6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение АСУ-57 — 57-мм артиллерийская самоходная установка

АСУ-57 – противотанковое самоходное орудие воздушно-десантных подразделений

Самоходное противотанковое орудие авиадесантного назначения было построено на оригинальном шасси, сконструированном на ОКБ-40. Испытания на полигоне АСУ-57 проходят в апреле 49 году. В июне того же года машина проходит войсковые испытания. В серию АСУ-57 запускают в 51 году. Орудия для установки «Ч-51» и «Ч-51М» производил завод №106, шасси собирали на ММЗ, на этом же заводе производилась полная сборка самоходного орудия АСУ-57.

Окончание 2МВ ознаменовалось созданием новых образцов различного вооружения, техники для всех родов войск, в том числе для ВДВ. Ранее при строительстве техники для авиадесантирования обращали внимание на облегченные танки. Известна попытка англичан отойти от этого принципа и создать полузакрытого типа самоходную установку «Алекто» с орудием калибра 57 мм на шасси облегченного танка. Проект англичане не реализовали. Для подразделений ВДВ, после десантирования к месту назначения, наибольшую опасность составляют механизированные и танковые подразделения. В Советском союзе в данной области конструкторы сосредоточились на создании противотанковой АСУ. Полностью от идеи танка для воздушно-десантных войск военное ведомство не отказывается, но одним из основных видов бронированной техникой ВДВ на продолжительное время становится АСУ. Легкие и маневренные АСУ, увеличили мобильность десантных подразделений, выполняя при этом функции транспорта для перемещения личного состава.

Октябрь 46 года. Конструкторы Горьковского завода №92 начали разработку орудия калибра 76 мм, конструкторы Мытищинского завода №40 начали разработку оригинального шасси для проекта авиадесантной установки. Март 47 года. Готов эскиз оригинального шасси под названием «объект 570». Ноябрь 47 года. Готовы первые опытные образцы орудий «ЛС-76С». Пушки передаются на завод в Мытищах, где ими комплектуют готовые шасси. В декабре этого же года первая самоходка готова к проведению испытаний. Начало 48 года. Самоходка начала проходить заводские испытания. К середине года опытный образец вошел в серию полигонных испытаний. К концу года образец орудия ЛБ-76С получает название Д-56С и готов е серийному производству. Середина 49 года. Четыре опытных авиадесантных САУ проходят восковые испытания в 38 корпусе ВДВ. 17 декабря 49 года постановлением СМ СССР САУ принимают на вооружение под названием АСУ-76. Это первая бронированная машина, поступившая в ВС СССР специально для подразделений ВДВ.

Конструкторские работы по созданию легкой и маневренной САУ с орудием калибра 57 мм велись параллельно с САУ с орудием калибра 76 мм. 48 год. Разрабатывается проект самоходной установки с автоматическим орудием 113П калибра 57 мм. Орудие 113П изначально планировалось установить на самолет-истребитель, но Як-9-57 не проходит заводские испытания. Была предложена самоходка весом менее 3200 килограммов и командой в два человека. Но данное САУ не смогла обеспечить требуемый прицельный огонь. Следующий проект в 49 году предложили на ВРЗ№2 – К-73. Основные характеристики:
— вес 3.4 тонны;
— высота 140 сантиметров;
— вооружение: орудие Ч-51 калибра 57 мм и пулеметами СГ-43 калибра 7.62 мм;
— боезапас: 30 боеприпасов к орудию, 400 боеприпасов к пулеметам;
— бронезащита 6 мм;
— двигатель карбюраторного типа ГАЗ-51 в 70 л.с;
— скорость хода до 54 км/ч;
— скорость хода на воде до 8 км/ч.

Данная самоходка не выдержала конкуренции с АСУ-57 из-за характеристик проходимости. Образец самоходки АСУ-57 под названием «объект 572» с орудием калибра 57 мм «Ч-51» создают в 48 году. Собрали «объект 572» на заводе №40. Полигонные и войсковые испытания образец прошел в 49 году, а в серийное производство АСУ-57 пошла в 51 году. Впервые, открыто можно было увидеть АСУ-57 на параде 1 мая 57 года.

Устройство самоходки АСУ-57
Конструкция корпуса представляет собой короб из сваренных и проклепанных панелей. Носовая часть – два бронелиста, приваренных к бортам корпуса. Нижний бронелист крепится к передней части днища. Корпусные борта, выполненные как вертикальные бронированные листы, соединены с помощью сварки с нишами подвески и бортов, лобовыми щитами. Днище машины изготовлено из дюралюминиевого листа, заклепками соединенного с бронелистами лобового исполнения и нишами в подвесках. Защита боевого отделения – откидные лобовые и бортовые листы. Дюралюминиевый лист, установленный на корме, заклепками крепится к бортам и днищу корпуса. Сверху машина прикрывается брезентовым тентом. МТО расположено в передней части машины, в корме расположили пушку, боезапас, приборы для наблюдения, прицельные приспособления, радиостанцию. Тут же расположены места командира самоходной установки и водителя-механика. Командир при этом исполнял все обязанности заряжающего, наводчика и радиста. Боевое отделение, где располагалось орудие Ч-51 калибра 57 мм, получилось довольно тесным. Ствол пушки моноблочного типа оснастили эжектором и дульным тормозом. Также пушку оснастили клиповым вертикальным затвором, механической полуавтоматикой и люлькой корытообразного типа. Впереди люльки находится труба, в которой размещается гидравлический откатный тормоз и накатник. Позади люльки поместили направляющие для захвата ствола. Люлька и качающаяся часть орудия выполнены на рамке. Механизм подъема выполнен секторного типа. Вертикальные углы от 12 до -5 градусов. Поворотный механизм винтового типа давал возможность, навести орудие по горизонтали от 8 до – 8 градусов. При производстве выстрела с закрытой позиции использовалась панорама, при производстве выстрела с открытой позиции использовался прицел оптического типа ОП2-50. Средняя скорострельность составляла 10 выст/мин. Боезапас орудия – 30 унитарных боеприпасов. Используемые боеприпасы: подкалиберные бронебойно-трассирующие, бронебойно-трассирующие с бронебойностью до 10 сантиметров, осколочно-фугасные с дальностью применения до 6 километров. В 55 году начаты работы по модернизации орудия. Модернизированное орудие получает название Ч-51М. Пушка получила дульный тормоз щелевого типа. Открытие затвора и выброс гильзы стал производиться в конце хода наката. Механизм поворота получил тормозное устройство.

В МТО машины находится 4-х цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением М-20Е. Конструкторы собрали в единый блок, который расположили на 4-х эластичных опорах в МТО, коробку передач, двигатель, бортовые фрикционы. Индивидуальная торсионная подвеска с амортизаторами гидравлического типа расположена на передних узлах. Каждый борт имеет 4-е опорных катка одетых в резину и 2 ролика поддерживающего типа. Последний каток опорного типа выполняет функцию направляющего, для этого он обеспечен винтовым механизмом натяжения. Гусеницы – металлические, имеющие мелкозвенчатое соединение. И, хотя, гусеница получилась довольно узкой, удельное давление самоходка имела крайне низкое, что позволило АСУ спокойно проходить и глубокий снег, и болотные участки. Для внешней связи в АСУ-57 использовали радиостанцию 10РТ-12. Для внутренней связи использовали переговорники танкового типа.

Читать еще:  Статьи Ка-50 - многоцелевой ударный вертолёт

Для транспортировки самоходного орудия использовали самолеты ВТА. Основной носитель был ЯК-14, с которого АСУ-57 десантировали парашютным методом. Команда самоходки десантировалась с подразделениями ВДВ отдельно от самой машины. Для удержания машины внутри самолета в неподвижном состоянии использовали специальное устройство, которое крепилось к узлам подвесок на АСУ. В 59 году Советский союз принимает на вооружение транспортный самолет Ан-12. Это существенно увеличило возможности десантных подразделений при десантировании. Теперь подразделения со своей техникой уверенно вмещались в одном самолете. Самолеты серии Ан-12 оснащались роликовыми транспортерами ТГ-12. Для производства десантирования АСУ-57 использовали специально разработанные платформы парашютного типа. Платформы оснащались многокупольными парашютными системами МКС-5-128Р и МКС-4-127. Платформы получили название ПП-128-500, а немного позже использовали платформу П-7. Один самолет Ан-12Б мог вместить две самоходные установки на ПП. Общий вес АСУ-57 на ПП-128-500 – 5.16 тонны. Самоходное орудие также мог транспортировать тяжелый вертолет, выпущенный в 59 году — Ми-6.

Модификации АСУ-57
54 год. Появляется модификация АСУ-57 – АСУ-57П. Самоходка плавающего типа обеспечивалась герметичным корпусом и модернизированной пушкой. Пушка получила активный дульный тормоз, МТО – форсированный двигатель. Водный движитель был взят с легкого танка – 2 винта гребного типа с приводом от направляющих катков. Однако в серийное производство самоходка АСУ-57П не поступает, скорее всего, из-за успешных разработок новой самоходной пушки для подразделений ВДВ – АСУ-85.

Эксплуатация самоходной установки
Самоходка АСУ-57 была постоянным участником учений ВДВ. Участвовала в учениях с реальным использованием ядерных боеприпасов. Кроме Советского союза, эксплуатировались в Египте, КНР и Польше. Именно испытания АСУ-57, дали цифру в 20g как предельная нагрузка для десантируемой техники. Цифра стала ГОСТом для создания новой техники.

Основные характеристики:
— вес 3.35 тонны;
— команда машины 3 человека;
— длина по орудию 5 метров;
— ширина 2 метра;
— высота 1.5 метра;
— просвет 30 сантиметров;
— тип орудия – нарезное;
— скорость хода до 45 км/ч;
— дальность хода до 250 километров.

АСУ-57

В 1948 году в конструкторском бюро завода № 40 под руководством Н А. Астрова и Д. И. Сазонова была создана САУ «Объект 572», вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, разработанной на базе знаменитой грабинской ЗиС-2.

САУ отличалась малыми размерами и массой, что позволило применить в качестве силовой установки двигатель от Победы.

В апреле 1949 года прототип «Объекта 572» прошёл полигонные, а в июне — войсковые испытания. Весной 1950 года машина была представлена в НИИ ВВС, вместе с тяжёлым транспортным планёром Як-14, предназначенным для её десантирования, но испытания не выдержала из-за ненадёжности выбранного способа фиксации установки в планёре при помощи деревянных клиньев. Лишь летом 1951 года доработанный прототип, с механизмом блокировки подвески в полёте, успешно прошёл повторные испытания, по результатам которых постановлением Совета Министров СССР № 3541-1648сс от 19 сентября 1951 года САУ была принята на вооружение Советской Армии под обозначением АСУ-57.

Серийное производство новой САУ было начато ещё до формального принятия на вооружение, в декабре 1950 года, на заводе № 40, к тому времени переименованном в Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ). В производстве бронекорпусов для АСУ-57 был задействован также завод дробильно-размольного оборудования «Дробмаш», тогда как орудия поставлял завод № 106. Выпуск АСУ-57 продолжался вплоть до 1962 года, в том числе с 1959 года — параллельно с новой СУ-85. Точные данные по числу выпущенных АСУ-57, как и многих других образцов советской послевоенной бронетехники, в опубликованных открытых источниках отсутствуют, однако ряд косвенных данных позволяет определить по крайней мере приблизительные минимальные объёмы производства. Число машин, поставленных в другие страны до 1968 года, указывает на выпуск не менее чем порядка 350—400 САУ, а в том случае, если воздушно-десантные дивизии после завершения этих поставок сохраняли положенное по штату число АСУ-57, которые начали сниматься с вооружения только с поступлением БМД-1 — по меньшей мере порядка 500 машин.

АСУ-57 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в лобовой, и боевого отделения, совмещённого с отделением управления — в кормовой части корпуса. Экипаж САУ состоял из трёх человек: механика-водителя и заряжающего, размещавшихся друг за другом с правой стороны от орудия, и командира, выполнявшего также функции наводчика и радиста и располагавшегося с левой стороны боевого отделения.

АСУ-57 имела дифференцированную противопульную бронезащиту. Корпус САУ, полузакрытого типа, представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собранную из листов броневой стали толщиной 4 и 6 мм, соединявшихся между собой в основном при помощи сварки, а также неброневых дюралюминиевых листов, соединённых с остальными деталями корпуса при помощи клёпки. Лобовое бронирование корпуса состояло из верхнего и нижнего 6-мм носовых бронелистов и ряда бронелистов, образующих крышу моторно-трансмиссионного отделения, имеющую сложную форму, а также 6-мм нижнего лобового бронелиста боевого отделения. Борта корпуса состоят из вертикальных 4-мм бронелистов и по всей длине боевого отделения имеют надгусеничные ниши, собранные при помощи клёпки из 4-мм листов, с применением дюралюминиевых листов на менее ответственных участках. Верхняя часть боевого отделения образована 6-мм верхним лобовым бронелистом и 4-мм бортовыми щитками, могущими откидываться на петлях для уменьшения высоты САУ и улучшения обзора; в таком положении сидящий не пригнувшись экипаж закрыт бронёй приблизительно на уровне плеч. Рациональные углы наклона применены только в лобовом бронировании САУ: верхний носовой лист имеет наклон в 20° к вертикали, лобовые листы боевого отделения — 36°, листы крыши моторно-трансмиссионного отделения — до 65°. Помимо этого, под наклоном в 14° расположены бортовые щитки боевого отделения. Кормовая часть корпуса состоит из штампованного 5-мм дюралюминиевого листа, днище корпуса также образовано цельным дюралюминиевым листом, снабжённым продольными и поперечными балками жёсткости.

Боевое отделение отделялось от моторно-трансмиссионного поперечной перегородкой, кроме этого дополнительные перегородки образовывали в боевом отделении отсеки для кормовых боеукладок и полностью закрытый отсек для заднего топливного бака. Амбразура пушки закрывалась бронезащитой сферического типа, состоявшей из неподвижных, закреплённых на лобовом листе корпуса, и подвижных, закреплённых на стволе орудия бронедеталей. Сиденья членов экипажа крепились к днищу корпуса; сиденья механика-водителя и командира могли регулироваться по высоте, а последнее также и по горизонтали. Высадка и посадка экипажа производились через верх открытой САУ, для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии служили лючки в крыше моторного отделения, нижнем носовом листе и днище корпуса, а также в перегородке между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями. Сверху, и частично — с кормы, боевое отделение открыто, но для защиты от осадков могло закрываться брезентовым тентом со смотровым окошком в задней части.

Читать еще:  Файлы Проект 12322 «Зубр» - малые десантные корабли на воздушной подушке

Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра/4227 мм, в том числе нарезной части 56,91 калибра/3244 мм, оснащённый дульным тормозом; встречающиеся в некоторых источниках сведения о наличии эжектора не соответствуют действительности, узел за дульным тормозом представлял собой муфту для соединения его со стволом. Максимальное давление в канале ствола составляло 304 МПа (3100 кг/см²). Ч-51 оборудовалась дульным тормозом реактивного типа с 34 поперечными щелями, тогда как Ч-51М — двухкамерным дульным тормозом активного типа с эффективностью 68%, имевшим на 750 мм меньшую длину. Затвор орудия — вертикальный клиновой, с полуавтоматикой копирного типа; у Ч-51 открывание затвора и экстракция гильз производились в конце отката, тогда как у Ч-51М — в конце наката. Противооткатные устройства орудия состояли из гидравлического тормоза отката канавочного типа, с тормозом наката игольчатого типа, и пружинного накатника; нормальная длина отката составляет 550—730 мм, предельная — 750 мм. Пушка имела электрический и дублирующий ручной спуск. Техническая скорострельность Ч-51 составляла до 12, практическая прицельная — 7…10 выстрелов в минуту.

Качающаяся часть орудия располагалась в люльке, при помощи горизонтальных цапф устанавливавшейся в рамке. Последняя, в свою очередь, при помощи двух цапф размещалась в сварной опоре, крепившейся, со смещением к левому борту, к лобовому бронелисту, перегородке и днищу корпуса. Приводы наведения пушки — ручные, состоявшие из винтовых подъёмного и поворотного механизмов тянуще-толкающего типа с конической парой. На АСУ-57 ранних выпусков тормозным устройством оснащался только подъёмный механизм, тогда как в поворотный он был введён только с 1954 года. Углы горизонтального наведения орудия составляли ±8°, вертикального наведения — от −5° до +12°; непростреливаемое пространство составляло 11 метров.

Для наведения орудия при стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ОП2-50, имевший увеличение 5,5× и поле зрения в 11°. Прицельные сетки ОП2-50 были рассчитаны на стрельбу бронебойными снарядами на дальность до 2000 метров и осколочными — до 3400 метров; при пониженной освещённости прицельная сетка могла подсвечиваться. Стрельба подкалиберными снарядами осуществлялась по шкалам калиберных бронебойных, но требовала использования таблицы стрельбы. Установка дальности осуществлялась подвижными шкалами прицела, в прицельные сетки входила шкала боковых поправок, могущая также использоваться для грубого определения дальности до цели известных размеров. При стрельбе с закрытых позиций использовался панорамный перископический прицел МП-50, имевший увеличение 3× и поле зрения 12°, и снабжённый диоптрическим визиром, позволяющим дублировать прицел ОП2-50 при стрельбе прямой наводкой. Максимальная дальность стрельбы АСУ-57 с закрытых позиций составляла 6000 метров, по другим данным — 6100 метров.

Боекомплект Ч-51 составлял 30 унитарных выстрелов с цельнометаллическими гильзами. В боекомплект могли включаться выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными и осколочными снарядами, по ассортименту боеприпасов Ч-51 была унифицирована с противотанковой пушкой ЗИС-2, за исключением картечи, САУ не использовавшейся. Кроме этого, запрещалась стрельба бронебойными снарядами со взрывателем МД-5, входившими в боекомплект ЗИС-2. Боекомплект САУ размещался в трёх клипсовых боеукладках с поддонами: горизонтальной на 6 выстрелов — в правой надгусеничной нише, вертикальной на 18 выстрелов — в левом кормовом и вертикальной на 6 выстрелов — в правом кормовом углу корпуса.

Для самообороны экипажа АСУ-57 в первые годы эксплуатации комплектовалась перевозившимся на левом борту боевого отделения 7,62-мм станковым пулемётом СГ-43 или СГМ. Питание пулемёта осуществлялось лентами на 50 или 250 атронов с лёгкими и тяжёлыми общего назначения, трассирующими, зажигательными, бронебойными, бронебойно-трассирующими, бронебойно-зажигательно-трассирующими и пристрелочно-зажигательными пулями. Темп стрельбы СГ-43 составлял 500—700 выстрелов в минуту, боевая скорострельность — 200…250 выстрелов в минуту, дальность эффективной стрельбы — до 1000 метров.

В Вооружённых силах СССР АСУ-57 поступала исключительно на вооружение дивизий Воздушно-десантных войск. С принятием АСУ-57 на вооружение, согласно принятому в 1953 году новому штатному расписанию, на новую САУ был переведён отдельный самоходно-артиллерийский дивизион, ранее вооружавшийся 18 неавиатранспортабельными СУ-76М. По новому штату, в дивизионе имелось 35 АСУ-57 в пяти семиорудийных батареях. С 1959 года и до начала 1960-х годов состав артиллерийских подразделений воздушно-десантной дивизии подвергался неоднократным реорганизациям, но к середине 1960-х годов приобрёл устойчивую штатную структуру. Дивизионный отдельный самоходно-артиллерийский дивизион был перевооружён новыми САУ СУ-85, тогда как АСУ-57 вошли в состав самоходно-артиллерийских батарей воздушно-десантных полков, имевших, по разным данным, 9 или 10 САУ.
В первые годы возможности воздушно-десантных войск по десантированию своих САУ ограничивались несовершенством имевшихся средств доставки, но с принятием на вооружение военно-транспортных самолётов нового поколения боевые возможности войск значительно возросли. В 1961 году в период летнего обучения ВДВ было проведено опытное десантирование парашютно-десантного полка с использованием самолётов Ан-8 и новых парашютно-десантных платформ, в ходе которого, вместе с личным составом полка с индивидуальным оружием, было десантировано 287 различных объектов, включая АСУ-57. По результатам учений был сделан вывод об обеспечении возможности десантирования воздушно-десантной дивизии в полном боевом составе. Проверено на практике это было в 1967 году, когда в ходе учений «Днепр» была высажена 76-я воздушно-десантная дивизия в полном составе, вместе со штатными АСУ-57, высаженными первыми.
В реальных боевых действиях Советской Армией АСУ-57 не использовались. При подавлении Венгерского восстания 1956 года САУ с воздушно-десантными дивизиями не перебрасывались, самой тяжёлой техникой, применявшейся ими, стали четыре автомобиля ГАЗ-63. Хотя до вооружённого столкновения в этом случае не дошло, АСУ-57 использовалась советскими войсками при вводе советских войск в Чехословакию в 1968 году. В частности, несколько САУ были высажены ранним утром 21 августа на аэродроме «Рузине» вместе с частями 108-го парашютно-десантного полка 7-й воздушно-десантной дивизии, которые они поддерживали в дальнейших действиях.

Боевое применение АСУ-57 — 57-мм артиллерийская самоходная установка

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Легкая авиадесантная артиллерийская установка класса противотанковых САУ была разработана в конце 40-х гг. специально для вооружения воздушно-десантных войск. А в 1951 г. установку приняли на вооружение и серийно выпускали до 1962 г. АСУ-57, полузакрытая установка с передним расположением МТО, имела боевое отделение, совмещенное с отделением управления, и расположенное в кормовой части корпуса. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие. Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, которые сваривались между собой.

Читать еще:  Боевое применение Штык к солдатской фузее обр. 1763 г.

САУ АСУ-57 — видео

За счет использования в конструкции сплавов алюминия конструкторы добились уменьшения размеров машины, а также снижения ее массы. Носовая часть была изготовлена из двух броневых листов, сваренных между собой и с бортами корпуса. Передняя часть днища крепилась к нижнему листу. Борта корпуса составляли вертикальные бронелисты, которые были приварены к нишам подвески и бортов, а также к лобовым щитам. Днище корпуса и корма защищались дюралюминиевыми листами. Для удобства экипажа верхние части лобового и бортовых листов делались откидными.

Ходовая часть машины включала три обрезиненных опорных катка, обрезиненное натяжное колесо, являющееся и опорным, со встроенным механизмом натяжения винтового типа, два поддерживающих ролика и звездочки на каждый борт, имеющие по два зубчатых венца с ассиметричным профилем зубьев. Высокую подвижность и проходимость машина получила благодаря гусеничному движителю. Подвеска машины была трубчато-стержневой торсионной с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Металлическая мелкозвенчатая гусеничная цепь шириной 204 мм состояла из 80 траков.

Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м. Максимальный угол подъема достигал 30°. АСУ-57 могла преодолевать и водные препятствия, но только вброд, поскольку не была оснащена плавающим оборудованием. Глубина преодолеваемых бродов не должна была превышать 0,7 м. Удельное давление машины на грунт составляло всего 0,35 кг/см2, что равно давлению на грунт взрослого человека. Транспортировка установки производилась с помощью тяжелых планеров Як-14 и Ил-32, и для избежания раскачки корпуса в этот момент в машине имелось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.

Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е находился поперек корпуса в блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами с ленточными тормозами. Весь блок опирался на четыре эластичные опоры и крепился всего четырьмя болтами, что обеспечивало в случае необходимости его легкую и быструю замену. В передней части корпуса находились водяной и масляный радиаторы, а также вентилятор с приводом.

Самоходная установка АСУ-57 имела мощное вооружение. В боевой рубке устанавливалась длинноствольная 57-мм пушка 4-51. Здесь на надгусечных полках размещались аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП. Пушка была оборудована двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Она имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа и корытообразной люлькой, смонтированной на рамке. Ведение огня с закрытых позиций осуществлялось с помощью артиллерийской панорамы. При стрельбе прямой наводкой использовался оптический прицел ОП2-50 с подсветкой в ночное время суток и при неудовлетворительной видимости. Боекомплект орудия включал в себя 30 унитарных, или соединенных с гильзой, снарядов трех типов: подкалиберных бронебойных, кумулятивных и осколочных гранат. Скорострельность составляла 6—10 выстрелов в минуту.

С 1955 г. АСУ-57 стала оснащаться новой модернизированной пушкой Ч-51М с щелевым тормозом, при котором открывание затвора и вытяжка гильз осуществлялась в конце наката, поворотный механизм был оснащен тормозным устройством. На АСУ-57 было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-47 на три абонента, радиостанция 10-РТ-12, находящаяся в боевом отделении и обеспечивающая связь на расстоянии до 20 км, и прибор ночного видения.

На базе АСУ-57 было создано еще две машины. АСУ-57П — плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка. Машина появилась в 1954 г. Ее силовая передача включала коробку отбора мощности с приводом на гребной винт, находящийся в нише днища. Сначала конструкторы оснастили машину двумя гребными винтами с приводом от направляющих колес. Это обеспечивало замечательную маневренность на воде, однако гусеницы при этом не отключались, при выходе на берег двигатель работал на низших передачах, поэтому ему не хватало тяги. Более успешным оказался вариант, уже испытанный на легком довоенном танке Т-40, где винт с рулем в потоке располагались в туннеле. Система охлаждения дополнительно оснащалась теплообменником, обеспечивающим при движении на плаву отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, отходящую от гребного винта.

Кроме того, на АСУ-57П была установлена пушка Ч-51П, усовершенствованный вариант Ч-51М, в котором труба соединялась с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизмом полу автоматики и подъемным устройством.
Этот улучшенный вариант АСУ-57П так не был принят на вооружение. Не последнюю роль в этом сыграли довольно слабая защищенность, удовлетворение потребностей вооруженных сил в таком роде машин за счет уже серийно выпускавшихся АСУ-57, а также появление к тому моменту уже более мощной машины СУ-85.

АСУ-57 КШМ десантировалась с помощью планера ЯК-14 и на протяжении нескольких лет являлась единственной в мире самоходкой, сбрасываемой на парашюте.

Тактико-технические характеристики АСУ-57

— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, совмещённое управления и боевое сзади
— Производитель: ММЗ
— Годы разработки: 1948—1950
— Годы производства: 1950—1962

Экипаж: 3 человека

Вес АСУ-57

— Боевая масса, т: 3,35

Габаритные размеры АСУ-57

— Длина корпуса, мм: 3480
— Длина с пушкой вперёд, мм: 5750
— Ширина, мм: 2086
— Высота, мм: 1460 (по тенту), 1180 (с опущенными щитками)
— Клиренс, мм: 300

Бронирование АСУ-57

— Тип брони: стальная катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 6 / 65°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 20°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6
— Борт корпуса, мм/град.: 4 / 0°
— Корма корпуса, мм/град.: 6 (неброневой дюралюминий)
— Днище, мм: неброневой дюралюминий
— Лоб рубки, мм/град.: 6 / 36°
— Борт рубки, мм/град.: 4 / 15°
— Корма рубки, мм/град.: открытая
— Крыша рубки, мм/град.: открытая

Вооружение АСУ-57

— Калибр и марка пушки: 57-мм Ч-51
— Тип пушки: нарезная полуавто­матическая
— Длина ствола, калибров: 74,16
— Боекомплект пушки: 30

— Углы ВН, град.: −5…+12
— Углы ГН, град.: ±8
— Прицелы: перископический ОП2-50, панорамный перископический прицел МП-50

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГ-43 или СГМ

Двигатель АСУ-57

— Тип двигателя: М-20Е
— Мощность двигателя, л. с.: 55

Скорость АСУ-57

— Скорость по шоссе, км/ч: 45
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25

— Запас хода по шоссе, км: 250
— Удельная мощность, л. с./т: 16,4
— Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,35

— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,5
— Преодолеваемый ров, м: 1,4
— Преодолеваемый брод, м: 0,7

Фото САУ АСУ-57

САУ АСУ-57 в Чехословакии. 1968 год.

САУ АСУ-57 на парашютной платформе ПП-127-3500

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector