7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Ка-52 — многоцелевой ударный вертолет

Наследник «Черной акулы»: в чем кроется гигантский потенциал Ка-52

Десять лет назад, в конце октября 2008 года, на авиационном заводе «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина (город Арсеньев, Приморский край) началось производство Ка-52 «Аллигатор». В ноябре 2011 года ударно-разведывательный вертолет был принят на вооружение, а спустя пять лет состоялся его боевой дебют в сирийской операции.

Винтокрылый «Аллигатор» прославленного конструктора Сергея Михеева стал одной из самых эффективных воздушных боевых машин в мире. В ближайшие годы Вооруженные силы России получат 114 Ка-52. В новых модификациях учтен опыт боевого применения вертолета в Сирийской Арабской Республике.

Наследник «Черной акулы»

«Аллигатор» является усовершенствованной двухместной версией вертолета Ка-50 «Черная акула», получившего широкую известность после выхода на киноэкраны одноименного отечественного фильма 1993 года. В реальности машина побывала на театре военных действий (ТВД) лишь несколько раз — во время контртеррористической операции в Чечне. А в 2009 году ее производство было прекращено. В небе войны потребовался новый «хищник». Им стал Ка-52.

«Черная акула» была революционной разработкой. Конкурируя с американским АН-64 Apache и отечественным Ми-24, генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей Михеев вложил в свое детище колоссальный модернизационный потенциал. Концепция Ка-50 оказалась настолько оригинальной и удачной, что, говоря о востребованности, многие эксперты сравнивают ее с Ми-8 — самым популярным средним многоцелевым вертолетом в мире.

Испытания «Черной акулы» продемонстрировали жизнеспособность одноместной компоновки. Функции второго пилота (штурмана-оператора) заменяло передовое на тот момент бортовое оборудование. Например, были максимально автоматизированы процессы управления машиной и ведения огня. На учениях Ка-50 продемонстрировал способность поражать цели как по наводке, так и во время «свободной охоты».

«Черная акула» зарекомендовала себя маневренной машиной, которая может выполнять боевые задачи в горно-лесистой местности в любых погодных условиях. К недостаткам «Черной акулы» нередко относят цену: вертолет с соосной схемой (при всех его преимуществах) обходится заказчику дороже собрата, выполненного по классической схеме с несущим и хвостовым винтами.

Также огромное количество дискуссий вызвала одноместная компоновка Ка-50. Критики указывали на то, что боевой вертолет даже при наличии самых совершенных автоматизированных систем управления не может обходиться без второго пилота. Одному летчику сложно контролировать ситуацию на ТВД, которая к тому же становится все более сложной и непредсказуемой.

Сторонники «Черной акулы» и сам Михеев настаивали, что одноместная компоновка — это стимул для дальнейшего прогресса в развитии вертолетостроения, уверенный шаг в будущее, где роль человека в боевых действиях будет снижаться. Помимо этого, сокращение экипажа позволит уменьшить потери и в перспективе уменьшить расходы на подготовку летчиков.

«Наверное, здесь не может быть однозначной точки зрения. Одноместная компоновка позволила, например, усилить защиту кабины, установить на машину больше оборудования. Но в то же время, какой бы ни была совершенной техника, в реальных боевых условиях с летчиком произойти может все что угодно. И второй пилот всегда может лучше любой автоматизированной системы отреагировать на внештатную или экстренную ситуацию», – пояснил еженедельнику «Звезда» военный эксперт, подполковник запаса Владимир Язиков.

Главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов считает, что конструкторская мысль Михеева шла в правильном направлении, но она опередила свое время: тогда не хватало высокотехнологичного оборудования. По словам Дьяконова, в России вернутся к концепции «Черной акулы» при разработке ударной винтокрылой безэкипажной машины. Однако подобный проект может быть запущен лишь после рывка в развитии робототехники и искусственного интеллекта.

Двухместный и безопасный

Разработка двухместной версии «Черной акулы» стартовала в 1994 году. 19 ноября 1996 года Сергей Михеев представил первый образец Ка-52 с «хищным» прозвищем «Аллигатор». 25 июня 1997 года состоялся первый полет. Машина была на 85% унифицирована с серийным Ка-50. На ней была установлена гиростабилизированная оптико-электронная система «Самшит-Э» и круглосуточная обзорно-прицельная система «Ротор».

А вот система управления Ка-52 — по понятным причинам — подверглась существенным изменениям. Двухместная компоновка обеспечивает возможность управления машиной штурманом (оператором) в случае ранения или гибели командира. Как полагают эксперты, именно этого военные и добивались от «камовцев».

Естественно, Ка-52 еще и потяжелел. Масса пустого «Аллигатора» составляет 7,8 тонны (против 7,6 тонны у «Черной акулы»), а взлетная масса двухместного новичка превысила 10,3 тонны (против 9,8 тонны у Ка-50). Чтобы Ка-52 не потерял в маневренности, специалисты ОКБ Камова успешно переработали геометрию носовой части фюзеляжа.

Доводка «Аллигатора» растянулась до 2006 года. Однако обновленный вертолет получил более совершенную авионику. В частности, на Ка-52 был установлен комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) «Аргумент-2000». В его состав вошла радиоэлектронная станция (РЛС) «Арбалет-52» разработки АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (Москва). Ка-52 получил возможность обнаруживать цели на дальности до 10 километров днем и до 5-6 километров ночью.

Боевая нагрузка вертолета составила две тонны. Ка-52 вооружен 30-мм пушкой 2А42, противотанковым комплексом 9К113У «Штурм-ВУ» с лазерным наведением, различными управляемыми и неуправляемыми ракетами и авиационными бомбами (РБК-500, РБК-250, КМГУ-2, ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-120, ФАБ-100).

На Ка-52 установлены усовершенствованные турбовальные двигатели семейства ТВ3-117, доказавшие высокую надежность в условиях как жаркого, так и холодного климата, а также высокогорья. Мощность силовой установки может достигать 2.700 лошадиных сил. Внутренние баки «Аллигатора» вмещают 1.487 килограммов топлива, два подвесных — еще 1.732 килограмма.

Дальность полета Ка-52 составляет 520 километров, горизонтальная скорость — 310 км/ч, крейсерская скорость — 250 км/ч, скорость полета вбок — 80 км/ч, скорость полета назад — 90 км/ч.

Позаботились «камовцы» и о безопасности. Топливные баки и наиболее важные агрегаты оснащены дополнительной защитой или дублированы. Кроме того, на вертолете установлена автоматическая система пожаротушения. Катапультирование экипажа может осуществляться с высоты от нескольких метров до 4,1 километра.

Как сообщалось в открытых источниках информации, ряд «Аллигаторов» оснащен новейшим комплексом радиоэлектронного противодействия «Президент-С» разработки предприятий, входящих в концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Система обеспечивает защиту от авиационных ракет и ракет ПЗРК и устанавливается на машинах армейской авиации, выполняющих задачи в «горячих точках».

С учетом сирийского опыта

Боевое крещение Ка-52 получил в Сирии. Новые вертолеты были переброшены в эту страну, предположительно, в начале 2016 года.

Первые кадры боевого применения пары «Аллигаторов» появились в сети Интернет в апреле 2016 года. Российские машины наносили удары по боевикам террористических организаций неуправляемыми авиационными ракетами С-8. Операция проходила в районе города Эль-Карьятайн, в 150 километрах к северо-востоку от Дамаска.

Читать еще:  Боевое применение Проект 11437 - тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск"

«Широкой публике неизвестны подробности боевого применения Ка-52. Судя по всему, в целом оно было успешным, однако, как это часто бывает с новой техникой, был выявлен ряд некритических недостатков и определены направления модернизации», – рассказал еженедельнику «Звезда» главный конструктор КБ-602 МАИ Дмитрий Дьяконов.

Из открытых источников следует, что опытно-конструкторские работы над обновленным «Аллигатором» продлятся два года. Акцент будет сделан на улучшении защиты вертолета от поражения снарядами крупнокалиберных орудий. Кабина, важнейшие агрегаты и системы управления будут прикрыты листами композитной брони, которые легче и прочнее титановых пластин.

Сейчас Ка-52 выдерживает попадание пуль калибра 7,62 мм (АКМ) и 12,7 мм (крупнокалиберный пулемет). Модернизированная машина будет защищена от поражения широко распространенными на Ближнем Востоке зенитными установками ЗУ-23, которые чаще всего устанавливаются боевиками в кузовах внедорожников. Также «Аллигатор» должен выдерживать огонь 57-мм автоматических пушек. При этом масса вертолета не должна увеличиться.

«Без ударного вертолета невозможна практически ни одна наземная операция. Он дает неоспоримые преимущества пехотным подразделениям. Но не стоит забывать, что винтокрылые машины, как правило, наносят удары, находясь в зоне видимости противника, а пуск ракеты или бомбометание происходят на невысокой скорости и малой высоте. Вертолет по-прежнему остается уязвимой машиной на театре военных действий. Поэтому улучшение брони — абсолютно правильный вектор модернизации», — отметил Дьяконов.

В сентябре 2018 года холдинг «Вертолеты России» сообщил о ведущихся работах по увеличению дальности применения оружия Ка-52. В связи с этим будет усовершенствована гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-451). Арсенал «Аллигатора» пополнит многоцелевой комплекс управляемого вооружения «Гермес-А» с бикалиберной сверхзвуковой управляемой ракетой дальностью поражения до 20 километров. Стоящий сейчас на вооружении комплекс «Вихрь-М» обеспечивает поражение на дальности до 10 километров.

Также специалисты прорабатывают способы увеличения скоростных характеристик строевых воздушных машин. Как полагает Дмитрий Дьяконов, крейсерская скорость не является первостепенным показателем, который требуется на театре военных действий. По его мнению, гораздо важнее, чтобы машина быстрее поднималась в воздух, разворачивалась и совершала различные маневры.

«На мой взгляд, стоит сосредоточить усилия на совершенствовании двигателей Ка-52, увеличить их эксплуатационный ресурс, дальность полета вертолета, сократить расход топлива. Конечно, здорово, если вертолет в считанные минуты может достичь зоны применения оружия, но это не повышает его живучесть», — пояснил Дмитрий Дьяконов.

Специалист уверен, что Ка-52 обладает гигантским потенциалом для модернизации. «У Ка-52 великолепная аэродинамика. Над машиной работали, по сути, более двух десятилетий, и результаты этого труда оправдали ожидания. Группа конструкторов во главе с Михеевым создали концепцию вертолета, который на долгие десятилетия обеспечит наши Вооруженные силы превосходными боевыми машинами», — подытожил Дьяконов.

Палубный многоцелевой ударный вертолет Ка-52К «Катран».

Палубный многоцелевой ударный вертолет Ка-52К «Катран».

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 2015 г.

Ка-52К «Катран» — российский боевой разведывательно-ударный вертолет палубного базирования. Предназначен для уничтожения танков, бронированной и не бронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. Оснащается различными типами ракетно-пушечного вооружения. Является палубной модификацией вертолета Ка-52 «Аллигатор».

В ноябре 2009 года в ходе визита в Санкт-Петербург корабля «Mistral» ВМС Франции отрабатывалась посадка Ка-52 на полетную палубу корабля.

После того как в мае 2011 года на вооружение ВВС Российской Федерации поступили первые Ка-52, глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже 20 июня 2011 года сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Mistral» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор». Новая машина должна будет получить наименование Ка-52К (К — корабельный). Необходимость появления морской версии этой машины была обусловлена тем, что Ка-52 себя очень хорошо зарекомендовал и в сухопутном варианте и использование готовых успешных схем в морской авиации давало большие преимущества военно-морскому флоту.

26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ им. Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К.

В начале сентября 2011 года пресс-служба Западного военного округа сообщила, что в Баренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52К (прототип борт № 061), в ходе которых он впервые совершил посадку на палубу БПК «Вице-адмирал Кулаков». Испытания проходили в водах Кольского залива и Баренцева моря. По итогам объявлено о возможности эксплуатации подобных вертолетов с кораблей ВМФ России.

Контракт на поставку 32 палубных вертолетов Ка-52К министерство обороны России подписало 8 апреля 2014 года. Заказ на их постройку размещен на Арсеньевском авиационном заводе (Приморье). Первые четыре опытные машины по договору с ОАО «Камов» должны быть поставлены до конца октября 2014 года. Сумма контракта на эти четыре машины составила 3 396 млн.руб, то есть по 849 млн. за один вертолет (НДС не облагается). Еще 12 вертолетов должны быть изготовлены в 2015 году.

7 марта 2015 года совершил первый полет головной экземпляр построенного на ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И.Сазыкина» корабельного вертолета Ка-52К. Вертолет имеет темно-серую окраску и несет надпись «МА ВМФ России», хотя и не имеет бортовых номеров.

Вертолёты должны войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Владивосток» или использоваться на возможных будущих проектах российских авианосцев или вертолётоносцев. Планируется, что на каждый ДКВП будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29. Первый полк морской авиации, укомплектованный Ка-52К, будет базироваться на Камчатке.

Соосная схема Ка-52К обеспечивает высокую маневренность вертолету и дает ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществляется за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры. Машина является многоцелевым всепогодным двухместным вертолетом. Этот вертолет предназначен для использования в том числе и в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Ка-52К, как и его сухопутный собрат Ка-52 «Аллигатор» был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50, и унаследовал около 85% примененных на Ка-50 технических решений. Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов.

Вертолет отличается от базовой модели наличием механизма складывания лопастей и консолей крыльев, а так же усиленным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. На вертолете предполагается использование двухдиапазонной РЛС разработки «Фазотрон-НИИР» — «Арбалет». Благодаря системе обработки видеоизображений семейства «Охотник» Ка-52К способен обнаруживать и распознавать объекты на дальности в 1,5 раза большей, чем сухопутная версия Ка-52 — «Аллигатор». Кроме того на нем установлены высокоэффективный комплекс бортовой обороны «Витебск», гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-451, лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия, система автоматического управления САУ-800. Эта система обеспечивает пилотирование вертолета в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах управления. САУ-800 интегрирована с комплексом регистрации и обработки аэрометрических данных СИВПВ-52 — пилот может сконцентрироваться на применении вооружений.

Читать еще:  Характеристики Ка-15 - противолодочный вертолёт

Характеристики «Катран» также унаследовал от базовой модели. Два его мощных двигателя (по 2,7 тысяч сил каждый) могут разогнать винтокрылую машину до скорости в 350 километров в час. Вертолет способен подниматься на высоту 5,5 км и преодолевать по воздуху 460 км.

Номенклатура вооружений Ка-52К, как и Ка-52 обширна: подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевым каналом управления, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг. Так же Ка-52К может принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» с лазерной системой наведения, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т.п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5200 м.

Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Консоли у Ка-52К не просто складывающиеся. Они сделаны чуть короче, что позволило разместить на них более весомую боевую нагрузку — по тонне с каждой стороны. Именно возможность выдерживать такой груз подсказала идею попробовать разместить на «Катране» ракеты противокорабельных ударных комплексов Х-31 и Х-35.

Такое мощное оружие, способное парой выстрелов уничтожить авианосец, предполагает использование и с вертолетов. Однако ранее их практическое применение с винтокрылых машин было затруднено отсутствием загоризонтной радиолокации. В Ка-52 эта проблема устранена. Здесь применена РЛС «Арбалет», которая обеспечивает дальность гарантированного обнаружения целей в 25 километров. В связке с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 «Катран», по сути, становится береговым ракетным комплексом «Бал», только в воздушном исполнении. При этом, в отличие от своего наземного «собрата», вертолет не привязан к дорогам, не ограничен в мобильности.

Но и это еще не все. Уже есть задумки оснастить корабельные вертолеты еще более мощной радиолокацией, позволяющей вскрывать цели практически на максимальной дальности пуска Х-35 — 200 километров. Есть мнение, что Ка-52К в этом случае может выступить в качестве самостоятельного средства дальнего радиолокационного обнаружения, давать целеуказания ракетным комплексам берегового базирования и корректировать их огонь с воздуха.

Помимо выполнения разведывательно-ударных функций, Ка-52К может выполнять роль учебно-тренировочной машины, чему способствует полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом, плечом к плечу.

Сегодня ни для кого не секрет, что «Аллигаторы» трансформировали в «Катраны» специально для будущего размещения на вертолетоносцах «Mistral». Но судьба контракта с капризными французами оказалась довольно прозаичной. Что же делать с винтокрылыми машинами, создаваемыми для этих кораблей? Неужели пустить в утиль или снова переделать в «сухопутные» винтокрылы?

Ни в коем случае, утверждают в российском военно-промышленном комплексе и в Минобороны. Во-первых, Ка-52К могут базироваться не только на кораблях типа «Mistral», но и на больших противолодочных кораблях проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК.

А во-вторых, уже решено, что Россия создаст собственный универсальный десантный вертолетоносец, который и станет базой для «Катранов». Будущему кораблю уже дано имя — «Прибой». По своим характеристикам вертолетоносец сможет принять до 12 ударных или противолодочных вертолетов, в том числе шесть — на палубе. Это будут Ка-52К, а также Ка-27.

Модель будущего российского вертолетоносца демонстрировалась в ходе недавнего Международного военно-технического форума «Армия-2015». «Прибой» получит водоизмещение в 14 тысяч тонн и будет иметь длину 165 и ширину 25 метров. Помимо вертолетов этот десантный корабль сможет принять до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. А это, на минуточку, два батальона «черных беретов», мощная ударная сила, способная при поддержке с воздуха сокрушить любую береговую оборону.

Всего на авиастроительном заводе «Прогресс» в Арсеньеве должно быть построено 32 палубных Ка-52К.

Модификация: Ка-52K
Диаметр главного винта, м: 14,50
Длина, м: 16,00
Высота, м: 4,90
Масса, кг
-пустого: 7800
-нормальная взлетная: 9800
-максимальная взлетная: 11300
Тип двигателя: 2 х ГТД ВК-2500
Мощность, э.л.с.: 2 х 2400
Максимальная скорость, км/ч: 350
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Перегоночная дальность, км: 1100
Практическая дальность, км: 460
Скороподъемность, м/мин: 720
Практический потолок, м: 5500
Статический потолок, м: 3600
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами
Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески:
— 4х3 ПТУР «Вихрь» или «Штурм-ВУ» или «Атака»;
— 2 х 2 УР «Игла-В» воздух-воздух или 80 х 80-мм НУР С-8 или 10 х 130-мм НУР С-13 или контейнеры с пушками или пулеметами.

Прототип Ка-52К борт № 061.

Прототип Ка-52К в полете.

Посадка прототипа Ка-52К на палубу французского вертолетоносца «Mistral».

Испытания прототипа Ка-52К на Северном флоте.

Испытания прототипа Ка-52К на Северном флоте.

