3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Ка-27 — противолодочный вертолёт

Поисково-спасательный и противолодочный вертолет Ка-27

Винтокрылый воин

Сегодня в составе любого военно-морского флота сложно найти крупный военный корабль, который не был бы оснащен вертолетом. Последние являются обязательным обеспечением военных судов, существенно увеличивая их боевые возможности. Команда программы «Полигон» телеканала «Т24» побывала в поселке Донское под Калининградом, где размещена 396-я отдельная корабельная противолодочная эскадрилья – база поисково-спасательных и противолодочных вертолетов Ка-27. Съемочной группе удалось познакомиться не только с техническими характеристиками винтокрылых воинов, но и поуправлять вертолетом, а также поучаствовать в операции по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника.

Герои нашего времени

Может ли одна и та же модель вертолета быть одинаково хороша и для спасения, и для уничтожения подводных лодок, и для разведки? Ответ на этот вопрос команда телеканала «Т24» отвечает утвердительно – им удалось убедиться в этом воочию. У вертолета Ка-27 есть две модификации с диаметрально противоположными задачами: Ка-27ПС занимается поиском и спасением экипажей, терпящих бедствие на суше или на море, а также выполняет воздушную разведку. Модификация Ка-27ПЛ предназначена для поиска, отслеживания и уничтожения подводных лодок противника.

Ка-27ПЛ относится к классу тяжелых машин и имеет максимальный взлетный вес около 11 тонн. Экипаж состоит из трёх человек: лётчика, штурмана и штурмана-оператора противолодочных комплексов. Ка-27 ПЛ может обнаруживать, следить, а затем уничтожать объекты на глубине до 500 метров. От места базирования, будь то корабль или вертодром, Ка-27 ПЛ может удаляться на 200 километров без потери информационного канала.

В экипаже поисково-спасательной модификации лётчик и штурман усилены борттехником и фельдшером-спасателем. Ка-27 ПС способен взять на борт до 12 человек. Борттехник и фельдшер-спасатель действуют тандемом: борттехник спускает и контролирует электролебёдку, а фельдшер подбирает и оказывает медицинскую помощь.

Цельнометаллический фюзеляж воздушных бойцов выполнен из алюминиевых сплавов. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости оборудовано хвостовое оперение с двумя килями. В кормовой части фюзеляжа располагается отсек для гидроакустической станции — основного рабочего инструмента противолодочного вертолета. В поисково-спасательной версии это оснащение отсутствует. Вертолет имеет на вооружении грузовую лебедку, позволяющую осуществлять подъем и опускание грузов, выполнять эвакуацию людей из труднодоступных мест.

Все выше и выше, и выше

Система управления вертолётом включает в себя основную ручку, которую всегда держит летчик, она связана тягами с автоматом перекоса нижнего винта, есть путевое управление педалями и наконец, ручка общего шага, изменяющая угол атаки лопастей.

Перед полетом каждый вертолет проходит обязательную подготовку: проверяется состояние радиотехнических и радиосвязных устройств, исправность двигателя, авиационное и радиоэлектронное оборудование, а также противолодочные средства поиска и авиационное вооружение.

Устойчивое положение вертолета в воздухе обеспечивается двумя трёхлопастными винтами противоположного вращения. На Ка-27 оба винта несущие и оба отклоняются в плоскости для управления. Через всю конструкцию по длине проходит силовой элемент – лонжерон, сделанный из сверхпрочного слоёного углепластика. Разогнаться на КА-27 можно до 270 км/ч, хотя привычная скорость 220км/ч. Высоту в 3000 метров эти винтокрылые машины преодолевают без проблем. Практическая дальность полёта составляет 900 километров.

Воздушная охота

Морская авиация особенно требовательна к точности манёвров – при посадке на палубу движущегося корабля приходится учитывать десятки параметров. А если речь идёт о бомбометании или торпедировании подводных лодок, то боевые заходы и развороты просто обязательная часть программы. Корабли и два вертолёта Ка-27 соединены в общую информационную сеть и при обнаружении подлодки ее координаты получат все участники операции. В таком случае действиями вертолёта управляет командир корабельно-поисковой ударной группы.

Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг. Сбоку на корпусе Ка-27 крепятся ориентирные морские авиационные бомбы, есть дневная и ночная версии.

Вспоминая греческий миф о спасении Андромеды из лап морского чудовища понимаешь, что Персеем быть нелегко. Сложно одновременно бороться с морскими гадами, спасать погибающих и при этом не навредить себе самому. Однако, вертолёт Ка-27 прекрасно справляется с поставленными задачами по выявлению и устранению противника, а также спасению человеческих жизней. Команда «Полигона» телеканала «Т24» теперь знает это наверняка.

«Копье» для «Спирали»: каким будет модернизированный вертолет Ка-27М

На декабрь 2017 года ряды наших борцов с подлодками супостатов пополнили еще десять сверкающих свежей краской машин. В дальнейшем в рамках ГОЗ наша морская авиация должна получать по десять единиц модернизированных вертолетов Ка-27М ежегодно. Всего на вооружении авиации ВМФ России находятся около 80 Ка-27 различных модификаций.

Основа «Спирали»

Камовские машины уже давно и заслуженно вошли в золотую историю мировой авиации. Вертолет Ка-27 (по кодификации НАТО: Helix — «Спираль») является одной из ярчайших звезд КБ Камова. Он построен по двухвинтовой соосной схеме, с двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным шасси. Положенная в основу конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта дала машине повышенную энерговооруженность, маневренность, повысила безопасность полетов с кораблей и придала вертолету максимальную компактность. Первое и последнее особо важно для авиации палубного базирования. Складывающиеся лопасти несущих винтов позволяют эксплуатировать вертолет с палуб небольших кораблей, вплоть до корветов.

Читать еще:  Исторические сведения МиГ «Скат» - ударный боевой беспилотный летательный аппарат

Бочка меда

Пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) вертолета Ка-27ПЛ имел по тем временам невиданные для наших вертолетов возможности. Радионавигационное оборудование, кроме стандартного для вертолетов того времени, было представлено радиотехнической системой ближней навигации А-324 и РЛС кругового обзора поисково-прицельной системы «Осьминог-ПЛ». ПНК вертолета позволял выполнять полет в автоматическом режиме через 5 заранее запрограммированных точек маршрута, причем поворотные пункты маршрута (ППМ) можно было оперативно вводить или изменять в полете с пульта ввода данных. Имелась такая функция, как маркирование любой пролетаемой точки с последующим автоматическим возвратом к ней и выполнением автоматического захода на посадку или зависания на высоте 15 метров. Это очень важная навигационная функция для поиска подводных лодок противника. После получения команды ПНК вертолета сам определял текущие параметры полета, в том числе и ветер, и самостоятельно строил заход с последующим зависанием. Для пилотов других типов вертолетов это была фантастика.

Ка-27ПЛ может осуществлять борьбу с подлодками противника как в одиночку, так и в группе до 4-х вертолетов. В его бортовой боевой комплекс впервые была интегрирована аппаратура передачи данных, которая позволяла производить обмен навигационно-тактическими данными между вертолетами боевой группы и кораблем-носителем.

Полет в автоматическом режиме и обмен данными реализуются с помощью поисково-прицельной системы (ППС) «Осьминог» и системы «Привод-СВ-борт». ППС «Осьминог» включает в себя: радиолокационную станцию «Инициатива-2 КМ», опускаемую гидроакустическую станцию ВГС-3 «Рось-В», прицельно-вычислительное устройство с индикацией навигационно-тактической обстановки, бортовую цифровую вычислительную машину, магнитометр АПМ-73В и радиогидроакустический буй (до 36 шт.). ППС «Осьминог» сопряжена с аппаратурой передачи данных «Привод-СВ-борт», бомбардировочным и торпедным вооружением и другими системами.

Ложка дегтя

Ложек, к слову, несколько. Самая большая — время не стоит на месте и Ка-27ПЛ устарел. И касается это в первую очередь микроэлектроники. Развал Советского Союза и разрыв кооперационных цепочек в оборонном производстве фактически остановили развитие многих высокотехнологичных научных и производственных программ в этой области.

Много нареканий по поиску подводных объектов вызывала гидроакустическая станция ВГС-3 «Рось-В». Вдогонку летели сложности в работе «Привод-СВ-борт» — не шел обмен данными между вертолетами и авианесущим кораблем, хотя чаще по вине последнего.

БЦВМ вертолета также морально устарела. Кроме того, разработчик главного оружия Ка-27ПЛ — прицельно-поисковой системы «Осьминог», которая включает в себя РЛС, гидроакустическую станцию, магнитометр и БЦВМ вертолета — теперь зарубежный. Это киевский завод «Радар».

Модернизация

Сам по себе Ка-27 — прекрасная машина с огромным потенциалом. Это подтверждено успешным развитием гражданской линейки вертолетов. Например, гражданский Ка-32А11ВС представляет собой очень современный, эффективный и востребованный вертолет, оснащенный по последнему слову техники. Он успешно эксплуатируется во многих странах.

Похоже, разработка нового боевого комплекса для противолодочного вертолета была совсем непростой задачей. Но ее решили. В 2013 году был заключен контракт на модернизацию первых восьми строевых Ка-27ПЛ. В 2015 году, наконец, сообщили о завершении государственных испытаний Ка-27М, а в самом конце 2016 года первый Ка-27М передали авиации ВМФ.

Два брата

Внешне Ка-27ПЛ и Ка-27М отличить сложно. Кроме свежей краски, взгляд цепляется за несколько неприметных, похожих на полуцилиндры элементов. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Машина если и не стала совсем новой, то уж помолодела очень существенно. Модернизация вертолета до уровня Ка-27М предполагает собой полный капитальный ремонт, в результате которого вертолет практически «перебирают по винтику».

Проверяются и восстанавливаются все элементы фюзеляжа. Меняется проводка, узлы и агрегаты. Проводится полная замена бортового радиоэлектронного комплекса. В нынешнем облике противолодочный вертолет оснащен новейшим цифровым пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), в котором реализован принцип «стеклянной кабины», позволяющий пилотам обрабатывать существенно больший объем информации. В концепцию ПНК также заложен принцип открытой архитектуры, благодаря которому бортовая радиоэлектроника вертолета может быть легко модифицирована для решения любых задач. На модернизированной машине внедрены современные системы обработки и передачи информации по защищенным каналам в режиме реального времени. Обновленный вертолет стал полноценным узлом современного информационного поля боя. И что радует: в области современной радиоэлектроники мы начали догонять, а в чем-то и опережать наших «заклятых заокеанских друзей».

Высокоточное «Копье»

Основой вооружения противолодочного вертолета Ка-27М является разработанная АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» радиолокационная командно-тактическая система, включающая в себя новую акустическую и магнитометрическую системы, систему радиоразведки и эффективную информационно-вычислительную систему. Ядром боевой командной системы является бортовая радиолокационная станция «Копье-А» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

Многорежимная, когерентно-импульсная станция работает в Х-диапазоне с постоянной перестройкой несущей частоты. Это позволяет, кроме основных функций, использовать ее для подробного картографирования местности, обеспечения поисково-спасательных работ, контроля водной поверхности и суши в круговой зоне с радиусом обзора до 250 км и разрешением до 10 метров. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей. Вертолет стал полностью цифровым и его боевые возможности существенно возросли. Его оружие стало очень точным.

Три богатыря. На страже морских рубежей

Нет. Это не реклама нового популярного мультфильма. Это три реальных крылатых защитника наших морских рубежей. Ка-27, Ил-38 и Ту-142.

Программа модернизации, подобная программе Ка-27М, была запущена для другого стража наших морских границ – Ил-38. Модернизированные Ил-38Н «Новелла», оснащенные новейшей прицельно-поисковой системой «Новелла-П-38», уже поступают в наш ВМФ. Первый самолет Ил-38Н «Радий Папковский» был передан в июле 2014 года Ейскому центру боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России.

Читать еще:  Модификации АК101 и АК103 - автоматы

На очереди модернизация дальних противолодочных самолетов Ту-142 до модификации Ту-142М3М. В итоге все имеющиеся на вооружении машины должны пройти полный капитальный ремонт и получить современные боевые комплексы. Это дает уверенность, что флоты некоторых государств не будут наглеть вблизи наших берегов, а наш флот получит серьезную воздушную поддержку.

Вертолет Ка-27 – надежда и опора современного флота РФ

Сегодня невозможно найти в списочном составе любого военно-морского флота крупный военный корабль, который не был бы оснащен вертолетом. Винтокрылые машины являются обязательным техническим средством оснащения военных судов, которое существенно увеличивает их боевые возможности. В России эту нишу сегодня занимает машина Ка 27 — противолодочный вертолет, созданный в 70-е годы XX века и прошедший кардинальную модернизацию. Насколько эта машина отвечает современным требованиям, покажет время. В нынешних условиях в концерне «Вертолеты России» активно ведется работа по созданию нового вертолета морского базирования, который бы пришел на замену ветерану.

Предисловие к главной мысли

Стремительное развитие вертолетной техники в послевоенные годы подняло на более высокую ступень техническое оснащение армий. Кардинально изменилась стратегия и тактика проведения разведывательных, транспортных, десантных и поисковых операций. В лице вертолета вооруженные силы получили незаменимое средство доставки, разведки и вооруженной борьбы. Не только армейские чины сумели по достоинству оценить тактико-технические характеристики винтокрылых машин. Флот также был заинтересован в оснащении корабельного состава новым видом техники. Вертолет, в отличие от самолетов, обладал особыми летными качествами и возможностями. Наличие винтокрылой машины на борту военного корабля увеличивало его боевые возможности, придавало устойчивость противолодочной обороне и системе живучести судна.

Первые практические опыты по размещению вертолетов на борту военных кораблей оказались успешными. Требовалось только создать винтокрылые машины, специально приспособленные для базирования на борту корабля и для действий на море. Работы в этом направлении начались одновременно в Соединенных Штатах и в СССР. Другие страны, такие как Великобритания, Франция, Япония и Италия, имевшие достаточно крупные военно-морские силы и развитую авиационную отрасль также не остались в стороне.

Авиастроительные фирмы работали над созданием винтокрылой машины, способной удовлетворять флотским требованиям. Военные корабли стали оснащаться взлетно-посадочными вертолетными площадками. В СССР задачу по созданию вертолета для нужд военно-морского флота решало конструкторское бюро, возглавляемое Николаем Ильичом Камовым. Его конкурент на этом поприще Михаил Леонтьевич Миль тоже пробовал свои силы в создании машины для ВМФ, однако его прерогативой так и остались сухопутные машины.

Пробный шар

Исторически сложилось, что военные и гражданские вертолеты морского базирования, создаваемые в СССР, представлены образцами техники, созданной в недрах конструкторского бюро Н.И. Камова. Несмотря на то, что по количеству созданных и запущенных в серию летательных аппаратов фирма Миля серьезно уступает конструкторскому размаху КБ Миля, камовские машины являются уникальными в своем роде. С самых первых опытных образцов Николай Ильич Камов остановил свое внимание на использовании в конструкции машин соосной схемы. В дальнейшем эта схема вращения несущих винтов стала использоваться на всех последующих моделях, став фирменной фишкой ОКБ Камова.

Первой машиной, увидевшей свет, стал Ка-10. Далее последовал вертолет Ка-15. Ни та, ни другая машина не получили признание ввиду низких летных данных и недостаточно проработанной конструкции. Настоящим прорывом в области серийного вертолетостроения стал вертолет Ка-25, который получился на порядок удачнее. Именно эта машина стала первой моделью, которая в 1966 году пришла в военный флот. Противолодочный вариант вертолета Ка-25ПЛ стал самым массовым и получил широкое распространение. Новая техника поступала на оснащение противолодочных кораблей. С постройкой и введением в строй специализированных противолодочных кораблей проекта 1123 типа «Кондор» винтокрылая машина Ка-25ПЛ стал обязательным элементом противолодочной обороны.

Несмотря на серийное производство, советская машина имела ограниченные технические и соответственно боевые возможности. В сравнении с зарубежными аналогами, Ка-25ПЛ проигрывал по многим параметрам. Вертолет имел ограниченный радиус действия и малую грузоподъемность. Не отличалась машина и надежностью, что было весомым аргументом для противников использования этого вертолета на флоте. Военные корабли нуждались в более мощной и совершенной машине, обладающей высокими летно-техническими характеристиками.

В результате эксплуатации, анализируя и оценивая технические возможности советской морской авиации, в высоких кабинетах Генштаба ВМФ СССР было принято решение о создании нового вертолета. К тому времени в Советском Союзе развернулась компания по строительству авианесущих кораблей, которые должны будут иметь мощное авиационное вооружение. Новый вертолет должен был стать основным противолодочным средством тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.

Техническая задача не родилась на пустом месте. В конструкторском бюро Камова уже тогда велись работы по созданию нового вертолета. Оценив все преимущества нового проекта, было решено начать разработку новой машины, которая чуть позже получила экспериментальное обозначение Ка-252. Постановление Совета Министров весной 1972 положило начало работам в этом направлении. Рассматривался вариант кардинальной модификации существующих машин.

Проект противолодочного вертолета Ка 27 – рождение и постройка машины

После заседания Государственной комиссии основным акцентом в работе над проектом стала двигательная установка будущей машины. Ставка была сделана на газотурбинные двигатели, которые в отличие от поршневых аналогов имели большую мощность и высокий эксплуатационный ресурс. Благодаря установке новых двигателей увеличивалась грузоподъемность машины, увеличился ее радиус действия. При таких характеристиках вертолет становился не только поисковой машиной и целеуказателем, но и мог выполнять ударные функции.

Первая опытная машина под обозначением Ка-252 поднялась в воздух в августе 1973 года. В военно-технической номенклатуре советской авиационной техники, вертолет получил обозначение Ка-27. На Западе сразу же новому советскому вертолету присвоили шифр «Helix», буквально «Спираль». Следует отметить, что окончание работ по созданию нового вертолета для нужд ВМФ СССР осуществлял С.В. Михеев. Николай Ильич Камов умер в ноябре 1973 года, не дожив до того момента, когда его детище пошло в серию.

Читать еще:  Файлы Ту-128 - барражирующий истребитель-перехватчик

Несмотря на то, что новый вертолет получился на порядок лучше своего предшественника, еще долгие три года велись работы над усовершенствованием конструкции машины. Создавались сразу две версии вертолета:

  • поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС (изделие 500);
  • противолодочная винтокрылая машина Ка-27ПЛ (изделие 501).

Только в 1977 году было решено начать серийное производство машины на Кумертауском авиационном производственном предприятии, расположенном в башкирском городе Кумертау. Первые серийные машины, сошедшие с конвейера, получил тяжелый авианесущий крейсер «Минск». На этом корабле отряд, состоящий из пяти вертолетов Ка-27ПЛ, осуществлял опытную эксплуатацию. В дополнение к ним на Северном флоте был сформирован вертолетный полк, где новые машины проходили облет и обкатку перед поступлением на корабли. Тот факт, что официально серийное производство началось в 1977 году, на флот новый вертолет стал массово поступать только весной 1981 года. Снова три года были потрачены на увязку всех процедурных и технических моментов, связанных с технологичностью производства вертолета и доработки основных узлов и агрегатов винтокрылой машины.

Особенности конструкции

Новый вертолет стал логическим продолжением и развитием машины Ка-25. Традиционная соосная двухвинтовая схема приводилась в движение двумя газотурбинными двигателями ТВЗ-117КМ, которые размещались в передней части фюзеляжа. Мощность каждого двигателя составляла 2200 л/с, что было в два раза больше, чем давали старые ГТД-3Ф. Пуск двигателей осуществлялся посредством работы автономного турбокомпрессора АИ-9. Запас авиационного керосина составлял 4,7 тонны, что существенно увеличило дальность полета вертолета. Энерговооруженность нового вертолета выросла в 1,7 раза по сравнению с аналогичными параметрами машины Ка-25.

Два трехлопастных несущих винта имели складывающиеся лопасти — новшество, позволяющее компактно размещать летательные аппараты на палубе авианесущих кораблей и в ангаре. Для изготовления лопастей стали использовать стеклопластик. Сам фюзеляж машины выполнен по балочно-стрингерной схеме и является цельнометаллическим. Обшивка изготовлена из легких дюралюминиевых листов, устанавливаемых на металлический каркас.

Продольная устойчивость вертолета во время полета обеспечивалась наличием хвостового оперения, состоящим из двух килей. В целом такая схема фюзеляжа и движителя способствовала необходимой устойчивости машины во время полета, что было немаловажным при сильном боковом ветре и волнении на море. Допустимые метеорологические и гидрологические параметры следующие:

  • боковой ветер до 20 м/с;
  • боковая качка 8°, продольно-килевая 2°.

Винтокрыл оборудован четырьмя опорами неубирающихся шасси, которые благодаря наличию гидросистемы могут приподнимать фюзеляж машины для удобного доступа к грузовому отсеку.

Передняя часть фюзеляжа представляет собой кабину пилотов, где пилот и штурман находятся рядом друг с другом. Прямо под днищем кабины располагается основная радиолокационная рабочая станция. Снаружи ее прикрывает полупрозрачный обтекатель. В средней части фюзеляжа располагается грузовой отсек. Под днищем располагается отсек для основного противолодочного вооружения. В кормовой части фюзеляжа располагается отсек для гидроакустической станции — основного рабочего инструмента противолодочного вертолета. В поисково-спасательной версии это оснащение отсутствует. Вертолет имеет на вооружении грузовую лебедку, позволяющую осуществлять подъем и опускание грузов, выполнять эвакуацию людей из труднодоступных мест.

Для придания дополнительной плавучести корпус вертолета имеет по бортам специальное надувное оборудование. При аварийной посадке на воду, воздушные баллонеты в течение 4-5 секунд наполняются воздухом.

В распоряжении пилотов имеет достаточно современное навигационное оборудование, позволяющее совершать полеты ночью и в условиях плохой, ограниченной видимости. Автопилот в сочетании с навигационным оборудованием обеспечивает точное прибытие в точку сброса необходимого гидролокационного или спасательного оборудования. Машина способна длительное время висеть в воздухе на заданной высоте, что дает более точную картину гидролокационного горизонта при работе с гидроакустической станцией.

Для выполнения основной своей функции — обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, Ка-27 имеет следующее оборудование и средства вооружения:

  • прицельно-поисковая система «Осьминог»;
  • противолодочная торпеда АТ-1МВ;
  • глубинные авиабомбы калибром 50-250 кг;
  • имеются технические условия для наружной подвески противолодочных ракет АПР-2Э.

Система «Осьминог» является сердцем машины, так как с ее помощью вертолет может выполнять свои основные боевые функции. Благодаря совершенному радио и гидроакустическому оборудованию, наличию информационно-вычислительного комплекса подводные лодки противника могут быть обнаружены на обширной площади, до 1500 кв. миль.

Подводя итоги

За годы серийного производства было выпущено незначительное количество машин КА-27. Основная масса серийных машин представлена противолодочным вариантом Ка-27ПЛ. На порядок меньше было выпущено поисково-спасательных вертолетов этой модели. Вертолет поставлялся за рубеж. Эту машину хорошо знают в Египте и в Сирии. Советскими вертолетами оснащены ВМС Вьетнама, Китая и Индии.

Некоторое количество машин в настоящее время находится на оснащении ВМС Украины.

Для Российского Военно-Морского флота противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ являются на данный момент основной машиной. Они используются в составе авиационной группировки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Кузнецов». До поступления на флот новых машин, планируется провести полную модернизацию имеющихся в составе флота боевых вертолетов Ка-27. Ориентировочно количество машин, подлежащих модернизации, составляет 45-50 единиц. Новшества и переделки в основном коснутся гидроакустического оборудования вертолетов. На машинах будет установлены новые дальнобойные системы поиска и обнаружения подводных лодок всех типов, что значительно увеличит боевую пригодность вертолетов этого типа.

Предполагается, что на смену стареньким Ка-27ПЛ в скором времени начнут поступать их современные собратья, вертолеты Ка-50 и Ка-52.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector