Боевое применение Клыч офицерский лейб-гвардии Казачьего полка
Боевое применение Клыч офицерский лейб-гвардии Казачьего полка
Что будем искать?
- 24.05.2014 читать
- 26.04.2014 читать
- 29.03.2014 читать
- 28.02.2014 читать
- 29.01.2014 читать
- 30.11.2013 читать
КЛЫЧ.
Кылыч, клыч (тур. kılıç — кылыч) — родовое понятие для обозначения длинноклинкового оружия в Турции. В отечественном оружиеведении слово кылыч означает один из видов турецкой сабли. Изгиб клинка начинается с конца второй трети. Верхняя треть клинка — прямая. Елмань занимает большую часть верхней трети клинка. Долы, в большинстве случаев, отсутствуют. Рукоять прямая или изогнутая (навершие не выступает за рукоять). Крестовина использовалась простая и сложная (сабли XIX века). У клычей для всадников крестовина могла отсутствовать. Масса сабли колеблется, в среднем, от одного до полутора килограммов. Клыч — рубяще-колющая сабля, которая использовалась как пешими воинами так и всадниками. Массивная елмань позволяла использовать его против воинов в доспехах высокой степени защиты.
Клыч офицерский «Казачий полк»
История распространения этого вида оружия связана с турецкой историей, точнее с историей Османской империи и ее войнах, которая она вела в Европе, Азии и даже Африке. Говоря о казачестве в частности, стоит отметить, что на вооружение казаков она попала, вероятнее всего с двух направлений. Так, если взять запорожских казаков, то здесь очевидно оружие шло из Европы, а также из Крымского ханства, которое, кстати являлось вассалом Османской Порты. А вот, если взглянуть на уральских (яицких) казаков, то здесь прослеживается азиатское направление.
Клыч. Другой вариант названия «килидж».
Не смотря на реформы в области вооружения в русской армии, клыч, вплоть до 20 века оставался на вооружении.
Офицерам гвардейских казачьих полков в 1909 году разрешено было носить вне строя «дедовское оружие», и тогда появились четыре образца офицерских сабель, называемых клычами.
Клыч. Дамасская сталь.
Их носили офицеры лейб-гвардии Казачьего полка, лейб-гвардии Атаманского полка, лейб-гвардии 6-й Донской казачьей батареи гвардейской конной артиллерии и Уральской сотни лейб-гвардии Сводного казачьего полка. Своей формой клычи напоминали казачьи сабли XVIII века.
Клыч офицера Лейб-Гвардии казачьего полка, Россия
Клыч для ношения при парадной форме вне строя штаб и обер-офицерами Лейб-Гвардии казачьего Его Императороского Величества полка и офицеров постоянного состава казачьего отдела (факультета) Николаевской кавалерийской академии. 1910-е годы. Клинок с клеймом поставщика Двора Его Императорского Величества — известнейшей фирмы «Шафъ» (в отличие от встречающихся на современном антикварном рынке фантазийных/сборных предметов с клеймами «Златоуст», которых на клинках фирмы «Шаф» быть не могло). Клеймо с двуглавым орлом — типичное клеймо для кованых клинков фирмы «Шаф». Клинок имеет следы коррозии. Рукоять из слоновой кости, навершие и перекрестие рукояти изготовлено из посеребренного мельхиора. Серебрение хорошо сохранилось, красивая равномерная патина, на черене рукояти — трещины от времени. На головке рукояти вензель Государя Императора Николая Александровича (Николая Второго), при котором состоялось производство в офицеры владельца клыча. Ножны деревянные, обтянутые кожей, с металлическим прибором. На устье ножен — клеймо «Шафъ Сь-я» и Государственный Герб, также типичное для элементов прибора. Кожа ножен профессионально отреставрирована, прорезной наконечник ножен восстановлен.
Уникальный дизайн клычей был разработан при участии полковника Л-гв Казачьего ЕИВ полка Хрещатицкого и и прочих офицеров полка на основе изучения коллекций музея, впоследствии клыч был официально утвержден Государем Императором к ношению офицерами казаками в полку при парадной форме вне строя, а впоследствии такие клычи было Высочайше дозволено носить и офицерам казачьего отдела постоянного состава Николаевской кавалерийской академии (где учились практически все офицеры гвардейской кавалерии), изготавливались клычи на заказ только в фирме «Шафъ и Сыновья» в Санкт-Петербурге.
Один экземпляр клыча (маленького, детского размера) поднесённый офицерами полка Наследнику Цесаревичу Алексею, хранится в музее-заповеднике «Царское Село» в г. Пушкин, также ещё один экземпляр клыча находится в музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Казачий музей во Франции, созданный русскими эмигрантами-белогвардейцами, такого клыча в коллекции не имеет.
Чрезвычайно редкий.
Общая длина: 94 см.
Длина клинка: 76,5 см.
На дополнительных фотографиях изображены:
Хорунжий С.В.Иванов-Дивов в парадной форме образца 1910 года.
Комплект офицерской гвардейской казачьей формы, присланный офицерами полка в дар наследнику Цесаревичу в 1912 году — некоторые элементы которого хранятся по сей день в музее в Царском селе.
Фотографии взяты из книги Ж.Горохова «Русская Императорская Гвардия».
Клыч офицерский Л.-Гв. Казачьего полка, Россия
Клыч для ношения при парадной форме вне строя штаб и обер-офицерами Лейб-Гвардии казачьего Его Императороского Величества полка и офицеров постоянного состава казачьего отдела (факультета) Николаевской кавалерийской академии. 1910е годы.
Клинок стальной искривленный однолезвийный, с двумя долами, с обих сторон украшен Гербом Российской Империи и Вензелем Императора Николая II. Обух клинка маркирован заводским клеймом «Злат. ор. фабр.».
Эфес состоит из костяной рукояти со стальной головкой и стальной крестовины с перекрестьем покрытых серебрением. Спинку рукояти покрывает стальная планка, украшенная растительным орнаментом. Головка рукояти закругленная, украшенная растительным орнаментом, загнута к лезвию клинка.
На головке рукояти рельефный вензель Императора, в царствование которого владелец оружия получил первый офицерский чин. У некоторых экземпляров такой вензель изображался и на перекрестье.
Ножны деревянные, обтянутые темно-красной кожей. Верхняя обоймица ножен маркирована клеймом — «Шафъ и сыновья».
Металлический прорезной прибор известен в трех вариантах:
а) состоящий из устья и наконечника с башмаком. На устье одна длинная и три круглых прорези, на наконечнике одна длинная и четыре круглых прорези. На устье два кольца;
б) сплошной с двумя длинными и семью круглыми прорезями, с двумя кольцами и с башмаком;
в) сплошной с двумя длинными прорезями. Приспособление для подвески состоит из двух гаек: верхней с прямоугольной скобой на внутренней стороне и нижней с кольцом.
Уникально редкий, выставляется из частной коллекции.
Оригинал.
Общая длина: 130 см
Длина клинка: 83 см
Уникальный дизайн клычей был разработан при участии полковника Л-гв Казачьего ЕИВ полка Хрещатицкого и и прочих офицеров полка на основе изучения коллекций музея, впоследствии клыч был официально утвержден Государем Императором к ношению офицерами казаками в полку при парадной форме вне строя, а впоследствии такие клычи было высочайше дозволено носить и офицерам казачьего отдела постоянного состава Николаевской кавалерийской академии(где учились практически все офицеры гвардейской кавалерии), изготавливались клычи на заказ только в фирме Шафъ и Сыновья в Санкт-Петербурге.
Один экземпляр клыча(маленького, детского размера) поднесённый офицерами полка Наследнику Цесаревичу Алексею хранится в музее-заповеднике Царское Село в г Пушкин, также ещё один экземпляр клыча находится в музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Казачий музей во Франции созданный русскими эмигрантами белогвардейцами такого клыча в коллекции не имеет.
На дополнительных фотографиях изображены:
Хорунжий С.В.Иванов-Дивов в парадной форме образца 1910 года.
Комплект офицерской гвардейской казачьей формы присланный офицерами полка в дар наследнику Цесаревичу в 1912 году. Некоторые элементы которого хранятся по сей день в музее в Царском селе.
(фотографии взяты из книги Ж.Горохова «Русская Императорская Гвардия»)
Вильгельм Николай Шаф (отец) и Вильгельм Людвиг Шаф (сын) — немецкие художники-оружейники из г. Золингена, одного из старинных центров металлообработки в Германии, мастера вытравки и позолоты клинков.
Работали на Златоустовской оружейной фабрике в 1815—1823 гг., украшали клинки и обучали своему искусству группу подростков завода. Однако обучение длилось всего 3 месяца, поскольку ученики быстро догнали учителей по мастерству и превзошли их как в технике исполнения, так и по разнообразию сюжетов.
После увольнения с фабрики в 1823 г. Шафы переехали в Петербург, открыли там мастерскую по украшению оружия и организовали небольшое торговое предприятие. Клинки с автографами Шафов хранятся в Государственном Эрмитаже, Историческом музее и в других музеях. Работы Шафов есть в коллекции Златоустовского музея, в их числе памятный клинок с названиями городов от Москвы до Парижа, через которые проходила русская армия, преследуя Наполеона.
В 1754 году на базе чугунолитейного и железоделательного завода был основан город Златоуст (от святого Иоанна Златоуста). Изначально на нем изготавливались пушки, слесарные и столярные инструменты, а после Отечественной воины 1812 года повелением Александра I на заводе было организовано изготовление клинкового оружия. В 1815 году в Златоуст приезжают мастера из Золингена и Клингенталя – центров выделки европейского украшенного оружия.
У Золингеновских мастеров не было конкурентов – их изделия отправлялись ко дворцам императоров и королей всего мира, но, как ни странно, в это время большинство из них едва сводили концы с концами. Поэтому, когда пришло приглашение ехать в Россию – в никому не ведомый Златоуст, многие мастера соглашались без лишних раздумий. Среди них был и Шаф. Забота о будущем сыновей и немалая сумма годового дохода, предложенная в России, заставили его покинуть родные места.
Шафы очень быстро обжились в Златоусте и «обросли» учениками, среди которых выделялись двое самых способных – Иван Бушуев и Иван Бояршинов, которые позже создали свой самобытный стиль украшения оружия. Им удалось упорядочить «шафовскую» композиционную разобщенность и придать изображениям законченность и смысл.
Изображениям И. Бушуева были присущи смысловая композиционная выразительность и органическая связь рисунков с плоскостью клинка. Торжественность и строгость, простота и четкость композиционных решений, обращение к греческой мифологии, использование аллегорических образов – все это говорило о владении Бушуевым классическим стилем ампир в русском варианте украшения холодного оружия.
И. Бояршинов одним из первых увлекся восточными мотивами в украшении холодного оружия – получился своеобразный эклектичный стиль. Эклектичность выражалась в том, что сабли с характерным восточным клинком большой кривизны мастер украшал в строгом классицистическом стиле. Но со временем у него начинал доминировать орнамент. Орнамент превращается в основной мотив украшения клинков. На смену тонким изящным линиям приходит крупный рисунок, высокая густота, пышная позолота, усложненная затейливость и фантастичность орнамента – стиль арабески.