Испытания прототипа Ка-52К на Северном флоте.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Список источников:
PrimaMedia.ru — Алексей Суконкин. Морской «Аллигатор» в воздухе!
Интернет-журнал «Армейский вестник». Дмитрий Сергеев. В небе — «Катран», который способен на все.
Фотоархив сайта russianplanes.net

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Ка-52 – аллигатор на службе в российской армии

Новые условия на поле боя выдвигают новые требования к боевой технике. Особенно это касается авиации непосредственной поддержки сухопутных частей на поле боя. С изобретением вертолетов ситуация с воздушной поддержкой улучшается. Первые вертолеты передавали сведения, затем доставляли подкрепления и припасы. Следующим шагом стало вооружение вертолетов и их специализация.

Читать еще:  Исторические сведения Сабля пехотная офицерская обр. 1913 г.

Пионером в этой области стали американцы, разработавшие «Апач». Советские и российские конструкторы не могли сдать позиции, поэтому в 1990-е на свет появились друг за другом Ка-50 и Ка-52, специальные ударные вертолеты, способные на равных поспорить с иностранными машинами.

История создания

Долгое время единственным ударным вертолетом вооруженных сил СССР был легендарный Ми-24. Прозванная в войсках «крокодилом», эта винтокрылая машина с честью прошла все войны и конфликты, где участвовали советские и российские воины, и продолжает участвовать до сих пор. Но уже в 1980-е к этому вертолёту появились вопросы.

Разработанное конструкторами Миля десантное отделение использовалось нечасто, но давало дополнительные габариты и лишние килограммы. Новости из-за океана о специализированном ударном вертолете поставили вопрос о новой машине ребром.

Разработку поручили КБ Миля и Камова. Первые пошли по проторенной дорожке усовершенствуя уже стоящие на вооружении машины.

Получившийся аппарат, глубокая переработка «крокодила», была не совсем подходящим вариантом. Камовский вариант предусматривал совершенно новую, уникальную машину.

Несмотря на множество нововведений, поставленная на вооружение «Черная акула», или Ка-50, имела и ряд недостатков. Одним из главных был один пилот. Сложно было управлять машиной, наводить вооружение, уклонятся от атак и использовать все возможности аппарата.

В середине 1990-х годов было объявлено о создании новой ударной машины, а в 2008 году, после всех испытаний, она попала на вооружение.

Особенности конструкции вертолета

Модель сделана по излюбленной камовцами соосной схеме. Это дало большую эффективность использования двигателя, а также большую маневренность и подвижность. Уменьшается вес машины. Сама конструкция, а так же большая часть узлов и деталей копирует Ка-50. Это касается силовой установки, шасси, подвесок, фюзеляжа и много еще.

Есть и существенные отличия. Обтекаемые формы Аллигатора улучшили аэродинамику машины. Это же повлияло на укрытие от радаров, теперь заметить вертолет намного сложнее.

Появилось место для второго пилота, для него же машину набили новой, подчас уникальной электроникой.

Она позволяет одинаково эффективно использовать машину, как днем, так и ночью. Вертолетчики сидят рядом, все системы продублированы на случай ранения одного из них или выхода из строя систем.

Это же делает вертолет идеальным тренажером для подготовки пилотов в условиях, приближенным к боевым. Широкое распространение получили жидкокристаллические экраны. Внедрена новая система спасения пилотов, модернизированная система катапультирования по самолетному принципу, с предварительным отстрелом лопастей винтов.

Нестандартным, по отношению к большей части остальной вертолетной технике мира, выглядит и второй винт. С точки зрения возможностей это сделало вертолет сильнее, но измененные габариты увеличили высоту вертолета. Соосная система, так же, дороже, нежели традиционная с рулевым винтом. Плюсом можно назвать необычайную маневренность машины.

Достаточным примером может служить возможность делать «мертвую петлю», маневр, на который не способен ни один вертолет с классической схемой расположения винтов.

Машина имеет бронирование узлов и соединений.

Кабина пилотов так же обеспечивает надежную защиту вертолетчикам. Силовую установку представляет двигатель ВК-2500, обладающей мощностью в 2400 л/с. Установлены специальные агрегаты, рассеивающие выхлопы от машины. Это позволяет уменьшить заметность в инфракрасном диапазоне. Сильно увеличен потолок высоты машины.

Поскольку основные боевые действия в тот период велись на Кавказе, с учетом опыта Афганистана, к машине предъявлялись жесткие требования по части действий в гористой местности. Задачи, поставленные перед камовцами, получили решение. Высокогорье с разряженным воздухом больше не проблема для аппарата.

Электроника рассчитана, прежде всего, на штурмовку позиций, уничтожение живой силы и бронированной техники врага. Возможна и борьба с аналогичной техникой противника. Первоначально, еще во времена «Черной акулы» предполагалось введение новой тактики для ударных вертолетных групп.

В непосредственной близости от противника использовать небольшие маневренные вертолеты-разведчики.

Они передавали бы данные на до зубов вооруженные машины, которые открывали бы огонь с относительно безопасного расстояния.

Для эффективного ведения огня на машине стоит комплекс «Самшит-Э». Он включает в себя не только тепловизор, но и пеленгатор и целеуказатель на основе лазерного луча. РЛС представлена «Арбалетом-52», ищущим наземные цели и дающим корректировку на малых высотах. Он же осуществляет противоракетную оборону.

Из электроники также установлены системы активной защиты и радиоэлектронной борьбы.

Вооружение машины состоит из следующих компонентов:

  • 30-мм пушка, подвижного типа;
  • ряд управляемых и неуправляемых ракет, в зависимости от каждой конкретной боевой задачи;
  • бомбы, причем нагрузка может достигать 2000 килограмм.

Все в совокупности дает прекрасно вооруженную машину ,способную решать практически любые задачи на поле боя, от поддержки пехоты в обороне, до штурмовки хорошо укрепленных позиций противника.

У машины имеется и большой потенциал для модернизации.

При размещении заказов на «Мистрали» (десантные корабли-вертолётоносцы), было принято решение о создании специально для этих кораблей палубных вертолетов на основе Ка-52. Конструкторы выполнили свою задачу, получившийся аппарат отвечал всем требованиям как флота ,так и армии. Одна беда, «Мистралей» они так и не дождались.

Это не помешало пустить в небольшую серию ударные вертолеты флотского типа, используемые теперь для охраны флагманских кораблей, патрулирования и разведки.

Ка-52 в эксплуатации

Поставленные на вооружение вертолеты несут службу в полках, расбросанных по всей стране. Отзывы у пилотов о машинах положительные, отмечается высокая эффективность, относительная простота управления и возможность обучения пополнения.

К сожалению, за время эксплуатации было потеряно две машины.

Причины падений аппаратов в технических неисправностях. Впрочем, на такой крупный парк машин, всего их восемьдесят одна, две аварии небольшой показатель.

Использовались Ка-52 и в войнах. Боевое крещение Аллигатор получил в Южной Осетии во время августовской войны. Особенно проявить себя ему не пришлось, причина в специфике этого конфликта. Боевые действия длились недолго, а грузинская армия не проявляла особого рвения в боях.

Другим крупным вооруженным конфликтом стала Сирия. Небо над авиабазой Хмейним патрулируется, в том числе, этими машинами.

По данным на начало 2018 года, не было потеряно или серьезно повреждено ни одной рассматриваемой машины. Косвенно можно назвать причину в «грозности» Ка-52. Могучее вооружение при солидной броне, а так же «навороченная» электроника делает Аллигатора сложной целью, не по зубам многих террористов или иных противников российских военных.

По этим, и некоторым другим признакам, можно сказать о популярности данного вертолета.

Ка-52, разработка особого в среде вертолетчиков КБ, впитала в себя все мысли и идеи по последнему слову техники. Линейка камовских ударных вертолетов, от «Черной Акулы» до «Аллигатора», не останавливается. История Ка-52 далека от своего завершения, будут и модификации, будут и новые модели на его основе. В этом нет сомнения.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector