3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение БАИ — средний бронеавтомобиль

Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10

В 1938 году на вооружение Красной Армии был принят средний бронеавтомобиль под обозначением БА-10, который был разработан в 1937 года на Ижорском заводе группой конструкторов в составе достаточно известных специалистов: В. А. Грачева, О. В. Дыбова и А. А. Липгарта. Данный бронеавтомобиль представлял из себя дальнейшее развитие советских бронеавтомобилей БА-3, БА-6 и серийно производился с 1938 по август 1941 года. Всего за этот период удалось собрать 3291 бронеавтомобиль БА-10, что автоматически сделало его самым массовым советским бронеавтомобилем довоенной постройки, а также самым массовым средним бронеавтомобилем. Данная машина достаточно успешно применялась советскими войсками в боях на Халхин-Голе, во время зимней войны с Финляндией, а также практически на всем протяжении Великой Отечественной. Некоторая часть БА-10 была поставлена Монголии, кроме того, некоторое количество трофейных автомобилей данного типа использовали армии Германии и Финляндии.

Историю данного бронеавтомобиля необходимо начать еще с 1927 года, когда был готов технический проект нового бронеавтомобиля, получившего название БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Постройкой данной машины занялись на Ижорском заводе. В 1938 году после проведения серии успешных испытаний данная машина под обозначением БА-27 обр. 1928 года была принята на вооружение РККА. Первоначально она производилась на базе шасси грузовика АМО-Ф-15, но уже с лета 1929 года базой для бронеавтомобиля стало новейшее для того времени шасси полуторатонного грузовика «Форд-АА», который оснащался четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, развивавшим мощность в 40 л.с.

До конца 1931 года было выпущено всего около сотни бронеавтомобилей БА-27. Многие из них приняли активное участие в боях с китайцами на КВЖД и в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии. Бронеавтомобиль обладал массой в 4,14 тонны и имел бронирование на уровне 4-7 мм. Его главным вооружением была 37-мм пушка конструкции барона Михаила Федоровича фон Розенберга – дяди того самого Альфреда Розенберга, который являлся одни из идеологов НСДАП. Данное орудие, обладая длиной ствола всего лишь в 19 калибров, имело слабую бронепробиваемость и было непригодно для борьбы с танками. На расстоянии в 200 метров его снаряд пробивал броню в 10 мм, на расстоянии в 100 метров – 12 мм.

Полностью осознавая беспомощность данного бронеавтомобиля в борьбе с танками противника, в СССР начали работы над более совершенным бронеавтомобилем. Стремясь усилить огневые возможности машины, в 1934 году конструкторами был разработан новый бронеавтомобиль БА-3, который получил башню от танка Т-26. Разнообразные по назначению 45-мм снаряды установленной в данной башне пушки имели существенно большую начальную скорость и пробитие, а совершенная система наводки помогала вести достаточно точный, прицельный огонь.

К 1935 году на Горьковском заводе было освоено производство нового грузового автомобиля ГАЗ-ААА, имеющего трехосное шасси. По сути это был трехосный вариант полуторки, у которого два задних моста были ведущими. В том же 1935 году ворота завода покинул новый бронеавтомобиль, получивший название БА-6. Его бронирование было увеличено и доведено до 9-мм. Еще через год он был заменен в производстве версией БА-6М и, наконец, в 1938 году методом проб и ошибок был создан новый средний бронеавтомобиль БА-10. Базой для него послужило шасси грузовика ГАЗ-ААА, но с укороченной рамой. Ее задняя часть была сокращена на 400 мм, а из средней части вырезали 200 мм.

Параллельно с ним был спроектирован еще один бронеавтомобиль – БА-9, который вооружался одним 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДК, который устанавливался в башне вместо стандартной спаренной пушечно-пулеметной установки. Данная машина проходила испытания весной 1937 года. После этого даже было принято решение о ее серийном выпуске, но по причине отсутствия должного количества крупнокалиберных пулеметов БА-9 серийно не производился.

Бронеавтомобиль БА-10 был спроектирован по классической компоновочной схеме, которая предусматривала переднее расположение двигательной установки. Две пары задних колес были ведущими, передние были управляемыми. Экипаж бронеавтомобиля включал в себя 4 человека: водителя, командира машины, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составлял 4655 мм, ширина – 2070 мм, высота – 2210 мм. Боевая масса машины составляла – 5,14 т., что позволяло БА-10, оснащенному 50-сильным двигателем М-1, развивать по шоссе скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль отличался хорошей проходимость, а благодаря низко подвешенным, свободно вращающимся запасным колесам мог спокойно преодолевать даже траншеи.

Корпус бронеавтомобиля был полностью закрытый, клепано-сварной, он производился из листов катаной стали разной толщины, которые везде были установлены с рациональными углами наклона, что увеличивало степень защищенности экипажа. Для изготовления днища применялись листы толщиной в 4 мм, для крыши – 6 мм листы, бортовое бронирование корпуса имело толщину в 8-9-мм, а лобовые детали бронеавтомобиля были представлены листами толщиной в 10-мм. Топливные баки БА-10 прикрывались также дополнительными бронелистами. Для посадки и высадки экипажа по бортам располагались прямоугольные двери, имеющие небольшие окна, которые оборудовались бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей применялись внутренние петли, что позволяло сократить количество мелких деталей на внешней поверхности корпуса.

За отделением управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась на уровне ниже крыши кабины водителя. За счет применения ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось уменьшить общую высоту машины. Непосредственно над боевым отделением находилась сварная коническая башня кругового вращения, имеющая большой полукруглый люк, с откидывающейся вперед крышкой. Через люк можно было попасть в машину или покинуть ее, а также осуществлять наблюдение за местностью. Помимо этого, в боевой обстановке обзор обеспечивался за счет смотровых щелей, которые находились в бортах башни.

В качестве основного вооружения БА-10 использовалась 45-мм пушка 20К обр. 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, установленные в цилиндрической маске двухместной башни. Пушка служила для борьбы с бронетехникой противника: танками, самоходками, бронемашинами. Для 1930-х годов ее бронепробиваемость была более чем достаточной. На расстоянии в 500 метров по нормали снаряд, выпущенной из данной пушки, мог пробить 43-мм броню.

Обладало орудие и возможностями борьбы с пехотой. Для этого оно оснащалось картечью и осколочной гранатой. 45-мм осколочная гранта при взрыве образовывала около 100 осколков, которые сохраняли свою убойную силу при разлете в глубину на 5-7 метров и по фронту на 15 метров. Картечные же пули при стрельбе образовывали зону поражения на расстоянии в 60 метров по фронту и до 400 метров в глубину. Помимо этого в боекомплект орудия могли включаться бронебойно-химические и дымовые снаряды. Бронебойно-химические снаряды предназначались для отравления гарнизонов ДОТов и экипажей танков. Они содержали до 16 г. состава, которые в ходе химической реакции превращался в синильную кислоту.

Читать еще:  Статьи 9К51 БМ-21 «Град» - 122-мм реактивная система залпового огня

Наведения оружия на цель в вертикальной плоскости производилось в секторе от -2 до +20 градусов. В состав боекомплекта БА-10 входили 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Круговое вращение башни производилось при помощи ручного механизма поворота. Для ведения прицельного огня в распоряжении командира и наводчика машины имелся перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 года и телескопический прицел ТОП образца 1930 года.

В передней части бронеавтомобиля располагался моторный отсек, в котором устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, имеющий рабочий объем в 3280 см3, данный двигатель развивал максимальную мощность в 50 л.с. при 2200 об/мин, что позволяло БА-10 передвигаться по дорогам, имеющим твердое покрытие, со скоростью до 53 км/ч. С учетом полной заправки бронеавтомобиль мог преодолеть от 260 до 305 км. в зависимости от состояния дорожного покрытия. С двигателем ГАЗ-М1 взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехступенчатая коробка передач (4 вперед, 1 назад), однодисковое сцепление сухого трения, демультипликатор, главная передача, карданная передача, механические тормоза. При этом тормоза с передних колес машины были сняты и был введен центральный тормоз в трансмиссии.

Ходовая часть бронеавтомобиля была трехосной и неполноприводной (6×4). В ходовой части использовались шины ГК размером 6,50-20. На передней оси БА-10 были установлены односкатные колеса, на двух задних ведущих осях – двухскатные. Запасные колеса устанавливались по бортам корпуса и свободно вращались на своих осях. Такая схема не позволяла бронеавтомобилю сесть на днище и облегчала преодоление различных препятствий: рвов, окопов и насыпей. Он легко преодолевал подъемы крутизной в 24°, а также броды глубиной до 0,6 метра. Для увеличения проходимости машины на задние скаты могли устанавливаться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл». Передние колеса БА-10 прикрывали крылья обтекаемой формы, задние прикрывались широкими и плоскими крыльями, которые образовывали над колесами полки, на которых закреплялись различные ящики с инструментами, с запасными частями и другим штатным снаряжением.

Со временем увидела свет и модернизированная версия машины – БА-10М, которая отличалась новыми бензобаками емкостью по 54,5 литра каждый. Бензобаки были расположены в специальных бронекожухах по бортам машины вдоль крыльев задних колес. Бензопроводы проходили по днищу машины и были уложены в специальные бронированные планки. Ходовые качества от этого не улучшились, но живучесть машины в боевых условиях удалось повысить, так как в случае пробития топливных баков горючее выливалось наружу корпуса. Помимо этого БА-10М получил бронезащиту пулеметной установки, смонтированной в корпусе по ходу движения, ящик ЗИП для прицельного оборудования, а также новый поворотный механизм башни. Также на бронеавтомобиле изменили установку глушителя и ввели ряд других несущественных усовершенствований, которые делали работу экипажа более комфортной. При этом масса БА-10М составила 5500 кг., что никак не отразилось на динамических качествах машины. Стоит отметить, что из-за дефицита в СССР радиооборудования далеко не все бронеавтомобили были оснащены радиостанциями 71-ТК-1.

Боевое применение БАИ — средний бронеавтомобиль

История создания и конструкция БА-10 Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол . К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта. Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ. Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.
В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.

Экипаж бронеавтомобиля БА-10 П.Ф. Мороза (крайний справа). 9-я мотоброневая бригада, июль 1939 года. В бою 3 июля он уничтожил японский грузовик с пехотой и под огнем противника спас экипаж подбитого броневика политрука роты Насырина.

Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.
Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков. При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить. Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10.
В результате боёв выяснилось:
1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.
2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.
3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.
4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.
5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».
К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.
В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) – до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат.
В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.
В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.
В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.
Однако несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.
Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами Оверолл, надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 не мецких солдат. К полудню город был взят.

Читать еще:  Боевое применение 9К57 БМ-27 «Ураган» - 220-мм реактивная система залпового огня

В небольшом количестве средние бронеавтомобили использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Например, в только что сформированной 5-й гвардейской танковой армии к 30 марта 1943 года имелось 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне (кроме них в батальоне было 7 Т-70 и 10 БА-64) и 17 БА-10 в составе 53-й мотострелковой бригады. К 10 июня 1943 года, когда 5-я гвардейская танковая армия уже находилась в составе Степного фронта, она имела лишь 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне. Эти машины использовались в боях на белгородском направлении и под Харьковом в июле — августе 1943 года.
Накануне Курской битвы — 1 июля 1943 года — в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 — по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в «прочих частях фронта».
Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях. Например, по состоянию на 15 декабря 1944 года в составе войск 18-й армии имелось всего 6 бронемашин — 5 БА-64 и 1 БА-10. А в частях 2-го Белорусского фронта к 14 апреля 1945 года еще числилось 14 пушечных броневиков — 1 БА-10 в 65-й армии и 13 в 19-й армии (3 БА-10 и 3 БА-ЗМ в 97-й роте охраны штаба, 3 БА-10 в 132-м и 1 БА-10 в 40-м гвардейском стрелковых корпусах).

БА-10М, захваченный немцами и используемый в Вермахте. У немцев БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин.

В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин теми частями, которые их захватили. Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.

Бронеавтомобиль БА-10М финской армии. Лето 1955 года. В ходе модернизации машина приобрела ряд заметных отличий от оригинала.

В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось — по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа. В 1943 году броневики прошли модернизацию — на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.

Читать еще:  Видео Су-24 - фронтовой бомбардировщик

Заключительным аккордом БА-10 стала советско-японская война 1945 года — в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось множество танков Т — 26 , БТ- 7 и, бронеавтомобилей БА-10. Вся эта техника с успехом использовалась против японцев, а по окончании боевых действий была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Применялся он также во время войны в Корее.

Средние бронеавтомобили БАИ,БА-3,БА-6

Средний бронеавтомобиль БА-6

Бронеавтомобиль БАИ

В 1932 году на Ижорском заводе был создан бронеавтомобиль БАИ (БронеАвтомобиль Ижорский) на трехосном шасси «Форд-Тимкен». Руководителем проекта был А.Д.Кузьмин. БАИ был первым в Советском Союзе броневиком с полностью сварным корпусом. Машина имела три двери для посадки экипажа, на крыше устанавливалась цилиндрическая башня с 37-мм танковой пушкой ПС-1 (34 снаряда) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя.

За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Масса БАИ составляла 5 тонн, толщина брони — 4-8 мм, скорость 60 км/ч, а запас хода — 150 км.
Бронеавтомобиль БАИ, был во многом опытной конструкцией, поэтому в 1933—1934 годах их изготовили совсем немного — 90 машин.

Характеристики средних бронеавтомобилей БАИ,БА-3,БА-6

Характеристики приведены для БА-6

Бронеавтомобиль БА-3

В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель БАИ — БА-3. Корпус был удлинен на 50-мм, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей.

Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением, заимствованная от танка Т-26, но с уменьшением толщины брони до 8 мм. Вооружение осталось неизменным — 45-мм пушка 20К обр. 1932 г. (60 снарядов) и пулемет ДТ. Боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля.

Специально для БА-3 были созданы и съемные вездеходные гусеницы, хорошо известный нам «Оверолл». Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10—15 мин.

Машина успешно прошла испытания (при условии усиления передней подвески и улучшения системы охлаждения двигателя) и была принята к производству. В период с 1934 по 1935 год Ижорский и Выксинский завод изготовили 180 бронеавтомобилей БА-3.

Чертеж бронеавтомобиля БА-6

Бронеавтомобиль БА-6

В 1935 году на заводе ГАЗ был налажен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод разработал новый броневик на основе БА-3, БА-6. Никаких существенных отличий в корпусе и вооружении БА-6 не имел и отличить его от БА-3 можно только по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 —1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса.

На БА-6 впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине, а также облегченному шасси ГАЗ-ААА, по сравнению с «Форд-Тимкен», массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров. Ещё одно существенное отличие БА-6, это использование отечественного карбюраторного двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.

Полный отказ от импортных составляющих положительно сказался на скорости и объемах производства — за период с 1936 по 1938 годы Ижорский завод сумел выпустить 386 бронеавтомобилей БА-6.

Модификации бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Железно-дорожный вариант. ЖД вариант был разработан ещё для БА-3, но серийно не производился. С БА-6 дело было доведено до конца — у БА-6ЖД, при переходе с колесного хода на рельсовый, на переднем и заднем мостах вместо пневматиков устанавливались железнодорожные скаты, а рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6ЖД развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч.

БА-6М. В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика БА-6М с башней в виде усеченного конуса, с броней доведенной до 10-мм и 50-сильным двигателем М-1. В связи с установкой конической башни и уменьшением объема боевого отделения боекомплект сократили до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ.
Емкость топливных баков увеличили с 65 до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля возрос со 197 км до 250 км. За счет более рациональной компоновки, несмотря на усиление броневой защиты, масса броневика снизилась до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе возросла до 52 км/ч. В серию БА-6М не пошел.

БА-9. В 1936 г. на Ижорском заводе был построен бронеавтомобиль БА-9 («облегченный БА-6М»), вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. При этом в башне устанавливался только крупнокалиберный пулемет, 7,62-мм пулемет ДТ размещался в шаровой опоре лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 1000 патронов к пулемету ДК и 1512 патронов к пулемету ДТ.
Боевая масса сократилась до 4,5 т., скорость по шоссе возросла до 55 км/ч., существенно увеличился запас хода за счет увеличения емкости топливных баков. Интересно, что БА-9 получил «зеленый свет» от самого К.Е.Ворошилова (в то время нарком обороны), но все уперлось в нехватку пулеметов ДК. В дальнейшем к идее БА-9 уже не возвращались.

Боевое применение бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии, причем большая их часть была сосредоточена на Дальнем Востоке.

Три бригады (7,8,9) по 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей, принимали участие в боях с японскими войсками у р.Халхин-Гол. В период с 1936 по 1938 г.г. в Испанию было поставлено 7 БАИ и 80 БА-6, где БА-6 успешно боролись с танками противника. Оставшиеся броневики служили в Испании до 50-х годов. Поставлялись эти машины в Турцию (БА-3), Монголию.

На западе БА-3 и БА-6 принимали участие в Польском походе, в Советско-Финской войне (финны захватили несколько БА-6 и эксплуатировали их до середины 50-х 20 века) и, в некотором количестве, в Великой Отечественной войне, где упоминания о них встречается до 1942 года.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: