0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение А-60 — лазерный комплекс воздушного базирования

Новый боевой самолет России А-60 сможет уничтожать объекты противника с помощью лазеров

Боевой самолет России А-60 / Фото: i.ytimg.com

Новый российский боевой самолет А-60 сможет уничтожать объекты противника с помощью высокоточного лазера. Об этом сообщил в субботу ТАСС советник первого заместителя генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Ростех), разрабатывающего его бортовой комплекс обороны, Владимир Михеев.

По словам В. Михеева, оружие А-60 будет настолько мощным, что от него придется защищать и сам самолет. «Мы понимаем, что авионику данного самолета необходимо дорабатывать под те задачи, для которых он предназначен. Так как этот самолет будет иметь на борту силовые лазеры, мы должны защитить все системы жизнеобеспечения воздушного судна от воздействия собственного оружия», — пояснил он.

По словам специалиста, на любом летательном аппарате подавляющее большинство авионики производится КРЭТ. Новый самолет является сугубо специальным, поэтому на его борту будет мощная система электропитания и защиты от радиоэлектронного воздействия противника.

Кроме того, добавил В. Михеев, «этот самолет будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения». «Я думаю, что на нем будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами «Витебска», «Хибин» и целого ряда других систем для эффективной защиты», — добавил собеседник агентства.

Ранее источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения. По его словам, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60. По данным СМИ, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ «Сокол-Эшелон».

Попытки создать летающий лазер предпринимались еще в советское время. Первый экземпляр самолета А-60, созданного на базе Ил-76МД, поднялся в воздух в 1981 году. Несколько лет назад СМИ сообщали, что проект был возобновлен.

Работы над авиационным лазером велись и в США, однако в конце 2011 года программа, в рамках которой был создан экспериментальный боевой самолет Boeing YAL-1, была свернута.

В середине 70-х годов ОКБ было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны. Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.

Поэтому с 1977 г. в ОКБ начинается создание летающей лаборатории изделие «1А» для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз».

Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором в интересах размещения специального оборудования были проведены глубокие доработки сильно изменившие внешний вид самолета. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу специального комплекса. В связи с большим энергопотреблением также пришлось заменить штатную ВСУ. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой.

За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.() Ф4а() Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым. 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2». На ее борту размещался новый вариант специального комплекса, модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».

Читать еще:  Файлы Проект 1166.1 "Гепард" - малые противолодочные корабли

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова, выпускавший А-50 и противолодочные самолеты Ту-142.

О ходе испытаний отечественного боевого лазера ничего не известно, поскольку они были совершенно секретными. Единственно что пока можно сказать, что было выполнено несколько десятков работ по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того выполнялись стрельбы по и мишени Ла-17. Эту машину по некоторым сведениям ждала незавидная участь — самолет сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (Подмосковье)

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда «Бегом от машины!» Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета). Возможно был еще один самолет А-60, который в 1993 г. в г.Таганроге стоял подготовленный к разделке.

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором по этой теме является Н.А. Степанов.

bmpd

21 мая в Таганроге состоялся «День открытых дверей» на ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева». На нем были представлены образцы авиационной техники разработки ТАНТК. Наибольший резонанс вызвала первая демонстрация для открытой публики образца экспериментального боевого лазерного комплекса воздушного базирования (летающей лаборатории) А-60, работы над которым были возобновлены ТАНТК в интересах Министерства обороны России несколько лет назад после длительного перерыва. Продемонстрированный второй летный прототип А-60 (летающая лаборатория «1А2») был немедленно в подробностях отснят споттерами.

Создание советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г.М. Бериева), который тогда после свертывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения. Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования, как можно судить, рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии КН.

Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение А-60 и в качестве базы для него используется транспортный самолет Ил-76МД, переоборудование которых осуществляется в Таганроге. Заместителем главного констркутора на ТМЗ по комплексу А-60 был В.Д. Заремба, ведущим конструктором по самолету был Ю.А. Бондарев. Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ «Алмаз» (ныне в составе Концерна ПВО «Алмаз-Антей») и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно, газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности.

В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа А-60 — летающей лаборатории «изделие 1А» для отработки основных технических решений комплекса. Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со «специальной аппаратурой» (предположительно, РЛС обнаружения и наведения и лазерная система наведения) . По бокам фюзеляжа под обтекателями были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса. Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещенными в верхней части фюзеляжа за центропланом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Читать еще:  Патрон 10х23 травматический

Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 года экипаж, возглавляемый летчиком-испытателем Е.А. Лахмостовым. Лазерный комплекс был смонтирован на самолете в 1983 году. Огневые испытания лазерного комплекса с борта «1А» были начаты в 1984 году. Известно, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того, выполнялись стрельбы по воздушной мишени Ла-17. Производились ли стрельбы по космическим объектам — в открытых источниках умалчивается.

В 1989 году летающая лаборатория «1А» (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой. Сообщается, что пожар возник при попытке технического состава слить для «внутреннего употребления» спирт из системы охлаждения, находившейся под током.

Тем временем на ТМЗ был построена вторая летающая лаборатория «изделие 1А2» с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведенных на «1А». В качестве базы для «1А2» был использован самолет Ил-76МД (серийный номер 0013430893), который получил тот же регистрационный номер СССР-86879. Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полет «1А2» состоялся уже в смутные дни агонии Советского Союза — 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П. Демьяновским.

Распад СССР и резкое сокращение военных расходов предопределили тогдашнюю судьбу программы А-60 — в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт «1А2» поставлен на прикол в Таганроге. ТАНТК продолжал в последующее десятилетие вялые работы по А-60 в инициативном порядке.

Улучшение финансирования Вооруженных сил России в последние годы позволило вернуться к ряду амбициозных советских военных программ, в число которых вошла и А-60. Видимо, определенным стимулом к этому послужило и продолжение работ в США над боевым лазером воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоракетного назначения. По имеющимся данным, решение о возобновлении работ над А-60 было принято в 2005 году, и комплекс был включен в Государственные программы вооружений на 2007-2015, а затем и на 2011-2020 годы. В последние несколько лет ТАНТК получал весьма обширное финансирование по программе А-60.

Это позволило восстановить, отремонтировать и модернизировать летающую лабораторию «1А2» (нынешняя регистрация RA-86879), которая получила, видимо, обновленный лазерный комплекс, смонтированный теперь в характерном горбобразном обтекателе в верхней части фюзеляжа за центропланом. В 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы летных испытаний «1А2». Главным конструктором — заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н.А. Степанов .

Судя по эмблеме на борту «1А2», отработка комплекса А-60 проводится в рамках опытно-конструкторской работы «Сокол-Эшелон». Упоминание об ОКР «Сокол-Эшелон» в открытых источниках впервые встречается в годовом отчете «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» за 2005 год, а в последующем мелькало в последующих годовых отчетах Концерна и в отчетности и пресс-релизах ряда других оборонных предприятий и НИИ (в частности, НИИКИ ОЭП в Сосновом Бору). Как можно судить, основной целевой задачей комплекса А-60 рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь, раннего предупреждения) перспективной системы противоракетной обороны США. В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала «Военный Парад» , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что «лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ( «Сокол-Эшелон» ) войдет в перспективную систему ПВО».

21 мая 2011 года летающая лаборатория «1А2» ( RA-86879) была представлена на «Дне открыттых дверей» в ТАНТК, что позволило споттерам сделать ее многочисленные подробные снимки.

MilitaryRussia.ru — авиационный лазерный комплекс А-60 / 78Т6 / Дрейф (обновление и видео)

Многие СМИ достаточно одиозно подают тему авиационного лазерного комплекса А-60 и потому хотелось бы в теме обозначить некоторые рамки.

Эскизный проект ОКР авиационного комплекса «Дрейф» на базе самолета-лаборатории Ил-76 ЦКБ «Алмаз» («Разработки ЦКБ «Алмаз» 1947-1977 г.г.).

Читать еще:  Боевое применение Тесак пехотный солдатский обр. 1798 г.

А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, осень-зима 2010 г. (http://russianplanes.net).

— 1989 г. — самолет 1А находится на аэродроме ГК НИИ ВВС Чкаловский, в 1989 г. самолет сгорел при пожаре на земле. Самолет с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда «Бегом от машины!» Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

Экипаж и специалисты у ЛЛ1А2 после выполнения 1-го испытательного полета. Слева-направо: Карачунский В. В., Андреев М. Г., Сердюков В. И., Заремба В.Д., Бабич К. В., Шкондин Д. Ф., Демьяновкий В. П., Калюжный Г. Г., Твердохлеб Л. В. 29 августа 1991 г. (Газета «Стрела», ГСКБ «Алмаз-Антей», №4 / 2014 г.).

С 2003 г. начата ОКР «Сокол-Эшелон» («Сокол-В»), головной исполнитель — концерн ПВО «Алмаз-Антей», соисполнитель по созданию опытного СО-лазера — КБ химавтоматики (г.Воронеж). В ходе выполнения ОКР предполагаются испытания опытной лазерной установки с СО-лазером. По состоянию на 2011 г. (см.источник) КБХА ведет выпуск конструкторской документации, проводятся работы по изготовлению и испытаниям отдельных узлов и агрегатов установки, в кооперации с другими предприятиями изготавливается опытная материальная часть, на стендах проводятся экспериментальные работы по подтверждению основных физических принципов работы установки. В рамках ОКР «Кильблок» разрабатывается промышленная технология комплексных наземных испытаний установки. Завершение ОКР предполагается в 2015 году .

Фактически работы по ОКР «Сокол-Эшелон» — создание и испытание экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 — начаты концерном ПВО «Алмаз-Антей» в 2005 г. Позже (в 2011 г.) эмблема ОКР обнаружена на самолете А-60 / 1А2. 2 сентября 2006 г. с ТАНТК им.Бериева в/ч 21055 заключила контракт на проведение НИР «Дуэлянт» — испытания модернизированного экспериментального лазерного комплекса с самолетом 1А2. По неподтвержденным официально данным, испытательные полеты самолета велись до 2009 г. как минимум. Это подтверждается Годовымо отчетом ГСКБ «Алмаз-Антей» за 2011 г. согласно которому НИР «Дуэлянт» была завершена в 2009 г. Хотя позже и сообщалось, что в 2011 г. велись испытания по НИР «Дуэлянт» (источник). В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала «Военный Парад» , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что «лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ( «Сокол-Эшелон» ) войдет в перспективную систему ПВО» (источник).

К лету 2011 г. самолет находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге и по слухам готовится к демонтажу специального оборудования и списанию. Всего было построено два экзепмляра, второй самолет несколько отличается конструктивно от первого.

Соответственно, думаю, примерно ясно что такое «авиационный лазерный комплекс А-60»? Это экспериментальная машина предназначенная в прошлом для поражения аэростатов, а так же испытывавшаяся по аэродинамическим летающим мишеням с неизвестными результатами, а позже предназначенная для лазерной локации летательных аппаратов и для засветки оптического оборудования означенный летательных аппаратов.

Испытания по поражению объектов лазерным лучем велись, ведутся и будут вестись, но возьмите учебник физики и посчитайте сколько электростанций или топлива надо возить на своем горбу чтобы поразить с имеющимися сейчас возможностями по фокусировке малогабаритный и термостойкий объект типа боеголовки баллистической ракеты. Думаю, что в ближайшие 20-30 лет это нереально. Так что, эксперименты будут — оружия пока не будет.

И очередной видеоролик от MilitaryRussia про А-60.

. эта и другие новости по возможности и не всегда оперативно на

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector