2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Ил-18 — военно-транспортный самолет

Военно-транспортный самолет Ил-18

Обозначение НАТО: COOT

Самолет Ил-18 был разработан в середине 50-х гг. в ОКБ Ильюшина, чтобы удовлетворить потребность Аэрофлота в 75/100-местном транспортном самолете средней дальности. Первый экспериментальный экземпляр поднялся в воздух 4 июля 1957г., а 20 апреля 1959г. Аэрофлот торжественно ввел этот самолет в эксплуатацию на маршрутах Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата; в конечном итоге было построено около 700 машин. По мере вывода самолетов Ил-18 из эксплуатации на гражданских авиалиниях некоторые из них были переделаны в самолеты электронного радиопротиводействия (ECM) или электронной разведки (Elint) Ил-20, которые проходили в отчетах НАТО под обозначением «Coot-A». Кроме самолета «Кут-А» существует другой военный вариант — самолет морской развед- ки/противолодочный самолет (ASW) Ил-38 «May». Он отличается от стандартного Ил-18 удлиненным фюзеляжем, наличием хвостовой балки с магнитным обнаружителем подводных лодок (MAD), возможностью установки вооружения, а также сдвинутым вперед крылом для компенсации смещения центра масс из-за введения дополнительного оборудования и снаряжения.

Модификации самолета:

Ил-18 — первая серийная модификация на 75 пассажиров.

Ил-18Б — вариант Ил-18, рассчитанный на 84 пассажира.

Ил-18В — усовершенствованный серийный вариант 1961г., рассчитанный на 90-100 пассажиров.

Ил-18И — самолет с более мощными двигателями АИ-20М, увеличенным запасом горючего и салоном на 122 пассажира.

Ил-18Д — серийный вариант самолета Ил-18И.

Ил-18ДОРР — вариант Ил-18Д для разведки рыболовецких промыслов.

Ил-18Е — серийный вариант Ил-18И без увеличения запаса горючего.

Ил-18Т — грузовой транспортный вариант.

Ил-22 — летающий командный пункт на базе Ил-18.

Ил-24 — разведывательный вариант на базе Ил-18Д.

Тактико-технические характеристики самолета:

Год принятия на вооружение — 1965

Размах крыла — 37,42 м

Длина самолета — 35,90 м

Высота самолета — 10,17 м

Площадь крыла — 140,0 кв.м

— пустого самолета — 35000

— максимальная взлетная — 64000

Внутреннее топливо — 22700 + 7300 л

Тип двигателя — 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М

Мощность — 4 х 4250 л.с.

Максимальная скорость — 685 км/ч

Крейсерская скорость — 625 км/ч

Практическая дальность — 6500 км

Дальность действия — 3700 км

Практический потолок — 10000 м

Полезная нагрузка: 120 пассажиров или 13500 кг груза.

Визуальные различия самолётов семейства Ил-18

Продолжаю свою рубрику.
(аналогичные посты по семействам: Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29, МиГ-31)
Сегодня учимся различать Ил-18 и многочисленные его модификации, которые можно увидеть в небе России. Погнали.

Сам самолёт Ил-18 бесспорно является легендой отечественной гражданской авиации и успешно эксплуатируется и за пределами постсоветского пространства. Пассажирских версий его очень много (Ил-18А, Ил-18Б, Ил-18В, Ил-18Д, Ил-18Е), есть грузовоз Ил-18ГР. Подробно на них останавливаться смысла не вижу. Просто «втыкаем» в фотографии типичного Ил-18, любуемся, запоминаем облик:

Первая модификация, которую я укажу — самолёт-разведчик Ил-20М. Что такое радиотехническая разведка (РТР), думаю, объяснять не нужно, а вот визуальные отличия от базового Ил-18 разберем. В глаза бросается прежде всего окраска самолёта — голубовато-серая однотонная. Потом уже видишь и обилие разведывательной аппаратуры, спрятанной во всевозможных контейнерах и здоровенные антенны:

Самолёты Ил-20М весьма актуальны даже сейчас, почти что в 2018 году.
На ЭМЗ им. В.М. Мясищева, занимающемся улучшением «боевых» самолётов семейства Ил-18, ведутся работы по модернизации и испытаниям всё новых и новых бортовых комплексов. Регулярно над нейтральными водами иностранные дежурные истребители сопровождают такие вот модернизированные Ил-20М, на которые посмотреть даже ещё страшнее, чем на базовые машины:

Ил-20РТ были выпущены очень малым тиражом. Не знаю, используется ли сейчас хоть один из них по прямому назначению. Один из них в конце концов вовсе стал военно-транспортным — только хвостовой обтекатель напоминает об его прошлом.

Следующий на очереди — воздушный командный пункт Ил-22 (не путать с этим!) и его более современный вариант Ил-22М (иногда встречается обозначение Ил-22М-11).Это самые молодые представители семейства — последний был выпущен в 1985 году.
Как различить 22 и 22М между собой, даже я не знаю, но отличие обоих от базовой машины весьма очевидно:

Столько антенн нужно по вполне понятной причине: это же воздушный командный пункт, всё-таки. А чтобы командовать, нужна связь. Антенны под фюзеляжем весьма и весьма разные бывают, а иногда и вовсе отсутствуют; количество антенн над и под фюзеляжем также варьируется с очевидной тенденцией к уменьшению по мере модернизации.
Надпись «Ил-18» также не соответствует действительности.

Следующий. Самолёт радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП или просто «Порубщик».
По нему что-либо комментировать не могу, потому что совсем ничего не знаю, так что просто ткну на все его отличительные признаки:

Читать еще:  Видео Тесак пехотный солдатский обр. 1756 г.

Продолжает сей славный ряд противолодочный самолёт Ил-38. Предназначение его — поиск и борьба с подводными лодками противника. Он разительнейшим образом отличается от всех вышеперечисленных. В хвостовой части фюзеляжа установили увесистый магнитометр, внутри фюзеляжа можно разместить радиогидроакустические буи (РГБ), торпеды или глубинные авиабомбы (в т.ч. используемые как источник звука). Из-за этого центровка самолёта сильно сместилась назад и конструкторам пришлось перенести крыло на несколько метров вперёд, к кабине. Под кабиной в обтекателе смонтирована ёмкость с зомбирующими и психотропными реагентами РЛС поисково-прицельного комплекса:

Вход в кабину осуществляется не по трапу, а через откидывающийся люк за обтекателем РЛС.

Последний Ил-38 был выпущен аж в 1972 году! Необходимость обновления парка Ил-38 не просто напоминала о себе, а кричала, визжала, верещала как истеричная баба. Планер прочный и весьма удачный — значит, дело было только в «начинке». Наработки по вариантам модернизации бортовых систем уже давно лежали где-то в архивах. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда в дело вмешались ВМС Индии, которые эксплуатировали переданные Советским Союзом Ил-38 и также решили модернизировать свои машины. Так появилась поисково-прицельная система ‘Sea Dragon’; силами ЭМЗ им. В.М.Мясищева ей оснастили индийские Ил-38. Новый самолёт получил название Ил-38SD.

Наработки по этой теме легли в основу поисково-прицельной системы «Новелла», предназначенной для самолётов уже нашей морской авиации ВМФ. Первый опытный самолёт с новой начинкой поступил на испытания и потом в опытную эксплуатацию на Северном Флоте в начале 2000-ых. Испытания прошли успешно. Старички Ил-38 стали перелетать в подмосковный Жуковский для капитального ремонта и серийной модернизации в вариант Ил-38Н.

Основные визуальные отличия от базового Ил-38 немногочисленны, но значительны: однотонная окраска и «козырёк»-обтекатель станции РТР над кабиной.

Под «носом» появилась теплотелевизионная станция.

Ф-ф-фух. Вроде, всё.

Фотографии и мои тоже есть, тег [моё] ставлю с размаху.
Пользуясь случаем, передаю пламенный привет @TommyVercetty.

Глава 14 Военные варианты Ил-18

Глава 14 Военные варианты Ил-18

Самолет противолодочной обороны

Ил-18 оказался удачным не только в роли пассажирского лайнера. На базе авиалайнера создано немало модификаций различного назначения, в том числе и для решения задач, стоявших перед вооруженными силами. Первой военной модификацией Ил-18 стал самолет противолодочной обороны Ил-38.

Противолодочной обороне в послевоенные годы в СССР постоянно уделялось большое внимание. С этой целью создавались не только надводные корабли, но и самолеты. Достаточно вспомнить гидросамолет противолодочной обороны Бе-6ПЛО, оснащенный радио-гидроакустическими буями, аэромагнитометром и противолодочными бомбами и минами. С появлением в США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис» на борту заметно усилилась роль противолодочной авиации, от которой теперь требовалось не только обнаружение и уничтожение субмарин неприятеля, но и контроль за их перемещением в водах Мирового океана, и уточнение предполагаемых районов их боевого дежурства. Но Бе-6, да и созданные впоследствии гидросамолет Бе-10 и амфибия Бе-12 не годились для патрулирования в отдаленных акваториях Мирового океана, а установленная на них аппаратура не позволяла решать новые задачи.

Натурный макет самолета Ил-38

В августе 1957 года, когда Ил-18 еще только создавался, главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г. Горшков предложил с целью усиления противолодочной обороны создать на базе авиалайнера машину с двумя крылатыми противолодочными ракетами К-18, предназначенными для уничтожения подводных лодок, находящихся на удалении от 500 до 1000 км от побережья. В том же году был разработан проект постановления правительства о создании на базе Ил-18 и транспортного Ан-12, противолодочных бомбардировщиков, оснащенных ракетами К-18 (дальность пуска до 70 км, скорость 2500–3000 км/ч) с ядерными боевыми частями.

На Ил-18ПЛО, кроме двух крылатых ракет, предписывалось разместить до восьми противолодочных торпед АТ-1 (ПЛАТ-1) и АТ-2 (ПЛАТ-2), авиабомбы, включая противолодочную атомную «Скальп» и кормовую артиллерийскую установку с двумя 23-мм пушками. Но эти пожелания, в том числе размещение кормовой оборонительной установки, так и остались на бумаге, а вместо Ил-18ПЛО разработали Ил-38.

Постановление правительства о разработке будущего Ил-38 (тема «Тунец») с поисково-прицельной станцией «Беркут», состоявшей из РЛС и множества различных датчиков, информация от которых обрабатывалась с помощью бортовой цифровой вычислительной машиной ЦВМ-264, вышло 18 июня 1960 года. Документом предписывалось предъявить опытную машину на государственные испытания во II квартале 1962 года.

По замыслам разработчиков, система «Беркут» позволяла обнаруживать подводные лодки противника на удалении 30–35 км при волнении моря до 3 баллов, но она оказалась настолько сложной, что ее доводка затянулась почти на 8 лет.

В 1960 году из ГВФ Министерству обороны передали один Ил-18 для летно-морских испытаний противолодочного оборудования в обеспечение разработки будущего Ил-38. Согласно заданию самолет противолодочной обороны должен был иметь радиус действия 2200 км, продолжительность патрулирования – три часа при полете на высотах от 500 до 2000 м. При этом минимальная индикаторная скорость ограничивалась 350 км/ч. Минимальная же высота полета при использовании магнитометра находилась в пределах 100–200 м.

Читать еще:  Боевое применение АПС - подводный автомат

Эскизный проект разрабатывался под руководством С.В. Ильюшина, непосредственно же разработка Ил-38 велась в отделе, возглавлявшемся В.М. Германовым. Главным конструктором Ил-38 был Р.П. Папковский.

Несмотря на схожесть машины с пассажирским лайнером, ее компоновка существенно отличалась от предшественника. Прежде всего самолету противолодочной обороны не требовался такой большой герметичный отсек, как на Ил-18. С другой стороны, поисково-прицельную систему «Беркут» с ее огромной антенной, чтобы не растягивать коммуникации, желательно было разместить поближе к операторам, наблюдавшим за надводной и подводной обстановкой в районах патрулирования.

Ил-38 в разведывательном полете

Исходя из этого весь экипаж (два летчика, штурман-навигатор, два оператора радиолокационной станции и приемного индикаторного устройства СПИУ, бортинженер и бортрадист) разместили в герметичном отсеке объемом 28 м3 в носовой части фюзеляжа, доходившем до 10-го шпангоута. В кабине операторов, примыкавшей к пилотской, расположили также навигационную и радиотехническую аппаратуру, буфет, кровать, туалет, переносной кислородный прибор и огнетушитель. В состав аварийно-спасательного оборудования включили плот ПСН-2 и морские спасательные костюмы летчиков МСК.

Под герметичным отсеком – антенну РЛС, входившей в состав «Беркута», а для защиты ее обтекателя от повреждения посторонними предметами при разбеге и пробеге за колесами передней опоры шасси установили щиток.

Поскольку машина военная, то для сокращения времени посадки и высадки экипажа вместо боковых дверей на Ил-38 предусмотрели нижний люк и дверь, а для аварийного покидания сделали специальную шахту. Верхний люк предназначен для аварийного покидания машины в случае ее посадки на воду.

Проводку управления рулями высоты и направления дублировали и разнесли по бортам машины. что увеличивало ее живучесть в бою.

Такая компоновка фюзеляжа привела к смещению центра тяжести самолета вперед. Для компенсации крыло с силовой установкой сдвинули ближе к носовой части на три метра. Из-за этого уровень шума в кабине экипаж возрос до 118 дб, что на 28 дб превышало норму в соответствии с общетехническими требованиями ВВС. Чтобы при сбросе боевой нагрузки (средств поиска и поражения подводных лодок) сохранялся необходимый запас продольной устойчивости, с обеих сторон центроплана крыла оборудовали негерметичные грузовые отсеки. В них поддерживалась постоянная температура.

Основным средством поиска подводных лодок в погруженном положении в то время были радиогидроакустические буи: пассивные ненаправленного действия РГБ-1, пассивные направленные РГБ-2 и пассивно-активные РГБ-3. Эти буи выставлялись в районе нахождения подводной лодки и вдоль маршрута ее следования.

Чаще всего использовали буи РГБ-1, которые не только транслировали информацию об акустических шумах, но и служили для определения их местоположения относительно самолета на удалении до 60 км. Буи РГБ-2 предназначались для пеленгования подводной лодки с точностью до 3–4 градусов, а РГБ-3 – уточнения местоположение субмарины и определения параметров ее движения.

Вся информация, получаемая от буев, обрабатывалась с помощью бортовой ЦВМ и высвечивалась на экране РЛС. Кроме того, вся акустическая информация, поступавшая с ненаправленных буев РГБ-1, исследовалась оператором самолетного приемно-индикаторного устройства (СПИУ), прослушивавшим шумы.

В хвостовой части фюзеляжа расположили аэромагнитометр АПМ-60 «Орша», являвшийся вспомогательным средством и служивший лишь для подтверждения контакта с подводной лодкой.

Как следует из протокола макетной комиссии самолета Ил-38, для борьбы с подводными лодками предназначалось до двух торпед ПЛАТ-1, ПЛАТ-2 или снарядов «Кондор», по десять противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120 или ПЛАБ-50 или до 98 ПЛАБ-МК. Несмотря на запланированную в арсенале Ил-38 противолодочную бомбу «Скальп», способную в полном смысле слова раздеть субмарину вероятного противника, ее использование поначалу исключали из-за недостаточной высоты боевого применения самолета, ограниченной 2000 м, в то время как для использования ядерного боеприпаса требовалось не менее 3500 м. Но впоследствии спецбоеприпас вновь ввели в состав вооружения Ил-38.

Не исключалось и минное вооружение. На борту Ил-38 могло разместиться до четырех мин ИГДМ (АМД-2М), АПМ, «Лира», «Серпей» и РМ-1 или до восьми ИГДМ-800. Общий же вес сбрасываемых грузов не превышал 5620 кг.

Кроме полуавтоматического решения тактических задач, включая поиск субмарин (на удалении 30–35 км при волнении моря 3 балла) с выработкой прицельных данных и выдачей сигналов сброса противолодочного оружия, система «Беркут» обеспечивает автоматический полет по маршруту и полуавтоматический – на всех остальных этапах, кроме взлета и посадки. Этому способствовали пилотажно-навигационный комплекс «Путь-4В-2К», автопилот АП-6Е и автоматический радиокомпас АРК-Б.

На машине по сравнению с ее пассажирским предшественником усилили шасси, обновили противообледенительную и кислородную системы, а также устройство кондиционирования воздуха. Изменили и топливную систему, при этом 30 300 литров горючего заливалось в крыльевые баки (включая бак-кессон в центроплане) и 4200 литров – в фюзеляжные.

Читать еще:  Боевое применение Кортик офицерский армейский обр. 1945 г.

Индийский Ил-38SD «Морской змей»

Первоначально Ил-38 рассчитывался под двигатели АИ-20, с которыми его взлетный вес не должен был превышать 63 500 кг, а вес сбрасываемых грузов – 5620 кг.

Заводские испытания самолета запланировали на аэродроме Кировское (Крым) филиала НИИ ВВС во II квартале 1962 года, а всей системы – с 15 марта 1963 года.

Прототип Ил-38 построили на опытном заводе ОКБ-240 совместно с заводом № 30, поставившим готовые агрегаты планера и ряд систем.

27 сентября 1961 года состоялся первый полет Ил-38 с двигателями АИ-20А, но без противолодочного оборудования (летчик-испытатель В.К. Коккинаки, второй пилот Э.И. Кузнецов, штурман В.Ф. Воскресенский, бортрадист И.С. Силиминов). В мае следующего года заказчику предъявили макет (фактически готовый самолет с макетами противолодочного оборудования). Макетную комиссию возглавлял И.И. Борзов (c 1972 года маршал авиации).

В сентябре 1962 года с Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе в Москве взлетел второй опытный Ил-38. Установку на машину аппаратуры «Беркут», объединенной с пилотажно-навигационным комплексом с помощью ЦВМ-264, завершили лишь 16 марта 1963 года, а госиспытания полностью укомплектованной машины начались в апреле следующего года. В августе, после завершения первого этапа «А» госиспытаний, стало ясно, что все системы самолета и его бортовое оборудование, включая поисково-прицельную станцию «Беркут», доведены до работоспособного состояния и их параметры соответствуют тактико-техническим требованиям.

Спустя месяц начался второй этап «Б» совместных государственных испытаний, но в декабре пришлось сделать перерыв до апреля 1965 года, связанный с заменой оборудования, исчерпавшего свой ресурс, установкой новых более мощных двигателей АИ-20М и вспомогательной силовой установки ТГ-16 (за задним грузовым отсеком) и устранением выявленных дефектов.

Государственные испытания Ил-38 проходили под руководством ведущих инженера Е.Б. Полякова, О.А. Воронько и С.К. Аполлонова (летчики-испытатели С.М. Сухин, А.Ф. Степанов, Е.М. Никитин, М.В. Власенко) и завершились в 1968 году.

Успешный же ход летных испытаний позволил сократить программу государственных испытаний, а ее главный объем пришелся на систему «Беркут».

Сначала планировалось серийное производство Ил-38 на Омском заводе № 166 (ныне производственное объединение «Полет») с последующей кооперацией с заводом № 30. Но переход предприятия в Омске на выпуск ракет заставил начать изготовление противолодочных самолетов в Москве, на тех же площадях, где ранее строились Ил-18. Первый серийный Ил-38 с двигателями АИ-20М взлетел в сентябре 1967 года, и его сдали заказчику 23 декабря, а 17 января 1969 года самолет приняли на вооружение. Постройка Ил-38 завершилась в феврале 1972 года выпуском 58 машин, пять из которых продали в Индию.

Использование более мощных двигателей по сравнению с прототипом позволило увеличить максимальный взлетный вес серийных машин на 2500 кг и, соответственно, вес «коммерческой» нагрузки до 8000 кг, дальность и продолжительность (до 16 часов) полета. Ил-38 приняли на вооружение в январе 1969 года, его тактический радиус действия, при продолжительности патрулирования в заданном районе 3–3,5 часа, составлял 2200 км. Пришлось менять колеса в связи с перераспределением на них нагрузок. Размер колес основных опор уменьшился до 900х285 мм, диаметр передних возрос до 800 мм при ширине 225 мм.

Хотя доводка системы «Беркут» продолжилась на первом серийном Ил-38, в конце 1968 года командующий авиацией ВМФ И.И. Борзов решил начать эксплуатацию Ил-38 на флоте. Однако, как часто бывает, к освоению этой машины приступили в марте 1968 года еще до принятия Ил-38 на вооружение. Первыми осваивали самолет экипажи 24-го отдельного противолодочного авиаполка дальнего действия (оплапдд) авиации Северного флота, дислоцирующегося в Североморске, под командованием подполковника В.П. Потапова, впоследствии командующего авиацией ВМФ. Переучивание личного состава полка на новую машину проходило в 33-м учебном центре (г. Николаев). В 1969 году полк в полном составе был подготовлен к боевым действиям, а со следующего года один из отрядов полка, базируясь за рубежом, начал патрулирование акваторий Средиземного моря.

Пока самолет испытывали и организовывали серийное производство, в его арсенале появились корректируемые авиабомбы КАБ-500ПЛ «Загон». Последняя имела акустическую систему наведения и небольшие рули на ее носовой части. Приняли на вооружение и новейшую ракету-торпеду «Орлан». Аэромагнитометр АП-60 заменили АП-73. Тогда же круглый обтекатель РЛС системы «Беркут» заменили каплевидным.

В 1970 году Ил-38 освоили экипажи 289-го полка в Николаевке (Владивосток), впоследствии переименованного в 77-й оплап (командир – полковник И.И. Ивкин) Тихоокеанского флота, на долю которого выпало патрулирование акваторий Тихого и Индийского океанов. Весной того же года Ил-38 24-го оплапдд впервые участвовали к тому же в самых крупномасштабных учениях, проведенных в Советском Союзе, «Океан».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector