2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение И-16 — истребитель

И-16 настоящий боец

Истребитель И-16 благодаря своему характерному силуэту, знаком наверное всем и каждому, особенно старшему поколению. В свое время эти маленькие самолетики были можно сказать медиа-звездами эпохи, они снимались в кинофильмах, крутя немыслимые фигуры и поражая воображение зрителей, стаи И-16 наполняли детские книжки, довольно часто появлялся самолет и на плакатах с изображением вождей могучего советского государства. Без преувеличения можно сказать, что истребитель И-16 был самым известным, популярным и любимым военным самолетом в СССР.

Истребитель И-16 был разработан и построен в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова в 1933 году. Этот самолет создавался, как скоростной истребитель — моноплан новой генерации, который одновременно должен был иметь высокую боевую маневренность. Получившийся самолет представлял собой свободно несущий моноплан с убирающимися шасси, отличался малыми размерами, что обеспечивало ему при выполнении фигур высшего пилотажа малые моменты инерции. Но в реальности оказалось, что задняя центровка (более 30 %) и малые размеры делали самолет неустойчивым в полете, что требовало большего внимания от летчика, так, как самолет реагировал на малейшее движение ручки. Зато пилоты которые смогли хорошо освоить утонченное управление И-16, как правило без особых проблем осваивали другие машины.

Авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов

31 декабря 1934 года опытный истребитель И-16, под управлением известного летчика-испытателя В.П.Чкалова, совершил свой первый полет.

На испытаниях самолет показал превосходные скоростные характеристики. И уже в 1934 году И-16 был запущен в серийное производство. Истребитель имел множество модификаций, после каждой модификации скорость, потолок и вооружение (в том числе скорострельными авиационные пушки и реактивные снаряды, что было впервые на истребителях) самолета постоянно возрастали. С 1936 года И-16 начали выпускать с более мощным мотором М-25А. Примерно с этого времени различные модификации И-16 стали обозначать, как тип самолета. Так вариант И-16 с мотором М-25А назывался И-16 тип 5. До 1937 года СССР являлся единственной страной в мире, имевшей на вооружении скоростные истребители.

Несмотря на то, что новый истребитель летал и набирал высоту значительно быстрее всех своих предшественников, у летчиков строевых частей И-16 особого восторга не вызвал. Именно благодаря высокой скорости новым истребителем было намного труднее управлять, он не прощал летчикам даже малейших ошибок, на которые тихоходные бипланы просто «не обращали внимания». В результате случилось несколько серьезных аварий, что еще сильнее подорвало доверие к новому скоростному моноплану.

Но были и такие летчики, которые сразу разглядели в новой боевой машине новую веху в развитии самолета-истребителя. Такими летчиками были например, летчики-истребители Петр Стефановский и Степан Супрун, которые решили доказать своим коллегам что И-16 не имеет себе равных по боевым качествам: скорости, маневренности, скороподъемности.

…Легенда гласит следующее: Это показательное выступление было похоже на цирковой трюк. Сотни летчиков, съехавшихся на испытательный аэродром, с удивлением смотрели, как пилоты зачем-то связывают ярко-красными лентами крылья пяти истребителей И-16. Короткий разбег — и пятерка взмывает в воздух. Головокружительный каскад пилотажных фигур был проделан настолько слитно и чисто, что ни одна из четырех лент не оказалась разорванной!

Это сенсационное выступление «красной пятерки» и последующие демонстрационные полеты в частях ВВС изменили отношение летчиков к новому самолету. Пилоты поняли, что новый самолет требует качественно иного подхода.

Истребитель И-16 на занятиях в училище ВВС РККА

Боевое крещение И-16 принял в Испании, во время гражданской войны. Республиканцы прозвали И-16 «Mosca» (Муха), а фашисты — «Rata» (Крыса). Первая партия И-16 прибыла в Испанию в 25 октября 1936 года. Первый бой произошел 9 ноября, наши истребители вышли из него без потерь. В небе Испании на них сражались с врагом советские летчики-добровольцы, а также испанские летчики, прошедшие обучение.

И-16 с опознавательными знаками Испанской республики.

Дальше началась настоящая боевая жизнь этого замечательного советского истребителя.

Читать еще:  РГД-41 - ручная противотанковая граната

Военная авиация

Это — Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.

Боевое применение самолета

В январе 1937 года из Советского Союза прибыла новая группа летчиков, которая постепенно заменяла прежних, уже получивших боевой опыт. По возвращению в Москву. участники первой «командировки» приглашались в Управление ВВС, где докладывали об использовании своих самолетов и боевых возможностях немецких и итальянских машин. Весной 1937 года во время проведения таких встреч (они определялись документально как «беседы») с начальником ВВС Я.Алкснисом говорили о вооружении, оборудовании и особенностях И-16. В частности, на вопрос Алксниса. пользуются ли они кислородными приборами, летчик Черных ответил: «Нет, кислородными приборами не пользовались. . Козырек (фонарь) не нужен, он закрывает обзор. Как только бак пробит и потек бензин, хотя бы даже из заливного бачка, машина горит. Когда идет набор высоты — ничего, а как по прямой идешь — горит, так как бензин по фюзеляжу не стекает. Шасси хорошее. Вооружение нужно увеличивать».

На вопрос о надежности пулеметов отвечал: «Простыми патронами действуют без задержки. Когда появились зажигательные — они немного длиннее — стали ленты рваться, и были перекосы, пулемет ломается; там еще были зажигательно-бронебойные. Хватает ли патронов на вылет? Если стрелять грамотно, то остается. Но если стрелять, как испанцы — с 1000 м, то на вторую атаку уже не хватает. Потом, нужно улучшить обзор назад». На замечание присутствующего Николая Поликарпова, что конструкторы установят зеркало. Черных заметил: «У нас научились так смотреть — смотришь налево и видишь правую консоль стабилизатора. «. Особо говорилось о недостаточной эффективности вооружения И-16, состоящего из двух ШКАСов. Сергей Денисов, который лично сбил три самолета, заключил: «Мало огня. на близких дистанциях стрелять плохо: пулеметы стоят широко на плоскостях. Надо добавить еще два пулемета через винт, тогда никто не уйдет. А так бьешь только по плоскостям».

Прибытие в Испанию второй группы летчиков попало на полосу плохой погоды, в январе 1937-го вылетов было мало.Крупные воздушные бои, которые состоялись 12-го, 14-го и 18-го февраля на Центральном участке фронта, состоялись при заметном превосходстве И-16. Набравшиеся опыта летчики сообщили о более чем десяти сбитых самолетах противника. Однако имелись и свои потери. В бою 18-го февраля тяжело ранили Филиппа Замашанского — он пытался совершить аварийную посадку вне аэродрома и разбился. По состоянию на 14-28 марта на Центральном фронте насчитывалось 17 боеспособных И-16. Еще 7 находились в ремонте, 6 потеряли в воздушных боях, один самолет разбили при аварии. Спустя месяц это количество не изменилось — по состоянию на 25 апреля в строю оставалось 17 боеспособных аппаратов и 7 И-16 находились в текущем ремонте.

Исследование живучести самолета подтверждало, что в этом вопросе И-16 находился на высоте. Высокая выносливость планера, простота устранения боевых и эксплуатационных повреждений привели к тому, что отдельные машины проходили по 4-5 капитальных ремонтов и имели налет по 350 — 400 часов. В месяц из строя выхолило 34.5% самолетов, срок жизни одной машины составлял 87 дней. Одновременно отмечались проблемы с двигателями М-25, они засасывали во время руления самолета по земле много пыли и быстро выходили из строя. При эксплуатации двигателей на максимальных оборотах они перегревались, поэтому возникла необходимость установки маслорадиаторов. Их установили уже на более поздних модификациях И-16 с форсированными двигателями М-25 В.

В мае 1937 году в Испанию прибыла очередная группа советских пилотов (из них истребителей 59 человек) и шестьдесят молодых испанских парней, освоивших технику пилотирования И-16 в советской летной школе в Кировабаде. Одновременно из СССР доставили 62 И-16 тип 5, которые должны были заметным образом усилить истребительную авиацию республиканцев. На практике, прибывшая партия самолетов оказалась практически небоеспособной. Двигатели М-25А были худшего качества, а крылья имели недостаточную прочность, что привело к ряду катастроф и снижению доверия к самолету. Советские представители в своих посланиях в Москву называли эти самолеты «вредительскими», указывали, что по причине разрушения крыльев в полете погибли летчики Лесников, Мосейко, Буров, Оржанов. Прибывшие самолеты пришлось улучшать на месте, усиливать крыло и менять полностью полотняную обшивку консолей.

Читать еще:  Фотографии РПО-А «Шмель» - реактивный огнемёт

В числе погибших по причине разрушения крыла значился и командир эскадрильи И-16 Константин Колесников. До своей гибели 12 мая 1937 года он записал на свой счет 3 личных воздушных победы и 4 победы в группе. 4 июля 1937 года К.И.Колесников был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). В июне-июле продолжалось формирование новых подразделений — теперь даже для уменьшенной численности пользовались наименованием эскадрилья. В конце июня 1937 года сформировали 5 эскадрилий, которыми командовали Иван Лакеев, Антон Мосейко, Валентин Ухов, Александр Минаев, Григорий Плешенко. Кроме советских летчиков на И-16 летали американцы Френк Тинкер и Альберт Баумлер. В начале июля сформировали первую испанскую эскадрилью, которой поначалу командовал Борис Смирнов.

В июле 1937 года началось наступление республиканцев под Брунете, целью которого являлось окружение мадридской группировки противника. В строю республиканских истребителей насчитывалось 38 боеспособных машин — 13 И-15 и 38 И-16. Франкисты противопоставили более 140 истребителей, из них 9 новейших Вf 109. Это позволило им получить ощутимое количественное превосходство. Участник летних боев Григорий Плешенко позднее писал: «Я не припомню ни одного случая, когда бы нам пришлось вести бой с равным по числу боевых машин противником». Возможно, именно этот дисбаланс и необыкновенное напряжение республиканских пилотов стало причиной многих летних потерь. В конце июля, несмотря на дополнительные поступления, на центральном участке оставалось 30 боеспособных И-16, а количество сбитых с осени 1936 года возросло до 25 экземпляров. 12 июля состоялся массовый воздушный бой в районе Эль-Эскориал. 29 И-16 эскадрилий Лаксева, Виноградова, Шевцова и 8 И-15 эскадрильи Еременко атаковали группу Не 51 и C.R.32 в количестве 40 самолетов. Обе стороны заявили о 9 сбитых, хотя потом те и другие подтвердили по одному потерянному истребителю.

Чуть позднее в этот же день произошел еще один воздушный бой. в котором эскадрилью бипланов P-Z атаковали «скоростные монопланы» — название «мессершмитт» тогда еще не было известно. Судя по всему, это была первая встреча И-16 с немецким истребителем. И-16 потерь не имели, однако один Bf 109, которым управлял немецкий пилот Г.Хенесс, был сбит. Право на победу над первым самолетом этого типа приписывается разным пилотам.

10 августа 1937 года прибыла очередная партия И-16 в количестве 62 экземпляров. Очевидно. это были машины тип 6, т.е. экспортного исполнения, которые были выполнены более качественно и на заводе № 21 подвергались усиленному приемочному контролю.В то же время ничего не известно о дополнительном третьем пулемете, о его установке на И-16 не обмолвился ни один из участников событий в Испании. В августе 1937 года в Испанию прибыла очередная группа советских летчиков — были сформированы эскадрильи Александра Гусева и Ивана Девотченко.В начале сентября еще двумя советскими эскадрильями командовали Плешенко и Стариков, Смирнов, Шипитов и Прыгунов командовали эскадрильями испанских пилотов. В середине сентября общая численность И-16 на всех участках боевых действии — на севере, центре и юге — оценивалась в 115 экземпляров.

По состоянию на 21 мая 1938 года общая численность боеспособных «москас» в Испании составляла 43 экземпляра. Кроме двух советских эскадрилий (2-й и 5-й) активно действовали три испанские эскадрильи — 1-я, 3-я и 4-я. В начале августа 1938 т. республиканцы получили 90 новых И-16 тип 10. Эта поставка позволила во многом нормализовать положение с истребителями и сформировать новые эскадрильи. После установки высотных двигателей на самолеты 4-й эскадрильи, летчики стали летать с кислородными масками, за что их шутливо прозвали эскадрильей «сосунков». По заявлению Антонио Ариас 18 сентября 1938 г. в воздушном бою над рекой Эбро, две шестерки «сосунков» внезапно атаковали сверху две восьмерки «Мессершмиттов» и сбили четыре из них. Осенью 1938 года в воздушных боях участвуют преимущественно испанские летчики. В соответствии с заявлением республиканского правительства о выводе всех бойцов, не имеющих испанского гражданства, в конце сентября советские летчики были отозваны на родину.Война неуклонно шла к завершению.

Читать еще:  Боевое применение ПП-91 "Кедр", ПП-9 "Клин" и "Клин-2" - пистолеты-пулеметы

В 1941 года ВВС Красной Армии получили дополнительно полторы сотни «ишачков», о которых казалось, уже следовало забыть. Поступили эти самолеты из Китая, с авиационного сборочного завода, расположенного в 47 км от города Урумчи. Завод этот был построен специально для сборки И-16 и являлся своеобразным форпостом советской авиапромышленности в самом центре Азии. В официальных документах прслнринтис обозначалось как авиазавод № 600 в Западном Китае. Перегонка готовых И-16 сюда по воздуху в 1940 году практически прекратилась, теперь истребители доставлялись на грузовиках в виде комплектов деталей. Сборка самолетов и осуществлялась на заводе № 600.

  • Михаил Маслов Истребитель И-16
  • «Война в воздухе»
  • О.Д.Хлопотов «История военной авиации от первых летательных аппаратов до реактивных самолётов.»
  • В.П.Иванов. Самолеты Н.Н.Поликарпова
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Истребитель И-16: принявший первый удар

Истребитель И-16 (в войсках его называли «Ишачок») — советский истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова. Первый полет машина совершила в 1933 году, и в то время И-16 можно было назвать одним из лучших истребителей в мире.

Стоит особо отметить, что в то время среди военных была принята идея о том, что в воздушном бою должны быть задействованы два истребителя: маневренный и скоростной. Именно поэтому на вооружение были приняты одновременно моноплан И-16 и биплан И-15. Предполагалось, что первый догонит противника и завяжет схватку, а И-15, подойдя позже, сможет добить его в маневренном бою.

Самолет получил боевое крещение в Испании, где хорошо показал себя в боях с Bf-109B. Также истребитель применялся в Японо-китайской войне, в Советско-финской войне. К 1940-му году стало понятно, что истребитель И-16 морально устаревает. Ему на замену появляются истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Ми-Г-3, а Поликарпов создает И-180 и И-185. Однако именно на этой машине советские летчики в первые дни войны боролись за господство в воздухе с летчиками люфтваффе, которые к тому времени получили Bf-109F, а позже и Bf-109G.

Интересные факты

Вопреки расхожему мнению, И-16 уступали самолетам противника, но не по всем характеристикам. По отзывам летчиков, истребители имели меньшую скорость, но лучшую маневренность, что давало им преимущество в ближнем бою, а кроме того, играло большую роль то, что самолет был хорошо изучен как летным составом, так и наземными службами. По данным немецких источников, первые недели боев были единственным периодом за всю войну, когда еженедельные потери самолетов авиации Германии на Восточном фронте выражались трехзначным числом.

По одной из версий, именно на И-16 был сбит первый немецкий самолет во время ВОВ.

Огромное количество самолетов И-16 было уничтожено на аэродромах в первые дни войны.

В составе 13-го истребительного полка самолеты были задействованы на Ленинградском фронте. Только в марте 1942 года летчиками полка было сбито 54 немецких самолета, при этом потеряно было лишь две машины.

И-16 стал первым в СССР серийным самолетом с убирающимися шасси. Однако для того, чтобы убрать их, пилоту приходилось одной рукой управлять самолетом, а другой — крутить специальную ручку.

Одна из особенностей машины — задняя центровка. Поэтому машина была очень маневренной, но строгой в пилотировании, не прощала пилотам ошибок.

В 1930-х И-16 был символом авиации РККА. На нем выступала пилотажная группа «Красная пятерка».

В Испании франкисты называли И-16 Rata («крыса»), а республиканцы — Mosca («муха»).

В 1941-1942 годах более десяти летчиков люфтваффе погибли или получили травмы, выполняя полеты на трофейных УТИ-4 (И-16).

Всего с 1934 по 1942 год выпущено 10 076 самолетов И-16.

Характеристики (И-16 тип 28)

Взлетная масса — 1 980 кг; скорость — 460 км/ч; практический потолок — 9 900 м; дальность — 440 км; вооружение — два 7,62-мм пулемета ШКАС, две 20-мм пушки ШВАК.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector