3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Х-35 (3М24) «Уран» — противокорабельная крылатая ракета

Х-35 (3М24) «Уран» — противокорабельная крылатая ракета

Про­ти­во­ко­ра­бель­ная кры­ла­тая ра­ке­та Х-35 (3М24) «Уран» пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния бы­ст­ро­ход­ных ра­кет­ных, тор­пед­ных и ар­тил­ле­рий­ских ка­те­ров и дру­гих над­вод­ных ко­раб­лей во­до­из­ме­ще­ни­ем до 5000 т, дей­ст­вую­щих са­мо­стоя­тель­но или в со­ста­ве кон­во­ев и де­сант­ных от­ря­дов днём и но­чью, в про­стых и слож­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях, в ус­ло­ви­ях ра­дио­элек­трон­но­го и ог­не­во­го про­ти­во­дей­ст­вия.

Х-35 яв­ля­ет­ся доз­ву­ко­вым ле­та­тель­ным ап­па­ра­том, вы­пол­нен­ным по нор­маль­ной аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме с рас­по­ло­жен­ным в ниж­ней час­ти кор­пу­са воз­ду­хо­за­бор­ни­ком тра­пе­цие­вид­но­го се­че­ния ти­па «по­лу­уто­п­лен­ный тон­нель», Х-об­раз­ным рас­по­ло­же­ни­ем кон­со­лей кры­ла и ста­би­ли­за­то­ров. На ра­ке­тах мор­ско­го, на­зем­но­го и вер­то­лёт­но­го ба­зи­ро­ва­ния кры­ло и ста­би­ли­за­то­ры склад­ные. Пла­нер ра­ке­ты — свар­ной, из­го­тов­лен из алю­ми­ние­вых спла­вов. ГСН за­кры­та ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем из стек­ло­тек­сто­ли­та ЭДТ-10кв.

Дви­га­тель­ная ус­та­нов­ка вклю­ча­ет ма­ло­га­ба­рит­ный мар­ше­вый двух­кон­тур­ный тур­бо­ре­ак­тив­ный дви­га­тель ТРДД-50АТ и стар­то­вый твер­до­то­п­лив­ный ра­кет­ный ус­ко­ри­тель, сбра­сы­вае­мый по­сле от­ра­бот­ки (на ра­ке­тах са­мо­лёт­но­го ба­зи­ро­ва­ния от­сут­ст­ву­ет). За­пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при по­мо­щи пи­ро­стар­те­ра. Тя­га — 450 кгс. Диа­метр — 330 мм, дли­на — 850 мм. Су­хой вес — 82 кг.

Сис­те­ма управ­ле­ния — ком­би­ни­ро­ван­ная, вклю­ча­ет инер­ци­аль­ную сис­те­му и ак­тив­ную ра­дио­ло­ка­ци­он­ную го­лов­ку са­мо­на­ве­де­ния АРГС-35 для ко­неч­но­го уча­ст­ка. АРГС-35 обес­пе­чи­ва­ет об­на­ру­же­ние над­вод­ной це­ли; вы­бор це­ли, под­ле­жа­щей по­ра­же­нию; оп­ре­де­ле­ние по­ло­же­ния це­ли по ази­му­ту и уг­лу мес­та, даль­но­сти до це­ли и ско­ро­сти сбли­же­ния с це­лью; вы­да­чу оп­ре­де­ляе­мых ко­ор­ди­нат це­ли в сис­те­му на­ве­де­ния ра­ке­ты. Мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на как при оди­ноч­ном, так и при груп­по­вом при­ме­не­нии ра­кет. Обес­пе­чи­ва­ет на­ве­де­ние ра­ке­ты на цель в сек­то­ре уг­лов по ази­му­ту ±45°, по уг­лу мес­та — от +10° до -20°. Мак­си­маль­ная даль­ность дей­ст­вия — до 20 км. Мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на в лю­бое вре­мя су­ток при тем­пе­ра­ту­ре ок­ру­жаю­ще­го воз­ду­ха ±50°С, при осад­ках с ин­тен­сив­но­стью до 8 мм/ч, вол­не­нии мо­ря до 6 бал­лов.

Для по­лё­та на сверх­ма­лых вы­со­тах (5-10 м, на ко­неч­ном уча­ст­ке — 3-5 м) над по­верх­но­стью мо­ря на ра­ке­тах Х-35 ус­та­нов­лен ра­дио­ло­ка­ци­он­ный вы­со­то­мер РВЭ, со­стоя­щий из бло­ка приё­мо­пе­ре­дат­чи­ка и двух ан­тенн. Он по­зво­ля­ет с вы­со­кой точ­но­стью (до 1 мет­ра) оп­ре­де­лять вы­со­ту по­лё­та ра­ке­ты в пре­де­лах от 1 до 5000 мет­ров, да­же при её ак­тив­ном ма­нев­ри­ро­ва­нии (±15° по кре­ну и ±20° по уг­лу тан­га­жа).

Бор­то­вой ком­плекс управ­ле­ния с ком­би­ни­ро­ван­ной сис­те­мой на­ве­де­ния и ра­дио­вы­со­то­мет­ром по­зво­ля­ют ра­ке­те со­вер­шать по­лёт к це­ли на пре­дель­но ма­лых вы­со­тах с вы­со­кой доз­ву­ко­вой ско­ро­стью. Управ­ле­ние ра­ке­той в по­ле­те, ее ста­би­ли­за­ция на за­дан­ной тра­ек­то­рии и вы­вод в рай­он пред­по­ла­гае­мо­го на­хо­ж­де­ния це­ли обес­пе­чи­ва­ет инер­ци­он­ная сис­те­ма управ­ле­ния.

Читать еще:  ВСС "Винторез" - снайперская винтовка

При об­лу­че­нии РЛС про­тив­ни­ка ра­ке­та мо­жет вы­пол­нять про­ти­во­зе­нит­ные ма­нев­ры «гор­ка» и «змей­ка».

Бое­вая часть — про­ни­каю­щая ос­ко­лоч­но-фу­гас­ная. Мас­са — 145 кг. Под­рыв БЧ про­ис­хо­дит по сиг­на­лам кон­такт­но­го взры­ва­тель­но­го уст­рой­ст­ва при по­па­да­нии в цель или при про­лё­те над це­лью.

Хра­не­ние, транс­пор­ти­ров­ка и бое­вое при­ме­не­ние ра­кет мор­ско­го и на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в транс­порт­но-пус­ко­вом кон­тей­не­ре. В цен­траль­ной час­ти ТПК име­ют пря­мо­уголь­ные шпан­го­уты для объ­е­ди­не­ния их в па­ке­ты и кре­п­ле­ния на пус­ко­вой ус­та­нов­ке. Воз­мож­но по­втор­ное ис­поль­зо­ва­ние кон­тей­не­ра по­сле про­ве­де­ния вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот.

Для авиа­ци­он­но­го ва­ри­ан­та ра­ке­ты Х-35 ис­поль­зу­ют­ся авиа­ци­он­ные пус­ко­вые ус­та­нов­ки (АПУ), ко­то­рые пред­на­зна­че­ны для на­деж­но­го кре­п­ле­ния ПКР к но­си­те­лю и обес­пе­че­ния свя­зи бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры сис­те­мы управ­ле­ния с са­мо­лет­ны­ми или вер­то­лет­ны­ми при­бо­ра­ми сис­те­мы на­ве­де­ния и обес­пе­че­ния ра­ке­ты. В ка­че­ст­ве АПУ мо­гут ис­поль­зо­вать­ся АПУ-78 или АКУ-58.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Х-35 / 3М24 — SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ «Звезда» начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса «Уран» принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР «Экзосет» в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ «Звезда» (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор — В.Н.Бугайский (позже — В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса — Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) — Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке «Мосаэрошоу-1992».

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Читать еще:  Модификации СР-3 «Вихрь» - малогабаритный автомат

Пусковое оборудование:
— наземная полигонная пусковая установка — обеспечивался наклонный пуск из ТПК.

— корабельная пусковая установка 3С-24 с наклонным размещением пакета из 4 ТПК.


Модуль пусковой установки 3С-24 комплекса «Уран» на одном из кораблей (http://forums.airbase.ru).


Пусковые установки 3С-24 комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» Черноморского флота ВМФ России, 24.10.2008 г. (фото — А.Бричевский, http://forums.airbase.ru).

— авиационная АПУ-58 / ПУ-58 разработки МКБ «Вымпел» (источник).
Длина АПУ — 3810 мм
Ширина АПУ — 130 мм
Высота АПУ — 220 мм
Масса АПУ — 185 кг

Ракета Х-35 / 3М24:
Конструкция — Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с двигателем расположенным в хвостовой части ракеты с подфюзеляжным воздухозаборником. Крылья выполнялись складными — с раскрывом после выхода из ТПК на морском варианте ракетного комплекса. Для авиационного применения крыло выполнялось цельным для облегчения конструкции. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.


Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и, вероятно, вертолетного вариантов компоновки (http://www.airwar.ru/).


Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены: 1 — головка самонаведения АГРС-35, 2 — проникающая боевая часть, 3 — инерциальная система управления; 4 — топливный бак, 5 — маршевый ТРДД, 6 — аэродинамические рули, 7 — стартовый РДТТ, 8 — стабилизаторы стартового РДТТ, 9 — рулевые машинки, 10 — механизм подачи топлива, 11 — воздухозаборник (источник).

Система управления и наведение: бортовая система управления — инерциальная с использованием ЭВМ, радиовысотомера и автопилота — одна из первых цифровых СУ в СССР. Отработка цифровой СУ велась на стендах ГосНИИАС (источник). Головка самонаведения — активная радиолокационная АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС». Головной обтекатель выполнен из стектотекстолита ЭДТ-10кв (источник).
Длина — 700 мм
Диаметр — 420 мм
Масса АРГС — 47.5 кг
Зона обзора АРГС:
— по азимуту — сектор 90 град.
— по углу места — от -20 град до +10 град
Дальность захвата цели — 20 км

Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) ракетного комплекса разработана ОКБ «ТемпАвиа», главный конструктор — А.Г.Чумаков (источник). Ввод полетного задания, подготовка к пуску и осуществление пуска автоматизированы.

Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр «змейка» для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели (источник).

Ракета Х-35У — инерциальная система управления с блоком спутниковой навигации и активно-пассивной РГСН.
Дальность захвата цели — 50 км

По данным на середину 1990-х годов разрабатывался вариант ракеты с тепловизионной ГСН (источник).

Читать еще:  Шпага кавалерийская офицерская 1730-х гг.

Двигательная установка:
— стартовый РДТТ — применяется на всех вариантах ракеты кроме авиационного для пуска с самолетов. На вертолетном варианта РДТТ уменьшен суммарный импульс двигателя.

— маршевый — ТРДД, запуск двигателя после старта производится с помощью пиростартера.

Ракетный комплекс «Уран».

Приветствую на канале!

Русский флот имеет в своем распоряжении ракетные комплексы разной дальности. Самой мощной является П-100 «Вулкан», чуть попроще П-700 «Гранит», «Калибр», «Оникс» и другие. Но какая из ракет занимает нишу ближнего боя? Это Х-35 . Изначально она создавалась как аналог американскому « Гарпуну », однако по некоторым показателям превзошла его, например, в системе самонаведения.

Говоря об истории создания комплекса, стоит отметить, что разрабатывали его очень и очень долго – начало разработки датируется аж 1977 годом. Испытания начали в 1983 . Однако затем наступили «лихие 90-е» и наш флот был вынужден забыть на время про новый комплекс. Однако ситуацию спасла Индия, куда продали « Уран-Э ». А в 2004 году комплекс добрался и до нашего флота.

Описание .
Комплекс «Уран» является универсальным – его могут применять современные истребители, корабли и береговые комплексы. Однако сегодня мы поговорим про корабельную модификацию. Основой комплекса является ракета Х-35 У – это легкая тактическая крылатая ракета с дальностью пуска до 260 километров. В конструкции отсутствует технология «стелс», но размеры ракеты и другие конструктивные особенности в совокупности дают низкий ЭПР, что затрудняет обнаружение системами ПВО противника. К цели ракета подходит на высоте около 3 х метров и при подлете скорость вырастает до почти 1100 километров в час, что в свою очередь также создает проблемы для ПВО.

Однако уникальной ракету делает её головка самонаведения, которая может быть, как радиолокационной, так и тепловизионной. Радиолокационная голова может работать в условиях активного подавления, радиоэлектронной борьбы. Боевая часть ракеты способна потопить корабль, водоизмещение которого до 5000 тонн – «Арли Бёрк» одной, конечно, не пустить на дно, но повреждения можно нанести приличные.

Достоинства и недостатки комплекса .
Из плюсов хотелось бы отметить, что «Уран» является универсальным, легким в производстве, ракетным комплексом, который создавался, в первую очередь, для борьбы с кораблями противника в ближней морской зоне. Поэтому его устанавливают на соответствующих кораблях – ракетных катерах, МРК, корветах и некоторых фрегатах.

Кстати, есть возможность установки на корабли проекта 22460 «Охотник», созданные для Пограничной службы ФСБ России. Вторым достоинством является совокупность его характеристик, что делает эту относительно дешевую ракету крайне эффективной в своем классе. Из минусов можно заметить, что ракету очень долго «учили» бить по наземным целям, однако точно не известно, успешно ли.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector