкой крупнокалиберных зенитных пулеметов частичного бронирования.

Основные работы были возложены на КБ заводов №38 и ГАЗ. Первое предприятие при разработке дивизионной САУ (готовый к реализации проект ОСА-57 был вскоре отменен) выбрало направление, по которому полутора годами ранее пошло КБ Гинзбурга. За основу были взяты узлы ходовой части легкого танков Т-60 или Т-70, агрегатов двигателя ГАЗ-ММ, при схожей с СУ-76 компоновке. В то же время САУ стала намного меньше и компактнее, а её масса проектная составила порядка 3500 кг. Шасси самоходки, применительно на один борт, состояло из 4-х опорных катков малого диаметра, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение и пост управления, в задней части находилось боевое отделение с открытой сзади рубкой. В качестве основного вооружения выбрали 76,2-мм пушку ЗИС-3. Маска орудия допускала углы наведения по горизонту по 10° в обе стороны и от -5° до +12° по вертикали. Толщина лобового бронелиста составляла всего 6 мм, но в ближнем бою использовать ОСА-76 не собирались. Экипаж самоходки состоял из 3 человек.

Горьковчане выбрали более оригинальное решение, установив 76,2-мм пушку на доработанное шасси бронеавтомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63 и установив на нем пониженную бронекоробку с толщиной лобового листа сначала 10 мм, а затем 16 мм. По заводским документам эта машина проходила как ГАЗ-68, но сейчас она более известна под войсковым обозначением КСП-76.

Сравнительные испытания обоих прототипов состоялись весной-осенью 1944 г. Хотя КСП-76 имела преимущества в простоте технического обслуживания, ОСА-76 оказалась на 1,5 тонны легче, что предопределило её лучшие ходовые характеристики. Кроме того, гусеничная самоходка обладала и другими ценными качествами. ОСА-76 оказалась более устойчивой при стрельбе и могла преодолевать многокилометровые марши как по проселочным дорогам, так и по шоссе, что в совокупности с использованием бензина 2-го сорта или немецкого синтетического горючего делало её просто незаменимой. Общее мнение об эксплуатационных и боевых качествах ОСА-76 были самые положительные, что обратило на себя внимание не только артиллеристов, но также танкистов и десантников.

В конце 1944 г. САУ была рекомендована к серийному производству при условии устранения всех выявленных недостатков. Пока шел процесс доработок война вступила в завершающую стадию, когда преимущество РККА во всех видах вооружений стало неоспоримым. Этот факт заставил отказаться от дальнейшего развития проекта и весной 1945 г. все работы по ОСА-76 были свернуты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector